Что необходимо делать страхующему при обеспечении страхования через карабин

Обновлено: 04.07.2024

Можно страховать партнера, не прибегая к дополнительным точкам опоры и используя только собственное
туловище, как поверхность трения. Таков, например, широко распространенный способ страховки через плечо (рис. 22).

Положение страхующего должно обеспечить ему устойчивость при рывке, удобство протравливания веревки, а также, если позволяет рельеф, возможность наблюдения за партнером.

При выборе позиции для страховки следует ориентироваться прежде всего на направление возможного рывка (вверх, вбок, вниз).

Ступня выдвинутой вперед ноги страхующего должна быть повернута носком в сторону возможного рывка, и тело развернуто в том же направлении. Обвивать руку сбегающим концом веревки нужно только в случаях, когда рывок направлен вверх или в сторону. Стойка должна быть свободной без напряжения — это позволит в некоторой степени компенсировать рывок сгибанием колен (но не туловища), а также сэкономить силы. Для обеспечения безопасности страхующего необходима самостраховка — страхующий с помощью петли из репшнура привязан к специально забитому крюку или другой неподвижной точке закрепления.

Способы взаимной страховки альпинистов

Рис. 22. Верхняя страховка через плечо.

Страховка через поясницу

Страховка через поясницу (рис. 23) менее удобна при рывках в сторону и в смысле выбора подходящей площадки для ее организации. Но если таковая имеется, то при страховке через поясницу устойчивость страхующего несомненно выше, чем при плечевой.

Нужно только следить, чтобы веревка не поднималась выше поясницы — тогда страхующего не согнет при рывке. Но оба эти способа в чистом виде если и применяются, то только при верхней страховке и на учебных занятиях, при наличии специально подготовленных площадок и надежной самостраховке.

Способы взаимной страховки альпинистов

Рис. 23. Страховка через поясницу.

Комбинированный способам страховки

В подавляющем большинстве случаев прибегают к комбинированным способам страховки с использованием неподвижных точек закрепления применительно к конкретным возможностям рельефа. Так, на скалах одним из основных способов является страховка через выступ. Она не требует большого времени для организации и, при правильном выборе места, надежна (рис. 24).

Выступ, избранный для страховки, предварительно должен быть опробован ударами молотка. Отсутствие дребезжащего звука свидетельствует о монолитности и

надежности. Поверхность выступа в случае необходимости обрабатывается молотком — удаляются острые грани, могущие повредить веревку. Не должно быть также щелей, могущих вызвать заклинивание веревки при протравливании. Следует помнить, что выступ, пригодный для верхней страховки, не обязательно пригоден для нижней. Веревка, охватывающая его при протравливании, может соскользнуть. Величина силы трения на данном выступе может быть приблизительно оценена протягиванием по нему веревки. Она зависит в основном от характера поверхности и угла охвата выступа веревкой. Следует учитывать, что если коэффициент трения может лишь незначительно измениться при обработке выступа,

то при изменении угла охвата выступа веревкой сила трения изменяется в широких пределах.

Соответственно меняется и техника выдачи и протравливания веревки. Если трение достаточно велико, то руки страхующего располагаются по обе стороны выступа
(рис. 25). Рука, обращенная к страхуемому, выдает веревку, другая ее удерживает и регулирует угол охвата. Сила трения на таком выступе во время рывка может быть очень большой, поэтому при протравливании не следует слишком затягивать обращенный к страхующему конец веревки, а угол охвата ею выступа увеличивать по мере торможения.

Когда трение на выступе относительно невелико, то веревку удерживают за набегающий конец двумя руками, располагая их достаточно далеко от выступа, чтобы они не были прижаты к скале при рывке (рис. 26). Если трения на выступе недостаточно для обеспечения надежной страховки, прибегают к упомянутым выше комбинациям: выступ—плечо или выступ—поясница (рис. 27). Необходимо учитывать также возможность дополнительного трения о перегибы склона или рельефа, что серьезно отражается на силе торможения, возникающей при протравливании.

Иногда форма выступа не позволяет непосредственно использовать его в качестве поверхности трения (веревка заклинивается). Тогда можно набросить на него петлю

из репшнура (двойного) и страховать через карабин, повешенный на эту петлю. Если надежного и удобного для страховки выступа нет, применяется страховка через карабин, повешенный на забитый крюк. Сила трения в карабине относительно невелика, но при резком перегибе через карабин (большой угол охвата) во время рывка в ней возникают значительные перерезывающие усилия. Это нужно учитывать, увеличивая резерв веревки на протравливание.

Передвижение по скальному рельефу является основой альпинизма. Для того чтобы оставаться в безопасности, необходимо владеть специальными знаниями и иметь большой опыт лазания по скалам. Данный раздел посвящен базовым элементам техники передвижения по скальному рельефу.

Скальное снаряжение

Скальный рельеф многообразен как по форме, так и по породам, которыми он образован. Правильный выбор скального снаряжения — залог вашей безопасности на маршруте.

• Скальные крючья.

Различают вертикальные и горизонтальные крючья (в зависимости от того, для какой трещины предназначен крюк), бывают универсальные крючья. По форме и длине крючья очень многообразны, они изготавливаются из разных марок стали, титана. Хорошо забитый (с характерным повышающимся тоном звука) и правильно подобранный крюк способен выдержать рывок

• Якорные крючья.

крючья1

Явились революцией при прохождении скальных маршрутов. Предназначены преимущественно для узких вертикальных трещин. Отличаются высокой надежностью. Легче забиваются и выбиваются. Такие крючья изготавливают из высокопрочной стали. Имеют характерную форму и различаются в первую очередь размером.

• Закладные элементы.

закладные элементы

Предназначены для использования в достаточно широких сужающихся трещинах. Как правило, представляют собой набор алюминиевых брусков сложной формы и разного размера. Требуют навыка в работе.

• Механические закладные элементы (френды).

френды


Представляют собой кулачковую конструкцию, позволяющую сложить кулачки и установить френд в трещину. Имеют схожую конструкцию. Можно выделить одноосевые (все кулачки на одной оси) и двухосевые (кулачки на двух параллельных осях). Двухосевые предпочтительней, так как каждый такой френд более устойчив и более универсален, т.е. рассчитан на более широкий диапазон размеров трещин.

Требования к личному снаряжению

Присоединение страховочной веревки к беседке

Допустимые варианты соединения:

снаряж

Прищелкивание только одного карабина в верхнюю и нижнюю части системы опасно, так как возможен разрыв карабина при рывке и, как следствие, резкой поперечной нагрузке на муфту (достаточно от 6–7 kN). Кроме того, в таком положении муфта может самопроизвольно раскрутиться, что может привести к выщелкиванию карабина.

снаряж2

Использование верхней обвязки необходимо при риске возможного срыва и дальнейшего опрокидывания человека на веревке с рюкзаком. Например, во время движения с большим количеством снаряжения по закрытому леднику со множественными трещинами. Для блокировки верхней и нижней систем возможно использовать полуторный проводник с концами для самостраховки или двойной булинь. Ввязываться необходимо в центральный узел блокировки.

обвязка верхняя

Самостраховка

Самостраховка из основной веревки.

самостраховка

• Самостраховка неудобна во время спусков, лучше использовать отдельную самостраховку заводского производства.

Узел безопаснее, чем использование карабина для присоединения самостраховки к беседке. Поэтому, покупая готовую самостраховку, рекомендуется выбрать вариант, позволяющий ввязать ее в беседку узлом.

самостраховка 2

Самостраховка из куска основной веревки

самостраховка3

Во время нахождения на станции самостраховка должна:

• быть натянута;
• располагаться ниже страховочной станции.
Нельзя допускать положения самостраховки, при котором возможен рывок с большим фактором. Это может привести к ее разрушению или разрушению самой станции.

альпинизм в новосибирске

Страховка

Страховка через поясницу
Применяется на несложном рельефе, где нет вероятности зависания (разрушенный рельеф, простые гребневые маршруты, а также при выходе на пологие участки).

страховк

Порядок действий:
• сесть в углубление, ноги чуть согнуты в коленях и

• веревка проходит за спиной в районе крестца (поясницы);
• веревка к страхующему проходит по центру между ног

страховк2

• выбирать веревку, зажимая две веревки в одной
руке для дальнейшего перехвата другой рукой.

Опорная нога располагается со стороны нагруженной части веревки (параллельно в одной линии), чтобы не происходило разворачивание страхующего.

Страховка через выступ

Применяется на простых маршрутах и некрутых участках рельефа.


Чем меньше угол между ветвями веревки, тем больше трение веревки о выступ.

Верхняя и нижняя страховка

Верхняя страховка— организация страховки, при которой веревка идет наверх от лезущего.
Например, при лазании на скалах, когда страхующий находится на земле, а
веревка от страхующего проходит
через верхнюю станцию к лезущему.
При мульпитчевом лазании, когда
первый участник (наверху) принимает
второго участника. Страхующий может находиться как снизу, так и сверху относительного лезущего человека.

Нижняя страховка — организация страховки, при которой веревка идет вниз от
лезущего. Страхующий всегда находится ниже лезущего.

Верхняя страховка через спусковое устройство

Порядок действий:
• веревка перебрана таким образом, чтобы свободно выдавалась лезущему;
• на конце веревки завязан контрольный узел (чтобы не произошло выскальзывание веревки из устройства после окончания свободной длины);

стркааб

• страховочное устройство вщелкнуто в карабин (согласно рекомендациям производителя);
• карабин с муфтой на страховочном устройстве, вщелкнут в силовое кольцо системы;
• устойчивая позиция страхующего, одна нога впереди;
• нагрузка не должна попадать на муфту карабина;
• во время страховки руки необходимо держать не менее чем в 10 см от страховочного устройства;
• осуществлять коммуникацию с подтверждением команд;
• спуск производить плавно, без ускорений, протравлением веревки через спусковое устройство. Две руки во время спуска необходимо располагать ниже страховочного устройства.

Грузовой конец — часть веревки, идущая к лезущему, свободный конец — вторая часть веревки, выходящая из устройства.

. Перед началом лазания проверить готовность страховки перекрестным вопросом: готова ли страховка и ответом о готовности.

. При верхней страховке на станции использовать два карабина с муфтой, направленные оппозиционно, т. е. в разные стороны.

Пять шагов верхней страховки:

5 шагов верхней страховки

Во время верхней страховки необходимо:

верхстрах

    1. Располагаться непосредственно под лезущим
      (2 м). Иначе существует вероятность сдергивания с места страхующего.
    2. Контролировать рукой свободный конец веревки (выходящий из страховочного устройства).

    Верхняя страховка во время лазания по многоверевочному маршруту

    Во время лазания многоверевочных маршрутов для страховки нижнего участника(ков) применяются следующие техники.

    Верхняя страховка через страховочное устройство.

    страховка верхняя техники

    страховка верхняя техники12

    Порядок действий:
    • необходимо использовать только муфтованные карабины;
    • страховочное устройство на станции необходимо разместить либо в режиме ав-
    тоблокировки, либо используя дополнительное трение через карабин;
    • постоянно контролировать свободную веревку;
    • выбирать веревки без потери контроля свободного конца и провисов.

    Порядок действий:
    • необходимо использовать только муфтован-
    ные карабины;
    • постоянно контролировать свободную верев-
    ку;
    • выбирать веревки без потери контроля сво-
    бодного конца и провисов.

    верхняя через UIAA1

    Разблокировка страховочного устройства под нагрузкой

    верх

    Для выдачи веревки и разблокировки страховочного устройства под нагрузкой (в режиме
    автоблокировки) возможны следующие решения:

    Порядок действий:
    • движение карабина вверх-вниз;
    • разблокировать с помощью вспомогательного карабина.

    разблокир

    Недопустимые варианты верхней страховки:

    страъ

    Гимнастическая страховка

    Применяется при лазании коротких болдеринговых трасс, при лазании траверсом, а также
    при начале движения с нижней страховкой до вщелкивания первых оттяжек (первые три
    метра). Основная цель гимнастической страховки — при падении не дать участнику опро-
    кинуться спиной, удариться головой.

    Порядок действий:
    • устойчивая позиция страхующего;
    • руки подняты вверх на изготовке;
    • внимание направлено на лезущего;
    • колени разведены в стороны, чтобы предотвратить
    падение на ноги страхующего;
    • Руки чуть согнуты в локтях и при срыве упираются в верхнюю часть спины в районе лопаток;
    • После срыва необходимо смягчить падение, придержав напарника, чтобы он не ударился затылком.

    Нижняя страховка

    Нижняя страховка применяется во время лазания как многоверевочных, так и коротких (одноверевочных) маршрутов. При осуществлении нижней страховки необходимо учитывать следующее.

    3

    • Необходимо располагаться непосредственно под первой точкой промежуточной страховки до момента вщелкивания. Далее немного сдвинуться в сторону (1 м), чтобы при срыве лидер на упал на веревку и страхующего.

    4

    Дополнительная страховка для страхующего необходима: при большой разнице в весе,

    5

    страховке под карнизом

    6

    Внимание: самый сильный рывок на страхующего происходит на первых двух оттяжках.

    Верхняя страховка — организация страховки, при которой веревка идет наверх от лезущего. Например, при лазании на скалах, когда страхующий находится на земле, а веревка от страхующего проходит через верхнюю станцию к лезущему. При мульпитчевом лазании, когда первый участник (наверху) принимает второго участника. Страхующий может находиться как снизу, так и сверху относительного лезущего человека.


    Нижняя страховка — организация страховки, при которой веревка идет вниз от лезущего. Страхующий всегда находится ниже лезущего. Например, при лазании на скалах, когда страхующий находится на земле, а веревка от страхующего прощелкивается лезущим (лидером) в оттяжки. В случае срыва лидер зависает на ближайшей к нему оттяжке.


    Верхняя страховка через спусковое устройство

    Порядок действий:

    ● веревка перебрана таким образом, чтобы свободно выдавалась лезущему;
    ● на конце веревки завязан контрольный узел (чтобы не произошло выскальзывание веревки из устройства после окончания свободной длины);
    ● страховочное устройство вщелкнуто в карабин (согласно рекомендациям производителя);
    ● карабин с муфтой на страховочном устройстве вщелкнут в силовое кольцо системы;
    ● устойчивая позиция страхующего, одна нога впереди;
    ● нагрузка не должна попадать на муфту карабина;
    ● во время страховки руки необходимо держать не менее чем в 10 см от страховочного устройства.

    Спускайтесь плавно, без ускорений, протравливайте веревку через спусковое устройство. Обе руки во время спуска располагайте ниже страховочного устройства. При общении с напарником подтверждайте команды.

    ВНИМАНИЕ!

    Перед началом лазания проверить готовность страховки перекрестным вопросом: готова ли страховка и ответом о готовности.

    ВНИМАНИЕ!

    При верхней страховке на станции используйте два карабина с муфтой, направленные оппозиционно, т. е. в разные стороны:


    Грузовой конец — часть веревки, идущая к лезущему.

    Свободный конец — вторая часть веревки, выходящая из устройства

    Пять шагов верхней страховки

    Контролируйте рукой свободный конец веревки (выходящий из страховочного устройства):




    6 - исходное положение

    ВНИМАНИЕ!

    Располагайтесь непосредственно под лезущим (1,5 0 2 м), на конце веревки завяжите узел:



    Верхняя страховка через страховочное устройство

    Во время лазания многоверевочных маршрутов для страховки нижнего участника(ков) применяются следующие техники.

    Вам необходимо:

    • использовать только муфтованные карабины;
    • страховочное устройство на станции разместить либо в режиме автоблокировки, либо используя дополнительное трение через карабин;
    • постоянно контролировать свободную веревку;
    • выбирать веревки без потери контроля свободного конца и провисов.


    Верхняя страховка во время лазания по многоверевочному маршруту


    Допустимый и недопустимый варианты верхней страховки:


    Если вам нужно освободить руки во время страховки через спусковое устройство, также используйте узел "рифовый + контрольный".

    Недопустимые варианты верхней страховки:


    Вам необходимо:

    • использовать только муфтованные карабины;
    • постоянно контролировать свободную веревку;
    • выбирать веревки без потери контроля свободного конца и провисов.



    Разблокировка страховочного устройства под нагрузкой

    Для выдачи веревки и разблокировки страховочного устройства под нагрузкой (в режиме автоблокировки) возможны следующие решения:

    вариант 1: разблокировать с помощью вспомогательного карабина;

    вариант 2: движение карабина вверх-вниз (для незначительного спуска 1-2 м).



    Гимнастическая страховка

    Применяется при лазании коротких или болдеринговых трасс (4-5 перехватов), при лазании траверсом, а также при начале движения с нижней страховкой до вщелкивания первых оттяжек (первые три метра). Основная цель гимнастической страховки — при падении не дать участнику опрокинуться спиной, удариться головой.


    Порядок действий:

    ● устойчивая позиция страхующего;
    ● руки подняты вверх на изготовке;
    ● внимание направлено на лезущего;
    ● колени разведены в стороны, чтобы предотвратить падение на ноги страхующего;
    ● руки чуть согнуты в локтях и при срыве упираются в верхнюю часть спины в районе лопаток;
    ● после срыва необходимо смягчить падение, придержав напарника, чтобы он не ударился затылком.

    Нижняя страховка

    Нижняя страховка применяется во время лазания как многоверевочных, так и коротких (одноверевочных) маршрутов.


    Порядок действий:


    ВНИМАНИЕ! Лидеру рекомендуется вщелкивать вторую оттяжку от пояса, благодаря этому вы выбираете меньше веревки, что делает гораздо менее вероятным падение до земли при срыве в самом начале лазания.


    • cвоевременно выдавайте и выбирайте веревку во время страховки;
    • страхующему необходимо располагаться непосредственно под первой точкой промежуточной страховки до момента вщелкивания. Далее немного сдвинуться в сторону (1 м), чтобы при срыве лидер не упал на веревку и страхующего.


    ВНИМАНИЕ! Самый сильный рывок на страхующего происходит при срыве на первых оттяжках.


    Дополнительная страховка для страхующего необходима при большой разнице в весе и при страховке под карнизом.


    На тему обеспечения страховки в альпинизме написано много, но перед очередным сезоном стоить напомнить самые важные моменты и рассмотреть основные, возникающие при организации страховки, ошибки.

    Страховочная цепь.

    Страховочная цепь состоит из: страхующего, самостраховки страхующего, страховочной станции, страхующего устройства, промежуточных точек страховки, страховочной системы, карабинов и веревки, которая все это соединяет. Основное правило при выборе снаряжения для организации страховочной цепи это использование снаряжения изготовленного, испытанного и сертифицированного именно для выполнения данной задачи. Поэтому категорически запрещается использовать для нижней страховки статическую веревку и не рекомендуется использовать для самостраховки усы из ленты и самостраховки для ИТО типа дейзи чейн.
    Но даже использование сертифицированного снаряжения не дает гарантий — применение снаряжения с ошибками или использование ошибочных технических приемов также очень опасно. Рассмотрим силы, которые действуют на разные элементы страховочной цепи при срыве. Внимание!
    Во всех расчетах мы принимаем вес сорвавшегося 80 кг, но нужно помнить, что при весе сорвавшегося большим, чем 80 кг усилия значительно вырастут. Например если рывок при весе сорвавшегося 80 кг и факторе рывка 1,7 (это стандарт для испытаний по UIAA) составит 8,3 кН, то при весе сорвавшегося 114 кг и аналогичных прочих условиях рывок составит 11,1 кН, что очень близко к установленному UIAA пределу безопасности для сорвавшегося в 12 кН. А главное, что при этом на промежуточную точку страховки будет воздействовать усилие более чем в 18 кН, что находится далеко за границей прочности для любого страховочного снаряжения кроме стационарных (шлямбурных) крючьев.
    Поэтому стоит обратить самое серьезное внимание на вес лидера, и дать себе правдивый ответ — сколько вы весите со всей одеждой, рюкзаком, снаряжением, биваком и т. д. Ваша безопасность напрямую зависит от этого ответа. Оценив вес сорвавшегося вы можете оценить максимальный фактор рывка, падение с которым не травмирует сорвавшегося и не приведет к разрушению страховочной цепи.

    Согласно закону сложения сил на верхнюю промежуточную точку страховки действует сила равная 1,66 силы, которая действует на сорвавшегося. Коэффициент 1,66 возникает из-за того, что часть усилия рывка тратится на преодоление силы трения в карабине, если бы силы трения не было то на точку действовала бы сила равная двойной силе рывка.
    Данный фактор делает верхнюю промежуточную точку самым нагруженным и соответственно самым слабым звеном в страховочной цепи. Посмотрите на свое снаряжение, у вас нет ни одно из устройств для организации промежуточных точек страховки (за исключением ледобуров), которое выдерживает рывок в 15 кН, который возникает на промежуточной точке при силе рывка на сорвавшегося в 9 кН. И это только паспортные характеристики снаряжения, которые не учитывают непрочность породы и ошибки при установке снаряжения на рельефе.

    При использовании этого способа руки страхующего перехватывают веревку, захватывая одновременно две веревки — выше страховочного устройства. При этом способе появляется момент в который веревка удерживается одной рукой в неправильной позиции, фактически происходит страховка одной рукой через карабин. Данный способ страховки абсолютно недопустим!

    Правильный способ заключается в поочередном перехватывании веревки ниже страховочного устройства, когда свободный конец веревки находится в правильном положении, а одна из рук его непрерывно удерживает. Важными при организации страховки являются выбор места расположения страхующего, его позиции и позы.

    Для меня достаточно спорным выглядят рекомендации по установке страховочного устройства непосредственно на страховочную станцию при нижней страховке. При страховке второго - верхней страховке, такое закрепление страховочного устройства на станцию это и правда очень удобный и надежный способ, особенно при использовании устройств типа реверсо в режиме автоблокировки. Но минусы при страховке лидера, на мой взгляд, перевешивают возможные плюсы.

    Ситуация 1.
    Лидер срывается и повисает на веревке, которая проходит через промежуточную точку страховки. Страховочное устройство закреплено на станции. При этом усилие равное 0,66 усилия на сорвавшегося (до 6 кН) воздействует на страховочное устройство и, если оно прикреплено к станции, то и на станцию в направлении ВВЕРХ. Обычно лидер, организуя станцию, рассчитывает ее на приложение нагрузки в противоположном направлении - ВНИЗ, что и понятно - ему надо организовать самостраховку, страховать второго и худший случай, на который рассчитывается станция, это падение с фактором рывка 2 непосредственно на станцию (если промежуточных точек нет или они не выдержат), все эти силы направлены ВНИЗ, При нагружении такой станции ВВЕРХ с высокой степенью вероятности произойдет ее разрушение при незначительных нагрузках — закладные элементы очень чувствительны к направлению приложения усилия, тоже относится и к станциям на скальных выступах и крючьях. А если после этого произойдет и отказ промежуточной точки, то возможна и полная потеря страховки.

    Чтобы избежать разрушения станции в такой ситуации рекомендуется устанавливать оппозитную оттяжку на дополнительную точку страховки, которая должна будет воспринять рывок вверх. Но далеко не всегда есть такая возможность, да и доверять всего одной точке не совсем разумно. Следуя принципу дублирования и распределения нагрузки при таком способе организации станции рекомендуют страхующему нагружать станцию вниз своим весом через самостраховку. Но на реальном рельефе такое удается далеко не всегда. Ситуация 2.

    Лидер срывается и повисает на веревке, которая НЕ проходит через промежуточную точку страховки. Страховочное устройство закреплено на станции. При этом усилие равное усилию рывка на сорвавшегося (до 9 кН) воздействует на страховочное устройство и станцию. Это один из самых тяжелых и опасных сценариев — рывок с силой до 9 кН приходится на страховочную станцию, возможность снижения усилия рывка существует только если страхующий сможет протравить веревку. К сожалению исследования и опыт говорят о том, что в такой ситуации страхующий, как правило намертво зажимает веревку и воспользоваться протравливанием веревки не удается. Ситуация 4.

    Лидер срывается и повисает на веревке, которая НЕ проходит через промежуточную точку страховки. Страховоочное устройство закреплено на страхующем. Веревка проходит через станцию к стаховочному устройству. При этом на станцию будет воздействовать усилие равное 1,66 усилию рывка на сорвавшегося (до 15 кН), на страховочное устройство и на страхующего до 6 кН. Это также очень тяжелый и опасный сценарий, но страховочная станция должна выдержать такой рывок, а поддергивание страхующего и происходящая при этом выдача веревки приведет к значительному снижению силы рывка на сорвавшегося, станцию и страхующего. Рассматривая ситуации 3 и 4 видно, что при обоих вариантах организации станции ситуация очень опасная. Некоторые преимущества крепления страховочного устройства на станцию существуют, но допускать такую ситуацию нельзя. Так, что значимых выигрышей при такой организации станции нет. Все минусы такого решения наоборот сохраняются. Организация направляющей точки - первая промежуточная точка страховки после станции. Видя тяжесть последствий при срыве лидера в ситуациях 3 и 4, становится понятно, что следует любыми способами избегать срыва лидера в самом начале движения от станции и его падению ниже станции, что может привести к рывку с фактором 2.
    Основным способом для того, чтобы избежать такого развития событий является установка первой промежуточной точки страховки в непосредственной близости от станции. Если есть такая возможность то лидер устанавливает эту точку еще не отстегнув самостраховку или не выпустив станционную петлю из рук. Существует и тактический ход для безопасной организации первой промежуточной точки.

    Лидер, получив от страхующего информацию о небольшом остатке веревки, выбирает удобное место для организации станции, но видит, что выше нет возможности организовать точку страховки вблизи от станции. В этой ситуации он вылезает выше места, в котором планирует организовать станцию, организует промежуточную точку, пощелкивает в нее веревку и спускается на место станции. Таким образом, в начале движения на следующем отрезке первая промежуточная точка страховки уже будет организована. А после того, как лидер пролез больше половины веревки (приближаясь к станции) срыв с фактором рывка больше 1 маловероятен.

    В ситуации, когда организовать направляющую очку невозможно, и выше страховочной станции начинается участок сложного лазанья с высокой вероятностью срыва можно использовать следующий метод. Страхующий с помощью лидера спускается вниз от станции на несколько метров, глубина спуска выбирается примерно равной расстоянию от станции до места, где можно будет установить первую промежуточную точку страховки. В этом случае фактор рывка, который придется на станцию, не превысит 1, что с учетом протравливания веревки от поддергивания страхующего снизит нагрузку на сорвавшегося и станцию до приемлемых величин. Стандартная и очень опасная ошибка при организации направляющей точки заключается в пощелкивании веревки, с помощью оттяжки, в одну из точек, которые составляют станцию.

    Во первых это не приводит к значимому снижения фактора рывка и усилию на сорвавшегося. При выходе лидера на 5 метров выше направляющей точки и расстоянию в 0,5 метра от направляющей точки до страховочного устройства расчетный фактор рывка снизится всего на 10% с 2 до 1,8. Во вторых, как мы уже рассмотрели выше, на эту точку при срыве лидера будет действовать сила в 1,66 раз большая, чем на сорвавшегося, что может привести к ее разрушению, а разрушение одной из точек станции может привести к каскадному разрушению всей страховочной станции.
    При таком рывке нагрузка на точку превысит 15 кН, никакое стандартное альпинистское снаряжение для организации точек страховки на скальном рельефе не выдерживает таких нагрузок. Применение этого метода может быть оправдано только при организации станции на стационарных болтах, для исключения трения веревок на станции и некоторого снижения фактора рывка. Также на этих рисунках нарушен первый принцип организации страховочной станции – отсутствует распределение нагрузки на несколько точек.

    Следует предостеречь от установки единственной промежуточной точки в непосредственной близости от станции и выхода от этой точки на большую высоту. Фактор рывка будет снижен незначительно, и нагрузка на эту точку при срыве будет также очень большой. Страховка второго.
    Типичная ошибка.

    Следует организовать дополнительную направляющую точку для правильного прохождения веревки в страховочном устройстве, при этом обязательно надо позаботится об исключении трения между веревкой и элементами страховочной станции.

    При использовании устройств типа реверсо в режиме автоблокировки страховка второго становится очень простой, устройство автоматически фиксирует веревку, страхующему остается только выбирать веревку. Испытания подобных устройств в режиме автоблокировки показали, что они выдерживают нагрузку только до 6 кН без повреждения веревки, из этого следует, что веревку надо выбирать аккуратно, не допуская провиса, чтобы исключить падение с фактором рывка отличным от 0. Дополнительное замечание о срыве с фактором рывка 0.

    Представим ситуацию — осуществляется страховка второго через страховочное устройство закрепленное на станции, веревка выбирается аккуратно и провиса нет, второй срывается. В этом случае на станцию будет воздействовать нагрузка равная удвоенному весу сорвавшегося. А если веревка проходит через станцию и страхующее устройство закреплено на страхующем — то весу сорвавшегося умноженному на 3 - 3,3. При образовании провиса и увеличению фактора рывка до 0,3 усилия могут вырасти до 5-8 весов сорвавшегося (в зависимости от качества веревки). Организация самостраховки.
    Самостраховка при восхождении в двойке. Лидер и страхующий привязаны к веревке и самостраховка организуется из страховочной веревки с помощью узла стремя.

    Узел стремя — снижает прочность петли, не дает возможности выровнять нагрузку одинаково на обе ветви петли, при большой нагрузке ползет, что вызывает оплавление стропы и потерю ей прочности (особенно при использовании стропы дайнема).

    Полусхватывающий узел - снижает прочность петли — на ленте из дайнемы снижение прочности достигает 50%.

    Карабин фиксируется с помощью липкой ленты или специального резинового фиксатора — данный способ создает иллюзию жесткого и прочного закрепления, но не дает возможности увидеть ошибку при укорачивании самостраховки. Такая фиксация равна полному отсутствию фиксации.

    Карабин не фиксируется — в случае ошибки при укорачивании самостраховки ничто не удерживает альпиниста от падения. Разумной альтернативой этим способам является наматывание на карабин дополнительного полувитка из петли самостраховки.

    Читайте также: