В чем заключаются преимущества спс перед другими средствами доступа к правовой информации

Обновлено: 02.07.2024

Принятие обоснованных решений в сфере как экономики, так и политики невозможно без обладания достаточным объемом правовой информации. Особенно остро эта необходимость ощущается в период реформирования экономического и политического устройства. Задачу удовлетворения потребности в своевременном предоставлении необходимого объема правовой информации решают различные средства массовой информации (СМИ).
В этой области конкурируют как традиционные СМИ, так и справочно-правовые системы (СПС). По-настоящему эффективная СПС может быть создана только с применением современных информационных технологий. Созданная таким образом СПС называется компьютерной.
Компьютерная справочно-правовая система - это программный комплекс, включающий в себя массив правовой информации и инструменты для работы с ним. Эти инструменты могут позволять производить поиск документов, формировать подборки документов, выводить документы или их фрагменты на печать.
Преимущества компьютерных СПС очевидны. Это и доступность информации, и удобство работы с нею. Проблема же, присущая таким системам, - недостаточная оперативность - может быть решена с помощью глобальной сети Интернет.

12.2.2. Обзор рынка СПС в России
На рынке справочно-правовых систем в России работает большое количество фирм как разрабатывающих собственные программные комплексы, так и обслуживающих существующие. Наиболее известны следующие продукты таких фирм (поданным АО "Консультант Плюс"):
"Консультант Плюс" (АО "Консультант Плюс");
"ГАРАНТ" (НПП "Гарант-Сервис");
"Кодекс" (Центр компьютерных разработок).
Системы, созданные государственными предприятиями для обеспечения потребностей в правовой информации государственных ведомств:
"Эталон" (НЦПИ при Министерстве юстиции РФ);
"Система" (НТЦ "Система" при ФАПСИ).
Кроме того, на российском рынке представлены такие системы, как:
"ЮСИС" (фирма "Инталекс");
"Референт" (ЗАО "Референт-Сервис");
"Юридический мир" (издательство "Дело и право");
"Ваше право" и "Юрисконсульт" (фирма "Информационные системы и технологии");
"1C: Кодекс", "1C: Гарант", "1C: Эталон" (компания "1C");
"Законодательство России" (Ассоциация развития банковских технологий) и некоторые другие.
Различные продукты могут существенно различаться не только по задачам, решаемым с их помощью, но и по качеству.
Качество СПС зависит как от качества предоставляемой информации, так и от качества инструментов, используемых для работы с ней. Применение самых последних компьютерных технологий не поможет, если в СПС не содержится полной правовой информации или если информация обновляется с недостаточной периодичностью. И наоборот, СПС, содержащая даже самую полную и оперативно обновляющуюся информацию, не будет достаточно эффективна, если не предоставлены качественные инструменты для обработки этой информации. Таким образом, основными параметрами, позволяющими определить качество содержания информационной базы, являются:
полнота информации;
достоверность информации;
оперативность обновления информации.
Параметры, характеризующие качество программной оболочки:
поисковые возможности системы;
средства актуализации информации;
дополнительные сервисные функции.

12.2.3. Основные свойства информационных банков СПС
Оценка полноты, достоверности и оперативности обновления информации основывается на количественных показателях. Оценка же качества юридической обработки поступающих в информационный банк документов достаточно субъективна.
Без юридической обработки СПС является всего лишь электронным аналогом бумажных изданий. Ее цель - систематизация документов для повышения эффективности их дальнейшего использования.
Юридическая обработка обычно состоит из следующих основных этапов:
классификации документов;
выявления взаимосвязей между различными документами;
составления примечаний к документу.
Классификация документов предназначена для последующего их поиска по некоторым признакам. Это могут быть как формальные признаки, такие как выходные данные, так и неформальные - темы, которые рассматриваются в этих документах. Классификация производится на основании классификатора данной системы. В общем случае классификатор - это иерархическая структура, содержащая все понятия, используемые для описания документов, входящих в информационную базу.
Качество последующей юридической обработки документа, а также эффективность его поиска напрямую зависят от корректности классификации документа в системе. Выявление взаимосвязей документа позволяет создать список документов, его дополняющих. Таким образом, пользователю предоставляется возможность максимально полно ознакомиться с интересующей его темой, начав работу всего лишь с одним документом.
В качестве примечаний к документу обычно используются ссылки на связанные с ним информационные ресурсы, данные о текущем статусе документа, комментарии юриста.

12.2.4. Основные возможности программных технологий СПС
Хранение и обработка больших объемов правовой информации
Необходимость хранения и регулярного обновления больших объемов информации накладывает на СПС ряд требований. Эти требования связаны с потребностями как пользователей системы, так и разработчиков, производящих обновление и юридическую обработку массива правовой информации. Объем ежемесячно вводимой и обновляемой информации может достигать нескольких тысяч документов, что вынуждает разработчиков с самого начала создания системы приспосабливать ее к таким условиям поддержки актуальности информационного банка СПС.

Основные поисковые и сервисные возможности
Поиск документов можно условно разделить на два вида:
поиск по реквизитам документов;
поиск по тексту документов.
Поиск по реквизитам документа позволяет найти документ с определенными датой, номером, выпущенный определенным органом и т. д. Для повышения эффективности поиска условия в таком виде поиска можно сочетать, задавать интервалы номеров или дат.
Поиск по тексту документов заключается в простом переборе массива документов и нахождении среди них тех, которые содержат слово, заданное пользователем. Таким образом, такой поиск позволяет найти документы по какой-либо тематике. Недостатком поиска по тексту является большой шум, то есть попадание в список найденных документов большого количество документов, удовлетворяющих запросу, но пользователю в данный момент не нужных. Уменьшить уровень такого шума может, пожалуй, лишь опыт составления запросов к системе.
Многие СПС позволяют использовать одновременно поиск и по реквизитам и по тексту документов, что может существенно повысить эффективность поиска.

Дополнительные сервисные возможности
Некоторые СПС обладают дополнительными возможностями, позволяющими сделать работу с системой более простой и эффективной. Из таких возможностей наибольшее значение для пользователя имеют улучшенная навигация по информационной базе, возможность сохранять личные предпочтения и подборки документов, возможности редактирования документов и вывода их на печать. Для обеспечения удобной навигации по информационной базе обычно используют гипертекстовые ссылки между документами, а также перемещение по списку ранее просмотренных документов и использование закладок. Возможность сохранять подборки документов позволяет пользователю приспосабливать систему к своим собственным нуждам. Средства редактирования текста документов необходимы для их обработки пользователем, особенно в том случае, когда информационная база содержит типовые формы документов, предназначенные для заполнения. В СПС может быть не включен собственный текстовый редактор, если предусмотрены функции экспорта документов в форматы популярных текстовых редакторов.

Технологии передачи информации
Доступ пользователя к информации, хранящейся в СПС, может осуществляться двумя способами, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки:
работа с удаленной базой;
работа с локальной базой.
При работе с удаленной базой пользователю нет необходимости хранить на своем компьютере данные системы, они хранятся на сервере разработчика и доступны через сеть. Большинство СПС имеют версии, доступные через глобальную сеть Интернет. Основное преимущество работы с такими версиями заключается в том, что пользователь всегда имеет доступ к самым последним данным. Также при таком подходе упрощается процесс предоставления пользователю бесплатной демонстрационной версии системы, которая имеет ограниченный набор функций и документов, но может дать представление о системе.
Очевидным недостатком СПС, расположенной на сервере разработчика, является невозможность работы с ней при отсутствии связи с сервером, что может быть вызвано как перебоями в работе сервера, например из-за большого числа одновременных обращений, так и неполадками в линиях связи. Еще одним минусом СПС с удаленным доступом является то, что не все сервисные функции системы в настоящий момент могут быть представлены в такой версии системы.
При работе с локальной версией этих проблем не существует, но возникает необходимость постоянной поддержки информационной базы в актуальном состоянии. Обновление информации локальной базы может происходить как с помощью Интернета, так и с помощью традиционных носителей информации - дискет, компакт-дисков и т. д.

12.2.5. Справочная правовая система "Консультант"
Формирование запроса и обработка списка найденных документов
Основной этап работы с любой справочной правовой системой - поиск необходимых пользователю документов. Во многом эффективность поиска зависит от возможностей системы по составлению запроса - поискового предписания. В СПС "Консультант" для составления запроса используется Карточка реквизитов.
Для формирования запроса с помощью карточки реквизитов пользователь должен заполнить реквизиты тех полей, по которым будет производиться поиск. Для каждого поля в системе "Консультант" составлен словарь из возможных для этого реквизитов. Этот словарь корректируется при изменении состава информационной базы.
Реквизиты в одном поле Карточки запросов могут соединяться логическими операторами "И", "ИЛИ", "КРОМЕ", "РЯДОМ". Использование оператора "И" означает, что данное поле искомого документа должно содержать все выбранные значения реквизитов. Использование оператора "ИЛИ" означает, что документ может соответствовать хотя бы одному из перечисленных значений. Оператор "КРОМЕ" означает, что документ не должен соответствовать выбранному условию. Оператор "РЯДОМ" используется при заполнении поля Текст документа и означает, что перечисленные слова должны в тексте документа находиться в пределах, заданных пользователем.
Результатом поиска является список документов, удовлетворяющих запросу. Этот список содержит информацию об основных реквизитах найденных документов, что облегчает выбор необходимого документа. Также для этого списка предусмотрена возможность сортировки, что позволяет, например, начать просмотр документов с имеющих наибольшую дату принятия. СПС "Консультант" позволяет производить поиск по всем информационным базам, установленным в системе. При этом список найденных документов составляется отдельно для каждой базы.

Папки документов и история запросов
Для повышения эффективности работы пользователя ему может быть предоставлена возможность хранить результаты своей работы с информационной базой. Основные средства для этого - папки документов и история запросов.
Папки документов используются для формирования подборки документов, наиболее часто использующихся конкретным пользователем. Пользователь может создавать, переименовывать и удалять эти папки.
Если поисковый запрос к системе был выполнен, то существует возможность запомнить Карточку реквизитов, по которой был сформирован этот запрос. В СПС "Консультант" существует возможность хранить 100 Карточек реквизитов для последующего обращения к ним.

12.2.6. Справочно-правовая система "Гарант" Основное меню
Основное меню системы "Гарант" предназначено для выбора одного из основных действий с информационной базой. Это работа с классификаторами информации, поиск документов, обновление базы. Основное меню имеет различные виды - для Юриста, Эксперта, Руководителя, Менеджера, Бухгалтера, каждый из которых может быть выбран пользователем. Эти виды различаются набором разделов в информационном блоке правовой информации.
Основное меню содержит четыре блока:
блок правовой информации. В этом блоке содержится полный набор правовой информации. В разделе "Документы" этого блока содержатся все документы, хранящиеся в используемой информационной базе;
блок экономической информации. Этот блок содержит информацию, интересную прежде всего экономисту и бухгалтеру. В этот блок включены "Налоговый календарь", информирующий о сроках платежей, информация о количестве рабочих дней в отчетном периоде и т. п.;
блок поиска. Блок содержит различные средства поиска документов в информационной базе;
блок обновления. В этом блоке пользователь может получить статистическую информацию об используемой информационной базе и при необходимости обновить базу.

Поиск документов
Пользователь имеет возможность выбрать между несколькими видами поиска, представленными в системе, в зависимости от информации об искомом документе. В системе "Гарант" предоставлено четыре вида поиска:
поиск по реквизитам - поиск с указанием реквизитов документа;
поиск по ситуации - поиск с использованием ключевых слов, описывающих ситуацию, в которой необходим документ;
поиск по классификаторам - используется для подборки документов по определенной тематике;
поиск по источнику опубликования - позволяет искать документы с известным источником публикации.
Рассмотрим подробнее каждый из этих видов поиска.

Поиск по реквизитам
Такой поиск обычно используется, если нам заранее известны такие реквизиты документа, как вид, номер, дата принятия, орган, принявший документ, фрагмент текста документа и т. п.. Условия для поиска можно объединять логическими операторами. Для последующего быстрого использования сложного запроса он может быть сохранен.


Поиск по ситуации
Если реквизиты документа неизвестны, возможен поиск по ситуации. Для поиска по ситуации используется словарь, составленный из ключевых (наиболее значимых) слов, содержащихся в документах информационной базы. Для последовательной конкретизации запроса словарь разделен на два уровня - основной и подробный, которые представлены в виде дерева.
Процесс формирования запроса при поиске по ситуации заключается в выборе ключевого слова или слов (в запросе они будут соединены логическим оператором "ИЛИ").
В текущей версии системы возможно сохранить результаты только последнего поиска по ситуации, которые, к тому же, теряются при закрытии программы.

Поиск по классификаторам
Поиск по классификаторам позволяет создавать подборки документов по определенной тематике. Для этого в системе существует пять классификаторов: общий, в котором представлены все документы информационной базы, и специализированные:
судебная и арбитражная практика;
международные договоры;
разъяснения и комментарии;
проекты законов.
Для поиска документов, соответствующих определенной тематике, можно использовать поиск по реквизитам.

Поиск по источнику опубликования
Такой поиск позволяет искать документы с известным источником опубликования и является аналогом электронного каталога содержания печатных изданий, публиковавших документы, содержащиеся в информационной базе .

Списки документов и использование папок
В результате поиска любого представленного в системе вида формируется список документов, соответствующих запросу. Этот список содержит основные реквизиты документа и может быть по ним отсортирован. Списки, полученные в результате поиска, можно сохранить в папке для последующего обращения к ним. В системе "Гарант" реализована многоуровневая система папок, к которым, к тому же, можно применять операции объединения и пересечения. Папки, сформированные пользователем, сохраняются после закрытия программы.

Знаете ли Вы, как разрешается парадокс Ольберса?
(Фотометрический парадокс, парадокс Ольберса - это один из парадоксов космологии, заключающийся в том, что во Вселенной, равномерно заполненной звёздами, яркость неба (в том числе ночного) должна быть примерно равна яркости солнечного диска. Это должно иметь место потому, что по любому направлению неба луч зрения рано или поздно упрется в поверхность звезды.
Иными словами парадос Ольберса заключается в том, что если Вселенная бесконечна, то черного неба мы не увидим, так как излучение дальних звезд будет суммироваться с излучением ближних, и небо должно иметь среднюю температуру фотосфер звезд. При поглощении света межзвездным веществом, оно будет разогреваться до температуры звездных фотосфер и излучать также ярко, как звезды. Однако в дело вступает явление "усталости света", открытое Эдвином Хабблом, который показал, что чем дальше от нас расположена галактика, тем больше становится красным свет ее излучения, то есть фотоны как бы "устают", отдают свою энергию межзвездной среде. На очень больших расстояниях галактики видны только в радиодиапазоне, так как их свет вовсе потерял энергию идя через бескрайние просторы Вселенной. Подробнее читайте в FAQ по эфирной физике.

Без компьютерных справочных правовых систем (СПС) сегодня уже невозможно представить себе работу с правовой информацией, и мало кто сможет обойтись в своей деятельности без опоры на действующую нормативную базу. Как правило, пользователи правовых систем не относятся к профессионалам IT-технологий, поэтому разработчики стараются сделать работу с системами простой и удобной.

КонсультантПлюс

Все системы КонсультантПлюс условно делятся на две большие группы.

Первая группа включает восемь систем по законодательству, в числе которых:

  • КонсультантПлюс:Эксперт (самый крупный банк действующих правовых актов РФ);
  • КонсультантПлюс:ВерсияПроф (универсальная правовая система);
  • КонсультантПлюс:НалогиБухучет (система с нормативными актами для бухгалтеров);
  • КонсультантПлюс:РегиональноеЗаконодательство (крупнейший банк правовых актов по законодательству 78 субъектов РФ) и КонсультантПлюс:РегиональныйВыпуск (системы по законодательству 78 регионов РФ);
  • КонсультантПлюс:МеждународноеПраво (документы, регламентирующие взаимоотношения России с зарубежными странами);
  • КонсультантПлюс:ДокументыСССР (система по законодательству советского периода).

Вторая группа состоит из систем поддержки принятия решений, которые позволяют верно применять действующее законодательство и точно ориентироваться в практических ситуациях. В эту группу входят специализированные системы для различных специалистов:

  • бухгалтеров, аудиторов, финансовых директоров (системы КонсультантБухгалтер:ВерсияПроф, КонсультантФинансист, КонсультантБухгалтер: ВопросыОтветы, КонсультантБухгалтер:КорреспонденцияСчетов, приложение БухгалтерскиеИздания);
  • юристов, адвокатов и руководителей (системы КонсультантСудебнаяПрактика, КонсультантАрбитраж:ОкружнойВыпуск);
  • юристов, экономистов, бухгалтеров, научных работников (система КонсультантПлюс:КомментарииЗаконодательства);
  • руководителей и менеджеров (ДеловыеБумаги);
  • специалистов фондового рынка и рынка ценных бумаг (ЦенныеБумаги);
  • сотрудников медицинских и фармацевтических фирм (КонсультантМедицинаФармацевтика).

Блок систем поддержки принятия решений состоит из четырех крупных тематических блоков: бухучет, налогообложение, финансы и кредит; судебная практика; медицина и фармацевтика; деловая документация. В частности, системы для бухгалтеров и аудиторов включают не только консультации и разъяснения ведущих специалистов по налогам и бухгалтерскому учету, но и схемы бухгалтерских проводок, статьи и материалы специализированной прессы по актуальным вопросам ведения учета, а также книги. Общее количество консультационных материалов в системе КонсультантФинансист превышает 50 тыс. В системы по судебной практике входят судебные акты высших судебных инстанций, документы по всем видам судопроизводства, а также информация Федеральных арбитражных судов (ФАС) всех десяти судебных округов РФ.

Каждый пользователь может сформировать собственный пакет систем с учетом специфики деятельности своей организации.

Создавая свое рабочее пространство, пользователь может быть уверен, что система запомнит все сделанные им настройки: размеры окон просмотра, путь, по которому сохраняются документы, и т.д. Учтены даже такие мелочи, как поддержка колеса прокрутки у разных типов мышей; добавлены настройка шрифта печати списка документов и пиктограмма вызова списка закладок в текущем документе.

Различные возможности предусмотрены и при работе с текстом документа. В верхней части окна с текстом документа расположена строка предупреждения, которая информирует о текущем состоянии документа (действующая/недействующая редакция). Расставленные в текстах документов ссылки позволяют переходить из текста основного документа к другому, упоминаемому в тексте. Возможен поиск по тексту документа: указав любое слово, словосочетание или символ, можно быстро попасть в нужный фрагмент текста. В текстах документов можно проставить закладки с выделением отдельных строк текста, а с помощью индивидуальных настроек — выбрать удобный цвет, размер и тип шрифта.

В системах КонсультантПлюс представлена полная ретроспектива редакций документов. Для всех измененных документов создаются новые редакции, и в тексте любой редакции документа рядом с каждым измененным фрагментом содержатся указания на все документы, на основе которых внесены изменения, а также ссылка на текст этого фрагмента в предыдущей редакции. Поэтому из любой редакции можно по ссылкам перейти к другой, а также получить полный список всех редакций. Такой подход позволяет не только иметь все исходные тексты документов, но и анализировать законодательство в его развитии и по состоянию на любой момент времени.

Документы из систем КонсультантПлюс можно экспортировать в редактор MS Word с помощью специальной кнопки на панели инструментов. Таблицы, которые содержатся в правовых документах системы, после экспорта в MS Word автоматически становятся редактируемыми, так что пользователь может изменять и сами таблицы, и информацию в них. Кроме того, различные системы КонсультантПлюс включают специально подготовленные формы документов в форматах MS Word и MS Excel, вследствие чего у пользователей есть возможность использовать эти бланки для дальнейшего редактирования и заполнения собственными данными. Это особенно актуально для различных форм бухгалтерской и налоговой отчетности.

При работе с системой КонсультантПлюс пользователь может видеть различные графические объекты, содержащиеся в правовых документах: образцы печатей и подписей, рисунки, схемы и др. Если документ содержит какой-либо графический объект, то в тексте появляется соответствующая ссылка, воспользовавшись которой, пользователь может просмотреть данный объект в любом установленном на его компьютере графическом редакторе.

Все пользователи систем КонсультантПлюс получают постоянную сервисную поддержку: 300 сервисных центров обеспечивают правовой информацией пользователей в 150 городах России.

Сервисная поддержка включает регулярное обновление информации в системах. По информации разработчиков, в программной технологии системы КонсультантПлюс заложен принцип так называемого кусочного пополнения новых документов в базу. Этот принцип позволяет обновлять информацию в системах пользователей путем добавления компактного информационного пакета, вместо того чтобы каждый раз целиком заменять базу данных. Поэтому технология КонсультантПлюс не требует для обновления информации пересборки всего информационного массива, а пользователь может актуализировать систему с любой периодичностью — хоть ежедневно.

ГАРАНТ

правочная правовая система ГАРАНТ разрабатывается с 1990 года. Распространение системы осуществляется через сеть партнеров, состоящую из 200 представительств в 120 городах России. Объем информационного банка системы ГАРАНТ составляет более 600 тыс. документов и комментариев к нормативным актам, еженедельное пополнение — около 2 тыс. документов.

Информационные ресурсы системы ГАРАНТ представлены федеральным законодательством, законодательством 59 субъектов РФ, международным правом, судебной и арбитражной практикой, проектами законов, комментариями к законодательству, справочной и консультационной информацией для бухгалтера.

Пользователь может приобрести различные информационные блоки, которые объединяются в единый комплект.

Первая группа — готовые решения для специалистов с рекомендованным наполнением:

  • для руководителей и менеджеров (ГАРАНТ — Менеджер, ГАРАНТ — Директор, ГАРАНТ — Максимум и Гарант — Максимум. Вся Россия);
  • для юристов (ГАРАНТ — Юрисконсульт, ГАРАНТ — ЮрЭксперт, ГАРАНТ — Главный Юрист и ГАРАНТ — Максимум);
  • для бухгалтеров, аудиторов, финансистов (ГАРАНТ — Бухгалтер, ГАРАНТ — Главный Бухгалтер, ГАРАНТ — Главный Бухгалтер Проф, ГАРАНТ — Главный Бухгалтер Эксперт, ГАРАНТ — Финансовый Директор, ГАРАНТ — Максимум).

Вторая группа — отраслевые решения:

Третья группа — универсальные комплекты, в рамках которых пользователь самостоятельно выбирает нужные ему информационные блоки.

В комплект систем ГАРАНТ можно включить любые выбранные пользователем правовые блоки, которые объединяются в единое информационное пространство со сквозной системой поиска.

После запуска системы на экране появляется основное меню, которое помогает пользователю определиться с дальнейшими действиями. С его помощью можно перейти ко всем основным разделам системы: искать документы, выбрав один из видов поиска; обратиться непосредственно к документам, выбрав нужный вид правовой информации; перейти к справочной информации в системе; получить обновление.

В системе ГАРАНТ имеются следующие виды поиска: по реквизитам (по типу документа, органу/источнику, дате принятия, номеру документа и др.), по ситуации, по источнику опубликования (по изданиям, где были опубликованы комментарии и консультации специалистов), по толковому словарю (здесь можно найти определение встретившегося в документе термина и его перевод на пять основных европейских языков); по классификатору, где документы подразделяются по отраслям законодательства.

Система позволяет накладывать дополнительные ограничения на контекстный поиск: можно потребовать, чтобы введенные пользователем слова располагались в искомом документе в пределах одного абзаца или одного предложения. При этом порядок следования слов роли не играет.

Документы снабжаются подробной справочной информацией: юридической справкой, списками респондентов (документов, на который идут ссылки из данного документа) и корреспондентов (документов, ссылающихся на данный). В справке к документу приводится его полное название, информация об опубликовании и внесенных изменениях. Списки респондентов и корреспондентов помогают проанализировать связь между изучаемым документом и остальным массивом законодательства. При этом в системе ГАРАНТ существует возможность строить такие списки не ко всему документу, а только к отдельной статье или к пункту. Это помогает точнее описать интересующую проблему и сузить круг поиска.

Ряд документов системы ГАРАНТ сопровождается встроенными электронными таблицами в формате MS Word и MS Excel. Чтобы открыть таблицу для сохранения, просмотра или редактирования, достаточно щелкнуть мышью по ссылке на эту таблицу. В зависимости от настроек системы либо запустится соответствующий редактор и таблица будет открыта, либо будет задан вопрос о дальнейших действиях.

Дополнительные средства для работы с документами в системе ГАРАНТ включают возможности формирования пользователем иерархической системы папок с тематическими подборками материалов, установки закладок по тексту документа, копирования списка документов и их текстов в файл, печати документов или фрагментов текстов, проведения контекстного поиска внутри документов. Тексты документов снабжаются гипертекстовыми ссылками, с помощью которых можно перейти от одного документа к другому.

Кодекс

Сразу после первого запуска системы можно увидеть перечень всех информационных разделов, установленных на компьютере пользователя. Эти разделы, в свою очередь, имеют подгруппы, сформированные по видам правовой информации.

Атрибутный поиск применяется, если известны атрибуты документа (название, вид документа, дата принятия и т.д.). При вводе поисковых слов автоматически подключается словарь словоформ и система дает предупреждение о так называемых шумовых словах (то есть о часто встречающихся неинформативных словах: предлогах, местоимениях, частицах и т.д.), по которым не будет производиться поиск.

Полученный список документов можно отсортировать по одному или нескольким показателям (например, по дате принятия) или отфильтровать с помощью задания дополнительных условий поиска. Если список документов скопировать в буфер временного хранения, то в дальнейшем можно выполнять логические операции по объединению и пересечению списков. Результаты работы со списками можно сохранить в пользовательских папках, которые представляют собой структуру, аналогичную структуре обычных папок в проводнике Windows. Кроме того, списки или тексты документов можно одним нажатием кнопки на панели инструментов переместить в MS Word и далее работать с ними, используя все возможности текстового редактора.

Дополнительные возможности по работе со списком найденных документов включают сортировку и фильтрацию списков, выполнение логических операций объединения и пересечения списков, создание папок для хранения документов, установку в документах закладок и др.

При работе с текстом документа пользователь имеет возможность просмотреть не только сам текст, но и приложения к нему (статус, оглавление для сложных, структурированных документов, примечания к документу), используя ярлычки-закладки в нижней части окна. Можно осуществлять переход по ссылкам, организовать поиск подстроки в тексте, устанавливать закладки, распечатывать выделенный фрагмент текста или сохранять его в файл.

Выводы

Правовые базы: в чем различия и за какими сервисами будущее

История справочных правовых систем в России ведет отсчет с 1975 года. Именно тогда вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О мерах по дальнейшему совершенствованию хозяйственного законодательства". В нем признавалось необходимым ввести учет нормативных актов СССР и союзных республик, а также организовать централизованную информацию о таких актах. Постановление было принято 25 июня, то есть совсем недавно история справочных правовых систем перевалила за тридцатипятилетний рубеж.

Какая программа была первой? Как на рынке СПС появлялись новые участники? В чем их различие и за какими продуктами будущее?

Мало кто знает о самой первой советской СПС. И она давно не напоминает о себе

Через некоторое время после выхода Постановления ЦК КПСС и Совмина СССР при Минюсте был создан Научный центр правовой информации, который существует и сейчас. Центр занялся разработкой первой советской СПС, "Эталон", которая была предназначена для использования в органах государственной власти. А вот первая коммерческая СПС в наши дни мало кому известна. Называлась она "ЮСИС", позже название поменялось на "АРМ „Юрист"". Изучение сайта компании "Интралекс", производителя "Юриста", показывает, что в последний раз обновлялся он давным-давно, и в каком состоянии находится разработка сейчас — непонятно…

То, что история СПС на "АРМ "Юрист" не закончилась, объясняется двумя факторами. Первый: распад СССР, после котрого стало появляться множество новых нормативных актов, и необходимость их систематизации, что называется, назрела. Второй фактор: развитие компьютерной техники. Появление коммерческих СПС было вызвано распространением доступных персональных компьютеров. Большинство более-менее заметных программ этой категории появилось в начале девяностых годов.

В дальнейшем свое влияние на развитие справочных правовых систем оказало распространение Интернета: появились услуги, оказываемые через Сеть.

Основные игроки: давние знакомые и новички

Первой программой, благополучно дожившей до наших дней, стала СПС "Гарант", которая разрабатывалась научно-производственным объединением "Вычислительная математика и информатика". Разработка началась в 1990 году, а еще через два года НПО "ВМИ" стало выпускать СПС "Консультант плюс", разработчики же "Гаранта" отделились и образовали компанию "Гарант-Сервис". Таким образом, две наиболее крупные программы ведут свое происхождение из одного источника.

При этом "Консультант" перегнал предшественника, и стал наиболее популярной СПС в России: по данным регулярно проводимых исследований, на ней остановили свой выбор около семидесяти процентов пользователей. Сейчас в его базе — более пяти миллионов документов, в то время как у "Гаранта" счетчик перевалил только за четыре миллиона.

В 1992 году появилась еще одна СПС, "Кодекс". Основным ее отличием от других подобных программ является большое количество в базе нормативно-технических документов, различных ГОСТов, "санитарных норм", конструкторской документации, и других подобных документов. Сейчас в ее базе — более 4 800 000 актов.

В 1996 году началось распространение СПС "Референт". Уже тогда в ней были реализованы возможности одновременной работы с локальной базой документов и интернет-серверами, да и сейчас одним из основных способов оказания услуг у "Референта" является предоставление интернет-доступа к базе данных. Самый дешевый вариант стоит тысячу рублей за тридцать суток доступа, возможно приобретение "премиум" и "дополнительной" лицензий, предоставляющих соответственно, расширенные возможности и право работы в системе нескольким сотрудникам. Создатели "Референта" сделали попытку написать нечто вроде "базы знаний", упор в которой делается на комментарии экспертов.

И, наконец, появившаяся в этом году СПС "Право.ру" ориентирована на работу преимущественно в интернете, у нее даже нет обычного клиентского приложения, разработчики ограничились созданием программ для iPhone и iPad. Сейчас система бурно развивается, постоянно появляются новые возможности и улучшения. На момент написания статьи в системе уже около трех с половиной миллионов документов. Разработчики обещают, что доступ к базе останется бесплатным, а дополнительные возможности можно будет использовать за умеренную плату, порядка пятисот рублей в месяц.

Появление СПС — жизненная необходимость, ведь знать наизусть нормативные акты не в состоянии ни один юрист

Законы и иные нормативные акты — та категория информации, которая может понадобиться буквально каждому. Подтверждение тому — появившаяся задолго до компьютеров народная мудрость, призывающая "не зарекаться от тюрьмы". Большинство правовых вопросов, встающих перед пользователями-непрофессионалами, не столь драматичны, но все равно — необходимость доступа к законодательству сомнений не вызывает. Еще одна "докомпьютерная" народная мудрость гласит, что настоящий юрист — это не тот, кто все знает, а тот, кто "знает, где найти". Проще говоря, юрист должен представлять себе систему нормативных актов, и примерно знать, как и какими документами регулируется тот или иной вопрос, а сами эти документы помнить наизусть совершенно необязательно.

Справочные правовые системы, упорядочивающие и систематизирующие законодательство, наделяют любого пользователя этим качеством "настоящего юриста". Разумеется, квалифицированную юридическую помощь простой поиск по базе не заменит, однако для уточнения простейших юридических вопросов СПС использовать вполне можно. Кроме "нормативки" в них содержатся также статьи и комментарии законодательства, так что СПС вполне можно использовать для самообразования.

Доступ к СПС: все системы — через интернет, но разница в ограничениях

Действительно, доступ к своим базам через интернет предоставляют все СПС. "Консультант" с "Гарантом" при этом денег не берут вообще, но ограничивают время просмотра. Полный доступ ко всем документам интернет-версии "Гарант" предоставляет только в нерабочее время. В остальное время можно пользоваться усеченной версией, содержащей основные нормативные акты. Ее должно хватить для наиболее часто встречающихся ситуаций. У "Консультанта" полный доступ ко всем возможностям интернет-версии вы сможете получить только в выходные и по праздникам, вдобавок, вам придется пользоваться браузером Internet Explorer.

Вообще, для современных веб-сервисов такое ограничение нетипично: оно мешает пользователям альтернативных браузеров и почти исключает из числа пользователей поклонников альтернативных ОС. Которых, правда, мало, но число их постоянно растет.

У большинства СПС документы делятся на отдельные блоки, которые можно комбинировать при установке. Понятие это достаточно условно и каждый производитель понимает под "блоком" или "банком документов" что-то свое. Количество документов в "банке" тоже индивидуально: кто-то дробит базу на много маленьких частей, кто-то — на несколько больших.

По названию блока часто нельзя определить, какие документы в нем присутствуют. Нет, если он называется, к примеру, "Законодательство Брянской области", то все ясно, но вот по названию "Помощник кадровика: Эксперт" (один из тарифов "Кодекса") непосвященный может определить только тематику документов.

Например, чтобы пользоваться нужной версией Консультанта", "Гаранта", а также некоторых других производителей СПС без ограничений, необходимо установить на компьютеры покупателя ПО. Оно распространяется через региональных представителей СПС.

Конкретная стоимость программы в каждом случае зависит от установленных информационных блоков. Кроме того, продавец часто предоставляет скидки, величина которых, как правило, обратно пропорциональна количеству конкурентов в регионе. Кроме того, распространена практика "пробных установок", когда пользователю дается возможность бесплатной работы с полной версией, а не с обычной демонстрационной.

Столь же условна и такая характеристика СПС, как "количество документов": некоторые производители считают "отдельными документами" разные редакции одного и того же текста…

Политика интернет-услуг у "Кодекса" напоминает подход "Референта": пользоваться системой можно за фиксированную плату. Тарифных планов, правда, побольше, самый дешевый из них обойдется в сумму чуть меньше двух тысяч рублей, причем оплата не повременная, а "за трафик": каждый документ оценен в определенную сумму, которая снимается со счета при его просмотре — и так до тех пор, пока счет не уходит "в ноль"…

Откуда в базах документы?

Основной способ пополнения СПС новыми документами — это договоры о предоставлении информации с государственными органами. Еще один источник — это различные издания, признанные официальными публикаторами соответствующих актов. Большинство органов власти имеют свои ведомственные издания, в которых публикуются принятые акты. В то же время, получение их текстов из соответствующего органа напрямую позволяет включать в базу тексты, которые не подлежат опубликованию (как правило, это различные информационные письма и прочие ненормативные документы). В последнее время все большее количество документов публикуется на официальных сайтах органов власти.

Как правило, такие публикации не имеют статуса официальных, однако, использовать их для справок вполне можно. Например, у "Право.ру" такой способ пополнения является основным. Кроме того, у этой правовой системы — наиболее полная подборка документов из арбитражной практики: ее разработчики создают базы данных решений судов, так что всю эту информацию "Право.ру" получает из первых рук. На обновления данных о конкретном судебном процессе можно подписаться. Кроме того, "Право.ру" создала сайт с расписанием заседаний арбитражных судов.

Способы обновления СПС: современные и не очень

Обновления баз данных СПС как правило распространяются через Интернет, хотя практикуется и старый, "дедовский" способ, предполагающий поход регионального представителя к клиенту с флешкой. Периодичность обновлений устанавливается гибко: например, у "Консультанта" можно ставить их даже ежедневно, если не лень. У интернет-версий такого вопроса вообще не стоит: добавленный документ появляется там сразу же.

Удобнее те СПС, где проще и быстрее поиск

Удобство поиска — основная характеристика справочной системы после ее полноты. У каждой СПС в этой области — свои особенности, но заметна общая тенденция к упрощению поисковых форм. Хотя у "Консультанта" основным способом поиска до сих пор является "расширенный", когда пользователю предлагается форма с множеством полей для ввода самых разных реквизитов документа. Фактически, такой же поиск — основной и в "Гаранте".

Между тем, увеличение мощности компьютеров и их способность обрабатывать большие массивы информации за приемлемые промежутки времени способствуют упрощению поиска, а также повышает его качество. Интерфейс поиска "мутирует" от громоздких "карточек" с полями для ввода множества реквизитов документа, до простой поисковой строки, запросы в которую вводятся на естественном языке.

В некоторых СПС пользователю не нужно задумываться, куда и что вводить: поисковые формы в них предельно упрощены и состоят из одной строки. Особенно гордятся этим разработчики "Кодекса", именующие свой поиск "интеллектуальным": по их словам, вводить запросы можно в свободной форме, близкой к естественным выражениям. Полезная возможность присутствует в "Право.ру" — это кнопка "развернуть", позволяющая просмотреть те отрывки найденных документов, в которых есть слова из запроса. Нечто похожее есть и в "Кодексе".

Хороший сервис — фильтрация или сортировка документов

В "Консультанте", к примеру, можно выбирать документы из каждого информационного банка. В "Право.ру" фильтрация осуществляется по видам документов, от "федерального законодательства" до "комментариев и консультаций". Одной из стандартных возможностей СПС является так называемый "поиск по ситуации", когда документы группируются в зависимости от ситуации, в которой они могут понадобиться. Это очень похоже на группировку документов по так называемым "тегам", с той лишь разницей, что теги проставляются менее упорядоченно.

Кроме того, документы сортируются еще и по тематике. В "Консультанте" инструмент такой сортировки называется "правовым навигатором", а в "Гаранте" тематика определяется непосредственно в карточке поиска. К возможностям почти любой СПС относятся отбор документов с занесением в "избранное", простановка комментариев и закладок, навигация по содержанию документа, просмотр различных его версий.

СПС, функционирующие исключительно через интернет, предлагают действительно новые возможности для пользователей

Выиграют те СПС, которые позволяют быть пользователям мобильными и современными

В последнее время веб-приложения становятся равноправными "партнерами" обычных десктопных программ, а нетбуки и планшетные компьютеры позволяют пользоваться ими если не "на ходу", то "на коленке" уж точно. Быть привязанным к стационарному компьютеру с установленным на него ПО не нужно. В таких условиях преимущество получают системы, которые созданы более поздно, такие, как "Право.ру". Над ними не довлеет "наследие прошлого" в виде устаревших интерфейсов и технологий. Другими словами, будущее в сфере работы с документами за новыми СПС, идущими в ногу со временем и отвечающими требованиям последних тенденций.


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПРАВОЧНО – ПРАВОВЫХ СИСТЕМ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Cогласно проведенным исследованиям, в условиях формирования постиндустриального общества объем правовой информации неуклонно растет. Именно поэтому сегодня становится приоритетным хранить и использовать нормативно – правовые документы в специально созданных справочно – правовых системах, которые обеспечивают свободный доступ к различным видам информации с минимальными затратами физических сил и материальных ресурсов.

За последние годы использование справочно – правовых систем стало неотъемлемой частью в деятельности практически каждого бухгалтера. Постоянными потребителями правовой информации является не только крупный и средний бизнес, но и малые предприятия. На диаграмме представлено соотношение потребителей СПС (рис.).

Рис. Диаграмма соотношения потребителей СПС

Объем информация постоянно увеличивается. В связи с этим, деятельность современного экономиста, бухгалтера или юриста должна быть связана не только со знанием документации, но и с умением быстро находить и эффективно использовать полученную информацию. Следовательно, справочно-правовые системы являются не только идеальным средством для хранения информации, но и удобны для выдачи информации пользователю.

Главная задача СПС - донести максимум достоверной и актуальной информации до предельного количества пользователей с различным уровнем компьютерной подготовки. Кроме нормативных документов, они также содержат консультации специалистов по праву, бухгалтерскому и налоговому учету, судебные решения, типовые формы деловых документов и др.[1].

Конечно невозможно недооценить роль СПС в деятельности бухгалтера. В современной нестабильной экономической ситуации от бухгалтера требуются не только знания и практический опыт работы в области бухгалтерского учета, но и умение разбираться в запутанных экономических ситуациях в течение короткого периода времени. Бухгалтер, свободно владеющий правовой информацией, может строить более эффективный бизнес на основе более достоверной и актуальной информации.

Важно отметить, что с самого начала справочные правовые системы разрабатывались с таким расчетом, что бы удовлетворить информационные потребности самых разных специалистов. Например, специально для бухгалтерий и финансовых служб в 1994 году была создана система КонсультантБухгалтер. Принцип информационного наполнения этой системы заключается в том, что она предоставляет пользователю не только необходимые в работе бухгалтерии нормативные документы, но и разъяснения, консультации по применению законодательства в практике бухгалтерского учета и налогообложения. За четыре года пользователями этой системы стали более 75000 предприятий. Каждая консультация обоснована ссылками на нормативные документы. Блок нормативных документов встроен в КонсультантБухгалтер, и по ссылкам, прямо из консультаций, пользователь может обратиться к тем актам, на которые ссылаются авторы. Это позволяет понять логику их аргументации и, соответственно, выверить свое решение [3].

Кроме того большим плюсом СПС является их своевременное обновление. Как правило, обновление самих СПС происходит ежедневно по мере поступления новых документов. А чтобы так же ежедневно обновлялись системы, установленные у клиента, он должен располагать соответствующими техническими возможностями (доступом к телекоммуникационным каналам связи). Таким способом обычно обновляют СПС крупные компании, а также те фирмы, которые постоянно нуждаются в оперативной информации.

В связи с этим мы считаем актуальным предложить ряд мер по усовершенствованию СПС. К таким мерам прежде всего относятся:

Увеличение объема представленной прессы и книг по ведению бухгалтерского учета;

Усовершенствование системы поиска и представления информации по запросу;

Повышение качества сервисного обслуживания.

Таким образом, по средствам СПС бухгалтер имеет возможность не только своевременно получать правовую информацию, но и использовать накопленный опыт коллег. Использование СПС на практике позволяет нам оценить их эффективность, надежность и удобство для решения задач бухгалтерского учета. Кроме уже имеющихся преимуществ, СПС постоянно развивается и обеспечивает оперативное поступление новых документов, предоставляя специалистам – бухгалтерам современные и удобные возможности работы с правовой и экономической информацией.

Читайте также: