В какие органы власти мог быть избран древнеримский гражданин а житель афин

Обновлено: 30.06.2024

какой была демократия в афинах

Греческий город Афины расположен на юго-восточном побережье исторической области Аттика, довольно узкой полосой вдающейся от основной части Балканского полуострова к югу. На запад от района Афин протягивается перешеек, соединяющий Балканский полуостров с полуостровом Пелопоннес. В древние времена, когда Греция не была единым государством, а состояла из множества независимых полисов: городов с подчинявшимися им прилегающими сельскими районами, такое географическое положение было очень выгодно для Афин. Во-первых, будучи защищенными с двух сторон морем, Афины избежали завоевания массово переселявшимися на юг Балканского полуострова и Пелопоннес в XIII — XII вв. до н.э. северогреческими племенами дорийцев, и Аттика осталась населенной преимущественно потомками ахейцев — архаичного населения Южной Греции. Во-вторых, Афины контролировали сухопутные торговые пути, ведшие в Пелопоннес, а с развитием мореплавания афиняне стали активно заниматься морской торговлей. Качество морских транспортных средств того времени делало опасным долгое плавание в открытом море, поэтому античные корабли бóльшую часть времени были вынуждены двигаться вдоль берегов. Таким образом, Афины фактически контролировали и морской путь из Средиземного моря в Эгейское, за плату принимая на постой корабли других полисов и стран. Афинские корабли могли легко достичь большого острова Крит к югу от Балканского полуострова, а оттуда уже побережья Северной Африки.

почему и как в афинах установилась демократия

Карта Древней Греции

кто такие греческие олигархи

Активное занятие торговлей способствовало экономическому процветанию древних Афин, а также сильному имущественному расслоению населения Аттики. Афинская купеческая верхушка, разбогатев, стала оказывать прямое влияние на государственную политику; богатые купцы просто покупали себе высшие государственные должности, и постепенно прежде сосредотачивавшая в своих руках всю власть афинская родовая аристократия была вытеснена из властных структур полиса наиболее зажиточными гражданами — олигархами. Олигархи господствовали как в исполнительной власти Афин, так и в народном собрании, которое как бы выражало волеизъявление жителей полиса, но для участия в нем существовал высокий имущественный ценз. Принятие законов, упрочивавших политическое и экономическое господство олигархов, сильно ухудшало положение не обладавших значительным состоянием афинян. Особенно тяжелым был институт долгового рабства: если человек, взявший долг, не мог вовремя расплатиться с кредитором, он становился рабом того. А широкие массы населения Аттики были вынуждены систематически брать займы у олигархов, поскольку хозяйства простых граждан не могли конкурировать с мощными земельными латифундиями богатой верхушки афинского общества. Однако дальнейшее экономическое развитие Афин все же в конце концов стало способствовать и росту материального благополучия простых граждан, которые, хотя и не могли потеснить влияние олигархов в политике и на рынке, все же начинали сами обеспечивать себя всем необходимым, не прибегая к займам. Тогда народные массы — демос, стали все решительнее бороться за свое равноправие с богатой элитой. В начале VI в. до н.э. архонт (высший должностной руководитель) Солон провел ряд реформ, которые упразднили долговое рабство и расширили представительство в исполнительной власти и народном собрании простого народа. В народном собрании получили возможность участвовать все свободные граждане, независимо от имущественного положения, и все, кроме самых бедняков, получили право занимать определенные государственные должности. Однако в конце концов реформы Солона только обострили внутренние противоречия в Афинах: олигархи были недовольны ограничением своего влияния, а демос требовал полного уравнения в политических правах. На волне острого политического кризиса и борьбы за власть разных партий в 560 г. до н.э. в Афинах захватил власть тиран (правитель с неограниченными полномочиями) Писистрат, который с перерывами правил до своей смерти в 527 г. до н.э. О нем мы на history-thema говорили в предыдущей статье этой рубрики. Писистрат, установивший свою единоличную власть, сумел навести в полисе внутренний порядок. Он покровительствовал развитию культуры и искусства, и при нем Афины приобрели свою знаменитую славу культурного центра Древней Греции. После смерти Писистрата власть перешла к его сыну Гиппию, который вначале продолжал дело отца по упрочению внутренней стабильности в Афинах, но к концу правления установил жестокий репрессивный режим, вызвавший массовое недовольство в Афинах и в итоге приведший к свержению Гиппия вошедшим в Аттику спартанским войском. В 508 г. до н.э. при поддержке Спарты власть в Афинах перешла к олигархической партии во главе с Исагором, который был избран архонтом. Однако против Исагора сразу же выступил представитель афинского аристократического рода Алкмеонидов Клисфен, который стал искать поддержку у демоса.

Клисфен обещал народу провести реформы, которые дали бы демосу то, чего он так давно желал: всеобщее политическое равноправие граждан. Понимая, что власть олигархической партии повисал на волоске, Исагор вновь обратился за помощью к спартанскому царю Клеомену I. Спартанские послы прибыли в Афины и потребовали изгнания Клисфена и его сторонников. Чтобы предотвратить спартанское нашествие, Клисфен сам покинул город, однако спартанское войско все равно вошло в Афины, после чего из города было изгнано семьсот семей противников олигархической группировки. Однако этого спартанскому царю показалось мало, и спартанцы попытались разогнать постоянный представительный орган афинского полиса — Совет Пятисот, в который входили выборные представители от разных районов Аттики, и вместо него учредить совет трехсот олигархов. Такая грубая попытка возродить упраздненные почти сто лет назад олигархические порядки привела к массовому восстанию в Афинах. Спартанский гарнизон оказался блокирован, после чего Клеомен I был принужден покинуть Афины вместе со снискавшим всеобщую ненависть Исагором. Олигархическая партия была разгромлена, а вернувшийся в Афины Клисфен был избран архонтом и провел ряд реформ, направленных на установление политического равенства свободных граждан.

Коллегиальности в управлении всюду отводилась особая роль. Это отразилось и на военной реформе. Была упразднена должность архонта-полемарха (высшего военачальника), и вместо нее учреждена коллегия десяти выборных стратегов.

какие реформы провел клисфен

Высшим органом власти в Древних Афинах эпохи демократии считалось Народное собрание (Экклесия), в котором имели право и даже обязанность участвовать все граждане полиса мужского пола (в среднем их насчитывалось 20 — 30 тыс. человек). Народное собрание созывалось раз в 8 — 9 дней и решало все важнейшие вопросы государственной и общественной жизни. Впоследствии за участие в Народном собрании афинянам стали платить, поскольку это отрывало их от хозяйственных дел.

Государство весьма глубоко контролировало жизнь всего общества. Государственных должностей было так много, что до трети всех совершеннолетних афинян-мужчин занимало какую-нибудь государственную должность. Женщины и рабы политических прав не имели. К концу V в. до н.э. гражданские права перестали даваться тем, у кого хотя бы один из родителей не был афинским гражданином. Однако чужеземцы, сумевшие чем-либо высоко выслужиться перед афинским полисом, могли рассчитывать на получение гражданства. Вообще, иноземцев-неграждан, называемых метэками, в Аттике проживало много, так как многих привлекали богатство и свобода торговли в афинском полисе. Достаточно многочисленную прослойку населения составляли рабы, происходившие в основном из военнопленных. На рабском труде была основана деятельность целых мастерских. В богатых домах всю хозяйственную работу делали рабы, в домах простых людей рабы трудились наравне со своими хозяевами. Однако вне зависимости от того, кем были его хозяева, раб считался фактически живой вещью, его права были минимальны. Рабы продавались, переходили к новым хозяевам по наследству. Обращением в рабство карались попытки незаконно присвоить афинское гражданство.

как жили в афинах в эпоху демократии

Каждый гражданин должен был приносить какую-то пользу обществу. Тунеядцев, не желавших заниматься какой-либо деятельностью, строго штрафовали. Сыновья, родители которых не обучили их в детстве какому-либо ремеслу, освобождались от обязанности содержать родителей в старости.

Хотя в Народном собрании и голосованиях по демам имел одинаковое право участвовать каждый гражданин мужского пола, на занятие высших государственных должностей существовали определенные ограничения. Архонты — высшие должностные лица, могли занимать по-прежнему только зажиточные афиняне, а представители низшего имущественного класса — феты, не могли занять даже доступную для представителей других классов должность стратега. Однако деятельность всех высших должностных лиц и органов все равно находилась в прямой зависимости от воли Народного собрания.

Судебная власть находилась в руках гелиэи — многочисленной коллегии выборных присяжных заседеталей, общее число которых составляло 6 тыс. Гелиэя разделялась на дикастерии — судебные коллегии по 500 человек. Каждое судебное дело рассматривалось в одном дикастерии. Подкупить судей из-за их многочисленности было просто невозможно.

Читайте также: