В чем отличие правового статуса московской городской думы и барнаульской городской думы

Обновлено: 04.07.2024

1. Московская городская Дума является постоянно действующим высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти города Москвы.

2. Московская городская Дума обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.

3. Численный состав Московской городской Думы — 35 депутатов. Московская городская Дума избирается сроком на пять лет.

Статья 34. Депутаты Московской городской Думы

1. Депутаты Московской городской Думы избираются жителями города Москвы на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2. Депутатом Московской городской Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 21 года и обладающий избирательным правом.

3. Порядок выборов депутатов Московской городской Думы устанавливается законом города Москвы.

4. Московская городская Дума является правомочной, если в ее состав избрано не менее двух третей депутатов от установленного численного состава Московской городской Думы. Московская городская Дума нового созыва собирается на свое первое заседание по праву на тридцатый день после дня избрания не менее двух третей депутатов от установленного численного состава Московской городской Думы. Первое заседание Московской городской Думы может быть созвано и ранее указанного срока в соответствии с указом Мэра Москвы. Открывает первое заседание старейший по возрасту депутат. Полномочия депутатов Московской городской Думы предыдущего созыва прекращаются с момента открытия первого заседания Московской городской Думы нового созыва.

5. Если при проведении выборов избрано менее 2/3 установленного числа депутатов Московской городской Думы нового созыва, прекращенными считаются полномочия депутатов прежнего созыва в округах, в которых избраны депутаты нового созыва Московской городской Думы.

6. При вступлении в должность депутат Московской городской Думы приносит присягу:

7. Депутат Московской городской Думы работает на постоянной основе и обязан соблюдать ограничения и запреты, установленные федеральным законодательством и законами города Москвы.

8. Депутат Московской городской Думы имеет право на внесение депутатского запроса. Порядок внесения и рассмотрения депутатского запроса устанавливается законом города Москвы.

9. Депутат Московской городской Думы вправе добровольно сложить свои полномочия.

10. Гарантии депутатской деятельности и статус депутата Московской городской Думы устанавливаются законом города Москвы в соответствии с федеральным законодательством.

Статья 35. Полномочия Московской городской Думы

1. Московская городская Дума:

1) принимает Устав города Москвы;

2) принимает законы города Москвы в пределах полномочий города Москвы;

3) принимает постановления Московской городской Думы;

4) избирает Председателя Московской городской Думы и его заместителей и освобождает их от должности;

5) устанавливает и изменяет структуру Московской городской Думы; образовывает и упраздняет депутатские комиссии и рабочие группы Московской городской Думы; утверждает положение об Аппарате Московской городской Думы; назначает руководителя Аппарата Московской городской Думы и освобождает его от должности;

6) осуществляет контроль за исполнением законов города Москвы;

7) осуществляет право законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;

8) избирает представителя от Московской городской Думы в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законодательством и нормативными правовыми актами города Москвы;

9) направляет в Конституционный Суд Российской Федерации запрос в соответствии со статьей 125 Конституции Российской Федерации;

10) выражает в порядке, установленном законом города Москвы, согласие на назначение Прокурора города Москвы;

11) назначает Председателя Контрольно-счетной палаты Москвы, его заместителя, аудиторов Контрольно-счетной палаты Москвы и освобождает их от должности;

12) назначает по представлению Мэра Москвы судей Уставного суда города Москвы;

13) назначает дату выборов депутатов Московской городской Думы в порядке, установленном законом города Москвы;

14) принимает решение о наделении гражданина Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации полномочиями Мэра Москвы;

14.1) заслушивает ежегодные отчеты Мэра Москвы о результатах деятельности Правительства Москвы, в том числе по вопросам, поставленным Московской городской Думой;

15) участвует в формировании избирательных комиссий в соответствии с федеральным законодательством и законами города Москвы;

16) выражает недоверие Мэру Москвы и должностным лицам, в назначении которых Московская городская Дума принимала участие, в случаях и в порядке, предусмотренных федеральным законодательством и настоящим Уставом;

17) устанавливает порядок назначения и проведения референдума города Москвы в соответствии с федеральным законодательством и законами города Москвы;

18) назначает на должность и освобождает от должности Уполномоченного по правам человека в городе Москве в порядке, установленном законом города Москвы;

19) назначает мировых судей города Москвы в порядке, установленном законами города Москвы;

20) заключает соглашения с органами законодательной (представительной) власти других субъектов Российской Федерации и иностранных государств;

21) утверждает договоры и соглашения города Москвы в порядке, установленном федеральным законодательством и законами города Москвы;

22) решает иные вопросы, отнесенные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, другими правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы к ее ведению.

2. Московская городская Дума самостоятельно решает вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности.

3. Порядок осуществления Московской городской Думой своих полномочий, правила и процедуры работы Московской городской Думы устанавливаются Регламентом Московской городской Думы.

4. Московская городская Дума осуществляет свои полномочия на заседаниях. Заседания Московской городской Думы проводятся открыто. В предусмотренных Регламентом Московской городской Думы случаях могут проводиться закрытые заседания.

Статья 36. Принятие Московской городской Думой законов, постановлений и иных актов

1. Право законодательной инициативы принадлежит депутатам, комиссиям Московской городской Думы и фракциям в Московской городской Думе, Мэру Москвы, Прокурору города Москвы, представителю от Московской городской Думы в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, представительным органам местного самоуправления, а также гражданам, реализующим право гражданской законодательной инициативы в порядке, установленном законом города Москвы. Право законодательной инициативы в Московской городской Думе принадлежит также Председателю Московского городского суда, Председателю Арбитражного суда города Москвы, Уставному суду города Москвы, Уполномоченному по правам человека в городе Москве по вопросам их ведения.

2. Проекты законов города Москвы по вопросам управления и распоряжения собственностью города Москвы, о введении либо об отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств города Москвы, другие проекты законов города Москвы, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств бюджета города Москвы, а в случаях, предусмотренных законом города Москвы, проекты постановлений Московской городской Думы рассматриваются Московской городской Думой по представлению Мэра Москвы либо при наличии его заключения. Данное заключение представляется в Московскую городскую Думу в тридцатидневный срок со дня получения Мэром Москвы проекта закона города Москвы, проекта постановления Московской городской Думы соответственно.

3. Законодательная инициатива реализуется внесением в Московскую городскую Думу проектов закона города Москвы, постановления Московской городской Думы.

5. Устав принимается большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов Московской городской Думы.

6. Законы города Москвы принимаются большинством голосов от установленного численного состава депутатов Московской городской Думы, если иное не предусмотрено федеральным законом. Постановления Московской городской Думы принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов, если иное не предусмотрено федеральным законом.

7. Законами города Москвы регулируются вопросы, отнесенные в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом и иными законами города Москвы к ведению города Москвы. Постановлениями Московской городской Думы оформляются решения организационно-распорядительного характера по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации, федеральными законами к ведению законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

8. Законы города Москвы подписываются Мэром Москвы, а постановления Московской городской Думы — Председателем Московской городской Думы в порядке, установленном законом города Москвы. Законы города Москвы, принятые Московской городской Думой, направляются для подписания и обнародования Мэру Москвы в четырнадцатидневный срок. Мэр Москвы подписывает и обнародует принятые Московской городской Думой законы города Москвы в четырнадцатидневный срок.

9. Документы, не являющиеся законами города Москвы или постановлениями Московской городской Думы, принимаются в соответствии с Регламентом Московской городской Думы.

10. Порядок и условия принятия Московской городской Думой процедурных решений устанавливаются Регламентом Московской городской Думы.

Статья 37. Председатель Московской городской Думы и его заместители

1. Московская городская Дума избирает из числа депутатов тайным голосованием Председателя Московской городской Думы и его заместителей. Срок полномочий и порядок избрания Председателя Московской городской Думы и его заместителей устанавливаются Регламентом Московской городской Думы.

2. Председатель Московской городской Думы:

1) отвечает за подготовку заседаний Московской городской Думы;

2) ведет заседания Московской городской Думы, осуществляя предусмотренные Регламентом Московской городской Думы полномочия председательствующего;

3) созывает внеочередные заседания Московской городской Думы;

4) подписывает постановления, заявления, обращения и другие документы Московской городской Думы;

5) выполняет представительские функции;

6) выполняет иные функции в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.

3. В отсутствие Председателя Московской городской Думы его функции выполняет один из заместителей Председателя Московской городской Думы в соответствии с порядком, установленным Регламентом Московской городской Думы. По поручению Московской городской Думы или ее Председателя заместители Председателя Московской городской Думы могут выполнять иные функции.

Статья 38. Осуществление Московской городской Думой контрольных функций

1. Московская городская Дума осуществляет контроль за соблюдением и исполнением законов города Москвы и постановлений Московской городской Думы, исполнением бюджета города Москвы, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда города Москвы, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью города Москвы.

2. Органы исполнительной власти города Москвы, органы местного самоуправления, иные организации, должностные лица обязаны в месячный срок по обращению Московской городской Думы, депутата Московской городской Думы, депутатской комиссии, рабочей группы или фракции Московской городской Думы предоставлять запрашиваемую информацию по вопросам, относящимся к ведению Московской городской Думы, а в случае указания на нарушение законодательства незамедлительно принимать меры для устранения нарушения и привлечения виновных к ответственности.

Статья 39. Порядок досрочного прекращения полномочий Московской городской Думы

1. Полномочия Московской городской Думы могут быть прекращены досрочно в случае:

1) принятия Московской городской Думой решения о самороспуске в порядке, предусмотренном законодательством города Москвы;

2) роспуска Московской городской Думы Мэром Москвы по основаниям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, а также иным основаниям, предусмотренным федеральным законодательством;

3) вступления в силу решения Московского городского суда о неправомочности данного состава депутатов Московской городской Думы, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;

4) роспуска Московской городской Думы Президентом Российской Федерации по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством.

2. Мэр Москвы вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий Московской городской Думы в случае принятия Московской городской Думой закона города Москвы, постановления Московской городской Думы, противоречащего Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и города Москвы, настоящему Уставу, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а Московская городская Дума не устранила их в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения.

3. В случае досрочного прекращения полномочий Московской городской Думы в соответствии с настоящим Уставом и законом города Москвы назначаются внеочередные выборы в Московскую городскую Думу. Указанные выборы проводятся через три месяца со дня вступления в силу решения о досрочном прекращении полномочий Московской городской Думы.

Московская городская дума (Мосгордума, МГД) — постоянно действующий высший и единственный законодательный (представительный) орган государственной власти города Москвы. Депутаты выбираются жителями Москвы.
Дума I созыва была избрана 12 декабря 1993 года. Дума II созыва действовала в 1997–2001 годах, III созыва — в 2001–2005 годах, IV созыва — в 2005–2009 годах, V созыва — в 2009–2014 годах, VI созыва — с сентября 2014 года.

Последние Выборы в Московскую городскую думу VI созыва прошли в Единый день голосования 14 сентября 2014 года. Дума I–V созывов включала 35 депутатов, в думе VI созыва их число увеличится до 45.

Мосгордума располагается по адресу улица Петровка, дом 22. Однако осенью 2014 года депутаты переедут в новое здание, построенное на Страстном бульваре на территории Ново-Екатерининской больницы, на месте снесенных корпусов, построенных двести лет назад архитектором Матвеем Казаковым. Вопрос о том, насколько законен был этот снос, остается открытым .

История

История Мосгордумы началась в XVIII веке при Екатерине II, когда в 1786 году в Москве открылась Общая городская дума, избираемая горожанами, члены которой, в свою очередь, выбрали Шестигласную думу — исполнительный орган, а также Градское общество. Все эти органы успешно функционировали, хотя самостоятельными, безусловно, не были, вплоть до 1870 года, с небольшим перерывом во время правления Павла I. В 1870 году реформа Александра II законодательно закрепила независимость городского самоуправления от правительства. Однако при Александре III Городская дума и Городская управа попали под строгий контроль губернатора.

При СССР роль Мосгордумы выполнял Моссовет, с разными вариациями названий в разное время. Исполнительную власть осуществлял Исполнительный комитет Моссовета. С марта 1917 года по июнь 1991 года во главе обоих этих органов стоял один человек — председатель Моссовета. С июня 1991 года исполнительная власть перешла к мэрии Москвы. В 1993 году Моссовет был распущен указом Президента РФ.

Думы I–IV созывов избирались на 4 года. Начиная с V созыва, то есть с 2009 года, срок полномочий МГД продлен до 5 лет .

В 1993–2014 годах МГД состояла из 35 депутатов. С 2014 года (VI созыв) их число увеличится до 45 человек: в 2010 году федеральное законодательство установило следующие рамки численности регионального законодательного (представительного) органа для регионов с количеством избирателей бо́льшим, чем 2 миллиона человек: от 45 до 110 депутатов . Мосгордума приняла решение остановиться на нижней границе .

Структура

Структура действующей МГД определяется соответствующим постановлением, а также Регламентом Мосгордумы. Согласно этим документам, в МГД избирается председатель, который ведет заседания думы, подписывает ее постановления, созывает внеочередные заседания и т.д., а также два его заместителя, которые по его поручению выполняют его функции в его отсутствие. Структурные подразделения МГД — комиссии, действующие на постоянной основе, и рабочие группы, которые подготавливают проекты правовых актов и иных вопросов, относящихся к ведению думы. Кроме того, депутаты могут образовывать на добровольной основе объединения: как постоянные (фракции), так и временные. Фракции формируются из депутатов одного избирательного объединения на основании решения руководящего органа данного объединения и обладают правом законодательной инициативы.

Функции

  1. принимает Устав города Москвы;
  2. принимает законы города Москвы;
  3. принимает постановления Московской городской думы;
  4. осуществляет право законодательной инициативы в Государственной Думе;
  5. избирает представителя от Московской городской думы в Совете Федерации Федерального Собрания РФ;
  6. выражает в порядке, установленном законом города Москвы, согласие на назначение прокурора города Москвы;
  7. направляет в Конституционный Суд Российской Федерации запрос в соответствии со статьей 125 Конституции Российской Федерации;
  8. назначает председателя Контрольно-счетной палаты Москвы, его заместителя, аудиторов Контрольно-счетной палаты Москвы и освобождает их от должности;
  9. назначает по представлению мэра Москвы судей Уставного суда города Москвы;
  10. назначает выборы в Московскую городскую думу, выборы мэра Москвы, голосование по отзыву мэра Москвы;
  11. участвует в формировании избирательных комиссий в соответствии с федеральным законодательством и законами города Москвы;
  12. выражает недоверие мэру Москвы и должностным лицам, в назначении которых Московская городская дума принимала участие, в случаях и в порядке, предусмотренных федеральным законодательством и Уставом Москвы;
  13. устанавливает порядок назначения и проведения референдума города Москвы;
  14. назначает на должность и освобождает от должности Уполномоченного по правам человека в городе Москве;
  15. назначает мировых судей города Москвы;
  16. утверждает договоры и соглашения города Москвы в порядке, установленном федеральным законодательством и законами города Москвы;
  17. осуществляет контроль за соблюдением и исполнением законов города Москвы и постановлений Московской городской думы, исполнением бюджета города Москвы, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда города Москвы, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью города Москвы.

Мосгодума (V созыва)

  1. И.Е. Антонов;
  2. М.И. Антонцев;
  3. О.Е. Бочаров;
  4. И.Я. Великанова;
  5. Е.В. Герасимов;
  6. С.А. Гончаров;
  7. С.И. Зверев;
  8. В.П. Иванов;
  9. П.С. Ивановский;
  10. В.М. Кругляков;
  11. А.Н. Крутов;
  12. А.Н. Метельский;
  13. А.Б. Милявский;
  14. М.И. Москвин-Тарханов;
  15. И.Ю. Новицкий;
  16. С.В. Орлов;
  17. А.Р. Палеев;
  18. А.В. Петров;
  19. В.М. Платонов;
  20. Т.А. Портнова;
  21. И.С. Протопопов;
  22. А.В. Рябинин;
  23. И.Ю. Святенко;
  24. А.Г. Семенников;
  25. В.В. Сивко;
  26. В.П. Скобинов;
  27. Л.В. Стебенкова;
  28. В.С. Степаненко;
  29. М.М. Тишин;
  30. С.А. Турта;
  31. В.А. Шапошников;
  32. К.В. Щитов.
  1. Н.Н. Губенко;
  2. А.Е. Клычков;
  3. В.А. Святошенко.
  • по безопасности;
  • бюджетно-финансовая;
  • по городскому хозяйству и жилищной политике;
  • по государственной собственности и землепользованию;
  • по государственному строительству и местному самоуправлению;
  • по делам общественных объединений и религиозных организаций;
  • по законодательству;
  • по здравоохранению и охране общественного здоровья;
  • по кадровым вопросам в рамках компетенции Московской городской думы;
  • по культуре и массовым коммуникациям;
  • по образованию и молодежной политике;
  • по организации работы думы;
  • по перспективному развитию и градостроительству;
  • по Регламенту, правилам и процедурам;
  • по социальной политике и трудовым отношениям;
  • по физической культуре и спорту;
  • по экологической политике;
  • по экономической политике, науке и промышленности.

Результаты выборов в МГД V созыва в ряде случаев ставятся под сомнение: путем анализа выборной статистики некоторые эксперты пришли к выводу о высокой вероятности того, что на них было осуществлено множество фальсификаций, а реальный результат партий отличается от официальных данных.

Действующая Мосгодума (VI созыва)

Выборы депутатов Мосгордумы VI созыва прошли 14 сентября 2014 года по 45 избирательным округам. По сравнению с преыдущими выборами увеличились число депутатов и срок их полномочий — с 35 до 45 человек, с 4 до 5 лет.

В 2014 году в отличие от выборов IV и V созывов, была применена мажоритарная избирательная система. Изменился порядок работы Думы: председатель, 2 его заместителя и 15 руководителей комиссий работали на постоянной основе, остальные 27 депутатов — без прекращения основной деятельности.

Начался один из ключевых этапов предвыборной кампании в Мосгордуму – сбор подписей гипотетическими кандидатами. Ситуацию подробно прокомментировал в своем блоге социолог Алексей Рощин:

«. Еще один "феномен" этих выборов в Москве - ПОЛНОЕ отсутствие во всех округах кандидатов, выдвинутых "Единой Россией". НИ ОДНОГО! А как же "партия власти", спросите вы? Она, конечно, никуда не делась, просто все те, кто идёт от мэрии, то есть мог бы идти от "ЕР", предпочли стать. самовыдвиженцами! То есть так же, как чернь - собирать подписи у населения!! Это тем более "странно", что они могли полностью оградить себя от этого геморроя: ведь "Единая Россия" - парламентская партия, а это значит, что кандидаты от ЕР получают регистрацию АВТОМАТИЧЕСКИ! Сразу! БЕЗ ПОДПИСЕЙ!!

В чём же дело? Зачем единороссы пошли "как все" - собирать подписи? И что - неужели они тоже будут тратить на это миллионы.

Ответ прост: не пошли от ЕР - потому что у ЕР в Москве очень низкий рейтинг (22%). Побоялись. Ну а про подписи. Перечитайте текст выше - вы там найдёте описание, КАК скрытые единороссы эти подписи "соберут". Уверяю - проблем с регистрацией ни у кого из них не возникнет. Более того - единороссы потом ещё и будут этими своими "собранными" подписями тыкать в нос "оппозиционерам", тупо изучающим бумажку "отказано в регистрации".

Будут хлопать их по плечу и говорить покровительственно - "ну что ж ты, дурашка? Подписи собирать не умеешь? Говоришь, невозможно собрать? Ну, как невозможно: Я-ТО СОБРАЛ!!" И всё. Правда, свои подписи единоросс, понятное дело, никому не покажет. "Как я их покажу, неудачник?" - спросит он. - Они ж в избиркоме!"

Что там простой единоросс. Собянин каждый раз - в 2013 и в 2018 гг. - собирал по 70 тысяч (!) подписей в свою поддержку. Поскольку тоже шёл - хе-хе - как "самовыдвиженец" (будучи - и оставаясь - членом Федерального Политсовета партии "Единая Россия"). Правда, те и эти подписи "за Собянина" тоже никто, кроме избиркома, не видел. НЕ ПОЛОЖЕНО.

Пара слов о Мосгордуме - благо хоть повод есть. Московский "городской парламент" - пожалуй, САМОЕ карикатурное и бессмысленное заведение такого рода в стране. По идее (про которую все давно забыли), городское Собрание депутатов - что-то типа постоянного совещания авторитетных в городе людей, которые прежде всего следят за правильным расходованием средств городского бюджета, а также сами этот бюджет и формируют, исходя из своего понимания, что городу прежде всего нужно, что - во вторую очередь, а что может и подождать.

Бюджет Москвы на сегодня - более 2,7 трлн. рублей в год, или примерно 41 млрд. долларов, которые надо распределять по статьям ежегодно и следить, чтобы они расходовались эффективно. Для сравнения - весь бюджет России составляет 15 трлн. рублей, то есть бюджет Москвы составляет порядка 20% от всероссийского (при том, что в Москве, даже после ее расширения до "новой Москвы", проживает лишь 8% населения России; а также при том, что многие расходы в Москве, например, все расходы на содержание полиции и поддержание общественного порядка в столице - это расходы не московского, а федерального бюджета).

Составлять, проверять и распределять бюджет в размере аж 41 млрд. "зеленых", поддерживающий функционирование огромного мегаполиса - задача, как вы понимаете, не из легких. Городское хозяйство - сложнейшее, а 2,7 триллиона рублей - деньги невероятные. Понятно, что решать, на что и как тратить такую кучу деньжищ - задача к тому ж очень конфликтная, любые три читателя этого блога, предложи им выработать приоритеты в финансировании города, имея под рукой ТАКИЕ деньги, через полчаса передерутся. И в любом случае ясно, что работа над бюджетом мегаполиса в 41 млрд. долларов - работа огромная, требующая полной отдачи от депутата.

Тем забавнее выходит Мосгордума, особенно после собянинской "реформы" 2014 года.

Во-первых, МГД очень маленькая. В ней всего 45 человек, или - один депутат "представляет" 190 тысяч избирателей. Ни в одном субъекте федерации нет такого соотношения - один на 190 тысяч. Получается - почти по миллиарду баксов на одного депутата. В год. Распределяй!

Вторая особенность ещё забавней: Мосгордума - это собрание депутатов. на непрофессиональной основе! Реально - бОльшая часть депутатов не получает зарплаты и все 5 лет депутатского срока продолжает трудиться на своей основной работе. В Думу же депутаты приезжают несколько раз в месяц в порядке хобби. Буквально по Льву Толстому (пародии) - "землю попашет, попишет стихи". Городской бюджет на год - огромный фолиант, который и листать-то замаешься; но, конечно, любой депутат - сверхчеловек, которому ничего не стоит его прочесть в свободное от работы время и иметь о нем квалифицированное суждение!

Еще одна пикантная деталь - КТО такие депутаты МГД. Среди них половина - главврачи городских больниц и поликлиник, а также директора школ. Которые, как уже было сказано, продолжают трудиться на своих рабочих местах. Другими словами, все они по факту - подчиненные московского мэра Собянина. Одних он контролирует через Департамент Здравоохранения, других - через Департамент Образования. Конфликт интересов? Да что вы! Людям ведь в России невдомек, что единственный смысл "разделения властей" на исполнительную (мэрия) и законодательную (Московская Городская Дума) - чтобы МЕНЬШЕ ВОРОВАЛИ: одни не могут тратить, но определяют на что и как, а другие могут тратить, но не могут определять, как и на что. В Москве же никакого разделения по факту нет - в Думе заседают подчиненные мэра. И никого это, что называется, "не парит".

Естественно, депутаты, "распределяющие" каждый год 41 млрд. долларов в качестве общественной нагрузки в свободное от работы время, на деле ничего не распределяют, а просто послушно голосуют за все документы (и прежде всего бюджет), составленные в мэрии. Быстро проголосовал - весь день свободен! Вникать же подчиненные Собянина ни во что не могут, даже если бы и хотели - банально времени нет.

Говоря проще: Мосгордума - орган абсолютно декоративный. Он ни на что не влияет и влиять не может, туда просто пару раз в месяц заезжают депутаты и голосуют за все, что им привезли "от Собянина". Если бы документы от Собянина никуда бы не возили, а прямо в мэрии ставили бы лиловые штампы "принято!" - никто бы не заметил разницы.

Вопрос - зачем нужна такая Дума? Ответ: как любой симулякр, она нужна с единственной целью - занимать место настоящей. Представим, что ее бы не было вообще; через какое-то время горожане стали бы чувствовать смутное беспокойство - "а как же? А что же Собянин - сам определяет, куда тратить НАШИ городские деньги, и сам же тратит? Но это же НЕПРАВИЛЬНО! Во всем мире НЕ ТАК! Должен же быть горсовет, который мэра контролирует и сам формирует бюджет города!" В общем, начался бы ненужный шум.

Наглядная иллюстрация того, как реальную оппозицию отстраняют от политической борьбы.

8 сентября пройдут выборы по всей России, но основное внимание привлекают Москва и Санкт-Петербург. Про Петербург TJ уже рассказал: там изберут губернатора и муниципальных депутатов.

В Москве выборы другие — там обновляют депутатов городской думы. Изучим, что из себя представляет Мосгордума, как проходят выборы в этот орган и как городские избиркомы отстраняют оппозиционных кандидатов от участия. Сами оппозиционные кандидаты будут темой уже следующей статьи.

Московская городская дума — это представительный и законодательный орган власти Москвы. Там заседают 45 депутатов. У них много полномочий, самое важное из которых — принятие городских законов.

Однако московский парламент — это не место для инициативы: половина принятых в 2018 году законов предложены мэром. Также это не место для дискуссий: из внесённых законопроектов принимаются почти все — 90%. Поэтому в последнее время орган напоминал о себе только скандалами: стажёр Мосгордумы напал на Ксению Собчак, депутата и певицу Надежду Бабкину уличили в коррупции, а председатель органа Алексей Шапошников сфальсифицировал голосование по законопроекту.

Депутатов Московской городской думы не стоит путать с муниципальными депутатами, которые представляют власть городских районов.

Выборы в Мосгордуму проходят по мажоритарной системе. Это значит, что город делится на 45 избирательных округов, в каждом из которых свой список кандидатов и свой один победитель. Избиратели голосуют за конкретных людей, а не за партии. Для победы в округе кандидату надо просто набрать большинство голосов: второго тура не предусмотрено.

Предвыборная кампания длится всё лето:

В этом году на выборах в Мосгордуму впервые пройдёт эксперимент по электронному голосованию: в одном или нескольких избирательных округах можно будет проголосовать из дома через интернет. Независимые эксперты по выборам уже раскритиковали эту инициативу.

На выборах в Мосгордуму можно выдвигаться от партии или через самовыдвижение.

Раньше между этими способами была чёткая разница: самовыдвиженцы должны собирать подписи в свою поддержку, а кандидаты от партии — не должны.

Поэтому кандидатам от либерально-демократической оппозиции для выдвижения нужно собирать подписи 3% избирателей округа, это в среднем 5-6 тысяч штук.

Для сбора 5 тысяч подписей за 25 дней кандидату требовалось получать по 200 подписей ежедневно. В условиях традиционной придирчивости избиркомов к оформлению подписных листов, требовалось собирать автографов на треть больше заявленного. Последние дни уходили на тщательную проверку, выбраковку и заверение у нотариусов. Каждый кандидат один день должен был посвятить личному заверению многих сотен подписных листов.

Несмотря на участие в кампании волонтёров, все кандидаты вынуждены были прибегать в том числе к услугам платных сборщиков. Средняя стоимость одной подписи составляла от 100 до 200 рублей. Таким образом имелся дополнительный имущественный ценз для допуска к участию в выборах. Только на этом этапе кампании кандидату требовалось от 1.500.000 до 2.000.000 рублей.

Даже если политик соберёт настоящие подписи и правильно их оформит, то это не гарантирует его регистрации. Возможны ошибки по невнимательности сборщика, потому что вместе с подписью записываются паспортные данные человека, адрес регистрации и дата. Но основная проблема в другом. Избирательная комиссия может признать недействительными даже реальные подписи — у неё для этого есть ряд приёмов.

Часть приёмов бюрократические. У избиркома могут появиться претензии к оформлению подписных листов, на основании чего он признаёт все подписи недействительными. Претензии могут быть и к топографическим несоответствиям: например, использованы не те сокращения названий улиц.

Политик Владимир Милов, которому уже дважды отказывали в регистрации кандидатом в Мосгордуму, считает, что эти требования необоснованны ни по смыслу, ни по закону:

Бюрократические приёмы отличаются тем, что независимый кандидат может приложить усилия, чтобы минимизировать риск отказа по ним. Но есть и такие приёмы избиркома, против которых бороться сложно.

Иногда эксперт-графолог заявляет, что подписи подделаны полностью или частично. Комиссия и суды принимают заключение графолога без сомнений.

Снятие кандидатов по подписям было на всех последних выборах в Мосгордуму: и в 2009, и в 2014 году. Но чтобы показать, как это работает, можно брать любые выборы — процесс везде одинаков.

Например, региональные выборы 2015 года. Тогда демократы выдвигались в парламенты нескольких регионов, но только один список кандидатов зарегистрировали, а остальных сняли по подписям.

В подписном листе и в запросе избиркома правильный номер паспорта, 6 цифр. В "справке УФМС" - 5 цифр (опечатка).
Подпись недействительна!

Женщина, паспорт серии 5003, в базе УФМС все еще советский паспорт (то есть уже 12 лет лажа).
"подпись недействительна по справке УФМС"

"сергеева дарья тимуровна": ответ УФМС "правильное отчество тимурович"
Комиссия: подпись недействительна, нет оснований не доверять УФМС

Представители УФМС ответили, что их данные актуальны, а избирательная комиссия не увидела причин не верить миграционной службе. Список партии не зарегистрировали на выборах в Заксобрание Новосибирской области.

Спустя полгода дело дошло до Конституционного суда, который вынес определение, что слепо верить данным в базе УФМС нельзя. Возможно, это определение поможет кому-то из независимых политиков зарегистрироваться в этот раз.

Анализ прошлых выборов даёт представление о том, чего можно ожидать в этом году.

Остальным пришлось собирать подписи. Большинство из самовыдвиженцев не смогли этого сделать. В том числе Илья Яшин, Николай Ляскин, Любовь Соболь, Владимир Милов, Вера Кичанова, Владислав Наганов. Они даже не стали относить подписи в избирком.

Только четверо самовыдвиженцев от несистемной оппозиции сдали подписи: Мария Гайдар, Ольга Романова, Максим Кац и Алёна Попова. Избирательные комиссии отказали Гайдар и Романовой, используя все те методы, которые мы описали выше. Зарегистрировали только Каца и Попову.

И ещё до сбора подписей от участия в выборах отстранили Константина Янкаускаса — известного в Москве муниципального политика. Его отправили под домашний арест по делу о финансировании мэрской кампании Навального в 2013 году.

По итогам голосования никто из либерально-демократической оппозиции не прошёл в Мосгордуму.

Системная оппозиция получила 7 мест из 45. Из них 5 мандатов у КПРФ и по одному у ЛДПР и Родины.

После протестов 2011-2012 годов власти Москвы стали проводить голосование без явных фальсификаций. Например, так было и на выборах в Мосгордуму в 2014 году, и на президентских выборах 2018 года.

Однако, эти выборы проходили в условиях, когда реальные оппоненты властей не были допущены до участия. Фальсификации могут возобновиться, если несистемной оппозиции удастся каким-то образом зарегистрировать своих кандидатов или как-то иначе создать давление на власть. Например, через поддержку кандидатов от системной оппозиции.

Читайте также: