Что такое применение права в широком и узком смысле
Обновлено: 17.05.2024
Процедура применения права не является простым однозначным действием. Она представляет собой достаточно сложный процесс, состоящий из ряда логически последовательных стадий. Причем этот процесс происходит не моментально, а в течение определенного временного промежутка.
Данный период времени может быть небольшим, когда в течение нескольких минут оформляется протокол об административном правонарушении за нарушение правил дорожного движения. Он может быть продолжительным, когда в течение одного месяца осуществляются определенные регистрационные действия в отношении объектов недвижимости в Федеральной регистрационной службе. Также указанный период может быть достаточно длительным, когда в течение нескольких лет могут расследоваться многоэпи- зодные уголовные дела или рассматриваться в гражданском процессе дела о банкротстве крупных предприятий. Но в любом случае речь идет об определенных юридических действиях, которые осуществляются в определенных временных рамках.
1) правоприменительные производства;
2) правоприменительные режимы;
3) стадии, регламентированные процессуальными нормами [26]
Правоприменительное производство определяется как качественно однородная группа процедурно-процессуальных действий по властной реализации каких-либо обособленных материально-правовых норм.
Критерии их классификации могут быть самые разнообразные - по конечной цели, по профессиональной специализации, по повышению уровня эффективности правового регулирования. В качестве примеров правоприменительных производств можно привести: производство по делам несовершеннолетних, производство по осуществлению регистрационных действий, производство по разрешению административных споров, исковое производство в гражданском процессе.
Правоприменительный режим является одной из разновидностей правового режима, который характеризует порядок осуществления правоприменительной деятельности на основе процессуальных норм права. Как известно, правовой режим реализуется через методы и способы правового регулирования. Следовательно, и при анализе правоприменительного режима мы должны рассматривать сочетание и взаимодействие запрещающих, обязывающих и управомочивающих норм права одновременно с императивным или диспозитивным методом воздействия на общественные отношения.
Когда же мы анализируем понятие правоприменительного процесса в узком смысле, тогда целесообразно вести речь только о правоприменительных стадиях и о действиях, которые осуществляются на каждой из них. Кроме этого следует уточнить, что в юридической литературе при характеристике правоприменительного процесса в рассматриваемом нами смысле предлагается выделять процедурные и функциональные стадии. Если правопри
менительный процесс рассматривается как процесс производства юридического дела, как процесс движения юридического дела, то в данном случае можно говорить о внешней стороне процесса. Процедурные стадии, прежде всего, показывают последовательность, очередность действий в процессе применения права. И их анализ должен, в первую очередь, осуществляться в рамках процессуального права- правовой общности, которая своим главным назначением видит обслуживание норм материального права, являясь, по сути своей, вторичным, производным образованием. При характеристике процедурных стадий применения права необходимо обратиться к отраслям уголовно-процессуального, гражданско-процессуального, арбитражно-процессуального права, где достаточно четко можно выделить стадии процесса с внешней стороны:
1) возбуждение юридического дела;
2) подготовка материалов юридического дела;
3) рассмотрение дела по существу и принятие по нему решения;
4) исполнение принятого решения;
5) контроль за исполнением решения.
В данном случае можно провести аналогию правоприменительного процесса со стадиями процесса государственного управления, так как применение права, как отмечалось в предыдущей главе, является разновидностью управленческой деятельности. Количество указанных стадий в различных отраслях права может быть и другим, например в уголовном процессе выделяются стадия предварительного расследования, стадия судебного следствия и др.
Функциональные стадии применения права отражают содержательную сторону процесса - механизм, логику правоприменительной деятельности, показывают его внутреннюю сторону. Они обращают внимание на то, какие именно действия необходимо произвести в целях реализации прав и обязанностей, предусмотренных нормами права. Вопрос о количестве функциональных стадий в научной литературе является дискуссионным. Авторы, занимающиеся данной проблематикой, предлагают выделять от 3 до 6 стадий.
Ю. Г. Ткаченко предлагает выделять 5 функциональных стадий правоприменительного процесса:
1) анализ фактических обстоятельств дела;
2) выбор нормы и уяснение ее правильности;
3) уяснение смысла и содержания нормы;
4) разъяснение юридической нормы;
5) принятие решения.
Я. С. Михаляк, в свою очередь, выделяет 6 стадий правоприменения:
1) анализ фактических обстоятельств рассматриваемого случая, к которому следует применить норму права;
2) выбор правовой нормы, подлежащей к применению в рассматриваемом случае;
3) уяснение смысла избранной нормы права, т. е. толкование применительно к рассматриваемому случаю;
4) издание акта применения права;
5) совершение фактических действий по обеспечению реализации изданного акта применения;
6) проверка и контроль за фактическим исполнением акта применения.
Профессор Л. А. Морозова предлагает рассматривать 4 стадии правоприменительной деятельности:
1) установление фактической основы дела;
2) стадия юридической квалификации;
3) принятие решения по делу;
4) исполнение правоприменительного акта и контроль за правильностью действий правоприменителя и достигнутым результатом [28] .
Можно встретить и иные точки зрения на количественную характеристику правоприменительного процесса. Не вдаваясь в детальный анализ изложенных научных трактовок понятия и видов стадий правоприменительного процесса, уместно отметить, что различные варианты логического структурирования стадий правоприменительной деятельности определяются авторскими предпочтениями ученых, поскольку в реальности различные этапы правоприменения не всегда разделимы во времени и тесно
переплетены. Исследуя конкретную правовую ситуацию, субъект применения права до принятия решения одновременно устанавливает фактические и юридические основы правоприменительной деятельности. С этой позиции стадии правоприменения предстают перед нами в качестве логической структуры применения норм права, а не стадий реальной правоприменительной деятельности конкретных органов и лиц. К тому же не следует забывать, что выделение и специальное изучение стадий правоприменения имеют не только теоретическое, но и, в большей степени, прикладное значение в интересах совершенствования процесса реализации права. В связи с вышеизложенным нам представляется целесообразным вести речь о трех основных стадиях правоприменительного процесса в рамках функционального подхода:
1) установление фактических обстоятельств дела;
2) выбор юридической нормы и юридической оценки фактических обстоятельств дела;
3) принятие решения по юридическому делу.
Сразу следует оговориться, что невозможно отграничить действия, осуществляемые на каждой стадии, друг от друга. Особенно это касается дифференциации первой и второй стадий. Действия, которые осуществляет правоприменитель на этих стадиях, часто проводятся параллельно, совместно друг с другом. Например, на стадии установления фактических обстоятельств дела происходит анализ относимости и допустимости доказательств к рассматриваемому делу и одновременно, исходя из содержания этих доказательств, осуществляется квалификация совершенного деяния, что относится к стадии выбора и анализа правовой нормы.
чительных правонарушений или затрагиваются положения, не требующие длительной процедуры рассмотрения. Так, например, правоприменительный процесс при реализации норм административного права, предусматривающих ответственность за нарушение правил дорожного движения, одновременно включает в себя действия из всех трех обозначенных стадий. Инспектор ГИБДД исследует фактическую сторону правонарушения, выбирает норму права, регулирующую рассматриваемую ситуацию, и оформляет протокол об административном правонарушении. Поэтому еще раз повторим вывод о том, что выделение отдельных стадий правоприменительного процесса имеет целью более тщательное изучение отдельных правоприменительных действий.
особая форма реализации права, властно организующая, упорядочивающая деятельность специально уполномоченных государственных органов, их должностных лиц, а также иных специально уполномоченных государством субъектов по рассмотрению и разрешению конкретных юридических дел в отношении индивидуально определенных лиц.
властная деятельность компетентных органов и должностных лиц по подготовке и принятию индивидуального решения по юридическому делу. Стадии применения права: установление круга фактических обстоятельств; юридическая оценка фактических обстоятельств, т. е. их юридическая квалификация; вынесение решения по юридическому делу.
это властная деятельность компетентных органов по разрешению конкретного юридического дела, в результате чего выносится соответствующий индивидуальный акт. Правоприменение необходимо тогда, когда субъекты не могут сами без помощи властных органов реализовать свои права и обязанности, когда возникает потребность в государственном принуждении, когда имеется спор по поводу юридического факта и т.д.
Признаки правоприменения:
- применяют право только уполномоченные на то компетентные субъекты (государственные, муниципальные органы и т.п.);
- носит властный характер;
- осуществляется в процессуальной форме (в целях усиления гарантий законного и справедливого разрешения дела данная деятельность жестко регламентирована нормами права);
- связано с применением соответствующего индивидуального, властного (правоприменительного) акта;
- направлено на установление конкретных правовых последствий - субъективных прав и обязанностей, мер наказания и поощрения и т.п.
- имеет ряд стадий:
1) установление фактической основы дела (осуществляется сбор всей юридически значимой информации, относящейся к конкретному делу);
2) установление юридической основы дела (правоприменитель выбирает отрасль, институт и норму права, регулирующие данное общественное отношение, проверяет подлинность текста норм права, их пределы действия во времени, в пространстве и по кругу лиц, уясняет смысл и содержание юридических предписаний, квалифицирует деяние);
3) решение дела - завершающая и вместе с тем основная стадия (принимается решение и выносится правоприменительный акт).
одна из форм реализации норм права, осуществляемая уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами в установленном законом порядке. В соответствии с законодательством стран - это высшие и местные органы государственной власти, судебные, прокурорские органы, органы управления, администрации предприятий и учреждений, должностные лица разных органов, а также органы местного самоуправления, общественные органы и объединения по поручению (с санкции) государства.
П. п. является одним из важнейших видов государственной деятельности, имеет государственно-властный характер. Это означает, что акты, издаваемые в процессе правоприменения, имеют не только моральную, но и юридическую силу, так как их неисполнение влечет за собой государственное принуждение. П. п. осуществляется от имени государства в двух формах: оперативно-исполнительной (организация выполнения предписаний правовых норм, позитивное регулирование с помощью индивидуальных актов (приказ о приеме на работу, выдача свидетельства о регистрации брака и др.) и правоохранительной (охрана норм права от нарушений, применение мер государственного принуждения к правонарушителям, обеспечение исполнения назначенных мер наказания (взыскания), а также принятие мер по предупреждению правонарушений в будущем).
Существует определенная процедура правоприменительной деятельности судебных, административных, следственных и иных государственных органов и должностных лиц. Порядок деятельности судебных органов, рассматривающих гражданские и уголовные дела или прокурорских органов, занимающихся следственной деятельностью, регламентируется соответствующими гражданско-процессуальными и уголовно-процессуальными отраслями права.
П. п. осуществляется в определенной последовательности. В государственно-правовой теории и практике наиболее типичными признаются следующие стадии: а) установление и исследование фактических обстоятельств дела; б) выбор и анализ нормы права с точки зрения ее подлинности, законности, действия во времени, пространстве, и по кругу лиц: в) анализ содержания нормы права и принятие решения (издание индивидуального акта); г) доведение содержания принятого решения до сведения заинтересованных государственных и общественных органов и должностных лиц.
П. п. всегда связано с принятием решения по конкретному делу и его оформлением. На этой завершающей стадии правоприменительного процесса вырабатываются и оформляются юридические последствия применения нормы права к конкретному случаю или лицу. Основные требования к актам применения заключаются в том, чтобы они: а) строго соответствовали нормативно-правовым актам, на основе которых они создаются; б) издавались в пределах компетенции правоприменительного органа или должностного лица; в) содержали глубокую и всестороннюю мотивировку; г) имели все необходимые реквизиты, придающие актам применения официальный характер.(М. М.)
одна из форм реализации норм права, осуществляемая уполномоченными на то государственными органами и должностными, лицами. Все множество определений и подходов к раскрытию содержания П.п. сводится к следующему. Во-первых, П.п. в отличие от других форм реализации права может осуществляться только уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами. В соответствии с Конституцией РФ это могут быть высшие и местные органы государственной власти, судебные, прокурорские органы, органы управления, администрации предприятий и учреждений, должностные лица разных органов, общественные органы и организации, действующие по поручению (с санкции) государства. Во-вторых, правоприменение - один из важнейших видов государственной деятельности, который носит государственно-властный характер. Это означает, что акты, издаваемые в процессе правоприменения, имеют юридический характер. Неисполнение их влечет за собой государственное принуждение. В-третьих, применение права осуществляется от имени государства. В юридической литературе различают две формы его осуществления: оперативно-исполнительную и правоохранительную. Под оперативно-исполнительной формой деятельности подразумевают реализацию предписаний правовых норм, позитивное регулирование с помощью индивидуальных актов. В качестве последних выступают, например, приказ о приеме на работу, выдача свидетельства о регистрации брака, решение о строительстве промышленного объекта или жилого дома. Под правоохранительной формой подразумевается деятельность, направленная на охрану норм от каких бы то ни было нарушений, обеспечение их исполнения, а также принятие мер по предупреждению правонарушений в будущем. В-четвертых, применение норм права осуществляется не в произвольной форме, а в соответствии со строго установленным в законе порядком. Существует определенная процедура правоприменительной деятельности судебных, административных, следственных и иных государственных органов и должностных лиц. Степень детализации такой процедуры не всегда одинакова. Порядок деятельности судебных органов, рассматривающих гражданские и уголовные дела, прокурорских органов, занимающихся следственной деятельностью, регламентируется соответствующими гражданско-процессуальными и уголовно-процессуальными отраслями права. В-пятых, правоприменительная деятельность осуществляется в определенной последовательности: а) установление и исследование фактических обстоятельств дела; б) выбор и анализ нормы права с точки зрения ее подлинности, законности, действия ее во времени, пространстве и по кругу лиц; в) анализ содержания нормы права и принятия решения (издание индивидуального акта); г) доведение принятого решения до сведения заинтересованных органов и должностных лиц. В-шестых, правоприменительная деятельность всегда связана с принятием решения по конкретному делу и его оформлением. На данной, завершающей стадии правоприменительного процесса вырабатываются и оформляются юридические последствия применения нормы права к конкретному случаю или лицу. В актах применения норм права, или индивидуальных актах, как их нередко называют, независимо от того, являются ли они решениями судебных органов или актами административных органов или должностных лиц, всегда усматривается авторитет и сила государства. Они охраняются и обеспечиваются государством в такой же мере, как и нормы права, на основании и во исполнение которых эти акты были изданы. Основные требования, предъявляемые к актам П.п., заключаются в том, чтобы они: а) строго соответствовали нормативно-правовым актам, на основе которых создаются; б) издавались в пределах компетенции; в) содержали всестороннюю мотивировку; г) имели все необходимые реквизиты.
Процедура применения права не является простым однозначным действием. Она представляет собой достаточно сложный процесс, состоящий из ряда логически последовательных стадий. Причем этот процесс происходит не моментально, а в течение определенного временного промежутка.
Данный период времени может быть небольшим, когда в течение нескольких минут оформляется протокол об административном правонарушении за нарушение правил дорожного движения. Он может быть продолжительным, когда в течение одного месяца осуществляются определенные регистрационные действия в отношении объектов недвижимости в Федеральной регистрационной службе. Также указанный период может быть достаточно длительным, когда в течение нескольких лет могут расследоваться многоэпи- зодные уголовные дела или рассматриваться в гражданском процессе дела о банкротстве крупных предприятий. Но в любом случае речь идет об определенных юридических действиях, которые осуществляются в определенных временных рамках.
1) правоприменительные производства;
2) правоприменительные режимы;
3) стадии, регламентированные процессуальными нормами [26]
Правоприменительное производство определяется как качественно однородная группа процедурно-процессуальных действий по властной реализации каких-либо обособленных материально-правовых норм.
Критерии их классификации могут быть самые разнообразные - по конечной цели, по профессиональной специализации, по повышению уровня эффективности правового регулирования. В качестве примеров правоприменительных производств можно привести: производство по делам несовершеннолетних, производство по осуществлению регистрационных действий, производство по разрешению административных споров, исковое производство в гражданском процессе.
Правоприменительный режим является одной из разновидностей правового режима, который характеризует порядок осуществления правоприменительной деятельности на основе процессуальных норм права. Как известно, правовой режим реализуется через методы и способы правового регулирования. Следовательно, и при анализе правоприменительного режима мы должны рассматривать сочетание и взаимодействие запрещающих, обязывающих и управомочивающих норм права одновременно с императивным или диспозитивным методом воздействия на общественные отношения.
Когда же мы анализируем понятие правоприменительного процесса в узком смысле, тогда целесообразно вести речь только о правоприменительных стадиях и о действиях, которые осуществляются на каждой из них. Кроме этого следует уточнить, что в юридической литературе при характеристике правоприменительного процесса в рассматриваемом нами смысле предлагается выделять процедурные и функциональные стадии. Если правопри
менительный процесс рассматривается как процесс производства юридического дела, как процесс движения юридического дела, то в данном случае можно говорить о внешней стороне процесса. Процедурные стадии, прежде всего, показывают последовательность, очередность действий в процессе применения права. И их анализ должен, в первую очередь, осуществляться в рамках процессуального права- правовой общности, которая своим главным назначением видит обслуживание норм материального права, являясь, по сути своей, вторичным, производным образованием. При характеристике процедурных стадий применения права необходимо обратиться к отраслям уголовно-процессуального, гражданско-процессуального, арбитражно-процессуального права, где достаточно четко можно выделить стадии процесса с внешней стороны:
1) возбуждение юридического дела;
2) подготовка материалов юридического дела;
3) рассмотрение дела по существу и принятие по нему решения;
4) исполнение принятого решения;
5) контроль за исполнением решения.
В данном случае можно провести аналогию правоприменительного процесса со стадиями процесса государственного управления, так как применение права, как отмечалось в предыдущей главе, является разновидностью управленческой деятельности. Количество указанных стадий в различных отраслях права может быть и другим, например в уголовном процессе выделяются стадия предварительного расследования, стадия судебного следствия и др.
Функциональные стадии применения права отражают содержательную сторону процесса - механизм, логику правоприменительной деятельности, показывают его внутреннюю сторону. Они обращают внимание на то, какие именно действия необходимо произвести в целях реализации прав и обязанностей, предусмотренных нормами права. Вопрос о количестве функциональных стадий в научной литературе является дискуссионным. Авторы, занимающиеся данной проблематикой, предлагают выделять от 3 до 6 стадий.
Ю. Г. Ткаченко предлагает выделять 5 функциональных стадий правоприменительного процесса:
1) анализ фактических обстоятельств дела;
2) выбор нормы и уяснение ее правильности;
3) уяснение смысла и содержания нормы;
4) разъяснение юридической нормы;
5) принятие решения.
Я. С. Михаляк, в свою очередь, выделяет 6 стадий правоприменения:
1) анализ фактических обстоятельств рассматриваемого случая, к которому следует применить норму права;
2) выбор правовой нормы, подлежащей к применению в рассматриваемом случае;
3) уяснение смысла избранной нормы права, т. е. толкование применительно к рассматриваемому случаю;
4) издание акта применения права;
5) совершение фактических действий по обеспечению реализации изданного акта применения;
6) проверка и контроль за фактическим исполнением акта применения.
Профессор Л. А. Морозова предлагает рассматривать 4 стадии правоприменительной деятельности:
1) установление фактической основы дела;
2) стадия юридической квалификации;
3) принятие решения по делу;
4) исполнение правоприменительного акта и контроль за правильностью действий правоприменителя и достигнутым результатом [28] .
Можно встретить и иные точки зрения на количественную характеристику правоприменительного процесса. Не вдаваясь в детальный анализ изложенных научных трактовок понятия и видов стадий правоприменительного процесса, уместно отметить, что различные варианты логического структурирования стадий правоприменительной деятельности определяются авторскими предпочтениями ученых, поскольку в реальности различные этапы правоприменения не всегда разделимы во времени и тесно
переплетены. Исследуя конкретную правовую ситуацию, субъект применения права до принятия решения одновременно устанавливает фактические и юридические основы правоприменительной деятельности. С этой позиции стадии правоприменения предстают перед нами в качестве логической структуры применения норм права, а не стадий реальной правоприменительной деятельности конкретных органов и лиц. К тому же не следует забывать, что выделение и специальное изучение стадий правоприменения имеют не только теоретическое, но и, в большей степени, прикладное значение в интересах совершенствования процесса реализации права. В связи с вышеизложенным нам представляется целесообразным вести речь о трех основных стадиях правоприменительного процесса в рамках функционального подхода:
1) установление фактических обстоятельств дела;
2) выбор юридической нормы и юридической оценки фактических обстоятельств дела;
3) принятие решения по юридическому делу.
Сразу следует оговориться, что невозможно отграничить действия, осуществляемые на каждой стадии, друг от друга. Особенно это касается дифференциации первой и второй стадий. Действия, которые осуществляет правоприменитель на этих стадиях, часто проводятся параллельно, совместно друг с другом. Например, на стадии установления фактических обстоятельств дела происходит анализ относимости и допустимости доказательств к рассматриваемому делу и одновременно, исходя из содержания этих доказательств, осуществляется квалификация совершенного деяния, что относится к стадии выбора и анализа правовой нормы.
чительных правонарушений или затрагиваются положения, не требующие длительной процедуры рассмотрения. Так, например, правоприменительный процесс при реализации норм административного права, предусматривающих ответственность за нарушение правил дорожного движения, одновременно включает в себя действия из всех трех обозначенных стадий. Инспектор ГИБДД исследует фактическую сторону правонарушения, выбирает норму права, регулирующую рассматриваемую ситуацию, и оформляет протокол об административном правонарушении. Поэтому еще раз повторим вывод о том, что выделение отдельных стадий правоприменительного процесса имеет целью более тщательное изучение отдельных правоприменительных действий.
Применение права - осуществляемая в специально установленных в законе процессуально-процедурных формах государственно-властная, организующая деятельность компетентных органов и лиц, обеспечивающих реализацию правовых норм относительно конкретных жизненных случаев путем вынесения индивидуально-конкретных правовых предписаний.
• По характеру - это государственно-властная организующая деятельность. Она обладает юридической силой, т.е. ее акты обязательны к исполнению для всех лиц, которым они адресованы. В необходимых случаях выполнение решения правоприменительных органов обеспечивается мерами государственного принуждения.
• По содержанию - это деятельность по вынесению индивидуально- конкретных правовых предписаний (правоприменительных актов), обеспечивающих реализацию права, разрешающих конкретную жизненную ситуацию.
• Субъекты применения права - компетентные органы, должностные лица, обладающие государственно-властными полномочиями.
• Правоприменительная деятельность осуществляется в специально установленных законом формах, либо юридических процедурах.
• Правонаделительная функция проявляется в предоставлении конкретным лицам предусмотренных законом субъективных прав и возложении юридических обязанностей в случаях, когда определенные права и обязанности не могут возникнуть у данных лиц без правоприменительной деятельности компетентных государственных органов.
• Правообеспечительная функция наглядно проявляется в конфликтных ситуациях при возникновении споров о праве, при неисполнении юридических обязанностей, когда необходимо устранить с помощью компетентных властных органов препятствия при осуществлении субъективных прав, восстановить нарушенные права путем принудительного осуществления юридических обязанностей, в случае правонарушения в установленном законом порядке возложить юр ответственность.
• Функция по индивидуальному регулированию общественных отношений. В процессе своей деятельности правоприменительный орган определяет содержание, меру и объем прав и обязанностей конкретных лиц, объем юридической ответственности, другие условия поведения участников правореализации. Индивидуальное регулирование осуществляется на основе правовых норм, в пределах, установленных законодателем. Эта функция применения права выражает меру оперативной самостоятельности и свободу правоприменительных органов в принятии решения в рамках закона. В ней проявляется возможность активного воздействия правоприменительных органов на разрешение правовых ситуаций в процессе правоприменительной деятельности.
45. Стадии правоприменительного процесса.
Стадии правоприменительного процесса:
1. Установление фактических обстоятельств дела. На этой стадии достигается обоснованность правоприменительной деятельности.
Фактические обстоятельства – это жизненные факты, явления действительности, образующие фактическую основу применения права. Эти факты выражают ту жизненную ситуацию, которая нуждается в разрешении в правовом порядке.
•определение круга юридически значимых фактов, выделение главного факта - юридического факта, влекущего возникновение или прекращение юридических последствий;
•сбор и процессуальное закрепление установленных фактов;
•исследование фактов, т.е. установление их достоверности и достаточности
•оценка фактов с точки зрения их истинности или ложности.
2. Выбор и анализ юридических норм образуют правовую основу дела. На этой стадии достигается законность принимаемых решений. Выбор юридических норм осуществляется путем правовой квалификации фактических обстоятельств юридического дела.
Правовая квалификация – это юридическая оценка всей совокупности фактических обстоятельств дела путем отнесения данного случая (главного факта) к определенным юридическим нормам.
•выбор нормы права, рассчитанной на данные фактические обстоятельства;
•уяснение смысла и содержания нормы, изучение актов официального толкования юридической нормы.
3. Принятие решения и его документальное оформление.
Решение юридического дела как завершающая стадия - это разрешение данной жизненной ситуации, потребовавшей приведение в действие на властной основе действующего права, закона. Здесь решается конкретное юридическое дело и документально оформляется правоприменительный акт.
•подготовку проекта правоприменительного акта;
•проверку соответствия правоприменительного акта правовым предписаниям и фактическим обстоятельствам дела;
•документальное оформление правоприменительного акта, его утверждение и предписание;
Читайте также: