В чем сущность правового подхода к анализу преступности

Обновлено: 02.07.2024

Правовой подход к анализу преступности. Он заключается в рассмотрении преступности как собирательного понятия — совокупности ия и даже системы преступлений Определяя преступность таким образом, авторы отталкиваются от отдельных преступлений.

Вся их совокупность в обществе и образует преступность. Чтобы понять сушность этого определения, необходимо уяснить этимологию термина: почему преступность, а не преступления или массив преступлений? Характеризуя массу кахих-либо единиц, обычно употребляют множественную форму того же слова: книга — книги. Особого слова в данном слутве не требуется Может быть, точно так же следует определить все преступления, совершенные в обще стае, — большое количество преступлений, масса преступлений?

Ответ на этот вопрос можно найти, если обратиться к аналогии. Кирпичи, положенные олин на другой, остаются кирпичами. Но

если их соединить бетоном, то это уже не кирпичи, а стена. Бетон обеспечил связь между кирпичами, и возникло новое качество.

Мы подошли к главной проблеме: есть ли связь между отдельными преступлениями9 А если она есть, то в чем выражается?

Связь между преступлениями, совершенными одним и тем же лицом, очевидна. Например, человек, совершивший преступление, при попытке скрыться может совершить другие преступные деяния (убийство работника милиции и т.п.). Несомненна связь и между преступлениями лиц, действующих группой, по предварительному сговору.

Существует связь и между другими преступлениями.

Такая связь есть, несмотря на то что преступники в абсолютном большинстве не знакомы друг с другом, подчас никогда не встречались и совершают свои преступные делния самостоягепьно. Связь эта имеется, хотя и не видна на первый взгляд. Но наука для того и существует, чтобы выявлить веши, не являющиеся очевидными, в том числе чтобы выявлять связь между явлениями тогда, коща на первый взгляд кажется, что ее нет

Преступность — это не юстноя совокупность (система) преступлении, совершенных в стране за тот или иной период времени.

Причем ее элементы — отдельные преступления и их виды — находятся в определенных статистически измеряемых и прогнозируемых взаимодействиях, которые проявляются в следующем

Во первых. различные преступления имеют общие причины, подобно тому, как елиная корневая система разросшегося растения объединяет отдельные, внешне не связанные между собой стебельки, в единый куст, определяют взаимосвязь внешне разнородных и разобщенных преступлений.

Можно привести множество примеров подобной связи между преступлениями: халатность должностных лиц в отношении учета или организации охраны материальных средств и хищения этих материальных средств; сон на посту и побег заключенных из мест ли- шенвя свободы, нарушение правил несения пограничной службы и незаконный переход границы; оскорбление лиш и ответные насильственные действия оскорбленного и другие.

Сам факт достаточно массового нарушения законод формирует в подсознании населения весьма криминогенную идею о том, что нарушение законов не есть что-то ненормвльное, а в отдельных случаях это вообще становится нормой.

В отдельных случвях заражающий эффект преступности еще более очевиден. Известен, например, такой факт Поздно вечером 13 июля 1977 г. в результате нескольких ударов молнии в провода высокого напряжения снабжение Нью-Йорка электрическим током было прервано на 25 часов. Жизнь в городе в значительной мере оказалась парализованной, перестали функционировать системы сигивяизаиий в жилищах, магазинах и хранилищах, были выведены из строя многие системы полицейской связи, было прекращено освещение улиц и помещений — Нью-Йорк погрузился во тьму Как только происхождение и характер затемнения были осознаны населением, десятки тысяч людей хлынули на улицы и учинияи в шестиелцати районах города оргию грабежей.

Мужчины, женщины и даже дети выламывали двери, ширины и окна торговых помещений, выносили все, что можно было унести, и уничтожвли все, что нельзя было сдвинуть с места. Чиновники городского управления Нью-Йорка полагают, что в эту ночь преступлениями был причинен материальный ущерб на сумму, превышающую миллиард долларов[46].

Массовый характер преступлений в соответствии с законом перехода количества в качество формирует новую реальность. Элементами ее являются преступная среда, преступная психология, преступная культура, преступный мир. Здесь весьма иллюстративна анвлогия* большое количество деревьев — уже не просто деревья, а новая экологическвя среда (лес), которвя благоприятствует их росту, создает мехлнизмы зашиты от неблагоприятных факторов.

В-четвертых, фиксируется связь между отдельными видами преступности Если приложить усилия к снижению, уменьшению преступности несовершеннолетних, то это повлияет на преступность в целом Снижение данного вида преступности — важное условие снижения обшей преступности, и рецидивной в особенности Рециливнвя преступность достаточно жестко связана с профессиональной, а та — с организованной

Таким образом, правовой подход к оценке преступности основан прежде всего на выявлении массы (совокупности) реально совершенных преступлений, признанных таковыми уголовным законодательством.

Как бы ни изменялось содержание Уголовного кодекса в результате криминализации (установлении уголовно- правовой нормы, определяющей то ияи иное деяние как преступление) или декриминализации (исключения из уголовного закона) отдельных деяний, именно уголовный закон изначвяьно дает понятие преступления, образующего в своей совокупности социально- правовое явление преступности, подвергаемой в итоге криминологическому исследованию в целях оптимизации процессов ее предупреждения Социо югический подход к изучению преступности. Основнвя идея социологического подхода к пониманию преступности заключается в том, что преступность — это бодезнь социума, а преступления — симптомы (признаки) этой болезни. Характер и масштабы преступности не завиелт напрямую от воли законодателя — от того, какие делния запрещены под угрозой уголовной репрессии (крими- нвлизацня). а какие разрешены Как свидетельствует история, в законодательной практике возможны и ошибки, и произвол, и лоббирование, и корыстнвя заинтересованность (конструирование правовой среды, в которой можно безнаказанно совершать общественно опасные делния и даже разрушать государственность).

Преступность зависит от характера еложившихся в социуме общественных отношений. Ее объективной характеристикой является опасность (в этом смысле количество людей, испытывающих страх

Социологический подход в определенной мере стирает границы между традиционным понимвнием преступности и ее причин.

Однако при этом ие отрицается причинность. Напротив, этот подход создвет установку на поиск глубинных, сущностных детерминант. Исследованне такого феномена, как самодетерминация преступности, показывает условность и относительность границ между явлением и его причиной сама преступность в зависимости от исследовательского угла зрения может рассматриваться и как слелстаие, и как детерминанта.

В отечественной криминологии социологический подход к анализу преступности развивали Л И Спиридонов, ДА Шестаков.

Аналогичным образом определил преступность Д.А Шестаков, понимвя под ней свойство классового общества порождать массовое совершение опасных для него деяний[50] Сходной характеристики преступности придерживался Э. Раска[51].

Своеобразное поле соиивльной напряженности порождает отклоняющееся, в том числе преступное, поведение. Именно посредством этого поля социальной напряженности общество порождает массовое совершение опасных для него деяний.

Развивая идеи указанных ученых, преступность можно определить как состояние общества, при котором регулярно совершается значительное количество преступлений — такое количество, что граждане воспринимают совершение преступлений как закономерность (преступления совершались вчера, они совершаются сегодня и будут совершаться завтра)

Социологический подход к понимвнию преступности интуитивно воспринимали и воспринимают многие политики Однако реализация его на практике требует напряженной и длительной работы по реформации общества, эффект от которой может проявиться лишь через десятилетия. Поэтому интенсификация карательной

практики на основе правового понимания преступности нередко оказывалась более привлекательным направлением воздействия на преступность

Ценность социологического подхода заключается в следующем.

Во-вторых, социологический подход открывает перспективу реализации теории поля в криминологии, очерчивает новый объект воздействия — информационное поле социума Например, безнаказанность можно снижать реально (повышен раскрываемость) и иде- вльно (формируя общественное мнение о высокой раскрываемости). Несмотря на то что и реальный и идевльный уровни взаимосвязаны, они облвдают определенной автономией (на фойе ревль- ного повышения раскрываемости преступлений может увеличиваться число людей, уверенных в возможной безнаказанности при совершении преступлений)

В-третьих, социологический подход позеочяет в перспективе выявтть новые признак преступности. В свою очередь, чем больше признаков явления известно, тем больше возможностей его объективного изучения. Новые признаки могут дать начало новым направлениям исследований (количество жертв как показатель преступности и внктимологня).

Заявления критиков данного направления о том, что социологические определения преступности неконкретны, а сам феномен преступности в такой трактовке трудноуловим и труден для понимания, — не вполне справедливы. С преступностью как совокупностью преступлений человек взаимодействует опосредованно через средствя общественной коммуникации. А социальную напряженность ошушает каждый. Именно поэтому люди не только не забывают, уходя на работу, запереть дверь, но и стремятся еще установить на окнах решетки и укрепить металлом входные двери. В этом смыеле количество решеток на окнах и бронированных дверей также может быть показателем преступности

Все это, в свою очередь, благоприятствует совершенствованию законодательства и правоприменительной практики. Социологический подход здесь корреспондирует с философскими традициями школы естественного права.

Антропологический подход в криминологии нередко назывяют ломброзианством (неоломброзиансгвом), а само это научное направление прочно ассоциируется с именем итальянского ученого Чезаре Ломброзо. Справедливости ради следует отметить, что идеи о связи тела и вуши высказывались задолго ло Ломброзо. Пожалуй, наиболее древней областью познания в этом отношении была хиромантия, которая претендовала на то, что, изучая руку, можно определить характер человека и предсказать будущие поступки. Отдельные высказывания на эту тему мы находим у Гиппократа, Платона, Аристотеля, Фомы Аквинского. В начале XIX в. проблемы личности преступника затрагивали исследователи в области физиогномики и френологии.

Физиогномика (наука о распознавании природных задатков по физическим свойствам человека) имеет достаточно древнюю традицию Гиппократ изучвл ее по источникам, дошедшим из стран Древиего Востока. В 1586 г. на эту тему опубликовал исследование

Френология — учение о локализации в различных участках мозга отдельных психических способностей, диагностируемых путем ощупывания внешнего рельефа черепа. Основатель френологии — австрийский арач и анатом Франц Йозеф Галль утверждвл, что в мозгу человека локализуются 27 основных человеческих способностей По мнению Галля, можно определить в мозге места, откуда исходят побуждения к убийству, кражам. Различия в мозговых извилинах поддаются определению по форме черепа, по нвяичию определенных шишек и т.п. Последователи Галля — ученые Вуазен, Клеф, Клерк, Каспер, Брока, Ловерн — провели интересные исследования физиономий преступников, их черепов. Мзйю и Деспин, например, сравнивали преступников с дикарями Особым объектом их исследований была связь между преступностью и различными аномалиями психики, эпияепсией и вырождением

Антропологический подход традиционно оценивается весьма критически абсолютным большинством представителей мирового научного сообщества В то же время отечественна!! криминология весьма богата исследованиями, связанными с познанием физиологических и психических состояний людей, в той или иной степени стимулирующих преступное поведение Одним из ярких предстввителей биологического направления в анализе прессуп ности был профессор И С Ной1, позиция которого в отношении биологических причин преступности в свое время текже подвергалась критике официаяьной советской криминологической элиты. Сегодня одним из самых активных исследователей в области психологии преступного поведения является профессор Ю.М. Антонян, перу которого принадлежат десятки книг, посвященных влиянию психических аномалий на совершение насильственных преступлений

Таким образом, в рамках биологического подхода вырабатываются идеи, безусловно ззелуживаюшне научного и практического криминологического внимании, поскольку.

• все, что представляет опасность, должно быть в сфере научного интереса исследователей;

дифференциация бытия различных типов людей (опасных и неопасных) — эффективный метод социальной зашиты; в целях профилактики преступности необходимо проявлять заботу о психическом и физическом здоровье нации (увеличение числа психофизиологических аномалий в обществе — основяние для прогноза роста преступности); во главу угла практики социальной зашиты ставится безопасность потенциального потерпевшего; изоляция преступников не должна быть сопряжена с причинением страданий человеку

Теологический подход к анализу преступности наиболее активно разрабатывался в Средние века такими теологами, как Аврелий Августин (Блаженный), Фома Аквинский и др Как правило, теологические трактовки преступности связывали общественно опвсное деяние с происками дьявола и были основой карательной практики религиозных судов[53]. В некоторых современных исламских государствах практика шариатских (религиозных) судов является весьма устойчивой. Сегодня достаточно активно возрождается интерес к христианским теологическим учениям и в России[54], а в отдельных ее регионах (Чечня) в конце XX в. ахтивно функционировали шариатские суды и практиковались религиозные подходы к воздействию на преступность

Основная криминологическая идея теологов: преступность — проявление зла Преступление есть результат того, что человек либо отвернулся от Бога (безверие), либо оказался во власти дьявола (сатанизм).

В мире существуют два полюса- плюс и минус, добро и адо. Бог и антибог. Вокруг первого полюса группируются светлые личности (силы добра), вокруг второго — темные (силы зла). Абсо лютное большинство людей занимают промежуточное положение В определенные периоды (золотой век) большвя часть людей смешаются к полюсу добра Бывают и противоположные исторические эпохи (сумерки богов), когда еловно темный ветер гонит людей к полюсу зла.

В человеке уживаются хорошие и плохие качества, его душа оказывается полем битаы добра со адом. Добрый — тот, кому удалось подавить в себе силы зла Злой — тот, кто пояэвия в себе доброе начвяо.

Or того, что подавляет в себе человек, добро или зло; сострадание или бессердечие; жадность, корыстолюбие, чревоугодие, гордыню или щедрость, бескорыстие, скромность, — зависит, куда он движется: к Богу или в противоположную сторону

«Сторонники и последователи зла и становятся преступниками, первым из которых был Каин Издавна известны люди, которые служили злу как идее Но за всю историю существования России ие проявлялось в таких масштабах стремление служить идее зла, как сейчас, когда в стране организованы и действуют сотни сатанин-

Идеи, вырабатываемые в рамках теологического подхода к анализу преступности, достаточно сложны. Многие из них носят трансцендентный (недоказуемый на уровне научных аргументов) характер. В то же время они открывают новую грань бытия, новую плоскость изучения криминальных явлений Они могут быть положены в основу соответствующих научных гипотез, имеют колоссальную мировоззренческую значимость. К числу таких идей относятся следующие

Преступность есть зло. Отрицание ее — добро

Цель воздействия на преступность — движение общества к высшей справедливости посредством разрешения противоречий между добром и злом.

Добро онтологически (по сути бытия) евльнее зла — в этом источник оптимизма тех, кто борется с преступностью.

Религиозные меры воздействия на преступность имеют значительный антикриминогенный потенциал. Основные из них — проповедь, образец добропорядочности в деяниях и помыслах. С ними тесно связаны такие нетрадиционные меры воздействия на преступность, хак молитва, медитация и тп Они привлекают внимание исследователей к биоэнергетическим аспектам преступности

Акцент в разрушающем воздействии на преступность каждый должен делать прежде всего на самого себя (самосовершенствование). 1

Читайте также: