Первые коммерческие справочно правовые системы спс в ссср появились в каком году

Обновлено: 28.06.2024

Важным направлением профессиональной юридической деятельности является справочная информационно-правовая работа, связанная с поиском, обработкой, систематизацией и использованием правовой информации. Раньше эта работа велась, да и в настоящее время еще ведется, с помощью картотек на бумажных носителях. С появлением персональных компьютеров справочная работа качественно изменилась, основным ее инструментом стали электронные справочные правовые системы (СПС), с помощью которых можно быстро найти любую информацию правового характера. Однако нельзя сказать, что сегодня остался только один источник правовой информации - электронные версии документов.

Несмотря на то, что бумажные (традиционные) носители правовой информации по-прежнему занимают определенное место в справочной юридической работе (особенно официальные тексты), все же ведущая роль отводится автоматизированным СПС, в которых правовая информация находится в электронной форме. Электронная правовая информация всегда будет иметь преимущества перед традиционной формой в силу повышенной скорости поиска, обработки нормативных правовых актов, удобства использования юридических текстов с помощью электронно-вычислительной техники.

Справочная правовая система - программный комплекс, включающий массивы систематизированной электронной правовой информации и обеспечивающий ее рациональный семантический поиск, обработку, анализ и использование.

Массивы электронной правовой информации в СПС размещены в форме базы данных различных уровней правовой информации (нормативных правовых актов, комментариев, судебных актов и обзоров судебной практики, справочных сведений и др.).

Программный комплекс состоит из автоматизированной информационной системы, включающей совокупность программ и программных элементов (семантических средств), предназначенных для быстрого обнаружения (навигации), фильтрации и предоставления в удобном для использования виде различной правовой информации.

Рациональный семантический поиск представляет собой применение в программном комплексе интеллектуальных языковых средств, предназначенных для наиболее быстрого выбора из множества правовой информации самой необходимой, удобного ее представления и использования.

Названные работы велись в ходе информатизации страны в рамках Общегосударственной автоматизированной системы (ОГАС) и проекта аналогичной системы - Общегосударственной автоматизированной системы правовой информации (ОГАСПИ).

Российская автоматизированная система информации о нормативных правовых актах представляла собой совокупность:

– эталонных банков нормативных правовых актов федеральных органов законодательной и исполнительной власти РФ;

– эталонных банков общеобязательных правовых актов высших судебных органов - Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ;

– эталонных банков ведомственных нормативных правовых актов, издаваемых федеральными министерствами и другими органами федеральной исполнительной власти;

– единого интегрированного банка Российского центра правовой информации.

К сожалению, проекты создания крупных государственных автоматизированных правовых систем оказались незавершенными в силу разных причин, в частности из-за их громоздкости и неудобных условий использования, дороговизны и зависимости от телекоммуникационных систем.

Современные справочные правовые системы представляют собой информационный продукт совместной разработки специалистов в области физико-математических и юридических наук. Работа над созданием СПС велась на основе исследовательского и практического опыта отечественных и зарубежных фирм. В 1990-х гг. началась аналогичная работа по созданию негосударственных СПС.

Следует отметить, что рынок компьютерных правовых систем - один из немногих технологичных рынков в России, где действительно представлены только отечественные разработки. По своим технологическим характеристикам и объему включаемой правовой информации ведущие российские СПС не только не уступают, но и по некоторым показателям превосходят зарубежные аналоги (145).

В следующем параграфе мы расскажем о видах и особенностях существующих СПС подробнее.

Общая характеристика СПС

Государственные СПС

– федеральное законодательство. Включает нормативные акты высшего представительного и законодательного органа РФ, Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, актов межгосударственного характера СНГ, бывшего СССР, законодательные акты субъектов РФ;

– законодательство Московской области.

Расширенный перечень реквизитов документа позволяет быстро и точно искать запрашиваемый акт. Среди реквизитов, характеризующих документ, пользователь может указать номер и дату принятия документа, номер акта, вид акта, название органа, принявшего акт, дату и номер регистрации в Минюсте России, источник и дату опубликования. При определении конкретного критерия поиска пользователь может вывести на экран список всех данных по определенному им реквизиту, что позволит избежать ввода критериев, на которые заведомо отсутствуют документы.

– для информационного обеспечения деятельности цен трального аппарата Минюста России, его территориальных органов, подведомственных федеральных служб и государственных учреждений, НЦПИ и его филиалов в субъектах РФ;

– автоматизации основных технологических процессов ведения Федерального регистра нормативных правовых актов субъектов РФ и фонда актов федерального законодательства на основе использования современных информационных технологий распределенной обработки данных;

– формирования и ведения единого банка данных нормативных правовых актов субъектов РФ на основе информации субъектов РФ, поступающей в центральный аппарат Минюста России;

– использования в качестве информационно-технической системы по законодательству в органах государственной власти, правоохранительных органах и других организациях и учреждениях (146).

Несмотря на то, что ИПС Службы специальной связи и информации при ФСО России несколько уступают по сервисным возможностям коммерческим негосударственным системам, за счет безвозмездности предоставления и надежности они занимают достойное место в органах государственной власти и других государственных организациях.

Несмотря на то, что представленные тексты правовых актов не являются официальными, все же этот источник правовой информации вызывает высокий уровень доверия.

Негосударственные СПС

– региональное законодательство всех 83 субъектов РФ;

– судебная практика (материалы высших судебных инстанций, 10 ФАС округов РФ, 20 арбитражных апелляционных судов и др.);

– путеводители: по налогам, кадровым вопросам, сделкам;

– консультации по бухгалтерскому учету и налогообложению;

– схемы бухгалтерских проводок, материалы прессы;

– путеводители по судебной практике: по ГК РФ и корпоративным спорам;

– комментарии законодательства и книги;

– международные правовые акты;

– законопроекты и многое другое.

Основные пользователи перечисленных СПС - это бухгалтеры, юристы, менеджеры, все специалисты, которые регулярно работают с правовой информацией, профессионалы независимо от отрасли. Благодаря тому, что на российском рынке СПС имеется несколько самостоятельных систем, предлагающих собственные варианты, профессионалы имеют возможность выбора, в том числе выбора программной технологии, с помощью которой можно эффективно искать необходимые документы и работать с ними. Как показывает изучение рынка, СПС - это одна из самых сильных, прогрессивных и высокотехнологичных отраслей на стыке ИТ и законодательства, достижения разработчиков СПС служат подтверждением этому (145).

Зарубежные СПС

За рубежом компьютерные СПС начали появляться еще во второй половине 1960-х гг. по мере развития современных технологий и систем телекоммуникаций. Первой и Европе электронной картотекой для компьютерного поиска правовой информации стала бельгийская система (CREDOC, заработавшая в 1967 г. Система была создана совместными усилиями университетов Бельгии и Бельгийского союза адвокатов и нотариусов. В ИБ системы вошли лепные о документах внутреннего и международного права, а также о парламентских материалах. Однако CREDOC не предполагала прямой связи пользователя с ИБ для получения интересующих его данных - пользователю необходимо было обратиться в специальное информационное бюро, оттуда и приходил ответ, причем срок его ожидания мог составлять до восьми дней.

Разработка одной из самых известных справочных правовых систем США (LEXIS) началась в том же 1967 г. с соглашения между Коллегией адвокатов штата Огайо и фирмой DATA Corp. Сейчас система распространяется сетью представительств более чем в 20 штатах США, с 1980 г. она стала доступна пользователям Великобритании, а с 1985 г. - Австралии. Ежедневно система отвечает примерно на 20 тыс. запросов. В информационном банке находятся все судебные прецеденты США, а также нормативные документы штатов и акты федерального значения, в том числе полный текст конституции США. В LEXIS включено британское законодательство, а с 1981 г. - английские судебные прецеденты.

В настоящее время практически все экономически развитые страны имеют справочные правовые системы. В США это WRU, LEXIS, WESTLAW, JURIS, FLITE; в Великобритании - INFOLEX, PRESTEL, POLIS, LEXIS; в Италии ITALGUIRE, ENLEX; в Бельгии - CREDOC; в Германии Система Бундестага, JURIS, LEXinform, NOMOS DATA POOL; в Австрии - RDB; в Канаде - DATUM; в Финляндии - Finlex; во Франции - IRETIV, CEDIJ, JURIDIAL, JURISDATA, SINDONI и т.д.

У каждой из названных СПС имеются свои преимущества и недостатки, которые в настоящее время не имеют принципиального значения, хотя на первом этапе внедрения они были более значимыми (например, различия по объему и видам правовой информации, по семантическим основаниям поиска и навигации информации, по уровню удобства использования и др.). В целом все СПС в чем-то дополняют друг друга.

Компьютерные фирмы, производители названных СПС, работают в тесном контакте с законотворческими органами, вследствие чего повышается их влияние на эффективность законотворческих решений. Их информационными продуктами являются компьютерные технологии, информационные ресурсы и информационные услуги. Законы конкуренции и рынка обеспечивают неуклонное повышение качества информационных продуктов.

Материалы Путеводителя включают:

– перечень правовых проблем, возникающих на различных этапах деятельности организации;

– нормы корпоративного законодательства, применяемые при разрешении каждой проблемы;

– выводы из судебной практики и позиции судов;

– фрагменты судебных решений - по ссылкам можно перейти к полным текстам этих решений.

Существенным признаком СПС является постоянное обновление и передача правовой информации пользователям. Причем оперативность поступления новых документов рассматривается разработчиками СПС и пользователями как одно из основных потребительских качеств справочных систем по законодательству.

При этом следует отметить, что большинство российских пользователей получают обновление в отложенном режиме (off-line), когда база данных физически целиком находится на компьютере абонента.

В настоящее время работа по обновлению в оффлайновом режиме предпочтительна (по сравнению с работой в режиме реального времени - on-line) по целому ряду причин. Во-первых, несмотря на внушительные объемы, большинство существующих систем легко работает на любом современном компьютере. Дело в том, что обычно разработчики снабжают свои правовые базы программными средствами, обеспечивающими достаточную степень сжатия информации и оперативное использование ресурсов памяти. Во-вторых, технологические возможности отечественных СПС и в режиме off-line позволяют поддерживать достаточный для пользователей уровень оперативности получения новой информации. В-третьих, далеко не все линии связи и не во всех регионах России способны поддерживать длительную связь с компьютерной системой фирмы-поставщика, необходимую для работы в режиме диалогового доступа. И наконец, в режиме on-line могут потребоваться дополнительные нежелательные затраты, а именно: регулярное и длительное выделение отдельной телефонной линии (работа по модему), оплаты телекоммуникационных услуг и т.д. (149, 17-20).

Справочные правовые системы - это не просто набор текстов нормативных документов. Каждая СПС имеет информационно-поисковый аппарат, позволяющий очень быстро (от 1 до 10 секунд, в зависимости от быстродействия системы и компьютера), находить нужный материал в массиве из десятков тысяч документов.

Ежегодно проводится конкурс баз данных правовой информации, который с очевидностью позволяет сравнить достоинства и недостатки представленных программ, определить направления дальнейшего развития информатизации в правовой сфере.

Несмотря на заметные различия в организации пользовательского интерфейса, в возможностях и скорости поиска, в объеме и качестве накопленной информации, все системы имеют сходную функциональную структуру. Типичная система правовой информации включает:

– средства поиска документов по контексту и рубрикатору;

– средства поиска документа по реквизитам;

– средства поиска документа по типичным ситуациям;

История развития правовых информационных систем

(реферат)

Тема: История развития правовых информационных систем

Содержание

  • Введение
    • 1. История создания и развития правовых информационных систем
    • 2. Основные этапы развития информационных систем
    • 2.1. Первое поколение ИС 50-е годы XX в.
    • 2.2. Второе поколение ИС 60-е годы XX в.
    • 3. Изменение подхода к использованию ИС
    • 4. Справочно-правовые системы
    • Заключение

    · Список литературы

    Введение

    В прошлом информация считалась сферой бюрократической работы и ограниченным инструментом для принятия решений. Сегодня информацию рассматривают как один из основных ресурсов развития общества, а информационные системы как средство повышения производительности и эффективности работы людей.

    Наиболее широко информационные системы используются в производственной, управленческой и финансовой деятельности, хотя начались подвижки в сознании людей, занятых и в других сферах, относительно необходимости их внедрения и активного применения.

    1. История создания и развития правовых информационных систем

    Справочно-правовые системы (информационно-правовые системы) — это особый класс компьютерных баз данных, который существует в России с 1975 года. Справочно-правовые системы это базы данных по законодательству. Кроме нормативных документов, базы данных содержат консультации специалистов по праву и бухгалтерскому учету, судебные решения, типовые формы деловых документов.

    Справочно-правовые системы существенно облегчают жизнь специалистам (юристам, бухгалтерам, руководителям), многократно повышая их производительность труда при решении правовых вопросов.

    В 1975 г. руководство Советского Союза приняло решение о создании первой информационной базы нормативных документов. 25 июня 1975 г. вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР N 558 "О мерах по дальнейшему совершенствованию хозяйственного законодательства", в котором признавалось необходимым "ввести государственный учет нормативных актов СССР и союзных республик, а также организовать централизованную информацию о таких актах".

    Для реализации этого решения при Министерстве юстиции СССР был создан Научный центр правовой информации (НЦПИ). В его задачи вошли государственный учет нормативных актов и разработка правовых баз данных. В дальнейшем силами НЦПИ была создана первая справочная правовая система "Эталон", предназначенная для использования в государственных структурах.

    В конце 80-х - начале 90-х годов началось динамичное развитие российского законодательства и одновременно широкое распространение персональных компьютеров. Многие специалисты (юристы, бухгалтеры, аудиторы, руководители организаций) ощутили острую потребность в полной и актуальной правовой информации. Ключевую роль в обеспечении широкого доступа к законодательству и создании рынка СПС в России, как и в развитых зарубежных странах, сыграли негосударственные компании.

    Первым разработчиком коммерческой правовой базы данных стало агентство INTRALEX, которое в 1989 г. представило программный комплекс "Юридическая справочно-информационная система" (ЮСИС).

    В числе первых разработчиков справочных правовых систем - Научно-производственное объединение "Вычислительная математика и информатика" (НПО "ВМИ"). Первая разработка НПО "ВМИ" увидела свет в 1990 г. - это была СПС "Гарант". В дальнейшем от НПО "ВМИ" отделилась компания "Гарант-Сервис", которая в настоящее время распространяет систему "Гарант".

    В 1992 г. НПО "ВМИ" выпустило в свет правовую систему нового поколения - СПС КонсультантПлюс. Эта разработка учитывала опыт предыдущих десятилетий и в то же время содержала новые решения. В основу КонсультантПлюс легли передовые технологии и уникальные принципы организации сервиса. Был сделан серьезный шаг в построении системы доступа к правовой информации на всей территории России.

    Существует множество определений информационной системы

    В широком смысле информационная система есть совокупность технического, программного и организационного обеспечения, а также персонала, предназначенная для того, чтобы своевременно обеспечивать надлежащих людей надлежащей информацией.

    В узком смысле информационной системой называют только подмножество компонентов ИС в широком смысле, включающее базы данных, СУБД и специализированные прикладные программы. ИС в узком смысле рассматривают как программно-аппаратную систему, предназначенную для автоматизации целенаправленной деятельности конечных пользователей, обеспечивающую, в соответствии с заложенной в неё логикой обработки, возможность получения, модификации и хранения информации.

    Современное понимание информационной системы предполагает использование в качестве основного технического средства переработки информации персонального компьютера. В крупных организациях наряду с персональным компьютером в состав технической базы информационной системы может входить мэйнфрейм или супер-ЭВМ. Кроме того, техническое воплощение информационной системы само по себе ничего не будет значить, если не учтена роль человека, для которого предназначена производимая информация и без которого невозможно ее получение и представление.

    Необходимо понимать разницу между компьютерами и информационными системами. Компьютеры, оснащенные специализированными программными средствами, являются технической базой и инструментом для информационных систем. Информационная система немыслима без персонала, взаимодействующего с компьютерами и телекоммуникациями.

    2. Основные этапы развития информационных систем

    2.1. Первое поколение ИС 50-е годы XX в.

    Первые информационные системы появились в 50-хг. В эти годы они были предназначены для обработки счетов и расчета зарплаты, а реализовывались на электромеханических бухгалтерских счетных машинах. Это приводило к некоторому сокращению затрат и времени на подготовку бумажных документов. Такие системы называются системами обработки транзакций. К транзакциям относят следующие операции: выписка счетов, накладных, составление платежных ведомостей и другие операции бухгалтерского учета. Была осознана роль информации как важнейшего ресурса предприятия, организации, региона, общества в целом; начали разрабатывать автоматизированные ИС разного рода.

    Вначале, когда появилась возможность обработки информации с помощью вычислительной техники, был распространен термин "системы обработки данных" (СОД), этот термин широко использовался при разработке систем радиоуправления ракетами и другими космическими объектами, при создании систем сбора и обработки статистической информации о состоянии атмосферы, учетно-отчетной информации предприятий и т.п. По мере увеличения памяти ЭВМ основное внимание стали уделять проблемам организации БД (БД). Это направление сохраняет определенную самостоятельность и в настоящее время и занимается в основном разработкой и освоением средств технической и программной реализации обработки данных с помощью вычислительных машин разного рода. Для сохранения этого направления по мере его развития появились термины "базы знаний", "базы целей", позволяющие расширить толкование проблемы собственно создания и обработки БД до задач, которые ставятся в дальнейшем при разработке ИС.

    Основные черты 1-го поколения ИС:

    · Техническое обеспечение систем составляли ЭВМ 2-3 поколения.

    · Информационное обеспечение (ИО) представляло собой массивы (файлы) данных, структура которых определялась той программой, в которой они использовались.

    · Программное обеспечение - специализированные прикладные программы, например, программа начисления заработной платы.

    · Архитектура ИС - централизованная. Как правило, применялась пакетная обработка задач. Конечный пользователь не имел непосредственного контакта с ИС, вся предварительная обработка информации и ввод производились персоналом ИС.

    Недостатки ИС 1-го поколения:

    · Сильная взаимосвязь между программами и данными, то есть изменения в предметной области приводили к изменению структуры данных, а это заставляло переделывать программы.

    · Трудоемкость разработки и модификации систем.

    · Сложность согласования частей системы, разработанных разными людьми в разное время.

    2.2. Второе поколение ИС 60-е годы XX в

    В 60-е года средства вычислительной техники получили дальнейшее развитие: появляются операционные системы, дисковая технология, значительно улучшаются языки программирования. Так же меняется отношение и к ИС. Информация, полученная из них, стала применяться для периодической отчетности по многим параметрам. Для этого организациям требовалось компьютерное оборудование широкого назначения, способное обслуживать множество функций, а не только обрабатывать счета и считать зарплату, как было ранее.

    Начиная с 60-х годов, в истории развития информационных систем в нашей стране относительно независимо сформировались два направления:

    1. Разработка автоматизированных информационных систем (АИС) как первой очереди автоматизированных систем управления (АСУ);

    2. Разработка автоматизированных систем научно-технической информации (АСНТИ).

    Работы по их созданию начались практически одновременно.

    Разработка АИС и АСУ - было инициировано научно-техническим прогрессом и возникшими в связи с этим проблемами организационного управления.

    Зарубежная практика шла по пути разработки отдельных программных процедур для бухгалтерии, учета материальных ценностей и т.п., и основные работы проводились в направлении исследования и совершенствования возможностей вычислительной техники, разработки средств, обеспечивающих наиболее рациональную организацию информационных массивов, удобный для пользователя интерфейс, наращивание памяти ЭВМ и т.п.

    В нашей стране проблема обеспечения информацией управленческих работников была поставлена сразу системно. Была разработана классификация АСУ, в которой, прежде всего, выделялись АСУ разных уровней системы управления - АСУП (для уровня предприятий и организаций), ОАСУ (отраслевые АСУ), республиканские и региональные АСУ (РАСУ), и, наконец, - ОГАС (общегосударственная автоматизированная система). Эти уровни составили основу концепции академика В.М.Глушкова по разработке стратифицированной структуры ОГАС. Аналогично на уровне предприятий, и особенно создаваемых в 70-е гг. научно-производственных объединений (НПО), в структуре АСУП (или интегрированных АСУ объединений) выделялись уровни (страты) - АСУ объединения, АСУ предприятий и организаций (научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро и т.п.), входящих в НПО, АСУ производств, комплексов цехов, АСУ цехов и участков и т.д. Для управления разработками столь сложной автоматизированной системы были подготовлены соответствующие руководящие методические материалы, в которых АСУ трактовалась как развивающаяся система и вводилось понятие очереди. АСУ первой очереди разрабатывались как информационная система - АИС, а по мере осознания сложности проблемы разработки АСУ и последующие очереди иногда создавались как развитие АИС.

    АИС создавались как фактографические системы с представлением информации пользователям в виде регламентированных форм, в которых фактографическая информация была сгруппирована в соответствии с решаемыми на ее основе прикладными задачами.

    В большинстве случаев и ввод информации в целях удобства сбора данных осуществлялся с помощью предварительно заполняемых форм. И теоретически АИС можно считать документально-фактографическими ИПС. Однако, как правило, эта терминология в практике разработки АИС не использовалась.

    Принципы построения и эффективность АСУ существенно зависят от уровня развития информационных технологий.

    Второе направление было связано с обеспечением научно-технической информацией практически всех видов народнохозяйственной деятельности.

    В нашей стране был принят единый порядок разработки общегосударственной АСНТИ. В ее структуре были предусмотрены общегосударственные, отраслевые и региональные органы, отделы и бюро научно-технической информации (НТИ, ОНТИ и БТИ соответственно) на предприятиях, в научно-исследовательских институтах и других организациях. При создании этих систем использовали методы обработки документальной информации (монографий, отчетов, статей, писем, справочников, законодательных и нормативных актов и т.п.), позволяющие решать задачи семантического анализа текста, его реферирования, перевода с одного языка на другой и т.д. Именно в системах этого класса были введены понятия информационно-поисковой системы (ИПС), информационно-справочной системы (ИСС), информационно-логической системы (ИЛС), информационно-поискового языка (ИПЯ), дескриптора, тезауруса, релевантности информационного поиска, семантики и грамматики языка системы. Поэтому эти системы относят к классу документальных систем.

    Основные черты этого поколения ИС - информационных систем:

    · Техническое обеспечение систем составляли маломощные ЭВМ 2-3 поколения.

    · Информационное обеспечение представляло собой массивы данных, структура которых определялась той программой, в которой они использовались.

    · Программное обеспечение специализированные прикладные программы, например, программа начисления заработной платы.

    · Архитектура ИС - централизованная. Как правило, применялась пакетная обработка задач. Конечный пользователь не имел непосредственного контакта с ИС, вся предварительная обработка информации и ввод производились персоналом ИС.

    В условиях постоянных изменений в российском законодательстве многим специалистам просто необходим непрерывный доступ к актуальной правовой информации. Во-первых, возможность в любое время обращаться к правовым актам позволяет специалистам всегда быть в курсе последних изменений в законодательстве. Во-вторых, чем шире спектр открытой для человека правовой информации, тем более серьезно и обстоятельно он может подойти к решению различных задач, учитывая при этом все детали и нюансы их правового регулирования.

    ольше узнать о российском законодательстве и умело использовать полученные знания помогают компьютерные справочные правовые системы (СПС). С ними работают юристы, бухгалтеры, финансовые специалисты, топ-менеджеры многих организаций, а также ученые-правоведы, преподаватели, студенты и даже школьники. СПС стали обязательным инструментом современного профессионала. Отечественный рынок СПС, как и любой другой, имеет свою историю, ключевых игроков, развивается по определенным законам — об этом и пойдет речь в данной статье.

    История развития рынка СПС

    СПС иностранного производства

    За рубежом компьютерные СПС появились еще во второй половине 60-х годов прошлого века по мере развития современных технологий и систем телекоммуникаций. Первой в Европе электронной картотекой для компьютерного поиска правовой информации стала бельгийская система CREDOC, заработавшая в 1967 году. Система была создана совместными усилиями университетов Бельгии и Бельгийского союза адвокатов и нотариусов. В информационный банк (ИБ) системы вошли данные о документах внутреннего и международного права, а также о парламентских материалах. Однако CREDOC не предполагала прямой связи пользователя с ИБ для получения интересующих его данных — пользователю необходимо было обратиться в специальное информационное бюро. Оттуда и приходил ответ, причем срок его ожидания мог составлять до 8 дней.

    Разработка одной из самых известных справочных правовых систем США — LEXIS — началась в том же 1967 году с соглашения между Коллегией адвокатов штата Огайо и фирмой DATA Corp. Сейчас система распространяется сетью представительств более чем в 20 штатах США, с 1980 года она стала доступна пользователям Великобритании, а с 1985-го — Австралии. Ежедневно система отвечает примерно на 20 тыс. запросов. В информационном банке находятся все судебные прецеденты США, а также нормативные документы штатов и акты федерального значения, в том числе полный текст конституции США. В LEXIS включено британское законодательство, а с 1981 года — и английские судебные прецеденты.

    В наше время практически все экономически развитые страны имеют справочные правовые системы. В США это WRU, LEXIS, WESTLAW, JURIS, FLITE; в Великобритании — INFOLEX, PRESTEL, POLIS, LEXIS; в Италии — ITALGUIRE, ENLEX; в Бельгии — Credos; в Германии — Система Бундестага, JURIS, LEXinform, NOMOS DATA POOL; в Австрии — RDB; в Канаде — DATUM; в Финляндии — Finlex; во Франции — IRETIV, CEDIJ, JURIDIAL, JURISDATA, SINDONI и т.д.

    Отечественные СПС

    В начале 1990-х годов, когда начала меняться законодательная база и появилось множество новых законов, остро встал вопрос доступа организаций и граждан к правовой информации. В то время правовая информация была рассредоточена по разным ведомствам, публиковалась частично и в различных источниках. Именно тогда возникла идея на основе компьютерных технологий создать правовые базы данных, которые позволяли бы хранить огромные объемы информации и предоставляли широкие возможности работы с текстами.

    Следует отметить, что рынок компьютерных правовых систем — один из немногих технологичных рынков в России, где действительно представлены только отечественные разработки. По своим технологическим характеристикам и объему включаемой информации ведущие российские СПС не только не уступают, но и по некоторым показателям превосходят зарубежные аналоги.

    Современный российский рынок СПС

    КонсультантПлюс

    Справочная правовая система КонсультантПлюс содержит широкий спектр правовой информации (свыше 1 млн. 600 тыс. документов). Этот массив документов включает:

    Рис. 1

    Вся информация в системе КонсультантПлюс достоверна и надежна: нормативные акты поступают из официальных источников (федеральных и региональных органов власти и управления) на основе прямых договоров об информационном сотрудничестве. Кроме того, налажены тесные связи непосредственно со специалистами Минфина, ФНС России и других государственных органов, а также с независимыми экспертами-профессионалами, которые специально для СПС готовят авторские комментарии, разъяснения и статьи на актуальные темы.

    Карточка поиска системы позволяет искать информацию по реквизитам документов (вид документа, принявший орган, дата принятия, номер документа, дата регистрации в Минюсте, название документа). Также поиск можно проводить по тематике, по любым словам и словосочетаниям из текста документа (рис. 2). Осенью текущего года, по словам разработчиков, планируется внедрить в СПС новые возможности, которые позволят в десятки раз ускорить поиск документов по любым фразам из их названия и текста.

    Рис. 2

    Быстро находить основные документы по интересующей пользователя проблеме помогает правовой навигатор — средство интеллектуального поиска документов. Правовой навигатор состоит из двух столбцов: в правом расположены ключевые понятия, а в левом — группы, которые объединяют близкие ключевые понятия. Пользователь отмечает галочкой необходимые понятия, и система строит список документов по этому вопросу. Правовой навигатор эффективно дополняет возможности карточки поиска.

    Выделим основные возможности работы с правовой информацией в системе КонсультантПлюс:

    2. Возможности для быстрого изучения документа. Прежде всего это постатейное иерархическое оглавление к каждому документу, из которого можно быстро перейти к соответствующему фрагменту текста, и наоборот. Существует ретроспектива редакций всех изменяющихся документов — благодаря этому пользователь обладает полной информацией о состоянии законодательства на любой момент времени.

    Путеводитель по ссылкам позволяет выбирать необходимую редакцию документа при переходе в него по ссылкам из текстов авторских материалов и судебных решений. Пользователь определяет, в какую редакцию переходить по ссылке — в действующую или в ту, которая была действительна на момент подготовки консультации или принятия судебного решения.

    В тексты документов можно вносить комментарии. Это делает аналитическую работу пользователя более наглядной и удобной для восприятия. Комментарии пользователя в тексте документа сохраняются в системе, в том числе при переносе текста в MS Word и при печати документа, а при необходимости их можно отключить от просмотра на экране.

    Для удобства пользователей тексты документов также содержат примечания с важной информацией о применении документа или отдельных его частей.

    Пользователь может сохранять любые документы из системы КонсультантПлюс в привычном формате Microsoft Word. Также непосредственно во время работы можно перенести в Word текст изучаемого документа или его фрагмент. Таким образом легко готовить, например, текст договора, взяв за основу текст из системы КонсультантПлюс.

    4. Удобное сохранение результатов работы. Система предоставляет широкие возможности работы с папками, содержащими подборки интересующих пользователя документов, и с закладками, которыми отмечаются важные фрагменты текста. В одну папку можно сохранять различные виды информации (нормативные документы, комментарии, консультации, формы деловых бумаг и др.), а с помощью закладок зафиксировать свой комментарий к фрагменту текста. Папками можно обмениваться с коллегами — предусмотрена функция экспорта/импорта папок и закладок. При подготовке собственных документов на основе информации из системы применяются специальные инструменты для выделения, копирования и переноса в Word фрагментов текста.

    Система КонсультантПлюс разработана с применением современных профессиональных средств программирования — она создана на базе Microsoft Visual C++ с использованием библиотеки Microsoft Foundation Classes. Это программное обеспечение является фактическим стандартом для разработки сложных систем и предоставляет широкий доступ к использованию возможностей Windows. При создании КонсультантПлюс использовалась 32-разрядная программная платформа, обеспечивающая оперативное — за несколько минут — обновление информации в системе, высокое быстродействие всех операций с базой данных как при поиске документов, так и при построении списков связанных между собой документов, а также целый ряд других сервисных возможностей и настроек.

    Начиная с 1997 года с выходом новых версий Microsoft Windows все программные продукты КонсультантПлюс сертифицируются на совместимость с ними. Система КонсультантПлюс — единственная на российском рынке СПС, которая получила логотипы на совместимость со всеми версиями ОС Microsoft (Windows 95/98/Mе/2000/XP). Наличие логотипов указывает, что система:

    • корректно и стабильно работает в среде Microsoft Windows;

    • оптимально подходит для работы как на отдельном компьютере, так и в сети;

    • обеспечивает эффективное взаимодействие с различными приложениями Microsoft Windows и др.

    Все пользователи КонсультантПлюс получают постоянную сервисную поддержку. Комплекс сервисных услуг КонсультантПлюс включает:

    • установку и настройку систем;

    • оперативное обновление информации;

    • обучение работе с системами;

    • консультирование по вопросам работы с системами;

    • горячую линию информационно-технической поддержки;

    • поиск документов по индивидуальным заказам;

    • замену программных версий систем.

    Общероссийская сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс — крупнейшая сервисная сеть, работающая на отечественном рынке информационно-правовых услуг. В настоящее время сеть КонсультантПлюс состоит из 300 региональных информационных центров, расположенных в крупных городах России, и более чем из 400 сервисных подразделений в небольших населенных пунктах.

    Гарант

    Рис. 3

    Рис. 4

    • формирование индивидуального информационно-правового комплекта для каждого пользователя. Сегодня разработаны специальные предложения для бухгалтеров, юристов, руководителей, а также для строительных, фармацевтических и медицинских организаций;

    • регулярное обновление информации;

    • поиск редких документов по индивидуальным запросам пользователей;

    • ежедневные и еженедельные бесплатные мониторинги законодательства.

    Кодекс

    Рис. 5

    • поиск по ситуации;

    • интеллектуальный поиск (разработчики понимают под ним возможность запроса в свободной форме с указанием даты принятия, номера документа и ключевых слов из названия или текста документа; в ходе поиска система самостоятельно анализирует данный запрос и выдает список документов, отсортированных по степени их близости к контексту запроса (от 1 до 100));

    • атрибутный поиск (поиск по заданным характеристикам — название, номер, вид документа);

    В комплекс сервисных услуг входят установка и обновление систем, консультирование пользователей по работе с системой, экспресс-обучение пользователей, горячая линия. Поставка систем производится в локальной и сетевой версиях.

    Положение на рынке

    Можно утверждать, что за последние годы рынок справочных правовых систем в России сложился и является классическим зрелым рынком. Практически любой специалист, работающий с законодательством, использует компьютерные правовые системы в своей работе.

    В последнее время разработчики СПС, чтобы иметь объективное представление о положении компании на рынке, становятся инициаторами исследований. Более того, исследования рынка обычно проводятся также и для того, чтобы оценить мнение клиентов, выявить достоинства и недостатки продуктов и сервиса, наметить пути развития компании.

    Результаты этих исследований подтвердили лидирующее положение на рынке СПС КонсультантПлюс. По различным оценкам, от 70 до 79% российских компаний, использующих в своей работе справочные правовые системы, работают именно с КонсультантПлюс. Как видно из результатов исследований, доли рынка соответствуют абсолютным показателям численности клиентов, заявленным самими компаниями — разработчиками СПС.

    Перспективы развития рынка СПС


    Заключение

    сновные пользователи СПС — это бухгалтеры, юристы, менеджеры — одним словом, все специалисты, которые серьезно и регулярно работают с правовой информацией, профессионалы независимо от отрасли. В этом смысле студент юридического или экономического факультета тоже профессионал, поскольку он очень активно работает с правовой информацией. И благодаря тому, что на российском рынке СПС имеется несколько действительно сильных игроков, предлагающих собственные варианты систем, эти профессионалы имеют возможность выбора. В том числе возможность выбора программной технологии, с помощью которой можно эффективно искать необходимые документы и работать с ними. Как показывает изучение рынка, СПС — это одна из самых сильных, прогрессивных и высокотехнологичных отраслей на стыке ИТ и законодательства. И достижения разработчиков СПС служат подтверждением этому.

    Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

    Любовь Богданова

    Выберите документ из архива для просмотра:

    Выбранный для просмотра документ Занятие 59 для инфоурока.doc

    Дисциплина: Информатика

    Тема занятия: Работа с правовой поисковой системой

    Вид занятия: практическое занятие

    Цели занятия:

    - учебная : дать общее представление о справочно-правовых системах, рассказать какие СПС существуют;

    - воспитательна я: развивать умение работать с новым материалом и кратко конспектировать новый материал.

    1. Общие сведения о СПС

    2. Примеры СПС

    1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О СПС

    Любая организация в своей повседневной деятельности опирается на нормативные акты: Федеральные и Областные законы, Указы Президента, подзаконные акты министерств и ведомств, - в настоящее время ежемесячно их издается несколько тысяч.

    Даже если нужный документ удалось вовремя найти, этого обычно недостаточно. Для решения какой-то конкретной проблемы требуется еще установить все взаимосвязи найденного документа с другими нормативными актами, регулирующими данную сферу.

    Ориентироваться в лавине новостей законодательства трудно даже опытному юристу. А что делать бухгалтеру, экономисту или руководителю? Ежедневно они принимают ответственные решения, требующие владения правовой информацией, для изучения которой может не хватать ни времени, ни квалификации.

    Десятки тысяч предприятий, в том числе сами контролирующие органы, решают для себя эту проблему, пользуясь справочными правовыми системами (СПС).

    Компьютерные справочно-правовые системы (СПС) появились еще во второй половине 60-х годов прошлого века по мере развития современных технологий и систем телекоммуникаций. Первой электронной картотекой для компьютерного поиска правовой информации стала бельгийская система Credoc , заработавшая в 1967 году. Система была создана совместными усилиями университетов Бельгии и Бельгийского союза адвокатов и нотариусов. В информационный банк системы вошли данные о документах внутреннего и международного права, а также о парламентских материалах. Однако Credoc не предполагала прямой связи пользователя с правовой базой для получения интересующих его данных — пользователю необходимо было обратиться в специальное информационное бюро. Оттуда и приходил ответ, причем срок ожидания составлял от 2 до 8 дней.

    Разработка первой справочной правовой системы началась в том же 1967 году с соглашения между Коллегией адвокатов штата Огайо и фирмой Data Corp, которая была куплена в следующем году компанией Mead Corporation и в 1973 году Mead Data Central запустила первую в мире сетевую правовую систему Lexis (сейчас LexisNexis ). В отличие от электронного каталога Credoc американская система была полнотекстовой, то есть позволяла не только находить необходимые документы среди сотен тысяч других, но и работать с самими текстами, а также предоставляла дополнительную информацию к ним, более того, стал возможен поиск по контексту и датам. В 1980 году в Lexis было включено британское законодательство, с 1981 года — и британские судебные прецеденты. В это же время система стала доступна пользователям Великобритании, а с 1985 года - Австралии. На сегодняшний день число пользователей американской компании LexisNexis в более чем 60 странах мира превышает 650000. Она считается самой популярной в мире компанией, специализирующейся на распространении разнообразной юридической информации в режиме On-Line.

    Следует отметить, что рынок компьютерных правовых систем — один из немногих технологичных рынков в России, где действительно представлены только отечественные разработки. По своим технологическим характеристикам и объему включаемой информации ведущие российские СПС не только не уступают, но и по некоторым показателям превосходят зарубежные аналоги.

    Компьютерные справочные правовые системы (СПС) помогают Больше узнать о российском законодательстве и умело использовать полученные знания. С ними работают юристы, бухгалтеры, финансовые специалисты, топ-менеджеры многих организаций, а также ученые-правоведы, преподаватели, студенты и даже школьники. СПС стали обязательным инструментом современного профессионала.

    Справочная правовая система - это компьютерная программа, содержащая полную, систематизированную и оперативно обновляющуюся информацию по законодательству с комментариями, совмещенную с компьютерными средствами поиска и анализа этой информации.

    Хорошая справочная правовая система (СПС) - это еще и удобное средство анализа большого объема информации, позволяющее быстро найти оптимальное решение любой проблемы, связанной с налогообложением, особенностями функционирования банковской системы, спецификой работы таможенных органов и пр. на основе действующего законодательства.
    Лучшие СПС не только дают возможность получить тексты документов, но и содержат консультации по применению тех или иных норм, раскрывают косвенные связи между документами.

    Справочно-правовые системы за короткий срок получили широкое распространение за счет:

    • Компактность хранения всех необходимых в работе документов, аналитических материалов, а так же комментариев и консультаций.
    • СПС - это удобный инструмент поиска нужных документов. Пользуясь справочной системой, можно легко найти необходимый документ, даже не обладая сведениями о его реквизитах.
    • справочные правовые системы позволяют эффективно решать многие практические задачи , возникающие в работе различных специалистов: бухгалтеров, юристов, руководителей. Например, бухгалтеру, имеющему СПС, не обязательно копировать и вручную заполнять формы бухгалтерской и налоговой отчетности. Адвокат имеет возможность оперативно найти необходимые ему законы или примеры из судебной практики. Руководитель моментально может принять важное решение, узнав в СПС специфику выполнения той или иной нормы права в конкретном регионе.
    • Благодаря оперативному обновлению информации СПС помогает в нужный момент времени быть в курсе всех изменений в законодательстве.
    • Одной из наиболее важных особенностей справочной системе является юридическая обработка документов, благодаря которой можно быстро составить полную подборку документов по изучаемой теме, сэкономить свои силы и время на работе по поиску, систематизации и анализу правовой информации, поскольку данная работа уже проделана разработчиками конкретной СПС.

    ПРИМЕРЫ СПС

    На сегодняшний день наиболее распространены следующие СПС: Гарант, КонсультантПлюс, Кодекс.

    Направление деятельности — производство и поддержка компьютерной правовой системы ГАРАНТ, информационно — правовое обслуживание предприятий, общественных объединений и организаций.
    Более 250 партнеров компании обслуживают сотни тысяч пользователей в 200 городах России.

    Компьютерная справочная правовая система ГАРАНТ разрабатывается с 1990 года. В настоящее время новая версия системы — ГАРАНТ Платформа F1 — является одним их основных инструментов принятия решения по правовым вопросам для многих бухгалтеров, юристов, руководителей, других специалистов в России и за рубежом.

    Полный объем информационного банка системы ГАРАНТ более 1 500 000 документов и комментариев к нормативным актам, еженедельное пополнение составляет около 7 000 документов.

    Система ГАРАНТ — это специализированные правовые блоки по всем разделам федерального законодательства и 137 правовых блоков по законодательству субъектов Федерации. В системе ГАРАНТ представлено законодательство 83 регионов Российской Федерации, а также практика 10 Федеральных Арбитражных Судов.

    Специалисты отмечают следующие качества системы:

    Современный интерфейс системы ГАРАНТ интуитивно понятен, элементы его внешнего вида и управления обеспечивают максимальное удобство в работе.

    Каждому пользователю системы обеспечены следующие услуги:

    Сегодня с системой ГАРАНТ работают структуры федеральных органов государственной власти и органов местного самоуправления, банки, аудиторские и консалтинговые фирмы, промышленные предприятия, учебные заведения, специалисты различных предприятий и организаций. Постоянными партнерами компании являются более 500 органов власти федерального и регионального уровней. Среди них — Администрация Президента РФ, Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Генеральная прокуратура РФ, Центральный Банк РФ, Министерство финансов РФ, Федеральная налоговая служба, иные органы исполнительной власти Российской Федерации, высшие органы власти Москвы и других субъектов Федерации. Результатом такого сотрудничества стало заключение договоров об информационном обмене, проведение совместных акций, организация интернет-конференций и интернет-интервью, создание серии совместных разработок и многое другое.

    ГАРАНТ является средством массовой информации, о чем имеет соответствующее Свидетельство Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл. 77–2137 от 3 декабря 1999 года. Среди клиентов компании ведущие аудиторские и консалтинговые фирмы мира — Price Waterhouse Coopers, Deloitte Touche, Ernst Young, KPMG.

    Компания "Консультант Плюс" , образованная в 1992 году, является разработчиком компьютерной справочной правовой системы КонсультантПлюс.

    СПС Консультант Плюс представляет собой удобное справочное средство для работы с нормативной информацией. Информационный Банк (ИБ) системы включает в себя тексты законодательных и нормативных актов по российскому законодательству. Система КонсультантПлюс содержит миллионы документов.

    Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс состоит из 300 региональных информационных центров, расположенных в крупных городах, и более 400 сервисных подразделений в небольших населенных пунктах. В настоящее время клиентами КонсультантПлюс являются более 300 000 организаций во всех регионах страны.

    ИБ постоянно пополняется как новыми нормативными актами, так и новыми редакциями нормативных актов. Режим гипертекста или перекрестных ссылок между документами Информационного Банка облегчает работу по отслеживанию их юридической взаимосвязи. Папки позволяют длительно хранить сформированные подборки документов.

    СПС Консультант Плюс состоит из набора информационных разделов. Информация , включённая в систему , структурирована по разделам ; в настоящее время в СПС КонсультантПлюс существуют следующие разделы:

    ü финансовые и кадровые консультации;

    ü консультации для бюджетных организаций;

    ü комментарии законодательства;

    ü международные правовые акты;

    ü правовые акты по здравоохранению;

    ü технические нормы и правила.

    Интерфейс программы

    При запуске программы появляется Стартовое окно, в котором можно выбрать действие по работе с программой:

    - воспользоваться полем Быстрый поиск;

    - открыть карточку поиска по всем имеющимся разделам;

    - открыть Правовой навигатор для поиска документов по интересующим вопросам, если реквизиты документов не известны;


    .

    Если стартовое окно закрыто, то его можно вызвать командой Файл – Меню (Стартовое окно).

    ПРИМЕР: Открыть Карточку поиска. Рассмотреть интерфейс главного окна системы.


    Структура окна данной программы стандартная:

    ü Строка заголовка;

    ü Панель инструментов – содержит крупные кнопки с подписями, позже мы рассмотрим их назначение;

    ü Рабочая область программы – состоит из карточки поиска с полями, название которых соответствует основным реквизитам документов и количества найденных документов в соответствии с введенным запросом.

    2. ТЕХНОЛОГИЯ ПОИСКА ДОКУМЕНТОВ

    Поиск документов в системе КонсультантПлюс осуществляется через заполнение соответствующих полей закладки Карточка поиска известными реквизитами.

    Поля заполняются с помощью выбора нужного слова в словаре. Открыть словарь любого поля – выделить поле и нажать Enter или щелкнуть мышью по названию поля.

    Очисть поле – выделить и нажать Delete , очистить несколько полей сразу – Ctrl + Delete .

    Построить список документов - F 9.

    1. Найти все ЗАКОНЫ, построить список (в списке есть действующие документы, недействующие, с внесенными изменениями)

    2. Найти все ДОГОВОРА, ПОСТАНОВЛЕНИЯ;

    3. Найти все документы номера, которых начинаются на 199;

    Открыть нужный документ – выделить в списке и нажать Enter . Выйти из текста документа – Esc , выйти из списка документов – Esc .

    Если известна точная дата принятия документа, то используется закладка Выбрать из словаря или поле Точно закладки Задать.

    Если известен интервал времени, то используется переключатель Диапазон дат закладки Задать.

    1. Найти все документы принятые 10.11.2021;

    2. Найти все законы, принятые в ноябре 2020 года;

    3. Найти все документы принятые в первом квартале 2021 года:

    4. Найти все документы принятые во втором полугодии 2020 года.

    Быстро найти все документы на заданную тему можно с помощью поля Тематика.

    1. Найти все документы на тему Охрана труда;

    2. Найти все документы на тему Изобретение;

    3. Найти все документы на тему Налог:


    4. Найти все документы, принятые Минобразованием РФ; Правительством РФ – поле Принявший орган.

    Во многих словарях для расширения зоны поиска используется символ *.

    1. Найти все документы, в названии которых встречается слово НАЛОГ; а затем слово НАЛОГ с любым окончанием;

    2. Найти все документы, в названии которых встречается слово АКЦИЯ; а затем слово АКЦИЯ в любом падеже;

    Для выбора нескольких слов в словаре используют операторы.

    Для задания сложных выражений используют следующие логические операции;

    \И; \ИЛИ; \РЯДОМ; \КРОМЕ

    Для поиска словосочетаний используется условие РЯДОМ.


    1. Найти все документы, в названии которых встречаются слова НАЛОГИ и ЛЬГОТЫ с любым окончанием:

    2. Найти все документы, в названии которых встречается словосочетание ЖИЛИЩНЫЕ УСЛОВИЯ с любым окончанием.


    3. Найти все документы, в тексте которых встречается словосочетание АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО с любым окончанием. Построить список, открыть текст первого документа.


    Чтобы найти все действующие документы используется поле Поиск по статусу.

    1. Найти все действующие законы, принятые в 2007 году;

    Если известны все реквизиты документа, то быстрее всего его можно найти, заполнив поля Номер и Дата.

    Найти и открыть текст следующих документов:

    3. Конституция РФ;

    Кодексы можно найти двумя способами:

    1. Через карточку поиска (Вид документа - кодекс);

    2. Через кнопку Кодексы на панели инструментов.

    Найти и открыть текст Налогового кодекса (часть 1) и Бюджетного кодекса.

    Рассмотрим внимательно панель инструментов программы КонсультантПлюс. Она содержит несколько полезных кнопок:

    Быстрый поиск – обеспечивает быстрый поиск документов по всем разделам;

    Найти статью 20 Лесного кодекса РФ:


    Правовой навигатор – поиск документов по интересующему вопросу, когда не известны реквизиты;

    Найти с помощью Правового навигатора материалы по ставкам налога:


    Путеводители - материалы по актуальным темам;

    Пример: Найти путеводитель по НДС.

    Словарь терминов – словарь финансовых и юридических терминов;

    Пример: Найти определение понятий – налог, ценная бумага.

    Пример: просмотреть курсы доллара и евро в текущем году.

    Обзоры – обзоры новых документов, включенных в КонсультантПлюс.

    Пример: просмотреть анонс журналов издательства Главная книга.

    Пресса и книги – поиск документов в прессе.

    Пример: найти материалы по бухгалтерской отчетности организации


    История поисков – история поисковых запросов, чтобы запрос отобразился в Истории поисков, необходимо построить список найденных документов – F 9.

    Домашнее задание: повторить изученный материал.

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Читайте также: