В чем совпадения в чем отличия обращения гражданина и запроса на информацию

Обновлено: 04.07.2024

Дата публикации: 17.02.2015

Дата изменения: 17.02.2015

Порядок рассмотрения обращений физических и юридических лиц по общим вопросам, в том числе с запросом о предоставлении информации

Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам, согласно статье 2, п.1.

Согласно статье 5, при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:

1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;

2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;

4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

Требования к письменному обращению, согласно статье 7:

1. Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

2. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

Статья 8. Направление и регистрация письменного обращения

1. Гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

2. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

3. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.

4. В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.

5. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при направлении письменного обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу может в случае необходимости запрашивать в указанных органах или у должностного лица документы и материалы о результатах рассмотрения письменного обращения.

6. Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.

7. В случае, если в соответствии с запретом, предусмотренным частью 6 настоящей статьи, невозможно направление жалобы на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующие решение или действие (бездействие) в установленном порядке в суд.

Статья 9. Обязательность принятия обращения к рассмотрению

1. Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

2. В случае необходимости рассматривающие обращение государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо может обеспечить его рассмотрение с выездом на место.

Статья 10. Рассмотрение обращения

1. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:

1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;

2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;

5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

2. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо по направленному в установленном порядке запросу государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, рассматривающих обращение, обязаны в течение 15 дней предоставлять документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения, за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и для которых установлен особый порядок предоставления.

3. Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

4. Ответ на обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении.

Статья 11. Порядок рассмотрения отдельных обращений

1. В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.

2. Обращение, в котором обжалуется судебное решение, в течение семи дней со дня регистрации возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.

3. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.

4. В случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

5. В случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.

6. В случае, если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

Статья 12. Сроки рассмотрения письменного обращения

1. Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

2. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Статья 13. Личный прием граждан

1. Личный прием граждан в государственных органах, органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан.

2. При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность.

3. Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

4. Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

5. В случае, если в обращении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, гражданину дается разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться.

6. В ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

1. Запросы о предоставлении информации могут направляться органам местного самоуправления в форме:

- письменного запроса, доставляемого по почте или передаваемого лично в органы местного самоуправления;

2. Ответ на запрос о предоставлении информации осуществляется в той же форме, в которой был направлен запрос, если иная форма для данного вида информации не установлена действующим законодательством, муниципальными правовыми актами и в запросе не указывается иное.

21. Порядок предоставления информации при устном обращении

1. В устной форме органами местного самоуправления предоставляются справочные данные, в том числе устраняющие необходимость направления письменных запросов. Ответственные за предоставление информации лица не обязаны консультировать граждан по вопросам, составляющим предмет устного запроса.

2. В случае если незамедлительно сформировать ответ на запрос не представляется возможным, либо если устный ответ на запрос не носит исчерпывающего для гражданина характера, а также, если есть основания полагать, что в предоставлении информации должно быть отказано, запрашивающему информацию разъясняются порядок составления письменного запроса и иные способы получения информации.

22. Требования к письменному запросу

1. Письменный запрос может быть отправлен гражданином по почте либо передан лично в соответствующий орган местного самоуправления, либо его структурное подразделение. Направляющее запрос лицо не обязано обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации. Запрос составляется на русском языке.

2. В письменном запросе о предоставлении информации указываются:

- наименование органа местного самоуправления, являющегося получателем запроса;

- фамилия, имя и отчество гражданина, запрашивающего информацию (наименование, организационно-правовая форма - для организации);

- четко сформулированный предмет запроса, позволяющий однозначно судить о том, какого рода информация должна быть предоставлена, при этом не требуется точного указания реквизитов необходимых документов или материалов;

- сведения необходимые для передачи ответа на запрос (почтовый (электронный) адрес заявителя, номер телефона, в том числе для передачи информации посредством факсимильной связи и т.д.);

- письменный запрос, отправляемый по почте, передаваемый лично либо посредством факсимильной связи должен быть подписан лицом запрашивающим информацию (его представителем) и иметь дату его составления;

- включение в запрос иных данных не обязательно для лица, запрашивающего информацию.

3. Органы местного самоуправления могут разрабатывать и утверждать формы письменных запросов с учетом настоящего Положения для ускорения обработки и повышения эффективности предоставления информации по конкретным направлениям деятельности указанных органов и их структурных подразделений. Несоответствие формы запроса утвержденной форме запроса не может служить основанием отказа в предоставлении информации.

4. Органы местного самоуправления вправе уточнять содержание запроса в целях предоставления необходимой информации о деятельности указанных органов и должностных лиц местного самоуправления муниципального района.

23. Порядок рассмотрения и удовлетворения письменного запроса

1. Письменный запрос о предоставлении информации подлежит обязательной регистрации. Запрос после регистрации направляется ответственному за подготовку ответа лицу. Исполнитель запроса производит поиск необходимых документов и материалов, их копирование и формирование комплекта документов для ответа.

2. Ответ на письменный запрос о предоставлении информации должен носить исчерпывающий характер, исключающий необходимость повторного обращения гражданина по тому же предмету запроса.

3. Ответ на письменный запрос о предоставлении информации должен содержать следующие данные:

- тексты запрашиваемых документов и материалов (либо справки о них) или части текстов документов и материалов, если они содержат исчерпывающую для удовлетворения запроса информацию и их предоставление взамен полных текстов документов и материалов допустимо в соответствии с характером запроса;

- решение исполнителя запроса, включающее краткую формулировку предмета запроса, перечень предоставленных документов и материалов, фамилию и должность исполнителя запроса.

4. Если запрашиваемые на основании письменного запроса документы и материалы опубликованы в информационных системах общего пользования или средствах массовой информации, в ответе вместо текстов запрашиваемых документов и материалов могут содержаться ссылки на эти источники. Указанные ссылки должны точно идентифицировать электронные версии соответствующих документов и материалов или содержать точные выходные данные соответствующего выпуска средства массовой информации.

5. Если орган местного самоуправления не располагает запрашиваемыми документами и материалами, но имеет сведения о том, какой иной орган власти располагает такой информацией, то в семидневный срок запрос перенаправляется в соответствующий орган власти, о чем уведомляется направившее запрос лицо.

24. Сроки рассмотрения письменного запроса о предоставлении информации

1. Подготовка ответа на запрос осуществляется в течение 30 дней, в случае если иной срок не установлен действующим законодательством и муниципальными правовыми актами.

2. Исчисление срока для ответа на запрос начинается с момента получения запроса органом местного самоуправления (регистрации) и завершается в момент передачи соответствующим органом ответа на запрос.

3. Если в течение 30 дней ответ на запрос не может быть подготовлен, это доводится до сведения лицу, направившему запрос, с указанием причины отсрочки. Период отсрочки не может превышать 30 дней. Необоснованное затягивание предоставления информации не допускается.

2. При получении запроса о предоставлении информации по электронной почте ответ в соответствующей форме направляется при наличии запрашиваемых документов и материалов в электронном виде. В ином случае направляется разъяснение порядка получения информации на основании письменного запроса и иными способами. К ответу на запрос, полученный по электронной почте, прилагаются файлы с запрашиваемыми документами и материалами либо указываются конкретные ссылки, идентифицирующие электронные версии соответствующих документов и материалов, которые доступны в информационных сетях общего пользования.

3. В случае если запрос о предоставлении информации получен посредством факсимильной связи, ответ на него направляется в соответствующей форме с обязательной проверкой его получения. Если этому препятствует значительный объем требуемых для удовлетворения запроса документов и материалов, то направляется разъяснение порядка получения информации на основании письменного запроса и иными способами.

26. Случаи и условия правомерности отказа в предоставлении информации по запросу

1. Орган местного самоуправления отказывает в предоставлении информации по запросу, в случае если:

- не соблюдены требования, установленные для письменных запросов;

- орган местного самоуправления не располагает и не обязан располагать запрашиваемыми документами и материалами, а также не имеет сведений о том, какой орган власти располагает такой информацией;

- запрашиваемая информация отнесена к информации ограниченного доступа, если информация, содержащаяся в документе, отнесена к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну;

- из содержания запроса невозможно достоверно установить предмет запроса, при этом отказ должен содержать описание надлежащего порядка составления письменного запроса и иных способов получения информации;

- запрос данного лица по тому же предмету уже находился на рассмотрении органа местного самоуправления, при этом в отказе указываются регистрационные реквизиты и формулировка предмета рассмотренного ранее запроса данного лица.

2. Отказ в предоставлении информации должен быть мотивирован. В отказе должны содержаться сведения о должностном лице, принявшем решение об отказе, описание предусмотренных способов и порядка обжалования отказа в предоставлении информации, а также описание порядка получения информации, находящейся в распоряжении других органов власти, иными способами.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Читайте также: