Протестантизм что входит в обязанности

Обновлено: 02.07.2024

Протестантизм, Protestantism (англ.), — одно из 3-х основных, наряду с католицизмом и православием, течений в христианстве, охватывает многочисленные религиозные практики и вероучения, восходящие к идейно-религиозному движению Реформации, развернувшемуся в Европе в XVI столетии. Первоначально понятие "протестантизм" было связано с заявлением (protestatio лат.) от 19 апреля 1529, с которым немецкие князья (6 курфюстов) и имперские свободные города (14 городов), поддерживавшие Мартина Лютера, выступили против постановления II Шпейерского рейхстага (1 марта — 25 апреля 1579) о повсеместном восстановлении католического богослужения, заявив, что в делах веры и совести невозможно подчиняться решению большинства. Впоследствии протестантами стали называть всех вышедших из повиновения Ватикану.

Протестантизм возник в процессе идейной эволюции католичества как реакция на волновавшие умы и души католиков вопросы, с особой остротой вставшие в Германии в период кризиса Римско-католической церкви. Протестантизм никогда не представлял из себя однородного течения. Даже в самом начале, в период Реформации, когда сформировалось несколько форм, таких как лютеранство, кальвинизм, и англиканство, они довольно сильно отличались друг от другу. Со временем протестантизм распался еще на множество направлений, породив целый ряд смешанных и переходных форм, о которых иногда вообще сложно сказать протестантизм это или нет. Во-первых, это те религиозные течения, которые, отвергая власть Ватикана, не полностью отрицают церковную традицию и сохраняют католические элементы в доктрине (триединство Бога и бессмертие души). Во-вторых, это религиозные давления, в которых стремление к воспроизведению строя первых христианских общин сочетается со всякого рода новыми, дополнительными к Библии "откровениями".

Самые аутентичные формы протестантизма сочетают в себе 2 признака — признание единственным источником учения Библии, а единственным путем спасеня — веры. Главное, что объединяет все протестанские учения — это отрицание авторитета католической церкви. Протестантизм отвергает авторитет церковной иерархии и утверждает всеобщее священство всех верующих христиан, отвергается и культ святых и Богоматери, иерархическое строение загробного мира, который для протестантов четко делится на "рай" и "ад", без католического "чистилища". Отвергается сакральность священных предметов (например, икон), аскеза (отсутствие обета безбрачия — целибата) и таинств (кроме крещения и причастия); нет монастырей и монашества. Спасение достигается только бескорыстно даруемой Богом верой. Право исповедовать и отпускать грехи принадлежит только протестантской общине, а богослужение сведено к проповедям, молитвам и пению псалмов.

Хронология эпохи Реформации и распространения протестантизма

  • 10 ноября 1483 — в Айслебене, Саксония, родился Мартин Лютер
  • 1 января 1484 — в Вильдхаусе родился Ульрих Цвингли
  • 17 июля 1505 — Лютер принял постриг в августинском монастыре в Эрфурте
  • 10 июля 1509 — в Нуайоне, Пикардия, родился Жан Кальвин
  • 19 октября 1512 — Лютер получил степень доктора теологии и начал читать лекции о Библии в Виттенберге
  • 1515 — публикация "Писем темных людей", высмеивающих кёльнских доминиканцев
  • 31 октября 1517 — Лютер вывесил свои "95 тезисов" на двери замковой церкви в Виттенберге [1]
  • 1519 — начало проповеднической деятельности Уильриха Цвингли
  • 1519 — Лейпцигский диспут Экка с Карлштадтом и Лютером, который подверг сомнению мудрость церковных соборов и поддержал учение Гуса, еретика, казненного по приговору собора в Констанце
  • 1520 — папская булла Exsurge Domine с угрозой отлучения Лютера. Тот издал сочинение О свободе христианина и публично сжег папскую буллу
  • 3 декабря 1521 — отлучение Лютера от Римско-католической церкви
  • 1521 — Филипп Меланхтон опубликовал первое издание Loci Communes ("Общих мест"), ставших "стандартом" для богословских работ лютеранского направления
  • 28 января — 25 мая 1521— Вормский рейхстаг. За отказ отречься от своих взглядов, Лютер был назван еретиком и объявлен вне закона, а его сочинения подлежали уничтожению. Для обеспечения безопасности Лютера, Фридрих Мудрый приказал его похитить и препроводить в замок Вартбург. Здесь Лютер взялся за перевод Священного Писания на немецкий язык
  • 1522 — выступление в Виттенберге "цвиккауских пророков". Удаление икон из церквей города
  • 6 марта 1522 — тайное возвращение Лютера в Виттерберг. Публикация немецкого перевода Священного Писания
  • 1524 — начало Крестьянской войны в Германии
  • 1525 — публикация "Комментария об истинной и ложной религии" Цвингли. Лютер женился на бывшей монахине Катарине фон Бора
  • 27 августа 1526 — I рейхстаг в Шпейере временно до следующего церковного собора предоставил имперским князьям действовать в религиозных вопросах по своему разумению, "как если бы они были ответственны только перед Богом и его императорским величеством"
  • 1528 — Берн принял цвинглианскую Реформацию и проведение месс было отменено
  • 19 апреля 1529 — рождение протестантизма: немецкие князья и имперские свободные города выступили против постановления II Шпейрского рейхстага о повсеместном восстановлении католического богослужения
  • 1 октября — 4 октября 1529 — встреча Лютера и Цвингли и Марбургский диспут
  • 1530 — Аугсбургский рейхстаг. Попытка добиться церковного единства католиков и протестантов провалилась
  • 27 февраля 1531 — основание северонемецкими князьями Шмалькальденской лиги в защиту протестантизма [2]
  • 11 октября 1531 — битва при Каппеле, где католические кантоны наголову разгромили силы Цюриха под командованием Цвингли, павшего в сражении.
  • 1534 — учреждено "Общество Иисуса" — орден иезуитов. Начало Контрреформации
  • 1535 — успехи лютеранства в городах Ганзейского союза и осуждение анабаптизма как ереси
  • середина 1530-х — распространение лютеранской Реформации в вестфальских городах [3] и территориях северо-восточной Германии
  • 1527 — 1544 — распространение лютеранства в Швеции
  • 1534 — начало Реформации в Англии: Генрих VIII на основании Акта о верховенстве принял титул главы английской церкви
  • 1536 — Реформация на лютеранский лад в Дании при Кристиане III. Арест католических епископов; конфискация земель духовенства и монастырей; король во главе церкви
  • 1537 — 1539 — Реформация по-датски в Норвегии и в 1551 в Исландии
  • 1539 — издан 1-й том полного собрания сочинений Лютера
  • 18 февраля 1546 — смерть Лютера
  • 1552 — Пассаусский мир, гарантировавший свободу вероисповедания всем протестантам на землях Священной Римской империи
  • 25 сентября 1555 — Аугсбургский мир, подписанный Карлом V с представителями Шмалькальденской лиги, признал Confessio Augustana (Аугсбургское исповедание), придав лютеранству официальный статус на землях Священной Римской империи, и кодифицировал принцип cuius regio, eius religio ("чья область, того и вера"), дававший полную независимость князьям в религиозных вопросах и право определять религию своих подданных
  • 1571 — законы против католиков при королеве Англии Елизавете I. Переход из протестантизма в католицизм приравнивался к государственной измене.
  • 13 апреля 1598 — французский король Генрих IV издал Нантский эдикт, подтвердивший господствующий статус во Франциикатолической религии, но предоставивший протестантам (гугенотам [4] ) свободу вероисповедания и богослужения по всей стране, за исключением Парижа
  • 23 мая 1618 — "Пражская дефенестрация". Из окон одного из замков Пражского Града местными дворянами были выброшены двое австрийских наместников, пытавшихся восстановить в протестантской Чехии власть католической церкви
  • 1648 — Вестфальский мир, положивший конец Тридцатилетней войне в Европе, подтвердил религиозные положения Аугсбургского мира и признал кальвинизм вторым крупным течением протестантизма
  • 11 июля 1690 — сражение на речке Бойн, Ирландия. Войско английского короля Вильгельма III Оранского одержало решительную победу над ополчением низложенного короля Англии Якова II Стюарта, пытавшегося вернуться на трон и возродить прежний режим абсолютизма. Поражение сторонников Якова ознаменовало окончательное отстранение британских католиков от государственной власти.

Формы протестантизма

Хотя протестантизм не представляет из себя однородного явления, а его приверженцы разделяются на множество течений и групп — деноминаций, между ними, несмотря на все различия, существует или предполагается некое невидимое духовное единство. При всех теологических расхождениях, большинство протестантских церквей участвует в экуменическом движении, направленном на взаимопонимание и сотрудничество христианских конфессий. В мире существует более 33 тыс. деноминаций 238 странах, но их число продолжает расти каждый год и не поддается точному подсчету. Главными ветвями протестантизма являются — лютеранство, кальвинизм или реформатство, и англиканство. К другим течениям протестантизма относятся: методизм, баптизм, адвентизм, анабаптизм, конгрегационалистская церковь, пятидесятничество, харизматическое движение, пресвитерианство, квакеризм, свидетели Иеговы и др.

Лютеранство

Лютеранство, Lutheranism (англ.) — главная ветвь протестантского христианства, восходящая к Мартину Лютеру, который вложил в вероучение не только идеи реформирования церкви, но и свой собственный духовный опыт. Большое место в сочинениях Лютера отводилось концепции "свободы христианина". Божественная справедливость понималась Лютером не как свойство наказания и воздаяния, а как божественная активность, которая оправдывает человека. Справедливость, как и милость Божья, не зависит от личных достоинств человека, но дается по личной воле Творца и возвещается Святым Духом. Бог не воздействует насильственно на волю человека, но, как абсолютный господин, направляет волю к своей цели. В результате человек действует свободно даже в вопросе собственного спасения, т.к. истинно свободен только человек "оправданный" — его судьба уже определена Богом, который вырвал ее из земных условностей. Но человек должен подчиняться законам судьбы и отсюда — требование подчинения церкви светской власти как одному из государственных институтов. Главные догматические положения Лютера изложены в "Аугсбургском исповедании веры" (вместе с Меланхтоном) и в "Книге согласия", которая наряду с Библией является своеобразной священной книгой лютеранства.

Лютеранство быстро вышло за пределы Германии и распространилось в других странах Европы, прежде всего в Скандинавии. В Швеции реформация церкви осуществлялась по инициативе короля и лютеранство стало способом утверждения отделения страны от Дании и диктата Ватикана (30-е годы XVI века). В конце XIX веке и на протяжении XX-го в Европы начался процесс либерализации лютеранства: например, принятие женского священства. Европейские лютеранские церкви в большинстве своем являются государственными, зависят от общенационального общественного мнения, и поэтому отличаются теологическим либерализмом. В США, наоборот, сосредоточены консервативные течения лютеранства. Наиболее значимыми среди них являются лютеранская церковь Миссури-Синод и лютеранская церковь Висконсин-Синод .

Главные международные организации лютеранских церквей

  • Всемирная лютеранская федерация (140 церквей в 78 странах);
  • Международный лютеранский совет
  • Конфессиональная евангелическо-лютеранская конференция .

Главные лютеранские церкви

  • Шведская церковь
  • Евангелическо-лютеранская церковь Америки
  • Евангелическо-лютеранская церковь Финляндии
  • Датская национальная церковь
  • Эфиопская евангелическая церковь Мекане Йесус
  • Норвежская церковь
  • Протестантская христианская церковь Батак в Индонезии
  • Евангелическо-лютеранская церковь Танзании
  • Протестанская лютеранская церквовь Гановера
  • Малагасийская лютеранская церковь (Мадагаскар)

Лютеранство в России

Лютеранство в России имеет долгую историю и появилось еще при жизни его основателя Мартина Лютера. Особое распространение на ее территории получили скандинавская и немецкая традиции лютеранства. Приток лютеран пришелся на эпоху Петра I и Екатерины Великой. В 1763 императрица издала манифест, призывавший иностранцев переселяться в Россию: для переселенцев предусматривался ряд привилегий: "Свободное отправление веры" и государственная помощь при строительстве церквей. В дальнейшем государство продолжало политику благоприятствования. С началом XIX века, после прибытия большой волны переселенцев из Швабии [5] , придерживавшихся пиетистскикх убеждений, в русском лютеранстве начался раскол, затихший на время, но продолжающийся и до настоящего времени. В 1930-е лютеранство пережило период заката — все здания церквей были национализированы, а пасторы сосланы и погибли в лагерях. Возрождение лютеранства началось только после подписания Хельсинской декларации по безопасности и сотрудничеству в Европе в 1975 на основе 2-х этнических групп, исконно принадлежавших к этому вероисповеданию — немцев и финнов. В 1990-х произошел массовый переход русских в лютеранство, которые, влиливаясь в структуры ЕЛЦ, церковь Ингрии, привносят свои особенности, в частности стремятся создать свою собственную лютеранскую церковь. Численность ЕЛЦ оценивается в 200 тыс. человек; ЕЛЦИ — 20 тыс.; БЛЦ — 1 тыс.; ХЕЛЦВС — 1 тыс. [6]

Главные лютеранские церкви в России

  • Евангелическо-лютеранская церковь в России, на Украине, в Казахстане и Средней Азии (ЕЛЦ)
  • Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии на территории России (ЕЛЦИ)
  • Сибирская евангелическо-лютеранская церковь (прежде Библейская ЛЦ)
  • Лютеранская церковь Миссури-Синод на территории России
  • Христианская евангелическая лютеранская церковь Висконсин-Синод (ХЕЛЦВС)
  • Евангелическо-лютеранская церковь Латвии
  • Евангелическо-лютеранская церковь Эстонии
  • Округ Екатеринбургской евангелическо-лютеранской консистории
  • Карельская евангелическо-лютеранская церковь

Кальвинизм

Кальвинизм или Реформатская церковь, Calvinism (англ.), — второе крупное течение в протестантизме, возникшее в период Реформации в Швейцарии, получило название по имени основателя движения — Жана Кальвина. Кальвинизму исторически предшествовало учение Цвингли, цюрихского священника, поборника независимости и республиканских свобод. Опираясь на авторитет Священного Писания, Цвингли отвергал Римское "священное предание" и отстаивал принципы "всеобщего священства". Систематическое обоснование Реформации было представлено Кальвином в труде "Наставление в христианской вере" (1559), где были изложены не только теологические вопросы веры, но проблемы христианской свободы и взаимоотношений церковной и светской влатей. В этом трактате Кальвин выел догмат о полном предопределении жизни человека: Бог изначально, еще до сотворения мира, предначертал спасения или осуждение людей, и они должны довериться его приговору. Но человек земной может увидеть знак своей избранности и правильности своих действий. Таким критерием служит успех в земном труде, к которому Бог призвал человека. Следуя этой гражданской морали, основанной на принципах мирного аскетизма, человек должен все свои силы посвящать труду, причем не ради накопления денег — это грех стяжательства, а пускать капитал в оборот, способствуя тем самым процветанию населения и государства. Кальвин полагал возможным построить церковь на принципах выборности, где независимые общины верующих самостоятельно могли выбрать пастора и пресвитера. Но вскоре он сам же нарушил свои принципы. Он создал диктатуру реформатской консистории в Женеве, подчинил магистрат, изгнал или уничтожил оппозицию [7] . Он также ввел строгую регламентацию общественной и личной жизни. И хотя формально эти строгости были отменены, они органически вошли в кальвинистскую мораль.

В течение XVI века кальвинизм широко распространился в Нидерландах, а также в Англии и Шотландии, где сложились общины пресвитериан, первоначально объединявшие последователей кальвинистских идей, настаивавших на идеях выборности и децентрализации церкви. Пресвитериане составили умеренное крыло пуританизма, получив особенное распространение в период Английской революции, когда они являлись правящей церковью. В 1643 — 1649 в Англии было составлено "Вестминстерское исповедание веры", где изложены основные постулаты веры реформатской церкви. Со временем кальвинизм утратил свой радикализм и его доктрина постепенна начала сближаться с лютеранскими и евангелическими учениями. С XVII века пошел процесс формирования самостоятельных национальных церквей в Швейцарии, Нидерландах, северной Германии и Франции, одни из которых строго придерживались первоначального учения Кальвина, другие шли по пути все большей либерализации.

Кальвинистские ресурсы

  • Центр реформатской теологии и апологетики
  • Реформатское христианское обучения III-го тысячелетия
  • Sola Gratia Ministries (реформатские и кальвинистские материалы)
  • Реформатские молитвы

Кальвинизм в России

Первые кальнистские общины появились еще в XVI веке и вплоть до правления Анны Иоановны кальвинисты наряду с лютеранами пользовались равными правами. После 1734 начались попытки принудительного объединения кальвинистов с лютеранами. Сотрудничество кальвинистов с православной церковью ограничивалось сферой образования. После революции 1917 началась массовая эмиграция приверженцев кальвинизма, поскольку они в основном состояли из иностранцев и русских западноевропейского происхождения. В 1990-х кальвинистская церковь по сути образовалась заново. Современная численность кальвинистов невелика — более 200 чел. [8] . Российские церкви входят в региональную конференцию СНГ. Поместные общины принадлежат 2-м реформатским консервативным церквям — голландской и швейцарской.

Англиканство

Англиканство, Anglicanism (англ.) — англиканское вероисповедание, объединяющее церкви Англии и бывших английских колоний во главе с духовным лидером — архиепископом Кентерберийским. Идейное обоснование необходимости разрыва с Ватиканом и католичеством было подготовлено трудами и деятельностию теолога Джона Виклифа, ученого и реформатора Тиндала, и др. Однако Реформация в Англии была проведена политическим решением короля Генриха VIII, стремившего создать национальную церковь и объединить английский народ под своей властью (Акт о верховенстве, 1534). С тех пор король/королева являются главой англиканской церкви, архиепископ Кентерберийский духовным лидером церкви. Англиканство содержит в себе элементы католического и протестантского вероисповедания. Католические присутствуют в культе, а английская литургия является переработкой католической средневековой литургии. В то же время английский символ веры из 39 глав — главный документ догматических положений англиканства, принятый в 1571, содержит ряд ярко выраженных протестантских элементов кальвинистского толка.

Англиканские ресурсы

Англиканство в России

Англиканская церковь в России ведет свое начало с эпохи Ивана Грозного. В настоящее время существует 3 англиканских прихода, которые входят в Гибралтарскую епархию в Европе. Численность — более 300 чел. в основном иностранного происхождения [9] . Кроме того, существует еще Епископальная церковь в Санкт-Петербурге, ассоциированная с Свободной церковью Англии в Бирмингеме.

Изображение в информационном окне.

Протестантизм является одним из главных ветвей христианства с католицизмом и православием . Согласно Le Petit Larousse, в широком понимании протестантизм - это совокупность церквей, возникших в результате Реформации . С этой точки зрения протестантизм включает в себя множество движений, таких как лютеране , пресвитериане , реформаторы , методисты , евангелисты ( крещение , пятидесятничество , евангелическое харизматическое движение и неконфессиональное христианство ). В 2011 году все эти церкви объединяли около 37% христиан, или 800 миллионов протестантов.

Резюме

Вступление

Место протестантизма в диахронической диаграмме (не исчерпывающей) разнообразия христианств: толщина ветвей вызывает приблизительное численное значение верующих каждой конфессии.

Реформация является результатом отказа от ориентации католицизма в средние века (и окончательно подтвержденной Римом на Тридентском соборе ). Реформация была проведена под стимулом богословов , таких как Мартин Лютер , Ульрих Цвингли , Жан Кальвин , Себастьен Castellion , среди многих других. Пьер Вальдо , Джон Виклиф , Ян Гус , Лефевр д'Этапль считаются предшественниками Реформации . Следуя этим богословам, протестантизм включает в себя очень разные богословские течения. В единственной протестантской федерации во Франции насчитывается двадцать шесть союзов церквей, в то время как на международном уровне около трехсот двадцати протестантских церквей участвуют во Вселенском совете церквей , наряду с примерно тридцатью православными церквями и старокатолическими церквями .

Происхождение слова протестант


История

Источник


Начало протестантизма обычно датируется 31 октября 1517 г. , То немецкий августинцев монах и доктор богословия Мартин Лютер публикует на 95 тезисов обличая недостатки на Римско - католической церкви , как продажа индульгенций , и утверждается , что Библия должна быть единственным органом , на котором лежит вера. Защищенный герцогом Жаном-Фредериком де Саксом (1503-1554) , Лютер сжег буллу Exsurge Domine , угрожая ему отлучением в 1520 году .

Год 1521 также считается решающим: в январе, Мартин Лютер, прежде чем диета Червей , отказывается ретракта, считая себя предмет к авторитету Библии и его совести , а не что в иерархии церковной и. Отлучен . Упомянутое здесь впервые прямое обращение к Богу и индивидуальной совести является маркером протестантизма. Среди идей Лютера, всеобщий доступ к Библии без социальной дискриминации и равенства между мужчинами сильно резонирует в основном крестьянское население, до такой степени , что весна 1525 года они спровоцировали на Bauernkrieg ( войну крестьян ) в Священной Римской империи .

Чтобы быстро положить конец этому взрыву насилия против правящего класса, принцы встретились во время Первого Шпейерского сейма в 1526 году . Они соглашаются с указом о чрезвычайном положении и решают, что каждый принц выбирает культ для практики в своем государстве, а противники вынуждены бежать в другое государство, благоприятное для их веры. Это confessionalization уже начато в конце 1526 года на Жан I эр Саксонии , которая узаконена лютеранство .


Распространение протестантизма (красный цвет) и католицизма (синий цвет) в Центральной Европе (в 1618 году).

Диффузия

В XVI - го и XVII - го века, Франция переходит на религиозные войны ( 1562 - 98 ) , а затем после периода веротерпимости под Нантского эдикта , все более и более вне закона протестантизм , связанных с насилием, разрушением храмов, похищениях детей , размещение войск , запрет на осуществление определенных профессий и должностей, что приводит, несмотря на запрет на эмиграцию, к исходу от двухсот пятидесяти до трехсот тысяч человек в Германию, Швейцарию , Нидерланды и Англию .


Нидерланды был исключением из этого правила, религиозные нарушения удваивая отказ от опеки Фландрии и Нидерландов со стороны испанских Габсбургов . Мир вмешался только в 1648 году ( Мюнстерский договор ) в конце Восьмидесятилетней войны и установил политическое и религиозное разделение Нидерландов: на юге - католические испанские Нидерланды, где протестантизм запрещен, на севере - независимые Нидерланды, управляется реформированными и где католицизм, лютеранство и меннонитизм почти не допускаются.

В Англии личные удобства короля Генриха VIII в супружеских отношениях заставили его порвать с Римом . Рожденная в результате этого раскола, англиканская церковь первоначально сохраняет все внешние аспекты католицизма, но постепенно развивается в сторону протестантизма, в то время как католицизм продолжает свою дивергентную эволюцию через доктрины, провозглашенные после разрыва. В Швейцарии кантоны определялись отдельно, самые крупные и могущественные ( Базель , Цюрих , Берн ) склонялись к протестантизму. В южной Европе склонности лютеранства были подавлены инквизицией . Единственное заметное исключение - так называемая община еретиков Водуа : во время синода Шанфорана большая часть церкви Водуа решила присоединиться к Реформации в 1532 году . Несмотря на преследования (среди прочего, резню трех тысяч водуа из Люберона в 1545 году ), это небольшое сообщество сохранилось в Пьемонте . Протестантизм затем испытал всемирную экспансию через миссионерские движения, которые чаще всего сопровождали колонизацию . В случае с Соединенными Штатами это еще больше подпитывается изгнанием религиозных нонконформистов из Англии или других частей Европы: таким образом, квакеры, а затем англиканские нонконформисты ( пуритане ) очень рано и широко утвердились в Новый Свет , но это также относится к германским анабаптистам ( немцам , швейцарцам, эльзасам ), которые основали общины меннонитов и амишей в Соединенных Штатах.

Разработка

Множественные протестантские движения

Согласно статистическим данным традиционных протестантских организаций, в 2014 году движение объединяет 317 миллионов человек по всему миру .

Лютеране, реформаторы и англикане

Методизм

Джон Уэсли является основоположником методизма (по данным Всемирного методистского совета , в церкви 80 миллионов членов). Комбинируя возвращение к Библии, молитва и социальные обязательства, он является предшественником социальных и евангельских движений , таких , как армии привет , основанной Уильямом Бутом в Англии в конце XIX - го века или объединения молодых людей , христиане (UCJG, в английском YMCA ), который насчитывает 45 миллионов участников по всему миру. Отказ от предопределения, признание ответственности человека в своей вере.

Либеральные протестантские течения

В либеральных протестантских церквах , как правило , прилагаются к диалогу религии с культурой и релятивизировать первое место в Библии. Они благоприятствуют межрелигиозному диалогу, плюрализму и секуляризму . Они критикуют ортодоксальные правила верований и практик, церковный аппарат и их нормативную силу.

Евангелические движения

В 2020 году Всемирный евангелический альянс объединил более 600 миллионов евангельских христиан.

Различия между евангелизмом и протестантизмом

Основные принципы протестантизма

Основные принципы

Протестантские обычаи и верования


Протестантское учение основано исключительно на священных текстах, а именно на Библии , состоящей только из Ветхого и Нового Заветов . В второканонических книгах были рассмотрены реформаторами , как интересно , но не основатели веры и не больше не печатаются в протестантской Библии с XIX - го века. Однако мы все еще находим апокрифы в лютеранской Библии. Поэтому протестант верит в воскресение и в вечную жизнь . Как и во всех христианских конфессиях, воскресение Иисуса Христа и последующее спасение можно рассматривать как основу веры. Основные практики являются общими с практиками католической церкви (молитвы, чтение Библии, воскресное богослужение и участие в Евхаристии , называемое таинством ).

Протестанты верят, как и другие христиане, в Бога-Создателя и участвуют среди протестантов или в рамках экуменических инициатив в действиях в защиту Творения .

Крещение и причастие являются единственными два Таинства среди протестантов, которые предполагают , что, по свидетельству Священного Писания, только эти два действия были возбужденному Иисусом Христом . В некоторых протестантских церквях, особенно евангелических , крещение проводится только в зрелом возрасте, в то время как другие оставляют выбор и довольно широко практикуют крещение младенцев.

Подтверждение означает церемонию , которая приходит к выводу религиозного образования оглашенных , как правило , подросткам от 14 до 15 лет. Довольно близко к профессии веры отмечается среди католиков , это, однако , не является таинством , но это подтверждает обеты крещения и он отмечает признание конфирманта к Вечере Господней и ее перехода к взрослой жизни веры.

Браком является божественным благословением человеческой любви, хотя протестантизм не поощряет практику развода, идея о том , что развод может быть лучше , чтобы стать очень трудной семейной жизнью принят большинством протестантов; возможен повторный брак разведенных лиц.

Культ на похоронах для поддержки семьи и друзей, она сосредоточена на провозглашении Евангелия и обещание воскресения . Покойного хоронят просто, с уважением: за чтением отрывка из Библии и молитвами за семьи. Церемонии смерти юбилейного массового типа не проводится. Аутопсии , извлечение органов и кремация разрешены в целом.

Вечеринки и собрания

Протестанты празднуют Рождество , Вербное воскресенье , Пасху (они отмечают Великий четверг и Страстную пятницу, но без крестного хода и крестных ходов ), Вознесение и Пятидесятницу . В исторических европейских церквях, помимо христианских праздников ( в Библии упоминается Иисус Христос ), мы иногда отмечаем:

Различия с католической церковью

Несмотря на множестве общих точек между католицизмом и протестантизмом, и вытекающим из западной ветви от христианства , и , несмотря на доктринальном сближение , полученном посредством экуменического диалога , например , с помощью Groupe де Домб , есть много различий между протестантским поклонением и католическим вероисповеданием..

Социологическое влияние протестантизма

Образование

Протестантизм, пропагандист чтения - поскольку там все поощряют чтение Библии - всегда был страстным поклонником преподавания. Это то, что Жан Жорес красноречиво описал в 1911 году : «Это была Реформация, которая страстно желала просвещать людей . Она хотела, чтобы каждый человек умел читать и какую книгу? Тот, из которого она сама черпала жизнь. " Среди великих протестантских педагогов можно найти Фридриха Фребеля , изобретателя детского сада, который станет детским садом (созданного во Франции протестанткой Полиной Кергомар ), или пастора Жана-Фредерика Оберлина , который будет практиковать народное образование в своем неблагополучном приходе. о запрещении-де-ла-Рош .

Влияние протестантизма на образовании особенно сильно во Франции, в III электронной Республике , где Жюль Ферри имеет несколько личностей протестантских вокруг него. В частности , Фердинанд Бюиссон (который разработал основные законы школы в 1881 - 1885 г. и создал Эколь Нормаль де Сен-Клу и Фонтене-Окс-Роз ), Феликс Пекаут и Жюль Стиг .

Женское образование во многом обязано протестантизму: мадам Жюль Фавр является создательницей Высшей школы для девочек в Севре и вдохновителем педагогики целого поколения учителей. В 1885 г. в лицеях для девочек было 22% учеников-протестантов, 10% учителей-протестантов и 25% руководителей протестантских заведений.

Экономическая жизнь

Однако этот тезис оспаривается Фернаном Броделем в своей книге.

Протестантское социальное действие и диакония

Diakonia , обслуживание к слабому или бедным, было происхождением Церкви . Для протестантов диакония действительно является частью призвания церкви, так же как и проповедь Евангелия, хотя секуляризм привел во Франции к разделению религиозных ассоциаций и ассоциаций или фондов социального характера, медико-социального или медицинского характера.

В 2007 году Оливье Брес, президент Протестантской федерации взаимопомощи (FEP), выделил два основных вида деятельности:

в. Местные ассоциации взаимопомощи или диаконаты. На каждую поместную церковь приходится почти один диаконат, который занимается слушанием, раздачей еды, раздевалками, более или менее точным сопровождением изолированных людей (вне или в церкви), а также финансированием и поддержкой. Поддержка акций солидарности с Югом ( ассоциации или церкви) в соответствии с собраниями и интересами членов Взаимопомощи. Это тысячи добровольцев, которые часто сотрудничают в своей деятельности с другими благотворительными ассоциациями (миряне, католики и т. Д.).

б. Ассоциации-члены Протестантской федерации взаимопомощи (FEP), то есть около двухсот ассоциаций или фондов, работающих в нескольких секторах:

  • здравоохранения, с некоторыми больницами и домами престарелых и школами медсестер
  • пожилые люди с почти 80 домами для престарелых и некоторыми услугами на дому,
  • люди с ограниченными возможностями, часто с крупными ассоциациями, управляющими несколькими заведениями и развивающими новые структуры, в контексте национального дефицита,
  • социальный сектор, который имеет тенденцию к развитию, со структурами поддержки, жильем, доступом к жилью для людей, находящихся в изоляции,
  • учебные организации, молодежные центры, социальные центры и т. д.

Эти ассоциации объединяют тысячи администраторов, волонтеров и сотрудников.

Ниже несколько примеров произведений протестантского происхождения.

Фонд Джона-Боста

Фонд Багатель

Создав в 1863 году Протестантский центр здоровья в Бордо (признанный общественно полезным в 1867 году ), протестантские церкви города создали произведение, модернизм которого продолжает существовать в сегодняшней модели здравоохранения и общества. В 1920 году доктор Анна Гамильтон сделала его на территории Багатель в Таленсе школой-больницей, намного опередившей свое время, и основала первую школу медсестер в соответствии с принципами Флоренс Найтингейл, которая произвела революцию в сестринском деле. Сегодня Фонд Багатель управляет и управляет десятью учреждениями в Жиронде, в частности больницей общего профиля (MCO), частной, очень современной (с делегацией государственных служб), на 250 коек и домашней больницей (HAD) на 200 коек., номер 1 в регионе Большой Аквитании .

Армия Спасения


Друзья Мастерской

La Cimade

Создано в Сентябрь 1939 г. по подстрекательству протестантского богослова Сюзанны де Дитрих прийти на помощь эльзасскому и лотарингскому населению, эвакуированным на юг Франции из-за вступления в войну против Германии , действие аббревиатуры Cimade для движений Inter среди эвакуированных , быстро распространилась на беженцев любого происхождения ( цыгане , коммунисты , немцы, спасающиеся от нацизма , евреи и т. д.). Часто пропагандируемая своими действиями в пользу мигрантов и беженцев , Cimade также осуществляет деятельность в этой области благодаря своим примерно 2000 добровольцам : юридическая помощь иностранцам в центрах административного содержания под стражей, управление медицинскими и социальными учреждениями, обучение и языковая адаптация., Прием иностранцы на региональных горячих линиях, акции международной солидарности, вмешательства в тюрьмах и местах содержания под стражей.

Больница Альберта Швейцера

Истинный предшественник медицинской гуманитарной помощи, пастор и врач эльзасского происхождения Альберт Швейцер основал в 1913 году в Ламбарене ( Габон ) больницу, предназначенную для лечения больных региона, а также для изучения тропических болезней с целью их предотвращения. и лучше относитесь к ним. В 1930 году Альберт Швейцер основал ассоциацию поддержки в Страсбурге . В 1974 г. в соответствии с законодательством Габона был создан фонд Альберта-Швейцера для управления больницей. Благодаря многочисленным опорам больница будет постоянно модернизироваться. Созданы лаборатория биологии и бактериологии, кабинет радиологии, операционная, стоматологическая поликлиника, педиатрическое отделение, отделение внутренней медицины, школы. Прилагаются серьезные усилия для подготовки медицинского и парамедицинского персонала из Африки.

Международный Комитет Красного Креста

Международный Комитет Красного Креста (МККК) является старейшей существующей международной гуманитарной организацией. Она была создана в 1863 году группой из пяти граждан протестантских Женевы , в том числе Анри Дюнан ( Нобелевскую премию мира в 1901 году ) и генерал Дюфур . В соответствии со своим уставом Красный Крест - это добровольное и бескорыстное учреждение по оказанию помощи, задача которого - как можно более тесно взаимодействовать с людьми, затронутыми вооруженными конфликтами, и наилучшим образом удовлетворять их потребности. В МККК, штаб-квартира которого по-прежнему находится в Женеве , Швейцария , работает около 11 000 человек в 80 странах мира ( 2013 г. ). Действия МККК были отмечены тремя Нобелевскими премиями мира ( 1917 , 1944 и 1963 ).

Основные тезисы классической теологии:
Библия является единственным боговдохновенным и аутентичным словом Господа, единственным источником христианских доктрин, ясным и самоинтерпретируемым.
Прощение можно получить только верой, безотносительно к добрым делам и поступкам.
Спасение приходит только как Божья благодать, как незаслуженная милость и незаслуженный дар от Бога ради Иисуса, но не как что-то заслуженное грешником. Иисус является единственным посредником между Богом и человеком, спасение возможно только через веру в Него. Человек должен почитать только Бога и поклоняться только Ему, так как спасение даруется только и единственно через Его волю и действия — не только дар Искупления Иисуса на кресте, но также дар веры в это Искупление, созданной в сердцах верующих Святым Духом. Каждый верующий имеет право толковать и излагать Слово Божье.
Классическое богословие протестантизма изложено в следующих вероисповедных документах Реформации: Гейдельбергский Катехизис 1563 года (Германия), Книга Согласия 1580 года (Германия), Каноны Дордрехтского Синода 1618—1619 гг (Дордрехт, Нидерланды), Вестминстерское исповедание веры 1643—1649 гг (Вестминстерское аббатство, Лондон, Великобритания)
Основоположниками протестантской теологии являлись: Мартин Лютер, Ж. Кальвин, У. Цвингли, Ф. Меланхтон.
Евангеликализм.
В XVIII—XIX в.в. в протестантских церквях Великобритании и Северной Америки возник евангеликализм (evangelicalism) — движение обновления и пробуждения внутри
лютеранских, англиканских и реформатских церквей, вызванное как сухой догматикой и иерархичностью, сложившейся к этому времени внутри данных церквей, так и идеями
атеизма, деизма и рационализма, порождёнными эпохой Просвещения.
Характерные черты евангеликализма:
Стремление к рождению свыше, которое можно получить только по вере и только через благодать.
Принятие Библии как непогрешимого Откровения Бога, буквально описывающего периоды человеческой истории и человеческого искупления.
Позиция христианской активности, выражаемая через миссионерскую деятельность и внутрихристианское общение.
Позиция крестоцентризма (crucicentrism) — особенное внимание к Крестной Жертве Христа, благодаря которой верующие в Иисуса получили прощение и спасение.
Убеждённость в важности христианского духовного роста.
В истории евангеликализма отмечают периоды первого Великого пробуждения (1730—1740) в Новой Англии, во время которого практиковались проповеди под открытым небом, и второго Великого пробуждения (1800—1830) в США, участником которого был Чарлз Финни, чьи взгляды оказали влияние на евангеликализм ХХ века.
Наиболее известные представители: Джон Уэсли, Джорж Уайтфилд, Джонатан Эдвардс, Чарлз Финни.

Обряды и таинства.
В разных протестантских направлениях понятия обряда и таинства могут иметь различное содержание. В случае, если признаются таинства, то их два — крещение и причащение.
В отношении других действий признаётся только символический смысл. В любом случае участие в таинствах требует сознательного решения, поэтому может существовать обычай совершать крещение в более или менее зрелом возрасте, а до причастия проходить специальную подготовку (конфирмацию). В некоторых конфессиях к причастию допускаются только прошедшие через водное крещение.
В протестантизме не практикуются молитвы за умерших, молитвы святым. В то же время отношение к святым бывает почтительным — как к примерам праведной жизни и хорошим учителям. Поклонение мощам также не практикуется как не соответствующее Писанию. Отношение к почитанию образов неоднозначно: от отторжения как идолопоклонства, до учения, что честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу (определяется принятием или непринятием решений II Никейского (седьмого Вселенского) Собора).
Иконопочитание в том виде, какое свойственно католичеству и православию, отсутствует.
Молитвенные дома протестантов, как правило, свободны от пышного убранства, образов и статуй, что, впрочем, не самоцель, и происходит от убеждения, что в подобном декоре нет необходимости. Зданием церкви может служить любое строение, которое берётся в аренду или приобретается на равных с мирскими организациями условиях.
Богослужение протестантов сосредоточено на проповеди, молитве, пении псалмов и гимнов на национальных языках, а также на причастии, которому некоторые направления (например, лютеране) придают особое значение.

Православный приход храма святителя Николая Мирликийского города Слюдянка

Все чаще и чаще нам приходится на улицах и даже у себя дома(!) сталкиваться с таким явлением, как навязчивость протестанских проповедников различных сект. Чтоб противостоять им нужно знать — что — же такое протестантизм вообще в основе своей.

В своей реформе католицизма П. апеллировал к первоначальному христианству. Источником вероучения П. считает Священное писание (Библию, которая переведена на живые национальные языки), отвергнув католическое Священное предание как людское измышление.

Первоначальными, возникшими уже в 16 в. формами П. были: лютеранство, кальвинизм, цвинглианство, англиканство (см. Англиканская церковь), анабаптизм (см. Анабаптисты), меннонитство (см. Меннониты); к протестантам примыкали унитарии (в т. ч. польские социниане), чешские братья.

В период 16—17 вв. П., воспринятый самыми разными социальными слоями, был в первую очередь идейным оружием буржуазии, боровшейся с феодализмом, знаменем первых буржуазных революций. С 17 в. П. стал распространяться в английских колониях в Северной Америке. В Англии и в англоязычных странах кальвинизм принял форму пресвитерианства (см. Пресвитерианская церковь), существенно не отличавшегося от кальвинизма на Европейском континенте (поглотившего цвинглианство и обычно называемый реформатством). Более демократичные, чем пресвитериане, конгрегационалисты установили автономность религиозных общин. В 17 в. сложились баптизм (см. Баптисты) и квакерство (см. Квакеры).

Протестантские церкви насчитывают (начало 70-х гг. 20 в.) около 225 млн. приверженцев, в том числе лютеран около 74 млн., кальвинистов (пресвитериан, реформатов и конгрегационалистов) около 50 млн., англикан около 30 млн., методистов около 40 млн., баптистов около 25 млн. П. распространён главным образом в скандинавских странах, ФРГ, ГДР, Швейцарии, Великобритании и её бывших доминионах (Австралия, Канада, Новая Зеландия), Нидерландах, США. В 20 в. развернулось экуменическое движение, ставящее целью объединение христианских (первоначально только протестантских) церквей (с 1948 руководящий орган — Всемирный совет церквей).

Хотя протестантизм не представляет из себя однородного явления, а его приверженцы разделяются на множество течений и групп — деноминаций, между ними, несмотря на все различия, существует или предполагается некое невидимое духовное единство. При всех теологических расхождениях, большинство протестантских церквей участвует в экуменическом движении, направленном на взаимопонимание и сотрудничество христианских конфессий. В мире существует более 33 тыс. деноминаций 238 странах, но их число продолжает расти каждый год и не поддается точному подсчету. Главными ветвями протестантизма являются — лютеранство, кальвинизм или реформатство, и англиканство. К другим течениям протестантизма относятся: методизм, баптизм, адвентизм, анабаптизм, конгрегационалистская церковь, пятидесятничество, харизматическое движение, пресвитерианство, квакеризм, свидетели Иеговы и др.
Лютеранство

Лютеранство быстро вышло за пределы Германии и распространилось в других странах Европы, прежде всего в Скандинавии. В Швеции реформация церкви осуществлялась по инициативе короля и лютеранство стало способом утверждения отделения страны от Дании и диктата Ватикана (30-е годы XVI века). В конце XIX веке и на протяжении XX-го в Европы начался процесс либерализации лютеранства: например, принятие женского священства. Европейские лютеранские церкви в большинстве своем являются государственными, зависят от общенационального общественного мнения, и поэтому отличаются теологическим либерализмом. В США, наоборот, сосредоточены консервативные течения лютеранства. Наиболее значимыми среди них являются лютеранская церковь Миссури-Синод и лютеранская церковь Висконсин-Синод.

Главные международные организации лютеранских церквей
Всемирная лютеранская федерация (140 церквей в 78 странах);
Международный лютеранский совет
Конфессиональная евангелическо-лютеранская конференция.

Главные лютеранские церкви
Шведская церковь
Евангелическо-лютеранская церковь Америки
Евангелическо-лютеранская церковь Финляндии
Датская национальная церковь
Эфиопская евангелическая церковь Мекане Йесус
Норвежская церковь
Протестантская христианская церковь Батак в Индонезии
Евангелическо-лютеранская церковь Танзании
Протестанская лютеранская церквовь Гановера
Малагасийская лютеранская церковь (Мадагаскар)

Лютеранство в России

Главные лютеранские церкви в России
Евангелическо-лютеранская церковь в России, на Украине, в Казахстане и Средней Азии (ЕЛЦ)
Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии на территории России (ЕЛЦИ)
Сибирская евангелическо-лютеранская церковь (прежде Библейская ЛЦ)
Лютеранская церковь Миссури-Синод на территории России
Христианская евангелическая лютеранская церковь Висконсин-Синод (ХЕЛЦВС)
Евангелическо-лютеранская церковь Латвии
Евангелическо-лютеранская церковь Эстонии
Округ Екатеринбургской евангелическо-лютеранской консистории
Карельская евангелическо-лютеранская церковь
Кальвинизм

Кальвинистские ресурсы
Центр реформатской теологии и апологетики
Реформатское христианское обучения III-го тысячелетия
Sola Gratia Ministries (реформатские и кальвинистские материалы)
Реформатские молитвы

Кальвинизм в России

Первые кальнистские общины появились еще в XVI веке и вплоть до правления Анны Иоановны кальвинисты наряду с лютеранами пользовались равными правами. После 1734 начались попытки принудительного объединения кальвинистов с лютеранами. Сотрудничество кальвинистов с православной церковью ограничивалось сферой образования. После революции 1917 началась массовая эмиграция приверженцев кальвинизма, поскольку они в основном состояли из иностранцев и русских западноевропейского происхождения. В 1990-х кальвинистская церковь по сути образовалась заново. Современная численность кальвинистов невелика — более 200 чел.8. Российские церкви входят в региональную конференцию СНГ. Поместные общины принадлежат 2-м реформатским консервативным церквям — голландской и швейцарской.
Англиканство

Англиканство, Anglicanism (англ.) — англиканское вероисповедание, объединяющее церкви Англии и бывших английских колоний во главе с духовным лидером — архиепископом Кентерберийским. Идейное обоснование необходимости разрыва с Ватиканом и католичеством было подготовлено трудами и деятельностию теолога Джона Виклифа, ученого и реформатора Тиндала, и др. Однако Реформация в Англии была проведена политическим решением короля Генриха VIII, стремившего создать национальную церковь и объединить английский народ под своей властью (Акт о верховенстве, 1534). С тех пор король/королева являются главой англиканской церкви, архиепископ Кентерберийский духовным лидером церкви. Англиканство содержит в себе элементы католического и протестантского вероисповедания. Католические присутствуют в культе, а английская литургия является переработкой католической средневековой литургии. В то же время английский символ веры из 39 глав — главный документ догматических положений англиканства, принятый в 1571, содержит ряд ярко выраженных протестантских элементов кальвинистского толка.

Англиканские ресурсы
Официальный портал сообщества церквей англиканского вероисповедания
Церковь Англии
Кентерберийский проект
Онлайн центр англиканских церквей

Англиканство в России

Англиканская церковь в России ведет свое начало с эпохи Ивана Грозного. В настоящее время существует 3 англиканских прихода, которые входят в Гибралтарскую епархию в Европе. Численность — более 300 чел. в основном иностранного происхождения9. Кроме того, существует еще Епископальная церковь в Санкт-Петербурге, ассоциированная с Свободной церковью Англии в Бирмингеме.
Цитаты
На том стою и не могу иначе. Да поможет мне Бог. Аминь (Hier stehe ich. Ich kann nicht anders. Gott helfe mir. Amen нем., лат.)10
Ссылки

Июль 1980 Кралицкие истоки (за 42 года существования подпольная типография протестантов в Кралицком замке, в Чехии, выпустила 76 книг, в том числе и знаменитую Кралицкую Библию)

Февраль 1983 В Ольстере без перемен (из 1,5 млн жителей Ольстера 2/3 составляют протестанты)

Июнь 1991 Легенды и были о динозаврах (наилучшая разновидность человека разумного — мужчина, англичанин и протестант)

Сентябрь 1995 Из варяг в чукчи (для шведов-протестантов неприлично кичиться богатством)

Февраль 1997 Зарабатываем на преисподней (Ява оказалась не способной отразить военный и религиозный натиск пришельцев, поначалу католиков, а потом протестантов — голландцев)

Октябрь 1997 Путь мизунгов (пигмеи и банту называли себя протестантами)

Ноябрь 1997 Пионеры штата ЮТА (мормоны утверждают, что они не протестанты)

Январь 1998 Сиреневый Леман (когда во Франции развернулись жестокие гонения на протестантов, и на протяжении столетия оттуда в Швейцарию прибыло около 60 тыс. беженцев)

Июнь 1998 Правнуки Уленшпигеля (голландцы-протестанты относятся к фламандцам-католикам, как столичные жители к провинциалам)

Февраль 2001 Закон его стихии (в 1840, когда в Нью-Йорк прибыли ирландцы-католики, произошел первый религиозный конфликт с протестантами)

Июнь 2001 Реформация (через 14 лет после начала правления Альбрехта Бранденбургского в землях Ордена победила Реформация)

Ноябрь 2001 Неприкосновенная (в Швейцарии особенно широко распространилось одна из разновидностей протестантизма — цвинглианство)

Май 2002 Королевские казематы (пока страна пребывала под властью католиков, протестанты ожидали благословенного дня, когда на престол взойдет другая дочь Генриха VIII, от Анны Болейн, — Елизавета)

Август 2002 Тихий Запад (жесткая политика, проводимая Генрихом VIII в Ирландии, привела к тому непримиримому противостоянию католиков и протестантов, которое длится и по сю пору)

Январь 2003 Кровавая месса (24 августа 1572, в праздник Св. Варфоломея, в Париже началась резня протестантов — печально знаменитая Варфоломеевская ночь)

Ноябрь 2003 Галантный философ (отец Ларушфуко боролся с протестантами, хотя его предки не были католиками)

Октябрь 2004 Молот ведьм (пытаясь расколдовать мир, протестантские теологи породили массовую паранойю охоты на ведьм)

Декабрь 2004 Рыцарь печального образа (у турок были налажены широкие связи с протестантами)

Май 2005 Тайны королевы Анны (французские протестанты, лишенные кардиналом Ришелье многих привилегий, подняли восстание в порту Ла-Рошели)

Июль 2005 Прусский дух Унтер-ден-Линден (лютеранская Пруссия принимала гонимых во Франции протестантов)

2005 Генри Форд, король всея Америки (во многих отношениях Форд был сыном своих консервативных родителей-протестантов)

2005 Непрощенная измена (в 1552 у религиозного лидера протестантской общины родился Уолтер Рэли, английский пират, авантюрист и поэт)

Декабрь 2006 Елизавета: от Золушки до королевы (после заговора протестантов в марте 1554, Елизавета I по приказу Марии I Тюдор была брошена в Тауэр)

Декабрь 2006 Живые картины презепио (рождественскую елку придумали протестанты)

11 марта 2000 Израиль. Голгофа (попытка пересмотреть подлинность Гроба Господня была предпринята английским протестантом генералом Ч. Гордоном)

29 июля 2001 Венгрия. Озеро Балатон (после Реформации на берегах Балатона появилось много протестантов, что привело к серьезным конфликтам)

30 сентября 2001 Швейцария. Обзор (в XVII, во времена гонений на протестантов в страну въехало огромное количество беженцев)

28 октября 2001 Швейцария. От Цвингли до Гитхера (в 1518 настоятелем Гроссмюнстера, Большого кафедрального собора Цюриха, стал крестьянский сын Ульрих Цвингли, проводивший церковные реформы в духе протестантизма)

7 ноября 2001 Швейцария. Берн (во время Реформации протестанты уничтожили многие церковные ценности, которые они считали излишними)

17 февраля 2002 Чехия. Кутна-Гора (значительный вклад в разорение города внесли войны между католиками и протестантами)

19 мая 2002 Чехия. Гуситы (военные успехи гуситов-протестантов в Чехии вынудили католиков начать переговоры)

9 июня 2002 Чехия. Часовня скелетов (на кладбище у Кутна-Горы погребали тела монахов-католиков, убитых протестантами)

4 августа 2002 Италия. Чума (в Венеции с пониманием относились к протестантам)

22 декабря 2002 Великобритания. Гарри Поттер. Поттерофилы и поттерофобы (Гарри Поттер напоминает протестантам Иисуса)

20 июня 2004 Австралия. Старая Австралия (в храме при тюрьме Порт-Артура могли молиться и католики, и протестанты)

27 марта 2005 Исландия. Природа Исландии (в Исландии утвердилось одна из разновидностей протестантизма — лютеранство)

19 ноября 2005 Бавария (баварцы отличаются от основной массы немцев еще и тем, что они католики, а не протестанты)

Май 2006 Диана, охотница на королей (Екатерина Медичи развязала войну с протестантами, устроив кровавую Варфоломеевскую ночь)

Апрель 2007 Православие: слово и дело (Православие всегда волновали отношения с другими конфессиями. В XVII веке даже произошла попытка вступить в богословский диалог с новоявленным протестантизмом, но Константинопольский патриарх Кирилл Лукарис, разделявший кальвинистские взгляды, был осужден церковным собором 1642 года)

Направление в христианстве

Протестантизм не существует как единое целое. В настоящее время он представлен тысячами деноминаций, различающихся между собой особенностями вероучения и церковного управления.

Предтечами Реформации считаются профессор Оксфордского Университета Джон Уиклиф (1320 – 1384), отстаивавший приоритет Св. Писания по отношению к Св. Преданию, а также его последователь профессор Пражского Университета Ян Гус (1371 – 1415).

Однако непосредственное зарождение протестантизма связывают с проповедью немецкого богослова Мартина Лютера (1483 – 1546), выступившего изначально против практики продажи индульгенций, а затем против авторитета Папы и Церкви как института в целом. В 1521 г. на Вормсском сейме Лютер был объявлен еретиком, однако у него появились многочисленные последователи среди части немецкого духовенства и нарождавшейся буржуазии. Его учение также было поддержано немецкими князьями, стремившимися на волне антикатолических настроений завладеть церковными землями.

Сторонники Реформации вскоре распались на несколько самостоятельных партий. Лютер и его ближайший сподвижник Филипп Меланхтон (1497 – 1560) возглавили умеренную группировку, которая выступала за отмену в церковном учении и практике только того, что на их взгляд противоречило Библии. Радикальная партия, возглавлявшаяся Томасом Мюнцером (1490 – 1525) и поддержанная беднейшими слоями населения, требовала безусловного следования только Писанию и отказа от всего того, что прямо не подтверждается текстами Библии. В результате Реформации в Германии вспыхнула Крестьянская война (1524 – 1526), в ходе которой радикальная партия была разгромлена князьями, занимавшими умеренные позиции. Немецкие князья и города, принявшие Реформацию, а также североевропейские правители произвели реформу Церкви в соответствии с учением Лютера, тем самым положив начало лютеранству.

Помимо Германии, центром европейской Реформации стала Швейцария, в частности, Женева и Цюрих. Сюда переселились, спасаясь от преследований, другие видные деятели Реформации – Жан Кальвин (1509 – 1546) и Ульрих Цвингли (1484 – 1534). В их доктрине особое место занимало учение о предопределении одних людей ко спасению, а других – к вечной погибели. Новые церкви, возникшие на основе учений Кальвина и Цвингли получили название реформатских (кальвинизм).

Протестантизм широко распространился в Европе. Он, в частности, укрепился в Германии, Швейцарии, Франции, Нидерландах, Англии, Шотландии, Дании, Швеции, Венгрии, Чехии и Польше. Благодаря Контрреформации, начавшейся в 40-х гг. XVI в., население ряда стран: Франции, Чехии, Венгрии, Польши, юга Германии удалось вернуть в лоно Католической Церкви.

В 1555 г. был заключен Аугсбургский религиозный мир между императором-католиком Карлом V и германскими князьями-протестантами, который закрепил существовавшую на тот момент религиозную ситуацию, фактически признав право протестантизма на существование. Распространение протестантизма привело к формированию в Европе национальных церковных общин, отделенных от Св. Престола и полностью подчиненных светским правителям, что несомненно способствовало усилению разобщенности между отдельными европейскими народами и возникновению националистических идей.

Часть наиболее радикально настроенных протестантов (пуритане, баптисты, квакеры) бежала от преследований в Новый Свет, заложив идеологические основы будущих Соединенных Штатов. Именно Америка стала в последствии центром распространения протестантизма.

Между отдельными протестантскими деноминациями существуют значительные расхождения по вопросу церковного устройства. В англиканстве и лютеранстве сохраняется епископат, общины Пресвитерианской Церкви возглавляются пресвитерами, часть протестантских церквей не признает вообще никакой централизованной церковной организации, выступая за полную автономию общин (конгрегационалисты и др.).

Протестантизм является третьим по численности направлением в христианстве. Его последователи на сегодняшний день существуют практически во всех странах мира. В начале 1990-х гг. общее число членов различных протестантских общин составляло около 408 млн. человек.

Читайте также: