Умение осуществлять самоанализ педагогической деятельности связано с какими умениями

Обновлено: 11.05.2024

В современном информационном обществе целью образования является не передача опыта, накопленного предыдущими поколениями, а подготовка человека, способного к непрерывному обучению.

Задача школы - подготовить выпускников, способных ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, грамотно работать с информацией, быть коммуникабельными, самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Цель моей профессиональной деятельности согласуется с целями и задачами образовательного учреждения, в котором я работаю: воспитание творчески развитой, социально-ориентированной личности, способной к самореализации.

Выстраиваю учебный процесс в рамках личностно-ориентированного подхода к обучению, так как оно предполагает осознанную ориентацию учителя на личность обучающегося, что является условием его развития.

Таким образом, задачи, стоящие передо мною, следующие:

  • дать учащимся качественное образование;
  • развивать их творческий и интеллектуальный потенциал;
  • подготовить учащихся к осознанному выбору профессии;
  • прививать навыки самостоятельной работы;
  • относиться к ребенку как к личности, способной учиться без принуждения;
  • использовать новые образовательные технологии;
  • развивать и укреплять интерес к предмету;
  • повышать свой образовательный и профессиональный уровень.

В рамках реализации Программ осуществляю:

  • подготовку обучающихся к прохождению государственной (итоговой) аттестации;
  • использую элементы здоровьесберегающих технологий на своих уроках;
  • провожу работу по организации взаимодействия семьи и школы;
  • активно участвую в работе РМО, ШМО, семинаров различного уровня, творческих конкурсах и научно-практических конференциях, вхожу в состав жюри районной предметной олимпиады, даю открытые уроки, выступаю на родительских собраниях.

В своей профессиональной деятельности учитываю образовательные потребности детей, их индивидуальные способности. Выявляя познавательный и интеллектуальный уровень каждого ученика и класса в целом, я планирую свою деятельность в соответствии с этим, ставя конкретные цели и задачи для каждого уровня развития ребенка. Старюсь в своей работе слабых учащихся подтянуть до уровня средних, а средних – до уровня хорошистов. Подбираю дифференцированные задания с целью продвижения вперед и сильных, и слабых учащихся. Пытаюсь всячески заинтересовать детей в своем предмете, использую дополнительный материал, провожу уроки КВН, фреймы, семинары, лекции, практикумы, использую приемы составления кластеров, синквейнов, алгоритмов. Дети с удовольствием работают на таких уроках.

За период, прошедший после последней аттестации, удалось решить следующие проблемы:

  • расширить и углубить запас знаний учащихся;
  • развить и совершенствовать психологические качества личности школьников: любознательность, инициативность, трудолюбие, волю, настойчивость, самостоятельность в приобретении знаний;
  • поддержать и воспитать веру в свои силы у слабоуспевающих учеников по русскому языку и литературе; выявить и поддержать одаренных учеников;
  • повысить активность и результативность участия учащихся в олимпиадах школьного и муниципального уровней;
  • привлечь детей к выполнению творческих заданий (докладов, мультимедийных презентаций).

Мои ученики являются призёрами олимпиад школьного и муниципального уровней.

В 2013 -2014 учебном году мои ученики сдавали экзамен по русскому языку в форме ОГЭ. Результаты итоговой аттестации показывают, что большинство учащихся подтвердили свою годовую оценку, двое - улучшили свой результат.

Качество знаний в 9 классе в 2013 году по результатам ОГЭ составило 75% (Текинский филиал), а в 2014 году (Сампурский филиал) – 63%.

Результаты итогового контроля по русскому языку и литературе (Приложение 9) показывают стабильное качество знаний, а также то, что ученики сами выбирают русский язык в качестве предмета для итогового контроля.

Для достижения поставленной цели строю обучение на основе развития универсальных учебных действий, провожу занятия по предметам в соответствии с требованиями к современному уроку, отрабатываю и внедряю в учебный процесс новые технологии, добиваюсь стабильного качества знаний по русскому языку (2010 -2011 – 61%, 2012-2013 – 65%, 2013-2014 – 67%), литературе (2010-2011 – 84%, 2012-2013– 86%, 2013-2014 – 87%), принимаю участие в районных олимпиадах по русскому языку, творческих конкурсах, организую внеклассную работу по предметам, принимаю участие в методической работе учебного заведения. Динамика успеваемости учащихся стабильна. Ежегодно уровень обученности составляет 100%. Качество знаний по русскому языку с 61% выросло до 67%, по литературе – с 84% до 87%. (Приложение 5)

Учитель и ученик образуют такую систему отношений, где каждый для другого выступает в качестве источника импульсов для его личностного саморазвития. Путем анкетирования, устных и письменных опросов я выявляю образовательные потребности детей и учитываю их в своей профессиональной деятельности.

Для тех учеников, которые имеют желание изучать предмет на более высоком уровне, получить более глубокие и прочные знания, провожу индивидуально-групповые занятия, занятия на элективных курсах, кружках. Эти школьники выполняют больше самостоятельных работ, творческих заданий, используя Интернет – ресурсы, дополнительную литературу.

Развитию творческого мышления способствует диалогическая форма общения, которая позволяет быть каждому ученику не просто потребителем знаний, но и активным соучастником их добывания, побуждает учащихся отстаивать свою точку зрения на обсуждаемую проблему, приучает уважительно и терпимо относиться к точке зрения других участников диалога.

Все эти методы и приёмы помогают мне формировать познавательный интерес и развивать творческие способности.

Готовясь к урокам, помню, что большая часть детей стремится к знаниям, способна усваивать материал достаточно высокого уровня сложности. Поэтому в своей работе использую разноуровневую дифференциацию, которая позволяет обеспечить активное участие на уроке каждого ученика, повышая авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда, способствуют созданию атмосферы сотрудничества и коллективизма.

Но есть дети, которые отстают в учении, не овладевают на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой. Особое внимание уделяю работе с такими учащимися. При проведении контрольных срезов знаний класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения определяю фактический уровень знаний детей, выявляю в знаниях учеников пробелы, которые требуют ликвидации.

Работа со слабоуспевающими учащимися строится по отдельному плану, составленному совместно с психологом школы, классным руководителем и родителями. В результате такой работы за последние пять лет, по итогам года нет ни одного неуспевающего, уровень своих успехов некоторые учащиеся подтвердили на ОГЭ.

Как учитель стараюсь идти в ногу со временем, поэтому в своей работе использую элементы современных образовательных технологий, активные формы и методы ведения урока.

Технология формирования приёмов учебной работы, изложенная в виде правил, алгоритмов мною освоена и широко применяется.

Технология формирования учебной деятельности школьников направлена на приобретение знаний с помощью решения учебных задач. В начале урока классу предлагаются учебные задачи, которые решаются в течение учебного времени, а в конце урока, согласно этим задачам проводится диагностирующая проверка результатов усвоения с помощью тестов.

Технология дифференцированного обучения, учитывающая личностное отношение школьников к учёбе, степень обученности, интерес к изучению предмета, к личности учителя.
Технология проблемного обучения.

Компьютерно-информационные технологии очень актуальны и необходимы.

Современные дети все меньше обращаются за информацией к книгам, а стараются ее получить с помощью компьютера. Я уверена: использование новых информационных технологий значительно поднимает уровень обученности при низкой мотивации многих учащихся. С развитием мультимедийных технологий компьютер стал средством обучения, способным наглядно представлять самую различную информацию. Как следствие, происходит развитие творческого потенциала обучаемого, навыков экспериментально-исследовательской работы; культуры учебной деятельности; повышение эффективности и качества учебно-воспитательного процесса.

Использование ИКТ в обучении обеспечивает:

  • возможность эффективно использовать время урока;
  • интенсификацию всех уровней учебно-воспитательного процесса;
  • многоаспектное развитие школьника;
  • подготовку выпускников школы к жизни в условиях информационного общества;
  • значительное сокращение времени подготовки к урокам, за счет того, что поиск нужной информации в Интернете осуществляется гораздо быстрее, чем, например, в библиотеке;
  • повышается актуальность получаемой информации;
  • учащиеся приучаются систематизировать информацию, выделять главное, ориентироваться в больших объемах информации

ИКТ в своей работе я использую несколько лет.

Наша школа использует сервис Дневник.ру для работы с электронным журналом. Вся деятельность сосредоточена вокруг него: оценки, домашнее задание, привязка файлов к домашним заданиям. Для учителя электронный журнал - это полный доступ к школьной жизни ребенка и возможность ведения диалога с родителями, педагогическим коллективом и самим ребёнком.

  • совместный поиск;
  • совместное хранение закладок;
  • создание и совместное использование медиа-материалов (фотографий, видео, аудиозаписей).

При подготовке к урокам делаю ссылки на дидактический материал Интернет-ресурсов в BobrDobr или MoeMesto, что позволяет оперативно применить цифровые образовательные ресурсы в школе.

Экономить время учителя и учащихся позволяет мне тестовая проверка знаний.

В. Ф. Шаталова, основополагающим принципом которой является составление опорных схем. Она позволяет убыстрить процесс усвоения нового материала и привести в систему ранее полученные знания. Обращаюсь я и к технологии перспективно-опережающего обучения С. Н. Лысенковой. При использовании этой технологии учащиеся лучше и быстрее усваивают даже самый трудный материал.

Для эффективного использования времени детей и своего как педагога использую следующие методы и приемы обучения на уроке:

  • логику построения урока;
  • научность, доступность изложения учебного материала;
  • развитие наблюдательности на уроке;
  • самостоятельную творческую деятельность;
  • последовательное применение знаний;
  • индивидуальные и дифференцированные задания.

Всю работу строю на основе педагогики сотрудничества. Ведь важно понять каждого, уметь видеть их глаза, не терять ход их мыслей, шагать вместе с ними, обучать, воспитывать каждым своим уроком, учить учиться, включать каждого в мыслительную деятельность. Вместе с детьми я радуюсь и удивляюсь новому, наблюдаю, воспринимаю, осмысливаю, анализирую, оцениваю, делаю выводы, подвожу итоги. На уроке мы единое целое, заинтересованы и работоспособны, целенаправленно идём к решению поставленных задач. Как педагог я довольна взаимоотношениями с ребятами: меня понимают, мои уроки считают интересными, полезными. Считаю, что всегда необходим диалог между учителем и обучающимся, основанный на принципах уважения, сотворчества.

В качестве организационной формы работы использую традиционные и нестандартные уроки, а во внеклассной работе – индивидуальную, групповую и коллективную формы.
Особое место в работе уделяю проектно-исследовательской деятельности.

Уровень познавательного интереса обучающихся на своих уроках считаю высоким.

Знания, умения и навыки, которые дают мои уроки, остаются социально необходимыми, поскольку только на уроках русского языка и литературы перед детьми раскрываются тайны родного слова.

Большие возможности развития интереса заложены в разнообразных педагогических приемах и формах обучения.

Однако в процессе обучения нельзя уповать только на интерес. Очень важно одновременно формировать волю, долг и чувство ответственности учащихся. При этом надо помнить, что не нотации, наставления и запугивания вызывают действительные мотивы учения, а подлинная убежденность и доходчивость аргументов.

Уровень познавательного интереса поддерживается активными формами обучения: современной информационной технологией и проектной деятельностью, которые создают условия для личной заинтересованности ученика не только в конечном результате его деятельности, но и в самом процессе его достижения. Это продиктовано временем, в котором мы живём.

Насыщенная учебная атмосфера стимулирует и побуждает обучающихся к участию в дополнительных развивающих мероприятиях – олимпиадах и конкурсах.

Оценка учебной деятельности обучающихся выполняет большую воспитательную роль, так как она способствует повышению ответственности за выполняемую работу не только учащегося, но и учителя. Выявление знаний учащихся осуществляется методами устной и письменной проверки. Письменные работы активизируют проверку знаний, умений и навыков, дают возможность следить за уровнем знаний всех учащихся. Большое внимание уделяю тематическому контролю знаний. Мною разработаны наборы тестовых заданий по всем разделам русского языка и литературы для 5-9 классов.

Использую оценку в воспитательных, стимулирующих целях, чтобы показать достижения учеников. Для этого организую выставки лучших тетрадей, докладов, систематически анализирую контрольные и творческие работы.

Уровень психологической атмосферы в классе положительный. Стараюсь создать обстановку взаимного доверия, уважения, открытости. С этой целью провожу систематическую индивидуальную работу с отдельными учениками, отличающимися трудным, неуравновешенным характером. Изучаю психологические особенности каждого учащегося.

Характеризуя ребёнка, отмечаю прежде всего его положительные качества. Изучаю семейно - бытовое положение учеников. Провожу индивидуальные консультации для родителей по вопросам образования и воспитания. Организую для школьников коллективные творческие дела, конкурсы, вечера, праздники, театральные представления.
Как классный руководитель в своей работе использую экскурсии и походы по родному краю, которые на новый уровень выводят экологическую, патриотическую работу. Я работала классным руководителем в 9з классе (2013-2014 учебный год), между детьми сложились дружеские взаимоотношения. Вместе мы были с пятого класса, у нас определился общий язык, взаимопонимание. На данный момент ведётся активная переписка практически со всеми выпускниками, продолжается тесное сотрудничество с учениками, перешедшими в 10 класс, хотя классным руководителем в этом классе уже не являюсь.

Регулярно определяю уровень воспитанности учащихся по методике Н. П. Капустина (Приложение 7), а также выявляю уровень удовлетворённости учащихся 9 класса школьной жизнью по методике А.А.Андреева. (Приложение 8).

В своей работе мне приходится общаться с родителями учащихся. С ними веду беседы на родительских собраниях школы, класса и в частном порядке, индивидуально как в школе, так и вне школы. В беседах не делаю упор на отрицательные качества учеников, а в деликатной форме прошу обратить внимание на конкретные недостатки, приобщаю родителей к воспитанию в детях ответственного отношения к учению, развитию осознанной потребности в изучении русского языка и литературы. Довожу до сведения родителей требования, предъявляемые к изучению моих предметов, по проведению мониторинга, ЕГЭ. Мои родители всегда в курсе успеваемости детей. Все мнения родителей относительно успеваемости и прогресса детей я принимаю к сведению, но с педагогической точки зрения вырабатываю свою тактику отношений.

Одна из главных задач работы с родителями для меня – сделать родителей активными участниками педагогического процесса. Для ее осуществления в плане работы предусматриваю следующие направления деятельности и формы работы:

Регулярно провожу опрос для родителей с целью выявления уровня удовлетворённости работой учебного заведения по методике А.А.Андреева Родители учащихся моего класса показали следующие результаты : уровень удовлетворённости родителей 9 класса остаётся стабильно высоким и значительно выше уровня удовлетворенности среднего балла по школе за последние 2 учебных года.

Я опираюсь на педагогику сотрудничества как с детьми, с их родителями, так и с коллегами по работе.

Свои взаимоотношения с коллегами оцениваю как положительные, открытые, основанные на добропорядочности, честности, взаимопомощи.

Коллектив школы творческий, работоспособный, ищущий, дерзающий. Между мной и коллегами доверительно-деловые отношения, всегда присутствуют взаимопонимание и взаимопомощь. Уровень развития эмпатии – средний. В коллективе осуществляется постоянно обмен опытом, мы разрабатываем с коллегами новые технологии, совершенствуем свое мастерство. В этом большую помощь оказывает администрация школы.

Для повышения своего профессионального уровня я регулярно принимаю участие в работе районного методического объединения учителей русского языка и литературы, где выступала с докладами. Прохожу курсы повышения квалификации, организуемые ТОИПКРО.

В профессиональной деятельности наряду с положительными моментами существует ряд трудностей:

  • несовершенство учебников;
  • проблема речевой культуры учащихся, неглубокое знание родного языка, отсутствие интереса к чтению.

Эта задача не из лёгких. Тем более в наше время, когда дети окружены словами-однодневками, когда живая речь подменяется жаргонизмами и бранными словами.
Отсюда противоречие между целями и задачами преподавания предмета и низким уровнем образовательных потребностей учащихся. Поэтому свою задачу вижу в том, чтобы устранить это противоречие.

Оценивая работу учителя по результатам ЕГЭ и ОГЭ, необходимо учитывать контингент учащихся и условия, в которых работает учитель. Считаю, что очень мало часов выделяется на изучение русского языка в старших классах, отсюда проблема подготовки учащихся к итоговой аттестации.

Самые главные, на мой взгляд, условия для успешной работы – быть постоянно в поиске, не опускать руки, если что-нибудь не получается; стремиться больше знать, чтобы лучше разобраться, глубже понимать, находить решения, дающие наилучший результат.

Самоанализ деятельности педагога как действенное средство совершенствования профессионально-педагогического мастерства

Умение анализировать свою педагогическую деятельность на уроке лежит в основе творческого труда педагога. От умения анализировать свой собственный урок, конкретные педагогические ситуации, возникающие на нем, результаты педагогических воздействий на ученика, результаты своего труда во многом зависит умение учителя спланировать, организовать, проконтролировать, отрегулировать свою педагогическую деятельность. От самоанализа урока во многом зависит педагогическое мастерство учителя, производительность его педагогического труда.

В ходе проведения учебного занятия концентрируется вся дея­тельность педагога, его научная подготовка, педагогические навы­ки, методические умения, способность организовать самостоятель­ную работу всех обучающихся.

Существует множество видов анализа. В науке различают событийный, содержательный, понятийный и феноменологический, элементарный, причинный, логический, структурно-функциональный и другие виды анализа. Вполне естест­венно, что учителя интересует совершенно конкретный анализ, ко­торый служил бы основанием для внесения каких-либо улучшений в проведение урока. Так или иначе, любой анализ привносит науч­ную составляющую в деятельность учителя, поскольку является основным методом познания.

Анализ ― это логический прием познания, представляющий собою мысленное разложение предмета (явления, процесса) на части, элементы или признаки, их сопоставление и последовательное изу­чение с целью выявления существенных, т. е. необходимых и опре­деленных качеств и свойств.

Анализ учебного занятия – это сравнение конкретного, проведенного учителем учебного занятия с его теоретической моделью, составленной в соответствии с современными дидактическими и методическими требованиями, с продуктивным опытом и здравым смыслом.

Психолого-педагогической теорией разработаны многочислен­ные схемы анализа урока, построенные на разных основаниях. Со­временный урок ― это далеко не однообразная и единая структур­но-содержательная схема. Поэтому каждый конкретный учитель, руководитель определяет для себя те формы, которые для него наиболее приемлемы, соответствуют той парадигме, в которой он осуществляет свою деятельность.

Анализ любого урока представляет собой комплексный подход, в котором психо­логический, педагогический, содержательный, методический и предметный аспекты тесно взаимосвязаны. Способствуя улучше­нию процесса преподавания в целом, анализ имеет первостепенное значение, прежде всего для самого учителя, дающего урок.

В ходе анализа педагог получает возможность взглянуть на свой урок как бы со стороны, осознать его как явление в целом, целенаправленно осмыслить совокупность собственных теоретиче­ских знаний, способов, приемов работы в их практическом прелом­лении во взаимодействии с классом и конкретными учениками. Это своего рода рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые сто­роны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности.

Сам по себе анализ учебного занятия как процесс осознания и самопозна­ния формирует у педагога аналитические способности, развивает интерес и определяет необходимость изучения проблем обучения и воспитания.

В настоящее время многие ученые и практики сходятся на том, что педагоги должны владеть различными схемами урока и анали­зировать урок применительно к различным целям. Урок может анализироваться с позиций деятельности учителя и учеников, отдельных диф­ференцированных групп учеников (учащиеся с различной степенью подготовленности, развитости способностей, социальной адапта­ции), с педагогических, психологических, методических, физиоло­го-гигиенических, культурологических и других позиций.

Классификации видов анализа на основе их усложнения

1. Краткий (оценочный) анализ предполагает общую оценку учебно-воспитательной функции урока или занятия, которая характеризует решение образова­тельной, воспитательной и развивающей задач и даёт оценку их реализации. Может проводиться сразу после урока и не является окончательным. Дает начало другому анализу. Наблюдая урок, анализирующий оценивает выполнение поставленной цели урока и сопоставляет полученный результат с прогнозируемым.

2. Структурный (поэтапный) анализ – это выявление и оценка домини­рующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспе­чивающая развитие познавательных способностей учащихся. В традиционной организации урока имеются определенные этапы. Поэтому возможен его поэтапный анализ. Тогда процедурная сто­рона анализа заключается в разложении урока на составляющие компоненты и в поочередном их разборе. Сторонники поэтапного анализа придерживаются следующей схемы: как опрашиваются ученики (проверка домашних зада­ний, опрос, учет знаний); объяснение учителя (содержание, мето­ды, активность учащихся); воспитательные моменты на уроке; эффективность и разнообразие форм закрепления и самостоятель­ной работы учащихся; применение наглядных пособий и техниче­ских средств обучения; задание на дом.

Эта модель является наиболее распространенной. Поэтому и обучение педагогическому анализу обычно начинается с нее.

Но поэтапный анализ в ряде случаев оказывается недостаточно эффективным, так как рассматривает структуру, а не внутреннюю логику процесса. С появлением уроков, структура которых была поставлена в зависимость от их внутренней логики, возможности использования поэтапного анализа уменьшились.

3. Поэлементный анализ используется при разборе занятий, этапы которых объединены или частично отсутствуют. Процедурная сто­рона методики заключается в разложении занятия на его основные элементы (содержание, методика, развитие познавательной само­стоятельности учащихся и др.) и поочередном изучении их с позиции различных целевых установок. Это:

- оценка правильности определения целей и задач урока; ра­циональности структурного построения урока и целесообразности распределения времени на его элементы, правильности отбора со­держания учебного материала;

- оценка методов проведения урока, способов активизации по­знавательной деятельности учащихся, способов осуществления межпредметных связей; объективности способов решения воспита­тельных задач;

- изучение методов применения наглядных пособий, содержа­ния и организации самостоятельной работы учащихся, руководства ею; формирования у учащихся общеучебных умений и навыков самоконтроля; методики контроля и оценки знаний, умений и на­выков учащихся.

Методика поэлементного анализа гораздо глубже и эффектив­нее поэтапного, так как ее процедурная сторона заключается в ос­мыслении главных компонентов учебного процесса. Однако и при этой методике урок недостаточно рассматривается как целостное явление.

4. Системный анализ подразумевает рассмотрение урока как единой системы с точ­ки зрения решения главной дидактической задачи и одновременно решения развивающих задач урока, обеспечения формирования знаний, умений и навыков учащихся, усвоения ими способов уче­ния. Системный анализ ― это совокупность взаимосвязанных про­цедур, используемых для изучения сложных проблем и объектов, представляющих собой целостные системы.

Системный подход – это направление педагогической деятельно­сти, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем в целостности выделенных в них многообразных типов связей. В пе­дагогике различают жесткий и гибкий типы системного подхода, определяющие соответственные типы целей, принципов, содержа­ния и средств образования.

Методика системного подхода дает возможность оценить эф­фективность занятий независимо от их типа, вида, структуры, на­личия тех или иных дидактических средств и методов, а это, в свою очередь, позволяет оценивать как в вербальных, так и в математиче­ских показателях эффективность образовательного процесса.

5. Аспектный анализ предполагает рассмотрение, детальное и всестороннее изуче­ние и оценку под определенным углом зрения какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятель­ности учащихся.

Анализироваться могут следующие аспекты урока:

- реализация учителем триединой задачи урока;

- использование развивающих методов на уроке;

- изучение способов активизации познавательной деятельности учащихся;

- пути развития познавательного интереса;

- формирование общеучебных умений и навыков школьников;

- проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся;

- организация проблемного обучения на уроке и т.п.

6. Полный анализ ― это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, содержание и виды учебной дея­тельности учащихся по таким характеристикам, как уровни усвое­ния учащимися знаний и способов умственной деятельности, раз­витие учащихся, реализация дидактических принципов и результа­тивности урока. Полный анализ может быть осуществлен одновременно несколькими анализирующими или является суммой обобщенных выводов по всем аспектам урока. Проводится при ат­тестации педагога, при обобщении педагогического опыта, кон­фликтной ситуации с учителем.

Самоанализ учебного занятия

Самоанализ учебного занятия – это процедура рефлексивной деятельности педагога, анализ и оценка проведенного им учебного занятия (как правило, по определенному алгоритму или контрольному списку вопросов). Устный самоанализ учебного занятия выступает как составная часть процедуры анализа урока, проводимого руководителем школы или методистом.

Можно привести следующие аргументы, свидетельствующие о пользе самоанализа учебного занятия и необходимости развития у педагогов умений проводить его:

Предлагаем рассмотреть один из вариантов алгоритма самоанализа урока, предложенный Ю.А. Конаржевским.

I. Характеристика класса.

Здесь рассматривается структура межличностных отношений: лидеры, аутсайдеры; круги желаемого общения каждого ученика, наличие группировок, их состав; взаимодействие структур личных взаимоотношений и организационной структуры класса.

Затем необходимо охарактеризовать недостатки биологического развития учащихся: дефекты зрения, слуха; соматическая ослабленность; особенности высшей нервной деятельности (чрезмерная заторможенность или возбудимость); патологические отклонения.

После этого следует охарактеризовать недостатки психического развития: слабое развитие интеллектуальной сферы тех или иных членов ученического коллектива; слабое развитие волевой сферы у отдельных учащихся; слабое развитие эмоциональной сферы личности. Далее идет характеристика развития психических свойств: отсутствие познавательного интереса, потребности в знаниях, установки на учение; недостатки в отношениях личности к себе, учителю, семье, коллективу.

После этого можно перейти к анализу недостатков подготовленности учащихся класса: пробелы в фактических знаниях и умениях; проблемы в навыках учебного труда; дефекты в привычках и культуре поведения.
Затем рассматриваются недостатки дидактических и воспитательных воздействий школы, после чего недостатки влияния семьи, сверстников, внешкольной среды.

Конечно, совершенно необязательно при каждом самоанализе урока давать столь подробную характеристику класса, в котором он проходил. Однако самоанализ урока учителем отличается от его анализа руководителем тем, что он сориентирован не только на конкретный класс, но и на конкретных учащихся. Руководитель школы может не знать характеристики класса, в котором он наблюдает и анализирует уроки, учитель обязан знать и строить урок на основе характерных особенностей конкретного класса.

II. Затем анализируются внешние связи урока:

  • устанавливается место и роль данного урока в изучаемой теме;
  • характер связи урока с предыдущими и последующими уроками.

III. Характеристика триединой цели урока выполняется с опорой на характеристику класса:

  • чего надо добиться в знаниях, умениях и навыках, исходя из специфики ученического коллектива;
  • какое воспитательное воздействие оказать на учащихся;
  • какие качества начать, продолжать, закончить, развивать.

IV. Характеристика замысла (плана) урока может осуществляться по следующим аспектам:

  • что собой представляет содержание учебного материала;
  • как его будут усваивать ученики, т. е. каковы методы обучения и формы организации познавательной деятельности;
  • какую часть материала они могут усвоить сами;
  • какая часть материала потребует помощи учителя при его усвоении;
  • что необходимо прочно запомнить, а что использовать только для иллюстрации;
  • что из ранее изученного необходимо повторить и на что опереться при постижении нового;
  • как закрепить вновь изученное;
  • что будет интересным и легким, а что трудным;
  • каким образом будут достигнуты на уроке воспитывающие и развивающие аспекты триединой цели урока.

V. Морфологический аспект самоанализа включает:

  • характеристику учебно-воспитательных моментов и их учебно-воспитательных задач;
  • объединение учебно-воспитательных моментов в этапы;
  • выделение учебно-воспитательных моментов, которые наиболее положительно или отрицательно повлияли на ход урока и формирование конечного результата.

VI. Структурный аспект самоанализа предлагает:

  • подробный анализ микроструктуры тех учебно-воспитательных моментов, которые, по мнению учителя, оказали наиболее сильное положительное или отрицательное влияние на формирование конечного результата урока;
  • анализ соответствия содержания, методов обучения, форм организации познавательной деятельности друг другу и задаче каждого образовательного момента;
  • анализ осуществляется через все три аспекта учебно-воспитательных задач.

Если есть время и возможность, то такому анализу надо подвергнуть все учебно-воспитательные моменты урока.

VII. Функциональный аспект самоанализа:

  • на основе установленных способов взаимодействия содержания учебного материала, методов обучения, форм организации познавательной деятельности определяется механизм формирования конечного результата урока;
  • определяется, насколько структура урока соответствовала триединой цели урока, замыслу урока, возможностям классного коллектива;
  • дает возможность сделать вывод о том, каким образом осуществление модели урока, действия учителя и учащихся повлияли на характер конечный результат урока (выделяются наиболее удачные и неудачные моменты в деятельности учителя и учащихся);
  • анализируется соответствие стиля отношений учителя и учащихся успешному формированию конечного результата урока.

VIII. Аспект оценки конечного результата урока предполагает:

  • проведение оценки качества знаний, умений и навыков, полученных учащимися на уроке;
  • определение разрыва между триединой целью урока и конечным результатом урока, сравнение причин этого разрыва;
  • оценку достижения воспитывающего и развивающего аспекта триединой цели урока;
  • формулирование выводов и проведение самооценки урока.

В качестве возможной алгоритмической основы для проведения самоанализа урока можно предложить следующую памятку.

Памятка для самоанализа занятия

  • Каков был замысел, план проведенного занятия и почему?
  • Были ли изменения (отклонения, усовершенствования) по сравнению с данным планом в ходе урока, если - да, то какие, почему и к чему они привели?
  • Удалось ли решить на необходимом (или даже оптимальном) уровне поставленные задачи урока и получить соответствующие им результаты обучения; избежать перегрузки и переутомления учащихся; сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, настроение, самочувствие? Какова общая самооценка урока?
  • Каковы причины успехов и недостатков проведенного урока? Каковы неиспользованные, резервные возможности? Что в этом уроке следовало бы сделать иначе, по-другому?
  • Какие выводы из урока необходимо сделать на будущее?

а) Каковы главные основания выбора именно такого замысла урока?

- Каково место данного урока в теме, разделе, курсе, в системе уроков?

- Как данный урок связан с предыдущими уроками, на что в них опирается?

- Как урок работает на последующие уроки, темы, разделы (в том числе других предметов)?

- Как были учтены при подготовке к уроку программные требования, образовательные стандарты, стратегия развития данной образовательной организации?

- В чем видится специфика, уникальность этого урока, его особое предназначение?

- Как (и почему) была выбрана именно предложенная форма занятия (и тип урока)?

б) Какие особенности учащихся, класса были учтены при подготовке к уроку (и почему именно эти особенности)?

в) Какие главные задачи решались на уроке и почему?

г) Чем обосновывается выбор структуры и темпа проведения урока?

д) Чем обосновывается конкретный ход урока, характер взаимодействия учителя и учащихся? Почему были избраны именно такое содержание, такие методы, средства, формы обучения?

е) Какие условия (социально-психологические, учебно-материальные, гигиенические, эстетические, темпоритмические) были созданы для проведения урока и почему?

Системный подход к самоанализу урока формирует его системное видение у педагога и помогает лучше осмыслить свою собственную работу.

Переход к самоанализу урока учителем ― это ступень к коренному преобразованию аналитических функций управления на демократической основе, своеобразное включение педагога в процесс управления школой, подключение его напрямую к управлению процессом повышения качества преподавания.

способствует ст ановлению педагог ов как су бъектов своей активности.

В то же время самоанализ является средством успешного

взаимодейств ия и взаимо понимания педагога с ученик ами, родителями,

коллегами. В связи с этим акцент переносится на способы и приемы

проведения анализа, в котором особое место отводи тся осознанности средств

и методов и змерен ий конечных результатов. Поэтому анализ собственн ой

деятельности можно рассматривать как целенаправ ленный процес с

установления отношений между действиями, мотивами и средствами или

выход во внешнюю позицию одного с убъекта деятельност и по отношению к

С предложенны х позиций самоанализ можно рассматри вать как

переосмыслен ие пе дагогом свое й деятельности. Этот процесс отражает

проблемно - конфли ктные ситуации и порождает действенное отношение

педагога как целостного “ Я” к собственному поведению и общению, к

осуществляемой деятельности, социоку льту рно му отражени ю.

Следовательн о, анализ собственной деятельности ориентирован на усвоени е

социального опыта и осуществляется посредством развития вну треннего

мира педагога, в котором выражается отношение к тому, что он делает и что

Рассматривая процесс самоанализа, мы исходили из того, что в ходе

профессиональн ой деятельности п едагог, познающий мир сталкивается с

Выявление п едагог ом несоответств ия между тем, что есть и тем, что

требуется, выводит его на дальнейшую ступень – определение проблемы и

установления причин. Обозначе ние четких позиций профессиональных

затруднений позволяют перейти к поиску п утей их устранений. Опорой для

осознания противо речий, определен ия проблем и причин служит знание

механизма самоанализа и умение адекватно его использовать в анализе

Процесс осознани я педагогом самого себя как профессионала

базируется на самопознании и осуществляются путем самоконтроля,

самодиагностик и, осмысления з атруднений и самоо ценки. Именно эти

составляющие мы выделяем как компоненты, способствующие развитию

Самоконтроль рассматривается с т очки зрения начальной стади и

анализа. Это связано с тем, что конт роль помогает у станавливать

несоответствие между нормативно заданными параметра ми и фактическим

состоянием. В связи с этим самоконтроль о существл яется путем сравнения

идеальной модели профессиональной деятельности и собственных действий,

Самоанализ способству ет выявлению педагогом причин

профессиональ ных затруднений с помощью получения систематическ ой

оперативно й информац ии и установления педаго гического д иагноза. Данный

процесс обеспечива ется самодиагностикой, с помощью которого педаг ог , с

одной стороны, сам выстраивает информационн ые потоки, определяет круг

педагогических проблем и выделяет главные, с другой – ориентируется на

внутреннее развитие, виден ие своих сильны х и слабых сторон, осоз нание

существу ющих противоречий и проблем, прогнозиров ание дальнейшего

самосовершенств ования. Иными словами самодиагностика рассматривается

как ин стру мент по выявлению и установлению причинно - следствен ных

связей. В эт ом случае педагогу как миниму м необходимо обладать

определенной ст епенью репрезе нтативностью в деятельности д ругих людей и

тем самым ви деть и сравнивать се бя с окру жающими.

С вышеизложенны х позиций развитие способности к самоанализу

профессиональ ной деятельност и м ожно рас сматривать как сложный

многофакторн ый аналит ический процесс изучения педагогом своего

педагогическог о опыта, основан ного на самоконтроле, самодиагност ике,

осознании затру днений и оценивани и дальнейших перспе ктив

Успешность развития способности педаг ога к самоанализу требует

организацион но - педагогического обеспечения. Эт о становится возможным

благодаря построению такой системы методическ ой работы, которая

способна создать мо тиваци онное, информацио нное, диагности ческое ,

Способность пед агога к анализу собственной деятельности

формируется в двух формах: предметного сознания и самосознания. Поэтому

методическая работа направлена на получение пе дагогами знаний

проведения анализа п рофессиональ ной деятельности и обеспечение процесса

Формировани е готовности педагога к самоанализу требует

соответству ющей организаци и, которо й присуще следу ющее:

- она гибко реа гирует на изм енения у словий образователь ного социу м а;

- взаимодейств ие учителей основано на сотру дничестве;

- в ней есть благо приятные возможности для профессиональ ного роста и

Содержание методическо й работы, ориентирован ное на развитие

способности к самоанализу, включает в се бя определенную

последовательн ость этапов ее проведения. А и менно: диагностик а, которая

обеспечивает опре деление учителем круга затруднений, планир ование

учебной и внеу чебной де ятельности с учетом выбора содержания и

вариативных форм, м етодическое сопровождение, создание комфортных

условий для повы шения квали фикации, полу чение обратн ой связи.

Степень освоения осно в анализа собственной деятельности зависит о т

активной профессиональ ной позиции педагога. Для ее развития в

методической работе необходимо использовать инновационные формы,

которые обеспеч ивают раскреп ощение, профессио нальное самоутверждение

и самовыражение п едагога. Важность данного утв ерждения заключается в

том, что в ходе активной работы педагога формируются такие качества, ка к

самостоятельно сть, логика р ассу ждения, аналитическ ое и ассоц иативное

мышление, кот орые необходи мы для развития с пособности к самоанал изу.

Всестороннее развитие педагога, формир ование его отношения к

совершенствов анию профессиональн ой деятельности происходит в ходе

общения и педагогической практики, которые об еспеч ивают появления

рефлексивного сознания. Это связано с тем, что природа самоанализа

основана на отражении образовательно й деятельн ости, благодаря чему

можно рассматривать педагога как субъекта, ос ознающего свои действия, и

как объекта, осу ществляющего пр офессиональ ную деятельность.

Поэтапное развитие способн ости педагога к самоанал изу

обеспечивается единым методическим пространств ом, которому присущи

продуманный механизм взаимо действия, отлаженная система

информационн ых пот оков, вариатив ность форм и содержания работы с

Критическая позиция педагога по отношению к собственной

деятельности находится в зависимости от его самообр азования в сочетании с

содержанием работы школьной методической службы. Выработка

устойчивой нап равленности пе дагогов на само анализ сопр овождается

проведением соответству ющих тренингов, которые включают в себя работу

межпредметны х групп по решению професси ональных проблем. Важным

аспектом в организации мет одиче ской работы является прове дение

консуль таций опытными у чителями и методистами, а та кже деятельность

творческих групп, н аучно - практические конференций, круглых столов с

обсуждением конкр етных задач. Такой подход позволяет ви деть конкретные

проблемы педагога и н а их основе со здавать гибкую систему р азвития

Вместе с тем предлагаема я модель тр ебует от организ аторов

разработки критериальной базы. Для этого необходимо определить основные

направления педагогичес кой д еяте льности. Опорными в развитии

способности к самоанализу мы определили следую щее: проектировочная ,

методическая, коммуникатив ная, информационная, оценочная,

Далее исследова ние выстраивается с позиции зависимо сти развити я

спос об ности педаг ога к самоа нализу от уровней сформированносте й его

компонентов. Пол нота исследования позволяет оцен ить развитие

способности пе дагога к анализу собственной деятельности, дать

характеристи ку уровней по степени применения компонентов самоанал иза:

самоконтроля, сам одиагност ики, осознания затрудне ний и самооценк и .

Выделяют следующие уровни сформированности самоанализа

педагога: н изкий (чу вственно - эмоциональн ый), сред ний (о сознанны й),

высокий (систем но - осознанны й) – разработан ы показатели их развитости .

Приветствую всех, кого интересуют педагогические вопросы! Ваша Сухих Татьяна продолжает информировать вас о тонкостях работы в детском саду и не только. Сегодня разберем на составляющие самоанализ воспитателя: что собой представляет, и как правильно составить сей документ.

Интересно, что я уже писала о самоанализе психолога, логопеда, некоторых уроков в начальной школе, а вот рассказать о самооценке собственной деятельности забыла. Сегодня исправлю это досадное упущение с моей стороны. Надеюсь, откликнутся мои коллеги-воспитатели и поделятся опытом, как они пишут подобные документы.

Не скажу, что сейчас стало больше писанины в садике, чем было еще 10 лет назад, но появились новые требования и новые виды обязательной документации. Кто из вас любит писать отчеты, планы и прочее? Думаю, немногие. Чтобы облегчить себе и коллегам жизнь, я решила подробно рассказать, что нужно учитывать при составлении самоанализа воспитателя детского сада.

Так, начну с полезных, на мой взгляд, методических материалов, которые лучше купить в печатном виде, чтобы держать всегда под рукой на рабочем месте.

Новые экспонаты для методической копилки воспитателя


Также вам пригодится – здесь есть толкование всех ключевых терминов и понятий, касающихся деятельности педагога.

Кроме того, наша деятельность подразумевает постоянную отчетность, для чего необходим Журнал воспитателя группы ДОУ.

Карта самоанализа профессиональной деятельности педагога

Публикации по теме:

Индивидуальный стиль профессиональной деятельности педагога Деятельность педагогов высоко оценивается в человеческом обществе, так было всегда. Главным предназначением педагога является приобщение.

Характеристика профессиональной деятельности педагога-психолога Сведения о профессиональном образовании и дополнительном образовании Я, Кузнецова Раиса Владимировна имею высшее педагогическое образование.

Информационная компетентность как основа профессиональной компетентности современного педагога Информационная компетентность как основа профессиональной компетентности современного педагога ДОО. Вы никогда не сумеете решить возникшую.

Информационная компетентность педагога библиотекаря как составная часть профессиональной компетентности Информационная компетентность Информационная компетентность педагога-библиотекаря как составная часть профессиональной компетентности.

Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога Именно педагоги и являются той категорией, которая наиболее подвержена выгоранию. Сюда же относятся: — люди, перегруженные ответственностью,.

Зачем нужен самоанализ педагогу-дошкольнику?

Этот документ – вроде удостоверения личности воспитателя. По самоанализу можно оценить профессионализм педагога, умение видеть, анализировать собственные плюсы и минусы как специалиста, а также – планировать дальнейший рост своего мастерства.


Согласно новым требованиям, на аттестацию обязательно нужно представить свое портфолио, в котором есть и самоанализ педагогической деятельности на протяжении периода между аттестациями. Особенно трудно писать этот документ в первый раз, когда ожидается аттестация на первую категорию.

Чтобы облегчить себе задачу, постарайтесь просто ответить на несколько важных вопросов:

  • Что представляет собой коллектив детей, с которыми я работаю? Здесь можно написать о количестве воспитанников, их возрасте, есть ли новые дети, какая общая атмосфера в группе и т.п.
  • Какие цели и задачи я ставлю перед собой как воспитатель, что планирую сделать за год? Перечисляются общие цели: создание благоприятной обстановки для всестороннего развития каждого ребенка, формирование творческих способностей. Также обеспечение здоровья, физического развития, психического и эмоционального благополучия.
  • Если у вас есть конкретная проблема в группе, то нужно о ней написать. Например, коллектив не принял нового ребенка или новый ребенок не может адаптироваться в коллектив. Что вы планировали делать с проблемой?
  • В каких условиях вы работаете? Нужно охарактеризовать материально-техническую базу, методические материалы, учебные пособия и т.п. Какие материалы были разработаны вами лично, что приобретено в группу?
  • Какие темы вы изучили на курсах повышения квалификации? Расскажите, где и чему вы обучились.
  • Расскажите, как вы понимаете суть учебно-воспитательного процесса, который вы организуете. Здесь можно пуститься в размышления о смысле вашей работы вообще и по конкретным задачам в частности.
  • Как вы контролируете результаты своей деятельности? Здесь опишите диагностики, тестирования и т.п. Можно предоставить образец анкеты или диагностики, если вы разработали его сами.
  • Какие мероприятия вы провели с воспитанниками и их родителями? Какие цели вы ставили и достигли ли вы намеченных результатов? Если у вас есть самоанализ по конкретному занятию, можно использовать как вставку.
  • Какие проблемы предстали перед вами в анализируемый период? Это может быть недопонимание с родителями, конфликтные ситуации между детьми, возможно – трения с коллегами или плохая материально-техническая база группы.
  • Как вы решили проблемы? Здесь нужно конкретно описать пути разрешения конфликтов и других проблемных ситуаций.
  • Как называется ваша тема по самообразованию? Что вы сделали по самообразованию за истекший период?

ДЕТСТВО-ГИД

Как закончить самоанализ?

В завершение самоанализа уместно рассказать о своих наградах – грамоты, дипломы, благодарности и плавно перейти к обобщению вышесказанного. Если вы претендуете на высшую категорию, хорошо бы представить план по повышению собственного профессионализма на будущий аттестационный период.


Также перечислите свои недостатки и достоинства как специалиста и личности и расскажите, как работаете над собой. Возможно, есть конкретные препятствия для вашего профессионального роста, можно их указать.

Если сказать одним предложением о сути самоанализа, то можно так: вы должны описать свою целенаправленную работу с детьми, родителями, взаимодействие с коллегами и свою роль в микросоциуме (детском саду).

Вообще самоанализ пишется в свободной форме, нет строгих канонов. Но ключевые моменты, которые указаны выше, должны присутствовать обязательно, чтобы вы могли рассчитывать на положительную оценку вашей деятельности комиссией.

Если у вас есть вопросы, не стесняйтесь, задавайте, я обязательно отвечу подробно!

Покажите мою статью своим друзьям, если среди них есть воспитатели, просто кликните по иконкам соцсетей. Также подписывайтесь на новые материалы, постараюсь сделать свой блог интересным для всех!

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Кстати, рекомендую прочитать:


Самоанализ воспитателя

Игровые методы

— воображаемая ситуация в развёрнутом виде (с ролями, игровыми действиями,

соответствующим игровым оборудованием)

Методы, повышающие познавательную активность:

— элементарный анализ, синтез

— группировка и классификация

— моделирование и конструирование

— ответы на вопросы детей

В своей педагогической практике продолжаю работать над воспитанием культурного поведения у детей. Обращаю внимание на вежливое обращение детей к взрослым и сверстникам, умение высказывать свои просьбы, внимательно выслушивать обращение, отвечать на вопросы, иметь всегда опрятный вид. Для этого использую художественное слово, личный пример, как образец этического и эстетического поведения в обществе, игровые и проблемные ситуации.

Для повышения культуры воспитанников и формирования любви к книгам ежегодно организовываю встречи с работниками библиотеки в нашем детском саду. Ребята с интересом слушают библиотекаря, рассматривают выставку книг, а так же записываются в библиотечные читальные залы вместе с родителями.

Реализация задач образования детей нашего детского сада требует тесного взаимодействия с родителями воспитанников, что обуславливает необходимость конструирования открытого педагогического процесса. В этом направлении ведется систематическая и целенаправленная работа. Большое внимание уделяю работе с семьями воспитанников с целью исключения психотравмирующих ситуаций, формирования здорового образа жизни ребёнка.

которое помогает понять и принять проблемы родителей, связанные с воспитанием детей.

Читайте также: