В чем выражается финансовая правосубъектность физических лиц организаций органов власти рк
Обновлено: 30.06.2024
Субъект финансового права - этолицо, обладающее ф и - нансовой правосубъектностью, благодаря чему оно может участвовать в финансовом правоотношении.
Финансовая правосубъектность лица - это совокупность его финансовой правоспособности, финансовой дееспособности и финансовой деликтоспособности.
Финансовая правоспособность - это способность иметь предусмотренные законом финансовые права и обязанности.
Финансовая дееспособность - это способность лица самостоятельно либо через своих законных представителей приобретать, осуществлять, изменять, прекращать финансовые права и обязанности.
Финансовая деликтоспособность - это способность лица самостоятельно нести ответственность за неисполнение, ненадлежащее исполнение либо за неправомерную реализацию своих прав и обязанностей.
Различия между правоспособностью и дееспособностью
играют роль только применительно к физическим лицам, которые приобретают финансовую правоспособность с момента рождения, а финансовую дееспособность - лишь по достижении определенного возраста.
У остальных субъектов финансового права правоспособность и дееспособность возникают с момента их образования одновременно и в полном объеме.
Дееспособность и деликтоспособность взаимосвязаны настолько, что в большинстве случаев неотделимы друг от друга. Существует лишь несколько случаев, когда деликтоспо- собность и дееспособность разделяются между двумя лицами.
Например: при реорганизации юридического лица его де- ликтоспособность переходит к правопреемнику.
Субъекты финансового права подразделяются на три группы <схема№40):
I. В группу, объединяющую общественно-территориальные образования, входят
субъекты РФ: республики, края, области, города федерального значения (Москва и Санкт- Петербург), автономная область, автономные округа;
административно-территориальные единицы, входящие в состав муниципального образования;
административно -муниципальные образования особого режима (имеются в виду административно-муниципальные образования, на территории которых расположены объекты Минобороны РФ.
Российская Федерация является субъектом финансового права в отношении:
материальных и процессуальных бюджетных прав; права на установление федеральных налогов и сборов; права на взимание и взыскание федеральных налогов и сборов;
прав в области государственного кредита; права денежной эмиссии.
Субъекты РФ являются субъектами финансового права в отношении:
материальных и процессуальных бюджетных прав; права на установление региональных налогов и сборов; права на взимание и взыскание региональных налогов и сборов;
прав в области государственного кредита, конкретизированного как право на выпуск долговых обязательств, которые обеспечиваются казной субъекта РФ.
Муниципальное образование является субъектом финансового права в отношении:
права формирования и исполнения местного бюджета;
права установления местных налогов и сборов;
права выпуска муниципальных займов;
прав на получение финансовой помощи:
а) из фонда финансовой поддержки муниципальных образований;
б) субвенций и иных форм помощи, предусмотренных бюджетным законодательством субъекта РФ.
II. Коллективные субъекты финансового права - это ор-ганизованные, обособленные, самоуправляющиеся группы людей, наделенные правом выступать в отношениях с другими субъектами как единое целое.
К коллективным субъектам финансового права относятся (схема№ 42):
1. Органы государственной власти, которые, в свою очередь, подразделяются на:
представительные органы власти. Они являются коллективными субъектами, когда осуществляют государственный финансовый контроль через свои комитеты и комиссии;
исполнительные органы власти. Они являются коллективными субъектами, когда участвуют в составлении проектов бюджетов и в их исполнении. Исполнительные органы власти подразделяются на:
а) исполнительные органы власти общей компетенции: Правительство РФ и соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ;
б) исполнительные органы власти специальной компетенции:
¦ Минфин РФ и финансовые органы субъектов РФ;
Министерство по налогам и сборам;
3) Банк России является субъектом финансового права:
когда выполняет свои обязанности с федеральным бюджетом и государственными внебюд-жетными фондами (ст.
когда 50% прибыли перечисляет в доход феде-рального бюджета (ст. 26 Закона о Банке России);
когда получает из бюджета средства на обслу-живание государственного внутреннего долга; когда осуществляет денежную эмиссию.
Уполномоченные кредитные организации, т.е. банки, получившие лицензию на осуществление банковских операций с иностранной валютой.
Другие организации и юридические лица:
органы, регистрирующие организации и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность;
органы, регистрирующие физических лиц по месту жительства либо рождения и смерти;
органы, регистрирующие недвижимое имущество, являющееся объектом налогообложения;
органы опеки и попечительства, воспитательные и лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения;
органы, уполномоченные совершать нотариальные действия;
органы, выдающие лицензии, свидетельства и иные подобные документы; государственные и муниципальные унитарные предприятия, казенные предприятия, остальные юридические лица.
Они обладают финансовой правосубъектностью в отношении:
прав на получение бюджетных средств в порядке ассигнований;
прав на получение бюджетных кредитов; обязанностей по уплате налогов и сборов;
обязанностей налоговых агентов;
обязанностей представлять в налоговые органы информацию и т.д.
III. Индивидуальные субъекты финансового права (схема № 43) - это физические лица, выступающие как:
иностранные граждане и подданные;
лица без гражданства;
граждане, осуществляющие предприниматель-скую деятельность без образования юридического лица;
должностные лица: сборщики налогов и (или) сборов; нотариусы государственных нотариальных контор, должностные лица органов исполнительной власти и учреждений, уполномоченные взимать пошлину за совершение нотариальных действий.
Задание 1. В чем выражается финансовая правосубъектность физических лиц, организаций, органов государственной вла¬сти, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации?
Задание 2. Состав расходов бюджетной системы определяется задачами и функциями государства. Исходя из этого, раскройте основные направления расходов, финансируемых из федерального бюджета.
Задание 3. Расскажите, в каких пределах и на основании каких нормативно-правовых актов разрешен вывоз валюты из РФ физическим лицам (резиденту и нерезиденту).
Прикрепленные файлы: 1 файл
контрольная по финансовому праву.docx
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Центр дистанционного образования
по дисциплине: Финансовое право
Задание 1. В чем выражается финансовая правосубъектность физических лиц, организаций, органов государственной власти, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации?
Задание 2. Состав расходов бюджетной системы определяется задачами и функциями государства. Исходя из этого, раскройте основные направления расходов, финансируемых из федерального бюджета.
Задание 3. Расскажите, в каких пределах и на основании каких нормативно-правовых актов разрешен вывоз валюты из РФ физическим лицам (резиденту и нерезиденту).
Правильное ли решение принял генеральный директор?
Задача 2. Счетная палата РФ по собственной инициативе приняла решение о проведении финансовой проверки Центра российско-французского партнерства. В результате проверки Счетная палата РФ обнаружила, что Центр незаконно получил из бюджета более 6 млн дол. В связи с этим Счетная палата РФ дала предписание приостановить все виды финансовых платежных и расчетных операций по счетам Центра.
Правомерно ли решение Счетной палаты?
Оцените правомерность ситуации. Укажите, какие действия должно осуществить Правительство РФ в сложившейся ситуации.
ОТВЕТ: Ситуация не правомерна, Государственная Дума должна рассмотреть данный закон в течение 25 дней, а в декабре срок будет уже более месяца. Если проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете не принимается в установленный срок, Правительство РФ имеет право на пропорциональное сокращение расходов федерального бюджета до принятия соответствующего законодательного решения.
Оцените правомерность ситуации. Укажите, при каких условиях и на какой максимальный срок может быть осуществлена указанная передача доходов.
Как решить вопрос?
Задание 1. В чем выражается финансовая правосубъектность физических лиц, организаций, органов государственной власти, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации?
ОТВЕТ: Понятие субъект является ключевым для всякой правовой науки. Ведь субъект права — это потенциальный субъект правоотношения, который непосредственно реализует предоставленные законом права и обязанности. В связи с этим важно знать, кто может быть субъектом правоотношения, какие его характеристики должны быть зафиксированы в законодательстве и т.д. Субъект финансового права обладает финансовой правосубъектностью и может благодаря этому участвовать в конкретном финансовом правоотношении.
Различие между правоспособностью и дееспособностью важно для характеристики финансовой правосубъектности физических лиц как субъектов финансового права, так как способность приобретать финансовые права и исполнять финансовые обязанности возникает у физических лиц лишь по достижении определенного возраста. В связи с этим, будучи финансово-правоспособными, они до достижения определенного возраста не являются финансово дееспособными.
Субъекты финансового права весьма многообразны. Они подразделяются на три группы:
а) общественно-территориальные образования;
б) коллективные субъекты;
в) индивидуальные субъекты.
К общественно-территориальным образованиям относятся: Российская Федерация в целом и ее субъекты (государство), а также муниципальные образования. К коллективным субъектам — органы государственной власти, организации и проч. Индивидуальными субъектами финансового права являются физические лица и иногда должностные лица.
Государство (Российская Федерация в целом и субъекты РФ) является субъектом финансового права, обладая компетенцией в области финансовой деятельности, которая закреплена в Конституции РФ, Налоговом кодексе РФ, Бюджетном кодексе РФ, в конституциях и уставах субъектов РФ и других актах.
Компетенция государства в области финансовой деятельности выражается чаще всего в его суверенных правах в этой области, к которым, в частности, относятся: право на установление налогов, утверждение бюджетов (федерального и субъектов Федерации) и др. Следовательно, государство, будучи субъектом финансового права, чаще всего, выступает как властвующий субъект, т.е. суверен. Однако одновременно государство часто выступает в качестве государства-собственника, т.е. казны. Это обусловлено тем, что суверенные права государства в области финансовой деятельности затрагивают, прежде всего, бюджет, государственные внебюджетные фонды, которые являются составной частью казны. Казна же в соответствии со ст. 214 ГК РФ есть государственная собственность.
Читайте также: