В чем особенность права древней палестины

Обновлено: 02.07.2024

ПАЛЕСТИНА ДРЕВНЯЯ, историческая область в Передней Азии, расположенная на восточном побережье Средиземного моря между Египтом и Сирией. Она охватывала земли, составлявшие в конце 20 в. территорию Израиля, оккупированных Израилем Западного берега реки Иордан (Самарию и Иудею) и сектора Газа, Южного Ливана и Северо-Западной Иордании к востоку от Иордана. Древняя Палестина представляла собой Святую Землю библейской традиции, родину иудаизма.

Древняя Палестина включала пять географических зон. Четыре из них протянулись параллельно друг другу с севера на юг. По побережью Средиземного моря проходит узкая прибрежная равнина. К востоку от нее расположена гористая область, охватывающая Галилею, Самарию и Иудею. Еще восточнее находятся долина реки Иордан и Мертвое море – участок древней тектонической впадины. Далее на восток располагается Заиорданское нагорье. От холмистых районов Иудеи на юг, к заливу Акаба, простирается пустыня Негев.

Древнейшее из имеющихся в нашем распоряжении свидетельств о языковой и этнической принадлежности населения Палестины относится ко II тысячелетию до н.э. Тогда, как и позже, область была населена многочисленными племенами, говоривших на языках преимущественно семитской группы. Переселившиеся сюда евреи называли эту область Ханааном, а ее обитателей ханаанеями. У египтян основным наименованием этой земли было Рецену (Ретену), прилагали они к ней и названия Пуенет (Пунт) и Тонетер (Божья земля). По-гречески страна называлась Келесирия (Южная Сирия). Современное название Палестина, происходящее от греческого звучания Филистия (южное побережье Средиземного моря), было введено после восстания Бар-Кохбы (132–135 н.э.) римлянами, когда они уничтожили или выселили большую часть еврейского населения страны, прежде численно преобладавшего в этом регионе.

Каменный век.

Каменный век был временем медленного развития, когда была заложена основа всей экономической и социальной жизни последующих эпох. В период палеолита (ранее 20 000 до н.э.) население этой области проживало на сезонных стоянках и в пещерных укрытиях, добывая пропитание охотой и собирательством. В период мезолита (примерно 20 000–8000 до н.э.) появились более обширные и постоянные поселения. Эпоха неолита (ок. 8500–4500 до н.э.) была ознаменована появлением первых полностью окультуренных растений и одомашненных животных. Одно из древнейших известных поселений городского типа с кирпичными жилыми домами и каменной городской стеной находилось в Иерихоне, оно датируется примерно 6850 до н.э. Около 6000 до н.э. в Палестине появилась керамика. К неолитической эпохе относятся и первые опыты использования металла (меди). Период халколита, или медно-каменного века (примерно 4500–3300 до н.э.), характеризуется дальнейшим развитием хозяйства. В это время начали выращивать зерновые культуры, возможно, с применением примитивных методов орошения. Продукты земледелия – такие, как маслины и виноград, – из горных районов доставляли в долину Нижнего Иордана. Развивалось производство изделий из камня, глины, меди, а также плетение и ткачество.

Ранний бронзовый век.

Раннебронзовый период (примерно 3300–2000 до н.э.) был ознаменован развитием, расцветом и упадком первой истинно городской цивилизации Палестины. Раннебронзовый I период (около 3300–3200 до н.э.) представлял собой непродолжительный переходный этап, известный преимущественно по материалам удаленных друг от друга поселений и нескольких обширных могильников. По сравнению с эпохой халколита это было время упадка. Тем не менее уже тогда существовала торговля с Египтом позднего додинастического периода.

К началу раннебронзового II периода (примерно 3200–2600 до н.э.) число поселений значительно увеличилось, причем большинство из них разрослось до размеров городов, а наиболее крупные из них были обнесены массивными стенами. Жители Палестины вели торговлю с Египтом и основали колонии на юге Синая, возможно, с целью добычи меди и других полезных ископаемых. Еще до окончания этого периода торговля с Египтом пришла в упадок.

Раннебронзовый III период (примерно 2600–2400 до н.э.) был временем возрождения, а быть может и дальнейшего развития городской культуры, главным образом в центральных и южных областях региона. Были возведены гигантские городские стены, храмы и дворцы. Контакты с Египтом были незначительны, зато существовали связи с Месопотамией, а найденные образцы великолепной керамики с блестящей поверхностью из Хирбет-Керака свидетельствуют о влиянии и со стороны северной Сирии и Анатолии. Ближе к концу этого периода некоторые города были разрушены, а большинство других пришло в упадок. Примерно к 2400 до н.э. все поселения, относящиеся к раннебронзовым II и III периодам, были заброшены.

Раннебронзовый IV период (примерно 2400–2000 до н.э.) характеризуется появлением сотен новых поселений и стоянок, многие из которых располагаются на окраинах региона – в таких районах, как долина Иордана, Заиорданье, Негев и Синай. Большинство крупных теллей (жилых холмов), возникших в предшествующие периоды урбанизации, были покинуты обитателями или заселялись только в определенный сезон; некоторые были превращены в могильники кочевых скотоводческих племен.

Среднебронзовый век.

Заключительный этап – среднебронзовый III период (ок. 1650–1500 до н.э.) – совпадает с эпохой наивысшего расцвета второй урбанистической эпохи в Палестине, во многих отношениях бывшей пиком развития региона в доримский период. Так, Сихем, обнесенный массивными укреплениями с двумя городскими воротами, представлял собой тщательно спланированное городское поселение с жилыми кварталами, административным центром дворцового типа, общественной площадью и двумя храмами. Цитадель Гезера, к примеру, имела на своей территории крепость примерно 17 м в поперечнике. Почти все поселения имели сложнейшие фортификационные системы.

Наиболее значительным и сыгравшим важную роль культурным достижением жителей Палестины среднебронзовой эпохи явилось создание протосинайской письменности – древнейшей из известных нам алфавитных систем письма. Выполненные этим простым и эффективным письмом надписи обнаружены как на Синае, так и в Палестине. В последующие столетия алфавитное письмо распространилось из этого региона по всему свету. К числу технологических новшеств среднебронзового века относится появление керамики, изготовленной на гончарном круге быстрого вращения, и первое в истории широкое распространение изделий из настоящей бронзы, что сделало возможным появление новых типов орудий и предметов вооружения. Олово, необходимое для получения такой бронзы, доставляли из Верхней Месопотамии на расстояние ок. 800 км.

Позднебронзовый век.

В 13 в. до н.э. палестинские города-государства постепенно пришли в упадок. Хотя предметы роскоши, найденные в дворцах и гробницах, свидетельствуют об относительном богатстве и изысканных вкусах знати, большинство населения влачило жалкое существование.

Позднебронзовый век в Палестине был ознаменован активностью в религиозной сфере. Во многих местах найдены храмы и предметы культового назначения, а в Угарите на побережье Сирии близ Латакии обнаружены таблички, содержащие мифологические тексты и повествующие о военных и любовных подвигах ханаанских богов и богинь. К их числу относятся Балл Эль (Балу) – верховное божество, его супруга Ашера – главная богиня-мать; молодая пара богов – Баал (Ваал), бог бури, и его возлюбленная Анат; божество смерти Мот; бог хлебных злаков Дагон.

Железный век.

Другой новой для Палестины этнической группой в это же время стали евреи. Впервые упомянутые в надписи на стеле, повествующей о победах фараона Мернептаха (ок. 1210 до н.э.), они первоначально расселились в небольших поселениях в центральных гористых областях. Здесь обнаружены остатки 250 еврейских поселений, относящихся к 12–11 вв. до н.э. Почти все они были основаны на прежде незаселенных возвышенных местах, а не на развалинах разрушенных ханаанейских городов, как утверждается в библейской Книге Иисуса Навина. Судя по всему, евреи были кочевниками, которые прежде занимались земледелием, а позднее покинули поселения позднебронзовой эпохи (подобно упомянутым хапиру) и освоили более отдаленные нагорья.

К концу периода железного века I филистимляне и евреи оказались соперниками в борьбе за владычество над Палестиной. Эта борьба привела к созданию единого израильского царства, которым правили последовательно Саул (примерно 1020–1000 до н.э.), Давид (примерно 1000–960 до н.э.) и Соломон (около 960–920 до н.э.). Наивысшего расцвета оно достигло при царе Соломоне, который в своей столице Иерусалиме возвел знаменитый Храм. После его смерти царство распалось на два государства, но филистимляне к этому времени были вытеснены на прибрежную равнину. О достижениях израильтян той поры свидетельствуют такие археологические материалы, как укрепления, технология изготовления керамики и обработки железа, резные изделия из слоновой кости и печати, а также сохранившиеся литературные памятники, самым значительным из которых является, конечно, еврейское Священное Писание. См. также БИБЛИЯ.

Период железный век II (ок. 900–538 до н.э.) был эпохой борьбы между двумя еврейскими царствами – Израилем на севере и Иудеей на юге. Израиль раздирали династические конфликты, кроме того, он испытывал постоянную угрозу со стороны северных соседей – арамеев и финикийцев. Культ национального бога Яхве был потеснен почитанием божеств неизраильского происхождения – таких, как Ваал и Ашера. Еврейские пророки, подобные Илии или Осии, обвиняли властителей Израиля в обращении к религиозному синкретизму, подрывавшему культурное единство нации. В конечном счете северное царство оказалось завоеванным Ассирией. С падением в 722/721 до н.э. его столицы Самарии многие жители Израиля были угнаны в рабство. Яркое описание этих событий содержится в Библии (4 Цар 17) и в ассирийских летописях. О них свидетельствуют также слои со следами разрушений, обнаруженные практически в каждом археологическом памятнике в северных областях.

Персидский период.

На протяжении двух столетий Палестина являлась частью Персидской державы, простиравшейся от Египта до Индии. Между различными провинциями империи установились тесные торговые связи. Политика Персии по отношению к подвластным народам была достаточно мягкой. В 538 до н.э. Кир издал эдикт, разрешавший некоторым из еврейских изгнанников вернуться в Палестину и восстановить иерусалимский Храм. В 5 в. до н.э., при Эзре (Ездре) и Неемии, палестинские евреи пережили религиозное и социальное возрождение, однако столкнулись с противодействием других народов Палестины, особенно самарян (потомков жителей северного еврейского царства, Израиля). Персидское владычество в Палестине завершилось, когда Александр Великий в 332 до н.э. захватил ее в период войны с персами.

Эллинистическая эпоха.

Селевкиды пытались искоренить еврейские обычаи и внедрить поклонение греческим богам, что привело ок. 167 до н.э. к восстанию евреев, которое возглавили Маккавеи, в результате было создано управляемое их преемниками Хасмонеями государство (142–63 до н.э.). Хасмонейские правители, сочетавшие функций царя и верховного жреца (первосвященника), постепенно завоевали большую часть Палестины и обратили большинство населения в иудаизм. В иудаизме в это время разгорелся религиозный конфликт между различными течениями, особенно между саддукеями, фарисеями и ессеями. Одной из важнейших археологических находок, относящихся к этому периоду, является поселение на вершине скалы в Кумране, на западном берегу Мертвого моря. Оно было основано ок. 150 до н.э. членами неортодоксальной еврейской секты – возможно, ессеями.

Римская и византийская эпохи.

Палестина попала под власть Рима в 63 до н.э. В течение некоторого времени на иерусалимском престоле находились в качестве подданных Рима иудейские цари из династии Иродиадов. При Ироде Великом (ок. 37–4 до н.э.) Иерусалим украсили многочисленные монументальные сооружения; в частности, был обновлен Храм. Это был Иерусалим Иисуса и апостола Павла. Однако после 6 н.э. резиденцией римских правителей стала Кесария на средиземноморском побережье. Многие иудеи возмущались римскими порядками, и сформировалось тайное антиримское движение зилотов. В 66 н.э. вспыхнуло великое восстание иудеев против Рима. Имеются наглядные археологические свидетельства разрушения Иерусалима римлянами в 70 н.э. Разрушения прослеживаются также в Кумране, где именно в это время в пещерах была спрятана библиотека членов секты, именуемая свитками Мертвого моря.

Второе восстание под предводительством Бар-Кохбы (132–135 н.э.) было жестоко подавлено римлянами, основавшими на развалинах Иерусалима римский город Элия Капитолина и изгнавшими из него всех иудеев.

Завершающий период римской эпохи был ознаменован сохранением пережившей потрясения иудейской общины и постепенным усилением христианских групп, отделившихся от иудаизма в конце 1 в. н.э. В это время регион приобрел славу выдающегося центра религиозной учености. Около 200 н.э. Иудой га-Наси и другими богословами была составлена Мишна – авторитетный свод правил и установлений иудаизма. В Кесарии в первой половине 3 в. н.э. жил Ориген – величайший представитель греческой христианской учености того времени. В Вифлееме в конце 4 – начале 5 в. жил Иероним – крупнейший латинский христианский автор своей эпохи.

После того, как Константин в 313 н.э. узаконил христианство, повсеместно стали возникать христианские храмы и монастыри. В Палестину стекались паломники со всего Средиземноморья. Известно более 450 храмов, относящихся к периоду с 4 до начала 7 вв. н.э. Особенно хорошо сохранились византийские памятники – такие, как Авдат, Курнуб, Ниссана, Шивта и Реховот. Известны также десятки синагог, многие из которых украшены великолепными мозаиками. Но испытанием для Позднеримской, или Византийской, империи стало возвышение на востоке Сасанидской (Новоперсидской) державы. Сасанидский правитель Хосров II в 614 н.э. захватил Иерусалим, и византийская власть над ним была восстановлена лишь после длительной войны. Борьба привела к ослаблению восточных провинций Византийской империи. Когда на юге у нее появился новый энергичный соперник – раннеисламское арабское государство, у нее уже не было сил противостоять ему. В 638 н.э. арабы-мусульмане завоевали Иерусалим, что означало конец древней истории Палестины. См. также ИЕРУСАЛИМ.

В результате изучения материала данной главы студент должен:

знать

  • • основные исторические этапы, закономерности и особенности становления и развития государства Древней Палестины;
  • • основные категории социальных групп, их правовой статус;
  • • содержание Торы в части правовых институтов;
  • • юридическую терминологию, использующуюся в религиозном тексте;

уметь

  • • выявлять конкретно-исторические закономерности развития государства и права Древней Палестины;
  • • анализировать закономерности становления и развития государства и нрава в Древней Палестине;
  • • анализировать формы и структуру политической организации общества, основные факторы развития государства и права в Древней Палестине;
  • • давать историческую оценку государственно-правовым явлениям, утверждать авторитет исторически оправданных политических и правовых институтов общественной жизни;

владеть

  • • навыками анализа религиозных текстов, сбора информации и анализа научной литературы по истории Древней Палестины;
  • • методикой построения, анализа и применения историко-правовых моделей для оценки состояния и прогноза развития общественных явлений и процессов (в части компетенций, соответствующих методам историко-правового анализа);
  • • навыками применения современного историко-правового инструментария для решения юридических задач.

Древнееврейские племена во 2-м тысячелетии до н.э. вели кочевой скотоводческий образ жизни, также как и в более ранние времена, населяя Южную Палестину и горные области к востоку от Иордана. Районы пастбищ каждой родоплеменной группы были точно установлены. Благоприятные естественные условия способствовали развитию земледелия в области Башан, на Иезреельской и Шаронской равнинах, где стало развиваться садоводство и виноградарство.

Содержание

Общественный строй Древней Палестины

У древнееврейских племен в течение долгого времени сохранялись пережитки матриархата, но с течением времени родительское право матери уступило место отцовскому. Получила развитие патриархальная семья как форма жизнедеятельности палестинских племен.

В этот период времени широкое распространение получил обычай кровной мести, в соответствии с которым первоначально все члены рода были обязаны мстить за убитого родича, затем это стало обязанностью только одного из ближайших родственников. Существовала общая собственность на землю и рабов у всех членов рода в целом. Все дела обсуждались на совете рода, члены которых были равноправны в своих правах и обязанностях.

В связи с переходом от кочевого скотоводства к оседлому земледелию началось развитие общинного землевладения. Управлением каждой отдельной общины занимались начальник общины (паси) и жрец (левит).

В палестинских общинах был распространен обычай круговой поруки, когда община была обязана выкупать из долговой кабалы своих соплеменников. Все члены общины были обязаны трудиться, при этом наряды на принудительные работы в интересах всего племени распределялись по общинам.

Экономической основой жизни древнепалестинской общины была общинная собственность на средства производства. Упоминания об этом сохранились в Библии, когда идет речь о распределении земли по жребию и межевании при помощи землемерной веревки.

Постепенный переход к оседлой жизни, развитие ремесла и торговли ускоряли имущественное расслоение. В ходе войн с филистимлянами царем был избран Саул, власть которого признали все племена (XI в. до н.э.). Саул назначал своих приближенных тысяченачальниками и сотниками армии, наделял полями и виноградниками, что вело к зарождению служилой знати.

В источниках VIII—VI вв. до н.э. упоминаются четыре сословия, на которые делилось свободное население страны:

Бедные общинники становились жертвами насилия, их угнетали и ростовщики, и царские чиновники.

На самой низшей ступени социальной лестницы стояли рабы. Хотя они составляли меньшинство трудового населения, количество их неуклонно увеличивалось. Источники пополнения рабской силы были разнообразны:

  • — завоевательные войны (взрослых мужчин, попавших в плен, обычно убивали, а в рабство обращали женщин и детей, однако пленных воинов иногда щадили и посылали на тяжелые работы);
  • — естественное воспроизводство, однако дети свободного и рабыни оставались в доме отца в качестве младших, неравноправных членов семьи, их положение приближалось к рабскому, с той разницей, что их запрещено было продавать постороннему;
  • — порабощенные преступники;
  • — купля-продажа рабов.

Государственное управление Древней Палестины

В XI в. до н.э. во время ослабления власти Египта над территорией Палестины возникли отдельные независимые государства (например, царство Авимелеха в Сихеме), племенные вожди которых сосредотачивали в своих руках верховную военную, судебную и жреческую власть, становились во главе целых племенных союзов, которые и образовывали государства. Наиболее известным было Израильское царство, основанное, по преданию, царем Саулом.

При царе Соломоне (X в. до н.э.) развитие хозяйственной жизни и внешнеполитических отношений потребовало реорганизации всего государственного аппарата. Вся территория государства была разделена на 12 территориальных округов, вне зависимости от прежнего племенного деления. Эти округа включали не только Израиль и Иудею, но и завоеванные области Ханаана. Каждым округом управлял особый чиновник, основной функцией которого был сбор натуральных повинностей. Была введена трудовая повинность, которая вначале коснулась покоренного хапаапейско-амо- рейского населения, а затем и израильтян, обязанных четыре месяца в году трудиться на царских строительных работах.

  • [1] Графский В. Г. Всеобщая история государства и права : учебник для вузов. М.: Норма,2003. С. 139-140.

Развитие права: источники и основные институты

Вещное право. В Древней Палестине существовали общинная, частная и государственная формы собственности на землю.

Общинная собственность на землю сохранялась вплоть до царского периода.

Частное землевладение в эпоху древнееврейских царств было значительным, доказательством чего служит тот факт, что цари были вынуждены выкупать земли из частного владения для строительства городов. Большое количество земель было сосредоточено у высшей аристократии, к которой относился и сам царь. Завоеванные земли, выкупленные земельные участки и захваченные общинные земли входили в фонд царских земель, т.е. принадлежали лично персоне царя и его семье. При этом вся земля Израильского царства считалась обетованной, поэтому ее запрещалось продавать не евреям.

Ростовщичество серебром и хлебом полагалось применять только по отношению к иноземцу и запрещалось по отношению к соплеменникам-ев- реям. Благим деянием считалось давать бедным взаймы и на седьмой год прощать такой долг.

Укреплению патриархальной семьи способствовало право первородства, которое обеспечивало старшему сыну преимущественную (двойную) долю наследства и привилегированное положение в семье. Концентрации имущества в одних руках способствовало узаконение обычая левирата.

Наследственное право. Наследование производилось по следующим правилам: первенцу — двойную долю, дочерям — только в виде приданого, но только в случае выхода замуж за мужчин из рода своего отца. Лишить наследства сына можно было по решению суда по обвинению его в буйстве, мотовстве и пьянстве.

Уголовное право. Особое значение придавалось соразмерности наказания с причиненным вредом. Различались такие виды вины как умысел, неосторожность, случайность. Присутствовали пережитки родового строя в виде кровной мести (от которой убийца мог спрятаться в трех городахубежищах; самосуд в случае кражи в ночное время суток и др.). Практически все система уголовного права заключалась в Десятисловии (Декалоге) Моисея, представлявшем собой самый краткий и самый известный в истории кодекс, содержащий одновременно религиозные, моральные и правовые догмы.

Систематика преступлений включала в себя:

Наказания могли быть следующих видов:

  • — смертная казнь осуществлялась путем избиения камнями, пронзания копьем, повешения;
  • — телесные наказания — удары плетьми (обычно 40 ударов);
  • — членовредительские наказания — отсечение рук, ног;
  • — штрафы (возмещение материального ущерба), например, за кражу барана ущерб возмещался четырьмя баранами, за кражу вола — пятью волами;
  • — проклятие (за нарушение межи соседа, осуждение пришельца, сироты и вдовы, сбивания слепого с пути).

Палестина

Юг Аравии был далёкой периферией рабовладельческой Передней Азии. Гораздо большее значение имела в I тысячелетии до н. э. другая страна, расположенная ближе к основным центрам тогдашней цивилизации, — Палестина. Её история тесно связана с историей Египта, Вавилона и Ассирии того времени.

В период ослабления египетской гегемонии в Палестине, в течение XIII—XII вв., в стране существовало множество мелких городов-государств, населённых ханаанеями. Повидимому, в первой половине XIII в. до н. э. в пределах Палестины появилось объединение родственных племён, носившее название Израиль. Коренное население в сельских местностях при вторжении израильтян бежало, а не успевшее бежать или уничтожалось, или покорялось и сливалось в конце концов с новыми пришельцами. Захват городов давался с гораздо большим трудом, и ханаанейские города ещё долго продолжали существовать в окружении израильского населения.

Кочевники, оседая, превращались в земледельцев. Около этого времени жители Палестины освоили искусство сооружения каменных цистерн, оштукатуренных изнутри известковым цементом, что дало возможность собирать и длительное, время хранить дождевую воду. Это позволило земледельцам, ранее селившимся только у ручьёв и источников, освоить центральное нагорье. Здесь-то и происходило быстрое оседание пришельцев. Но постепенно они занимали и долины, захватывая города — опорные центры ханаанеев.

Переход израильскпх племен к оседлости

В борьбе с коренным ханаанейским населением за приобретение новых земель крепли временные объединения израильских племен. С другой стороны, расселение израильских племён на сравнительно большом пространстве имело своим последствием и некоторое их разобщение. Так, племя иудеев, осевшее на юге в горной области к западу от Мёртвого моря, позже названной Иудеей, рано обособилось от основного ядра израильских племён, захватившего на севере большую и плодородную часть Палестины.

Язык израильтян был близок к ханаанейскому, что содействовало слиянию в одну народность завоевателей и покорённого населения.

В результате завоевания Палестины, перехода к земледелию и роста богатств в израильских племенах выделяется племенная знать.

Хотя первоначально вторжение израильских племён привело к заметному упадку производительных сил и культуры, однако в связи с воздействием более культурного коренного населения страны хозяйственная жизнь израильских племён изменилась. На севере развивалось пашенное земледелие, садоводство (разведение маслин), виноделие и оседлое скотоводство. Постепенно осваивается железо. Число рабов к началу I тысячелетия до н. э. увеличилось. Рабы были не только из числа военнопленных, но и приобретались путём купли. Израиль к тому времени уже был втянут в международную торговлю.

Воины с филистимлянами

Возможно, что филистимляне были частью той же народности, которая была известна грекам под именем пеласгов. Вопрос о языке, на котором говорили филистимляне, ещё нельзя считать решённым. Этот язык вследствие малочисленности говоривших на нём был сравнительно скоро побеждён языком коренного ханаанейского населения. Филистимляне сохраняли некоторое время своеобразие материальной культуры, как, например, в керамике, которая являлась дальнейшим развитием позднемикенской керамики, распространённой по побережьям Эгейского моря.

Во второй половине XI в. начинаются вторжения военных отрядов союза филистимлянских городов в соседнюю с ними пограничную область племени иудеев. Здесь они завоёвывают ряд крепостей, как, например, Лахиш, в котором археологами было обнаружено значительное количество их керамики. Вглубь этой бедной, малоплодородной и гористой части страны филистимляне не стремились проникнуть, свои главные удары они направляли на северо-восток. Филистимляне нанесли несколько тяжёлых поражений израильтянам, захватили ряд городов, а среди них и главное святилище Израиля — город Силом.

Образование Израильского государства.

Внутренние социальные сдвиги требовали создания в Израиле государственной организации; внешние неудачи ускорили этот процесс.

К гибели Саула был причастен и один из его военачальников из племени иудеев— Давид, который, бежав со службы Саула, возглавил военный отряд на юге страны и перешёл на службу к филистимлянам, и хотя и не участвовал в решающей битве, но своей изменой ослабил силы израильтян и дал возможность филистимлянам разгромить Саула.

Воспользовавшись возникшим после смерти Саула беспорядком и опираясь на недовольные элементы среди знати различных израильских племён, особенно иудеев, и на иудейское жречество, Давид становится царём Израиля. Столицей стал завоёванный им впервые старинный город Иерусалим, расположенный в пределах территории племени иудеев. Он был воздвигнут на высокой горе, представляя собой естественную крепость, поэтому Давид сделал это горное гнездо своей столицей. Царь настолько не доверял народу, что окружил себя гвардией, набранной из филистимлян. Возникшее государство обеспечило рабовладельцам возможность удерживать в подчинении рабов, число которых увеличилось вследствие постоянных войн с племенами Заиорданья (моавитянами, аммонитянами и др.), с эдомитянами, обитавшими к югу от Мёртвого моря, и с филистимлянами. Рабов из числа израильтян тогда ещё не было.

Религиозная легенда пыталась впоследствии безмерным восхвалением замаскировать реальный образ этого царя. В действительности он был жесток и безжалостен. При завоевании одной из областей Заиорданья Давид приказал, например, казнить каждого третьего жителя.

Давид, по преданию, подчинил некоторые арамейские государства Сирии, которые господствовали над караванными путями, в том числе Дамаск, и заключил союз с царём Тира Хирамом I. Этот союз укреплял обе стороны в борьбе с филистимлянами как на суше, так и на море, и способствовал расширению тирской и израильской торговли.

Сын Давида, парь Соломон, мудрость которого восхваляла библейская легенда, .следовал политике своего отца. Он заключил союз с последним фараоном XXI династии Египта и женился на его дочери; ему был в связи с этим уступлен один из крупных городов Центральной Палестины — Гезер, находившийся тогда под властью Египта. Вместе с тем Соломон вступил в ещё более близкие союзнические отношения с царём Тира Хирамом I и принимал самое деятельное участие в сухопутной и морской торговле Финикии, в частности по Красному морю.

Базой красноморской торговли явился созданный у залива Акаба порт ЭционГебер, где, как показали раскопки, были созданы также крупнейшие медеплавильные мастерские. Из Тира Соломон вызывал архитекторов и ремесленников, которые содействовали его строительной деятельности в значительнейших городах Палестины, в частности в Иерусалиме. Библейская легенда в особенности ставила Соломону в заслугу сооружение храма основному божеству Израиля — богу Яхве.

Соломон предпринял ряд мер для улучшения организации своего государства. Он разделил его на 12 провинций, из которых каждая должна была один месяц в году нести расходы по содержанию царского двора и государственного аппарата, и ввёл твёрдую систему налогов и повинностей. Была организована постоянная армия с сильными отрядами колесничих. Раскопками обнаружены царские конюшни, едва ли не более благоустроенные, чем дома населения.

Разделение царства

К концу царствования Соломона назревавшее недовольство в стране, в особенности в северной ее части, находившейся в подчинённом положении по сравнению с Иудеей, где была расположена царская столица, вылилось в открытый мятеж, возглавленный некиим Иеровоамом, человеком незнатного рода, бывшим некоторое время на службе у Соломона. Иеровоам был поддержан местным жречеством города Силома. Несмотря на значительные размеры восстания, оно было подавлено Соломоном. Иеровоам вынужден был бежать в Египет, рассчитывая с его помощью попытаться отколоть Израиль от Иудеи. Египту было выгодно иметь своим соседом в Палестине не единое государство, а два независимых друг от друга слабых государства.

После смерти Соломона его сын Ровоам был избран на царство по древнему обычаю — народным собранием. Но вскоре в стране вновь вспыхнуло восстание. Иеровоам смог на этот раз довести его до победного конца, опираясь на помощь египетского фараона Шешенка, который предпринял около 926 г. до н. э. поход против Ровоама, завершившийся взятием Иерусалима и разграблением сокровищ храма. Таким образом, Израиль и Иудея, входившие в течение более чем 80 лет в одну державу, стали около 925 г. отдельными государствами.

Общественные отношения

О богатстве знати в Самарии свидетельствуют раскопанный царский дворец, построенный Омри и расширенный его сыном, а также найденные в городе многочисленные резные пластины из слоновой кости, части различных изделий, украшенных золотом и другими драгоценными материалами. О больших размерах царского хозяйства времени VIII в. до н. э. дают представление, найденные в царском дворце многочисленные обломки глиняных сосудов, использовавшиеся как писчий материал, в частности, на таких черепках были написаны сопроводительные документы к поставкам дворцу вина и масла, присылаемых из царских имении.

Уровень жизни в Израиле и Иудее в это время был выше, чем в предшествующее-тысячелетие, однако жизнь большинства населения оставалась очень тяжёлой. Люди жили в тесноте, грязи и нищете. Человек, живший в таких условиях, тщетно пытался бороться с болезнями при помощи магических обрядов и ритуальных омовений. Лишь часть более состоятельных рабовладельцев жила по тем временам довольно зажиточно. Жилища в поселениях, попрежнему скученные в тесных пределах крепости, у более состоятельных людей нередко были двухэтажными; семья владельца такого дома жила на втором этаже, проводя прохладное время суток также на плоской крыше; в первом этаже ютились рабы и помещались службы и мастерские. Вода собиралась и отстаивалась в цистернах при доме. Одежда состояла из шерстяной или льняной рубахи до колен, а у мужчин был ещё и шерстяной колпак. Богатые носили длинный шерстяной плащ с бахромой и мягкие сапоги с загнутыми носками. Свободные женщины носили на голове длинное покрывало, которым прикрывали лицо. Утварь и мебель в домах всё ещё была очень бедной, глиняные сосуды составляли главную часть утвари и служили не только для варки и хранения пищи, но и для хранения всевозможных вещей.

У земледельцев бывали довольно совершенные по тем временам земледельческие орудия — плуг и короткий, ещё довольно неудобный железный серп. Однако бедняки попрежнему, как и много позже, возделывали землю мотыгой.

В IX и VIII вв. до н. э. Израиль и Иудея представляли собой уже вполне сложившиеся рабовладельческие государства с далеко зашедшим процессом разложения общины.

Обострение социальных противоречий

Падение Израиля и Иудеи

Господствующий класс, разумеется, не отказывался от своей хищнической политики по отношению к беднеющим массам народа, от закабаления и превращения их в поденщиков и рабов-должников. В результате уменьшалась численность тех слоев населения, которые поставляли воинов в ополчение Израиля, а в то же время натиск Ассирии усиливался. В 722 г. до н. э. Самария пала. Израиль перестал существовать, так как ассирийцы увели в плен десятки тысяч людей и на их место поселили жителей других частей своей обширной державы.

Вавилония после гибели Ассирии в конце VII в. до н. э. начала завоёвывать её владения в Передней Азии, соперничая в этом с Египтом. В борьбе с ним погиб Иосия, заменённый египетским ставленником. В 597 г. до н. э. Вавилония подчинила себе Иудею, несмотря на помощь последней со стороны Египта. Часть иудейской знати была уведена в Вавилон. Иудея не хотела примириться со своим поражением и стала готовиться к новой войне, вновь рассчитывая на поддержку Египта. В 590 г. опять вспыхнула война с Вавилонией. Вавилонские войска, разбив все иудейские военные силы вне Иерусалима, приступили к осаде самой столицы. Иудейская знать с целью пополнить войско объявила об освобождении в осаждённом городе рабов-должников, но это не помогло, и Иерусалим должен был в 586 г. до н. э. сдаться. Почти все имущие слои иудейского народа, многие ремесленники и даже часть бедного населения были уведены в Вавилон. Часть жителей бежала в Египет. Тем самым прекратило своё существование и Иудейское царство.


Тема “Древняя Палестина”, которую изучают в 5 классе, тесно связана с библейскими историями и легендами, так как палестинцы действительно считали себя богоизбранным народом. Семитские племена населяли ее территорию приблизительно в третьем тысячелетии до нашей эры. Тогда в этом государстве проживали двенадцать отдельных родов, у каждого из которых был свой глава – судья.


Место государства в Древнем мире

Природно-климатические условия Древней Палестины были очень благоприятными: она располагалась на восточном побережье Средиземного моря, что давало доступ к его ресурсам, долина реки Иордан обеспечивала жителей лесами, а Заиорданье славилось богатыми пастбищами, что позволяло развивать скотоводство. Условия для земледелия тоже были очень благоприятными. Так что местные жители, в основном, возделывали землю с помощью медных орудий труда и пасли скот.

Однако жизнь их недолго была мирной: соседи-филистимляне постоянно пытались захватить плодородную и богатую страну, так что в конце концов она оказалась перед угрозой потерять политическую независимость, в результате чего произошла смена государственного устройства.

Древняя Палестина на карте

Рис. 1. Древняя Палестина на карте.

Государственный строй Древней Палестины и ее выдающиеся цари

История этого государства тесно связана с именем первого царя, избранного советом судей, Саула. Этот юноша подчинил себе все израильские племена и начал полноценную войну с филистимлянами. Он выиграл множество битв, однако в итоге и его, и его сыновей все же убили. После него царем стал вифлеемский пастух Давид, который разгромил и покорил филистимлян, что обеспечило государству не только независимость, но и рабочую силу в виде рабов.

Во время его правления развивались торговые связи с Финикией, строились города.

которые читают вместе с этой





Давид сделал Иерусалим столицей древнего палестинского государства, поместив на горе Сион реликвию, ковчег завета.

Не менее известным правителем был и его сын, царь Соломон. Именно в период его правления Древняя Палестина стала самым мирным и благополучным государством, в основном, благодаря контролю торговых путей через Средиземное и Красное моря. Во времена Соломона израильтянам становятся доступны драгоценные камни, колесницы и предметы роскоши. Также он сделал официальной религией единобожие – поклонение Яхве. Этому божеству был посвящен центральный храм в богатейшем Иерусалиме.

Иерусалим - столица Древней Палестины

Рис. 2. Иерусалим – столица Древней Палестины.

Разделение государства было необычным – Соломон создал 12 провинций, чтобы каждая из них только месяц в году содержала царский двор и несла расходы на государство.

Налоги и повинности были стабильными, а армия содержалась в порядке. Ее основой были колесницы.

После смерти царя Соломона Палестина распалась на два государства.

Культура Древней Палестины

Жители этого государства использовали финикийскую письменность, а мифологию заимствовали у вавилонян. Никаких литературных источников до нашего времени не сохранилось, единственная книга, в которой нашли отражение исторические события того времени и мифы народов, населявших эту землю, – это написанная значительно позднее Библия.

Библия - культурное наследие Древней Палестины

Рис. 3. Библия – культурное наследие Древней Палестины.

Что мы узнали?

Из темы “Древняя Палестина” (5 класс) мы узнали, что место, где находится Древняя Палестина, было очень благоприятным для жизни, что позволило создать благополучное государство. Изначально им управляли 12 судей от каждого отдельного племени, но война с филистимлянами вынудила их объединиться под властью одного царя. Сначала цари выбирались, но последний из них наследовал трон от своего отца. Палестина была богатой страной, которая контролировала морские пути и имела тесные связи с Финикией. Столицей государства был богатый Иерусалим, а его жители пользовались финикийской письменностью.

Древняя Палестина: география

Территория расположена между Ливанским предгорьем на севере и Аравийской пустыней на юге. На западе берега омывает Средиземное море, а с востока подходит сирийско-месопотамская степь. Общая площадь около 26 000 кв. км., не очень большая, если сравнивать с соседями.


Древняя Палестина

Рельеф Палестины напоминает покатую крышу дома. Холмы плавно поднимаются от Средиземного моря до высоты примерно 1000 метров, а затем круто обрываются в глубокое ущелье Иорданской долины, гигантским рвов протянувшейся на юг. Иордан река длинной 254 км, формируется в ливанских горах.

Сначала три источника формируют озеро Хула после этого русло не делиться, формирует Галилейское море и впадает в Мертвое море. Климат субтропический: с дождливой зимой и сухим, жарким летом. Осадки очень неоднородно распределены, местами большое значение отыгрывает роса. Это приводит к разнообразию растений: от кустарников пустыни до лесов Ливана.

По восточной стороне реки Иордан расположенная полоска плодородной почвы, благодаря приходящим с севера воздушных потоков, несущих осадки. В древнее времена лесов на территории Палестины было намного больше. В Библии остались свидетельства разнообразия деревьев с твердой или мягкой древесиной. Но связи с хозяйственной деятельностью, большинство их было уничтожено, что привело к эрозии почвы. После этого новые деревья расти не могут.


Мятеж Бар Кохба

Было принято решение уничтожить самоидентификацию израильского народа. Поэтому земли Израиля переименовали в Палестину. Это название римской провинции, по объективным причинам, сохранилось.

Мезолит

До эпохи неолита эту территорию населяли племена охотников-собирателей. Они занимали здешние пещеры, легко образующейся в здешнем известняке под действием воды. Плотность населения была очень низкая. Под конец мезолита появились первые стационарные поселения.

Неолит

Неолит является временем появления окультуренных растений и одомашнивания животных, использованием керамики в домашнем хозяйстве, первые опыты использования меди. Археологи отмечают находки первых технологий орошения.


Древний город Иерихон

Самым старым был город Иерихон. Раскопки городских построек из кирпича, огражденные каменной стеной датируются 6850 г. до н.э.

Ранний бронзовый век

Ранний бронзовый период характеризуется общим упадком. Одни поселения обеднели, другие были уничтожены и превращены кочевниками в могильники. Отмечены торговые контакты с Египтом, Месопотамией. Найдены образцы керамики из Хирбет-Керака, свидетельствующие о связи со стороны Сирии и Анатолии.

Средний бронзовый век

Самым большим культурным достижением средней бронзовой эпохи является протосинайская письменность. В сравнение с месопотамской клинописью и египетской иероглификой она строилась на алфавите. Новая технология быстро распространилась по всему региону. Широко распространились изделия из настоящей бронзы, усилившая появления новых типов орудий, оружия.

Поздний бронзовый период

Это период возрождения Палестины. В это время большая ее часть находилась под властью египетских фараонов. В Египте этот период называют эпоха Нового царства.

Политически Палестина не была монолитна. Она состояла с крупных городов-государств, многие из которых были центрами администрации египетского управления. Этот век характеризуется ростом деятельности в религии. Во многих местах археологи находят места культового значения и первые глиняные таблички с записанными мифов о описанию пантеона ханаанских богинь и богов.


Древние филистимляне

Конец этого периода обозначается прибытием в земли Палестины с островов Эгейского моря филистимлян. Их дальнейшее вторжение в Египет было остановлено Рамзесом III. Филистимляне превосходили здешние народы технологически. По предположению историков они заимствовали технологию выплавки железа у жителей Анатолии, владели технологиями постройки из камня. Для филистимлян также характерна расписная керамика микенского стиля и новые погребальные ритуалы.

Железный век

В этот период впервые упоминается новая этническая группа евреев. Первоначально они распределились в центральных гористых областях. Что характерно, по данным археологии, они занимали новые возвышенные участки, а не селились на местах разрушенных ханаанских городов, как сообщено в Библии. Больше указывает на то, что они были кочевниками, хотя и имели развитые земледельческие технологии.

Для железного века характерные два больших конфликта.

Первый соперничество с филистимлянами, что привело к образованию единого израильского царства. Им правили последовательно Саул, Давид и его сын Соломон. Если период правления царя Давида характеризуется завоеванием новых территорий и увеличения казны за счет военной добычи, то правление царя Соломона развитием культурным самого царства. Столицей на то время был Иерусалим. В нем Соломон возвел Храм и свой дворец.


Храм Соломона

Со временем царство распалось на Израиль со столицей Самария и Иудея на юге, со столицей Иерусалим. Это был второй конфликт железного века.

Династические конфликты северного царства ослабляли государство. Это привело к завоеванию царства Ассирией и опустошению данного региона, о чем свидетельствуют археологические находки. Южное царство уцелело и превратилось в центр возрождения еврейской культуры.

Такие реформаторы как Езекия и Иосия призвали к возвращению к истокам. Свою политику они строили на соблюдении Закона Моисея. Но это не спасло перед мощью Вавилона. Иерусалим был захвачен. Всего через 40 лет Вавилон пал под натиском персов.

Персидское правление

Политика Персии была довольно лояльной к евреям. Многим изгнанникам позволили вернуться на родину, а также восстановить разрушенный Храм. Это был период религиозного возрождения палестинских евреев, но нарастало противодействие с самарянами (приемниками северного еврейского царства Израиль). После завоевания Персии Александром, Палестина перешла под греческое управление.

Эллинистическая эпоха

После смерти Александра его царство было поделено между его соратниками. Палестина досталась Птолемею. Но позже перешла под власть сирийских царей Селевкидов. В Палестине вместо древнееврейского распространился греческий и арамейский языки. Проводилась попытка вытеснения еврейских обычаев и внедрения культа греческих богов.


Восстание маккавеев

Это привело к восстанию евреев под предводительством Маккавеи. Их приемникам, Хасмонеям, удалось создать управляемое государство и постепенно завоевать большую часть Палестины. Государственная религия иудаизм. Хотя в нём одновременно существовали конфликтующие течения – саддукеи, фарисеи и ессеи.

Римское правление

Начало в 63 году до н.э. Сначала Рим организовал политическое управление через иудейских царей династии Иродиадов. Но внедрение римских порядков привело к реакции. Появилась тайная антиримская организация зилотов.

В конце вспыхнуло восстание, что закончилось разрушением Иерусалима римлянами.

Конец древней истории Палестины считают завоеванием Иерусалима в 638 году н.э. арабами-мусульманами.

Читайте также: