Как было организовано участие афинских граждан в управлении государством
Обновлено: 06.07.2024
Управление осуществлялось через систему выборных должностных лиц. В различные коллегии ежегодно избиралось по 700 должностных лиц. Это был разветвленный аппарат, но не бюрократический (не отделен от основной массы населения). Многочисленные коллегии избирались на 1 год. Избираться дважды на 1 должность, как правило, нельзя (кроме военных должностей). Все магистратуры были коллегиальными, и возможность сосредоточить в 1 руках власть исключалась.
Принята демократическая процедура избрания. Основной способ замещения должностей - жребий. За отправление должности была введена плата - дневной заработок ремесленника.
Пяти стратегов. Выбирается голосованием на Народном Собрании и подотчетна ему. Стратеги равны друг другу, но главное командование поручалось одному из них по выбору Народного Собрания. Прежде всего стратеги возглавляли военную организацию Афинского государства:
1. Проводили набор войска
2. Командовали им во время военных действий, возглавляли гарнизоны
3. Отвечали за военное финансирование
4. Распоряжались захваченной добычей
5. Судебные полномочия по делам о воинских преступлениях, созыв внеочередных заседаний Совета 500 или Народного Собрания
1-ый архонт ведал предварительным рассмотрением заявлений и жалоб по семейным делам. Председательствовал на суде при рассмотрении, осуществлял попечение над сиротами, наследницами и беременными вдовами.
2-й архонт (базилевс) ведал духовными делами
3-й архонт осуществлял надзор над метеками, рассматривал споры между ними и гражданами
4-9 архонты (фесмофеты) осуществлял разные судебные полномочия (готовили дела к слушанию, назначали день заседания и т.п.)
Ареопаг состоял их 70-60 членов, являлся судебной инстанцией, а также наблюди за состоянием нравов.
Астиномы следили за порядком и чистотой в городе, а агораномы за соблюдением правил рыночной торговли. Метрономы - за правильность мер и весов, ситофилаки - хлебные надзиратели, следившие за ценами на хлеб.
ВЫВОДЫ: Принципами Афинской демократии являлись:
1. Политическое равенство граждан мужского пола
2. Всеобщее мужское избирательное право
3. Выборность и подотчетность органов власти и должностных лиц (пока отчет должностного лица не утвержден, он не может распоряжаться имуществом или выезжать из страны) при непосредственном народовластии.
4. Свобода слова и обсуждение всех вопросов
5. Подчинение меньшинству - большинству
Афинская демократия поставила своим идеалом свободу, т.е.
1. поочередно и подчиняться власти, и самому властвовать
2. жить так, как кому хочется
3. равноправие (равенство между законом и равное право на участие в политической жизни) в сочетании с законом.
Тем не менее, Афинская демократия была узкой, ограниченной и замкнутой политической организацией (30-40 тыс. человек составляли полноправное меньшинство, пользующееся политическое свободой и равенством среди другого неполноправного населения). Общая численность 250-300 тыс. человек.
Начавшаяся в 431 г. до н.э. Пилопанесская война со Спартой привела к большим материальным и людским потерям + эпидемии + распад Афинской морской державы + резкое усиление имущественного неравенства (государственных средств для содержания основной массы городской бедноты не хватало, следовательно, содержать вынуждены богатые граждане, что вызывало их недовольство). Возглавляли Народное Собрание не демагоги - вожди с важными государственными должностями, а демагоги - льстецы и ораторы, которые осуществлению государственных реформ препятствовали. Процветает доносительство.
Псефизмы (единоразовые постановления) господствовали над законами. Некоторое разочарование в демократии привело к ряду олигархических переворотов, но они были неблаговременными. Демократический строй был восстановлен. Но ослабленная внутренними противоречиями Афинская демократия не смогла противостоять внешней угрозе.
Во второй половине 4 в. до н.э. Афины и вся Греция вошли в состав империи Александра Македонского. Во 2 в. до н.э легионы Рима превращают Грецию в провинцию Римской державы.
11. Возникновение Римского государства. Роль Сервия Туллия в образовании государства
Древнейшее население Рима было организовано по родам, курьям и племенам. Всего было 300 родов. 10 родов=курья, 10 курий = племя (триба). Для разрешения важных вопросов Римский народ собирался по курьм (каждая курья -1 голос) и эти собрания назывались КУРИАТНЫМИ КОММИЦИЯМИ. Их задачи:
1. Ведали религиозными делами
2. Семейные отношения
3. Выбирают царя
4. Объявляют войну
5. Судят преступников
Население было неоднородным по своему социальному положению: выделялись патриции, клиенты, плебеи.
1) все члены старейших Римских родов звались патрициями
2) Римская община не была однородна, и из родовой знати формировался Сенат. Лишь одно из многих семейств рода имело своего главу в сенате. Итак, только эти лица были отцами и только их потомки - патрициями, а не 1)
Это более поздние поселенцы Рима, не поступавшие под патронат патрициев. Они были свободны, имели небольшие земельные собственности (приусадебный участок), но к разделу общественной земли не допускались, не участвовали в Народном Собрании, не занимали должности и не получали жреческих сан. Они платили поземельный налог.
Большая роль Плебеев в жизни Римского общества (проявлялась в росте численности, концентрации в их руках ремесленного производства и торговли) пришла в несоответствие с их бесправным положением.
Образование государства
Борьба плебеев за уравнение с патрициями разрушила замкнутую родовую организацию и расчистила путь к образованию государства. Этот процесс закреплен реформами VI царя Сервия Туллия. Реформы Туллия были направлены:
1. На организацию регулярного сбора податей с населения Рима.
2. Введение новой военной организации с целью привлечения к военной службе всех к ней способных. Но объективно они привели к ликвидации в Риме родовой организации.
Для достижения /1/ территория Рима была разбита на 4 округа (ТРИБЫ) + 17 сельских триб. Каждая триба имела свое название и границы. Все население, жившее на ее территории, приписывалось к ней и платило налог - ТРИБУТУ. Для достижения /2/ все военнообязанное мужское население Рима в зависимости от имущественного положения было поделено на 6 классов.
6-й класс состоял из людей без земельной собственности с единственным богатством - потомством (proles) -пролетарии. Они были свободны от налогов и воинской повинности, но не имели политических прав.
Каждый из 5 классов выставлял определенное количество военных единиц - ЦЕНТУРИЙ (сотен). В новом народном собрании народ группировался не по курьям, а по центуриям. Это новая политическая единица. Каждая центурия имеет 1 голос, а центурий было 193, где 1 классу принадлежало 98 штук (80 тяжеловооруженная пехота и 18 кавалерия). Итак, абсолютное большинство голосов в новом Народном Собрании было у наиболее богатых, следовательно, голосование, порой, не доходило до средних классов.
В 510 -9 г.г. до н.э. был изгнан 7-й царь Тарквиний Гордый. С тех пор по 27 г. н.э. в Риме была республика.
Читайте также: