В чем суть теории моральных обязательств у д росса

Обновлено: 30.06.2024

Гуманистическая специфика меди­цинской науки и практики.

Конфликт цели и средства в биомедицинской науке.

Профессионализм и профессиональная ответственность.

  1. Формы социальной регуляции медицинской деятельности:

этика, этикет, право, религия, нравы, обычаи и мораль.

Религиозные и фило­софские истоки биомедицинской этики.

Особенности биомедицинской этики как профессиональной этики.

Проблема научного статуса профес­сиональной этики.

  1. Этика Гиппократа (V-IV вв. до н.э.): гуманность (филантропия); заповеди благодеяния и не причинения вреда; врачебная тайна, социаль­ное доверие к профессии; моральные добродетели врача.

Врачебная этика и христианские ценности милосердия, добротолюбия и сострадания.

  1. Медицинская этика в зарубежных странах в Новое время, Корпо­ративно-сословная медицинская этика Т. Персиваля (конец XVIII века).

  1. Структура и уровни этического знания: теория, принципы, прави­ла, конкретные моральные суждения. Всеобщность этической нормы и уникальность нравственного выбора. Проблема основания морального выбора: божественное откровение, природная очевидность, социальный договор, этический императив. Личность в ситуации нравственного выбо­ра. Свобода воли, совести и творчества.
  2. Характер и основные виды этических конфликтов в современной биомедицине (конфликты на уровне ценностных установок и приорите­тов, моральных принципов и правил, уникального нравственного выбора).

Этика медицинской сестры

. сестринского дела в нашей стране, основной целью которой явилось утверждение автономии и самодостаточности этой профессии. Этический кодекс составлен с учетом новых идей, определяющих содержание медицинской этики вообще и профессиональной этики медсестры, в .

Основные этапы истории этики в ее отношении к развитию теоре­тической и практической медицины. Онтоцентризм и антропоцентризм в этике.

  1. Идеалистическо-деонтологическое, религиозное моральное созна­ние. Учение о моральном долге И. Канта, и его связь с моральными про­блемами современной медицины.
  2. Теория добродетелей Аристотеля и ее современные варианты. Утилитаристские концепции блага, принцип полезности (Юм, Бентам, Миль Дж.С, современный американский утилитаризм).

Экологическая медицина теория 2 коллок

Тради­ционный медицинский патернализм (сильный и слабый).

Проблема справедливости в русской философс­кой традиции (Вл. Соловьев, Ив. Ильин).

Основные правила биомедицинской этики. Права и моральные обязательства врачей. Права пациентов

Правило добровольного информированного согласия в клинической и исследовательской практике.

    Право пациента на информацию и обязанность врача и исследо­вателей информировать. Элементы информированного согласия: компе­тентность пациента и испытуемого; понимание им информации; добро­вольность информирования и ее нарушения (принуждение, манипуляция, убеждение).

  1. Правило уважения неприкосновенности частной жизни.

Признание неприкосновенности частной жизни как основа уважения человеческого достоинства пациентов и испытуемых медико-биологичес­ких экспериментов. Конфликты общественных и личных интересов и ценностей в связи с проблемой неприкосновенности частной жизни.

Врач и пациент – два полюса, между которыми

. справки. Перегрузка оче­видна. Более чем недостаточно пациенты знают о биологи­ческих, профессиональных, социальных и моральных перегрузках участковых врачей, медсестер, санитарок и др. Они, как правило, . когда медицину захватила стихия коммерциализации, сложно рассуждать и тем более следовать высоким этическим принципам. И все же многие медики остаются верны врачебному долгу, жертвуя .

Основные модели взаимоотношения врачей и пациентов. Этика профессионального взаимодействия в медицине и научной деятельности.

Морально-этические проблемы проведения клинических испытаний и экспериментов на человеке. Моральные принципы проведения экспериментов на животных

  1. Основные модели взаимоотношения врачей и пациентов.

Патернализм и антипатернализм в современной медицине. Инженер­ная (техническая), пасторская, коллегиальная, контрактная и договорная модели отношения врачей и пациентов по Р. Витчу. Модели врачевания, основанные на специфике клинического состояния больного (модель ост­рого, хронического и терминального состояния).

    Медико-этические особенности оказания основных видов меди­цинской помощи (скорая и неотложная, стационарная, реабилитацион­ная, консультативная, профилактическая).

    Проблема врачебной ошибки. История вопроса. Классификация ошибок (диагностические, тактические, организационные, деонтологические и т.д.).

  1. Профессиональная этика и этикет. Правила хорошего тона и прин­ципы деловых отношений. Репутация врачей. Профессиональная автоно­мия. Автономия врача или ученого и административная дисциплина. Про­блема коллегиальности и корпоративности. Отношение к ошибке колле­га: этический и юридический аспекты. Профессиональная солидарность и наставничество в медицине. Моральные проблемы медицинского обуче­ния у постели больного.

Проблемы психологического аспекта онкологического заболевания

. ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ У КОНТИНГЕНТА ЗДОРОВЫХ И ЛЮДЕЙ С ОНКОЗАБОЛЕВАНИЯМИ .1 Теоретические аспекты проблемы психологического аспекта онкологического заболевания Онкологические заболевания - это те или иные злокачественные опухоли, . в 18 раз повышает риск развития Т-клеточной лимфомы [4]. По мнению врачей, силикон обладает токсичными свойствами и вредит работе иммунной системы, что ослабляет .

Этические аспекты взаимоотношений врачей с медицинскими сестрами и другими специалистами в лечебно-профилактических уч­реждениях. Реформа сестринского дела в России. Современная филосо­фия сестринского дела.

  1. Межличностные, внутригрупповые и межгрупповые моральные конфликты. Пути их разрешения и формы предупреждения. Этические комитеты в здравоохранении. История создания и основные направления деятельности. Исследовательские и больничные этические комитеты.

Медицинские вмешательства в репродукцию человека. Моральные проблемы медицинской генетики

  1. Медицинские вмешательства в репродукцию человека: историче­ский, социальный, моральный, правовой и религиозный контекст. Репро­дуктивное здоровье. Репродуктивный выбор. Репродуктивные права.
  2. Аборт и его виды. Моральный статус пре-эмбрионов, эмбрионов и плодов. Движение за запрет абортов. Автономия беременной женщины и право плода на жизнь. Аборт и религиозная мораль. Либеральный, кон­сервативный и умеренный подходы к проблеме аборта.
  3. Морально-этические проблемы контрацепции. Принудительная и добровольная стерилизация. Этическое регулирование стерилизации (ин­формированное согласие, конфиденциальность и т.д.).

Психология и этика делового человека

. моральным устоям, традициям и прочим, имеющим место в других организациях, регионах, странах. Шестой принцип рекомендует различное сочетание индивидуального релятивизма и этического релятивизма с требованиями общечеловеческой этики. . субъекту, а не объекту профессиональной деятельности, недопустимость манипулирования, введения людей в заблуждение, во многих профессиях понимается как принцип « .

Моральные проблемы установления критерия новорожденности. Этические нормы выхаживания недоношенных детей. Проблема эвтана­зии новорожденных с тяжелыми пороками развития.

  1. Этические проблемы сексологии и сексопатологии.

Специфика моральных проблем медицинской генетики. Проблема конфиденциальности и добровольного информированного согласия в ме­дицинской генетике. Кодирование, анонимизация и неидентифицируе­мость медико-генетической информации. Стигматизирующий характер генетического диагноза. Этические проблемы применения методов, ис­пользуемых медициной для диагностики и коррекции генетических на­рушений (генетический скрининг и тестирование, генеалогический метод, пренатальная диагностика и др.).

Моральные аспекты медико-генетичес­кого консультирования (директивная и недирективная модели).

Проблема клонирования человека. Два подхода к проблеме: в США и Европе.

Смерть и умирание. Моральные проблемы трансплантации органов и тканей

Проблема смерти и бессмертия в человеческом существовании

. проанализированы разные гипотезы, концепции, касающиеся разных аспектов соотношения жизни, смерти, бессмертия. Его докторская диссертация: "Проблема смерти и бессмертия человека: становление, эволюция, перспективы решения" (1990 . рассматривает и тему жизни, и тему смерти, и тему бессмертия. Смерть — лишь один из аспектов общей проблемы "жизнь-смерть-бессмертие". В.С. Малахов прав лишь в .

Проблема справедливости распределения ресур­сов донорских органов. Медицинские критерии распределения (гистосовместимость, неотложность, очередность).

Проблемы некомпетентных доноров (детей, психически больных лиц), доноров с резким ограничением свободы выбора (заключенные, приговоренные к смерти).

Моральные проблемы пересадки фетальных органов и тканей.

Моральные проблемы ксенотранспланталогии. Проблема оценки риска ксенотрансплантаций. Проблемы разработки искусственных орга­нов.

Эпидемиология и этика. Спид — морально-этические проблемы

  1. Эпидемиология и права человека. Право на благоприятную среду обитания. Право на эпидемиологическую информацию, ответственность за эпидемиологическую дезинформацию. Проблема защиты конфиденци­ального характера информации, получаемой в ходе эпидемиологических исследований. Право на возмещение ущерба в результате нарушения ги­гиенических нормативов, санитарных правил и т.д.
  2. Инфекционные болезни как потенциальный источник социаль­ной опасности. Профилактические и противоэпидемические мероприя­тия. Высокая эпидемиологическая опасность как основание недоброволь­ной госпитализации инфекционных больных (чума, холера, дифтерия, полиомиелит и др.).

Проблема свободы и ответственности человека

. ее же считают причиной многих бед совре­менного общества. Свободный человек, свободная воля, свободный вы­бор, права и свободы гражданина, свободный труд, сво­бодная мысль, свободная . движения к свободе. Все это составляет предмет изучения многих наук, которые к проблемам свободы подходят с социологичес­ких, экономических, политических, психологических, юри­дических, нравственных, исторических, .

Этика в психиатрии и психотерапии

Забота о профессиональной компетентности психиатра как его пер­вейший профессиональный долг. Понятие профессиональной независи­мости. Нравственные, правовые и социальные гарантии защиты профес­сиональной независимости психиатра.

Мораль и этика в медицине: от Гиппократа до наших дней

Этические проблемы современной психотерапии.

Моральные проблемы распределения дефицитных ресурсов здравоохранения

Понятие микро- и макроуровней распределения ресурсов. Специфи­ка моральных проблем распределения ресурсов в различных системах здравоохранения (государственной, частной и страховой).

ЛИТЕРАТУРА (СПИСОК 1)

ЛИТЕРАТУРА (Список 2)

  1. Аристотель. Никомахова этика. Соч. Т.4. — М., 1983.
  2. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти /Пер. с франц. — М., 1992.
  3. Биомедицинская этика /Под ред. В.И. Покровского. — М.: Медицина, 1997.
  4. Биоэтика: принципы, правила, проблемы /Под ред. Б.Г. Юдина.-М., 1998.
  1. Биоэтика: проблемы и перспективы /Под ред. А.П. Огурцова. — М., 1992.
  2. Введение в биоэтику / Под ред. Б.Г. Юдина и П.Д. Тищенко. — М., 1999.
  3. Вересаев В.В. Записки врача. — М., 1994,
  4. Врачебные ассоциации, медицинская этика и общемедицинские проблемы: Сборник официальных документов. — М., 1995.

Врачи, пациенты, общество, права человека и профессиональная ответственность врача в документах международных организаций. — Киев, 1996.

  1. Гиппократ. Избранные книги. — М., 1994.
  2. Гусейнов А.А. Введение в этику. — М., 1995.
  3. Давыдовский И.В. Врачебные ошибки. // Сов. медицина, 1941.
  1. Иванюшкин А.Я. Профессиональная этика в медицине. — М.,1990.
  2. Кассирский И.А. О врачевании. — М., 1970.
  3. Малеина М.Н. Человек и медицина в современном праве. — М.,1995.
  4. Медицина и права человека: Нормы и правила международного права, этики, католической, протестантской, иудейской, мусульманской и

Примеры похожих учебных работ

Проблема взаимоотношения врача и пациента. Принцип патернализма и антипатернализма

. вопросы. Имеет ли врач моральное обязательство сообщить смертельно больному пациенту о том, что он умирает? Являются ли нарушения медицинской конфиденциальности когда-либо морально оправданным? Подобные нормативные этические вопросы затрагивают .

Этические аспекты отношения медицинского работника к жизни и смерти

. - бессмертие с точки зрения этики медицинских работников 1. Биологический потенциал человека Смерть может быть естественной, то . В обсуждении этой темы необходимо затронуть ряд проблем. Это проблема внезапной смерти, искусственного прерывания жизни с .

Проблема человека в современной философии

. проблему человека. Между тем как философская антропология должна быть основой этики. Более того - проблема человека есть основная проблема философии. Еще греки поняли, что человек . С одинаковым правом можно сказать о человеке, что он .

Тема 3. Философские проблемы человека и общества

. Аристотеля (метафизика, логика, космология, этика, учение о государстве). 7. Философско-этические учения эпохи эллинизма (эпикуреизм,стоицизм, кинизм, неоплатонизм). 8. Философия патристики и её проблемы. Проблема человека и его нравственного .

Проблема человека в европейской философии 20 века

Проблема человека в современной философии 2

. самым его абсолютное право на обладание гениальностью Таким образом, проблема человека как практическая проблема всегда стояла и . оно требует специфических методов; таковы конкретные медицинские науки, психология, педагогика, этика и т.д. – нет нужды .

Среди его достижений - работа с Джоном Александром Смитом над 12-томным переводом Аристотеля .

СОДЕРЖАНИЕ

Жизнь

Уильям Дэвид Росс родился в Терсо , Кейтнесс на севере Шотландии, в семье Джона Росса (1835–1905).

Росс пошел в армию в 1915 году. Во время Первой мировой войны он работал в Министерстве боеприпасов и был майором в специальном списке. Он был удостоен звания офицера Ордена Британской империи в 1918 году в знак признания его заслуг во время войны, а в 1938 году был произведен в кавалеры ордена Британской империи .

Росс был Уайт профессором моральной философии (1923-1928), проректор из Oriel College, Оксфорд (1929-1947), вице-канцлер в Оксфордском университете с 1941 по 1944 и Pro-вице-канцлер (1944-1947). Он был президентом Аристотелевского общества с 1939 по 1940 год. Он был избран членом Британской академии и был ее президентом в 1936–1940 годах. Из многих правительственных комитетов, в которых он работал, одним был Трибунал по гражданской службе, председателем которого он являлся. Одним из двух его коллег был Леонард Вульф , который считал, что вся система установления государственного вознаграждения должна быть на той же основе, что и модель США, разделяя государственную службу на относительно небольшое количество уровней оплаты. Росс не согласился с этим радикальным предложением. В 1947 году он был назначен председателем первой Королевской комиссии по печати Соединенного Королевства .


Он умер в Оксфорде 5 мая 1971 года. Его память увековечена на могиле его родителей на кладбище Грейндж в Эдинбурге .

Семья

Его младшим братом был преподобный Дональд Джордж Росс (1879-1943).

Он женился на Эдит Огден в 1906 году, и у них было четыре дочери: Маргарет (вышедшая замуж за Робина Харрисона ), Элеонора, Розалинда (вышедшая замуж за Джона Миллера Мартина ) и Кэтрин. Эдит умерла в 1953 году.

Он был двоюродным братом Берридейл Кейт .

Этическая теория Росса

У. Д. Росс был моральным реалистом , ненатуралистом и интуиционистом . Он утверждал, что существуют нравственные истины. Он написал:

Моральный порядок . является такой же частью фундаментальной природы вселенной (и . любой возможной вселенной, в которой вообще есть моральные агенты), как и пространственная или числовая структура, выраженная в аксиомах геометрии или арифметика.

Росс отверг консеквенциалистскую этику Мура . Согласно консеквенциалистским теориям, то, что люди должны делать, определяется только тем, принесут ли их действия наибольшую пользу. В отличие от этого Росс утверждает, что максимизация блага - это лишь одна из нескольких prima facie обязанностей (prima facie обязанности), которые играют роль в определении того, что человек должен делать в каждом конкретном случае.

Обязанности

Может быть полезно прямо отметить, что при различении причин pro tanto и prima facie я отхожу от неудачной терминологии, предложенной Россом, которая привела к путанице и недоразумениям. Я полагаю, что - несмотря на его вводящий в заблуждение ярлык - на самом деле Росс имеет в виду причины pro tanto, обсуждая то, что он называет обязанностями prima facie.

Ценности и интуиция

Согласно интуиционизму Росса , мы можем познать моральные истины через интуицию , например, что лгать неправильно или что знание само по себе хорошо. Интуиции включают прямое понимание, которое не опосредовано умозаключениями или умозаключениями: они самоочевидны и поэтому не нуждаются в каких-либо дополнительных доказательствах. Эта способность не является врожденной, но ее необходимо развивать по мере достижения умственной зрелости. Но в полностью развитой форме мы можем знать моральные истины так же хорошо, как мы можем знать математические истины, такие как аксиомы геометрии или арифметики. Это самоочевидное знание ограничено общими принципами: таким образом мы можем познать обязанности prima facie , но не нашу абсолютную обязанность в конкретной ситуации: что мы должны делать с учетом всех обстоятельств. Все, что мы можем сделать, - это проконсультироваться с восприятием, чтобы определить, какая обязанность prima facie имеет наивысший нормативный вес в данном конкретном случае, даже если это обычно не соответствует собственно знаниям из-за сложности, связанной с большинством конкретных случаев.

Критика и влияние

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему БИОЭТИКА ОСНОВНЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ Герасимова Ольга Владимировна. Презентация на заданную тему содержит 27 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

ПЛАН 3.1. ЭТИКА УТИЛИТАРИЗМА 3.2. ДЕОНТОЛОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА И. КАНТА 3.3. ТЕОРИЯ МОРАЛЬНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ У. РОССА 3.4.ЭТИКА ДОБРОДЕТЕЛИ

ТИПЫ ЭТИЧЕСКИХ ТЕОРИЙ: ПО ПРОИСХОЖДЕНИЮ МОРАЛИ: Религия как источник морали. Натуралистические теории как источник морали. Человеческая природа как источник морали. Здравый смысл. Моральный авторитет. Теории социального контракта (общественного договора).

Utilitas (лат.) – польза, выгода Действие будет морально оправданным в той мере, в какой оно ведёт к наибольшему благоденствию (удовольствию, пользе) наибольшего числа людей.

deontos (греч.) – должное deontos (греч.) – должное logos – учение И. Кант считает этику наукой о должном. Отсюда нравственным является поступок, исходящий единственно из уважения к нравственному закону, из безусловного подчинения долгу. Поэтому при оценке действия главным признается не его следствие, результат, а намерение, мотив, а также средства для его осуществления.

Особенности деонтологии Канта Принцип уважения личности, признания ее самоценности. Всякая личность рассматривается Кантом как самоцель, и она ни в коем случае не должна рассматриваться как средство осуществления каких бы то ни было задач, даже если это были бы задачи общего блага. Моральный закон безусловен. Если утилитаристская этика говорит о необходимости приспособления к ситуации, обстоятельствам (принесет ли данное действие наибольшее благо или нет) и, по сути, является ситуативной, то этика Канта надситуативна. Она рассматривает моральный закон как то, что справедливо всегда и должно утверждаться при любых возможных обстоятельствах. Признание автономии воли индивида. Моральный закон универсален, безусловен, но реализация его возможна лишь на основе свободного выбора, самоопределения личности.

ПРИМЕР МОРАЛЬНО НЕВЕРНОЙ МАКСИМЫ: ПРИМЕР МОРАЛЬНО НЕВЕРНОЙ МАКСИМЫ: Максима: "Всегда, когда это мне выгодно, я могу говорить неправду". Проверка: Может ли эта максима быть возведена до всеобщего закона? Результат: Нет, т.к. тогда не было бы вообще разницы между правдой и ложью. Последствия: Коммуникация была бы невозможная. Лжец претендовал бы на то, чтобы другие воспринимали его ложь как правду. Это является внутренним противоречием.

Теория моральных обязательств У. Росса Теория моральных обязательств У. Росса Выдвинута в первой половине 20 века английским философом Уильямом Россом. Он предлагает подход, промежуточный между ситуативной этикой утилитаризма и надситуативной этикой Канта: обязательства, налагаемые тем или иным принципом, должны соблюдаться не безоговорочно, а лишь prima facie (от лат. – с первого взгляда, по первому впечатлению), до тех пор, пока в конкретной ситуации он не вступил в конфликт с другим принципом.

3. Обязанности, обусловленные необходимостью предотвратить не соответствующее достоинствам людей распределение благ и ответственности; это обязанности, связанные с осуществлением справедливости. 3. Обязанности, обусловленные необходимостью предотвратить не соответствующее достоинствам людей распределение благ и ответственности; это обязанности, связанные с осуществлением справедливости. 4. Обязанности, которые основываются на том факте, что существуют такие люди в мире, жизнь которых мы могли бы улучшить; это обязанности, связанные с благотворительностью. 5. Обязанности, которые основываются па том факте, что я могу стать лучше; это обязанности, связанные с само­совершенствованием. 6. Обязанности, связанные с предупреждением нанесения вреда другим.

ПО АРИСТОТЕЛЮ ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА ЭТИКИ – ИССЛЕДОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ИХ НАИБОЛЕЕ СОВЕРШЕННОЙ ФОРМЕ

Общий принцип: что определяет правильность поступка? Общий принцип: что определяет правильность поступка? Правильность поступка зависит от того, станет ли этот поступок совершать добродетельный человек. (Р. Херстхаус) а) Эта позиция отлична от утилитаризма, который учит, что правильность или неправильность поступка зависит только от его последствий. б) Она отлична и от кантианства, в соответствии с которым правильность поступка зависит от того, совершался ли он из желания подчиниться моральному закону. в) Предположим, что мы столкнулись с поступком, который любой человек считает гадким. В этом случае мы вправе сказать: тот, кто совершил этот поступок, — порочный человек. Почему? Потому что ни один добродетельный человек так бы не поступил.

11. Структура и уровни этического знания: теория, принципы, прави­ла, конкретные моральные суждения. Всеобщность этической нормы и уникальность нравственного выбора. Проблема основания морального выбора: божественное откровение, природная очевидность, социальный договор, этический императив. Личность в ситуации нравственного выбо­ра. Свобода воли, совести и творчества.

12. Характер и основные виды этических конфликтов в современной биомедицине (конфликты на уровне ценностных установок и приорите­тов, моральных принципов и правил, уникального нравственного выбора). Потребности, способности и интересы. Моральные ценности и научное знание. Мораль и право. Санкции в праве и санкции в морали. Институционализация биомедицинской этики. Нравственная культура как основа врачебного профессионализма.

Основные этапы истории этики в ее отношении к развитию теоре­тической и практической медицины. Онтоцентризм и антропоцентризм в этике.

13. Идеалистическо-деонтологическое, религиозное моральное созна­ние. Учение о моральном долге И. Канта, и его связь с моральными про­блемами современной медицины.

14. Теория добродетелей Аристотеля и ее современные варианты.Утилитаристские концепции блага, принцип полезности (Юм, Бентам, Миль Дж.С, современный американский утилитаризм). Теория обще­ственного договора и ее развитие в современных теориях медицинской этики. Теория моральных обязательств primafacie У.Д. Росса. Современ­ные этические теории: либеральные и консервативные тенденции в эти­ке.

15. Учение о добре в русской философской традиции (Вл. Соловьев). Специфическая роль литературы в формировании отечественного нрав­ственного сознания (Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, А.П. Чехов, В.В.Ве­ресаев, М.А. Булгаков, А.И. Солженицын и др.).

16. Факторы, обусловливающие трансформацию традиционной про­фессиональной медицинской этики в современную биомедицинскую этику. Понятие "биоэтики" в концепции В.Р. Поггера и его эволюция в современной биомедицине. Сущность и междисциплинарный характер современной биомедицинской этики. Этика как наука и этика биомеди­цинской этики. Основные аспекты биомедицинской этики как междис­циплинарной области. Взаимоотношения биомедицинской этики с фило­софией, клиническими и медико-профилактическими дисциплинами, ме­дицинской социологией, психологией, правом, естественными науками и богословием.

17. Этическая теория и биомедицинская этика.Нормативная и де­скриптивная этика. Роль этических кодексов и принципов в медицинской практике.

18. Принцип "делай благо!" - категория блага в контексте различных форм оказания медицинской помощи. Нравственная миссия медицины. Цели врачевания. Содержание блага врачевания с точки зрения врача и пациента.

19. Принцип "не навреди!" - ответственность за бездействие и за не­правильные действия. Намеренные и ненамеренные последствия дей­ствия. Прямой и косвенный вред. Правило двойного эффекта. Классифи­кация разновидностей "вреда", вызываемого действием врача. Различные формы злоупотребления со стороны врачей в отношении пациента. Про­блема ятрогений. Правило пропорциональности цели и средств.

20. Принцип уважения автономии личности (автономия личности и автономия действия; автономия как свобода выбора и свобода действия, рациональность действия автономия). Уважение автономии пациента: по­лучение согласия на медицинское вмешательство, уважение права отказа от получения медицинской помогли, обеспечение возможности выбора из альтернативных методов лечения и осуществления контроля за их прове­дением ("терапевтическое сотрудничество" врачей и пациентов). Тради­ционный медицинский патернализм (сильный и слабый). "Суррогатное" принятие решения и его правила.

21. Принцип справедливости. Аристотелевская формула справедливо­сти. Справедливость создания и справедливость распределения (дистрибу­тивная справедливость). Проблема справедливости в русской философс­кой традиции (Вл. Соловьев, Ив. Ильин). Современные теории справед­ливости (Дж. Ролус, Р. Нозик).

Основные правила биомедицинской этики.

Права и моральные обязательства врачей.

Права пациентов

Правило добровольного информированного согласия в клинической и исследовательской практике.

22. Право пациента на информацию и обязанность врача и исследо­вателей информировать. Элементы информированного согласия: компе­тентность пациента и испытуемого; понимание им информации; добро­вольность информирования и ее нарушения (принуждение, манипуляция, убеждение). Добровольность в принятии решения. Понятие компетент­ного и некомпетентного больного.

23. Право пациента на отказ от медицинского вмешательства. Пра­вомочность оказания медицинской помощи и проведения медицинских исследований в случаях невозможности получить согласие пациентов и испытуемых, отзыв согласия или отказ от медицинской процедуры или участия в испытания. "Суррогатное согласие" для некомпетентного па­циента. Информированное согласие ограниченно компетентных пациен­тов (подростки и т.д.).

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.



Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Читайте также: