Сколько безработных с высшим образованием

Обновлено: 13.05.2024

Лавриненко Татьяна Андреевна
Владимирский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
студентка


Аннотация
Статья посвящена проблеме безработицы среди молодежи, указываются причины и последствия данного явления. Сформулированы пути решения проблем молодежной безработицы.

Lavrinenko Tatiana Andreevna
Financial University under the Government of the Russian Federation
student


Abstract
Article is devoted to a problem of unemployment among young people, the reasons and consequences are indicated of this phenomenon. The ways of solving unemployment among young people are formulated.

Научный руководитель: Хрипунова М.Б. кандидат физико-математических наук,

Безработица является одним из самых остро стоящих вопросов в мировой экономике. Несмотря на то, что пик последнего кризиса 2014 года уже пройден, все еще видны его разрушительные последствия. Так, на начало 2016 года по данным Организации экономического сотрудничества и развития[5] уровень безработицы в мире составляет 8 %, а средний уровень безработицы в России – 5,4%. Но, согласно прогнозам, на конец 2017 года, показатели безработицы по-прежнему будут выше докризисного уровня.

Наибольший интерес представляет изучение безработицы среди молодежи. Анализ показал, что уровень безработицы молодежи в возрасте 15-24 лет в большинстве стран в два раза выше, чем среди взрослых.[1, с.92] Молодые люди традиционно являются самой уязвимой категорией граждан. Это связано с тем, что они, по сравнению с другими социальными возрастными группами, склоны к выбору временной работы, которую можно в любой момент прекратить. Кроме того, отсутствие опыта работы у молодых людей еще больше снижает процент успеха на рынке труда в периоды высокой безработицы. [1, с.93]

Что касается ситуации с безработицей среди молодежи в России, то на 2014 год отмечаются две возрастные группы (от 20 до 24 и от 30 до 49) с самым высоким уровнем безработицы. [4, с.69] Из этого следует, что несмотря на значимость молодых специалистов, уровень безработицы среди них остается на очень высоком уровне (20-23%). Работодатели предпочитают нанимать специалиста уже с опытом работы, а не вкладывать финансовые ресурсы в дальнейшее его обучение. [7, с.167] Таким образом, выпускники вынуждены долгое время искать рабочее место.

Таблица 1. Распределение численности безработных по уровню образования по России (в процентах к итогу)[6]

С каждым годом, уровень безработицы среди людей, имеющих только основное образование снижается (таблица 1), так как они имеют низкие требования по заработной плате. Не обладают специальными навыками, их цель не самореализация в профессии, а только поддержание жизнеобеспечения. Таким образом, люди, имеющие только основное образование, удовлетворяют спрос на малоквалифицированный труд, следовательно, им не составляет труда найти работу.

Высокий процент безработных людей, имеющих среднее образование (31-34%), показывает то, что эти люди, претендуют на высокую заработную плату, но при этом не обладают достаточными теоретическими и практическими знаниями.

Экономически активное население до 20 лет в среднем тратит на поиск работы от 4 до 7 месяцев.[6] Что касается других возрастных групп, то у них затраченное время на поиск рабочего места только увеличивается. В возрасте 20-24 лет люди, как правило, уже имеют среднее или высшее образование, и их срок поиска работы занимает от 6 до 9 месяцев.

Рассмотрим изучаемый вопрос на примере Владимирской области. На рисунке 1 города Владимирской области ранжированы по численности населения. Наблюдается, что в таких городах, как Вязники, Киржач и Юрьев-Польский нет высших учебных заведений, поэтому колледжи являются единственной возможностью получения образования районной молодежи. Обслуживание большого количества высших учебных заведений нерентабельно для города, так как областной центр находится в пределах 100 км, где у абитуриентов есть широкий выбор учебных заведений. Кроме того, одной из причин предпочтения абитуриентов именно колледжей и техникумов связанна с неуверенностью в своих силах и нехваткой материальных средств для оплаты дополнительных курсов или занятий с репетитором для подготовки сдачи ЕГЭ.


Рисунок 1. Учебные заведения по Владимирской области. [2]

Таким образом, можно сделать вывод, что в России нужно отходить от среднего образования, заменяя его тренингами и курсами, которые бы включали в себя 30% теории и 70% практики. Предложенные курсы должны будут полностью оплачивать сами работодатели, либо с частичной поддержкой государства. Студент будет обязан по окончанию таких курсов работать на конкретного работодателя в течение определенного срока. Такое преобразование значительно уменьшило бы нагрузку на государственный бюджет[3], а качество выпускаемых специалистов узкой квалификации только улучшилось.

В настоящее время, наблюдается нарушение преемственности между уровнями образования. Знания выпускников школ зачастую либо недостаточны, либо носят несистемный характер, с одной стороны, и не всегда имеют прикладной характер, с другой [8, c. 100]. А школьники, которые уходят после 9 класса в колледжи и техникумы, вообще должны усвоить программу 10-11 классов, которую они проходят за полгода или за год. В конце своего обучения, проходя трудовую практику, студенты не могут восполнить недостающие знания, вследствие чего, образуется дефицит хороших специалистов. Поэтому нужно провести реформы в системе образования и ввести обязательное обучение до 11 класса с последующим обучением в высшей школе или прохождением данных курсов.

Как отмечается в статье [8, с. 101], очень важно в настоящее время сделать образование практико-ориентируемым, направленным на удовлетворение потребностей реальных секторов экономики. Сочетание востребованности на рынке труда и владение достаточным количеством практических знаний поможет выпускнику высшего учебного заведения быть конкурентоспособным, тем самым снизится уровень безработицы среди молодежи и снизится социальное напряжение в обществе.


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Статья 3. Порядок и условия признания граждан безработными

О выявлении конституционно-правового смысла положений п. 1 ст. 3 см. Постановления КС РФ от 08.10.2019 N 31-П и от 06.10.2015 N 24-П.

(см. текст в предыдущей редакции)

См. также временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным безработными, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.04.2020 N 460.

Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанные порядки содержат в том числе перечень необходимых для регистрации документов и (или) сведений.

(в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

О выявлении конституционно-правового смысла положений п. 2 ст. 3 см. Постановления КС РФ от 08.10.2019 N 31-П и от 06.10.2015 N 24-П.

При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданину в течение 10 дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы этот гражданин признается безработным с первого дня подачи им указанного заявления и при наличии в органах службы занятости документов и (или) сведений, необходимых для постановки на регистрационный учет безработного гражданина в соответствии с порядком регистрации безработных граждан.

Органы службы занятости запрашивают документы и (или) сведения, необходимые для постановки на регистрационный учет безработных граждан и находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, государственных внебюджетных фондов, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Безработными не могут быть признаны граждане:

не достигшие 16-летнего возраста;

которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначены страховая пенсия по старости (в том числе досрочно) и (или) накопительная пенсия, либо пенсия, предусмотренная пунктом 2 статьи 32 настоящего Закона, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;

(см. текст в предыдущей редакции)

отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие квалификации - в случае двух отказов от профессионального обучения или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по одной и той же профессии, специальности) дважды;

(см. текст в предыдущей редакции)

не направившие в органы службы занятости в срок, установленный порядком регистрации безработных граждан, в электронной форме с использованием Единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России" (далее также - единая цифровая платформа) информацию о выборе двух вариантов подходящей работы или профессионального обучения;

(абзац введен Федеральным законом от 28.06.2021 N 219-ФЗ)

не направившие в органы службы занятости в срок, установленный порядком регистрации безработных граждан, в электронной форме с использованием единой цифровой платформы информацию о дне и результатах проведения переговоров с работодателями по двум выбранным вариантам подходящей работы или не представившие в случаях, предусмотренных порядком регистрации безработных граждан, направление с отметкой работодателя о дне явки гражданина и причине отказа в приеме на работу в органы службы занятости;

(абзац введен Федеральным законом от 28.06.2021 N 219-ФЗ)

не явившиеся без уважительных причин в срок, установленный органами службы занятости, для регистрации их в качестве безработных (за исключением инвалидов I и II групп, с которыми осуществляется взаимодействие в порядке, предусмотренном абзацем третьим пункта 3.1 статьи 15 настоящего Закона);

(в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

осужденные по решению суда к исправительным работам либо принудительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы, если данное наказание не назначено условно;

(в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными;

(абзац введен Федеральным законом от 30.04.1999 N 85-ФЗ)

перечисленные в статье 2 настоящего Закона.

Читайте также: