В каких пределах осуществляют свою деятельность мировые судьи упк

Обновлено: 30.06.2024

Районный (городской) суд – орган судебной власти Российской Федерации, который входит в систему судов общей юрисдикции. Районный (городской) суд осуществляет судебную власть на уровне субъекта. В иерархической структуре районный (городской) суд стоит ниже областного суда, но находится выше судебных участков мировых судей. Районные суды образуются в районах, районах городов (для крупных городов) и городах на всей территории России.

Компетенция Районного суда

Районный суд является судом первой инстанции для большинства уголовных, гражданских и административных дел.

Районный суд является судом апелляционной инстанции в отношении мировых судей.

Районные суды не рассматривают лишь те уголовные и гражданские дела, дела об административных правонарушениях, ко­торые в соответствии с законом относятся к ведению других судов общей юрисдикции (краевых, областных, военных судов, мировых судей и т. п.) или арбитражных судов.

Районным судам приходится также принимать решения по многим вопросам, возникающим до и после судебного разбирательства уголовных дел, при их возбуждении, в ходе расследования, проверки законности, обоснованности и справедливости приговоров, а также в процессе исполнения вступивших в законную силу приговоров.

На районные суды также возложено рассмотрение жалоб, связанных с принятыми решениями по делам об административных правонарушениях.

Районные суды призваны проверять законность и обоснованность наложения администра­тивных наказаний как мировыми судьями, так и другими органами и должностными лицами (см. ст. 30.1 КоАП).

В связи с этим и принято считать что, районные суды являются основным звеном судебной системы

Отметим, что решения (приговоры) районного суда, вынесенные им по первой инстанции, но не вступившие в силу, могут быть обжалованы в апелляционном порядке в суде общей юрисдикции уровня субъекта РФ.

Организация районных судов

Организация районных судов определяется:

Законом о судебной системе;

Законом о судах общей юрисдикции в Российской Федерации;

Законом о статусе судей и другим законодательством.

Порядок создания и упразднения судов этого уровня определен Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации".

Принципы деятельности районных судов

Деятельность районных судов по осуществлению правосудия проводится в соответствии с принципами, общими для всех органов судебной власти РФ.

Такими принципами являются:

единство судебной системы;

обязательность судебных постановлений;

несменяемость и неприкосновенность судей;

равенство всех перед законом и судом;

гласность в деятельности судов;

самостоятельность судов и независимость судей.

Полномочия районных судов

В соответствии со статьей 21 ФКЗ от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляет другие полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом.

Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

В соответствии со ст. 34 ФКЗ "О судах общей юрисдикции" районный суд рассматривает:

все уголовные, гражданские и административные дела в качестве суда первой инстанции (по подсудности).

дела об административных правонарушениях.

апелляционные жалобы, представления на решения мировых судей, действующих на территории соответствующего судебного района.

дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Таким образом, в настоящее время районные суды перестали быть судами лишь первой инстанции.

То есть районные суды уполномочены выполнять функции трех судебных инстанций:

второй (апелляционной) инстанции;

инстанции, проверяющей законность, обоснованность и справедли­вость вступивших в силу приговоров и иных судебных решений в слу­чаях выявления новых или вновь открывшихся обстоятельств.

Полномочия судей районных судов

Полномочия судей районных судов при осуществлении ими правосудия конкретизированы в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации (УПК РФ), Гражданско-процессуальном кодексе Российской Федерации (ГПК РФ), Кодексе Российской Федерации об административных правонарушений (КоАП РФ), иных нормативных актах.

Состав районных судов

Районный суд состоит из федеральных судей, которые назначаются на должность указами Президента РФ в соответствии с порядком, установленном на законодательном уровне.

В соответствии со статьей 33 ФКЗ "О судах общей юрисдикции" районный суд формируется в составе:

председателя районного суда;

его заместителя (заместителей);

судей районного суда, назначаемых на должность в количестве, достаточном для обеспечения права граждан, проживающих на территории судебного района, на доступность правосудия.

Таким образом, в каждом районном суде есть председатель и заместитель председателя, назначаемые Президентом РФ сроком на 6 лет.

При этом, одно и то же лицо может быть назначено председателем (заместителем председателя) одного и того же суда неоднократно, но не более двух раз подряд.

В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, федеральным законом в составе районного суда может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда.

Постоянное судебное присутствие районного суда является обособленным подразделением суда и осуществляет его полномочия.

Аппарат районного суда

Аппарат районного суда обеспечивает деятельность судей по совершению правосудия и состоит из:

помощников председателя суда, помощников заместителя председателя и помощников судей;

начальников отделов (общий отдел, отделы по обеспечению судопроизводства по гражданским и уголовным делам);

специалистов и консультантов;

секретарей судебного заседания;

администратора суда, подчиняющегося непосредственно председателю и не включённого в штат суда;

технического персонала по обслуживанию зданий суда.

Функции председателя районного суда

Председатель районного суда выполняет следующие функции:

председательствует в судебных заседаниях;

распределяет другие обязанности между судьями;

назначает судей в качестве председательствующих в судебных заседаниях;

руководит работой аппарата суда;

организует работу по распространению правовых знаний и разъяснению законодательства;

руководит изучением и обобщением судебной практики и ведением судебной статистики;

организует работу по повышению квалификации работников суда;

вносит представления в государственные органы, общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий, способствовавших совершению правонарушений;

ведёт личный приём, организует работу суда по приёму граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб;

осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

В случае, если районный суд состоит из одного федерального судьи, он одновременно исполняет полномочия председателя этого суда.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

. . Впоследствии он обратился в Кировский районный суд с исковым заявлением к АО . в вышеуказанном размере. Решением Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 16.03 . общества обжаловала его в Первомайском районном суде города Ижевска. Решением судьи постановление . виновным. Оценив представленные доказательства, судья районного суда пришел к выводу об обоснованности .

. 22-1297/2014, Приговор Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от 05 . надлежащего документального оформления (Приговор Яранского районного суда Кировской области от 28.12 . по собственникам (Приговор Яранского районного суда Кировской области от 28.12 . по собственникам (Приговор Яранского районного суда Кировской области от 28.12 . других участников (Приговор Яранского районного суда Кировской области от 28.12 . , например, в Приговоре Яранского районного суда Кировской области от 28.12 .

. производилась такая оплата, обратилась в районный суд. По ее мнению, работодателем неверно . должностной инструкцией. В Решении Октябрьского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от .

. 33-1200/2018, решение Олонецкого районного суда Республики Карелия от 12.03 . 2-164/2018, решение Вилегодского районного суда Архангельской области от 26.04 .

. 33-1840/2015, решение Кировского районного суда г. Саратова Саратовской области от . 12-88/2015, решение Центрального районного суда г. Омска Омской области от . 21-396/2016, решении Октябрьского районного суда г. Самары Самарской области от . отметим, что в решении Октябрьского районного суда г. Архангельска Архангельской области от .

. взносов. Смотрите также решение Ленинского районного суда г. Ярославля от 24.06 . суды, смотрите, например, решение Ленинского районного суда г. Нижнего Тагила от 20 . 2-957/2012, решение Центрального районного суда г. Читы от 03.12 .

. взносов. Смотрите также решение Ленинского районного суда г. Ярославля от 24.06 . суды, смотрите, например, Решение Ленинского районного суда г. Нижнего Тагила от 20 . 2-957/2012, Решение Центрального районного суда г. Читы от 03.12 .

. рассматриваются в порядке искового производства районными судами по месту жительства работника, либо . г. Во исполнение решения Ленинского районного суда от 20.12.2019 по .

В процессе рассмотрения уголовного дела судом принимается множество процессуальных решений, которые наряду с производимыми процессуальными действиями и формами волеизъявления участвующих лиц составляют содержание судебного разбирательства. Поводом для принятия любого из таких решений может быть как собственная инициатива суда, так и ходатайство стороны.

Согласно части 1 ст. 256 УПК РФ все подобные решения, принимаемые ходе судебного разбирательства, за исключением приговора (вердикта присяжных заседателей), выносятся в двух основных процессуальных формах:

– в форме определения;

– в форме постановления.

Так, определениями оформляются процессуальные решения, принимаемые в первой инстанции коллегиальным составом суда, т. е. тремя федеральными судьями.

В свою очередь, постановлениями оформляются процессуальные решения, принимаемые в первой инстанции единолично мировыми или федеральными судьями. При этом следует учитывать, что все текущие решения, принимаемые председательствующим в процессе рассмотрения уголовного дела с участием присяжных заседателей, также выносятся в форме постановлений.

Законодатель предусматривает два различных порядка вынесения постановлений и определений в ходе судебного разбирательства уголовного дела:

Так, при тайном порядке решения принимаются судом в совещательной комнате и излагаются в виде отдельного процессуального документа, подписываемого судьей (при рассмотрении дела единолично) или судьями (при коллегиальном составе суда). УПК РФ не регламентирует какого-то специального процессуального порядка совещания судей при вынесении постановлений или определений решений в совещательной комнате. Следовательно, в этом случае судьи должны руководствоваться правовой аналогией и использовать правила, установленные для постановления приговора (ст. 301 УПК РФ).

Тайный порядок установлен для принятия наиболее важных и ответственных судебных решений, а именно: а) о возвращении уголовного дела прокурору в соответствии со статьей 237 УПК РФ; б) о прекращении уголовного дела; в) об избрании, изменении или отмене меры пресечения в отношении подсудимого; г) о продлении срока его содержания под стражей; д) о судебном разбирательстве в отсутствие подсудимого, находящегося за пределами Российской Федерации; е) об отводах; ж) о назначении судебной экспертизы (ч. 2 ст. 256 УПК РФ). Остальные процессуальные решения могут быть приняты в тайном порядке по собственному усмотрению суда.

Гласный порядок предполагает вынесение постановления или определения прямо в зале суда с занесением его содержания в протокол судебного заседания. Данная процедура используется для принятия всех остальных текущих судебных решений.

При этом независимо от тайного или гласного порядка все принятые судом процессуальные решения подлежат обязательному оглашению в судебном заседании.

По своему содержанию решения, принимаемые в ходе судебного разбирательства уголовного дела, можно условно подразделить на следующие группы:

1) решения, временно прерывающие судебное разбирательство (об отложении судебного разбирательства; о перерыве в судебном заседании);

2) решения, завершающие все судебное разбирательство или какую-либо его часть (постановления и определения о прекращении уголовного дела (как всего, так и в какой-либо части) и о прекращении уголовного преследования в отношении отдельных подсудимых, а также приговор);

3) решения, характеризующие переход уголовного дела с одного этапа судебного заседания на другой, например об окончании судебного следствия, о возобновлении судебного следствия, об удалении в совещательную комнату для постановления приговора и т. д.;

4) решения об избрании, изменении или отмене меры пресечения и о продлении сроков содержания подсудимых под стражей;

5) решения о порядке исследования доказательств;

6) решения о производстве отдельных процессуальных действий или приобщении документов (о приводе свидетеля или потерпевшего; о производстве судебных действий; о назначении судебных экспертиз и т. д.);

7) решения, устанавливающие, изменяющие или прекращающие процессуальный статус участников судебного заседания (об отводах, о назначении или замене защитника, о признании гражданским истцом, о вызове свидетеля и т. д.);

8) решения о мерах обеспечения порядка в зале судебного заседания;

9) решения об отказе в удовлетворении ходатайств.

При этом на некоторых судебных решениях следует остановиться более подробно.

Отложение судебного разбирательства. Перерыв в судебном заседании

В соответствии со статьей 253 УПК РФ отложение судебного разбирательства допускается на определенный срок в следующих случаях:

а) при неявке в судебное заседание подсудимого, обвинителя, защитника или кого-либо еще из вызванных лиц, если это препятствует дальнейшему рассмотрению уголовного дела. В этом случае судом принимаются меры по вызову или приводу данных участников;

б) при необходимости получения новых доказательств, в том числе производства судебной экспертизы и истребования новых документов. В данной ситуации суд принимает меры, направленные на получение этих доказательств.

Об отложении судебного разбирательства суд выносит определение или постановление, в котором обязательно должно быть указано время возобновления судебного разбирательства. После возобновления судебного разбирательства суд продолжает слушание с того момента, с которого оно было отложено.

Отложение судебного разбирательства следует отличать от перерыва в судебном заседании. Такие перерывы необходимы для отдыха участников и обусловлены не процессуальными основаниями, а установленными трудовым законодательством рабочим временем и временем отдыха.

Приостановление судебного разбирательства

Приостановление судебного разбирательства в отношении отдельного подсудимого допускается:

– если подсудимый скрылся, за исключением случаев нахождения подсудимого за пределами Российской Федерации, предусмотренных частью 5 ст. 247 УПК РФ;

– если у подсудимого обнаружено психическое расстройство или иное тяжелое заболевание, исключающее возможность его участия в судебном заседании.

В этих случаях суд своим определением или постановлением приостанавливает производство в отношении этого подсудимого соответственно до его розыска или выздоровления и продолжает судебное разбирательство в отношении остальных подсудимых. Если же раздельное судебное разбирательство препятствует рассмотрению уголовного дела, то все производство по нему приостанавливается, а суд выносит определение или постановление о розыске скрывшегося подсудимого.

При нахождении подсудимого за пределами Российской Федерации в случаях, предусмотренных частью 5 ст. 247 УПК РФ, по ходатайству сторон судебное разбирательство не приостанавливается, а уголовное дело рассматривается в отсутствие подсудимого.

Прекращение уголовного дела (уголовного преследования) в судебном заседании

В соответствии со статьей 254 УПК РФ прекращение уголовного дела (уголовного преследования) в судебном заседании допускается:

– при наличии оснований для прекращения уголовного дела или уголовного преследования, предусмотренных пунктами 3–6 ч. 1 и частью 2 ст. 24, а также пунктами 3–6 ч. 1 ст. 27 УПК РФ;

– при наличии оснований для прекращения уголовного дела или уголовного преследования, предусмотренных статьями 25 и 28 УПК РФ;

– при отказе государственного или частного обвинителя от поддержания обвинения в судебном заседании в соответствии с частью 7 ст. 246 или частью 3 ст. 249 УПК РФ.

О прекращении уголовного дела (уголовного преследования) суд выносит мотивированное определение или постановление, которое, в свою очередь, может быть обжаловано в апелляционном или кассационном порядке.

Решение об избрании, изменении или отмене меры уголовно-процессуального пресечения

В ходе рассмотрения уголовного дела в первой инстанции суд по собственной инициативе или по ходатайству стороны вправе своим постановлением или определением избрать, изменить или отменить ранее избранную в отношении подсудимого меру уголовно-процессуального пресечения (ч. 1 ст. 255 УПК РФ). Подобное решение принимается судом при наличии оснований, предусмотренных статьей 97 УПК РФ и с учетом обстоятельств, указанных в статье 99 УПК РФ.

Решение суда об избрании, изменении или отмене меры пресечения может быть принято только с учетом мнения сторон и на основании представленных ими соответствующих доказательств.

На необходимость исследования представленных сторонами обвинения и защиты доказательств, подтверждающих наличие или отсутствие оснований применения к подсудимому меры пресечения, неоднократно обращал внимание и Конституционный Суд (см., например, постановление от 22 марта 2005 г. № 4-П).

Как и в досудебном производстве, законодатель в частях 2 и 3 ст. 255 УПК РФ устанавливает определенные процессуальные сроки содержания подсудимого под стражей, а также порядок их продления (см. главу 9).

Мировые судьи субъектов Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции и входят в единую судебную систему Российской Федерации.

Мировые судьи являются носителями судебной власти, обладают единым с федеральными судьями правовым статусом. При осуществлении правосудия они независимы и подчиняются только Конституции РФ, федеральным законам, конституции (уставу) и законам соответствующего субъекта Федерации. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны. Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Порядок осуществления правосудия мировыми судьями устанавливается федеральным законом, а в части, касающейся осуществления правосудия по делам об административных правонарушениях, может устанавливаться также законами субъекта Федерации.

Вступившие в силу постановления мировых судей, а также законные требования и распоряжения, поручения, вызовы и другие обращения, вынесенные в пределах их компетенции, обязательны для всех без исключения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.

Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации.

Судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 30 тыс. чел. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тыс. создается один судебный участок. Однако закон устанавливает, что судебный участок или должность мирового судьи не могут быть упразднены, если отнесенные к компетенции этого мирового судьи дела не были одновременно переданы в юрисдикцию другого судьи или суда.

Мировые судьи назначаются (избираются)представительным органом государственной власти субъекта

Федерации либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Федерации.

Порядок назначения (избрания) мировых судей устанавливается отдельным законом субъекта Федерации. Получение власти вершить правосудие непосредственно от населения судебного участка в наибольшей мере способствует обеспечению самостоятельности мирового судьи - наиболее приближенного к населению звена судебной системы, его авторитету, независимости от местных органов власти и управления. При таком порядке стимулируется участие населения в формировании указанных судебных органов и контроле за их деятельностью.

Для мировых судей Федеральный закон устанавливает определенные изъятия из принципа несменяемости.

Мировой судья назначается (избирается) на срок, установленный законом соответствующего субъекта Федерации, но не более чем на 5 лет. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе вновь выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность. При повторном и последующих назначениях (избраниях) на должность мирового судьи он назначается (избирается) на срок, устанавливаемый законом соответствующего субъекта Федерации, но не менее чем на 5 лет (ст. 7 Закона о мировых судьях).

В случае временного отсутствия мирового судьи председатель соответствующего районного суда передает дела, поступающие на рассмотрение этого мирового судьи, другому мировому судье либо принимает указанные дела в производство районного суда.

• уголовные дела о преступлениях, за совершение которых минимальное наказание не превышает 3-х лет лишения свободы, подсудные ему в соответствии с ч.1 ст. 31 УПК РФ;

• дел о выдаче судебного приказа;

• дел о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

• дел о разделе между супругами совместно нажитого имущества;

• иных дел, возникающих из семейно-правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка;

• дел по имущественным спорам при цене иска, не превышающей 500 минимальных размеров

оплаты труда, установленных законом на момент подачи заявления;

• дел, возникающих из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе;

• дел об определении порядка пользования земельными участками, строениями и другим недвижимым имуществом;

Все эти дела МС рассматривает единолично. Судопроизводство по уголовным, гражданским и административным делам осуществляется мировым судьей в порядке, установленном ГПК, УПК, АПК.

Со стороны федерального районного суда, который является непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного округа, должен осуществляться судебный надзор за применением мировыми судьями материального и процессуального законов. Законом о мировых судьях установлено, что до назначения (избрания) на должность мировых судей дела, относящиеся к их компетенции, рассматриваются районными судами.

Районный суд уполномочен рассматривать дела ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств в отношении решений, принятых мировым судьей по первой инстанции и вступивших в силу (п. 1. ч. 1 ст. 417 УПК). В зале судебных заседаний мировых судей помещаются Государственный флаг РФ и изображение Государственного герба РФ, а также может устанавливаться флаг и помещаться изображение герба соответствующего субъекта РФ. При осуществлении правосудия мировой судья заседает в мантии или имеет другой отличительный знак своей должности, предусмотренный законом соответствующего субъекта Федерации.

Определяя территориальную подсудность при рассмотрении в ходе исполнения приговора тех или иных вопросов, законодатель использовал следующие понятия: 1) "по месту отбывания наказания осужденным" (ч. 3 ст. 396 УПК; 2) "по месту применения принудительных мер медицинского характера" (ч. 3 ст. 396 УПК); 3) "по месту жительства осужденного" (ч. 4 ст. 396 УПК); 4) "по месту задержания осужденного" (ч. 4.1 ст. 396 УПК); 5) "по месту жительства лица, отбывшего наказание" (ч. 1 ст. 400 УПК).

Анализ норм отечественного уголовно-процессуального закона позволяет сделать вывод о том, что законодатель, определяя компетенцию судей по разрешению вопросов исполнения приговора, подошел к этому дифференцированно. Он разграничил компетенцию судей в зависимости от того, какой конкретно возник вопрос при обращении приговора к исполнению или в ходе фактического его исполнения. Вопросы компетенции мирового судьи в стадии исполнения приговора напрямую регулируются лишь ч. 1 ст. 396, ст. 398, 400 УПК. Уголовно-процессуальный закон наделил правом рассмотрения определенного перечня вопросов суд, постановивший приговор, в том числе мирового судью. Представляется, что перечень этих вопросов следует признать исчерпывающим.

В связи с этим мировые судьи в порядке исполнения приговора вправе рассматривать по делам, отнесенным к их предметной подсудности, лишь следующие вопросы: 1) о возмещении вреда реабилитированному, восстановлении его трудовых, пенсионных, жилищных и иных прав в соответствии с ч. 5 ст. 135 и ч. 1 ст. 138 УПК; 2) о замене наказания в случае злостного уклонения от отбывания: а) штрафа в соответствии со ст. 46 УК; б) обязательных работ в соответствии со ст. 49 УК; в) исправительных работ в соответствии со ст. 50 УК; г) ограничения свободы в соответствии со ст. 53 УК; 3) об освобождении от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора в соответствии со ст. 83 УК; 4) об исполнении приговора при наличии других неисполненных приговоров, если это не решено в последнем по времени приговоре в соответствии со ст. 70 УК; 5) о зачете времени содержания под стражей, а также времени пребывания в лечебном учреждении в соответствии со ст. 72, 103, 104 УК; 6) о снижении размера удержания из заработной платы осужденного к исправительным работам в соответствии со ст. 44 УИК в случае ухудшения материального положения осужденного; 7) о разъяснении сомнений и неясностей, возникающих при исполнении приговора; 8) об освобождении от наказания несовершеннолетних с применением принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных ч. 2 ст. 92 УК; 9) о передаче гражданина иностранного государства, который осужден к лишению свободы судом Российской Федерации, для отбывания наказания в государство, гражданином которого осужденный является; 10) об отсрочке исполнения приговора при осуждении лица к обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы, аресту или лишению свободы: а) в случае болезни осужденного, препятствующей отбыванию наказания, - до его выздоровления; б) в случае беременности осужденной или наличии у нее малолетних детей, - до достижения младшим ребенком возраста 14 лет; в) в случае тяжких последствий или угрозы их возникновения для осужденного или его близких родственников, вызванных пожаром или иным стихийным бедствием, тяжелой болезнью или смертью единственного трудоспособного члена семьи, другими исключительными обстоятельствами, - на срок не более шести месяцев; 11) об отсрочке или рассрочке уплаты штрафа на срок до трех лет, если немедленная уплата его является для осужденного невозможной; 12) о снятии судимости в соответствии со ст. 86 УК. Постановления мирового судьи по этим вопросам в силу положений ст. 401 УПК подлежат пересмотру в апелляционном порядке.

В компетенции какого суда общей юрисдикции находятся вопросы, связанные с улучшением положения осужденного?

Вопросы, связанные с улучшением положения осужденного в части исполнения назначенного наказания, решаются судом по месту отбывания осужденным наказания. По смыслу ч. 3 ст. 396 УПК мировой судья не относится к судам по месту отбывания наказания или применения принудительных мер медицинского характера, поскольку эти места связываются с административно-территориальным регионом, а не с территорией судебного участка. В связи с этим представляется, что мировой судья не вправе рассматривать в стадии исполнения приговора вопросы, перечисленные в ч. 3 ст. 396 УПК. Эти вопросы находятся в компетенции только федеральных судей районных судов.

По аналогичным основаниям нельзя считать, что уголовно-процессуальный закон (ч. 4, 4.1 ст. 396 УПК) относит мировых судей к судам по месту жительства осужденного или по месту задержания осужденного. Представляется, что мировой судья не вправе разрешить вопрос о заключении под стражу на срок до 30 суток осужденного, скрывшегося в целях уклонения от отбывания наказания. Хотя вопросы замены наказания в случае злостного уклонения от его отбывания в силу положений п. 2 ст. 397 и ч. 1 ст. 396 УПК в определенных случаях могут находиться в компетенции мирового судьи.

Не должен мировой судья разрешать вопросы: об отмене условно-досрочного освобождения; отмене условного осуждения или продлении испытательного срока; отмене либо дополнении возложенных на осужденного обязанностей; отмене отсрочки отбывания наказания. Эти вопросы независимо от родовой (предметной) подсудности уголовных дел следует сосредоточить у федеральных судей районных судов. Кроме того, постановления и приговор мирового судьи могут быть пересмотрены в апелляционном порядке судьями районных судов. Например, мировой судья назначил осужденному наказание в виде реального лишения свободы, а суд апелляционной инстанции в лице федерального судьи изменил приговор мирового судьи, определив считать наказание осужденному условным с испытательным сроком.

Вправе ли суд, рассматривающий вопросы, связанные с исполнением приговора в порядке, предусмотренном п. 13 ст. 397 УПК, смягчить осужденному наказание ниже верхнего предела санкции соответствующей статьи УК, имеющей обратную силу?

В соответствии со ст. 10 УК и ст. 3 Федерального закона от 13.06.1996 N 64-ФЗ "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации" (в ред. от 08.12.2003) вследствие издания уголовного закона, имеющего обратную силу, мера наказания лицам, осужденным по ранее действующему уголовному закону и не отбывшим наказание, подлежит сокращению до верхнего предела санкции соответствующей статьи УК с учетом положений ст. 62, 65, 66 и 88 УК.

Смягчить осужденному назначенное наказание ниже низшего предела санкции нового уголовного закона может только суд надзорной инстанции при наличии к тому законных оснований.

Читайте также: