Правовые основания обработки персональных данных на сайте что указать

Обновлено: 02.07.2024

1 марта 2021 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных" (далее – Закон № 152-ФЗ). Введено новое понятие "персональные данные, разрешенные для распространения". Речь идет о распространении персональных данных неограниченному кругу лиц. Этот новый термин, по сути, пришел на смену прежнему – "общедоступные персональные данные". Судя по пояснительной записке к законопроекту, главная цель поправок – ограничить неконтролируемое использование персданных, размещенных на сайтах и в других открытых источниках. Получив персональные данные, оператор не вправе распространять их, как это было раньше. В связи с этим для обработки персональных данных, разрешенных для распространения, нужно получать отдельное согласие лица, предоставившего такие данные. Далее по тексту под оператором персональных данных (также далее – оператор, оператор персданных) будет подразумеваться лицо, которое обрабатывает персональные данные. Под субъектом персональных данных (далее – субъект персданных, гражданин) понимается физическое лицо, к которому прямо или косвенно относятся персональные данные, обрабатываемые оператором.

Рассмотрим новые правила работы с персданными подробнее.

Для распространения данных нужно получить новое согласие

Прежде оператор персональных данных мог обрабатывать и распространять (публиковать или передавать третьим лицам) персональные данные физлица-работника, получив от него только один документ – письменное согласие на обработку его персданных. Теперь этого недостаточно. Если оператор хочет распространять данные (например, разместить их на сайте компании), ему придется получить не только согласие на обработку, но и новый документ – согласие на распространение персональных данных (далее – согласие на распространение). Этому посвящена новая статья 10.1 Закона о персональных данных № 152-ФЗ.

Если физлицо подписало согласие на обработку персональных данных, но не дало своего согласия на их распространение, оператор может их обрабатывать (хранить, уточнять, использовать и т. д.), но не имеет права передавать их кому-либо еще (п. 4 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ). Это не касается передачи персональных данных государственным структурам, то есть военкомату, ФНС, ФСС, полиции, следственным органам и т. д. Персональные данные физического лица можно передавать им без его согласия (п. 2 – 11 ч. 1 ст. 6 Закона № 152-ФЗ).

Молчание или бездействие субъекта персданных ни при каких обстоятельствах не может считаться согласием на распространение его персональных данных (п. 8 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ).

Согласие на распространение может быть предоставлено оператору персональных данных (п. 6 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ):

  • например, непосредственно на бумаге с личной подписью (это можно сделать уже сейчас);
  • через информационную систему Роскомнадзора (эта возможность будет реализована только с 1 июля 2021 года).

Уведомлять Роскомнадзор о намерении начать обработку персональных данных, разрешенных для распространения, не нужно (пп. 4 п. 2 ст. 22 Закона № 152-ФЗ).

Содержание согласия на распространение персональных данных

Требования к содержанию нового согласия на распространение персональных данных устанавливаются Роскомнадзором (п. 9 ст. 9 Закона № 152-ФЗ). На данный момент документ еще не утвержден, он находится на этапе общественного обсуждения, а текст проекта доступен на портале проектов нормативных актов.

Из текста проекта следует, что новое согласие на распространение персданных должно содержать:

  • Ф. И. О. субъекта персональных данных;
  • контактную информацию субъекта персональных данных (телефон, электронная почта или почтовый адрес);
  • наименование или Ф. И. О. и адрес оператора, получающего согласие;
  • цель обработки персональных данных;
  • категории и перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие или обработка которых запрещена;
  • условия разрешения и запрета обработки персональных данных;
  • срок, в течение которого действует согласие;
  • сведения об информационных ресурсах оператора, посредством которых они будут предоставлены неограниченному кругу лиц (например, адрес сайта).

Субъект персональных данных наделен правом самостоятельно выбирать, какие именно персональные данные и на каких условиях может распространять оператор, получивший к ним доступ. Это правило закреплено в п. 9 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ. Например, он может разрешить опубликовать только его фото и Ф. И. О., а дату рождения запретить публиковать. Либо он может разрешить передачу персональных данных третьим лицам, но только при условии, что они являются сотрудниками той же компании, в которой работает он сам.

Установленные субъектом персональных данных запреты и условия их обработки не действуют, когда их обработка осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах (п. 11 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ). Например, несмотря на запрет, оператор может передать персональные данные в налоговую, ПФР, военкомат, полицию, следственный комитет и т. д.

Если в согласии прямо не указано, что субъект персональных данных не установил запреты и условия обработки персданных, их не следует передавать неограниченному кругу лиц (ч. 5 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ).

Нельзя распространять общедоступные персональные данные без согласия

Если субъект персональных данных самостоятельно разместил в общедоступном месте (например, в соцсетях) свои персональные данные, взять их оттуда для дальнейшей обработки и распространения не получится. Дело в том, что теперь это прямо запрещено законом. Каждое лицо, обрабатывающее или распространяющее размещенные самим субъектом персональные данные, должно доказать законность их обработки. Таким образом, даже в этом случае понадобится письменное согласие субъекта персданных на обработку и/или распространение его персональных данных (п. 2 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ). Раньше такие персональные данные считались общедоступными, не нужно было получать дополнительное согласие на их распространение.

Третьи лица должны быть оповещены о запретах и условиях обработки персональных данных

Получив согласие на распространение персональных данных, содержащее условия или запреты на их обработку, оператор должен опубликовать информацию о таких условиях или запретах. Сделать это необходимо в течение трех рабочих дней (п. 10 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ). Где именно должна быть опубликована такая информация, в законе не уточняется, однако логично предположить, что она должна быть доступна в том же месте, где опубликованы персональные данные (например, на той же веб-странице, на которой размещены фото и Ф. И. О. гражданина).

Субъект может отозвать согласие на распространение персональных данных

Оператор персональных данных обязан прекратить распространение (передачу, предоставление, доступ) персональных данных по требованию субъекта персданных. Для этого гражданин должен написать заявление об отзыве согласия на их распространение. В таком заявлении должны быть указаны (п. 12 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ):

  • Ф. И. О.;
  • контакты (номер телефона, адрес электронной почты или почтовый адрес);
  • перечень персональных данных, обработка которых должна быть прекращена.

Прекратить распространение нужно в течение трех рабочих дней с момента получения заявления. В противном случае субъект персональных данных вправе обратиться в суд с этим же требованием (п. 14 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ).

Работодателям придется соблюдать новые правила в полном объеме

Все перечисленные выше новые правила обработки персональных данных полностью распространяются на процесс обработки персональных данных работников работодателями. Это означает, что для распространения персональных данных работников (например, для размещения их на сайте работодателя) при приеме на работу или после заключения трудового договора придется брать с работника дополнительное согласие на распространение его персональных данных. В противном случае персональные данные работника можно будет передать только при наличии условий, когда согласие работника на их передачу не требуется. Подробнее об этом читайте здесь.

Что касается передачи персональных данных работника в банк с целью оформления зарплатной карты, полагаем, что передавать такие сведения в банк без согласия работника можно только в исключительных случаях, а именно:

  • когда договор заключается непосредственно между банком и работником;
  • когда у работодателя есть доверенность на представление интересов работника в банке;
  • когда выплата зарплат на банковскую карту работника предусмотрена коллективным договором.

Нужно ли переоформлять согласие на обработку персональных данных, полученное до 1 марта 2021 года?

В законе нет норм, которые обязывали бы операторов персданных переоформлять полученные ранее согласия на обработку их персональных данных, оформленных по старым правилам. Но рекомендуется это сделать во избежание возможных претензий со стороны контролирующих органов. Если нужно передать персональные данные другим лицам или опубликовать их в открытом доступе, целесообразно оформить согласие на их распространение с учетом перечисленных выше правил. Сделать это следует еще и потому, что с 27 марта 2021 года вдвое увеличены штрафы за нарушение законодательства о защите персональных данных. Подробнее об этом читайте здесь.

(введена Федеральным законом от 30.12.2020 N 519-ФЗ)

1. Согласие на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения, оформляется отдельно от иных согласий субъекта персональных данных на обработку его персональных данных. Оператор обязан обеспечить субъекту персональных данных возможность определить перечень персональных данных по каждой категории персональных данных, указанной в согласии на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения.

2. В случае раскрытия персональных данных неопределенному кругу лиц самим субъектом персональных данных без предоставления оператору согласия, предусмотренного настоящей статьей, обязанность предоставить доказательства законности последующего распространения или иной обработки таких персональных данных лежит на каждом лице, осуществившем их распространение или иную обработку.

3. В случае, если персональные данные оказались раскрытыми неопределенному кругу лиц вследствие правонарушения, преступления или обстоятельств непреодолимой силы, обязанность предоставить доказательства законности последующего распространения или иной обработки таких персональных данных лежит на каждом лице, осуществившем их распространение или иную обработку.

4. В случае, если из предоставленного субъектом персональных данных согласия на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения, не следует, что субъект персональных данных согласился с распространением персональных данных, такие персональные данные обрабатываются оператором, которому они предоставлены субъектом персональных данных, без права распространения.

5. В случае, если из предоставленного субъектом персональных данных согласия на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения, не следует, что субъект персональных данных не установил запреты и условия на обработку персональных данных, предусмотренные частью 9 настоящей статьи, или если в предоставленном субъектом персональных данных таком согласии не указаны категории и перечень персональных данных, для обработки которых субъект персональных данных устанавливает условия и запреты в соответствии с частью 9 настоящей статьи, такие персональные данные обрабатываются оператором, которому они предоставлены субъектом персональных данных, без передачи (распространения, предоставления, доступа) и возможности осуществления иных действий с персональными данными неограниченному кругу лиц.

6. Согласие на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения, может быть предоставлено оператору:

2) с использованием информационной системы уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных.

7. Правила использования информационной системы уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных, в том числе порядок взаимодействия субъекта персональных данных с оператором, определяются уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных.

8. Молчание или бездействие субъекта персональных данных ни при каких обстоятельствах не может считаться согласием на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения.

9. В согласии на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения, субъект персональных данных вправе установить запреты на передачу (кроме предоставления доступа) этих персональных данных оператором неограниченному кругу лиц, а также запреты на обработку или условия обработки (кроме получения доступа) этих персональных данных неограниченным кругом лиц. Отказ оператора в установлении субъектом персональных данных запретов и условий, предусмотренных настоящей статьей, не допускается.

10. Оператор обязан в срок не позднее трех рабочих дней с момента получения соответствующего согласия субъекта персональных данных опубликовать информацию об условиях обработки и о наличии запретов и условий на обработку неограниченным кругом лиц персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения.

11. Установленные субъектом персональных данных запреты на передачу (кроме предоставления доступа), а также на обработку или условия обработки (кроме получения доступа) персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения, не распространяются на случаи обработки персональных данных в государственных, общественных и иных публичных интересах, определенных законодательством Российской Федерации.

12. Передача (распространение, предоставление, доступ) персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения, должна быть прекращена в любое время по требованию субъекта персональных данных. Данное требование должно включать в себя фамилию, имя, отчество (при наличии), контактную информацию (номер телефона, адрес электронной почты или почтовый адрес) субъекта персональных данных, а также перечень персональных данных, обработка которых подлежит прекращению. Указанные в данном требовании персональные данные могут обрабатываться только оператором, которому оно направлено.

13. Действие согласия субъекта персональных данных на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения, прекращается с момента поступления оператору требования, указанного в части 12 настоящей статьи.

14. Субъект персональных данных вправе обратиться с требованием прекратить передачу (распространение, предоставление, доступ) своих персональных данных, ранее разрешенных субъектом персональных данных для распространения, к любому лицу, обрабатывающему его персональные данные, в случае несоблюдения положений настоящей статьи или обратиться с таким требованием в суд. Данное лицо обязано прекратить передачу (распространение, предоставление, доступ) персональных данных в течение трех рабочих дней с момента получения требования субъекта персональных данных или в срок, указанный во вступившем в законную силу решении суда, а если такой срок в решении суда не указан, то в течение трех рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу.

15. Требования настоящей статьи не применяются в случае обработки персональных данных в целях выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления функций, полномочий и обязанностей.

Без уведомления Роскомнадзора можно обойтись если вы:

  • Обрабатываете данные в соответствии с трудовым законодательством.
  • Данные получены в связи с заключением договора, стороной которого является субъект персональных данных. При этом сведения должны не распространятся и не передаваться третьим лицам без согласия субъекта. Только использование для исполнения договора и заключения договоров с субъектом.
  • Сделанных субъектом ПДн общедоступными.
  • Полученных для однократного пропуска субъекта ПДн на территорию, на которой находится оператор.
  • Включенных в информационные системы персональных данных, имеющие в соответствии с федеральными законами статус государственных автоматизированных информационных систем, а также в государственные информационные системы персональных данных, созданные в целях защиты безопасности государства и общественного порядка.
  • Обрабатываемых без использования средств автоматизации.

Бумажный носитель vs электронный документ: форма уведомления об обработке персональных данных в Роскомнадзор

При отправке уведомления в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций у операторов часто возникает вопрос: нужно ли отправлять уведомление об обработке персональных данных в письме с распечатанным уведомлением или достаточно заполнить электронную форму на портале Роскомнадзора.

ФЗ-152, как и п. 3.2 Методических рекомендаций по уведомлению о начале обработки персональных данных, утв. приказом Роскомнадзора № 94 от 30.05.2017 разрешают отправлять уведомление на бумажном носителе или в форме электронного документа.

Несмотря на это полностью исключить бумажные носители из документооборота не удалось – так как правовым основанием для совершения регистрационных действий являются бумажные варианты документов, поэтому операторы обязаны направлять бумажные носители независимо от того, подавались ли они в электронном виде.

На практике направление уведомления об обработке персональных данных в Роскомнадзор происходит в два этапа:

1) заполнение формы уведомления Роскомнадзора в электронном виде – необходимо для ускорения работы по внесению данных в реестр и получения готовой заполненной формы для печати на бумажном носителе;

2) отправка формы уведомления на бумажном носителе – является основанием для совершения Роскомнадзором регистрационных действий (уведомление регистрируется в уполномоченном органе и является основанием для внесения оператора в реестр).

В будущем планируется полный переход на электронный документооборот, но до этого момента операторы не могут избежать бумажной работы и должны направлять оформленные и подписанные уведомления на бумажном носителе.

Форма уведомления Роскомнадзора об обработке персональных данных в 2020 г.

ФЗ-152 не утверждает обязательную форму или бланк уведомления об обработке персональных данных. По закону главное – предоставить сведения, которые указаны в норме.

Форма уведомления об обработке персональных данных, рекомендуемая к использованию Роскомнадзором, содержится в Приложении № 1 к Методическим рекомендациям по уведомлению о начале обработки персональных данных, утв. приказом Роскомнадзора № 94 от 30.05.2017. Данная форма содержит сведения, требуемые ст. 22 ФЗ-152 и необходимые для включения в реестр операторов.

На практике самый простой и быстрый способ получить заполненное уведомление об обработке персональных данных в Роскомнадзор – заполнить форму, предложенную на портале персональных данных и без изменений распечатать её на бумажном носителе для направления в Роскомнадзор. Далее в статье мы рассмотрим, как заполнить форму уведомления Роскомнадзора об обработке персональных данных.

Заполнение уведомления в Роскомнадзор: подпись, оформление и отправка уведомления об обработке персональных данных

При оформлении и отправке уведомления об обработке персональных данных у операторов часто возникают вопросы, связанные с подписанием и оформлением документа. Ниже мы ответили на самые популярные из них.

Кто может подписывать уведомление об обработке персональных данных ?

Согласно ФЗ-152 уведомление об обработке персональных данных в Роскомнадзор должно быть подписано уполномоченным лицом. Специальных требований к подписанию уведомления не установлено.

Исходя из общих положений законодательства здесь возможно несколько вариантов:

  • Подписание уведомления лицом, имеющим право подписи без доверенности – к ним чаще всего относятся руководители (можно проверить в ЕГРЮЛ).
  • Подписание уведомления по доверенности – может подписывать иное лицо. В таком случае к уведомлению нужно приложить доверенность на право подписи.
Есть ли дополнительные требования к оформлению уведомления?

Из дополнительных требований – Роскомнадзор также рекомендует размещать уведомление об обработке персональных данных на фирменном бланке оператора.

Как нужно оформлять и отправлять письмо с уведомлением в Роскомнадзор?

Отдельных требований к оформлению или отправке писем с уведомлением об обработке не предусмотрено. В то же время важно понимать, что получение Роскомнадзором документа на бумажном носителе является основанием для совершения регистрационных действий, поэтому фиксация факта получения письма Роскомнадзором, находится в интересах оператора.

Какие сроки и порядок отправки уведомления об обработке персональных данных в РКН?

Как мы уже говорили ФЗ-152 обязывает операторов персональных данных высылать уведомление о начале обработки персональных данных. Операторам не стоит пренебрегать выполнением этого требования – не уведомление Роскомнадзора может повлечь привлечение к административной ответственности. Срок направления уведомления оператором – до начала обработки персональных данных. Срок включения в реестр – 30 дней с даты регистрации уведомления Роскомнадзором. Как правило, оператор о включении в реестр не уведомляется. Отслеживать статус уведомления можно самостоятельно. Для проверки статуса уведомления нужно запомнить его номер и ключ – их можно найти в конце каждого электронного уведомления после его заполнения.

Описываем цели обработки персональных данных в уведомлении

Неправильное заполнение уведомления об обработке персональных данных может оцениваться Роскомнадзором как предоставление неполных или недостоверных сведений об обработке данных.

Несмотря на кажущуюся простоту заполнения уведомления, операторы часто сталкиваются с трудностями определения целей обработки персональных данных и продолжают указывать в уведомлении неполный перечень целей их обработки.

Определяем цели обработки данных

Цели обработки персональных данных должны быть конкретными, заранее определёнными, законными и соответствующими деятельности, при которой такая обработка осуществляется.

При определении целей обработки персональных данных и заполнении уведомления необходимо проанализировать следующее:

1) Цели деятельности оператора, определённые в его уставе, локальных актах, согласии на обработку персональных данных, анкетах, договорах, предусматривающих передачу персональных данных и пр.

2) Основания получения персональных данных, деятельность, которую оператор осуществляет при получении и обработке персональных данных на таких основаниях.

Цели, указываемые в уведомлении, должны охватывать все случаи обработки персональных данных. При этом нужно учитывать как внешнюю деятельность компании – работа с клиентами, пользователями, заключение и исполнение договоров, маркетинговая активность и пр., так и внутреннюю – подбор и приём кадров, сбор данных о сотрудниках, организация пропускного режима.

Примеры заполнения информации о целях обработки персональных данных в уведомлениях:

При определении целей рекомендуется привлекать специалистов, которые знакомы со всей деятельностью компании, а не заняты в одном отделе – это обеспечит правильность и полноту работы в сфере обработки персональных данных.

Специалисты ПДМастер смогут задать правильные вопросы и определить цели обработки данных, актуальные для вашей компании.

Определяем категории обрабатываемых персональных данных

Указание неполного перечня обрабатываемых персональных данных – одно из типовых нарушений в сфере обработки персональных данных. Чтобы избежать сложностей в заполнении уведомления разберёмся, какие сведения о персональных данных нужно указывать в уведомлении об обработке.

Из законодательства следует, что категории персональных данных – это перечень персональных данных, конкретные сведения о субъекте, с помощью которых он идентифицируется или может быть идентифицирован.

Персональные данные группируются в зависимости от их особенностей, на основе чего их относят к специальным, биометрическим и иным видам категорий персональных данных.

Как внести уведомление Роскомнадзора корректные категории персональных данных?

Электронная форма уведомления на портале Роскомнадзора предлагает при определении категорий персональных данных указать конкретные сведения, которые будет собирать оператор – ФИО, дата, место рождения, семейное и социальное положение и пр.

Сложность в определении категории персональных данных при заполнении уведомления связана с тем, что сам по себе перечень персональных данных не является исчерпывающим.

Во избежание неверного заполнения уведомления об обработке необходимо чётко определить цели обработки персональных данных, после чего указать, какие именно данные субъектов персональных данных будут обрабатываться.

При возникновении нестандартного случая или сложностей при заполнении уведомления в Роскомнадзор, мы готовы проконсультировать Вас и взять на себя все хлопоты по составлению и отправке уведомления в контролирующие органы.

Особенности толкования положений законодательства в части отнесения тех или иных данных к персональным

Согласно подходу Роскомнадзора к биометрическим персональным данным могут относиться не только данные изображения отпечатка пальца, радужной оболочки глаза и т.д., но и изображения лица. Статья 22 ФЗ-152 обязывает операторов указывать категории субъектов, персональные данные которых обрабатываются. Логично, что субъектами персональных данных являются физические лица, но остаётся открытым вопрос, как их нужно идентифицировать в уведомлении Роскомнадзора.

Категории субъектов персональных – это указание на правовой статус субъектов персональных данных, определение места физических лиц в отношениях с оператором.

В методических рекомендациях по уведомлению о начале обработки персональных данных, утв. приказом Роскомнадзора № 94 от 30.05.2017 РКН рекомендует указывать в уведомление об обработке персональных данных виды отношений оператора с субъектами персональных данных, т.е. определять, какие отношения (трудовые, гражданско-правовые и пр.) связывают оператора и физическое лицо-субъекта персональных данных.

Таким образом, для указания полной и достоверной информации об обработке персональных данных, правильного уведомления Роскомнадзора необходимо описывать категории персональных данных по следующему образцу:

Внесение изменений в уведомление об обработке персональных данных

Информационное письмо оформляется на бланке оператора по форме, определенной Приложением 2 к Рекомендациям, и направляется в территориальный орган Роскомнадзора по месту регистрации оператора в налоговом органе.

Если установится факт размещения в реестр операторов недостоверной или неполной информации, сотрудник Роскомнадзора информирует ответственное лицо в компании оператора путем направления в его адрес письма о перечне недостающих или неточных сведений в уведомление об обработке персональных данных. Решить вопрос необходимо в течение 30 дней со дня получения такого запроса.

Далее мы рассмотрим образец письма в Роскомнадзор, где заполнять необходимо только те поля, в которые вносятся изменения. Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения.

Образец заполнения уведомления в Роскомнадзор

Обращаем внимание! Текст примера следует переработать с учетом особенностей деятельности вашей компании. Убедитесь в том, что в подаваемом уведомлении или информационном письме указаны полные и достоверные сведения о компании.

Образец заполнения уведомления Роскомнадзора
об обработке персональных данных для юр.лиц

Внесение изменений в уведомление об обработке персональных данных

УВЕДОМЛЕНИЕ
об обработке (о намерении осуществлять обработку) персональных данных

База данных №1

Допустим, со временем у компании изменяются:

  • Ответственное лицо.
  • Адрес.
  • Номер телефона.

Образец информационного письма
о внесении изменений в сведения
в реестре операторов персональных данных

Любой оператор, осуществляющий сбор персональных данных пользователей через сайт, обязан опубликовать на своем сайте Политику конфиденциальности.

Данный документ направлен на повышение прозрачности процессов обработки персональных данных и обычно включает в себя следующие разделы: общие положения, основания и условия обработки персональных данных, права пользователей при обработке их персональных данных, цели обработки персональных данных, виды обрабатываемых данных, информацию о передаче персональных данных третьим лицам, сведения об обеспечении безопасности персональных данных, а также информацию об операторе и обратную связь.

4. Согласие на обработку персональных данных, разрешенных субъектом для распространения (новое требование)

Как еще может называться данный документ:

  • Согласие на распространение персональных данных

Согласие на распространение персональных данных оператор должен оформлять отдельно от иных согласий субъекта на обработку его персональных данных. Перед оформлением такого согласия оператор обязан обеспечить субъекту возможность определить перечень персональных данных по каждой из категории, указанной в этом согласии. То есть оператор предоставляет субъекту список - какие именно его персональные данные будут обрабатываться (например, при приеме на работу будут обрабатываться паспортные данные, Ф.И.О., адрес и т.д.). Из списка субъект должен выбрать те данные, которые можно распространять.

Если из согласия на обработку упомянутых данных не следует, что лицо согласилось с их распространением, оператор обрабатывает данные без права распространения. Молчание или бездействие лица не считается согласием на обработку указанных данных. Требования к содержанию такого согласия устанавливает Роскомнадзор (ч. 9 ст. 9, ст. 23 ФЗ-152.

Как еще может называться данный документ:

  • Согласие на обработку персональных данных
  • Согласие пользователя

Персональные данные пользователей любого сайта могут собираться и обрабатываться исключительно с их согласия. Согласие пользователя должно быть конкретным, информированным и сознательным, что влияет на структуру документа и способ его размещения.

Информированное согласие пользователя обычно включает в себя: сведения об операторе, цели обработки персональных данных, виды обрабатываемых данных, кому персональные данные могут передаваться. Текст информированного согласия размещается под формами сбора персональных данных на сайте вместе со ссылкой на Политику конфиденциальности.

Как еще может называться данный документ:

Положение об обработке и защите персональных данных является одним из основных локальных актов оператора и определяет для каждой цели обработки таких данных содержание обрабатываемых персональных данных, категории субъектов, персональные данные которых обрабатываются, сроки их обработки и хранения, порядок уничтожения таких данных при достижении целей обработки или при наступлении иных законных оснований.

Зачем нужен документ:

Документ предназначен для предоставления субъекту персональных данных разъяснений юридических последствий его отказа предоставить персональные данные. В частности, обработка персональных данных необходима работодателю для заключения трудового договора.

Зачем нужен документ:

Данный документ устанавливает ряд обязанностей для работника оператора, имеющего доступ к персональным данным, в частности, обязанность по соблюдению режима конфиденциальности персональных данных.

Зачем нужен документ:

Данный документ закрепляет перечень типовых форм, используемых оператором, которые содержат персональные данные.

Как еще может называться данный документ:

  • Правила рассмотрения запросов субъектов персональных данных или их представителей

Правила рассмотрения запросов субъектов персональных данных определяют порядок учета (регистрации) и рассмотрения запросов субъектов персональных данных или их уполномоченных представителей.

Зачем нужен документ:

Правила осуществления внутреннего контроля устанавливают регламент проверки соответствия обработки персональных данных требованиям к защите персональных данных, установленных законодательством о персональных данных и принятыми в соответствии с ним локальными актами оператора.

Как еще может называться данный документ:

  • Модель угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных

- Постановление Правительства РФ от 01.10.2012 г. №1119
- Методика определения актуальных угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утв. ФСТЭК от 14.02.2008 г.);
- Базовая модель угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утв. ФСТЭК от 15.02.2008 г.)

Как еще может называться данный документ:

  • Поручение обработки персональных данных
  • Договор на обработку персональных данных
  • Договор обработки персональных данных
  • Дополнительное соглашение на поручение обработки персональных данных

От оператора персональных данных необходимо отличать лицо, которое осуществляет обработку по поручению такого оператора (обработчик). Обработчиками обычно выступают организации оказывающие услуги на аутсорсинге, например, провайдеры облачных сервисов или аутсорсинг-бухгалтерия.

С такими лицами должен быть заключен договор поручения. В таком договоре должен содержаться перечень операций с персональными данными, которые будут совершаться обработчиком, цели обработки, обязанность соблюдать конфиденциальность персональных данных.

Зачем нужен документ:

На ответственного за обеспечение безопасности персональных данных возлагаются функции администратора безопасности при обработке персональных данных оператором. Ответственный за обеспечение безопасности персональных данных действует в соответствии с утверждённой инструкцией.

Зачем нужен документ:

Данным приказом утверждаются места хранения документов, форм и иных материальных носителей, содержащих персональные данные. Ответственный за организацию обработки персональных данных проверяет сохранность материальных носителей и следит за поддержанием актуальности утверждённых мест хранения.

Зачем нужен документ:

Данным приказом утверждается перечень данных, обрабатываемых в информационных системах персональных данных оператора. В приказе перечисляются персональные данные, которые хранятся и обрабатываются оператором, а также устанавливается срок, по истечению которого те или иные данные из перечня подлежат удалению.

Зачем нужен документ:

Данным приказом утверждается список должностей работников, доступ которых к персональным данным необходим для выполнения их служебных обязанностей. Ответственный за организацию обработки персональных данных проводит обучение назначенных данным приказом работников.

Как еще может называться данный документ:

  • Перечень информационных систем персональных данных

В Приказе об утверждении перечня информационных систем персональных данных (ИСПДн) указывается назначение системы, составляющей основную цель обработки персональных данных. Например, автоматизация процессов кадрового учета, процессов расчета заработной платы. Также в документе указываются категории и объем персональных данных в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.11.2012 №1119.

Как еще может называться данный документ:

  • Приказ об определении границ контролируемой зоны и требований к ее безопасности

Данным приказом устанавливаются границы контролируемой зоны информационных систем персональных данных. В периметре установленных границ ответственные за организацию обработки и за безопасность персональных данных осуществляют контроль за обработкой персональных данных и обеспечивают их безопасность.

Читайте также: