В чем заключаются обязанности комплаенс функции в банке

Обновлено: 04.07.2024

Banking compliance — это ряд инструментов и процедур для внутреннего контроля потенциальных или существующих клиентов на предмет их соответствия требованиям законодательства в отношении отмывания денег, финансирования терроризма и уклонения от уплаты налогов (AML/CTF).

Ответим на главные вопросы:

Почему зарубежному банку важен комплаенс-контроль?

Одной из главных задач комплаенс-отдела является сохранение и защита деловой репутации банка и его лицензии, которая, по сути, и обеспечивает финансовый успех и доверие клиентов. Банковский комплаенс обязан контролировать достоверность, полноту, объективность, открытость и своевременность предоставления необходимой информации по клиенту.

Каждый иностранный банк обязан выполнять требования регуляторов, потому что при их несоблюдении банку грозит:

  • Блокировка корреспондентских счетов или их полное закрытие;
  • Наложение крупных штрафов;
  • Ограничение деятельности банка и его инвесторов;
  • Наложение штрафов на конкретных сотрудников, отвечающих за соблюдение комплаенс-процедур.

15 топ-менеджеров , которые вывели свои компании на лидирующие позиции в рейтинге ESG.

Частью процесса принятия новых клиентов на обслуживание является идентификация личности, соответствие предоставляемых документов ранее направленным копиям и оценка рисков принятия клиента.

Провести процедуру возможно в ходе личной встречи (face-to-face meeting). Если возможность организации встречи отсутствует, идентификацию личности можно провести через нотариуса или иное лицо, имеющее право на удостоверение подлинности документов.

Это несёт за собой негативные последствия, так как в условиях отсутствия возможности личной встречи с клиентом (non face—to—face client), клиенту может быть присвоен высокий уровень риска.

Кроме того, в отношении лиц, с которыми не было личного знакомства, может быть осуществлен контакт посредством видеосвязи при условии соблюдения всех мер безопасности (проведение видеоконференции на платформах, позволяющих ограничить доступ иным лицам).

  • Сбор документов по клиенту (по физическому лицу: паспорт, документ, подтверждающий адрес проживания не старше 3-х месяцев, резюме, содержащее информацию об образовании и трудовой деятельности, рекомендательное письмо из банка не старше 6 месяцев; по юридическому лицу: пакет корпоративных документов, Сертификат о надлежащем состоянии (Certificate of Good Standing/Incumbency), финансовая отчётность);
  • Составление экономического профиля клиента;
  • Комплексная проверка клиента и источников его дохода.

При непредоставлении запрошенных документов или предоставлении их в не полном объёме банк имеет право отказать клиенту в открытии счёта.

Как процедура KYC препятствует отмыванию денег и финансированию терроризма?

КYC-процедура помогает с решением таких задач, как:

  • Исключение сложностей, связанных с проверкой потенциальных клиентов и их банковских операций на вероятность отмывания денег или других нелегальных операций;
  • Определение конкретного уровня риска для каждого клиента;
  • Применение своего собственного подхода к организации внутренней политики банка, процедур и средств контроля в соответствии с обстоятельствами и характеристиками регулируемого финансового института;
  • Создание более прибыльной системы доходов, как для банка, так и для его клиентов;
  • Разработка метода контроля и защиты от возможных рисков.

Именно с целью уменьшения оборота незаконных денежных средств иностранные банки соблюдают в своей работе все описанные выше требования и проводят определенные внутренние проверки по отношению к своим потенциальным клиентам.

Соответствие этим требованиям является необходимым условием открытия счета в иностранном банке в 2021 году. От клиента потребуется активное участие в столь нелегком процессе, а также готовность и оперативность предоставления дополнительной информации, документов и прочих сведений для комплаенс-отдела.

Банки сегодня не дают конкретных сроков по рассмотрению запросов и не оглашают время для принятия финального решения. Важно отметить, что у каждой страны разные требования к открытию счета в связи с различием регуляторных норм и внутренней политики банков.

В чем состоит процесс оценки рисков?

Задача комплаенс-офицера состоит в том, чтобы оценить риски, которые могут возникнуть при одобрении открытия счёта в зарубежном банке потенциальному клиенту.

Какую информацию необходимо дополнительно предоставить?

  • Цели открытия счёта в иностранном банке;
  • Планируемый оборот по счёту;
  • Документы, подтверждающие легальность источника получаемых денежных средств;
  • Перечень партнёров.

Можно ли самостоятельно успешно пройти комплаенс в банке?

Справится самостоятельно и без помощи профессионального агента сложно, но возможно. Резюмируя вышесказанное, к чему необходимо быть готовым:

Комплаенс в современном бизнесе – регулярный контроль над соблюдением законных, финансовых, налоговых, лицензионных, регламентных и т.п. требований, необходимых для функционирования бизнеса. Он нужен любому бизнесу для избежания претензий государственных органов и контрагентов, а также убытков, неплатежей, налоговых и прочих возможных рисков.

Примеры возможных рисков:

  • неплатежеспособный контрагент,
  • сделка которая нарушает антиотмывочный закон и может привести к блокировке счетов,
  • сделки без должной осмотрительности, повышающие налоговые риски,
  • сделки с неправоспособным контрагентом.

Методы комплаенс в организации:

  • сбор официальной информации,
  • исследование информационного фона – соцсети, отзывы, блоги, компромат или положительные упоминания в интернете,
  • обзор банков, с которыми работает контрагент.

Оформление и использование материалов комплаенс:

  • подготовка отчетов,
  • коллегиальное рассмотрение возможности сделки,
  • при необходимости использование для обоснования заключенной сделки.

Как возник комплаенс?

Комплаенс, как явление, абсолютно логично возникло и развивается именно в наше время, поскольку с начала XXI века неуклонно повышается регулирующая роль государства в экономике, прежде всего в области налогообложения. Экономическими процессами начинают интересоваться общественные организации и зачастую вмешиваться в деятельность бизнеса путем общественных слушаний, работы с депутатами и использования средств массовой информации для формирования общественного мнения.

Такая бурная деятельность породила огромное количество законов, подзаконных актов, судебных постановлений, инструкций и правил саморегулируемых организаций. Уследить за таким количеством разносторонних требований, подчас не относящихся к той отрасли, в которой существует организация, невозможно. Это не голословное утверждение, а факт, доказанный многолетним опытом.

Поэтому самый большой, можно сказать, основополагающий риск современного бизнеса заключается в том, что наличие проблемы выявляется только в результате проверки государственного органа или вмешательства общества в виде негативной публикации, из которых вы узнаете, что должны были сделать два года назад. Ну а поскольку не сделали, вот вам штраф, общественное порицание, падение продаж, повышенное внимание других госорганов и общественников. Итог: большие убытки или разорение.

Не стоит забывать и о конкурентах. Они могут использовать эти средства без стеснения, зная ваши болевые точки. Например, отрегулировав бизнес-процессы у себя в компании, и понимая что у соседей такие же проблемы еще не решены, можно организовать своим конкурентам проверочную компанию.

Именно для того, чтобы избежать, или по крайней мере минимизировать, возможные риски и негативные последствия, были разработаны процедуры, называемые комплаенс.

Как работает комплаенс?

Комплаенс не имеет какого-то единого набора процедур, установленного для автоматического внедрения. Скорее это набор инструментов, позволяющий создать нужные в конкретной компании процедуры.

Внедрение комплаенс начинается с исследования компании, которое включает в себя бухгалтерский, юридический, управленческий и технологический (производственный) аспект ее деятельности. В результате исследования выявляются проблемные участки, но, что, пожалуй, важнее всего, создается документированная структура организации, показывающая как принимаются решения, двигаются активы, осуществляется учет этого движения, взаимодействуют структурные подразделения.

Когда видно устройство бизнеса как на карте, можно заняться оптимизацией или убедиться в нормальности деятельности, выстроить отношения между подразделениями, определить рискованные участки. Последнее для комплаенс наиболее важно.

Классический и самый важный проблемный участок – заключение сделок. Из сделок собственно состоит бизнес. Поэтому им нужно уделять повышенное внимание. И дело тут не в положении о закупках, а в регулировании процесса принятия решения о сделке, заключения сделки, сопровождения и окончания.

Консультация юриста в Москве

Юридические услуги в сфере комплаенс

Воспользуйтесь бесплатной помощью опытного юриста по ссылке ниже. Консультация возможна онлайн или в нашем московском офисе.

Читайте также: