Кто имеет право ставить диагноз сдвг

Обновлено: 18.05.2024

Что делать, если ребенок не может спокойно играть со своими сверстниками в детском саду?

Надо ли ругать (а может пороть) такого ребенка?

С такими вопросами родители с давних времен часто обращаются к врачам и психологам.

По мнению большинства отечественных и зарубежных исследователей данное заболевание встречается у 5-10% детей в популяции. СДВГ в 4-5 раз чаще встречается у мальчиков.


Причины СДВГ

В происхождении СДВГ играют роль генетические механизмы, повреждение головного мозга и психосоциальные факторы. Всегда следует иметь в виду возможность воздействия нескольких факторов, влияющих друг на друга. Риск развития СДВГ составил примерно 30% для родственников пациентов с данным заболеванием. Часто ведущую роль в происхождении СДВГ играют неблагоприятные факторы в течение беременности и родов. К числу прогностически неблагоприятных для развития СДВГ факторов беременности относятся: внутриутробная гипоксия (недосток кислорода для плода), выраженные токсикозы беременности, угрозы прерывания беременности курение и недоедание матери во время беременности, психотравмирующие воздействия на мать во время беременности. К числу прогностически неблагоприятных для развития СДВГ факторов течения родов относятся: недоношенность (рождение с массой менее 2500 г), преждевременные, скоротечные или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности. Наличие у новорожденного перинатальной энцефалопатии, внутричерепной гипертензии (повышение внутричерепного давления) также являются факторами риска. Вопреки бытующему у многих пациентов и некоторых врачей мнению важно отметить, что травмы шейного отдела позвоночника не играют роли в происхождении заболевания. При СДВГ нарушаются в основном связи между лобными областями коры и подкорковыми структурами мозга. Напряженность и частые конфликты в семье, нетерпимость и излишняя строгость в отношении к детям также вносят вклад в развитие синдрома. Признаки заболевания

Клинические проявления заболевания определяются тремя основными симптомокомплексами: невнимательностью, гиперактивностью и импульсивностью.

1) Невнимательность. Говоря о СДВГ, чаще всего имеют в виду повышенную отвлекаемость и снижение концентрации внимания у таких детей. У детей с СДВГ отмечается недостаток непрерывного (поддерживаемого) внимания, что проявляется в невозможности длительного выполнения неинтересного задания. При этом чем-то интересным для них (компьютерные игры, просмотр мультфильмов) они могут заниматься часами. Кроме этого наблюдается дефицит избирательного внимания,что проявляется в повышенной отвлекаемости на посторонние стимулы, особенно если эти стимулы яркие, интересные. Так, проехавший во дворе автомобиль заставляет посмотреть в окно и надолго отвлечься от выполнения домашних заданий. Зачастую также снижается переключаемость внимания

В дошкольном возрасте основное проявление заболевания — гиперактивность. Такие дети бесцельно слоняются по группе детского сада, без умолка болтают, мешают занятиям других детей. Повышенная активность в этот период может быть вариантом нормального развития, обусловленным темпераментом или жесткими требованиями взрослых.

Кроме этого у таких детей замечают небольшое отставание в речевом развитии, а также моторную неловкость (неуклюжесть). Иногда у них позже появляется фразовая речь, они позже начинают прыгать.

Зачастую до поступления ребенка в детский сад в 3- 4 года родители не считают его поведение неправильным и не обращаются к врачу. Поэтому жалобы воспитателей на неуправляемость, расторможенность, неспособность их ребенка не могут усидеть во время занятий, справляться с предъявляемыми требованиями являются для родителей неприятной неожиданностью.

Когда гиперактивный ребенок заходит в кабинет врача возникает опасение за состояние, находящейся в кабинете оргтехники: компьютера, монитора, принтера. В отличие от просто энергичных детей активность у детей с СДВГ носит бесцельный характер. К сожалению гиперактивность иногда приводит к появлению травм у ребенка. Гиперактивный ребенок, независимо от ситуации, в любых условиях — дома, в гостях, в кабинете врача, на улице — будет вести себя одинаково: бегать, бесцельно двигаться, не задерживаясь надолго на любом, самом интересном предмете. И на него не подействуют ни бесконечные просьбы, ни уговоры, ни подкуп. Он просто не может остановиться.

Когда наш герой попадает в организованную ситуацию детского сада, в коллектив, живущий по правилам, распорядку, где надо уметь заниматься одним делом, уметь сидеть тихо, уметь слушать воспитателя, уметь отвечать ему и многое другое возникают очень большие проблемы. Очень часто возникают конфликты со сверстниками и взрослыми. Такие дети всегда заметны в новом коллективе, там они обычно ведут себя еще хуже, чем дома, поскольку попадают в обстоятельства, требующие определенной степени самоконтроля. А где его взять, если он отсутствует. Порой педагоги и сами не готовы к этой ситуации. Считают, что все дело в воспитании, что вопрос можно решить наказанием, принуждением. Не видят, что перед ними просто больной ребенок.

Подобные проявления объясняются неспособностью центральной нервной системы гиперактивного ребенка справляться с новыми требованиями, предъявляемыми ему в условиях увеличения физических и психических нагрузок. Ухудшение течения заболевания относят к началу систематического обучения в возрасте 5-6 лет, когда начинаются занятия в старшей и подготовительной группах детского сада. Если учесть, что этот возраст является критическим для созревания мозговых структур, то избыточные нагрузки могут вызывать переутомление. Дети, страдающие СДВГ в этом возрасте в первую очередь характеризуются невнимательностью. Эмоциональное развитие, как правило, запаздывает, что проявляется неуравновешенностью, вспыльчивостью, заниженной самооценкой. Данные признаки часто сочетаются с тиками, головными болями, страхами.

После поступления ребенка в школу проблемы возрастают.Вышеупомянутые проявления обусловливают низкую успеваемость детей с СДВГ в школе, несмотря на достаточно высокий интеллект.Учителя и родители отмечают, что дети чрезвычайно подвижны, беспокойны, не могут усидеть на месте во время урока и выполнения домашних заданий. Навыки чтения и письма у детей с СДВГ ниже, чем у сверстников.

Специалисты отмечают у гиперактивных детей высокую степень вероятности отставания в учебе, второгодничества, расстройства поведения, отказа от обучения в школе, меньшую вероятность благополучного окончания средней школы и поступления в ВУЗ, чем у их сверстников без СДВГ. Главной проблемой детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью может стать снижение продуктивности учебной деятельности, низкий уровень академических достижений

СДВГ является одной из наиболее частых причин школьной дезадаптации, под которой понимают нарушение приспособления личности школьника к условиям обучения в школе. Центральная нервная система гиперактивного ребенка неспособна справляться с новыми требованиями, предъявляемыми ему в условиях увеличения физических и психических нагрузок. Уже в начальной школе могут сформироваться паттерны оппозиционно-вызывающего поведения, которое часто сопровождается агрессивностью и лживостью.

В подростковом возрасте на первое место выходит импульсивность, иногда сочетающаяся с агрессивностью. Эмоциональное развитие подростков с СДВГ, как правило, запаздывает, что проявляется неуравновешенностью, вспыльчивостью, заниженной самооценкой. В этом периоде нарастают семейные и школьные трудности. Кроме этого подростки с СДВГ характеризуются повышенным уровнем тревожности

Самое неприятное то, что подростки, страдающие СДВГ, входят в группу риска по развитию аддиктивных расстройств: алкоголизма и наркоманий, игромании и компьютерной зависимости. Кроме этого подростки с СДВГ в 4 раза чаще попадают в различные криминальные ситуации. Следует отметить, что подростки с СДВГ раньше чем их здоровые сверстники вступают в половую жизнь и для них характерен незащищенный секс. У девочек-подростков СДВГ чаще встречаются незапланированные беременности.

Взрослые пациенты с СДВГ характеризуются повышенным числом несчастных случаев, перемен мест работы, разводов. У этой категории лиц больше, чем в популяции, представлены депрессивные, тревожные и соматоформные расстройства (вегето-сосудистая дистония). Определенные трудности возникают у взрослых с СДВГ и на работе и в личной жизни. Такие люди характеризуются снижением способности к планированию времени, слабой организацией труда..

Диагностика СДВГ осуществляется на основе общепринятых диагностических критериев (смотри приложение).

Выделяют СДВГ с преобладанием гиперактивности, СДВГ с преобладанием невнимательности и комбинированный тип заболевания. Последний тип является наиболее распространенным. Кроме этого мы выделяем простую и осложненную формы заболевания. Если первая характеризуется только невнимательностью и гиперактивностью, то при второй к этим симптомам присоединяются головные боли, тики, заикания, нарушения сна.

Что же посоветовать родителям таких детей?

Прежде всего, родители должны обратиться к врачу-неврологу, и пройти обследование, ведь иногда под маской СДВГ скрываются другие, более тяжелые заболевания. Лучше обратиться в специализированный неврологический центр или на кафедру детской неврологии. Так, в Санкт-Петербурге диагностикой и лечением СДВГ занимаются в Центре поведенческой неврологии Института мозга человека Российской академии наук. Желательно не ограничиваться консультацией а пройти комплексное обследование, занимающее 2-3 часа. Для объективной оценки состояния мозга ребенка необходимо провести электроэнцефалографическое исследование. Данное исследование поможет оценить степень функциональной незрелости головного мозга, лежащей в основе СДВГ. Это исследование абсолютно безвредно и безболезненно. Кроме этого чрезвычайно важны обследования, проводимые психологом. Психологи также применяют определенные методики, позволяющие воссоздать объективную картину состояния больного, оценить степень нарушений высших психологических функций, определить, какие имеются отклонения в эмоциональной сфере.

Общепринятым является положение, согласно которому лечение СДВГ должно быть комплексным, то есть включать как медикаментозную терапию, так и психологическую коррекцию.

Психологические особенности гиперактивных детей таковы, что они не восприимчивы к выговорам и наказанию, но легко отвечают на малейшую похвалу. Рекомендуется формулировать инструкции и указания для детей с СДВГ четко, ясно, кратко и наглядно. Родители не должны давать сразу же несколько заданий, лучше дать те же указания отдельно. Предварительное планирование и структурирование по времени помогают пациентам с СДВГ приспосабливаться к меняющимся процессам и ситуациям. Для модификации поведения используют так называемое оперантное обуславливание,которое заключается в наказании или поощрении в ответ на поведенческие реакции ребенка. Необходимо выработать совместно с ребенком систему поощрений и наказаний за желательное и нежелательное поведение, выработать и расположить в удобном для ребенка месте свод правил поведения в группе детского сада и дома, а затем просить ребенка вслух проговаривать эти правила.

Подкрепления в виде наказаний должны следовать быстро и незамедлительно, т.е. по возможности приближаться по времени к неправильному поведению.

Необходима согласованность действий папы, мамы, бабушки, дедушки в вопросах воспитания ребенка. Неблагоприятной оказывается ситуация когда, например, строгая мама что-либо запрещает, а либеральный папа (пришедший усталым с работы и готовый разрешить все, лишь бы от него отстали) это разрешает. Дети быстро ориентируются в этой ситуации и начинают хорошо манипулировать действиями родителей. Кроме этого, различия в воспитательных подходах дезориентируют ребенка.

Конечно, необходима комплексная реабилитация таких детей с использованием как медикаментозных, так и немедикаментозных средств. При этом лечение должно быть индивидуальное и назначаться с учетом данных обследования. Необходимо помнить, что лекарственные препараты можно принимать строго по назначению врача.

В Институте мозга человека 15 назад была разработана методика лечения детей с СДВГ с помощью воздействия очень слабым электрическим током на определенные зоны мозга — транскраниальная микрополяризация. Такое лечение позволяет уменьшить проявления функциональной незрелости головного мозга лежащей в основе СДВГ. Этот метод обеспечивают направленную активацию функциональных резервов мозга. Данная методика также показала высокую эффективность у детей с речевыми нарушениями. Важным моментом является отсутствие побочных эффектов и хорошая переносимость процедур транкраниальной микрополяризации. У отстающих в развитии детей отмечается улучшение познавательного интереса, активного внимания, занятия с педагогами становятся более эффективными

Кроме этого в лечении таких детей активное применение нашел метод электроэнцефалографической биологической обратной связи(ЭЭГ-БОС). В ходе занятий пациент управляет нарушенной биоэлектрической активностью мозга, выведенной на экран компьютера или телевизора. Доказано, что после применения ЭЭГ-БОС более чем у 70% детей, страдающих СДВГ, наступает значительное улучшение. Высокая эффективность такого лечения объясняется активным участием ребенка в лечебном процессе.


Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – одно из наиболее часто встречающихся психических и поведенческий расстройств детского возраста. По результатам исследования American Psychiatric Association, согласно критериям Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, от 3 до 7% школьников США страдают той или иной формой СДВГ. И эта цифра постепенно увеличивается. Согласно исследованию, опубликованному в Morbidity and mortality Weekly report, примерно 2,7 млн. детей в США в возрасте от 4 до 17 лет, имеющие диагноз СДВГ, получают соответствующую лекарственную терапию. В России СДВГ страдают от 7 до 16% детей.

В США различают три типа СДВГ: гиперактивный, или импульсивный тип, тип с преимущественным нарушением внимания, а также смешанный тип. Критерии диагностики включают в себя: невозможность удерживать внимание длительное время, неусидчивость; импульсивность; трудности в активном слушании; затруднения при выполнении инструкций, сложности в доведении начатого задания до конца; громкая речь, шумные игры.

В качестве терапии первой линии American Academy of Pediatrics ( AAP ) рекомендует проведение психотерапии, семейной терапии. Рекомендуется включать в работу с ребёнком и учителей, проводить разъяснительные беседы. Если данные мероприятия не продемонстрировали должного эффекта, то к лечению подключают лекарственную терапию.

Родителям рекомендуется составлять список дел для детей, чтобы те ничего не забыли. Список должен содержать такие пункты, как подъём, приём пищи, выполнение домашнего задания, бытовые хлопоты, игры, подготовка ко сну.

Несмотря на то, что зависимость между СДВГ и просмотром телепрограмм не доказана, AAP рекомендует ограничить время, проведенное детьми у телевизора: исключить просмотр телевизора детям до 2 лет, и не более 2 часов для детей постарше. Вместе с этим необходимо поощрять деятельность, направленную на тренировку внимания: различные игры, собирание кубиков, Лего и пазлов, чтение.

Как и в США, в России также различают три типа СДВГ: с преимущественным нарушением внимания, с преобладанием гиперактивности, смешанная форма. Помимо этой классификации существует разработанная отечественными учёными дифференциация по клинико-патогенетическому типу, в которой различают энцефалопатическую форму, в генезе которой играет роль органическое поражение ЦНС, а также дизонтогенетическую форму как возрастной прототип формирующегося личностного расстройства и смешанную форму. В зависимости от клинико-патогенетического типа СДВГ строится и лечение.

Препаратом первого выбора в России является препарат атомоксетин (торговое название “Страттера”). По механизму действия он является ингибитором обратного захвата норадреналина.

Препаратами второго выбора являются ноотропы и нейролептики. Для лечения СДВГ энцефалопатической или смешанной форм без выраженных нарушений поведения начинают с ноотропов, которые оказывают стимулирующее действие на недостаточно сформированные когнитивные функции, улучшают обменные процессы в ЦНС, а также способствуют созреванию тормозных и регуляторных процессов в головном мозге. Стоит, однако, учитывать и то, что ноотропы имеют очень слабую доказательную базу и, несмотря на апробированные показания, должны использоваться ограниченно.

Препаратами третьего выбора являются трициклические антидепрессанты (амитриптилин, кломипрамин, имипрамин) в связи с их возможностью блокировать обратный захват норадреналина.

Помимо психотропных препаратов в терапии СДВГ применяют, как и в США, агонисты центральных альфа2-адренорецепторов: клонидин, гуанфацин; а также осуществляется контроль негативных факторов питания и окружающей среды, препятствующий проникновению в организм детей свинца, пестицидов. В питание включаются витамины, витаминоподбные вещества (омега-3 ПНЖК, фолаты), а также макро- и микроэлементы (магний, цинк, железо).

В России, как и в США, коррекция СДВГ осуществляется посредством комплексного подхода, включающего в себя помимо медикаментозной терапии, методы изменения поведения, нейропсихологическую и педагогическую коррекцию, элементы психотерапии, психосоциальной терапии и реабилитации. При этом в процесс лечения вовлекаются родители, учителя, воспитатели.

Неврология

2. Причины

На сегодняшний день подлинные этиопатогенетические механизмы и факторы риска СДВГ остаются недостаточно изученными и во многом неясными. Вместе с тем, интенсивно и результативно исследуется несколько гипотез, ни одна из которых, впрочем, пока не имеет решающих доказательных преимуществ перед конкурирующими гипотезами.

Так, в пользу наследственной гипотезы многими независимыми исследованиями получены результаты, свидетельствующие о значимо высокой частоте обнаружения отягощенного семейного анамнеза у детей, страдающих симптомами гиперактивности и дефицита внимания. Наследственность в таких случаях отягощена, как правило, заболеваниями, обусловливающими нейромедиаторный дисбаланс. Выше случайного уровня оказывается также частота неврозов навязчивости, нервных тиков и т.д.

Множество аргументированных работ посвящено также изучению той роли, которую в развитии СДВГ играют врожденные или приобретенные дисфункции ретикулярной формации мозга, нарушения контрольно-регуляторных функций коры при нормальной или повышенной активности подкорки.

Основными факторами риска выступают те же вредоносные воздействия на этапе гестации (вынашивания беременности), которые чаще всего обусловливают врожденный неврологический дефицит и других типов, а именно курение, алкоголь, прием некоторых медикаментов, интенсивные или хронические стрессоры, неблагоприятная экологическая обстановка.

3. Симптомы и диагностика

Наиболее общими симптомами, клиническими проявлениями и диагностически-значимыми признаками СДВГ выступают нестабильность произвольного внимания; неусидчивость; существенно сниженная, по сравнению с возрастными нормативами, скорость и прочность усвоения новых знаний; неустойчивость запоминания. Такие дети быстро теряют интерес и мотивацию, спонтанно переключаясь с темы на тему и с одного вида активности на другой, причем воспитательные меры или санкции успеха, как правило, не приносят. В плане моторики дети с СДВГ обычно обнаруживают тенденцию к быстрым, импульсивным, недостаточно целенаправленным движениям. Успеваемость в школе в большинстве случаев хуже, чем могла бы быть при вполне достаточных интеллектуальных способностях ребенка; иногда выявляется задержка интеллектуального развития.

Различают три основные формы СДВГ: гиперактивность без дефицита внимания, преобладание неустойчивости внимания и памяти, а также смешанная форма, которая и превалирует в эпидемиологических исследованиях.

Вследствие особого когнитивного и двигательного статуса практически всегда нарушаются отношения ребенка с педагогами и родителями, если те пытаются скорректировать ситуацию строгостью и повышенными нагрузками, – тем самым только усугубляя ситуацию и снижая самооценку ребенка.

Постановка официального диагноза СДВГ требует самого тщательного обследования, – анамнестического, неврологического (с применением всех необходимых в данном случае лабораторных и инструментальных методов диагностики) и психологического, – а также соответствия полученных результатов целому ряду четко и подробно прописанных критериев. Решение принимается комплексной медико-педагогической комиссией или консилиумом.

4. Лечение

Доминирующие представления о происхождении синдрома дефицита внимания и гиперактивности, способах его коррекции и компенсации, в значительной степени отличаются в разных странах, однако наиболее эффективными подходами большинство специалистов признает коррекцию семейных отношений, оптимизацию нагрузок в соответствии с реальными возможностями ребенка, мягкие формы психокоррекции и адаптирующего психотренинга – с целью постепенно нивелировать или частично смягчить влияние нейрокогнитивного дефицита. Поскольку в основе заболевания лежит, по-видимому, функциональная слабость определенных мозговых структур, обычно эффективным оказывается назначение стимуляторов мозговой деятельности, ноотропов, нейропротекторов; в отдельных случаях по строгим показаниям назначаются антидепрессанты в минимально-необходимых дозах.


СДВГ - заболевание, способное негативно сказаться на внимании, поведении и обучении. Хотя врачи, как правило, диагностируют СДВГ в детстве, его симптомы могут продолжаться в подростковом и взрослом возрасте.

Согласно статистическим данным за 2016 год, около 9,4% всех детей в возрасте от 2 до 17 лет в США получили диагноз СДВГ.

В этой статье вы узнаете о роли генетики при СДВГ, а также о других причинах и факторах риска.

Является ли СДВГ генетическим заболеванием?

Эксперты не до конца понимают точную причину СДВГ. Тем не менее, они считают, что гены являются важным фактором развития этого заболевания.

Генетические исследования только начинают связывать определенные гены с СДВГ. Результаты различных исследований близнецов, семей и усыновлений подтверждают идею о том, что СДВГ имеет наследственный компонент.

Генетические факторы риска

Генетический риск - это вклад генов в вероятность развития заболевания или состояния.

В 2018 году международная группа исследователей провела генетическое исследование СДВГ и опубликовала свои выводы в журнале Nature Genetics.

Ученым удалось впервые обнаружить генетические варианты, которые играли важную роль примерно в 22% случаев риска СДВГ.

Некоторые из генетических вариантов влияли на связь между клетками мозга, в то время как другие влияли на когнитивные функции, такие как язык и обучение.

Родители с СДВГ

Авторы исследования 2016 года обнаружили, что почти половина родителей детей с СДВГ также имели СДВГ.

У около 41% матерей и 51% отцов детей с СДВГ также было диагностировано это расстройство.

Близнецы с СДВГ

Исследования однояйцевых и разнояйцевых близнецов помогают исследователям определить, что влияет на тот или иной признак - генетические факторы или окружающая среда.

Если однояйцевые близнецы больше похожи друг на друга по определенному признаку, чем разнояйцевые близнецы, скорее всего именно гены значительно на него влияют.

Однако, если и однояйцевые, и разнояйцевые близнецы имеют одинаковую черту, это может означать, что окружение влияет на возникновение этой черты в большей степени, чем генетика.

Ученые, исследовавшие близнецов, оценили степень наследственности СДВГ от 60% до 80%.

Братья и сестры с СДВГ

Авторы исследования 2019 года обнаружили, что младшим братьяя и сестрам детей с СДВГ чаще ставили диагноз СДВГ.

Среди младших родных братьев шансы получить диагноз СДВГ были примерно в 13 раз выше у тех, кто имел старших братьев и сестер с СДВГ, чем у тех, кто имел старших братьев и сестер без СДВГ.

Вариации ДНК

Дальнейшие исследования позволили выяснить, были ли вариации внутри ДНК, такие как дупликации или делеции, более частыми у людей с СДВГ.

Ученые обнаружили, что значительные вариации в ДНК присутствовали у 14% детей с СДВГ по сравнению с 7% детей без СДВГ.

Ученые продолжают изучать причины СДВГ и факторы риска его развития. Исследования показывают, что комбинация генетических, экологических и социальных факторов может способствовать развитию СДВГ.

Причины и факторы риска, рассматриваемые в настоящее время, включают:

• низкий вес при рождении

• травма головного мозга

• воздействие токсинов во время беременности

• воздействие свинца в детстве

• курение и употребление алкоголя во время беременности

Симптомы СДВГ

Симптомы СДВГ варьируют. Часто люди с СДВГ проявляют паттерны невнимательности и гиперактивности-импульсивности, которые мешают развитию.

Дефицит внимания

Симптомы дефицита внимания могут включать в себя:

• небрежные ошибки или отсутствие внимания к деталям

• затруднения в удержании внимания во время заданий и игр

• невнимательность при разговоре напрямую с другими людьми

• игнорирование инструкций или быстрая потеря фокуса

• проблемы в организации задач и мероприятий

• избегание задач, которые требуют длительных умственных усилий

• потеря предметов, необходимых для выполнения задач

• переключение внимания из-за не связанных с основной деятельностью стимулов и мыслей

• забывчивость в соблюдении обстановки и выполнении повседневных обязанностей

Гиперактивность-импульсивность

Симптомы гиперактивности-импульсивности включают в себя:

• уход, когда предполагается, что необходимо остаться

• бег и лазание в неподходящее время

• неспособность спокойно участвовать в деятельности

• разговор без перерыва

• частое попадание в неприятные ситуации

• создание помех для других и себя

Симптомы СДВГ имеют тенденцию меняться со временем и с возрастом. Симптомы могут появиться уже в возрасте 3 лет и продолжаться в подростковом и взрослом возрасте.

Когда нужно обратиться к врачу

Для людей нормально иметь некоторую степень невнимательности, гиперактивности и импульсивности. Тем не менее, для людей с СДВГ такое поведение встречается чаще, является более серьезным и мешает социальному функционированию и способностям.

Врач может использовать специальные гайдлайны для диагностики СДВГ и обеспечить надлежащее лечение.

Хотя генетика играет роль в развитии СДВГ, вероятнее, что именно сочетание факторов способствует расстройству.

Люди, у которых есть другие члены семьи с СДВГ, имеют больше шансов заболеть, чем люди в семьях без СДВГ.

Генетические и семейные исследования продолжаются, чтобы получить больше информации о конкретных генах, которые связаны с СДВГ, и о наследуемости этого состояния.

Читайте также: