Почему субъектом прав и свобод является человек а не гражданин

Обновлено: 25.06.2024

Права человека и права гражданина рассматриваются обычно вместе, однако их содержание не тождественно. Права человека проистекают из естественного права[508], а права гражданина - из позитивного[509], хотя и те и другие носят неотъемлемый характер.

Часть 2 ст. 6 Конституции РФ гарантирует, что "Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации". Именно гражданин РФ, а не какое-либо иное лицо, обладает на территории России всей полнотой прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ. Именно в этой норме Конституции РФ закреплен важнейший принцип правового положения гражданина России, который имеет ключевое значение для правильного понимания всей системы его основных прав и свобод, их соотношение. Здесь особо подчеркивается, что все граждане Российской Федерации несут равные обязанности перед государством. В отличие от основных личных прав, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, политические права и свободы связаны с обладанием гражданством государства. Это и есть различие, отражаемое Конституцией РФ: "личные права” - каждому, политические - "гражданам”. Связь политических прав с гражданством не означает, однако, что они носят вторичный характер, производны от воли государства и не являются естественными правами каждого гражданина демократического государства. В силу их характера эти права нельзя рассматривать в качестве установленных, предоставленных государством. Права гражданина включают в себя те права, которые закрепляются за лицом только в силу его принадлежности к государству (гражданство). Так же как и личные права человека, государство их признает, соблюдает и защищает. Это прямо закреплено в ст. 2 Конституции РФ: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав свобод человека и гражданина - обязанность государства".

Таким образом, права гражданина - это своеобразное ограничение равенства между людьми, поскольку их лишаются лица, живущие, но не имеющие гражданства. Эти права обычно предполагают возможность участия в государственных делах, в выборах высших и местных органов государственной власти, допуска в своей стране к государственной службе. Следовательно, лица, не имеющие гражданства, этих прав в данном государстве не имеют.

Некоторые права предоставляются исключительно гражданам по соображениям общенародных интересов (например, в России право частной собственности относится к категории прав человека, а право частной собственности на землю - только прав граждан) или в силу особенностей некоторых гарантий (российское государство в состоянии гарантировать защиту и покровительство за пределами страны только своим гражданам).

В Конституции РФ различие между правами человека и правами гражданина проводится также и в самих формулировках соответствующих статей. Для обозначения субъекта прав человека обычно употребляются формулы "каждый", "все", "никто", или безличные формулы типа "признается право", "гарантируется" и т.п. (имеется в виду, что это относится к каждому человеку). Применительно же к правам гражданина в статьях Конституции РФ прямо указывается: "граждане РФ имеют право". Например, ч. 1 ст. 19 "Все равны перед законом и судом", ч. 1 ст. 20 "Каждый имеет право на жизнь", ч. 2 ст. 32 "Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме" и др.

Следовательно, за терминологическим различием стоит различие правового статуса, т. е. объема прав и обязанностей человека и гражданина.

Кроме различий между правами человека и правами гражданина, следует остановиться на вопросе, что шире права человека или права гражданина.

С одной стороны, права человека шире прав гражданина. Права гражданина выражают политико-правовую связь личности с конкретным государством или объединением государств, властью, законом, т.е., это права, которые не зависят от национальности и от территории.

С другой - права человека уже, чем права гражданина. В своей стране гражданин может обладать такими правами, которые государство не гарантирует негражданам.

9. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

9. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина Данное направление прокурорского надзора нацелено на соблюдение норм Конституции РФ и действующего законодательства. Специфика этого направления непосредственно определяется специфическими особенностями

Статья 6. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица при осуществлении государственной судебно-экспертной деятельности

Статья 6. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица при осуществлении государственной судебно-экспертной деятельности Государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется при неуклонном соблюдении равноправия граждан, их

27. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

27. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина является самостоятельным видом надзора. Предметом данного надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными

Гарантии прав и свобод человека и гражданина. Возможность ограничения прав и свобод

Гарантии прав и свобод человека и гражданина. Возможность ограничения прав и свобод Президент РФ является гарантом прав и свобод человека и гражданина (п. 2 ст. 80). Федеральное Собрание осуществляет защиту прав и свобод посредством законодательной деятельности.

§ 2. Понятие прав и свобод человека и гражданина

§ 5. Гарантии прав человека и гражданина

§ 5. Гарантии прав человека и гражданина Гарантии – это система условий, средств и способов, обеспечивающих всем и каждому равные правовые возможности для выявления, приобретения и реализации своих прав и свобод. Их классификация может быть проведена по различным

120. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина

120. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина Конституция РФ закрепляет права, свободы и обязанности человека и гражданина. Значение принципа соблюдения прав и свобод человека в муниципальной деятельности обусловлено тем, что Конституция РФ признает человека, его

СТАТЬЯ 6. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица при осуществлении государственной судебно-экспертной деятельности

СТАТЬЯ 6. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица при осуществлении государственной судебно-экспертной деятельности Государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется при неуклонном соблюдении равноправия граждан, их

67. СИСТЕМА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

67. СИСТЕМА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА Права человека – это те права, которые являются существенными для характеристики правового положения лица в любом современном обществе. Различные общества имеют разные социальные возможности для обеспечения прав

91. Декларация прав человека и гражданина

91. Декларация прав человека и гражданина 26 августа 1789 г. Учредительным собранием был принят программный документ революции – Декларация прав человека и гражданина.Декларация провозглашала принципы демократического государственно-правового строя – народный

103. Конституционный статус человека и гражданина в РФ и институт основных прав и свобод человека и гражданина в РФ

103. Конституционный статус человека и гражданина в РФ и институт основных прав и свобод человека и гражданина в РФ Правовое положение (статус) человека и гражданина в полном объеме характеризуется совокупностью прав, свобод и обязанностей, которыми он наделяется как

104. Классификация основных прав и свобод человека и гражданина

104. Классификация основных прав и свобод человека и гражданина Конституционные права и свободы принято классифицировать на три группы:1) личные;2) политические;3) социальные, культурные, экономические.Личные права включают: право на жизнь,право на свободу и личную

Обязанностью гражданина является выполнение задач, которые закрепляет за ним Конституция страны.

Обязанностью гражданина является выполнение задач, которые закрепляет за ним Конституция страны. Причем эти обязанности являются важными и всеобщими, потому их должны соблюдать все. Существует несколько основных обязанностей, которые ложатся на плечи каждого гражданина. Например, уважать закон страны, учитывать интересы других лиц, что предусмотрены для них законом. Это помогает соблюдать общественный порядок в стране.


Обязанности гражданина РФ: какие они есть

Чтобы выяснить, какие обязанности лежат на каждом гражданине, необходимо ознакомиться с Конституцией. Там имеется несколько статьей, что максимально описывают каждый нюанс. Конституционные обязанности граждан перечислены и описаны во второй главе Конституции. Одним из главных постулатов является равенство каждого гражданина между собой и государством. Помимо этого можно выделить ещё несколько важных обязанностей людей, которые хотят оставаться законопослушными:

  • Во второй части пятнадцатой статьи говориться об обязательстве, связанном с соблюдением Конституции и законов страны.
  • В третьей и второй части тридцать восьмой статьи указано, что граждане должны оказывать заботу своим несовершеннолетним детям и родителям, которые стали нетрудоспособными в силу возраста или болезни.
  • В третьей части семнадцатой статьи говориться, что люди должны уважать права и свободы остальных людей.
  • В четвертой части сорок третьей статьи идет речь об обязательном получении основного общего образования.
  • Пятьдесят седьмая статья посвящена обязанности уплачивать налоги и сборы.
  • Пятьдесят восьмая статья посвящена обязанности охранять природу и окружающую среду.
  • В пятьдесят десятой статье речь о защите отечества.
  • В третьей части сорок четвертой статьи указано, что граждане должны заботиться о культурных и исторических памятниках своей родины.

Каждый пункт очень важен, потому требует более детального рассмотрения.

Обязанности гражданина по соблюдению Конституции и законов России

Условия и требования, которые прописаны в Конституции страны, обязательны к исполнению не только отдельными гражданами. Конечно, обычные люди обязаны их исполнять, но также рассматриваемые требования касаются органов, наделенных государственной властью, и работающих в области местного самоуправления. Помимо этого обязанности гражданина распространяются и на должностных лиц, в некоторой мере, даже в большей степени чем на обычного человека.

Учтите, что соблюдение норм, прописанных в Конституции, обязательно, но это правило можно трактовать более широко. Больше всего сюда подходит слово – законопослушание. Причем придерживаться нужно не только тех законов, что действуют по всех страны, но и местных. То есть, приходиться принимать во внимание не только акты, имеющие высшую юридическую силу. Причем некоторые нормы периодически меняются, потому нужно учитывать рассматриваемую изменчивость. Если были внесены какие-то изменения, они должны быть учтены при соблюдении закона.

Обязанности человека и гражданина в уважении прав и свобод других людей

Под этим пунктом можно понять тот факт, что права и свободы одного человека заканчиваются в том месте, где они начинаются для другого человека. Таким образом, обязанности человека и гражданиназаключаются в том, чтобы не мешать другому человеку, получать свою долю прав и свобод.

Обязанности гражданина в заботе о детях и родителях, которые стали нетрудоспособными

Рассматриваемое положение имеет сразу две стороны, которые закреплены в Конституции. Таким образом, конституционные обязанности граждан можно разделить на две части. Так в первой идет речь о том, что обязанностью родителей является забора о том, чтобы дети имели все необходимое для их нормального развития. Помимо обязанности эту задачу можно считать правом каждого родителя. Не важно, речь о биологическом факте родства или полученного в результате усыновления. Вторая часть гласит о том, что дети, ставшие совершеннолетними, должны выказывать заботу о своих родителях, если они потеряли трудоспособность. Подробнее о нюансах рассматриваемых требований можно почитать в Семейном кодексе.

Конституционные обязанности граждан в получении общего основного образования

Некоторые обязанности гражданина лежат в плоскости его образованности. Каждый гражданин должен иметь хотя бы минимальное обязательное образование. Получение образования детей является обязанностью родителей или людей, которые их официально заменяют.

Обязанности российских граждан связанные с заботой об исторических и культурных памятниках

К конституционным обязанностям человека и гражданина относятся тот факт, что каждый из нас должен не только чтить культурные и исторические памятники, но и защищать их от повреждений, чтобы сохранить для последующих поколений.

Конституционные обязанности граждан в уплате обязательных сборов и налогов

Обязанности человека и гражданина также заключаются во внесении налогов и сборов. Но только в том размере, что предусмотрен законом. При этом в конституции говориться, что у законов, устанавливающих новые налоги, нет обратной силы. Если же налог был посчитан неправильно, его можно оспорить или обжаловать.

Обязанности гражданина РФ в охране окружающей среды и природных ресурсов

Также обязанности гражданина предусматривают сохранение окружающей природы в хорошем состоянии. В первую очередь это касается её не загрязнения. Россия имеет много природных богатств, и было бы кощунством их потерять. Потому этот момент внесли в Конституцию.

Обязанности человека и гражданина защищать отечество

Отсрочку или освобождение могут получить такие граждане:

  • Некоторые представители талантливой молодежи. Им предлагается возможность отсрочить призыв. Но только не больше 500 человек в год.
  • Лица, которым их убеждения или религия не позволяет нести военную службу. Они могут использовать право пройти альтернативную гражданскую службу.

Защищать отечество не обязано должны отдельные лица и военные формирования, которые занимаются миротворческими миссиями в других странах.

Получить юридическую помощь по вопросам обязанностей гражданина РФ можно на нашем сайте.

Личность - это прежде всего индивид, обладающий собственными неповторимыми качествами. (В некоторых случаях личность определяется как человек, обладающий определенными типичными социальными качествами, отражающими черты той среды, к которой он принадлежит - рабочий, крестьянин, капиталист и т.п.)

Гражданство - это принадлежность лица к конкретному государству, устойчивая юридическая связь между ними, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях.

Хотя понятия права человека и права гражданина употребляются вместе, однако они не совпадают. Это обусловлено тем, что индивид вступает во взаимоотношения с обществом и государством в статусе человека и гражданина, преследуя каждый раз конкретные интересы. Человек как родовое существо, взятое в единстве биологических, социальных и рациональных свойств, имеет притязания на набор основополагающих потребностей в пище, еде, одежде, жилище, безопасности, свободном существовании, духовном развитии, обусловленных его человеческой природой и не зависящих от расовой, национальной, религиозной, политико-территориальной принадлежности

Права человека— это совокупность естественных и неотчуждаемых прав и свобод, которыми человек обладает в силу рождения, и которые не зависят от его принадлежности к государству (например, право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность и т.п.).

Права гражданина- это права и свободы, закрепляемые за лицом только в силу его принадлежности к государству.

Отличия основных прав и свобод человека от основных прав и свобод гражданина:

1. права и свободы граждан предоставляются им на основании гражданства конкретного государства, в то время как этим объемом прав не обладают иностранные граждане и лица без гражданства;

2. права и свободы человека принадлежат каждому с момента рождения и гарантируются вне зависимости от его гражданства, в свою очередь гражданские права и свободы возникают у лица только с момента принятия гражданства государства и гарантируются только по отношению к гражданам государства.

Понятия прав и свобод человека и прав и свобод гражданина РФ соотносятся как часть и целое, так как они оба представляют собой совокупность мер должного и возможного поведения субъектов, но при этом обладают различным объемом: права и свободы человека принадлежат всем без исключения, а у граждан РФ есть еще дополнительные гражданские права и обязанности (например, гражданские права - право избирать и быть избранным в органы власти страны, иные политические права; гражданские обязанности -обязательная военная служба), которые возникают с приобретением гражданства РФ,поэтому объем правомочий гражданина РФ всегда несколько шире, чем объем прав человека.

Права человека проистекают из естественного права, они присущи всем людям от рождения независимо от того, являются ли они гражданами государства, в котором проживают. Права человека характеризуют индивида как представителя рода человеческого и являются наиболее общими, основными, обеспечивающими ему нормальное существование.

В качестве гражданина индивид проживает на определенной территории, что обуславливает его принадлежность к государству. Права гражданина не носят такого всеобъемлющего характера, как права человека, являются позитивными и включают в себя лишь те права, которые закрепляются за лицом в силу принадлежности его к государству.

Права гражданина – это охраняемая законом мера юридически возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов не всякого человека, а лишь того, который находится в устойчивой правовой связи с конкретным государством.

Порядок избрания депутатов Государственной Думы и порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

Представительным и законода­тельным органом Российской Фе­дерации согласно Конституции РФ является Федеральное Собра­ние. Как законодательный орган России Федеральное Собрание об­ладает правом принимать обще­обязательные для исполнения на территории страны правовые акты — федеральные конституционные (ФКЗ) и федеральные законы (ФЗ) по вопросам своей компе­тенции.

Федеральное Собрание РФ со­стоит из двух палат — Государст­венной Думы и Совета Федерации. Срок полномочий Государствен­ной Думы — 4 года. Совета Феде­рации — не установлен и не огра­ничен временными рамками.

Порядок избрания депутатов Го­сударственной Думы определяется Конституцией РФ и Федеральным законом "О порядке выборов де­путатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ".

Депутаты Государственной Думы избираются гражданами РФ, обла­дающими активным избиратель­ным правом в ходе свободных, всеобщих, равных, прямых выбо­ров при тайном голосовании. Де­путатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший на день выборов 21 го­да и обладающий активным изби­рательным правом.

Этапы избрания депутатов Госу­дарственной Думы в основном со­ответствуют процедуре (этапам) избрания Президента РФ за иск­лючением некоторых особенно­стей.

Выборы депутатов назначает Президент РФ. Днем выборов яв­ляется первое воскресенье после истечения конституционного сро­ка, на который была избрана па­лата прежнего созыва. Срок со дня назначения выборов до дня выборов должен быть не менее 4 месяцев. Если Президент РФ не назначит выборы депутатов в уста­новленный срок.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов. 225 депутатов избираются в одномандатных из­бирательных округах по мажори­тарной системе относительного большинства. Другие 225 депута­тов избираются в федеральном из­бирательном округе (охватываю­щем всю территорию РФ) по системе пропорционального предста­вительства. Система предусматри­вает распределение депутатских мандатов пропорционально коли­честву голосов, поданных за феде­ральные списки кандидатов в де­путаты, выдвинутые избиратель­ными объединениями (блоками).

На территории РФ образуется 225 округов на основе единой нор­мы представительства избирателей на одномандатный округ.

Кандидаты в депутаты в одно­мандатном избирательном округе выдвигаются как непосредственно избирателями, так и федеральны­ми избирательными объединения­ми (блоками). При этом установ­лено правило: как группа избира­телей, так и избирательное объе­динение вправе выдвигать не бо­лее одного кандидата в одном из­бирательном округе. Для выдвиже­ния кандидата необходимо собрать подписи не менее одного процен­та избирателей округа. Регистри­руются кандидаты в окружной из­бирательной комиссии на основа­нии подписных листов и заявле­ний кандидатов.

Выдвижение кандидатов по фе­деральному округу производится только избирательными объедине­ниями (блоками) в форме феде­рального списка. Федеральный список (не более 270 человек) вы­двигается на съезде (конференции) избирательного объединения.

Для выборов депутатов Государ­ственной Думы каждый избира­тель получает два бюллетеня: один — по выборам депутатов по одно­мандатному округу, второй — по федеральному. В первом перечис­лены в алфавитном порядке фами­лии, имена, отчества всех зареги­стрированных в этом округе кан­дидатов, а также их данные. Во втором приведены названия изби­рательных объединений (блоков) и фамилии, имена, отчества первых трех кандидатов из выдвинутых ими федеральных списков.

Определение результатов по фе­деральному округу начинается с исключения избирательных объе­динений, федеральные списки ко­торых получили менее 5 процен­тов голосов (так называемый "за­градительный пункт"). После это­го применяется установленная ме­тодика распределения мандатов.

Порядок формирования Совета Федерации отличен от порядка формирования Государственной Думы. Так, в соответствии с Кон­ституцией РФ и Федеральным за­коном "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ" в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ (т.е. всего 178 членов): глава законодательно­го (представительного) и глава ис­полнительного органов государст­венной власти по должности. В случае если законодательный (представительный) орган субъекта РФ состоит из двух палат, его представитель определяется совме­стным решением палат.

Во-первых, права человека являются универсальными и индивидуальными, это означает, что они распространяются в отношении всех людей, независимо от пола, национальной и расовой принадлежности, возраста и т.д., и принадлежат каждому индивиду, вне независимости от его социального положения.

Во-вторых, права человека имеют внутригосударственную природу: государство имеет право закреплять эти права в своем действующем законодательстве, но при этом важно отметить, что они не порождаются и не создаются им. В этом смысле права человека представляются естественными правами, представляющиеся человеку при рождении, которыми обладает личность, вне зависимости от воли государства и нередко вопреки ему[1].

В-третьих, признание прав человека предполагает, что страна обязана отказаться от вторжения в сферу личных свобод и поэтому предоставляет защиту от вмешательства в нее государства. В связи с этим можно отметить, что существует перечень особенностей, которыми обладают отношения между человеком и государством, которые в свою очередь становятся все более значимыми в современном мире для осознания идеи наличия у индивида правосубъектности в рамках международного права:

  • В значительной мере в процессе установления данных отношений участвует не только государство, в лице его представительных органов, но и сама личность. Таким образом эти отношения регулируются путем закрепления некоторых положений как в конституциях, так и в других законах. Участие личности в данном процессе осуществляется лишь благодаря институтам непосредственной и представительной демократии. Осуществляя законодательную деятельность, орган Высшего народного представительства принимает законы и конституцию. Таким образом нормативно правовые акты создаются не конкретным индивидом или обществом, а его представителями[2]. Непосредственная демократия осуществляется через проведение выборов и референдума.
  • Характер данных взаимоотношений можно определить через их взаимные ответственность и обязанности друг перед другом. Главным для нас представляется то, что государство в настоящее время, принимая участие в тех или иных международных договорах по правам человека, несет ответственность не только перед государствами-участниками, но и перед личностью[3].
  • Если же государство и личность будут нести встречные обязанности, то это может поспособствовать развитию социальных, политических и экономических, составляющих жизни государства[4], а так же укреплению государственного суверенитета и осуществлению гарантий прав и свобод человека и гражданина.
  • Двусторонние отношения между государством и личностью, что означает, что они обязаны сотрудничать друг с другом, а также нести равную и общую ответственность[5].

В основу интернационализации прав человека и легли вышеуказанные особенности современных прав личности.

В свою очередь Т. Бекназар-Юзбашев, не раскрыл само понятие прав человека, а отметил, что «возникновение и развитие современного понимания прав человека неразрывно связано со следующим кругом проблем:

  • морально-философское обоснование прав человека (универсальные права человека);
  • их институционная конкретизация в рамках определенного государственно-политического порядка (конституционные или основные права человека);
  • надгосударственная или интернациональная защита свобод личности (международные права человека)[7].

Профессор М.В. Баглай под правами человека понимал исходные, присущие всем людям от рождения права независимо от того, являются они гражданами государства, в котором живут, или нет[8].

Чиркин В.Е., раскрывая понятие прав человека пришел к выводу, что это абсолютные, неотчуждаемые, естественные, неограничиваемые права, принадлежащие человеку (в том числе и не гражданину) в силу его рождения как личности[9].

По мнению Б.С. Эбзеева права человека – это такие права, которые принадлежат каждому гражданину в отличие от привилегий, которые распределяются согласно занимаемому индивидом места на социальной лестнице.

Так же существуют иные понятия прав человека.

Права человека вне зависимости от того, закреплены ли они во внутреннем законодательстве или нет не могут быть ограничены внутригосударственными или национальными рамками, поскольку они являются объектом международного права, а так же являются естественными и неотъемлемыми. Если государство закрепляет в своем законодательстве права человека, то они становятся и правами гражданина этой страны.

Права человека и гражданина представляют собой комплекс естественных правомочий, выработанных в процессе развития общества и которые получили отражение во внутригосударственных правовых актах. Государства обязаны закрепить эти права в своих конституциях и иных законах, а так же обеспечить их реализацию и защиту. Таким образом человек становится членом государственно-организованного сообщества

Главной идеей прав человека является то, что интересы личности, в отличии от интересов государства являются абсолютными. Интересы никогда не могут стоять превыше достоинства личности.

Остается не рассмотренным вопрос, касающийся соотношение прав и обязанностей. До этого существовал следующий порядок: вначале обязанности, затем права; то есть обязанностям придавалось большее значение. Но большинство ученых придерживается точки зрения, выраженной в 29 статье Всеобщей декларации: каждый человек имеет обязанности перед обществом, но должен при осуществлении своих прав и свобод подвергаться только таким ограничениям, какие учитывают права и свободы других личностей и отвечают требованиям морали. Это означает, что на первом месте выступают права, поскольку только при их наличии возможно добровольное выполнение обязанностей.

Существует и так называемый демократический подход, согласно которому права конкретной личности обладают приоритетом на правами нации.

Реализация всех прав человека неразрывно связанна с экономическим состоянием страны. Поскольку такое право, как право на жилище не сможет быть реализовано государством, если на его территории не будет построено достаточно жилых помещений для его граждан. Это и касается и права на труд, свободное передвижение, выезд и въезд из страны, отдых и социальное обеспечение и т.п[11].

Для обеспечения всеми государствами основных прав и свобод Генеральной Ассамблеей ООН были провозглашены международные стандарты в этой области.

  • Право на собственность (то есть женщина должна иметь возможность совершать все манипуляции со своим имуществом (продавать, дарить, приобретать, закладывать и т.д.) вне зависимости от того, когда она у нее появилась, до замужества или во время замужества).
  • Право на наследование (ни один мужчина семейства не имеет право претендовать на долю в наследстве женщины).
  • Право реализацию в обществе (в Коране не имеется ни одного положения, не дающего право работать женщине, особенно в тех сферах, , которые отвечают женской природе и в которых наиболее остро нуждается государство; помимо этого не наблюдаются и ограничения для проявления своих знаний, способностей и талантов, которыми обладает конкретная женщина).
  • Право на получение образования наравне с мужчинами (Самим Пророком Мухаммедом было сказано, что каждый верующий мусульманин обязан стремиться к получению знаний).
  • Право выйти замуж и выбирать супруга только с согласия женщины.

Рассмотрев существующие в науке определения, можно прийти к выводу, что права человека — это система универсальных, то есть действующих в отношении всех людей, вне зависимости от пола, национальности, вероисповедания, социального положения прав:

  • закрепленных в действующем международном и внутригосударственном законодательстве;
  • гарантируемых, защищаемых и осуществляемых во всех без исключения государствах;
  • обеспечиваемых основными международными принципами и нормами права;
  • предусматривающих международно-правовую ответственность государств за их игнорирование и невыполнение;
  • предполагающих защиту как на внутригосударственном уровне, так и на международном уровне[12].

[1] Данная точка зрения свойственна западным авторам и во многом разделяется российскими международниками. См.: Lauterpaht H. International Law and Human Rights. L., 1950; Бекназар-Юзбашев Т. Права человека и международное право. М, 1996. С - 295

[2] Однако сами эти представители есть личности данного конкретного общества.

[3] Многие авторы считают данное положение одной из особенностей современного международного права в области прав человека. См.: Права человека в истории человечества и в современном мире. М., 1989. С. 147.

[4] См.: Ледях И.П. Социальное государство и права человека (из опыта западных стран) // Социальное государство и защита прав человека. М., 1994. С. 22-23.

[5] См.: Златопольский Д.Л. Государство и личность: основы взаимоотношений // Вестник Московского университета Сер. 11. Право №1. 1193. С. 312

[6] См.: Международное право. Словарь-справочник / Под общей редакцией академика МАИ, д.ю.н. В.Н. Трофимова. М., 1997. С. 234.

[7] См.: Бекназар-Юзбашев Т. Указ.соч. С. 13

[8] См.: Баглай М.В., Лейбо Ю.И., Энтина Л.М. Конституционное право зарубежных стран. М., 2013. С. 120.

[9] См.: Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 2014. С. 54.

[10] См.: Шахрай С.М., Клишас А.А. Конституционное право Российской Федерации. М., 2010. С. 135.

[11] См.: Авакьян С.А. Теория государства и права. М.: Юстицинформ, 2015. С. 52

[12] См.: Мюллерсон Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность. М., 2011. С. 48.

Кто такой индивид

Человек работает молотком

  1. Сознательность, возможность членораздельно разговаривать и развиваться как психологически, так и физически, что прежде всего отличает людей от животных;
  2. Каждый в течение жизни собирает определённые личностные качества, которые отличают его от других. Благодаря совокупности черт и качеств характера происходит разумная социальная жизнь и общение;
  3. Способность работать и добиваться поставленных целей благодаря силе воли и выдержке;
  4. Имеет право на жизнь.

Существует также много дополнительных черт и особенностей. Люди могут развить себя до статуса личности, но не каждый может причислить себя к гражданину.

Понятие гражданин

Мужчина с документами

  1. Безукоризненное соблюдение Конституции и других прав и обязанностей своего государства;
  2. Оплата налогов и сборов в установленный срок;
  3. Возможность вступать в правовые или юридические отношения с другими членами общества;
  4. Наличие документов, подтверждающих его личность и гражданство;
  5. Наличие преимуществ, включающих в себя право голосовать, получать социальную поддержку и льготы;
  6. Получение защиты и помощи со стороны государства.
  7. Право на получение образования, медицинских и других услуг.

Основное отличие заключается в особых взаимоотношениях с государством и соблюдении определённых правил.

Основные отличия

Группа людей

  • Гражданин относится к социальной группе. Он имеет гражданство, правовую связь с государством, может защищать свои права с помощью установленных законов. В его обязанности входит защита страны и таких же граждан.
  • Индивид относится к биологической группе. Его основное право — это право на жизнь. Он не связан правовыми отношениями с государством и не получает от него услуги и защиту. Права принадлежат индивиду с самого рождения, они не являются приобретёнными и зачастую носят моральный или социальный характер.

Люди способны удовлетворять свои потребности и интересы. Получение статуса гражданина облегчает получение и удовлетворение таких потребностей.

Права на территории РФ

Люди, проживающие на территории Российской Федерации, обязаны соблюдать определённые правила и нормы, прописанные в основном правовом документе — Конституции. В Конституции РФ закреплены такие основные социальные, личные, культурные, экологические и политические права. К личным относятся:

Люди с флагами России

  • право на жизнь и личную свободу.
  • на частную собственность.
  • свобода на информацию и общение.
  • на медицинскую помощь.
  • на бесплатное образование и социальную помощь.
  • на свободу трудовой деятельности.

Для получения политических свобод надо иметь гражданство. К основным возможностям относятся:

  • возможность голосовать и избираться.
  • проводить общественные мероприятия политического характера, такие как митинги и собрания.
  • получать помощь от государственных органов власти.
  • участвовать в определённых государственных делах.

Социально-экономические и экологические свободы включают в себя:

  • возможность иметь семью.
  • иметь время на культурный и социальный отдых.
  • возможность проявлять свои творческие способности и культурно развиваться.
  • получение юридической помощи.
  • получать знания об экологической обстановке в стране и иметь возможность влиять на неё.

Отличия человека и гражданина значительны. Если проанализировать все права и свободы людей, то можно с уверенностью сказать, что граждане Российской Федерации имеют больше возможностей для получения и удовлетворения своих потребностей, так как государство готово предоставлять свои услуги. Это помогает делать жизнь проще, а также учит людей быть ответственными, отвечать за свои поступки и действия.

Читайте также: