Сколько групп нормативов для оценки воздействия на окружающую среду установлено законодательно

Обновлено: 16.05.2024

В современных реалиях невозможно исключить тот факт, что стремительное развитие производства постоянно наносит негативное воздействие на окружающую среду и здоровье людей. Полностью исключить вредные выбросы, сбросы и образование отходов практически невозможно. Тем не менее, природные ресурсы нужно беречь. Этому способствуют экологические нормативы.

В материале перед вами мы собрали всю ценную для экологов и предприятий информацию о том, как устроена система экологических нормативов, какими они бывают, а также почему соблюдение экологических нормативов настолько важно для каждого объекта.

1. Что такое экологические нормативы?

Экологические нормативы – установленные законом пределы допустимого негативного воздействия на окружающую среду. Согласно Федеральному закону от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 27.12.2019) “Об охране окружающей среды”, экологические нормативы должны соблюдать абсолютно все хозяйствующие субъекты, которые наносят вред природе.

Нормированием в области охраны окружающей среды принято считать и установление нормативов качества окружающей среды, и нормативы допустимого негативного воздействия на нее. Кроме того, сюда же можно отнести нормативы, которые совокупно отслеживают любое негативное воздействие и возможности его не только предотвращать, но и заранее прогнозировать (что важно). Главной целью экологического нормирования можно назвать сохранение экосистем и биологического разнообразия.

2. Для чего нужны экологические нормативы?

В 5 главе ФЗ “Об охране окружающей среды” раскрыты все аспекты экологического нормирования. Так, например, в ст. 22 приводятся рамки-нормативы последствий, которые возможны при контакте природопользователей с окружающей средой. Особенно стоит обратить внимание на границы-нормативы возможных и допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ.

У каждой природной территории или же акватории имеются свои особенности. Нормативы качества учитывают их, а потому за превышение допустимых выбросов и сбросов предусматривается ответственность перед законом. Это то, чего в первую очередь стоит остерегаться предприятиям, которые нарушают экологические нормативы. В Федеральном законе “Об охране окружающей среды” указываются виды ответственности в экологическом правоотношении. Так, можно сделать вывод о том, что экологические нормативы составляют гражданское, административное и уголовное правоотношение.

Предлагаем вам подробнее остановиться на том, что представляет из себя нормирование. Давайте рассмотрим виды экологических нормативов более детально.

3. Виды экологических нормативов

Этапы разработки нормативов в области охраны окружающей среды:

В первую очередь проводится ряд научно-исследовательских работ для дальнейшего обоснования экологических нормативов;
После чего приводятся основания для разработки или же пересмотра данных нормативов;
Далее утверждается и публикуется перечень нормативов в области охраны окружающей среды;
Разработка экологических нормативов завершается проведением оценки для прогнозирования различного рода последствий их применения.

Виды экологических нормативов согласно ФЗ “Об охране окружающей среды”:

  • Нормативы, установленные для химических показателей состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций;
  • Установленные для физических показателей состояния окружающей среды, в том числе показателей уровней радиоактивности;
  • Нормативы для биологических показателей состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других используемых как индикаторы качества окружающей среды организмов;
  • Иные нормативы качества окружающей среды. Они устанавливаются по итогу проведения лабораторных испытаний, а также для природных территорий и акваторий на основании наблюдений за состоянием окружающей среды.

Предлагаем вам ознакомиться с текстом Порядка разработки и установления экологических нормативов в Постановлении N 149.

Экологические нормативы допустимого воздействия также подразделяют на несколько видов. Давайте уделим внимание наиболее актуальным из них.

Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов

Данные нормативы определяются для стационарного источника загрязняющих веществ (ЗВ), или же нескольких таких источников. Существует конкретный перечень ЗВ, публикуем его для вашего удобства ниже.

Лимиты на выбросы и сбросы

В ФЗ “Об охране окружающей среды” нет привычных положений о лимитах на выбросы и сбросы. Ранее они устанавливались при условии наличия согласованных планов снижения выбросов и сбросов.

Лимиты сменили временно разрешенные выбросы (ВРВ) и временно разрешенные сбросы (ВРС). Отличается только порядок установления: по отношению к объектам 1, 2 и 3 категорий при том, что возможность соблюдения технологических нормативов, НДВ и НДС отсутствует. Что касается объектов самой опасной, 1 категории, они обладают двумя возможностями:

  • Установить лимиты на выбросы и сбросы в старом порядке до момента получения комплексного экологического разрешения (КЭР);
  • Установить ВРВ, ВРС в рамках получения КЭР, но только в том случае, если имеется уже утвержденная программа повышения экологической эффективности.

Что касается объектов 2 и 3 категорий, ВРВ и ВРС для них устанавливаются соответствующими разрешениями.

Важное условие установления ВРВ и ВРС – разработка и утверждение плана мероприятий по охране окружающей среды. С правилами этой процедуры можно ознакомиться в Приказе Минприроды России от 17.12.2018 № 667. В рамках продолжительности выполнения данного плана для 2 и 3 категории устанавливаются ВРВ и ВРС (на основе объема выбросов и сбросов ЗВ).

Расчет НДВ, НДС – это обязательная процедура для юр. лиц и ИП, которые планируют строить объекты 1 и 2 категорий опасности, либо уже осуществляют свою деятельность на объектах 2 категории. Это приложение к Декларации о воздействии на окружающую среду (ДВОС). Для 3 категории НДВ и НДС (за исключением высокотоксичных веществ 1 и 2 класса опасности) не рассчитываются. Кроме того, НДВ и ндс не нужно рассчитывать объектам 4 категории.

Новые правила осуществления контроля состава и свойств сточных вод

С 1 июля 2020 года начинают действовать новые Правила контроля состава и свойств сточных вод. Новый порядок взаимоотношений между водоканалами и абонентами вступает в силу вместе с Постановлением Правительства РФ от 22.05.2020 N 728.

Важным нововведением является утверждение Правил по установлению нормативов состава сточных вод, которые включают расчет эффективности очистки стоков самими предприятиями.

Теперь для всей России будет действовать единый порядок расчета нормативов и исчисления платы. Ранее же регионы самостоятельно устанавливали нормативы и определяли штрафы за загрязненность.

Также хотим обратить внимание на понятие предельно допустимых сбросов (ПДС).
Проект предельно допустимого сброса загрязняющих веществ нужен всем предприятиям-водопользователям, которые осуществляют сбросы сточных вод в водные объекты. На сайте ЭкоПромЦентра есть отдельный большой материал, посвященный этой теме.

Технологические нормативы

Технологические нормативы нужны всем объектам 1 категории. Они устанавливаются КЭР, выдаваемым в соответствии со статьей 31.1 Закона об охране окружающей среды. Содержание КЭР установлено пунктом 10 ст. 31.1 ранее упомянутого Закона.

С наступлением 2019 года в силу вступило множество изменений в экологическом законодательстве. Одним из наиболее важных стало обязательное получение комплексного экологического разрешения. Получить КЭР нужно всем объектам 1 категории до 1 января 2025 года.

Кроме того, Приказом Минприроды РФ от 18.04.2018 г. № 154 утвержден Перечень, включающий в себя 300 объектов 1 категории опасности, которые оказывают наибольшее негативное воздействие на окружающую среду. Организации и лица, которые эксплуатируют такого типа объекты, обязаны получить КЭР до 31 декабря 2022 года.

Денежный штраф за отсутствие КЭР достигает 100 000 рублей.

Если предприятие имеет несколько объектов 1 категории, то КЭР подготавливается для каждого такого объекта. Бывают случаи, когда у предприятия имеется сразу несколько объектов разных категорий (2, 3 или 4). Тогда экологические нормативы и лимиты в состав КЭР не включаются.

Технологические нормативы – это нормативы выбросов и сбросов ЗВ, а также нормативы допустимых воздействий, устанавливаемых на основании показателей, не превышающих НДТ.

Кроме того, объектам 1 категории необходим производственный экологический контроль (ПЭК), для целей которого разрабатывается программа, а также предоставление статистической отчетности по форме 2-ТП. Отчет по ПЭК организации сдают до 25 марта года, следующего за отчетным.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение

С 6 июня 2020 года начинает действовать регламент Федеральной службы по надзоры в сфере природопользования предоставления государственной услуги по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к деятельности юр. лиц и ИП на объектах 1 категории.

Декларация о воздействии на окружающую среду (ДВОС)

Декларация о воздействии на окружающую среду – это основной разрешительный документ для объектов 2 категории. Таким образом, ДВОС предоставляют все юр. лица и ИП, которые владеют объектами 2 категории.

  • Информация об объеме или массе выбросов и сбросов ЗВ, образующихся и размещающихся отходах;
  • Данные о происшествиях, которые стали причиной негативного воздействия на окружающую среду за предыдущие 7 лет;
  • Информация о проведении природоохранных мероприятий;
  • Информация о программе ПЭК.

ДВОС устанавливает нормативы выбросов и сбросов ЗВ, а также нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Одновременно с Декларацией природопользователи подают расчеты НДВ и НДС. Декларация предоставляется раз в 7 лет.

Нормативы и отчетность в уведомительном порядке для объектов 3 категории

Известно, что к 3 категории относятся объекты, которые оказывают незначительное негативное воздействие. Отсюда следует логичный вывод – к объектам, которые наносят низкий уровень вреда для окружающей среды, предусматриваются более упрощенные правила нормирования.

НДВ и НДС для 3 категории рассчитываются только для радиоактивных, высокотоксичных, а также обладающих канцерогенными и мутагенными свойствами веществ 1 и 2 класса опасности. Объектам 3 категории обязательно вносить плату за НВОС (по выбросам, сбросам и размещению отходов). Для исчисления платы владельцы объектов 3 категории подают отчеты о выбросах и сбросах ЗВ (кроме 1 и 2 класса опасности), а также об отходах.

Что касается объектов 4 категории: их деятельность не нормируется. Тем не менее, согласно п. 1 статьи 16.1 ФЗ “Об охране окружающей среды”, если одновременно эксплуатируется объекты 4 и иных категорий, плата за НВОС исчисляется и вносится по всем этим объектам (включая 4 категорию).

Рекомендуем вам обратить особое внимание вопросам нормирования и обратиться за консультацией к специалистам-экологам. Компания ЭкоПромЦентр регулярно отслеживает все актуальные изменения экологического законодательства. Мы готовы помочь вам в разработке экологической документации. Свяжитесь с нами прямо сейчас!

Нормативы выбросов


Норматив ПДВ (он же предельно допустимый выброс) – показатель допустимого вредного вещества в атмосферном воздухе. Определяется как максимальные объем или масса химических и прочих веществ и микроорганизмов, которые допустимы для выброса в атмосферу стационарными источниками, чтобы не нарушать экологические и гигиенические нормативы качества воздуха. Если значение норматива ПДВ соблюдается, значит, соблюдаются требования в области охраны атмосферного воздуха. В общем смысле понятие норматива означает ряд действий, которые требуется обязательно выполнить, чтобы они привели к ожидаемому результату.

Напомним, что стационарным источником выбросов является источник выброса, который можно передвинуть с места с помощью транспортного средства или его местоположение определено в государственной системе координат (в настоящее время Местная система координат, с 2017 года ЕГСК – Единая государственная система координат).

Существует вполне исчерпывающее определение экологического норматива качества атмосферного воздуха. Экологический норматив – это установленная величина пользования природными ресурсами или воздействия машин и оборудования на некую территорию, при которой функция и структура этой территории находится в рамках естественных изменений.

Нормативы, в том числе экологические, устанавливаются на уровне Правительства страны.

Нормирование качества окружающей природной среды

Нормативы, относящиеся к качеству окружающей природной среды, делятся на три области:

  • санитарно-гигиенические (выражаются в таких значениях, как ПДК химических веществ, ПДВ физических воздействий, ОБУВ, нормы санитарно-защитных зон…)
  • экологические (выражаются в нормативах выбросов и сбросов, нормативах шума и вибрации, нормативах биологических загрязнений…),
  • вспомогательные (выражаются в нормативах терминологии, организационных нормативах, правовых нормативах). Как видите, нормативы ПДВ относятся к экологическим нормативам.

Нормативы окружающей среды

Рис. Схема нормативов качества окружающей среды

Проект нормативов предельно допустимых выбросов – платформа для разработки нормативов

Установление нормативов является правовым предупредительным административным методом регулирования экологической безопасности в стране. Цель использования метода в создании экологической безопасности для граждан своей страны и других живых организмов.

Масса вредных веществ измеряется в граммах, концентрация вредных веществ – в миллиграммах на кубометр, концентрация на выходе из источника - в граммах на кубометр.

Помимо предупредительного метода регулирования экобезопасности в нашей стране практикуются еще два: информационный и принудительный. Административный метод регулирования делится еще на две ветви: правовые методы и контрольные методы.

Как мы видим, установление нормативов ПДВ относится к сфере разработки правовых норм, стандартов и разрешений. Нормативы рассчитываются и предлагаются к установлению инженером-экологом и входят в проект нормативов предельно допустимых выбросов.

Для чего требуется соблюдать экобезопасность

Несоблюдение экологической безопасности приводит к чрезмерному загрязнению окружающей среды. Загрязнение окружающей среды грозит:

  • разрушением озонового слоя;
  • изменением климата;
  • ухудшением качества продукции;
  • снижением урожайности;
  • гибелью флоры и фауны;
  • ускорением разрешения объектов;
  • истощением и утратой природных ресурсов;
  • разрушением и видоизменением ландшафтов и пейзажей.

Все перечисленные последствия приводят к ухудшению здоровья и социально-экономического благополучия населения. К самым распространенным загрязняющим атмосферный воздух веществам относятся:

  • Оксиды азота (источники возникновения: транспорт, производство энергии, промышленность);
  • Диоксид серы (угольные электростанции, промышленность);
  • Диоксид углерода (углекислый газ) (промышленность);
  • Железа оксид;
  • Меди оксид;
  • Бензин.

Целью установления нормативов является предотвращение негативного воздействия на окружающую среду юридическими и физическими лицами. За превышение нормативов они несут административную и в некоторых случаях уголовную ответственность.

Нормативы выбросов устанавливаются как для стационарных источников, так и для передвижных на основании допустимой нагрузки на окружающую среду, технологических нормативов и нормативов качества окружающей среды (ПДК, шума и т.д). Технологические нормативы, в свою очередь, устанавливаются на основании использования наилучших доступных технологий. Когда природопользователь не способен соблюсти в ходе своей деятельности нормативы выбросов, для него на государственном уровне устанавливаются разрешенные лимиты на выбросы (временно согласованные выбросы). Лимиты могут установить только лишь в том случае, если у организации-природопользователя есть разработанный и утвержденный госорганами план снижения выбросов, который обязательно должен быть внедрен. Лимиты на выбросы действуют только в период внедрения плана снижения выбросов.

Лимиты и планы снижения выбросов и разрешения на выбросы в нашей стране выдаются Росприроднадзором, наделенным государственной исполнительной властью.

После внедрения плана природопользователь с помощью замеров воздуха и шума должен доказать Росприроднадзору факт снижения объема выбросов. При недостижении показателей план пересматривается, и продолжают вводиться мероприятия по снижению выбросов. Процесс продолжается, пока выбросы не достигнут нормативов.

Полномочия в области охраны атмосферного воздуха Росприроднадзора

Область полномочий Росприроднадзора (Федеральной службы в сфере природопользования) достаточно широка – более 30 функций. Выделим основные и наиболее важные:

  • принятие законов и других нормативных правовых актов, их корректировка и дополнение;
  • участие в организации, финансирование и проведение мониторинга атмосферного воздуха;
  • учреждение порядка разработки нормативов;
  • ввод порядка выдачи разрешений на выбросы;
  • утверждение нормативов ПДВ;
  • введение целевых показателей объема и массы выбросов на территории страны и сроков их снижения.

ПДВ устанавливаются для каждого стационарного источника выбросов и по организации в целом. Нормативы выбросов и способы их определения пересматриваются и модернизируются по мере развития науки и техники. В случае, когда выбросы загрязняющих веществ соответствуют нормативам ПДВ, необходимо контролировать их непосредственно на источниках. Проект нормативов ПДВ включает в себя разработанный раздел плана-графика контроля, где указываются все нормируемые источники выбросов предприятия, периодичность и способы их замеров. Существует два метода замеров источников выбросов – инструментальный (с привлечением лаборатории) и расчетный (с использованием программного обеспечения).

Проект нормативов ПДВ и нормативы только проверяют надзорные органы, сам же расчет и предложения по установлению нормативов готовит инженер-эколог в рамках проекта.

Правила установления нормативов допустимых выбросов и методы определения нормативов описаны в “ГОСТ 17.2.3.02-2014. Межгосударственный стандарт. Правила установления допустимых выбросов промышленными предприятиями”. Документ создан для унифицированного подхода и оформления проекта выбросов на промышленных предприятиях.

Установление нормативов выбросов

В ГОСТе говорится о том, что нормирование выбросов предусматривает учет гигиенических и экологических нормативов качества воздуха.

Не все загрязняющие вещества есть смысл нормировать, потому как их вклад в общий объем загрязнения ничтожно мал. И даже для определения тех загрязняющих веществ, которые обязательны к нормированию в российском экологическом законодательстве, есть описанная методика. Она описана в Приказе №579 от 31.12.2010 "О Порядке установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию. ".


Согласно этому Приказу, помимо представленного перечня ЗВ, подлежащих нормированию, ему подлежат вещества, соответствующие двум критериям:

  1. Показатель опасности выбросов больше или равен 0,1.
  2. Приземные концентрации выбросов превышают 5% от экологического норматива качества атмосферного воздуха.
  1. Проводится инвентаризация для определения источников выбросов и ингредиентов загрязняющих веществ от них.
  2. Вычисляется объем выбросов загрязняющих веществ расчетным способом (используя специализированную программу) или с привлечением лаборатории.
  3. Рассчитываются максимальные концентрации каждого загрязняющего вещества от каждого источника выбросов организации (расчеты рассеивания).
  4. Сравниваются рассчитанные значения концентраций с установленными Правительством гигиеническими нормативами качества атмосферного воздуха (ОБУВ, ПДК).
  5. Делается вывод о превышении/непревышении максимальных концентраций загрязняющих веществ предприятия от значений нормативов ПДВ и ОБУВ.
  6. Убедившись, что фактические гигиенические нормативы в организации соблюдены, инженер-эколог предлагает их в качестве нормативов выбросов для организации.

Разрешение на выбросы

Рис. Обязательное приложение к нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ

  • Метод расчета рассеивания выбросов (наиболее популярный).
  • Метод сводных расчетов (на базе инвентаризации выбросов и квот концентраций, выданными территориальными органами).

Устанавливаемые нормативы выражаются в двух величинах: максимальном разовом значении выбросов и валовом (годовом) значении выбросов.

Максимальное разовое значение – наибольшая допустимая масса выброса загрязняющего вещества в секунду. Для определения этого значения источник загрязнения замеряется в течение 20 минут. Показатель выражается в граммах на секунду. Для определения максимального разового значения по всему предприятию выбросы замеряются одновременно ото всех источников в течение 20 минут.

Валовое (годовое) значение подразумевает наибольшую допустимую суммарную годовую массу выброса от одного источника с учетом соблюдения всех технологических ограничений на источники выделения (агрегаты, устройства и т.д.). Выражается в тоннах в год.

Для всего предприятия суммируется валовое значение выбросов ото всех источников, которые есть у него на балансе.

Предельно допустимые выбросы для каждого конкретного стационарного источника устанавливают территориальные органы Росприроднадзора. Например, в Москве – Центральный аппарат Росприродназора. В Санкт-Петербургу – по Росприроднадзор Северо-Западному федеральному округу. Потому как следует учитывать фоновое загрязнение воздуха, источники выбросов и технические нормативы в каждом конкретном округе отдельно. Организации, подлежащие региональному контролю, проходят еще одну стадию согласования - в Комитете по природопользованию.

Для того чтобы правильно рассчитать нормативы выбросов, замеры необходимо выполнять при нормальной загрузке и работе оборудования и нормальном функционировании пыле-и газоочистного оборудования (при их наличии).

Максимальное и валовое значения выбросов от каждого источника выбросов определяются в программе “Эколог”. В зависимости от вида источника выбросов используются ее вариации, такие как "АТП-Эколог" (расчет выбросов от автотранспорта), "Котельные", "Аккумуляторные работы", "Сварка" и многие другие. Программы разработаны на основании ряда действующих методических документов:

  1. Методика проведения инвентаризации выбросов для автотранспортных предприятий (расчетным методом).
  2. Методика проведения инвентаризации выбросов для авторемонтных предприятий (расчетным методом).
  3. Методика проведения инвентаризации выбросов для дорожной техники (расчетным методом).
  4. Дополнения к вышеперечисленным методикам.
  5. Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов.
  6. ОНД-86 Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе предельных выбросов для предприятий.

Метод сводных расчетов выбросов используется крайне редко, обычно к нему обращаются администрации городов с целью оценки загрязнения атмосферы ряда предприятий и городского транспорта.

В общих чертах метод сводных расчетов выбросов происходит следующим образом: 1) выполняется инвентаризация выбросов; 2) для каждого из них проектируются тома проектов ПДВ; 3) вычисляются параметры выбросов транспортных средств; 4) выполняются общие (сводные) расчеты наибольших приземных концентраций вредных веществ на территории города от определенных предприятий; осуществляется анализ результатов; 5) оценивается степень значимости влияния определенных ранее вредных веществ на загрязнение городского воздуха; выделение значимых вредных ЗВ; 5) определяются предельно допустимые поля загрязняющих веществ от работы предприятий; 6) предприятия в ходе обсуждения распределяют между собой квоты загрязняющих веществ; 7) разрабатываются мероприятия и рекомендации по снижению уровня загрязнения атмосферы города; 8) экологические надзорные органы согласовывают нормативы рассчитанных выбросов, документально подтверждая этот факт.

Подробная методика использования метода сводных расчетов выбросов изложена в "Методическом пособии по выполнению сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха выбросами промышленных предприятий. " (1999 г.).

Несложно понять, что весь цикл определения сводных расчетов выбросов для города требует высокой профессиональной подготовки исполнителей и займет несколько лет.

Читайте также: