Что такое применение права в широком и узком смысле

Обновлено: 17.05.2024

Процедура применения права не является простым одно­значным действием. Она представляет собой достаточно слож­ный процесс, состоящий из ряда логически последовательных стадий. Причем этот процесс происходит не моментально, а в те­чение определенного временного промежутка.

Данный период времени может быть небольшим, когда в течение нескольких ми­нут оформляется протокол об административном правонаруше­нии за нарушение правил дорожного движения. Он может быть продолжительным, когда в течение одного месяца осуществля­ются определенные регистрационные действия в отношении объ­ектов недвижимости в Федеральной регистрационной службе. Также указанный период может быть достаточно длительным, когда в течение нескольких лет могут расследоваться многоэпи- зодные уголовные дела или рассматриваться в гражданском про­цессе дела о банкротстве крупных предприятий. Но в любом слу­чае речь идет об определенных юридических действиях, которые осуществляются в определенных временных рамках.

1) правоприменительные производства;

2) правоприменительные режимы;

3) стадии, регламентированные процессуальными нормами [26]

Правоприменительное производство определяется как каче­ственно однородная группа процедурно-процессуальных дейст­вий по властной реализации каких-либо обособленных матери­ально-правовых норм.

Критерии их классификации могут быть самые разнообраз­ные - по конечной цели, по профессиональной специализации, по повышению уровня эффективности правового регулирования. В качестве примеров правоприменительных производств можно привести: производство по делам несовершеннолетних, произ­водство по осуществлению регистрационных действий, произ­водство по разрешению административных споров, исковое про­изводство в гражданском процессе.

Правоприменительный режим является одной из разновид­ностей правового режима, который характеризует порядок осу­ществления правоприменительной деятельности на основе про­цессуальных норм права. Как известно, правовой режим реализу­ется через методы и способы правового регулирования. Следова­тельно, и при анализе правоприменительного режима мы должны рассматривать сочетание и взаимодействие запрещающих, обя­зывающих и управомочивающих норм права одновременно с им­перативным или диспозитивным методом воздействия на обще­ственные отношения.

Когда же мы анализируем понятие правоприменительного процесса в узком смысле, тогда целесообразно вести речь только о правоприменительных стадиях и о действиях, которые осуще­ствляются на каждой из них. Кроме этого следует уточнить, что в юридической литературе при характеристике правоприменитель­ного процесса в рассматриваемом нами смысле предлагается вы­делять процедурные и функциональные стадии. Если правопри­

менительный процесс рассматривается как процесс производства юридического дела, как процесс движения юридического дела, то в данном случае можно говорить о внешней стороне процесса. Процедурные стадии, прежде всего, показывают последователь­ность, очередность действий в процессе применения права. И их анализ должен, в первую очередь, осуществляться в рамках про­цессуального права- правовой общности, которая своим глав­ным назначением видит обслуживание норм материального пра­ва, являясь, по сути своей, вторичным, производным образовани­ем. При характеристике процедурных стадий применения права необходимо обратиться к отраслям уголовно-процессуального, гражданско-процессуального, арбитражно-процессуального пра­ва, где достаточно четко можно выделить стадии процесса с внешней стороны:

1) возбуждение юридического дела;

2) подготовка материалов юридического дела;

3) рассмотрение дела по существу и принятие по нему ре­шения;

4) исполнение принятого решения;

5) контроль за исполнением решения.

В данном случае можно провести аналогию правопримени­тельного процесса со стадиями процесса государственного управления, так как применение права, как отмечалось в преды­дущей главе, является разновидностью управленческой деятель­ности. Количество указанных стадий в различных отраслях права может быть и другим, например в уголовном процессе выделяют­ся стадия предварительного расследования, стадия судебного следствия и др.

Функциональные стадии применения права отражают со­держательную сторону процесса - механизм, логику правопри­менительной деятельности, показывают его внутреннюю сторо­ну. Они обращают внимание на то, какие именно действия необ­ходимо произвести в целях реализации прав и обязанностей, пре­дусмотренных нормами права. Вопрос о количестве функцио­нальных стадий в научной литературе является дискуссионным. Авторы, занимающиеся данной проблематикой, предлагают вы­делять от 3 до 6 стадий.

Ю. Г. Ткаченко предлагает выделять 5 функциональных ста­дий правоприменительного процесса:

1) анализ фактических обстоятельств дела;

2) выбор нормы и уяснение ее правильности;

3) уяснение смысла и содержания нормы;

4) разъяснение юридической нормы;

5) принятие решения.

Я. С. Михаляк, в свою очередь, выделяет 6 стадий право­применения:

1) анализ фактических обстоятельств рассматриваемого случая, к которому следует применить норму права;

2) выбор правовой нормы, подлежащей к применению в рас­сматриваемом случае;

3) уяснение смысла избранной нормы права, т. е. толкование применительно к рассматриваемому случаю;

4) издание акта применения права;

5) совершение фактических действий по обеспечению реа­лизации изданного акта применения;

6) проверка и контроль за фактическим исполнением акта применения.

Профессор Л. А. Морозова предлагает рассматривать 4 ста­дии правоприменительной деятельности:

1) установление фактической основы дела;

2) стадия юридической квалификации;

3) принятие решения по делу;

4) исполнение правоприменительного акта и контроль за правильностью действий правоприменителя и достигнутым ре­зультатом [28] .

Можно встретить и иные точки зрения на количественную характеристику правоприменительного процесса. Не вдаваясь в детальный анализ изложенных научных трактовок понятия и ви­дов стадий правоприменительного процесса, уместно отметить, что различные варианты логического структурирования стадий правоприменительной деятельности определяются авторскими предпочтениями ученых, поскольку в реальности различные эта­пы правоприменения не всегда разделимы во времени и тесно

переплетены. Исследуя конкретную правовую ситуацию, субъект применения права до принятия решения одновременно устанав­ливает фактические и юридические основы правоприменитель­ной деятельности. С этой позиции стадии правоприменения предстают перед нами в качестве логической структуры приме­нения норм права, а не стадий реальной правоприменительной деятельности конкретных органов и лиц. К тому же не следует забывать, что выделение и специальное изучение стадий право­применения имеют не только теоретическое, но и, в большей сте­пени, прикладное значение в интересах совершенствования про­цесса реализации права. В связи с вышеизложенным нам пред­ставляется целесообразным вести речь о трех основных стадиях пра­воприменительного процесса в рамках функционального подхода:

1) установление фактических обстоятельств дела;

2) выбор юридической нормы и юридической оценки фак­тических обстоятельств дела;

3) принятие решения по юридическому делу.

Сразу следует оговориться, что невозможно отграничить действия, осуществляемые на каждой стадии, друг от друга. Осо­бенно это касается дифференциации первой и второй стадий. Действия, которые осуществляет правоприменитель на этих ста­диях, часто проводятся параллельно, совместно друг с другом. Например, на стадии установления фактических обстоятельств дела происходит анализ относимости и допустимости доказа­тельств к рассматриваемому делу и одновременно, исходя из со­держания этих доказательств, осуществляется квалификация со­вершенного деяния, что относится к стадии выбора и анализа правовой нормы.

чительных правонарушений или затрагиваются положения, не требующие длительной процедуры рассмотрения. Так, например, правоприменительный процесс при реализации норм админист­ративного права, предусматривающих ответственность за нару­шение правил дорожного движения, одновременно включает в себя действия из всех трех обозначенных стадий. Инспектор ГИБДД исследует фактическую сторону правонарушения, выби­рает норму права, регулирующую рассматриваемую ситуацию, и оформляет протокол об административном правонарушении. По­этому еще раз повторим вывод о том, что выделение отдельных стадий правоприменительного процесса имеет целью более тща­тельное изучение отдельных правоприменительных действий.

особая форма реализации права, властно организующая, упорядочивающая деятельность специально уполномоченных государственных органов, их должностных лиц, а также иных специально уполномоченных государством субъектов по рассмотрению и разрешению конкретных юридических дел в отношении индивидуально определенных лиц.

властная деятельность компетентных органов и должностных лиц по подготовке и принятию индивидуального решения по юридическому делу. Стадии применения права: установление круга фактических обстоятельств; юридическая оценка фактических обстоятельств, т. е. их юридическая квалификация; вынесение решения по юридическому делу.

это властная деятельность компетентных органов по разрешению конкретного юридического дела, в результате чего выносится соответствующий индивидуальный акт. Правоприменение необходимо тогда, когда субъекты не могут сами без помощи властных органов реализовать свои права и обязанности, когда возникает потребность в государственном принуждении, когда имеется спор по поводу юридического факта и т.д.
Признаки правоприменения:
- применяют право только уполномоченные на то компетентные субъекты (государственные, муниципальные органы и т.п.);
- носит властный характер;
- осуществляется в процессуальной форме (в целях усиления гарантий законного и справедливого разрешения дела данная деятельность жестко регламентирована нормами права);
- связано с применением соответствующего индивидуального, властного (правоприменительного) акта;
- направлено на установление конкретных правовых последствий - субъективных прав и обязанностей, мер наказания и поощрения и т.п.
- имеет ряд стадий:
1) установление фактической основы дела (осуществляется сбор всей юридически значимой информации, относящейся к конкретному делу);
2) установление юридической основы дела (правоприменитель выбирает отрасль, институт и норму права, регулирующие данное общественное отношение, проверяет подлинность текста норм права, их пределы действия во времени, в пространстве и по кругу лиц, уясняет смысл и содержание юридических предписаний, квалифицирует деяние);
3) решение дела - завершающая и вместе с тем основная стадия (принимается решение и выносится правоприменительный акт).

одна из форм реализации норм права, осуществляемая уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами в установленном законом порядке. В соответствии с законодательством стран - это высшие и местные органы государственной власти, судебные, прокурорские органы, органы управления, администрации предприятий и учреждений, должностные лица разных органов, а также органы местного самоуправления, общественные органы и объединения по поручению (с санкции) государства.
П. п. является одним из важнейших видов государственной деятельности, имеет государственно-властный характер. Это означает, что акты, издаваемые в процессе правоприменения, имеют не только моральную, но и юридическую силу, так как их неисполнение влечет за собой государственное принуждение. П. п. осуществляется от имени государства в двух формах: оперативно-исполнительной (организация выполнения предписаний правовых норм, позитивное регулирование с помощью индивидуальных актов (приказ о приеме на работу, выдача свидетельства о регистрации брака и др.) и правоохранительной (охрана норм права от нарушений, применение мер государственного принуждения к правонарушителям, обеспечение исполнения назначенных мер наказания (взыскания), а также принятие мер по предупреждению правонарушений в будущем).
Существует определенная процедура правоприменительной деятельности судебных, административных, следственных и иных государственных органов и должностных лиц. Порядок деятельности судебных органов, рассматривающих гражданские и уголовные дела или прокурорских органов, занимающихся следственной деятельностью, регламентируется соответствующими гражданско-процессуальными и уголовно-процессуальными отраслями права.
П. п. осуществляется в определенной последовательности. В государственно-правовой теории и практике наиболее типичными признаются следующие стадии: а) установление и исследование фактических обстоятельств дела; б) выбор и анализ нормы права с точки зрения ее подлинности, законности, действия во времени, пространстве, и по кругу лиц: в) анализ содержания нормы права и принятие решения (издание индивидуального акта); г) доведение содержания принятого решения до сведения заинтересованных государственных и общественных органов и должностных лиц.
П. п. всегда связано с принятием решения по конкретному делу и его оформлением. На этой завершающей стадии правоприменительного процесса вырабатываются и оформляются юридические последствия применения нормы права к конкретному случаю или лицу. Основные требования к актам применения заключаются в том, чтобы они: а) строго соответствовали нормативно-правовым актам, на основе которых они создаются; б) издавались в пределах компетенции правоприменительного органа или должностного лица; в) содержали глубокую и всестороннюю мотивировку; г) имели все необходимые реквизиты, придающие актам применения официальный характер.(М. М.)

одна из форм реализации норм права, осуществляемая уполномоченными на то государственными органами и должностными, лицами. Все множество определений и подходов к раскрытию содержания П.п. сводится к следующему. Во-первых, П.п. в отличие от других форм реализации права может осуществляться только уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами. В соответствии с Конституцией РФ это могут быть высшие и местные органы государственной власти, судебные, прокурорские органы, органы управления, администрации предприятий и учреждений, должностные лица разных органов, общественные органы и организации, действующие по поручению (с санкции) государства. Во-вторых, правоприменение - один из важнейших видов государственной деятельности, который носит государственно-властный характер. Это означает, что акты, издаваемые в процессе правоприменения, имеют юридический характер. Неисполнение их влечет за собой государственное принуждение. В-третьих, применение права осуществляется от имени государства. В юридической литературе различают две формы его осуществления: оперативно-исполнительную и правоохранительную. Под оперативно-исполнительной формой деятельности подразумевают реализацию предписаний правовых норм, позитивное регулирование с помощью индивидуальных актов. В качестве последних выступают, например, приказ о приеме на работу, выдача свидетельства о регистрации брака, решение о строительстве промышленного объекта или жилого дома. Под правоохранительной формой подразумевается деятельность, направленная на охрану норм от каких бы то ни было нарушений, обеспечение их исполнения, а также принятие мер по предупреждению правонарушений в будущем. В-четвертых, применение норм права осуществляется не в произвольной форме, а в соответствии со строго установленным в законе порядком. Существует определенная процедура правоприменительной деятельности судебных, административных, следственных и иных государственных органов и должностных лиц. Степень детализации такой процедуры не всегда одинакова. Порядок деятельности судебных органов, рассматривающих гражданские и уголовные дела, прокурорских органов, занимающихся следственной деятельностью, регламентируется соответствующими гражданско-процессуальными и уголовно-процессуальными отраслями права. В-пятых, правоприменительная деятельность осуществляется в определенной последовательности: а) установление и исследование фактических обстоятельств дела; б) выбор и анализ нормы права с точки зрения ее подлинности, законности, действия ее во времени, пространстве и по кругу лиц; в) анализ содержания нормы права и принятия решения (издание индивидуального акта); г) доведение принятого решения до сведения заинтересованных органов и должностных лиц. В-шестых, правоприменительная деятельность всегда связана с принятием решения по конкретному делу и его оформлением. На данной, завершающей стадии правоприменительного процесса вырабатываются и оформляются юридические последствия применения нормы права к конкретному случаю или лицу. В актах применения норм права, или индивидуальных актах, как их нередко называют, независимо от того, являются ли они решениями судебных органов или актами административных органов или должностных лиц, всегда усматривается авторитет и сила государства. Они охраняются и обеспечиваются государством в такой же мере, как и нормы права, на основании и во исполнение которых эти акты были изданы. Основные требования, предъявляемые к актам П.п., заключаются в том, чтобы они: а) строго соответствовали нормативно-правовым актам, на основе которых создаются; б) издавались в пределах компетенции; в) содержали всестороннюю мотивировку; г) имели все необходимые реквизиты.

Процедура применения права не является простым одно­значным действием. Она представляет собой достаточно слож­ный процесс, состоящий из ряда логически последовательных стадий. Причем этот процесс происходит не моментально, а в те­чение определенного временного промежутка.

Данный период времени может быть небольшим, когда в течение нескольких ми­нут оформляется протокол об административном правонаруше­нии за нарушение правил дорожного движения. Он может быть продолжительным, когда в течение одного месяца осуществля­ются определенные регистрационные действия в отношении объ­ектов недвижимости в Федеральной регистрационной службе. Также указанный период может быть достаточно длительным, когда в течение нескольких лет могут расследоваться многоэпи- зодные уголовные дела или рассматриваться в гражданском про­цессе дела о банкротстве крупных предприятий. Но в любом слу­чае речь идет об определенных юридических действиях, которые осуществляются в определенных временных рамках.

1) правоприменительные производства;

2) правоприменительные режимы;

3) стадии, регламентированные процессуальными нормами [26]

Правоприменительное производство определяется как каче­ственно однородная группа процедурно-процессуальных дейст­вий по властной реализации каких-либо обособленных матери­ально-правовых норм.

Критерии их классификации могут быть самые разнообраз­ные - по конечной цели, по профессиональной специализации, по повышению уровня эффективности правового регулирования. В качестве примеров правоприменительных производств можно привести: производство по делам несовершеннолетних, произ­водство по осуществлению регистрационных действий, произ­водство по разрешению административных споров, исковое про­изводство в гражданском процессе.

Правоприменительный режим является одной из разновид­ностей правового режима, который характеризует порядок осу­ществления правоприменительной деятельности на основе про­цессуальных норм права. Как известно, правовой режим реализу­ется через методы и способы правового регулирования. Следова­тельно, и при анализе правоприменительного режима мы должны рассматривать сочетание и взаимодействие запрещающих, обя­зывающих и управомочивающих норм права одновременно с им­перативным или диспозитивным методом воздействия на обще­ственные отношения.

Когда же мы анализируем понятие правоприменительного процесса в узком смысле, тогда целесообразно вести речь только о правоприменительных стадиях и о действиях, которые осуще­ствляются на каждой из них. Кроме этого следует уточнить, что в юридической литературе при характеристике правоприменитель­ного процесса в рассматриваемом нами смысле предлагается вы­делять процедурные и функциональные стадии. Если правопри­

менительный процесс рассматривается как процесс производства юридического дела, как процесс движения юридического дела, то в данном случае можно говорить о внешней стороне процесса. Процедурные стадии, прежде всего, показывают последователь­ность, очередность действий в процессе применения права. И их анализ должен, в первую очередь, осуществляться в рамках про­цессуального права- правовой общности, которая своим глав­ным назначением видит обслуживание норм материального пра­ва, являясь, по сути своей, вторичным, производным образовани­ем. При характеристике процедурных стадий применения права необходимо обратиться к отраслям уголовно-процессуального, гражданско-процессуального, арбитражно-процессуального пра­ва, где достаточно четко можно выделить стадии процесса с внешней стороны:

1) возбуждение юридического дела;

2) подготовка материалов юридического дела;

3) рассмотрение дела по существу и принятие по нему ре­шения;

4) исполнение принятого решения;

5) контроль за исполнением решения.

В данном случае можно провести аналогию правопримени­тельного процесса со стадиями процесса государственного управления, так как применение права, как отмечалось в преды­дущей главе, является разновидностью управленческой деятель­ности. Количество указанных стадий в различных отраслях права может быть и другим, например в уголовном процессе выделяют­ся стадия предварительного расследования, стадия судебного следствия и др.

Функциональные стадии применения права отражают со­держательную сторону процесса - механизм, логику правопри­менительной деятельности, показывают его внутреннюю сторо­ну. Они обращают внимание на то, какие именно действия необ­ходимо произвести в целях реализации прав и обязанностей, пре­дусмотренных нормами права. Вопрос о количестве функцио­нальных стадий в научной литературе является дискуссионным. Авторы, занимающиеся данной проблематикой, предлагают вы­делять от 3 до 6 стадий.

Ю. Г. Ткаченко предлагает выделять 5 функциональных ста­дий правоприменительного процесса:

1) анализ фактических обстоятельств дела;

2) выбор нормы и уяснение ее правильности;

3) уяснение смысла и содержания нормы;

4) разъяснение юридической нормы;

5) принятие решения.

Я. С. Михаляк, в свою очередь, выделяет 6 стадий право­применения:

1) анализ фактических обстоятельств рассматриваемого случая, к которому следует применить норму права;

2) выбор правовой нормы, подлежащей к применению в рас­сматриваемом случае;

3) уяснение смысла избранной нормы права, т. е. толкование применительно к рассматриваемому случаю;

4) издание акта применения права;

5) совершение фактических действий по обеспечению реа­лизации изданного акта применения;

6) проверка и контроль за фактическим исполнением акта применения.

Профессор Л. А. Морозова предлагает рассматривать 4 ста­дии правоприменительной деятельности:

1) установление фактической основы дела;

2) стадия юридической квалификации;

3) принятие решения по делу;

4) исполнение правоприменительного акта и контроль за правильностью действий правоприменителя и достигнутым ре­зультатом [28] .

Можно встретить и иные точки зрения на количественную характеристику правоприменительного процесса. Не вдаваясь в детальный анализ изложенных научных трактовок понятия и ви­дов стадий правоприменительного процесса, уместно отметить, что различные варианты логического структурирования стадий правоприменительной деятельности определяются авторскими предпочтениями ученых, поскольку в реальности различные эта­пы правоприменения не всегда разделимы во времени и тесно

переплетены. Исследуя конкретную правовую ситуацию, субъект применения права до принятия решения одновременно устанав­ливает фактические и юридические основы правоприменитель­ной деятельности. С этой позиции стадии правоприменения предстают перед нами в качестве логической структуры приме­нения норм права, а не стадий реальной правоприменительной деятельности конкретных органов и лиц. К тому же не следует забывать, что выделение и специальное изучение стадий право­применения имеют не только теоретическое, но и, в большей сте­пени, прикладное значение в интересах совершенствования про­цесса реализации права. В связи с вышеизложенным нам пред­ставляется целесообразным вести речь о трех основных стадиях пра­воприменительного процесса в рамках функционального подхода:

1) установление фактических обстоятельств дела;

2) выбор юридической нормы и юридической оценки фак­тических обстоятельств дела;

3) принятие решения по юридическому делу.

Сразу следует оговориться, что невозможно отграничить действия, осуществляемые на каждой стадии, друг от друга. Осо­бенно это касается дифференциации первой и второй стадий. Действия, которые осуществляет правоприменитель на этих ста­диях, часто проводятся параллельно, совместно друг с другом. Например, на стадии установления фактических обстоятельств дела происходит анализ относимости и допустимости доказа­тельств к рассматриваемому делу и одновременно, исходя из со­держания этих доказательств, осуществляется квалификация со­вершенного деяния, что относится к стадии выбора и анализа правовой нормы.

чительных правонарушений или затрагиваются положения, не требующие длительной процедуры рассмотрения. Так, например, правоприменительный процесс при реализации норм админист­ративного права, предусматривающих ответственность за нару­шение правил дорожного движения, одновременно включает в себя действия из всех трех обозначенных стадий. Инспектор ГИБДД исследует фактическую сторону правонарушения, выби­рает норму права, регулирующую рассматриваемую ситуацию, и оформляет протокол об административном правонарушении. По­этому еще раз повторим вывод о том, что выделение отдельных стадий правоприменительного процесса имеет целью более тща­тельное изучение отдельных правоприменительных действий.

Применение права - осуществляемая в специально установленных в законе процессуально-процедурных формах государственно-властная, организующая деятельность компетентных органов и лиц, обеспечивающих реализацию правовых норм относительно конкретных жизненных случаев путем вынесения индивидуально-конкретных правовых предписаний.

• По характеру - это государственно-властная организующая деятельность. Она обладает юридической силой, т.е. ее акты обязательны к исполнению для всех лиц, которым они адресованы. В необходимых случаях выполнение решения правоприменительных органов обеспечивается мерами государственного принуждения.

• По содержанию - это деятельность по вынесению индивидуально- конкретных правовых предписаний (правоприменительных актов), обеспечивающих реализацию права, разрешающих конкретную жизненную ситуацию.

• Субъекты применения права - компетентные органы, должностные лица, обладающие государственно-властными полномочиями.

• Правоприменительная деятельность осуществляется в специально установленных законом формах, либо юридических процедурах.

• Правонаделительная функция проявляется в предоставлении конкретным лицам предусмотренных законом субъективных прав и возложении юридических обязанностей в случаях, когда определенные права и обязанности не могут возникнуть у данных лиц без правоприменительной деятельности компетентных государственных органов.

• Правообеспечительная функция наглядно проявляется в конфликтных ситуациях при возникновении споров о праве, при неисполнении юридических обязанностей, когда необходимо устранить с помощью компетентных властных органов препятствия при осуществлении субъективных прав, восстановить нарушенные права путем принудительного осуществления юридических обязанностей, в случае правонарушения в установленном законом порядке возложить юр ответственность.

• Функция по индивидуальному регулированию общественных отношений. В процессе своей деятельности правоприменительный орган определяет содержание, меру и объем прав и обязанностей конкретных лиц, объем юридической ответственности, другие условия поведения участников правореализации. Индивидуальное регулирование осуществляется на основе правовых норм, в пределах, установленных законодателем. Эта функция применения права выражает меру оперативной самостоятельности и свободу правоприменительных органов в принятии решения в рамках закона. В ней проявляется возможность активного воздействия правоприменительных органов на разрешение правовых ситуаций в процессе правоприменительной деятельности.

45. Стадии правоприменительного процесса.

Стадии правоприменительного процесса:

1. Установление фактических обстоятельств дела. На этой стадии достигается обоснованность правоприменительной деятельности.

Фактические обстоятельства – это жизненные факты, явления действительности, образующие фактическую основу применения права. Эти факты выражают ту жизненную ситуацию, которая нуждается в разрешении в правовом порядке.

•определение круга юридически значимых фактов, выделение главного факта - юридического факта, влекущего возникновение или прекращение юридических последствий;

•сбор и процессуальное закрепление установленных фактов;

•исследование фактов, т.е. установление их достоверности и достаточности

•оценка фактов с точки зрения их истинности или ложности.

2. Выбор и анализ юридических норм образуют правовую основу дела. На этой стадии достигается законность принимаемых решений. Выбор юридических норм осуществляется путем правовой квалификации фактических обстоятельств юридического дела.

Правовая квалификация – это юридическая оценка всей совокупности фактических обстоятельств дела путем отнесения данного случая (главного факта) к определенным юридическим нормам.

•выбор нормы права, рассчитанной на данные фактические обстоятельства;

•уяснение смысла и содержания нормы, изучение актов официального толкования юридической нормы.

3. Принятие решения и его документальное оформление.

Решение юридического дела как завершающая стадия - это разрешение данной жизненной ситуации, потребовавшей приведение в действие на властной основе действующего права, закона. Здесь решается конкретное юридическое дело и документально оформляется правоприменительный акт.

•подготовку проекта правоприменительного акта;

•проверку соответствия правоприменительного акта правовым предписаниям и фактическим обстоятельствам дела;

•документальное оформление правоприменительного акта, его утверждение и предписание;

Читайте также: