Имеют ли право отчислить за пропуски

Обновлено: 04.07.2024

1.2. Положение устанавливает единые требования к организации учёта посещаемости обучающимися учебных занятий, осуществлению мер по профилактике пропусков, препятствующих получению начального общего, основного общего образования, и является обязательным для всех работников образовательного учреждения, обучающихся и их родителей (законных представителей).

2. Организация учета посещаемости учебных занятий.

2.1. Для предотвращения пропусков уроков без уважительной причины в образовательном учреждении ведётся мониторинг пропусков уроков.

Цели и задачи мониторинга:

1. вовлечение всех обучающихся в образовательное пространство;

2. освоение обучающимися государственного образовательного стандарта на уровне 100%;

3. предупреждение второгодничества и отсева обучающихся;

4. своевременное выявление обучающихся, имеющих пропуски без уважительной причины;

5. оперативное реагирование администрации образовательного учреждения на выявленные проблемы.

2.2. В настоящем Положении используются следующие основные понятия:

Учебные занятия– обязательные для посещения занятия, проведение которых регламентировано годовым календарным графиком образовательного учреждения, его учебным планом и расписанием.

Учебный день– часть календарного дня, установленного годовым календарным графиком и расписанием для проведения учебных занятий.

Учебная неделя– часть календарной недели, состоящая из учебных дней.

Опоздание на учебное занятие– прибытие на учебное занятие после начала и до истечения половины времени, отведенного на его проведение.

Систематическое опаздывание– опаздывание на учебные занятия в течение половины и более учебных дней недели.

Пропуск учебного занятия– отсутствие на занятии в течение более чем половины времени, отведенного на его проведение.

Пропуск учебного дня– отсутствие в течение учебного дня более чем на половине учебных занятий.

Пропуск учебной недели– пропуск в течение учебной недели более чем половины учебных дней.

Непосещение– отсутствие на учебном занятии (в течение учебного дня, учебной недели) на протяжении всего отведенного на его проведение времени.

2.3. Все пропуски уроков обучающимися делятся на пропуски по уважительной причине и пропуски без уважительной причины.

2.3.1. Опоздание, пропуск, непосещение учебного занятия (дня, недели) по уважительной причине – отсутствие в течение выше названного учебного времени:

- в связи с медицинскими показаниями;

- обстоятельствами чрезвычайного, непредвиденного характера;

- по согласованию с классным руководителем на основании личного обращения обучающегося;

- письменного заявления или записки от родителей (законных представителей) в связи с болезнью ребёнка без обращения к врачу, иные семейные обстоятельства;

- документов из других учреждений и организаций (вызов в военкомат или правоохранительные органы и др.)

- освобождение от занятий по приказу руководителя образовательного учреждения (участие в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах и других социально значимых мероприятиях).

2.3.2. Опоздание, пропуск, непосещение учебного занятия (дня, недели) без уважительной причины – отсутствие в течение выше названного учебного времени в связи с обстоятельствами или основаниями, не попадающими под п. 2.3.1. настоящего Положения.

2.4. Пропуски по уважительной причине должны быть сопровождены соответствующим документом:

1. медицинская справка;

2. заявление или записка от родителей (законных представителей);

3. приказ руководителя образовательного учреждения об освобождении от занятий;

4. повестка в военкомат и др.

2.5.Один учебный день, пропущенный учащимся без уважительной причины, является основанием для:

- беседы с родителями;

- оформления докладной в администрацию образовательного учреждения;

2.6. Учет посещаемости учебных занятий ведется на уровне каждого обучающегося, на уровне класса, на уровне образовательного учреждения.

2.6.1. Учет посещаемости на уровне каждого обучающегося, на уровне класса осуществляется ежедневно классными руководителями и заключается в фиксировании всех допущенных учащимися в течение учебного дня опозданий или пропусков уроков, кроме пропусков уроков по разрешению администрации.

2.6.2. Учет на уровне образовательного учреждения осуществляется администрацией школы 1 раз в четверть (или еженедельно, по решению педагогического совета) и заключается в обработке статистических сведений; организации профилактических мероприятий по обеспечению посещаемости и обязательности получения общего образования всеми обучающимися; передаче обобщенных сведений в муниципальный орган, осуществляющий управление в сфере образования.

2.6.3. При подсчете количества пропущенных учащимися уроков, уроки, на которые имеется оправдательный документ, считаются пропущенными по уважительной причине. Оправдательные документы, кроме приказов, хранятся в классном журнале.

- пропуски без уважительной причины отмечаются числом пропущенных уроков.

3.Организация деятельности педагогического коллектива

3.1. Деятельность педагогического коллектива по предупреждению пропусков учебных занятий без уважительной причины планируется на учебный год. Данную деятельность осуществляют: директор, классные руководители, Совет профилактики правонарушений. Работа с семьями, находящимися в социально опасном положении, строится в тесном контакте с Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав органа местного самоуправления, органом здравоохранения, отделом социальной защиты, отделом внутренних дел и муниципальным органом, осуществляющим управление в сфере образования, родительской общественностью и др.

3.2. Все учителя-предметники и классные руководители обязаны строго следить за посещаемостью уроков и опозданиями учащихся, делая об этом отметки в классном журнале.

3.3. Классный руководитель:

- Ежедневно учитывает пропуски обучающихся в классном журнале, по итогам учебной четверти и года заполняет Сводную ведомость учёта пропущенных уроков.

- Сообщает родителям (законным представителям) обучающихся обо всех случаях опозданий или пропусков уроков без уважительных причин.

- Выясняет причину каждого пропуска урока обучающимися.

- Сообщает администрации образовательного учреждения о пропусках уроков без уважительных причин.

- Принимает профилактические меры для предотвращения пропусков уроков без уважительных причин.

- Предупреждает в письменной форме родителей, не принимающих надлежащих мер для возвращения ребенка в школу, об административной ответственности за уклонение от своих основных обязанностей по воспитанию и получению детьми основного общего образования (ч. 2 ст. 63 Семейного кодекса РФ, ч. 2 ст. 52 Закона РФ "Об образовании").

- Еженедельно предоставляет администрации образовательного учреждения информацию об обучающихся, не посещающих учебные занятия без уважительной причины, – по установленной форме.

- Ведёт учет занятости обучающихся во внеурочное время.

- Готовит документы на обучающихся, систематически пропускающих уроки без уважительных причин, для постановки их на внутришкольный учет.

- Ежеурочно отражают пропуски обучающимися в классном журнале на странице преподаваемого предмета.

- Принимают меры по ликвидация пробелов в знаниях обучающихся для предотвращения психологического дискомфорта школьников на уроках, успешной аттестации обучающегося за отчетный период.

- Информируют классного руководителя об опоздании или пропуске учебного занятия обучающимся.

3.5. Классный руководитель:

- Проводит индивидуальную работу с обучающимися и их родителями (законными представителями), направленную на выявление причин пропусков, на предотвращение пропусков уроков без уважительных причин.

- Оказывает педагогическому коллективу консультативную помощь по организации работы с обучающимися, пропускающими уроки без уважительных причин, на основе изучения личности ребенка, его жизненных обстоятельств, социального статуса семьи, состояния здоровья.

- Соблюдает условие конфиденциальности информации.

3.6. Совет профилактики правонарушений:

- Изучает и анализирует причины пропусков учащимися уроков.

- Рассматривает персональные дела учащихся систематически пропускающих уроки.

- Проводит профилактические беседы с родителями, не выполняющими свои прямые родительские обязанности по воспитанию детей. В необходимых случаях ставит вопрос о привлечении таких родителей к установленной Законом ответственности перед соответствующими государственными и общественными организациями.

- Организует индивидуальное шефство над трудными подростками. Заслушивает классных руководителей о работе по предупреждению пропусков уроков учащимися.

3.7. Администрация образовательного учреждения:

- Совместно с классными руководителями готовит документы на обучающихся, систематически пропускающих уроки без уважительных причин, для постановки их на внутришкольный учет, учет в КДН и ОДН для установления нахождения обучающегося и его родителей, в том числе в отношении родителей (законных представителей), не уделяющих должного внимания воспитанию и обучению ребенка.

- Организует работу классных руководителей по предупреждению пропусков уроков.

- Проводит индивидуальную работу с обучающимися и их родителями (законными представителями).

- Организует рассмотрение персональных дел обучающихся, имеющих значительное число пропусков по неуважительным причинам, и их родителей (законных представителей), на Совете профилактики правонарушений.

4. Ответственность за ведение учёта и предоставление сведений о посещаемости учебных занятий.

4.1.Ответственными за ведение персонального учёта посещаемостиучебных занятий на уровне каждого обучающегося (персональный учёт) являются преподаватели, ведущие урок в классе, и классные руководители.

Ведущий персональный учёт посещаемости несёт ответственность за своевременность занесения в соответствующие документы сведений об опозданиях, пропусках и непосещениях обучающихся по окончании каждого учебного занятия.

4.2. Ответственными за ведение персонального учёта посещаемости учебных занятий на уровне класса являются классные руководители. Ведущий учёт посещаемости по классу несёт ответственность:

- за достоверность данных об общем количестве опозданий, пропусков, непосещений каждого обучающегося и доведение этих сведений до их родителей (законных представителей);

- за оперативность установления причин нарушения посещаемости и осуществление мер по их устранению и предупреждению;

- за своевременность оформления и предоставления сведений о посещаемости учебных занятий по требованию должностных лиц;

- за конфиденциальность информации личного характера.

4.3. Ответственными за ведение персонального учёта посещаемости учебных занятий на уровне школы являются классные руководители. Ведущий учёт посещаемости по школе несёт ответственность:

- за обеспечение оперативности установления причин нарушения посещаемости и осуществления мер по их устранению и предупреждению;

- за достоверность статистической информации, наличие и полноту баз данных об учащихся, не приступивших к учёбе, не посещающих образовательное учреждение и пропускающих половину и более учебных занятий без уважительной причины, систематически опаздывающих и пропускающих учебные занятия по болезни;

- за своевременность предоставления выше названных документов по требованию должностных лиц.

4.4. Ответственными за сбор персонифицированной информации об учащихся, не приступивших к занятиям по уважительной причине и без уважительной причины, являются классный руководитель и администрация образовательного учреждения.

5. Права, обязанности и ответственность

обучающихся за пропуски без уважительной причины.

Ответственность родителей (законных представителей) обучающихся.

5.1. Обучающийся имеет право:

- предъявлять документы, объясняющие причины отсутствия на учебных занятиях;

- участвовать лично или через родителей (законных представителей) в рассмотрении вопросов посещаемости и пропусков занятий.

5.2. Обучающийся обязан:

- посещать учебные занятия согласно учебному плану и расписанию учебных занятий;

- независимо от причины пропуска изучить материал уроков и сдать пропущенный теоретический материал в срок не более 3 учебных дней после пропущенного занятия. Учитель оказывает консультативную помощь. Формы работы над пропущенным материалом:

- самостоятельная работа дома;

- индивидуальная работа с учеником на уроке;

- консультации сильных учащихся.

5.3. В случае пропуска уроков без уважительной причины к обучающемуся принимаются меры воздействия:

- ученик предоставляет объяснительную о причине пропуска;

- индивидуальная беседа классного руководителя с учеником;

- индивидуальный контроль учета посещаемости учащегося;

- приглашение родителей в школу;

- вызов на Педагогический совет;

- вызов на Совет профилактики правонарушений;

- вызов на Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав;

- постановка обучающегося на внутришкольный учет.

5.4. Родители обучающихся обязаны:

- в течение 3-х часов уведомить классного руководителя об отсутствии ребенка, указать причину и сроки пропуска.

- в течение двух дней предоставить документ, подтверждающий причину пропусков (справка, записка от родителей, заявление и т.д.).

- явиться в школу по требованию администрации образовательного учреждения, педагога или классного руководителя.

6. Основные формы работы по предотвращению

пропусков уроков без уважительных причин

- Ведение в классных журналах контроля посещаемости учащихся.

- Ведение тетрадей посещаемости обучающимися учебных занятий классными руководителями.

- Посещение обучающихся на дому с целью выявления причин уклонения обучающихся от учебных занятий.

- Проведение классных часов с обучающимися, родительских собраний.

- Организация досуга учащихся, вовлечение обучающихся во внеурочную деятельность.

Отчисляют ли платников: уважительные и неуважительные основания для исключения, сроки, возможность восстановления. Порядок и нюансы проведения процедуры.

За что могут отчислить?

Поводы для отчисления учебное заведение определяет самостоятельно. Это прописывается в уставе, опубликованном на официальном сайте вуза. К уважительным причинам относят:

  • Собственное желание обучающегося;
  • Смена места жительства;
  • Наличие медицинских показаний;
  • Семейные, личные обстоятельства;
  • Призыв в армию.

Отчислить обучающихся на коммерческих условиях могут по неуважительным поводам:

  • Несоблюдение общественных норм, установленных университетом и общежитием, шумное, разбойное поведение, порча имущества, курение в неположенных местах.
  • Оскорбления, бестактное отношение к преподавателям, студентам.
  • Появление в состоянии алкогольного, наркотического опьянения, употребление запрещенных веществ.
  • Указание неверной информации при поступлении, предоставление фальшивого паспорта, аттестата.
  • Нарушение условий контракта, сроков оплаты обучения, игнорирование предупреждений. О просрочке студент получает извещение от руководства факультета. Он продолжит учиться, погасив задолженность за отведенный период.
  • Плохая посещаемость, неуспеваемость.
  • Несвоевременный выход из академического отпуска — за 30 дней до начала обучения не оформлен допуск, обучающийся не появляется на занятиях 10 дней.
  • Неоправданная неявка на сессию.
  • Тюремное заключение.

Студента могут отчислить из-за невыполнения учебного плана:

  • Не завершил какую-либо аттестационную работу (выпускную квалификационную (ВКР), отчетную, курсовую), не прошел практику, не защитил диплом специалиста.
  • Не получил положительный балл по предмету на основном экзамене, двух последующих пересдачах. Оспорить оценку можно во время экзамена или позже. Первая пересдача назначается преподавателем, вторая — деканатом.
  • Провалил три экзамена (больше 80% от сессии).
  • Не сдал недостающие предметы при переводе на смежный факультет.
  • В отведенный деканатом период студент не ликвидировал задолженность. Обычно срок истекает через 30 дней с момента окончания зимней сессии, летних каникул.

Систематическая непосещаемость не является основанием для исключения на законодательном уровне, но она прописывается во внутреннем уставе вуза и приравнивается к неуспеваемости. В российских учебных заведениях максимально допустимый процент прогулов без уважительной причины от общего количества лекций составляет 3−5%.

В уставе вуза пункт прописывается подробно. Студент, не посещающий занятия по весомой причине и владеющий подтверждением, имеет шанс избежать исключения. Уважительные пропуски не портят репутацию обучающегося.


Порядок отчисления

Организационные моменты, касающиеся процедуры исключения, прописываются в уставе учебного заведения и обговариваются индивидуально с обучающимся. Отчисление не становится для студента неожиданностью: его оповещают заранее.

Процедура не проводится во время каникул, декрета, академического отпуска, больничного.

Отчисляют следующим образом:

  1. Если исключение происходит по воле обучающегося, он оставляет заявление и направляет в деканат, где его рассматривают 10 дней.
  2. Когда инициатором исключения выступает вуз, студент предоставляет руководству объяснительную, указывает причину прогулов, неуспеваемости. Отказ сообщить подробную информацию не препятствует исключению.
  3. Сотрудники факультета оформляют и передают документацию ректору. Он подписывает, возвращает администрации факультета, что обычно занимает 3 дня.
  4. На факультете оформляют акт об исключении и направляют в отдел кадров. Отчисляемый ознакомляется с актом в течение 10−14 дней и расписывается.
  5. Вся документация, подававшаяся при поступлении, возвращается студенту. Нужно вернуть студенческий билет, зачетную книжку, предоставить заверенный обходной лист, подтверждающий отсутствие долгов. Обучающийся посещает указанные кабинеты, коммерческий отдел, общежитие, библиотеку, методический отдел, администрацию факультета.

Студент, обучающийся на платной основе, должен быть внимателен: плата взимается, пока официально не выйдет приказ о том, что его отчислили. Чтобы избежать исключения, обучающийся может взять перерыв на 1−2 года, но по уважительной причине. В этот период он спокойно готовится к пересдаче.

Какие документы получают отчисленные?

Исключенному с платного отделения студенту, предоставившему обходной лист, выдаются оригиналы документов, подававшиеся при поступлении: школьный аттестат, диплом об окончании среднего профессионального учреждения, свидетельства и прочее. Следует запросить академическую справку, где прописываются освоенные дисциплины с указанием количества часов, оценок. Она поможет вернуться в вуз, поступить на ту же специальность в другое учебное заведение, перевестись на смежный факультет.

Как оспорить отчисление?

Отчисленный может обжаловать решение, аннулировать действие приказа и вернуться на обучение, если процедура выполнена незаконно: в процессе сессии допущена ошибка, исключение произошло без предоставления двух пересдач.

Проблема отчисления решается в пределах вуза при посещении ректората. У обучающегося есть право обратиться в следующие организации:

  • Роспотребнадзор.
  • Министерство образования.
  • Правоохранительные органы.
  • Судебная инстанция.


Что делать, если тебя отчислили?

В случае исключения из вуза у платника есть три варианта: подать заявление на восстановление, поступить в другой университет, начать работать. Крайне редко студента хотят отчислить без права восстановления. Вернуться в учебное заведение невозможно, если учащийся отчислен до окончания первого курса по неуважительной причине. В этом случае нужно поступать заново.

Решение о восстановлении принимает специальная комиссия. Студенты, исключенные со второго и последующего курсов по уважительной причине, имеют право на восстановление пять лет.

Этапы возвращения в вуз:

  1. Написать заявление на имя ректора (с подписью декана).
  2. Приложить школьный аттестат, доказательство уважительного основания для отчисления, академическую справку, подтверждающую факт обучения.
  3. После составления приказа студент восстанавливается на том же курсе с сохранением прежней формы обучения, но может выбрать иную форму или вуз.
  4. Человек, планирующий продолжить учиться в другом учебном учреждении, предоставляет ту же документацию.
  5. Если отчислили из-за неуспеваемости, студент обязан погасить долги и заработать по проваленным дисциплинам положительные оценки. Восстановление возможно по завершении сессионного периода.

Адрес поступления:

Москва, Ленинградский пр-т. д. 80, корп. Г (м. Сокол)
Москва, ул. Измайловский вал, д. 2, корп. 1 (м. Семеновская)

Телефон: 8 (800) 100 00 11

График работы приёмной комиссии:
Пн — Пт: 09.00−20.00;
Сб — Вс: 10.00−17.00.

Отчисление ученика из школы по инициативе школьного руководства — это процедура, которая проводится в строгом соответствии с федеральным законом об образовании.

За что могут отчислить из школы ученика

У каждой из сторон школьной баррикады есть свои права и обязанности. У школьника и его родителей, подвергающихся давлению со стороны школьной администрации. У директора и учителей, защищающих права учеников и свои собственные. У родителей, защищающих своих детей от школьных хулиганов.

  • по приказу руководства школы за определенные проступки и нарушения;
  • в случаях незаконного зачисления ученика по его вине (по вине его родителей) в школу и обнаружения этого нарушения;
  • если школу закрывают (ликвидируют);
  • при других обстоятельствах, которые не зависят ни от воли ученика и его родителей, ни от воли обучающей организации;
  • по просьбе родителей ученика или по просьбе самого ученика.
  • если ученику не исполнилось 15 лет;
  • нельзя исключить школьников с ограничениями по психическому здоровью;
  • во время каникул;
  • во время академического отпуска;
  • когда ученик болеет;
  • нельзя исключить из школы беременную школьницу и ученицу в отпуске по беременности и родам;
  • если ученик оформил отпуск по уходу за ребенком.

Исключение из школы за нарушения

За что могут исключить из школы по приказу директора: если ученик не один раз нарушал устав школы или регулярно нарушает правила школьного распорядка. Чтобы отчислить ученика, руководство школы должно подтвердить, что:

  • оно перепробовало все другие доступные ему меры воздействия — замечания, выговоры, беседы, работу с психологом и социальным педагогом;
  • ученик плохо влияет на других школьников — нарушает их права;
  • ученик нарушает права учителей или других работников школы;
  • он нарушает нормальный школьный процесс и мешает проводить обучение других учеников.

Закон не разрешает исключение из школы за одно нарушение или проступок. Если проступки школьника не были зафиксированы на бумаге, они не будут учитываться при рассмотрении вопроса об отчислении. Если ученик в течение года не получал выговор или замечание, отчислить его не имеют права.

Как отчисляют из школы

Отчислить могут только ученика старше 15 лет. Рассмотрим поэтапно процедуру отчисления: Шаг 1. Предварительная работа со школьником и родителями:

  1. Все нарушения ученика фиксируются, собираются доказательства. Если никакие разъяснительные беседы с учеником и его родителями не помогают, созывается педсовет.
  2. На педагогический совет приглашают комиссию по делам несовершеннолетних. В ее присутствии и при ее участии обсуждают вопрос об отчислении.
  3. Беседуют с родителями ученика, объясняют им, что ученику предстоит отчисление, если он не исправится.

Шаг 2. Назначается испытательный срок.

В течение испытательного срока за учеником наблюдают, контролируют его поведение, успеваемость, посещение уроков. Если поведение школьника не меняется, переходят к следующему шагу.

Шаг 3. Процедура отчисления.

Предварительно родителям предлагают самим написать заявление о просьбе исключить ребенка из школы. В этой ситуации родители могут указать в заявлении общую причину, не расписывая промахи своего ребенка.

Если они отказываются, директор оформляет приказ в принудительном порядке с указанием причины отчисления.

Шаг 4. Информирование ученика и родителей.

Когда приказ подписан, родителям и ученику сообщают об этом. Им выдают личное дело, медицинскую карту, справку об обучении.

В течение месяца после подписания приказа об отчислении ребенка должны принять в другую школу.

Что делать, если не согласны с отчислением

Что делать, если выгоняют из школы, а вы считаете это неправомерным:

  1. Родители ученика или его законные представители могут обратиться в школу и попросить директора письменно объяснить, за что и почему ребенка исключают.
  2. После этого написать заявление в Управление образования, подробно изложив ситуацию. Приложить к заявлению письменное объяснение директора. Если есть какие-то доказательства или свидетельство того, что руководство школы действует неправильно, их нужно приложить в письменном виде.
  3. Если с помощью управления образованием не получается разобраться с проблемой, можно обратиться в прокуратуру.

Все эти действия помогут при условии, что ученик больше не нарушает устав, извинился за свои проступки, убедил директора в том, что исправился и больше такого поведения не допустит.

За что могут выгнать из школы: мифы и реальность

Иногда учителя в порыве эмоций говорят ученику, что за двойки его отчислят из школы. Могут ли выгнать из школы за неуспеваемость и могут ли выгнать из школы за прогулы?

  • дать ему возможность пересдать двойки;
  • оставить на второй год;
  • предложить перейти на семейное обучение частично или полностью.

С одной стороны, хорошо, что законодательство защищает права несовершеннолетних и дает им право получать образование до 15 лет, не боясь отчисления из школы. С другой стороны, это оставляет безнаказанными малолетних хулиганов.

Когда в классе появляется ученик, поведение которого угрожает здоровью остальных детей или мешает учебному процессу, от него невозможно избавиться при помощи отчисления.

Пример. В первый класс без нарушений зачислили ребенка. Никаких указаний по его психическому или физическому здоровью не было. Со второго месяца обучения школьник стал проявлять неуважение к учителю, срывать уроки. Требовал к себе повышенного внимания. Обижал других детей. Беседы с родителями ребенка не привели ни к каким результатам. Время шло, а ситуация становилась все хуже. Родители пострадавших детей написали коллективное письмо директору с просьбой разобраться в ситуации. Решением директора стало перевести ученика в другой класс с нового учебного года. Предполагалось, что на поведение школьника может влиять и сама учительница, и дети, обучающиеся в классе. На этой версии настаивали родители маленького хулигана. Со следующего учебного года ситуация повторилась в новом классе. Его одноклассники дома рассказывали не о своей учебе, а о том, чем опять отличился новенький. Постоянные срывы занятий, угрозы в адрес учителя и детей. И физическая агрессия. Школа в данном случае не имеет права отчислить ребенка. Что можно сделать в этой ситуации руководству школы и родителям пострадавших детей:

  1. Руководство школы должно фиксировать все нарушения ребенка.
  2. С учеником и его родителями проводят беседы психолог и социальный педагог. Предлагают возможность перевестись на семейное обучение или пройти медкомиссию и перевестись в коррекционную школу.
  3. О любом проступке ребенка, побоях, угрозах, хамском поведении сообщается родителям.
  4. Руководство школы предлагает родителям или другим доверенным лицам присутствовать на уроках. Чтобы они сами могли оценить ситуацию и несли ответственность за поведение своего ребенка. Для достижения эффекта недостаточно одного-двух посещений.
  5. Родителям пострадавших детей фиксировать каждую ситуацию. Писать о каждом случае заявление на имя директора. Собирать показания свидетелей. Если есть любые проявления физического насилия: ушибы, ссадины, царапины, синяки — письменно фиксировать их на осмотре врачом. Поговорить с родителями хулигана. Объяснить, что нужно срочно скорректировать поведение ребенка или забрать его из школы, чтобы он не вредил другим детям. Объяснить всю серьезность намерений пострадавших: если ничего не поменяется, с ребенком начнут работать сотрудники из отдела по делам несовершеннолетних. Рассказать о том, что собраны все факты неадекватного поведения, есть показания свидетелей психологического насилия и фактов нападения, есть свидетельство врачебного осмотра, подтверждающее нанесение физического вреда. Объяснить, что пострадавшие приложат все усилия для того, чтобы хулигана наказали.

В таких ситуациях нужно постараться доказать родителям хулигана, что их бездействие вредит их же ребенку.

Читайте также: