В чем причина безграмотности граждан россии

Обновлено: 03.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ ГРАМОТНОСТИ У МОЛОДЕЖИ

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема распространения безграмотности среди молодежи, выделяются и описываются ее основные причины. Выяснены особенности влияния сети

Ключевые слова: образование, влияние интернета, письменная разговорная речь, тотальная неграмотность, проблемы педагогики.

Annotation: This article addresses the problem of illiteracy among young people, identifies and describes its main causes. The peculiarities of the impact of the Internet on the modern generation of people have been clarified. This direction is also supplemented by the consideration of issues such as the low level of education of the population and defects in the teaching of the Russian language in schools. The article also provides an analysis of researchers’ views on this problem.

Key words: education, the influence of the Internet, written spoken speech, total illiteracy, problems of pedagogy.

В настоящее время образование доступно почти всем, а в нашей стране и вовсе является бесплатным и обязательным. Научиться грамотно писать может каждый, однако современная молодежь часто не уделяет должного внимания этому вопросу. В результате мы получаем множество номинально образованных людей, качества письма которых оставляет желать лучшего.

Стыдно ли быть безграмотным в наше время? Ответ неоднозначный.

С одной стороны, стыдно и даже очень. В Интернете активно продвигаются курсы грамматики, ежегодно проводится “Тотальный диктант” в городах России, возросла популярность профессии корректора. Эпоха “олбанского” языка осталась позади, общение смайлами отчетливо сходит на

нет. Люди осознали, что грамотно написанный текст - самый простой путь к взаимопониманию. Несмотря на это, безграмотность становится повсеместной. Любые блоги, чаты, личные страницы в социальных сетях и даже печатных изданиях изобилуют разнообразными ошибками. Рассмотрим наиболее распространенные из них:

- орфографические (неверное употребление “-тся” и “-ться” в глаголах, слитное написание частицы “не”, ошибки в корнях с чередованием и т.д.);

- пунктуационные (“интуитивная” постановка запятых, путаница с использованием тире и двоеточия, игнорирование знаков препинания в принципе);

- морфолого-стилистические при употреблении имен существительных, числительных и других частей речи (“партия носок”, “поздравляю с днем рождением”, “ихнее мнение”, “более двести страниц”);

- грамматико-синтаксические при употреблении простых и сложных предложений (наиболее часто встречается неверное построение предложений с деепричастным оборотом, например: “Размышляя над его рассказом, в моей голове зарождались сомнения”);

Так в чем же причины повсеместной малограмотности?

Данная проблема активно обсуждается не только педагогами, журналистами и филологами, но и простыми обывателями с активной жизненной позицией, и у каждого имеется свое мнение по этому вопросу.

Далее рассмотрим три основные причины снижения уровня грамотности в нашей стране.

1. Активное использование сети “Интернет”. Интернет - это особая социальная среда, предписывающая не только определенные условия общения, но и принципы речевого поведения. Можно считать, что с распространением сети появился новый вид языковой коммуникации - письменная разговорная речь, неотредактированная, с более свободной системой регламентации. Войдя в сетевую сферу употребления, русский язык был вынужден адаптироваться к новым условиям жизни: в веб-пространстве традиционные книжно-письменные стили попадают под воздействие разговорного языка и приобретают черты устно-разговорного стиля.

Кроме того, многие специалисты убеждены, что Интернет влияет на формирование мышления человека, его способность концентрироваться и удерживать информацию в памяти, что также влияет на уровень грамотности. Интернет, как известно, формирует экранное, клиповое мышление и ориентирован на быстрое, поверхностное считывание информации, которая предоставляется в случайном порядке.

2. Низкий процент “читающей” молодежи. Многие специалисты отмечают, что основной причиной увеличения числа малограмотных людей является низкий уровень начитанности. Еще в 30-х годах прошлого века советский лингвист Лев Владимирович Щерба писал: “. механизм грамоты,

несомненно, приобретается и чтением . Совершенно очевидно, что дети, которые должны овладеть литературным языком, должны читать наших классиков , и читать их в большом количестве”. Без сомнения, большинство информации на данный момент потребляется человеком именно в виде текста: новостная лента, деловые и дружеские переписки, газеты и журналы. Однако, это далеко не та литература, которая учит грамотному письму. Особые стили текстов (использование сленга, отсутствие пунктуации, короткие нераспространенные предложения) накладывают отпечаток на восприятие информации, и человек неосознанно запоминает ошибки и переносит их в деловую и повседневную письменную речь.

Педагоги также отмечают, что важнейшую роль в развитии грамотности играет семейное чтение, а в современное время данная практика отходит на второй план.

3. Дефекты методики преподавания. В русском языке, как известно, не существует однозначного соответствия между звучанием слова и его написанием. Писать на слух нельзя, в этом и состоит сложность обучения грамотному письму. До середины 80-х годов прошлого века повсеместно использовался зрительно-логический метод подачи информации. Учеников сначала знакомили с буквами, с помощью букв учили составлять слова и читать их. После освоения чтения детей знакомили с правилами русского языка, а писать под диктовку, на слух они начинали только в конце третьего класса. Зрительный метод обучения был нацелен на то, чтобы дети привыкали писать в соответствии с тем, что видели, а изучение системы правил позволяло усвоить логику языка. [4]

Во второй половине 80-х годов прошлого века были разработаны учебные программы, основанные на фонематическом методе, которые в первую очередь обучают звуковому анализу речи, определению звукового состава слова. Только после этого изучаются буквы и перевод звукового образа в буквенную запись. Современные программы побуждают детей писать “как слышишь”.

В заключение данной статьи хочется верить, что молодежь научится ценить русский язык, что модным станет образованность и грамотное изложение своих мыслей, а не общение в стиле Интернет-сленга. Я считаю, что в современном обществе безграмотность должна считаться пороком, а умение писать и говорить правильно - престижным. Мода - модой, а свой язык надо знать. Нужно помнить о нем и гордиться им!

1. Клушина, Н.И. Интернет: от безграмотности к новой грамотности? / Русская речь.— 2016.— № 5. - С. 63–65.

2. Клушина, Н. И. Интернет-стилистика в России. Постановка проблемы / Русский язык и литература в пространстве мировой культуры. Материалы Конгресса МАПРЯЛ. В 15 т. СПб., 2015. Т. 13.

3. Цицкун, В.В. Опосредованное влияние интернета на грамотность современной молодежи // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2015. №4. URL:

Как родители оказались не готовы к дистанту

Кто стал нулевым пациентом коронавируса, доподлинно неизвестно. По одной версии, причиной возникновения болезни, изменившей ход истории, стал необразованный китайский крестьянин, который решил отобедать летучей мышью. По другой – источником заразы стал рынок морепродуктов. По третьей – вирус по неосторожности одного из ученых вышел за пределы лаборатории. Место действия во всех трех легендах фигурирует одно и то же: китайский город Ухань. А дальше события развивались драматически. Первая вспышка произошла в Поднебесной в декабре, меньше чем через месяц вирус проник в Южную Корею, Таиланд, США, Францию, Австралию, Канаду. Вскоре большинство стран начали закрывать свои границы, готовиться к эпидемии.

Очень скоро глобальные изменения коснулись и образования, во всем мире уроки массово начали переводить в онлайн. Растерянность детей и взрослых, нехватка домашних компьютеров, отсутствие методик ведения дистанционных уроков – непросто было всем. Пока заграничные мамочки и папочки стоически терпели неудобства от внезапно переехавшего в их квартиры и дома образовательного процесса, российские родители как бы в шутку спрашивали: почему нельзя просто закрыть детей и учителей на время локдауна в школе?

Неравнодушные матери докопались до причин пандемии

Ребенок Анны учится в элитной столичной школе, и, по словам девушки, классный чат до пандемии коронавируса отличался адекватным содержанием и вполне пристойным поведением родителей. Однако скучные разговоры о сборе денег на нужды школы неожиданно разбавили сторонники всемирной теории заговора.

До конца, правда, непонятно, как мэр российской столицы умудрился организовать пандемию в США, Италии, Испании, да и в целом во всем мире. Но это ведь такие незначительные детали. Теперь же, когда коварные планы Собянина осуществляются, неравнодушные мамочки обязаны выступить единым фронтом, собрать подписи против дистанционного обучения и спасти детей от жестокого эксперимента.

Не ту страну назвали Гондурасом

Зависимость снижения числа заболевших от вакцинации прослеживается четко: когда доля привитых достигает хотя бы половины популяции, коронавирус начинает сдавать позиции. Люди могут наконец-то отказаться от масок, открываются практически все заведения и организации, нет ограничений по перемещению. И, самое главное, люди реже болеют и умирают.

В странах, где прививочная кампания продвигается с трудом, власти придумывают разные ухищрения, чтобы доказать взрослым и вроде бы образованным людям, что укольчик не страшнее укуса комарика. В Польше объявили лотерею, в России разыгрывают машины, в Латвии идет акция: пришел привиться сам – приведи еще одного человека.

Не доводами рассудка, а хлебом и зрелищами приходится заманивать на вакцинацию образованных людей. Вдвойне страшно, что саботаж единственной меры, которая способна остановить смертельный вирус, устроили учителя. Те самые люди, которые во многом отвечают за образование, воспитание детей, формирование научной картины мира.

С начала учебного года от работы без сохранения заработной платы начали отстранять педагогов, которые не сделали прививку от коронавируса. В Брянской области до занятий не допустили более сотни педагогов.

И такие случаи единичными не назовешь. Так, сразу 15 учителей отстранили от уроков в одной из школ Владивостока. А в красноярской гимназии № 8 от вакцинации отказалась учитель с 30-летним стажем Оксана Торопова. В последнем случае, кстати, родители свое веское слово сказали. Нет, не педагогу, мамочки и папочки потребовали у администрации образовательного учреждения допустить педагога до занятий без вакцинации.

Подавляющее число поставивших прививку в странах-хорошистах – совершеннолетние люди. Детям стали ставить вакцину относительно недавно. В Австрии, Израиле и Франции, например, прививки делают школьники старше 12 лет, причем медпункты зачастую разворачивают прямо во дворах образовательных учреждений. Вакцинация вовсе не обязательна, но, если у ребенка нет прививки, он обязан чуть ли не каждый день сдавать тесты на коронавирус. За счет родителей, конечно. Его средняя стоимость составляет 15 евро.

До таких показателей России, в которой очевидную меру защиты от смертельной заразы саботируют даже отвечающие за просвещение люди, очень далеко. Между тем вирус, который считали безопасным для детей, начал убивать и их.

Им не угодило безобидное ПЦР-тестирование в школах, которое в пилотном режиме внедрили в нескольких столичных учреждениях для быстрой диагностики коронавируса.

О какой лицензии в этом случае говорит активистка, остается только догадываться. Ведь тесты проводят не учителя, а медики.

Пьем, курим, но боимся прививки

Погуглим уровень образованности населения


Ключевые слова: образование, безопасность жизнедеятельности, неграмотность.

В данной статье под неграмотностью мы понимаем - незнание правил безопасного поведения при опасных и чрезвычайных ситуациях различного характера, а также общее незнание элементарных основ безопасности жизнедеятельности.

Необходимо отметить, что в условиях современного общества снижается уровень безопасности взаимодействия человека со средой обитания – производственной, природной, бытовой. По нашему мнению, необходимо решить проблему защиты человека и окружающей среды от воздействия негативных факторов. Поэтому важным аспектом в этой теме является формирование именно культуры безопасности человека.

Человек, обладающий культурой безопасности жизнедеятельности отличается определенным уровнем психологической устойчивости и психологической готовности к действиям в различных жизненных ситуациях. Психологическая готовность личности безопасного типа объясняется предвидением опасности, осознанием возможностей уклониться от них, наличием навыков преодоления опасности.

Грамотность населения нашей страны в области безопасности жизнедеятельности во многом не соответствует реальным условиям жизнедеятельности, так как она отстает от стремительных темпов развития цивилизации. Надо понимать, что полной безопасности не бывает, поэтому развитие человечества и технический прогресс требуют повышенной ответственности каждого человека за свои поступки.

Население должно быть вооружено элементарными теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:

§ идентификации негативных воздействий среды обитания естественного, антропогенного и техногенного происхождения;

§ прогнозирования развития этих негативных воздействий и оценки последствий их действия;

§ создания комфортного (нормативно допустимого) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;

§ проектирования и эксплуатации техники, технологических процессов и объектов экономики в соответствии с требованиями но безопасности и экологичности;

§ разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий;

§ обеспечения устойчивости функционирования объектов и технических систем в штатных и чрезвычайно опасных ситуациях;

§ принятия решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их последствий [4].

Техногенные аварии и катастрофы, стихийные бедствия требуют как профессиональной подготовки специалистов, занимающихся предупреждением и ликвидацией их последствий, так и обучения населения умелым действиям в условиях возникающих чрезвычайных ситуаций. Подготовке в области защиты от чрезвычайных ситуаций подлежат население, занятое в сфере производства и обслуживания; учащиеся общеобразовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования; население, не занятое в сферах производства и обслуживания; руководители и специалисты федеральных органов исполнительной власти; органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; органов местного самоуправления; учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовой формы, и специалисты в области защиты от чрезвычайных ситуаций [2].

Человек находится в постоянном взаимодействии со средой обитания. На всех этапах развития человечества существовала, существует и будет существовать потенциальная опасность жизни и деятельности людей. Аксиома о потенциальной опасности - основополагающий постулат безопасности жизнедеятельности, который определяет, что в системе человек - среда обитания постоянно действуют негативные факторы природного, техногенного и военно-политического характера. Уровень обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в государстве служит наиболее достоверным и интегральным критерием оценки степени экономического, правового и политического развития общества [3].

Теоретический анализ литературных источников позволяет нам определить, что каждому виду деятельности человека соответствует своя грамотность. К числу наиболее существенным можно отнести следующие виды грамотности:

а) технологическая – способность компетентно и эффективно разрешать проблемы в сфере профессиональных занятий;

б) экономическая – знания теоретических основ хозяйственной деятельности; понимание сути экономических связей и отношений; умение анализировать конкретные финансово-экономические ситуации;

в) гражданско-правовая – знание и понимание своих прав и обязанностей в широком контексте общественной жизни;

г) политическая – понимание социальной природы власти и государства, умения и навыки ведения общих дел и защиты общих интересов;

д) социально-коммуникативная – способность понимать других, овладение "языком" вербального и невербального общения, навыки взаимопонимания и совместной деятельности;

е) общекультурная – знания из области естественных, общественных и гуманитарных наук, а также по истории и современности художественной культуры;

ж) поведенческая – знание и понимание простых норм нравственности, правил служебного и прочего этикета, умение действовать сообразно ситуации;

з) методологическая – умение приращивать знания и углублять понимание жизни на основе интеграции теоретического знания и социального опыта. Последний вид грамотности служит необходимой предпосылкой всех остальных [8]. Отметим, что именно образование сейчас является одной из важнейших подсистем социальной сферы государства, обеспечивающей процесс получения человеком систематических знаний, умений и навыков с целью их использования как в профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни.

На наш взгляд необходимо повышение общей культуры в области безопасности жизнедеятельности населения, под которой мы понимаем:

- во-первых, осознанное поведение в процессе повседневной жизнедеятельности и в условиях различных опасных и чрезвычайных ситуаций;

- во-вторых, способность уметь с определенной степенью вероятности предвидеть возникновение опасной или чрезвычайной ситуации, по внешним признакам развития событий, по анализу различной информации и по собственному опыту;

- в-третьих, способность правильно оценивать ход событий;

- в-четвертых, способность ответственно относиться к собственному поведению и не совершать умышленно поступки, которые могут способствовать возникновению опасной или чрезвычайной ситуации;

- в-пятых, знания и умение адекватно вести себя в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, чтобы снизить фактор риска для жизни и здоровья [10].

Приобретенные знания, умения и навыки в области безопасности жизнедеятельности становятся насущной потребностью в жизни каждого человека, общества, государства, потому что они, в конечном итоге, формируют национальную безопасность России.

Постоянное повышение общего уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности, а в частности грамотности в этой области, будет способствовать обеспечению социального благополучия человека. Соблюдение норм безопасного поведения должно способствовать воспитанию в каждом человеке таких качеств, как ответственное отношение к сохранению природной среды, к личному здоровью, которое представляет собой как индивидуальную, так и общественную ценность [7].

ФГОС нового поколения 2014 года предусматривает изучение ОБЖ в школе, как обязательного предмета, лишь с 5 по 9 классы. Эта учебная дисциплина в своем содержании включает такие элементы системы (блоки содержания) как медико-биологические аспекты охраны труда, технолого-технические аспекты охраны труда, общественные аспекты охраны-труда, экологические аспекты охраны труда, в том числе безопасность жизнедеятельности человека в природной среде [9]. Таким образом, содержание изучаемой дисциплины базируется на основных системных принципах: целостность, структурность, взаимозависимость системы и среды, иерархичность, множественность описания каждой системы. До и после средних классов изучение безопасности жизнедеятельности отводится лишь на внеклассное или самостоятельное изучение и на классные часы, а также остается основой методической и воспитательной работы самих родителей ребенка.

Для этого мы разработали проект для ребят старших классов, который подойдет для самостоятельного изучения и будет включать несколько лекций, текстовый и иллюстрационный материал для самостоятельной подготовки, а также для практических и камеральных работ. ФГОС нового поколения 2014 года предусматривает изучение ОБЖ в школе, как обязательного предмета, лишь с 5 по 9 классы. До и после средних классов изучение безопасности жизнедеятельности отводится лишь на внеклассное или самостоятельное изучение и на классные часы, а также остается основой методической и воспитательной работы самих родителей ребенка.

1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для студ. сред. спец. учеб. завед. / С.В.Белов, В.А. Девисилов, А.Ф. Козьяков и др.; Под общ .ред. С.В.Белова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 2002. – 357 с.

2. Гаврилюк В. В. Преодоление функциональной неграмотности и формирование социальной компетентности / В. В. Гаврилюк // Социолог. исслед. – 2006. – № 12. – С. 106.

3. Гринин А.С. Новиков В.Н. Безопасность жизнедеятельности: Учеб.пособ. / Под ред. А.С.Гринина. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. – 288 с.

4. Ермоленко В. А. Функциональная грамотность в современном контексте / В. АЕрмоленко. – М.: ИТОП РАО, 2002. – 115 с.

8. Чудинова В. П. Функциональная неграмотность – проблема развитых стран / В. П. Чудинова // Социолог. исслед. – 1994. – № 3. – С. 98–102.

Основные термины (генерируются автоматически): область безопасности жизнедеятельности, безопасное поведение, общее образование, самостоятельное изучение, ситуация, воспитательная работа, общий уровень культуры, обязательный предмет, природная среда, чрезвычайная ситуация.

В чем причина финансовой безграмотности большинства россиян?

Россияне почти не знают свою кредитную историю, имеют слабое представление о планировании семейного бюджета, часто не могут адекватно оценить свои возможности по обслуживанию кредитов и не интересуются участью пенсионных накоплений. Одним словом, финансовая грамотность населения остается достаточно низкой, от чего страдают и банки, и государство, и сами граждане.


А.О: В первую очередь он должен обладать элементарными навыками финансового планирования. Понимать, что такое кредитная нагрузка, уметь рассчитать собственные силы, когда обращается за кредитом в банк. Конечно, ответственность в этом случае лежит как на заемщике, так и на самом банке, который выдает кредит и должен правильно оценить финансовые возможности клиента. Плюс бытовые навыки: внимание к деталям при изучении договора на оказание банковских услуг, дисциплина при пользовании банковскими продуктами. Рынок знает миллион историй, когда человек забывает вовремя гасить кредит, получает кредитную карту, не пользуется ей, забывает про нее, а потом удивляется начисленным процентам и пенни.

А.О: Последние несколько лет многие исследовательские компании проводили опросы наших сограждан по поводу их финансовой грамотности. О недостатке финансовой грамотности среди россиян можно судить, как минимум, по результатам этих исследований. Возьмем, к примеру, несколько опросов, проведенных Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ). По его данным, главным критерием при выборе банка-кредитора для россиян остаются привлекательные условия. Такие же результаты мы получили, когда проводили собственный опрос только по выбору банка для хранения средств. Свою кредитную историю знают только 10% клиентов банков – это тоже результаты нашего собственного опроса, проходившего в феврале-июне 2014 года. 85% участников опроса ответили, что никогда не проверяли свою кредитную историю, 4% респондентов информация о ее состоянии не интересует, и только 10% опрошенных проверяли свою кредитную историю. Все это говорит о недостаточном уровне финансовой грамотности населения.

Между тем грамотность – это вовсе не набор сведений о тех или иных продуктах. В это понятие вкладывается совершенно другой смысл. Главная задача –чтобы люди более осознанно и ответственно использовали возможности, предоставляемые финансовыми компаниями и банками. И понимание как финансовыми структурами, так и их клиентами, что финансовой грамоте нужно учить и учиться, появляется только сейчас.

А.О: На мой взгляд, грамотность не зависит от наличия или отсутствия миллионов, здесь не надо путать грамотность и умение. Умение – это навык. У людей обеспеченных, которые регулярно сталкиваются с финансовыми задачами и решают их, это навык развит лучше. Но финансово грамотным может и должен быть человек с любым достатком. Не потерять свой капитал и приумножить его – я думаю, что эти две задачи близки людям с любым достатком. При этом всегда нужно помнить, что повысить свой уровень жизни можно гармонично сочетая две стратегии – стремление больше заработать и умение грамотно распоряжаться заработанным.

Во время кризиса 2008 года власти повели себя верно – позитивным информационным фоном государство сразу дало понять, как именно оно собирается защищать деньги населения. Это подействовало. По крайней мере, панического бегства вкладчиков, которое наверняка погубило бы и вполне благополучные банки, не произошло. Но и эти меры едва ли можно считать шагом на пути ликвидации неграмотности, скорее, наоборот, они были продиктованы как раз неграмотностью населения.

Вывод один – государству необходима единая система повышения финансовой культуры. И очевидно, что начинать прививать ее нужно еще в школе, на уровне базовых знаний. А уж потом дифференцировать информацию на региональном уровне. Стоит помнить, что уровень и услуг, и знаний в мегаполисах и деревнях заметно различается по возрастному, социальному и даже половому признаку.

А.О: Конечно, самое главное при выборе банка для обслуживания – получения кредита или банковской карты, размещения вклада, совершения перевода денег родственникам или знакомым, оплаты коммунальных платежей и так далее, - это то, какого цвета вывеска у входа в банк – если зеленая, то смело входите, а если вывеска красного цвета, то немедленно уходите – обслуживание будет некачественным. Это, конечно, шутка.

А если серьезно, могу еще раз привести несколько примеров из практики, которые, на мой взгляд, заслуживают особого внимания, хотя многим в теории хорошо известны. Итак, простые правила, которыми не стоит пренебрегать на практике.

Обязательно запомните или запишите и имейте при себе на нескольких носителях телефон центра обслуживания банка для блокировки карты. Оперативная реакция в виде звонка с просьбой заблокировать вашу утерянную карту с высокой долей вероятности помешает мошенникам воспользоваться вашими деньгами.

Опасайтесь скимминга и мошенников. Избирательно используйте банкоматы. Предпочтительнее всего банкоматы в офисах банков. Если же вы решаетесь на использование уличного банкомата или же банкомата в торговом центре или на вокзале, то обращайте внимание на наличие антискимминговых накладок на устройствах для ввода карты – обычно это полусфера темно-зеленого цвета. Проверяйте клавиатуру банкомата на предмет содержания клеящих или иных веществ. Для этого перед вводом своего ПИН-кода проведите аккуратно ногтем по клавиатуре. При вводе ПИН-кода не стесняйтесь прикрывать клавиатуру. Старайтесь не допускать наличия посторонних лиц, которым может быть доступна информация с экрана банкомата во время его использования вами.

А.О: Если вы меняете место работы, то карта, выданная прежним работодателем, может содержать ряд опасностей. Во-первых, льготный тариф или вовсе бесплатное обслуживание, которое вам было доступно как зарплатному клиенту, может моментально превратиться в рыночный тариф, размер которого вас может не обрадовать. Во-вторых, часто зарплатные карты имеют кредитный лимит. В этом есть скрытая угроза – по истечении срока действия карты может быть выпущена новая, а оплата услуг банка за выпуск может быть произведена за счет открытого кредитного лимита. Поскольку вы перестали пользоваться картой, то рискуете получить просроченный долг в размере стоимости выпуска новой карты. Я рекомендую не пожалеть времени на визит в банк, чьим зарплатным проектом вы пользовались, и закрыть зарплатную карту по соответствующему заявлению.

А.О: При размещении вклада на сумму менее 650 тыс. рублей обращайте внимание только на участие банка в системе страхования вкладов. Не забивайте себе голову изучением репутации банка и финансовым анализом. Если ваш вклад застрахован государством, то размещайтесь в том банке, который заплатит больше. Возможно, еще получите подарок или станете участником розыгрыша призов. Смело пользуйтесь программами лояльности банков.

А.О: Принимая решение об обращении в банк за кредитом, постарайтесь тщательно спланировать обслуживание этого кредита. Особенно, если вы уже являетесь добросовестным заемщиком с хорошей кредитной историей и получаете предложение от банка увеличить кредитный лимит или получить дополнительный кредит по льготной программе. Способов для расчета может быть много. Приведу один из них. Посчитайте сумму всех ваших ежемесячных расходов и платежей, включая коммунальные расходы и платежи по кредитам, и разделите на ваш ежемесячный доход. Если полученная величина DTI (Debt to Income) в процентах близка к значению 50%, то, на мой взгляд, дополнительные кредиты вам противопоказаны.

Не пренебрегайте таким инструментом как страхование по кредиту. При этом следует учитывать, что бывает полезно страховать не только жизнь заемщика, но и риск потери работы. Внимательно изучайте условия страхования. Желательно для вас, чтобы страховая премия уплачивалась пропорционально сроку использования кредита и могла быть вам частично возвращена в случае досрочного погашения кредитных обязательств.

В случае, если вы по какой-то причине все же не смогли своевременно обслуживать долг, допустили просрочку или предполагаете, что такой риск велик, рекомендую незамедлительно обратиться в банк с соответствующим заявлением и просьбой о реструктуризации или временном изменении условий по вашему кредиту. Уверен, что банк пойдет навстречу и предложит приемлемые варианты. При этом рекомендую подкреплять все устные обращения письменными заявлениями или хотя бы электронными письмами, сохраняя при этом историю переписки. В этом случае вы будете дополнительно застрахованы от разгильдяйства или злоупотребления отдельно взятых работников банка.

Считаю, что активное использование банковских услуг повышает уровень жизни и комфорта граждан. Карты, кредиты, депозиты, платежные сервисы и иные банковские услуги являются прогрессивными инструментами и существенно облегчают нашу жизнь. При этом мы должны помнить, что любым инструментом мы должны уметь пользоваться и применять его по назначению.


Основная часть населения России не задумывается о своих правах и свободах, не знает, как вести себя в той или иной ситуации, в каких документах прописаны их обязанности и какое вообще значение имеют законы. Юридическая грамотность в нашей стране находится на крайне низком уровне. Если человек не знает о своих правах, можно с уверенностью говорить, что у него их нет. В случае необходимости он не сможет применить свое право просто потому, что не знает о его существовании. Именно поэтому вопросы повышения юридической и экономической грамотности учащихся в школах и студентов в вузах актуальны как никогда. Однако этот вопрос касается и взрослых.

Почему человек должен быть юридически грамотным?

Каждый человек должен знать о своих правах для того, чтобы точно понимать, на что он может рассчитывать в определенной ситуации. Имея невысокий уровень юридической грамотности, гражданин не в состоянии углубиться в содержание законов, а потому остается неосведомленным о своих правах и обязанностях. При возникновении сложных жизненных обстоятельств многие россияне находятся в тупике.

Стоит заметить, что за всю историю существования Российской Империи, Советского Союза и современной России изучению основам права и повышению уровня юридической грамотности населения отводилось недостаточное внимание. Первостепенное значение имели патриархальные обычаи, их неукоснительное соблюдение. В различные периоды развития и становления Руси население доверяло свою судьбу царю, не задумываясь о ценности собственной жизни и интересов. Причиной этого явления является критично низкий уровень гражданского правосознания. Издавна в российском обществе власть игнорировала необходимость соблюдения прав человека, что оставило глубокий след на сознании современных граждан.

В общем можно сказать, что россияне не знают законов, не желают и не стремятся их придерживаться. Несоблюдение прав и свобод человека и гражданина со временем приводят к укоренению неправильных представлений о юридической ответственности и нарушениях законодательства. Для повышения уровня правовой культуры и правосознания граждан требуется ряд мероприятий по правовому образованию. Повышение юридической грамотности граждан должно стать одним из приоритетных направлений в работе государственных органов.

повышение юридической и экономической грамотности учащихся широкое

Как развивалось правовое сознание человека?

Чтобы ответить на данный вопрос, следует обратиться к истории. Например, на Востоке в древние времена ни о каком правосознании общества не могло идти и речи. В основе государственного устройства лежало разделение социума на рабов и богачей. Причем рабу не обеспечивалось даже элементарного права на жизнь.

Сегодня жизнь человека является важнейшей ценностью для государства. Каждый человек имеет неотъемлемое право на жизнь. Современное законодательство определяет невозможность произвольного лишения жизни другого человека. Для сравнения следует обратить внимание на свод законов XII таблиц в Древнем Риме.

Если рукой или палкой переломить кость свободному человеку, пусть заплатит 300 ассов, если рабу - 150 ассов. Если совершивший кражу убит на месте, то пусть убийство его будет считаться правомерным.

Исходя из данного примера, легко заметить, как изменилось отношение к ценности человеческой жизни и правам граждан. Повышение юридической и экономической грамотности – единственный способ защитить себя от произвола. Однако насильно заставить людей повышать уровень своего правосознания невозможно. К тому же начинать нужно с развития правовой культуры в целом.

Основные проблемы в данной сфере

Низкий уровень современного правосознания прямо пропорционален уровню юридической культуры, для повышения которой применяются различные инструменты правовой пропаганды в средствах массовой информации, обеспечивается доступ к законодательству, разрабатываются и внедряются действенные формы вовлечения граждан не только в правоприменительную деятельность, но и для решения правоохранительных, правотворческих задач.

юридическая грамотность салават

Главным элементом в процессе становления правового государства является всесторонне развитое и образованное население. При этом в первую очередь в основе юридической грамотности россиян должно лежать восполнение пробелов в правовой культуре. Ведь правовая безграмотность людей, проживающих на территории нашей страны, коллизии в законах и подзаконных актах, их несоответствие реальным потребностям и интересам общества – следствие правового нигилизма и пренебрежения моральными принципами.

Что же в действительности мешает развитию правовой культуры в современном социуме? К перечню актуальных проблем стоит отнести:

  • падение уровня нравственности преимущественной части населения;
  • расслоение общества по уровню финансово-материального благополучия;
  • рост конкуренции и ужесточение потребительских требований;
  • отсутствие достоверных и доступных источников юридических знаний;
  • несоответствие имеющейся законодательной базы условиям реальной жизни населения.

Для устранения данных проблем требуется радикальное изменение политического курса государства и заинтересованность власти в повышении юридической грамотности. В Салавате (Республика Башкортостан), например, создано общественное движение по повышению уровня правовой культуры общества в различных сферах жизнедеятельности государства. Поставленные задачи здесь решают путем демонстрации фильмов, пробуждающих правосознание, пропаганды правовой грамотности через СМИ, Интернет, художественную литературу.

экономическая и юридическая грамотность

Значение права и законов в общественной жизни

Повышение юридической и экономической грамотности учащихся в общеобразовательных и высших учебных заведениях – это ключевое условие для достижения поставленной цели. Становление правовой культуры, где главной ценностью являются законы, должно протекать параллельно с научно-техническим, социальным развитием современного общества. На основании законов издаются нормативно-правовые акты, появляются новые, ранее не известные правовые институты, что свидетельствует об укреплении правосознания. Законы позволяют устанавливать модель образцового поведения в обществе, правоотношений, соответствующих стандартам международного права, формируются органы государственной власти, несущие правовую культуру в массы.

Нельзя не вспомнить о таком аспекте как поддержание общественного правопорядка в стране. Например, недавние социологические исследования показали удручающие результаты. Как оказалось, только треть представителей современной молодежи готовы оказывать помощь правоохранительным органам. Большая часть трудоспособного населения считает, что система правоохранительных органов в России не способна защищать интересы граждан.

Преступность как следствие юридической безграмотности

По некоторым данным, за последние несколько лет наблюдается всплеск числа правонарушений различной степени тяжести. Если в советские времена, например, на каждые 100 тыс. человек приходилось четыре умышленных убийства, то сегодня от преступных действий погибает в 2-3 раза больше людей. На данный момент государство предпринимает множество попыток искоренения криминального мировоззрения россиян, но пока в стране наблюдается вялотекущий процесс борьбы с преступностью, которая корнями уходит в проблему низкой юридической грамотности.

повышение юридической грамотности салават

Как бороться с правовой необразованностью граждан?

Повышение уровня юридической грамотности в Салавате и других российских городах – это одно из доказательств того, что современное российское общество давно осознало необходимость в изменении модели правосознания и правовой культуры. При этом главным инструментом здесь является правовое воспитание как комплексное влияние на мировоззрение и поведение в обществе.

Сегодня используется немало механизмов, направленных на повышение юридической грамотности населения. Например, адвокаты, юристы, представители органов власти регулярно консультируют граждан, занимаются просвещением населения об их правах и обязанностях через средства массовой информации, лекции в школах и вузах. С целью повышения юридической и экономической грамотности учащихся широкое распространение получила практика организации юрклиник при вузах, общественных организациях.

Правосознание и правовое образование – это неотъемлемый показатель воспитания и общекультурных ценностей гражданина. В процессе формирования правильной модели правовой культуры каждого гражданина оказывает влияние:

  • распространенность и доступность для восприятия и использования юридической информации;
  • качество воспитания и обучения в школе, которое в идеале должно развивать основы правосознания у учащихся;
  • законопослушное поведение родителей;
  • морально-психологический климат в семье.

Юридическая грамотность – это гарантия того, что правоприменительные действия не станут препятствием на пути к достижению личных целей, а наоборот, будут способствовать решению ряда задач и проблем.

повышение юридической и экономической грамотности учащихся

Основы политики РФ в сфере правового обучения населения

Несколько лет назад Президент России озвучил новый курс для страны на преодоление юридической безграмотности граждан, определив главные принципы и направления в решении данного вопроса. Суть мер, направленных на формирование достойного уровня юридической культуры населения, заключалась в том, чтобы привить гражданам, начиная с детского возраста, уважение к закону и правопорядку. Добросовестность должна стать первостепенной особенностью правильного социального поведения. В целом нормативный акт называет главным фактором, препятствующим развитию России как современного цивилизованного государства, правовой нигилизм в обществе и призывает противостоять ему.

Еще одной причиной низкого уровня юридической и экономической грамотности является декларативный характер законов России. И хотя на бумаге органы власти регулярно отчитываются о проведении мероприятий, направленных на повышение образованности населения в правовых вопросах, на самом деле никаких реальных и эффективных действий предпринято не было. Все дело в том, что государственная власть не имеет заинтересованности в обучении людей. Намного легче управлять народом, который не желает думать и отвечать сам за себя. Говоря простыми словами, проще управлять юридически безграмотными людьми.

К тому же само общество пока не готово принимать правовую информацию в таком виде, в котором она существует на бумаге. Виной всему множество социальных неурядиц, нуждающихся в принятии незамедлительного решения. К наиболее острым и наболевшим проблемам относится выраженное расслоение населения, безработица, теневая экономика, изоляция России в международном сообществе.

Не утешает и отсутствие надежды на молодое поколение, поскольку отечественная система образования не предусматривает правового обучения. Школьники на уроках правоведения получают скудный объем знаний, которого недостаточно для оттачивания навыков защиты даже базовых прав и свобод. Таким образом, система образования дает детям знания, но как применять их на практике не учит.

повышение юридической грамотности

Стоит ли вообще получать правовое образование

Так зачем тогда человеку тратить 5-6 лет жизни на получение образования, которое не сделает его юридически грамотным? Получается, что идея отдавать свое время и деньги институту в обмен на документ об образовании изначально лишена смысла, ведь можно на зубок выучить законодательство, но при этом не уметь применять его нормы на практике. Сегодня в свободном доступе можно найти массу полезной и бесплатной юридической информации, которая каждому пригодится в самообучении.

Роль правовой грамотности в бизнесе

Неосведомленность предпринимателей в подобных вопросах – это серьезный ущерб развивающемуся бизнесу. Даже при наличии в штате опытного юриста или адвоката, финансовых возможностях для обращения в специализированные центры юридической грамотности, нет никаких гарантий, что дела пойдут вверх. Если предприниматель не ведет личную статистику бизнес-проектов и не способен анализировать свои ошибки правового характера:

  • штрафы и санкции;
  • финансовые неустойки при трудовых и коммерческих спорах;
  • необоснованные задолженности;
  • бессмысленные и затратные судебные тяжбы.

Юрисконсульт или адвокат не способен думать, как бизнесмен, поэтому рассчитывать на его помощь в расчете бизнес-схем неразумно. Предприниматель должен надеяться только на свои силы и на уровень своей личной правовой образованности.

повышение юридической и экономической грамотности

Заключение

В современных реалиях повышение уровня правовой грамотности должно стать основным фактором становления личности, формирования устойчивых позиций общества и демократической современной России. Граждане РФ должны жить в комфортных социально-правовых условиях друг с другом и поддерживать стремление государства к сокращению уровня правовой безграмотности, оказывать содействие органам государственной власти в решении важнейших задач, пропагандировать и разъяснять необходимость соблюдения обязанностей и правил общежития на территории России. Уважение прав и законных интересов других лиц, вне зависимости от расы, религиозной и национальной принадлежности, пола, языка и политических взглядов – один из главных принципов в реализации мер по ликвидации юридической безграмотности.

Читайте также: