Древний обычай родового общества кровную месть законодательно закрепляла какая редакция

Обновлено: 04.07.2024


Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.

Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Кровная месть обычай, требующий обязательного возмездия за убийство человека или нанесение ему увечий. Кровная месть представляла собой одно из наиболее действенных средств социальной регуляции и защиты личности или группы в обществах, где отсутствовала или слабо проявлялась государственная власть. По древним обычаям за убийство мстили родственники убитого самому убийце или одному из его ближайших родственников, на которого "падала" кровная месть. У разных народов даже внутри одной этнической группы были отличия в порядке осуществления кровной мести. Кровная месть у осетин и ингушей падала на широкий круг родственников - до третьей степени родства, продолжалась годами, подобно итальянским вендеттам, и нередко приводила к истреблению целых фамилий. Примирение кровников проводилось почетными стариками по строго определенному сложному ритуалу, включающему уплату виновной стороной "цены крови" и устройство кровного стола.

Кровная месть у народов Кавказа Наиболее яркой нормой обычного права на Северном Кавказе в прошлые века являлась повсеместно распространенная кровная месть. Поводом для кровной мести были убийство, ранение, похищение девушки, захват земли, оскорбление гостя, чести, домашнего очага, почитавшегося у горцев, и т.д. Будучи обычаем родового строя, кровная месть сохранилась у некоторых народов до сих пор - в частности, у дагестанцев и вайнахов . В Дагестане, по сведениям А.В. Комарова, адаты в конце XIX - начале XX вв. позволяли убить своего кровного врага, нападающего грабителя, пойманного на месте преступления вора, похитителя женщины. Кровомщение допускалось между лицами одного сословия, за убийство раба виновный платил только штраф. Право и обязанность преследовать убийцу или примириться с ним, как правило, принадлежали ближайшему родственнику убитого. Примирение могло совершиться не раньше, чем через год после преступления, и вес это время убийца должен был находиться в изгнании и скрываться от мщения. Кровная месть была долгом и делом чести для всех членов рода пострадавшего, бывали случаи, когда она прекращалась - в случае непримирения - лишь после полного уничтожения одного из враждующих родов.

Кровная месть в Осетии в Осетии кровная месть не только дозволена, но даже и вменяется в обязанности свободному человеку. Это считалось необходимою обязанностью при убийстве, все равно, с намерением или без намерения совершенном. Если случалось подобное нарушение, тот час же били тревогу. Каждая из враждующих сторон собирала своих вооруженных приверженцев. окружали враждебный двор и каждого осмелившегося выйти убивали. Эти междоусобицы доводили до истребления целых родов. По праву завоевания покоренный аул победитель считал своей добычей и судьба пленных зависела от его произвола. Впрочем, не было в обычае продавать подобных пленных в рабство, а скорее убивали их. Если брат коварно пронзит кинжалом брата, то может случиться, что родственники яростно кинутся на убийцу и тут же зверски убьют его; но может легко случиться и так, что родственники убитого и не обратят на это внимания, простят виновного и предадут дело забвению. Следует ли наказывать или нет - братоубийство, детоубийство или вообще убийство какого-нибудь родственника, зависит просто от того, как родственники ценили убитого. Масштаб, которым измеряют престуления - чисто внешний. Если убитый брат был негодяй, родственникам своим в тягость, то по осетинскому коренному праву убийца оставался безнаказнным ; в противном случае его убивали. ПО КОРЕННОМУ ОСЕТИНСКОМУ ПРАВУ ПОДЛЕЖАТ НАКАЗАНИЮ ТОЛЬКО ТЕ ДЕЯНИЯ, ОТ КОТОРЫХ СТРАДАЮТ ИМУЩЕСТВА, ИМЕЮЩИЕ ЦЕННОСТЬ. Это понятие о преступлении проникает в осетинское уголовное право с совершенно логической строгостью во всех отдельных случаях.

Большой интерес представлял обычай примирения кровников, выражавшийся одинаково почти у всех горцев Северного Кавказа. В этом: ритуале главную роль играли почтенные люди. От таких стариков требовались большое умение и талант, чтобы примирить своим мудрым решением кровников, враждовавших иногда в течение многих лет. Из этих стариков враждующие стороны избирали посреднический суд ( тархон ), состоящий из 5-7 человек. Суд происходил в определенных селах Осетии, среди которых широкой известностью пользовалось село Дагом в Алагирском ущелье. Здесь на небольшой площадке выносились посредниками решения о примирении кровников. После уплаты выкупа виновная сторона устраивала примирительное угощение - кровный стол ( туджы фынг ). Кровная месть в пережиточном виде существовала в Осетии вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции и была ликвидирована только при Советской власти. Царское правительство в 1894 г. узаконило некоторые правила, касающиеся детализации осуществления кровной мести. Благодаря этому, на мой взгляд, несколько неосмотрительному шагу в некоторых населенных пунктах Туркменистана кровная месть настолько "разгулялась", что естественная смерть мужчины стала необычным явлением. Советская власть впала в другую крайность. В первом УК Страны Советов убийство из кровной мести было отнесено к одному из наиболее тяжких видов преступления, которое, с точки зрения советского законодателя, относилось не только к преступлениям против жизни, но и к преступлениям, составляющим пережиток родоплеменного строя или местных обычаев. Ныне действующий УК РФ унаследовал от своих предшественников норму, отягчающую вину при наличии мотива кровной мести, по-прежнему не объясняя самого понятия. Опираясь на исторический материал, можно дать несколько определений кровной мести.

Кровная месть на Кавказе – восстановление чести или дань дикому обычаю?

Кровная месть на кавказе – восстановление чести или дань дикому обычаю?

Часто бывает так, что некоторые обычаи отдельных народов кажутся нам нелепыми, а порой даже жестокими.

Хотя, имеем ли мы право осуждать обычаи тех народов, не познакомившись близко с их культурой? Право мы, конечно же, имеем, но будет ли наше осуждение объективным? Думаю, едва ли.

Поэтому, сегодня я, как уроженец Кавказа, могу взять на себяответственность рассказать вам об обычаи кровной мести и дать свою оценку этому явлению.

Сразу же скажу, что у меня двойственное отношение к обычаю кровной мести и, слава Всевышнему, я не сталкивался с этим обычаем.

Если взглянуть в отчеты МВД Дагестана, то можно увидеть, что в середине 2000-х годов около 15% всех убийств и покушений в республике были так или иначе связаны с кровной местью.

Думаю, одних этих цифр достаточно для того, чтоб понять, насколько актуален этот вопрос на Кавказе. В то же время, правоохранительные органы Дагестана подчеркивают, что именно институт кровной мести блокирует разгул преступности в горных районах.

Кстати, надо отметить, что обычай кровной мести больше распространен в горных районах.

Но почему же обычай кровной мести оказывается сдерживающим фактором на пути тех, кто намерен совершить убийство? Я думаю, вы сами уже догадались.

Человек понимает, что, если он убьет кого-то (или сделает что-то плохое), то родственники убитого будут преследовать его до тех пор, пока не прольется кровь убийцы. Поверьте, это действует на людей намного лучше, чем законное лишение свободы.

То есть, главный постулат обычая кровной мести: отомстить за убитого – обязанность каждого мужчины рода.

Виновные в убийстве, понимая, что такое кровная месть, сразу же сдались правоохранительным органам. Мать погибшего отказывалась хоронить своего сына до тех пор, пока не увидит убийц мертвыми. Родственники убитого сначала разгромили дома и сожгли машины убийц (кстати, никто за это не понес никакой ответственности).

Потом эти же родственники ворвались в здание милиции, где находились виновные. И даже тогда сотрудники милиции не стали вмешиваться в происходящее. Единственное, что спасло виновных – это то, что сестра убитого, не желая кровопролития, сорвала с головы платок и бросила его перед нападавшими.

Кстати, это еще один обычай, к которому часто прибегали женщины на Кавказе для того, чтоб прекратить бойню. Впоследствии, старейшинам удалось примирить два враждующих клана, но семьям убийц пришлось уехать из села навсегда.

Как относиться к обычаю кровной мести – дело каждого человека, но то, что этот обычай до сих пор практикуется на Кавказе – известный факт.

Единственно, радует то, что в последние годы правоохранительные органы довольно жестко пресекают такие прецеденты. Подводя итог этой статьи, хочу высказать свое мнение: кровная месть – это не отмщение за убийство, а восстановление чести рода.

Друзья, я и дальше буду раскрывать вам тайны обычаев и традиций народов Кавказа. Например, на очереди у меня еще 2 обычая – это обычай воровства невест и стереотипы о положении женщин на Кавказе. Для того, чтоб первым узнать об этих и многих других интересных статьях, предлагаю вам подписаться на обновления моего блога:

Желаю вам побольше радостных обычаев. Ваш Али!

Кровная месть

Кровная месть на кавказе – восстановление чести или дань дикому обычаю?

В отличие от свадебного обряда, который претерпел существенные изменения и осовременился, обычай кровной мести, как, кстати, и похоронный обряд, сохранил в себе дух древних времен, когда кавказские народы жили вне государства.

Кровная месть выполняла роль государственного института, который регулировал взаимоотношения между жителями общины, предотвращал преступления и наказывал преступников.

На Кавказе кровная месть не имеет срока давности. Она может быть осуществлена через 50 или 100 лет, даже если виновник смерти и его близкие родственники умерли. Поэтому у кавказских народов считается, что лучше решить все вопросы, связанные с кровной местью, как можно быстрее, чтобы потомкам жилось спокойно.

В древности закон кровной мести был основополагающим не только у вайнахских народов (чеченцев и ингушей), но и у осетин, кабардинцев, представителей малых дагестанских народов.

Когда эти народности вошли в состав Российской империи, они были вынуждены подстраиваться под те правила, которые диктовало им государство.

В отличие от других кавказских народов в чеченском и ингушском обществах адат кровной мести не сумели вытеснить ни Российская империя, ни советский режим, ни репрессии. Возможно, потому что присоединение этих народов к России было насильственным, и оттого сохранение древних обычаев воспринималось как сохранение народа, который надеялся когда-нибудь обрести независимость.

Именно поэтому сегодня мы имеем возможность познакомиться с адатом кровной мести, который до сих пор определяет жизнь чеченского и ингушского общества практически в его первозданном виде. В советское время чеченцев и ингушей пытались заставить забыть о кровной мести, называя этот обычай дремучим пережитком прошлого.

Это было вполне объяснимо, ведь древние обычаи часто вступали в противоречие с государственными законами, а значит, подвергали угрозе государственные устои. И все-таки даже самые продвинутые вайнахи, занимавшие большие посты во властных структурах и вынужденные на словах критиковать приверженцев средневековых обычаев, на деле следовали законам кровной мести.

Любого чеченца, по вине которого погиб другой, ожидало разбирательство по древним законам, даже если он понес наказание по законам светским. Лет тридцать назад, когда советская власть казалась еще незыблемой, в Чечено-Ингушетии произошел случай, о котором долго говорили. В одном из районных судов шел процесс по делу об убийстве.

Процесс был открытый, и людей собралось немало — в основном родственники подсудимого и его жертвы. В положенном ему месте, на скамье подсудимых под вооруженным конвоем находился убийца. Когда судья стал оглашать приговор, в зале прогремел выстрел. Подсудимый упал как подкошенный — пуля попала ему точно в сердце.

Стрелявший положил пистолет в карман, спокойно прошел через расступившуюся толпу, вышел на улицу и исчез. Никто не попытался его задержать, хотя в зале были и милиционеры. Разбираться со скандальным происшествием приехали следователи из Москвы. Однако установить личность стрелка так и не удалось. Все знали его имя, но называть не хотели.

Тогда москвичи обратились к жене покойного: — Вы-то, наверное, хотите, чтобы поймали убийцу вашего мужа. И наверняка знаете, кто стрелял. Назовите его. — Да, я его знаю, — ответила женщина, — но не скажу. — Почему?

— До сих пор на моих сыновьях была кровь человека, который был убит их отцом. Теперь мы квиты с этой семьей, и мои сыновья могут жить спокойно, не скрываясь.

Понимание чеченскими женщинами древних адатов настолько глубоко, что горе от смерти мужа, убитого кровником, она переживает легче, чем его смерть, случившуюся по какой-то другой причине. Кровная месть вступает в силу с момента ее объявления. Происходит это так.

Родственники убитого по горячим следам выясняют, кто это сделал. Затем к виновной стороне отправляется человек, чаще всего это старейшина села или дальний родственник жертвы, который сообщает о решение объявить кровную месть. Близкие родственники убитого обычно при этом не присутствуют.

Это правило, как и любое другое в адате кровной мести, глубоко продумано древними. Во-первых, отъезд семьи убийцы продиктован требованиями безопасности, чтобы родные убийцы не попали под горячую руку разгневанных родственников погибшего.

Во-вторых, процесс примирения имеет больше шансов на успех, если кровник и его родственники не будут, что называется, мозолить глаза пострадавшей стороне.

Часто представители виновной стороны, не дожидаясь гонцов от своих кровников, сразу отправляют к ним посредника с заявлением о желании начать процесс примирения. И это считается хорошим тоном.

В случае, когда подозреваемый в убийстве чеченец считает себя невиновным, а у пострадавшей стороны нет неопровержимых доказательств его причастности к преступлению, то снять подозрения можно, поклявшись на Коране. Клятва — это тоже целая церемония, в которой со стороны человека, ее приносящего, участвуют десятки людей.

Флаг Турции

Турецкая республика ‑ официально светская страна, где религия отделена от государства. Турция стремится вступить в Европейский союз, что подразумевает в том числе реформу юридической системы и радикальные перемены в общественном правовом сознании. Однако реальная жизнь турецкого общества до сих пор во многом зиждется на ценностях средневекового ислама.

Турецкая республика ‑ официально светская страна, где религия отделена от государства. Турция стремится вступить в Европейский союз, что подразумевает в том числе реформу юридической системы и радикальные перемены в общественном правовом сознании. Однако реальная жизнь турецкого общества до сих пор во многом зиждется на ценностях средневекового ислама.

Одним из остатков средневековья является кровная месть. Турки считают месть делом жизни. Кровная месть – это обычай, сложившийся при родовом строе как универсальное средство защиты чести, достоинства и имущества рода. Состоит в обязанности родственников убитого отомстить убийце или его родным.

До сих пор на юго-востоке Турции, где живут в основном курды, порой соблюдается обычай кровной мести, поскольку жизнь населения в значительной мере регулируется клановыми нормами.

В Турции считается, что кровная месть ‑ исключительно мужское дело, и на женщин она не распространяется. Не исполнивший долг мести покрывает себя несмываемым позором. Но нередко инициатором отмщения выступает женщина – как правило, вдова убитого. Именно жены хранят окровавленные одежды мужей для того, чтобы однажды показать их подросшим сыновьям.

Порой возмездие наступает немедленно, если в семье пострадавшего есть мужчина подходящего возраста, а полиция просто не успевает вмешаться. Но такое случается нечасто ‑ в большинстве случаев законные власти успевают "сработать" раньше "кровников". Но даже отбытый по "государственному" приговору срок ничего не меняет: возмездие нередко настигает убийцу прямо у тюремных ворот. А затем "герой-преступник" с дымящимся ружьем или окровавленным кинжалом идет сдаваться полиции. Для такой миссии в семьях выбирают или несовершеннолетних, или пожилых людей, как правило, тех, у кого раньше "трений с законом" не возникало. Суд в этих случаях порой назначает наказание "ниже нижнего предела", принимая во внимание и мотив, и личность подсудимого.

У многих народов, где соблюдался закон кровной мести, существовали и способы ее прекращения. Часто старейшины родов предпочитали не доводить дело до кровной мести и стремились "уладить ситуацию" при помощи выкупа. Но в Турции выкуп принимается крайне редко. Закон кровной мести незыблем: кровь можно смыть только кровью. Но бывают и исключения, далеко не всегда убийство "включает" цепную реакцию кровной мести, которая, по сути дела, перерастает в войну на уничтожение. Так, если убитый сородич поплатился жизнью за неправедное дело, то семья порой предпочитала за него не мстить.

В Турции в период с 2000 по 2005 год от преступлений "защиты чести" и кровной мести погибли 1190 человек ‑ 710 мужчин и 480 женщин.

В 2007 году жертвами подобных преступлений стали сорок человек и около ста получили пожизненное тюремное заключение.

В 2008 году в городе Тарсус было совершено преступление в центральном городском саду. Поводом стала вражда между семьями, которая началась за десять лет до этого после того, как вопреки воле родителей девушки родственники жениха выкрали ее. Семья невесты не смогла простить позора. С целью смыть оскорбление кровью, преступник за несколько минут расстрелял всю семью обидчиков. Погибли пять человек, в том числе ребенок.

В ответ на требование Евросоюза Турция ужесточила наказания за убийства на почве "защиты чести" ‑ была отменена судебная практика, когда "защита чести семьи" считалась смягчающим обстоятельством при вынесении приговора убийце.


Древний обычай кровной мести, вопреки общепринятым представлениям, вовсе не являлся чередой бессмысленных убийств. Неминуемое возмездие надежно удерживало многих людей от совершения тяжких преступлений. К тому же, обычай кровной мести требовал от жителей Кавказа соблюдения жестких правил. И далеко не всегда пострадавшая сторона стремилась непременно убить преступника или кого-то из его родственников, чаще конфликты разрешались мирным путем.

Изгнание из родных мест

Как только жителям того ли иного населенного пункта становилось известно о преступлении, родственники подозреваемого собирались и в спешке уезжали из родных мест. Они опасались, что в порыве гнева кто-то из пострадавших может не сдержаться и отомстить без всяких разбирательств.

Некоторые люди предпочитали не совершать кровной мести, а лишь постоянно угрожать семье виновного, заставляя людей десятилетиями жить на чужбине в постоянном страхе. Это был своеобразный вид домашнего ареста, когда родственники убийцы не могли появляться в общественных местах, на общих праздниках, посещать различные мероприятия.

Кого нельзя убивать

Далеко не каждого человека могла коснуться кровная месть. Например, от нее освобождались все женщины и дети. Ни при каких условиях горцы не допускали убийство представительницы прекрасного пола или ребенка. Психически или умственно неполноценные мужчины, совершившие убийство по причине помутнения рассудка, тоже не могли стать жертвами расправы.

Так что мужчина имел право покарать только равного ему противника, способного дать отпор, где-нибудь в безлюдном горном ущелье.

Когда месть обязательна

Если убийство было совершенно непреднамеренно, по неосторожности, то родственники покойного могли простить виновного, проявившего искреннее раскаяние. Совсем другое дело – умышленное преступление, например, совершенное из корыстных побуждений. В таких случаях месть вменялась в обязанность родственникам убитого, поскольку считалось, что душа жертвы не сможет упокоиться с миром, пока не будет пролита кровь. Нельзя прощать, по мнению горцев, и нанесенное всему роду оскорбление. Так, позор, причиненный в результате изнасилования, они считали возможным смыть только кровью.

Часто смертным врагом всех местных жителей становился человек, уличенный в воровстве из мечети или умышленно разрушивший единственный мостик, соединявший горное селение с внешним миром. А такие деяния, как убийство родного отца или матери, осквернение или разграбление могил, кровосмешение или гомосексуальный половой акт, считались бесчестьем для всего рода. Покарать человека, уличенного в подобных действиях, были обязаны даже его ближайшие родственники.

Иногда братья мужчины не могли простить его жену, сбежавшую от супруга, ведь брошенный горец неизбежно терял авторитет в глазах общества. Разумеется, женщину не убивали, но ее родительская семья могла подвергаться серьезным нападкам и притеснениям.

А убийство представительницы прекрасного пола считалось отмщенным лишь после смерти двоих мужчин из числа родственников преступника.

Клятва на Коране

Только кровный родственник

Месть потому и называется кровной, что исполнить ее могли лишь люди, связанные родственными узами с пострадавшим. Ни друзья, ни коллеги, ни соседи просто не имели права покарать виновного.

В своей статье А.Х. Саракаева привела в качестве примера историю, произошедшую в 90-х годах ХХ века. Некий мужчина убил таксиста, позарившись на его дневную выручку. И так получилось, что у покойного не было взрослых родственников-мужчин, способных отомстить. Тогда друзья таксиста, поймавшие преступника, вложили пистолет в руку его 12-летнего сына. Мальчик нажал на курок, и месть свершилась.

Если бы это сделал кто-то из друзей покойного, то родственники убийцы также могли начать кровную месть, и тогда произошла бы целая череда преступлений.

Очень часто охваченные жаждой возмездия люди карали не только непосредственного виновника преступления, но и его соучастников или, вообще, третьих лиц, просто присутствовавших при совершении убийства. В результате, у пострадавших появлялось много новых врагов, гибли десятки или даже сотни людей, а противостояние между родами продолжалось веками.

Материальная компенсация

Жители Дагестана, Абхазии, Осетии, Кабардино-Балкарии и представители других народов Кавказа могли простить убийство своего родственника, совершенное без отягчающих обстоятельств или непреднамеренно. Порой убитый был сам виноват в разжигании конфликта, в результате которого и отправился на тот свет. Различные обстоятельства учитывались обеими сторонами.

Как утверждают в своей книге Ш.М. Казиев и И.В. Карпеев, старейшины селений всегда стремились уладить дело примирением сторон. Для этого организовывались третейские суды, рассматривавшие конфликты с использованием норм как обычного (адат), так и религиозного (шариат) права.

Основываясь на степени виновности каждой из сторон, судьи решали, какую материальную компенсацию должна заплатить семья преступника. При этом, например, у осетин наибольший выкуп за преднамеренное убийство равнялся 324 коровам. Столько крупного рогатого скота не было ни у одной семьи, поэтому расплачиваться за умышленные преступления приходилось кровью. Но если виновником был, к примеру, сумасшедший, то материальная компенсация, установленная судом старейшин, обычно оказывалась по силам его семье.

Обряд примирения

У каждого народа существовали особые традиции, но суть обряда примирения между враждовавшими семьями была общей для всех. Обычно это пир на все селение, во время которого глава пострадавшего рода публично прощает кающегося убийцу.

Читайте также: