Философия как метатеория права

Обновлено: 28.06.2024

Метатеория — это логическая теория, в которой производится рассмотрение структуры, методов и свойств некоторой другой теории, в том числе её точное описание (то есть определение правил образования и преобразования) и исследование относящихся к ней результатов. Теория, исследование которой проводится в рамках метатеории, называется предметной, или объектной теорией, в качестве которой может выступать любая теория, подвергаемая строгому логическому анализу (см. Теория). В узком смысле метатеория понимается как теория, изучающая синтаксические, семантические и логические (специальные правила вывода) свойства систем с формализованным языком методами аксиоматизации, алгоритмизации, конструктивизации и другими. Основная задача построения метатеории состоит в уточнении (экспликации) соответствующих предметных теорий и анализе их свойств. При этом в рамках общей программы проведения метатеоретических исследований на предметные теории и метатеории не накладывается никаких ограничений: они могут быть содержательными, дедуктивными, частично или полностью формализованными и могут использовать любые логические средства. Метатеория представляет собой одно из наиболее важных понятий современной логики (см. Логика), математики, философии (см. Философия) и методологии науки (см. Методология науки).

В метатеории синтаксис анализируемой теории описывается на так называемом синтаксическом языке (см. Синтактика), а семантика — на семантическом (см. Семантика). Дедуктивные средства предметной теории формулируются в виде метааксиом и метатеорем, к которым следует относить не только исходные и производные правила вывода, но также синтаксические и семантические теоремы. Синтаксический и семантический языки вместе с метааксиомами и метатеоремами составляют метаязык. В метаязыке формулируются специальные аксиомы и теоремы, касающиеся синтаксических, семантических и дедуктивных свойств формализма. Как правило, метаязык включает в себя определённый фрагмент естественного языка, если все пояснения, относящиеся к формальной теории, ведутся на этом языке. Собственной частью синтаксического языка могут быть названы, например, переменные по пропозициональным функциям. Собственной частью семантического языка являются переменные по выражениям различных синтаксических категорий. Зачастую семантический язык включает в себя язык синтаксический, хотя в ряде случаев они могут и совпадать. Введение производных логических констант посредством дефиниций осуществляется в семантическом языке. На метаязыке строится теория моделей того или иного логического исчисления. На этом языке формулируются все теоремы о свойствах логических формализмов. Наиболее распространённой метаязыковой теорией является теория семантических категорий (см. Теория семантических категорий). Более специализированное рассмотрение метатеории имеет место в разделе математической логики — теории моделей, в которой прослеживается связь между дедуктивными и семантическими (алгебраическими) понятиями.

Одной из исходных посылок метаматематической программы Гилберта послужило утверждение о том, что в качестве предметной теории, для которой будет строиться соответствующая метатеория, следует брать не некую содержательную теорию (например, содержательную математику), а её формализованное представление в виде исчисления или формальной системы (теории). Такая формальная система строится по явно сформулированным, чётким правилам; она может состоять из неинтерпретированных знаков и знакосочетаний (формул, выражений) — в этом случае она является синтаксической, или её элементам приписывается определённая интерпретация, то есть фиксируется их смысл или значение, — и в этом случае она является семантической. Метатеория, которая строится по отношению к таким образом представленной предметной теории, является содержательной теорией, то есть она состоит из содержательно понимаемых элементов естественного языка. В ней формулируются метатеоремы (теоремы о теоремах), которые описывают синтаксические и семантические свойства соответствующей предметной (формализованной) теории.

Для того, чтобы метаматематика выполнила свою основную функцию — обоснования содержательной математики, она, согласно Гилберту, должна пользоваться только так называемыми финитными методами, то есть использовать лишь конечные конструкции и конструктивные доказательства, не допускающие применения абстракции актуальной бесконечности, которая играет важную роль в содержательной математике и в её формализованном представлении. В рамках этой программы был получен ряд важных метатеоретических результатов. Так, была доказана синтаксическая метатеорема о дедукции, которая устанавливает связь между понятием выводимости (доказуемости) в данной предметной теории (например, в исчислении высказываний или исчислении предикатов) и логической операцией импликации, входящей в алфавит данной предметной теории. Примером семантической метатеоремы является теорема о полноте классического исчисления высказываний, согласно которой для этого исчисления понятия доказуемой формулы (формальной теоремы) и формулы, истинной при некоторой его интерпретации, совпадают. Некоторые понятия метаматематики носят смешанный — синтаксически-семантический характер. Таково, например, понятие непротиворечивости, которое синтаксически определяется как невыводимость в предметной теории противоречия, то есть конъюнкции некоторой формулы и её отрицания, а в семантическом плане означает соответствие данной предметной теории некоторой её интерпретации. Эквиваленность этих определений является нетривиальным метатеоретическим фактом.

Несмотря на указанные и многие другие метатеоретические результаты, впоследствии оказалось, что метаматематическая программа Гилберта, и прежде всего его финитистская установка, не могут быть реализованы. Это убедительно показал К. Гёдель (1931), доказав свои две широко известные теоремы. Согласно его первой теореме, любая формализованная система, достаточно богатая для того, чтобы включать в себя арифметику натуральных чисел, неполна, так как в ней имеются правильно построенные формулы (выражения), которые не доказуемы и не опровержимы в её рамках. Вторая теорема утверждает, что если арифметическая формальная система непротиворечива, то невозможно построить доказательство её непротиворечивости, проведённое средствами, формализуемыми в этой системе. Эти теоремы, имеющие несомненное философско-методологическое значение, свидетельствуют об ограниченности метода формализации теорий, который лежит в основе гилбертовской метаматематической программы, и о том, что с помощью финитных методов нельзя доказать непротиворечивость не только классической математики, но даже и классической арифметики. Вслед за результатами Гёделя были раскрыты и другие ограниченности формализмов: Чёрч доказал неразрешимость проблемы разрешения для узкого исчисления предикатов, Тарский показал невыразимость предиката истинности для какого-либо исчисления средствами этого же исчисления и так далее. В связи с этим потребовалась определённая модификация программы Гилберта — необходимо было найти новые, более сильные, чем финитные, но также достаточно убедительные методы метатеоретических рассуждений. Значительный прогресс в этом отношении был получен в середине и во второй половине XX века Г. Генценом, В. Аккерманом, П. С. Новиковым, К. Шютте, А. С. Есениным-Вольпиным и другими исследователями.

Метаматематические и металогические исследования остаются актуальной задачей и в настоящее время. Метатеоретическая направленность исследований в настоящее время становится характерной чертой не только логики и математики, но и других дисциплин. При этом часто сами исследователи не квалифицируют свои исследования как метатеоретические. Результатами таких исследований явились попытки построения метабиологии, метахимии, метатеории физического знания, метатеории теорий систем и далее метанауки, однако в них пока не получены значительные метатеоретические достижения, сравнимые с теми, которые имеются в метаматематике и металогике.

Религия - это иллюзорное фантастическое отражение естественных явлений, которые приобретают сверхъестественный характер. Это чувственно-эмоциональный способ познания действительности.

Составляющие части религии: вера, ритуалы, социальный институт – церковь.

2. познавательная (через библию)

4. рекреационная (удовлетворение)

5. компенсаторная (помощь)

Особенности философского мировоззрения.

Возникновение философии как мировоззрения относится к периоду развития и становления рабовладельческого общества в странах Древнего Востока, а классическая форма философского мировоззрения сложилась в Древней Греции. Первоначально возник материализм как разновидность философского мировоззрения, как научная реакция на религиозную форму мировоззрения. Фалес первым в Древней Греции поднялся до понимания материального единства мира и высказал прогрессивную мысль о превращении единой по своей сущности материи из одного ее состояния в другое. У Фалеса были сподвижники, ученики и продолжатели его воззрений. В отличие от Фалеса, считавшего материальным основанием всего сущего – воду, они находили иные материальные основания: Анаксимен – воздух, Гераклит – огонь.

Философское мировоззрение шире, чем научное т.к. научное строится на основе данных частных наук и опирается на разум, фил. мировоззрение еще и на ощущения. Оно отражает мир через понятия и категории.

- это рациональное объяснение действительности

- философия имеет понятийно-категориальный аппарат

- философия носит системный характер

- философия носит рефлексивный характер

- философия носит ценностный характер

- философия носит оценочный характер

- философия требует определенного уровня интеллекта

Философская мысли есть мысль о вечном. Но это не значит, что сама философия внеисторична. Как и всякое теоретическое знание, философское знание развивается, обогащается все новым и новым содержанием, новыми открытиями. При этом сохраняется преемственность познанного. Однако философский дух, философское сознание – это не только теория, тем более теория отвлеченная, бесстрастно – умозрительная. Научно теоретическое знание составляет лишь одну сторону идейного содержания философии. Другую, безусловно доминирующую, ведущую его сторону, образует совсем иной компонент сознания – духовно-практический. Именно он выражает смысложизненный, ценностно-ориентирующий, то есть мировоззренческий, тип философского сознания в целом. Было время, когда никакой науки никогда еще не существовало, но философия находилась на высочайшем уровне своего творческого развития.

Сокровенная цель философии – вывести человека из сферы обыденности, увлечь его высшими идеалами, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям.

В мировоззрении находит свое завершение целостность духовности человека. Философия как едино цельное мировоззрение есть дело не только каждого мыслящего человека, но и всего человечества, которое, как отдельный человек, никогда не жило и не может жить одними лишь чисто логическими суждениями, но осуществляет свою духовную жизнь во всей красочной полноте и цельности ее многообразных моментов. Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, идеалов, верований и убеждений, а также образа жизни человека и общества.

Философия является одной из основных форм общественного сознания, системой наиболее общих понятий о мире и о месте человека в нем.

Философия как наука. Проблема, предмет философии в истории философии. Предмет, структура и функции философии. Философия как метатеория права.

Зарождение философии связано с потребностями человека объяснять это мир.

Философия – это первая форма теоретического знания.

В 7 веке до н.э. существовала античная, греческая философия. Людей интересовал вопрос, что такое природа, поэтому их называли натурфилософами.

Объем знаний тогда был невелик, философия включала в себя предметы всех будущих наук. Люди стремились понять происхождение природы, мира, ставили вопрос о первооснове мира.

В средние века философия занималась обоснованием догматов религии, поэтому философию называли “служанкой богословия”.

В 14-16-18 века объем знаний увеличивался, началось размежевание между науками, возникают различные теории. Все это возникает с развитием промышленности. Появляется юриспруденция, политэкономия и т.д.

3 варианта ответа на вопрос: чем же должна заниматься философия:

Точка зрения религиозной философии:

Философия рассматривается как наука, которая не может научными методами решать свои вопросы. Философия – это вообще не наука.

Точка зрения позитивизма:

Эта т.з. возникает в 30е года 19 века (представитель А.Кант). Науке философия вовсе не нужна, они отрывают науку от философии. Не существует потребности в философии, т.к. есть отдельные науки. Проблемы, которыми занимается философия – мнимые.

Точка зрения марксизма:

Эта т.з. возникает в 40е года 19 века. У конкретных и частных наук есть проблемы, которые они не способны решить самостоятельно, т.е. предполагается союз философии и частных наук.

Читайте также: