Следует ли признавать международную правосубъектность силенда

Обновлено: 30.06.2024

Средства международного представительства, обеспечивающие обретение личности, связаны с привилегиями и обязанностями по отношению к другим личностям.

СОДЕРЖАНИЕ

Международное право

Правила, устанавливаемые государствами для государств, являются основой международного права. Международное право регулирует государства и их отношения друг с другом. Исторически считалось, что государства являются единственными субъектами международного права, и поэтому другие субъекты просто несут ответственность по международному праву.

Основы

История

Личность: привилегии и права

Права, которые приходят с приобретением международной правосубъектности, включают право заключать договоры , право на иммунитет , право посылать и получать посольства и право предъявлять международные требования для получения возмещения ущерба. Те, кто имеет международную правосубъектность, могут подавать в суд и против них, могут заключать контракты , могут брать на себя долги и платить различные налоги. Правозащитные организации могут напрямую участвовать в международных органах и организациях, созданных в соответствии с законодательством и договорами. Им дается возможность финансировать дело, а не просить о финансировании дела. Им даже предоставляются определенные юридические права и защита. НПО, являющиеся участниками договора, могут подавать иски о нарушениях. Личные НПО со временем могут получить статус представительства в международных советах и ​​ассамблеях. Некоторым НПО, например обществам Красного Креста и Красного Полумесяца, были предоставлены права, которые правительства обычно предоставляют МО. НПО не сдерживаются такими вещами, как политические партии и перевыборы, им просто разрешают лоббировать то, что они считают лучшим выбором. Эта свобода обычно присуща только НПО. Эта свобода дает НПО такую ​​гибкость и эффективность, которую, опять же, не воспринимают другие международные субъекты. Больше энергии непременно должно исходить от НПО, а не от МПО, поскольку НПО являются добровольными обязательствами. Люди в НПО преданы своему делу и с большей вероятностью будут усерднее работать, чтобы добиться результата. НПО также могут действовать за пределами суверенитета, чего не могут сделать правительства и их организации. Как только НПО получает консультативный статус , они могут делать даже больше. Консультативные НПО могут получать официальные документы, посещать заседания различных советов, консультироваться с Генеральным секретарем или комитетом и участвовать в слушаниях различными способами.

Получение международной правосубъектности

Есть теории, которые следует учитывать при принятии решения о том, как следует применять международную правосубъектность и откуда исходят полномочия.

Правовой традиционалистский подход

Правовой традиционалистский подход - один из таких методов. При таком способе мышления можно было бы подумать, что международная правосубъектность должна прямо передаваться от государств к субъектам посредством некоего правового инструмента. Без этой передачи у актера нет статуса. При таком подходе государства рассматриваются как окончательные международные акторы и единственный источник личности.

Фактический реалистический подход

Прямо противоположным этому подходу является подход фактического реализма. Этот метод мышления описывает глобальную интеграцию как источник международной правосубъектности, а не государства. Реалисты-реалисты предполагают, что государства в конечном итоге перестанут быть источником личности для НПО по мере глобализации и транскультурации .

Подход с динамическим состоянием

Подход динамического состояния довольно хорошо попадает между двумя последними подходами. По сути, находясь на полпути между фактическим реализмом и правовым традиционализмом, этот подход обнаруживает, что источник личности для действующих лиц лежит в международных договорах или обычаях. Теоретики динамического государственного подхода утверждают, что, хотя традиционалисты-правоведы слишком склоняются к сохранению международного права через традиции, реалисты-фактики склонны игнорировать обычаи и традиции международного права.

Исторический подход: граждане Организации Объединенных Наций

Парижские мирные договора, 1947 - статья 78 дает основание и применение международной правовым Личностей в рамках обычного международного права , к каждому и каждому человеку (и выключаться) Земли:

Применение международно-правовых личностей ко всем людям реально и требует действий в качестве граждан ООН с 1947 года. Фактически, ООН является единственным глобальным эмитентом юридических лиц для всех государств-членов. Поскольку источником информации является ООН, передача личностей между государствами становится тривиальной задачей. Переезд гражданина ООН по имени мексиканец в Соединенные Штаты технически несущественен; поскольку граждане США также являются гражданами ООН. Правовое присутствие / инструмент гражданина США - это просто специализированная международная правосубъектность ООН. Для гражданина ООН граница между странами - это тривиальное разделение между экономическими зонами ООН.

ООН глобализировала все личности государств-членов в рамках одной организации - глобального правительства правительств. Поскольку все государства-члены ООН получают свою личность от ООН, по закону существует только одно единое глобальное правительство с единым глобальным гражданством - Организация Объединенных Наций.

Соединенное Королевство против Коста-Рики (1923 г.)

Факты

Сообщается, что бывшее правительство Коста-Рики , известное как режим Тиконо, предоставило нефтяную концессию британской компании. Новому правительству Коста-Рики нужно было признать это действие. Соединенное Королевство не согласны, так как это уже само собой разумеющееся.

Вопросов

Постановление

В таком случае нет необходимости соответствовать предыдущей конституции. Непризнание правительства другими правительствами делегитимизирует статус правительства.

государство "Приднестровская Молдавская республика" - есть? А "Турецкая республика Северного Кипра"? Это ведь все вопрос, с какого момента считать возникшим самопровозглашенное государство.

Однако, такого масштаба окологосударственной деятельности ни в северном кипре ни в приднестровье не было.

Глупый такой вопрос: А после чего вообще некое территориальное образование можно считать государством с точки зрения права?

Понимаю, что наверное это в институте проходили, но такое впечатление, что все кого я знаю проходили мимо.

А после чего вообще некое территориальное образование можно считать государством с точки зрения права?

Существует две основных теории международно-правового признания - конститутивная и декларативная. Согласно первой, акт признания дестинатора (адресата признания) со стороны уже существующих субъектов МПП играет решающую роль в его международно-правовом правовом статусе (например, придает новому государству международную правосубъектность, а правительству - способность представлять субъекта международного права в межгосударственных отношениях). Эта теория имеет два существенных недостатка. Во-первых, на практике новые образования (государства, правительства и т.д.) могут вступать в межгосударственные отношения и без признания. Во-вторых, неясно признания скольких уже существующих государств необходимо для того, чтобы новое образование приобрело наконец международную правосубъектность.
Декларативная теория исходит из того, что признание не означает
придание ему соответствующего правового статуса, а лишь констатирует факт возникновения нового субъекта МПП и облегчает осуществление с ним контакта.
Эта теория в силу демократичности и большего внимания к правовым вопросам статуса государства в настоящее время преобладает в международно-правовой доктрине.

Интересное кино.
Найду я ничью землю (если найду), устрою себе государство, буду паспорта продавать, и другие государственный блага иметь.

Ребята - это бизнес.

Найду я ничью землю (если найду), устрою себе государство, буду паспорта продавать, и другие государственный блага иметь.
Ребята - это бизнес.

А то? Считайте, что полдела уже сделали - нашли нормативное обоснование. Осталась сущая ерунда - найти подходящую землю
Хотя. чего там искать? Вон, из Глобальных никак в Разное не перенесут тему о продаже участков на Луне. Вот это бизнес

Найду я ничью землю (если найду)

возможно прилетающий Летчег (с)

Дык полгода назад обсуждали уже Силенд (я еще впервые узнал про Викепедию, очинно клевая оказывается вестч). Еще понравилась афера с дип. паспортами.
Однако на искусственных сооружениях страну теперь не образовать, новых мест ввек косм. спутников уже не открыть. Так что вариант "государствостроения" остается тока один - искать сейсмоактивный район, кидать туда бомбу помощнее, и ждать, что (и когда) появится с недр морских.
А жаль.

Так что вариант "государствостроения" остается тока один

Ну почему же. Можно попробовать еще договориться с каким-нибудь имеющимся государством победнее, да и выкупить у него островок-другой. Филиппины или Соломоновы острова вполне подойдут.

kuropatka
А кто будет покупателем?
Иван иваныч иввнов?
Он потом что всю территороию новому государству в аренду сдавать будет?
Кстати, запретов нет на то, чтоб государство всю свою территорию арндовало. Но и государств таких в действительности тоже нет.

С таким же успехом можно основать такое островное государство в дельте волги, оки или любой другой реки. Я знаю, что отсрова там продаются.в том числе и частным лицам.

Вот купил я остров - он мой, что дальше?

Ребята, а инфа про Силенд вам не кажется разводкой? Попробуйте найти про нее статьи в официальных энциклопедиях.

С таким же успехом можно основать такое островное государство в дельте волги, оки или любой другой реки. Я знаю, что отсрова там продаются.в том числе и частным лицам.

Правомочия собственника по российскому законодательству не безграничны. Так что для основания своего государства без референдума у нас не обойтись.

Ребята, а инфа про Силенд вам не кажется разводкой

Sera, решение на поверхности, если согласитесь, что Ваш вопрос содержит два, причем кардинально различных:
1. Внутреннее право и правовые отношения внутри Вашего государства.
2. Отношения Вашего государства в другими.

По первому вопросу Вы сами установите те отношения, которые будут потом соблюдаться подданными Вашего государственного образования. Ваше государство суверенно будет выступать источником права. И форум импортной страны (в даннном случае -- РФ) не может обсуждать легитимность новообразования. Вам вполне достаточно, что Ваши граждане признали Вашу государственную власть.

По второму вопросу, очевидно, истоки лежат в области договорого права. Если одно государство изъявило волю считать государством некое образование, то так тому и быть. Наоборот, решило в упор какую-то державу не замечать -- тоже вариант.

Помню, иду это я из бани, никого не трогаю, как вдруг Ирак заявляет, что Кувейт -- совсем не государство. А его исконная территория, неправомерно отделенная оккупационной английской администрацией. И это решение подкрепил уничтожением соседней государственности в форме присоединения страны. Казалось бы, вопрос решен и закрыт.

Однако некоторые государства не согласились с подобной трактовкой. Что, мол, с того, что у государства нет территории? Зато есть сама государственная власть, воплощенная в правительстве в изгнании. У государства нет страны -- пустяк, главное -- что другие государства его признают. Территории нет, но государство есть. Чувствуете, Sera, разницу между проведением межи и заключением договора? Между страной и государством?

Далее, эти отдельные государства поспособствовали восстановлению преждней государственной власти Кувейта в ее прежних границах, не ограниченных оградами вилл в предместьях Мекки и Парижа. Вопрос закрыт?

Нет, далее эти отдельные государства уничтожили государственную власть Ирака, причем более тщательно -- правительство было не в изгнании, а в подполье Этим подпольем-погребом ограничивалась не только его власть, но вероятность восстановления. Т.е. в отличие от Кувейта, территория есть, а государства нет.

Осчастливлен был сонм тружеников дипломатической нивы по всему миру. Еще бы -- нечасто ведь выпадает удовольствие подготовить аналитическую записку о прогнозе динамики ситуации и среднесрочных последствиях в случае продолжения признания правительства, которого уже нет.

Далее эти отдельные государства создали в стране Ирак новое государство в форме нового правительства. Они его признали. Большинство прочих государств его также признали. Отдельные жители Ирака, очевидно, не признали. Отсюда некоторое недопонимание в форме взрывов и боестолкновений, регулярно сокращающих количество индивидуумов, недопонимающих друг друга.

Видимо, Sera, они суть безвинные жертвы недостаточной правовой проработки поднятой Вами темы.

Презентация на тему: " КАФЕДРА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА ВОПРОСЫ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ Международная правосубъектность государственно - подобных образований Выполнил." — Транскрипт:

1 КАФЕДРА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА ВОПРОСЫ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ Международная правосубъектность государственно - подобных образований Выполнил : Ширинов Эльнур Таптыг - оглы МПР -24, 2 курс Проверила : Костяная Юлия Сергеевна Астана, 2016

2 Содержание Введение Глава 1. Правосубъектность государственно - подобных образований, частично признаваемых государствами 1.1 Ватикан 1.2 Мальтийский орден 1.3 Вопрос о международном признании Южной Осетии и Абхазии Глава 2. Правосубъектность образований с сомнительным статусом 2.1 Силенд Заключение Список литературы

3 Введение В международных отношениях могут участвовать особые политико - территориальные образования ( иногда их называют государство - подобными ), которые обладают внутренним самоуправлением и, в различных объемах, международной правосубъектностью. Чаще всего такие образования носят временный характер и возникают как следствие неурегулированности территориальных претензий различных стран друг к другу. Общим для политико - территориальных образований такого рода является то, что практически во всех случаях они создавались на основе международных соглашений, как правило, мирных договоров. Такие соглашения наделяли их определенной международной правосубъектностью, предусматривали независимое конституционное устройство, систему органов государственного управления, право издавать нормативные акты, иметь ограниченные вооруженные силы. Данная тема является актуальной в силу того, что в современном мире имеется достаточно большое количество таких субъектов, как известных широкой публике, так и незнакомых. К первым можно отнести Южную Осетию, Абхазию, Приднестровье, Ватикан. Ко вторым Силенд, Свободный город Христианию. Целью данной работы является изучение правосубъектности государственно - подобных образований. Для выполнения этой цели следует выполнить ряд задач : 1) Дать определение государственно - подобным образованиям 2) Изучить государственно - подобные образования по категориям и конкретным примерам. Временные рамки, которые освещает данная работа, ограничены настоящим временем и описывают правосубъектность образований, существующих на момент написания работы, однако, для того, чтобы исследовать состояние данных субъектов, мы будем прибегать к историческому методу и изучать прошлое рассматриваемых объектов.

5 Святой Престол ( не Ватикан ) является постоянным наблюдателем при ООН с 1964 года, сотрудничая с организацией с 1957 года. В июле 2004 года права миссии Святого Престола при ООН были расширены. Кроме того, с августа 2008 года Ватикан начал сотрудничество с Интерполом на постоянной основе. История Ватикана насчитывает почти две тысячи лет, несмотря на то, что официально государство Ватикан существует с 1929 года. Так как Ватикан является вспомогательной суверенной территорией Святого Престола, то его история напрямую связана с историей папства.

7 Три документа, составивших Соглашение между Италией и Святым престолом, были подписаны 11 февраля 1929 года в Латеранско дворце государственным секретарём Гаспарри и Муссолини. Латеранские соглашения остаются действующими. Италия признала суверенитет Папского престола над Ватиканом (Stata della citta del Vaticano) восстановленным Церковным государством площадью в полтора квадратных километра. Ватикан и Италия взаимно обменялись послами. Конкордат в 44 статьях также регламентировал отношения между государством и Церковью в Италии : обеспечивал полную свободу Церкви и объявлял католическую религию государственной религией. Святой престол имел право устанавливать отношения с духовенством и со всем католическим миром. Представители церкви освобождались от военной службы. Назначение епископов прерогатива Святого престола ( при отсутствии со стороны государства политических возражений ). Святой престол признавал произведенную к тому времени секуляризацию церковного имущества. Церковное имущество освобождалось от налогов.

8 Конкордат был дополнен финансовым соглашением, согласно которому Италия обязалась выплатить Святому престолу 750 миллионов итальянских лир наличными и одновременно ассигновать пятипроцентный итальянский твердый государственный заём на сумму в один миллиард итальянских лир. Ватикан согласился оказывать поддержку Бенито Муссолини, вернулся в общественную жизнь, запрещал разводы. 7 июня 1929 года была опубликована конституция государства - города Ватикан. В 1984, после успешных переговоров с Италией, были изменены некоторые устаревшие пункты Соглашений, в основном касающиеся государственного статуса Католической Церкви в Италии.

12 Дипломатические отношения Ватикана и Святого Престола находятся в ведении Секции отношений с государствами Государственного секретариата. Секцию возглавляет Секретарь по отношениям государствами в сане архиепископа в настоящее время Доминике Мамберти, титулярный архиепископ Сагоны. Святой Престол поддерживает дипломатические отношения со 174 странами мира, в которых он представлен папскими послами ( нунциями ). Также Ватикан поддерживает дипломатические отношения с ЕС и с Организацией освобождения Палестины и является членом 15 международных организаций, в том числе ВОЗ, ВТО, ЮНЕСКО, ОБСЕ и ФАО. В начале х Ватикан установил дипломатические отношения со странами Восточной и Центральной Европы, которые ранее находились под управлением коммунистических партий, а также с рядом государств бывшего Советского Союза.

14 Мальтийский Орден Мальтийский орден ( Суверенный военный орден рыцарей - госпитальеров святого Иоанна Иерусалимского, Родоса и Мальты, Суверенный Военный Странноприимный Орден Святого Иоанна, Иерусалима, Родоса и Мальты ) рыцарский религиозный орден римско - католической церкви. Старейший в мире рыцарский орден. Мальтийский орден имеет статус наблюдателя при ООН. Имеет дипломатические отношения со 104 государствами, поддерживаемые при помощи большого количества послов. По международному праву Мальтийский орден является государственно - подобным образованием, при этом сам орден позиционирует себя как государство. Суверенитет Мальтийского ордена рассматривается на уровне дипломатических миссий, но не как суверенитет государства. Иногда рассматривается как карликовое государство.

15 Орден выдает собственные паспорта, печатает собственную валюту, марки и даже выдает автомобильные номера. Великий магистр ордена несет службу в качестве папского вице - короля, предоставляя дипломатам Ватикана процессуальную поддержку при подаче ходатайств, при внесении предложений о поправках, а также при необходимости принятия решений в сфере международной дипломатии. Претензии ордена на суверенитет оспариваются некоторыми учёными.

16 Предтечей ордена был основанный в Иерусалиме в 1080 году амальфийский госпиталь, христианская организация, целью которой была забота о неимущих, больных или раненых пилигримах в Святой земле. После завоевания христианами Иерусалима в 1099 году в ходе Первого крестового похода религиозно - военный орден со своим собственным уставом. На орден была возложена забота и защита Святой земли. Вслед за захватом Святой земли мусульманами орден продолжил деятельность на Родосе, владыкой которого он являлся, а затем действовал с Мальты, находившейся в вассальном подчинении у испанского вице - короля Сицилии. После захвата Наполеоном Мальты в 1798 году российский император Павел I предоставил рыцарям убежище в Санкт - Петербурге.

17 В 1834 году орден учредил новую штаб - квартиру в Риме. Долгое время Орден владел лишь комплексом особняков в Риме, но в 1998 году правительством Мальты Форт Сант - Анджело был передан рыцарям в исключительное пользование сроком на 99 лет, при этом строению был предоставлен статус экстерриториальности и назначен В настоящий момент Итальянская республика признаёт существование Мальтийского ордена на своей территории в качестве суверенного государства, а также экстерриториальность его резиденции в Риме ( Мальтийский дворец, или Магистральный дворец на виа Кондотти, 68, резиденция, и Магистральная вилла на Авентине ).

18 С 1998 года Орден также владеет фортом Сант - Анджело, также имеющим экстерриториальный статус в течение 99 лет с момента заключения договора с правительством республики Мальта. Таким образом, Орден формально имеет территорию, над которой осуществляет собственную юрисдикцию, однако вопрос о фактическом статусе этой территории ( собственная территория Ордена или территория дипломатического представительства, временно переданная под его нужды ) является предметом для абстрактных юридических дискуссий. Фактически Орден является крайне влиятельной структурой, и его политические позиции таковы, что вопрос об уточнении статуса его штаб - квартиры вряд ли встанет в ближайшее время.

19 По данным ордена его членами являются 13 тысяч человек, также в структуре ордена присутствуют 80 тысяч волонтёров и более 20 тысяч медицинских работников. Имеется около 10,5 тысяч подданных Ордена, имеющих его паспорт. Паспорт Мальтийского ордена признаётся многими странами, его обладатель имеет право безвизового въезда в 32 страны. Согласно Конституции члены Ордена разделяются на три класса. Все члены должны вести примерный образ жизни в соответствии с учением и заповедями Церкви и посвятить себя работе Ордена по оказанию гуманитарной помощи.

21 Они подразделяются на три категории : - Рыцари и Дамы Чести и Преданности в Послушании - Рыцари и Дамы Милости Господней и Преданности в Послушании - Рыцари и Дамы Милости Магистра и Преданности в Послушании

22 Третий класс состоит из светских членов, которые не давали религиозных обетов и клятв, но которые живут в соответствии с принципами Церкви и Ордена. Они подразделяются на шесть категорий : - Рыцари и Дамы Чести и Преданности - Монастырские Капелланы ad honorem - Рыцари и Дамы Милости Господней и Преданности - Магистральные капелланы - Рыцари и Дамы Милости Магистра - Донаты ( мужчины и женщины ) Преданности Требования к принятию в различные классы и категории определяются Кодексом.

23 Согласно 5 статье Конституции Мальтийского Ордена основными правовыми документами являются : 1). Конституция, Кодекс Ордена и в качестве приложения Каноническое Право ; 2). Законодательные акты Великого Магистра согласно статье 15, второму параграфу, пункту 1 настоящей Конституции ; 3). Международные соглашения, одобренные согласно принципам, изложенным в статье 15, во втором параграфе, пункте 8 настоящей Конституции ; 4). Традиции и привилегии Ордена ; 5). Кодекс Ордена, в тех случаях, когда его положения не противоречат существующим нормам.

24 Международное признание Южной Осетии и Абхазии Верховный Совет Республики Южная Осетия ( РЮО ) провозгласил независимость республики 29 мая 1992 года, в ходе вооружённого конфликта с Грузией. Абхазия провозгласила независимость после войны с Грузией гг. Её конституция, в которой республика объявлялась суверенным государством и субъектом международного права, была принята Верховным Советом Республики Абхазия 26 ноября 1994 года. Провозглашение независимости республик не вызвало широкого международного резонанса, до второй половины х эти государства были никем не признаны. В 2006 году Абхазия и Южная Осетия признали независимость друг друга ; кроме того, их независимость была признана непризнанным Приднестровьем.

28 Физически территория Силенда возникла в ходе Второй мировой войны. В 1942 году ВМС Великобритании соорудили на подступах к побережью серию платформ. Одной из них был Рафс - Тауэр ( англ. Roughs Tower). Во время войны на платформах размещались зенитные орудия, и находился гарнизон из 200 человек. После окончания военных действий большинство башен было разрушено, но Рафс - Тауэр, будучи за пределами британских территориальных вод, остался нетронутым. В 1966 году отставной майор британской армии Пэдди Рой Бэйтс и его друг Ронан О Рэйлли выбрали платформу Рафс - Тауэр, к тому времени давно заброшенную, для строительства парка развлечений. Однако через некоторое время они поссорились, и Бейтс стал единственным хозяином острова. В 1967 году О Рэйлли попытался завладеть островом и использовал для этого силу, однако Бейтс оборонялся при помощивинтовок, дробовиков, бутылок с зажигательной смесью и огнемётов, и атака О Рэйлли была отбита. Рой не стал строить парк развлечений, но выбрал платформу для базирования своей пиратской радиостанции Britains Better Music Station, однако эта радиостанция ни разу не вещала с платформы. 2 сентября 1967 года он объявил о создании суверенного государства и провозгласил себя князем Роем I. Этот день отмечается как главный государственный праздник.2 сентября

29 В отношении Силенда имеется четыре подобных свидетельства : 1. Великобритания не платит князю Рою пенсию за тот период, когда он находился в Силенде. 2. Суды Великобритании отказались рассматривать иски против Силенда 1968 и 1990 года. 3. МИД Нидерландов и ФРГ вступили в переговоры с правительством Силенда. 4. Бельгийская почта некоторое время признавала силендские марки. Теоретически позиции Силенда весьма убедительны. В случае признания княжество стало бы самой маленькой страной мира и 51- м государством Европы. Однако согласно учредительной теории, более распространённой в современном международном праве, государство может существовать лишь постольку, поскольку признаётся другими государствами. Поэтому Силенд не может быть принят ни в одну международную организацию, не может завести собственный почтовый адрес, доменное имя. Ни одна из стран не установила с ним дипломатические отношения. Силенд пытается добиться признания независимости каким - нибудь крупным государством, но не пытался добиться независимости через ООН.

30 Заключение Мы изучили правосубъектность государственно - подобных образований на примере наиболее типичных представителей. Мы изучили правосубъектность образований, которые признаются государствами только некоторым кругом других государств, таким образом, являясь, как бы квази - государствами. Также мы изучили, на примере Княжества Силенд, субъекты, которые вообще не признаются государствами, однако, де - факто играют в международных отношениях такую роль, более того, имеют собственные территорию, юрисдикцию, налогообложение, таким образом, как бы имея внутреннюю легитимность, сложившуюся исторически. Мы увидели актуальность данной темы, которая состоит в том, что международные отношения не находятся в статическом состоянии, а постоянно изменяются и развиваются, в связи с этим возможно появление новых субъектов, относящихся к теме исследования. Также появление новых субъектов возможно в силу обстоятельств, не зависящих от международной политики. В данном исследовании мы увидели, что события, связанные с указанными субъектами происходит и в наши дни, например вопрос о признании Абхазии и Южной Осетии до сих пор нерешён. Выработка путей решения данных вопросов - важная задача для международного права и международного сообщества. В данное время, когда декларируется предпочтение мирному разрешению подобных конфликтов, необходимо иметь правовую опору для этого. Не стоит забывать, что если такое образование представляет из себя сообщество, образованное по этническому или национальному признаку, то данный вопрос лежит в сфере наций на самоопределение или граничит с ним.

Понятие и сущность международной правосубъектности наций и народов

Международная правосубъектность – это совокупность обязанностей и прав субъектов международного права, которые предусмотрены непосредственно нормами международного права.

В системе международных отношений международная правосубъектность народов и наций чаще всего связывается с их национально-освободительной борьбой в попытке создания собственной государственности.

Правосубъектность наций и народов определяется наличием у них определенных международных прав и обязанностей, а также способности самостоятельно их осуществлять. В контексте международных отношений эти способности имеют свою особую специфику, которая отличает международную правосубъектность народов и наций от международной правосубъектности государств.

Народы и нации в своей борьбе за создание независимых государств способны принимать участие в международных отношениях лишь в той части, которая непосредственно касается вопросов реализации прав народов и наций на самоопределение. Соответственно народам и нациям в системе международных отношений предоставляются основные права, включая:

  • право присоединения к многосторонним международным соглашениям;
  • право заключения международных договоров с государствами, международными организациями и иными народами, реализующими свой национальный суверенитет.

В случае присоединения народа или нации к международным договорам или при их заключении от имени народа или нации обычно выступают органы, которые будучи сложившимися в период борьбы за независимость их представляют. В роли таких органов могут выступать:

  • временное правительство;
  • фронт национального освобождения;
  • руководство политической партии, которая пользуется поддержкой большей части населения и т.п.

Одним из основополагающих прав народов и наций в системе международных отношений выступает право международно-правовой защиты и получения поддержки от иных субъектов международного права. Не менее важную роль имеет право народов и наций на самоопределение. Применительно к каждому народу оно раскрывается сквозь призму его национального суверенитета. Таким образом, каждому народу присуще суверенное право на независимое государственное существование, самостоятельность в достижении государственности и свободу выбора путей своего развития.

Готовые работы на аналогичную тему

Если нации и народы наделены правом самоопределения, это значит, что на все государства накладывается обязанность уважать это право. Помимо прочего обязанность эта охватывает признание и тех международных правоотношений, в которых в роли субъекта выступает непосредственно нация или народ.

Основанием международной правосубъектности выступает само право народов и наций на самоопределение, которое самым тесным образом связано с их национальным суверенитетом.

Проявление международной правосубъектности наций и народов

Исторически международная правосубъектность наций и народов чаще всего свое проявление находила во времена крушения колониализма после окончания Второй мировой войны. Отдельные ее проявления можно встретить и сегодня.

В современном мире абсолютному большинству ранее колониальных народов удалось добиться своей независимости. Тем не менее, конфликты на данной почве все еще периодически возникают. Сегодня значение принципа самоопределенности подчеркивается правом каждого народа, выстроившего свою государственность, на определение внутреннего и внешнего политического статус без вмешательств извне и осуществление по собственному усмотрению политического, экономического, социального и культурного развития. В том же случае, если речь идет о самоопределении отдельных наций и народов в рамках самостоятельного государства, решение вопроса должно опираться на конкретные обстоятельства в контексте основных принципов международного права, взаимосвязанных друг с другом.

Говоря о проявлении международной правосубъектности, следует помнить, что реализация одним народом в рамках национального суверенного государства своего самоопределения не должна нарушать права прочих его народов. Следует помнить, что самоопределение наций и народов, не обладающих какой-либо государственностью, отличается от самоопределение наций и народов, этой государственности уже достигших. В первом случае национальный суверенитет народа еще не обеспечен государственным суверенитетом в то время как во втором случае народом уже реализовано его право на самоопределение, а его национальный суверенитет изыскивает защиту среди государства, также выступающего самостоятельным субъектом международного права.

Стоит отметить, что самоопределение народа или нации внутри многонационального государства само по себе еще не предполагает обязательного отделения и формирования собственного самостоятельного государства.

Основы международной правосубъектности наций и народов, ведущих борьбу за независимость

Правосубъектность народов и наций, ведущих борьбу за свою независимость, имеет объективный характер, поскольку существует вне зависимости от чье-либо воли. Принцип самоопределения считается одним из ключевых принципов международного права, а само его становление приходится на конец XIX – начало ХХ вв. Свое окончательное закрепление право народов и наций на самоопределение получило после принятия Устава Организации Объединенных Наций.

Современная система международного права сдержит в себе нормы, которые непосредственно подтверждают правосубъектность борющихся наций. При этом считается, что нация или народ должны иметь догосударственную форму организации.

Нация или народ, борющиеся за независимость, вступает с государством, контролирующим территорию, в определенные правоотношения. При этом различают два типа прав, которыми обладает нация (рисунок 1).

Рисунок 1. Типы прав борющейся нации. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Первые вытекают из национального, а вторые – из государственного суверенитета. В целом же суверенитет народа или нации, борющихся за независимость, не зависит от признания ее в качестве субъекта международного права другими акторами.

Государственноподобные образования относятся к субъектам с ограниченной междуна­родной правосубъектностью (дееспособностью).

Основной особенностью государственноподобных образований (квазигосударств) является то, что они не тождественны государствам (хотя и имеют почти все признаки такого образования, являясь как бы мини-государствами), не обладают государственным суверенитетом, но выступают в качестве самостоятель­ных, хотя и в ограниченной степени, участников меж­дународно-правовых отношений.

Такой специальный международно-правовой статус государственноподобных субъектов устанавливается в соответствии с межгосударственными договорами. Их международная правосубъектность определяется тем, что они способны самостоятельно и независимо от государств и других субъектов международного права осуществ­лять установленные права и обязанности.

Вольные города создавались как один из способов замораживания территориальных притязаний, смягчения в межго­сударственных отношениях напряженности, возникающей по по­воду принадлежности какой-либо территории.

Вольный город создается на основе международного договора или решения международной организации и представляет собой своеобразное государство с ограниченной правоспособностью. Он имеет свою конституцию или акт аналогичного характера, высшие государственные органы, гражданство. Его вооруженные силы но­сят чисто оборонительный характер либо являются не вооруженны­ми силами в традиционном понимании, а скорее силами по охране границ и поддержанию правопорядка. Создатели вольного города обычно предусматривают способы контроля за соблюдением его статуса, например назначают с этой целью своих представителей или представителя. На международной арене интересы вольных го­родов представляют либо заинтересованные государства, либо международная организация. Статус Вольного города Данцига, существовавшего в период между двумя мировыми войнами, был гарантирован Лигой Наций, а во внешних сношениях интересы го­рода представляла Польша. Свободная территория Триест, создан­ная на основе мирного договора с Италией 1947 года и разделенная между Италией и Югославией Соглашением 1954 года, находилась под защитой Совета Безопасности ООН.

Нормы соответствующих международных договоров и дипломатическая история свидетельствуют о следую­щих характерных чертах их международной правосубъектности:

— вольные города являлись производными субъек­тами международного права, поскольку их статус опре­делялся группой государств и фиксировался в заклю­ченном этими государствами договоре;

— демилитаризация и нейтрализация вольного го­рода рассматривались как неотъемлемый признак его международно-правового статуса, в связи с чем воспре­щалось возведение военных сооружений, создание во­енных баз, размещение иностранных воинских частей, вовлечение вольного города в военные союзы.




Особым статусом пользовался Западный Берлин, ко­торый согласно четырехстороннему соглашению 1971 года между СССР, США, Великобританией и Францией становился специфическим субъектом международно­го права. В соответствии с этим соглашением запад­ные секторы Берлина (располагались на территории быв­шей ГДР) были объединены в особое и самостоятельное политическое образование со своими органами власти (Сенатом, прокуратурой, судом, полицией и т.д.). В со­глашении подтверждалось, что западные секторы Бер­лина по-прежнему не являются составной частью ФРГ и не будут управляться ею впредь. Органам власти За­падного Берлина была передана часть полномочий, на­пример право на нормотворческую деятельность. Ряд правомочий осуществлялось властями держав-победи­тельниц.

Соглашение 1971 года было дополнено рядом согла­шений между ГДР, сенатом Западного Берлина и ФРГ по различным вопросам. Так, такими соглашениями был урегулирован порядок внешних сношений этого образо­вания (прежде всего с ГДР и ФРГ), процедура представи­тельства его интересов в международных сношениях. Ин­тересы населения Западного Берлина в международных отношениях представлялись и защищались консульски­ми должностными лицами ФРГ. После объединения Гер­мании действие четырехстороннего соглашения было пре­кращено и в июне 1991 года Берлин был объявлен сто­лицей единого немецкого государства.

Ватикан — город-государство, который является ме­ждународным и идеологическим центром римско-ка­толической церкви. Ватикан в силу сложившегося обычая обладает специфической международно-правовой субъектностью. При этом государст­ва и международные организации нередко подчеркивают, что речь идет о правосубъектности Святого престола, а не като­лической церкви. Под таким наименованием он участвует и в многочисленных конвенциях. Исторически нынешний Ватикан стал наследником Папской области, существовавшей с 756 года, когда франкский король Пипин Короткий по­дарил папе Стефану II Рим и несколько провинций центральной Италии. В 1870 году, в ходе завершения объе­динения Италии, папское государство прекратило свое самостоятельное существование наряду с другими госу­дарствами Аппенинского полуострова.

Ватикан расположен в пределах западной части сто­лицы Италии — Рима, на холме Монте-Ватикано и име­ет площадь 0,44 кв. км. В самом Риме Ватикану при­надлежат три собора (Санта-Мария Маджоре, Сан-Джовани ин Латерно и Сан-Паоло), ряд дворцов и вилл общей площадью в 0,7 км. км. В Ватикане находится рези­денция главы католической, церкви — Папы Римского. Постоянное население Ватикана составляет около 1 ты­сячи человек, большинство из которых является слу­жащими ватиканских учреждений.

Ватикан — выборная монархия. Папа избирается по­жизненно коллегией (конклавом) кардиналов католи­ческой церкви из их числа.

Правовое положение Ватикана определено Латеранскими соглашениями, подписанными между Италией и Святым престолом (так до сих пор именуется в меж­дународных договорах Ватикан) 11 февраля 1929 года. Этот договор положил конец многолетним трениям ме­жду Италией и Ватиканом и был заключен по инициа­тиве главы фашистского правительства Б. Муссолини, который после прихода к власти нуждался в политиче­ской поддержке такой мощной силы, как католическая церковь. От имени Ватикана договор был подписал пап­ским представителем Гаспари.

В соответствии с этими документами Ватикан поль­зуется определенными суверенными правами: имеет свою территорию, законодательство, гражданство (гра­жданами /подданными/ Ватикана являются около 700 человек), квазивооруженные силы (роту швейцарских гвардейцев) и т.д.

В 1984 году Латеранские соглашения были пере­смотрены в сторону снижения формального вмешатель­ства церкви в политические и гражданские дела Ита­лии (так, согласно новшествам, католицизм уже не при­знается единственной религией Итальянского государ­ства, итальянским гражданам разрешено расторжение брака и т.д.).

Роль Ватикана в международной политике, его влия­ние в мире базируется на огромном количестве верую­щих-католиков, которых насчитывается более 800 млн. человек (в т.ч. 280 млн. — в Европе, 390 — в Америке, 60 — в Африке, 65 — в Азии и около 5 млн. в Австра­лии и Океании). Проводником его политики является католическое духовенство (1,7 млн. человек священ­нослужителей, 0,4 млн. человек священников), около 2 тыс. монашеских орденов, наиболее крупными из ко­торых являются ордена иезуитов (26 тыс.), францисканцев (40 тыс.), салезианцев, капуцинов, бенедиктинцев, до­миниканцев.

Ватикан активно участвует в международных отно­шениях, учреждает в других государствах достоянные представительства (представительство Ватикана есть и в Украине), возглавляемые папскими послами (нунция­ми или интернунциями), активно участвует в деятель­ности международных организаций, являясь членом ря­да из них (МАГАТЭ, МСЭ, Всемирный почтовый союз и др.), или выступает при них в .качестве постоянного на­блюдателя (ООН, ЮНЕСКО, ФАО).

Андорра — это государство, относящее себя к наибо­лее ранним европейским демократиям, которое распо­ложено на юго-западе Европы между Францией и Ис­панией. Первые летописные упоминания об Андорре относятся к 805 году.

Первая конституция Андорры была принята в 1866 году, на ее основе в 1933 году было введено всеобщее избирательное право для мужчин, а в 1970 году — для женщин. По конституции 1993 года, принятой на рефе­рендуме, Андорра является суверенным парламентским княжеством, а фактически республикой, так как в стра­не имеется законодательный орган — однопалатный Ге­неральный Совет (старейший после Исландии парламент в Европе, действующий с 1419 года), который избирает­ся всеобщим прямым голосованием на 4 года и состо­ит из 28 членов (половина членов проходит ротацию каждые 2 года). Важнейшими парламентскими функ­циями является принятие бюджета и контроль за дея­тельностью правительства. Генеральный Совет осуще­ствляет также утверждение (ратификацию) междуна­родных договоров Андорры. Исполнительный совет (правительство) Андорры действует в составе 5 мини­стров и включает министра внешних связей. Вооружен­ные силы в этом государстве отсутствуют, но существуют небольшие полицейские формирования, обеспечиваю­щие охрану общественного порядка.

И хотя Андорра, приобретшая в 1993 году полный суверенитет, является членом ООН, в соответствии с под­писанными Францией и Испанией договорами, именно главы дипломатических миссий этих двух государств (государств-протекторов), представляют интересы Андор­ры при ООН и в других странах.

Сан-Марино — государство, расположенное в северо­восточной части Аппенинского полуострова, в окруже­нии территории Италии, имеющее территорию 61 кв. км. Население страны составляет свыше 25 тысяч человек, причем большинство из санмаринцев постоянно про­живает за ее пределами, главным образом в Италии, Франции и США.

Действующая конституция республики принята в 1600 году (с изменениями в 1906 году). С 1862 года Сан-Марино находится под протекторатом Италии (по­следний договор был заключен в 1953 году). Согласно договору суверенитет республики носит ограниченный характер: она не имеет права собирать таможенные сбо­ры, выпускать полноценные денежные знаки (имеет хождение итальянская лира, с 1972 года республика чека­нит в нумизматических целях собственную монету), вы­ращивать табак, производить табачные изделия и винный спирт, организовывать на своей территории ра­дио-телестанции, игорные дома. За отказ от этих прав Сан-Марино получает от Италии ежегодную компенса­цию в размере 9 млрд. лир. Сан-Марино состоит в та­моженном и почтовом союзе с Италией, экономика стра­ны теснейшим образом связана с экономикой соседне­го государства.

При проведении внешней политики Сан-Марино при­держивается принципов нейтралитета и неприсоедине­ния (не участвует в военных и экономических группи­ровках). Страна участвует в ряде международных дого­воров, является постоянным участником процесса европейского сотрудничества в рамках СБСЕ-ОБСЕ, чле­ном Совета Европы с 1988 года. В мае 1992 года Сан-Марино вступило в ООН.

Мальтийский орден был признан в 1889 году суве­ренным образованием. Его возникновению предшест­вовало создание в XII веке в Палестине духовно-рыцар­ского ордена иоаннитов (госпитальеров). Первоначаль­ной резиденцией ордена являлся иерусалимский госпиталь (дом для паломников) святого Иоанна. В кон­це XIII века иоанниты ушли с Востока и перебрались на остров Мальта, где с 1530 по 1798 годы функциони­ровал созданный ими Мальтийский орден. С 1834 года после упадка рыцарского острова-государства местопре­быванием ордена является Рим.

Официальной целью ордена является благотворитель­ность, он поддерживает дипломатические отношения со многими государствами. Но ни своей территории, за ис­ключением старинного особняка на одной из улиц Ри­ма, ни своего населения он не имеет. Поэтому суверени­тет и международная правосубъектность Мальтийско­го ордена является правовой фикцией.

Читайте также: