Какие черты характеризуют должность муниципальной службы

Обновлено: 18.05.2024

Должность– это минимальная служебная единица, имеющаяся в каждом органе местного самоуправления. Муниципальная должность предусмотрена уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта РФ, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий.

Должности муниципальной службы подразделяются на следующие категории:

1)руководители – должности руководителей и заместителей руководителей органов местного самоуправления (избирательной комиссии муниципального образования), структурных подразделений органов местного самоуправления (избирательной комиссии муниципального образования), замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

2)помощники (советники) – должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим муниципальные должности, в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц;

3)специалисты – должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения органом местного самоуправления (избирательной комиссией муниципального образования) установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

4)обеспечивающие специалисты – должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности органа местного самоуправления (избирательной комиссии муниципального образования) и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Должности муниципальной службы подразделяются на следующие группы:

1)высшие должности муниципальной службы;

2)главные должности муниципальной службы;

3)ведущие должности муниципальной службы;

4)старшие должности муниципальной службы;

5)младшие должности муниципальной службы.

Реестр должностей муниципальной службы в субъекте РФ представляет собой перечень наименований должностей муниципальной службы, классифицированных по органам местного самоуправления, избирательным комиссиям муниципальных образований, группам и функциональным признакам должностей, определяемым с учетом исторических и иных местных традиций (ст. 7 ФЗ № 25-ФЗ).

Для непосредственного обеспечения исполнения полномочий главы муниципального образования, председателя представительного органа (осуществляющего депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе) городского округа, муниципального района устанавливаются ведущие должности муниципальной службы:

•советник;
•помощник.
Для обеспечения исполнения полномочий органов местного самоуправления городского округа, муниципального района в исполнительно-распорядительном органе муниципального образования устанавливаются следующие должности муниципальной службы, подразделяемые по группам:

а)высшие должности муниципальной службы:
•глава администрации;
•первый заместитель главы администрации (первый заместитель главы муниципального образования);
•заместитель главы администрации (заместитель главы муниципального образования);
•глава администрации внутригородского района (округа);
•первый заместитель главы администрации внутригородского района (округа);
•заместитель главы администрации внутригородского района (округа);

б)главные должности муниципальной службы:
•директор департамента;
•заместитель директора департамента;
•управляющий делами;
•заместитель управляющего делами;
•начальник управления;
•заместитель начальника управления;
•начальник отдела (самостоятельного);
•заместитель начальника отдела (самостоятельного);
•глава администрации сельского (поселкового, станичного) округа;
•заместитель главы администрации сельского (поселкового, станичного) округа;

в)ведущие должности муниципальной службы:
•начальник отдела департамента (управления);
•заместитель начальника отдела департамента (управления);
•начальник отдела администрации внутригородского района (округа);
•заместитель начальника отдела администрации внутригородского района (округа);
•начальник отдела администрации сельского (поселкового, станичного) округа;
•заведующий сектором;
•главный специалист;

г)старшие должности муниципальной службы:
•ведущий специалист;
•заведующий приемной;

д)младшие должности муниципальной службы:
•специалист I категории;
•специалист II категории;
•специалист.


О муниципальной службе в Российской Федерации

(с изменениями на 26 мая 2021 года)
(редакция, действующая с 1 июля 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Федеральным законом от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ (Российская газета, N 158, 25.07.2008) (вступил в силу с 1 января 2009 года);

Принят Государственной Думой
7 февраля 2007 года

Одобрен Советом Федерации
21 февраля 2007 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, граждан иностранных государств - участников международных договоров Российской Федерации, в соответствии с которыми иностранные граждане имеют право находиться на муниципальной службе (далее - граждане), прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих.

2. Настоящим Федеральным законом не определяется статус депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, членов избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами (далее - избирательные комиссии муниципальных образований), с правом решающего голоса, поскольку указанные лица (далее - лица, замещающие муниципальные должности) не являются муниципальными служащими.

Статья 2. Муниципальная служба

1. Муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

2. Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель).

3. Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).

Статья 3. Правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации

1. Правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (далее - законодательство о муниципальной службе), уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

2. На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

Статья 4. Основные принципы муниципальной службы

Основными принципами муниципальной службы являются:

1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;

2) равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к муниципальной службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего;

3) профессионализм и компетентность муниципальных служащих;

4) стабильность муниципальной службы;

5) доступность информации о деятельности муниципальных служащих;

6) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;

7) единство основных требований к муниципальной службе, а также учет исторических и иных местных традиций при прохождении муниципальной службы;

8) правовая и социальная защищенность муниципальных служащих;

9) ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

10) внепартийность муниципальной службы.

Статья 5. Взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации

Взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации (далее - государственная гражданская служба) обеспечивается посредством:

1) единства основных квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 июля 2016 года Федеральным законом от 30 июня 2016 года N 224-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

2) единства ограничений и обязательств при прохождении муниципальной службы и государственной гражданской службы;

3) единства требований к подготовке кадров для муниципальной и гражданской службы и дополнительному профессиональному образованию;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

4) учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа государственной гражданской службы и учета стажа государственной гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы;

5) соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий муниципальных служащих и государственных гражданских служащих;

6) соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу, а также членов их семей в случае потери кормильца.

Глава 2. Должности муниципальной службы

Статья 6. Должности муниципальной службы

1. Должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.

2. Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.

3. При составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования используются наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации.

Статья 7. Реестр должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации

1. Реестр должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации представляет собой перечень наименований должностей муниципальной службы, классифицированных по органам местного самоуправления, избирательным комиссиям муниципальных образований, группам и функциональным признакам должностей, определяемым с учетом исторических и иных местных традиций.

2. В реестре должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации могут быть предусмотрены должности муниципальной службы, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность. Такие должности муниципальной службы замещаются муниципальными служащими путем заключения трудового договора на срок полномочий указанного лица.

Статья 8. Классификация должностей муниципальной службы

1. Должности муниципальной службы подразделяются на следующие группы:

1) высшие должности муниципальной службы;

2) главные должности муниципальной службы;

3) ведущие должности муниципальной службы;

4) старшие должности муниципальной службы;

5) младшие должности муниципальной службы.

2. Соотношение должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации с учетом квалификационных требований к соответствующим должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

Статья 9. Основные квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы

1. Для замещения должности муниципальной службы требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя (работодателя) - к специальности, направлению подготовки.

(Часть в редакции, введенной в действие с 1 июля 2016 года Федеральным законом от 30 июня 2016 года N 224-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

2. Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, необходимым для замещения должностей муниципальной службы, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы. Квалификационные требования к знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности муниципального служащего его должностной инструкцией. Должностной инструкцией муниципального служащего могут также предусматриваться квалификационные требования к специальности, направлению подготовки.

(Часть в редакции, введенной в действие с 1 июля 2016 года Федеральным законом от 30 июня 2016 года N 224-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

3. В случае, если лицо назначается на должность главы местной администрации по контракту, уставом поселения, внутригородского района, а в отношении должности главы местной администрации муниципального района (муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением), внутригородского муниципального образования города федерального значения - уставом муниципального района (муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением), внутригородского муниципального образования города федерального значения и законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации.

(Часть в редакции, введенной в действие с 6 июня 2021 года Федеральным законом от 26 мая 2021 года N 152-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

Статья 9_1. Классные чины муниципальных служащих

1. Законом субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены классные чины муниципальных служащих и установлен порядок их присвоения, а также порядок их сохранения при переводе муниципальных служащих на иные должности муниципальной службы и при увольнении с муниципальной службы.

2. Классные чины указывают на соответствие уровня профессиональной подготовки муниципальных служащих квалификационным требованиям для замещения должностей муниципальной службы.

(Статья дополнительно включена с 8 декабря 2008 года Федеральным законом от 25 ноября 2008 года N 219-ФЗ)

Глава 3. Правовое положение (статус) муниципального служащего

Статья 10. Муниципальный служащий

1. Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

2. Лица, исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, избирательных комиссий муниципальных образований, не замещают должности муниципальной службы и не являются муниципальными служащими.

Статья 11. Основные права муниципального служащего

1. Муниципальный служащий имеет право на:

1) ознакомление с документами, устанавливающими его права и обязанности по замещаемой должности муниципальной службы, критериями оценки качества исполнения должностных обязанностей и условиями продвижения по службе;

2) обеспечение организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

3) оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом);

Муниципальная должность – это должность, предусмотренная уставом муниципального образования с установленными полномочиями по решению вопросов местного значения и ответственностью, а так же должность с установленным кругом обязанностей по обеспечению полномочий органов местного самоуправления, муниципальных органов и ответственностью за ненадлежащее исполнение этих полномочий.

Муниципальные должности подразделяются на 2 категории:

выборные муниципальные должности замещаются в результате муниципальных выборов (глава МО)

замещаемые в соответствии путем заключения трудового договора или контракта ( должность муниципальной службы).

Перечень должностей муниципальной службы устанавливается ФЗ и включает в себя следующие виды: высшая, главная, ведущая, старшая и младшая. Реестр должностей устанавливается законами субъектов. Реестр для должности является юридически подтверждающим существование этой должности, а значит основанием для ее замещения в перспективе. То есть, если нет должности в реестре, то она, либо не рождена юридически, либо ее еще не существует. Без муниципальной должности не может быть муниципальной службы, т е ядром службы явл должность.

Каждый гос служащий имеет гос должность. Но не каждая гос должность имеет гос служащего.

a) устанавливается уставом МО и иными НПА ОМС;

b) предполагает ответственность за исполнение связанных с ней обязанностей;

c) замещается на постоянной основе, в порядке установленном законом;

d) наличие определённого комплекса прав и обязанностей, необходимых для осуществления задач и функций местного самоуправления.

е) замещается конкретным физ лицом.

f) в ряде случаев должность может быть самодостаточной. Например, глава МО, председатель представительного органа МО.

Муниципальный служащий: понятие, признаки, виды

Муниципальный служащий - гражданин РФ, достигший 18 лет, исполняющий обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое из местного бюджета.

Обязанности и порядок их осуществления определены Уставом МО в соответствии с законодательством РФ.

1. Отнесение должности к муниципальной и исполнение обязанностей по этой должности. Данный признак отграничивает муниципальных служащих от других. Главным моментом в этом признаке является исполнение обязанностей на основании трудового договора, заключаемого гражданином с органом местного самоуправления.

2. ОМС и не замещающих должности муниципальной службы.

3. Исполнение и обеспечение полномочий ОМС на профессиональной и постоянной основе.

4. Выплата ему денежного вознаграждения из средств местного бюджета за исполнение им обязанностей по муниципальной должности.

По характеру и объему полномочий:

В зависимости от требований, предъявляемых к уровню образования и профессиональной подготовки подразделяются на группы соответственно делению муниципальных должностей муниципальной службы: высшие, главные, ведущие, старшие, младшие.

Правовой статус муниципального служащего: признаки, виды.

Служебные права и обязанности подразделяются на:

● общие для всех муниципальных служащих:

= относящиеся к существу служебной деятельности по осуществлению местного самоуправления.

= сопутствующие статусу муниципального служащего.

● специальные, связанные с конкретными должностями и сферами деятельности ОМС.

≈ Знакомиться с документами, относящимися к деятельности, и получать информацию и материалы, необходимые для исполнения должностных обязанностей;

≈ Принимать решения в пределах своей компетенции;

≈ Продвигаться по службе;

≈ Повышать квалификацию и проходить переподготовку за счет средств местного бюджета;

≈ на социальную защиту;

1. Обеспечивать поддержку конституционного строя и законов;

2. Добросовестно исполнять должностные обязанности и распоряжения вышестоящих руководителей;

3. Обеспечивать, соблюдать и защищать права и законные интересы граждан;

4. Хранить тайну.

5. Предоставлять сведения о доходах.

6. Соблюдать ПВТР.

1. Занятие другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной творческой;

2. Быть членом выборных ОМС;

3. Быть представителем или поверенным по делам третьих лиц в муниципальном органе;

4. Получать от физических и юридических лиц вознаграждение за исполнение служебных обязанностей;

5. Принимать участие в забастовках;

6. Использовать свое положение в интересах политических партий и общественных объединений.

Виды ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей: Дисциплинарная, Административная, Уголовная, Материальная

Порядок поступления на муниципальную службу, ее прохождения и прекращения.

Муниципальный служащий - гражданин РФ, достигший 18 лет, исполняющий обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое из местного бюджета.

1. назначение на должность

2. конкурс на замещение вакантной должности

При поступлении гражданин предоставляет:

1. личное заявление

2. документ, удостоверяющий личность

3. трудовую книжку

4. документы, подтверждающие профессиональное образование

5. иные документы – если это предусмотрено ФЗ.

Гражданин поступает на муниципальную службу на условиях трудового договора, заключаемого на определённый срок или срочного трудового договора на срок не более 5 лет.

В случаях, предусмотренных Уставом и иными НПА МО, замещение вакантных должностей муниципальной службы производится на конкурсной основе.

Конкурс проводится среди граждан, подавших заявление об участии в конкурсе.

Конкурс проводится конкурсной комиссией.

Решение конкурсной комиссии является основанием для издания акта о замещении лицом должности муниципальной службы.

Аттестация проводится аттестационной комиссией для определения уровня профессиональной подготовки и соответствия муниципальных служащих занимаемой должности, а также для решения вопроса о присвоении квалификационных разрядов.

В случае признания аттестационной комиссией муниципального служащего несоответствующим муниципальной должности, он может быть направлен на профессиональную переподготовку либо понижен в должности, а при отказе – уволен.

Гражданин не может быть принят на муниципальную службу:

1. признание его судом недееспособным или ограниченно дееспособным

2. лишение его права занимать должности муниципальной службы в течение определённого срока решением суда, вступившим в законную силу

3. наличие в соответствии с заключением медицинского учреждения заболевания, препятствующего выполнению должностных полномочий

4. отказ от оформления допуска к сведениям, составляющим тайну

5. в случае близкого родства или свойства – если их служба связана с непосредственной подчинённостью одного служащего другому.

Местный референдум.

Местный референдум - это голосование граждан РФ, проживающих на территории МО по вопросам местного значения.

На местный референдум не могут быть вынесены следующие вопросы:

1) Местный бюджет

2) Местные налоги и сборы

3) О чрезвычайных и срочных мерах по обеспечению безопасности и здоровья граждан

4) Вопросы изменения статуса МО и его границ;

5) Вопросы досрочного прекращения полномочий представительного органа, а так же о продлении и прекращении срока полномочий депутатов, главы МО, о проведении досрочных выборов, либо отмене проведения установленных законом выборов.

1) В условиях чп и военного положения

2) Если на референдуме было принято какое-то решение, то повторно по данному вопросу референдум может быть проведен только через определенный срок

3) Если референдум признан не состоявшимся, то повторно он не проводится

4) Если были представлены документы с нарушением действующего законодательства.

Местный референдум назначается представительным органом МО по инициативе:

1) граждан РФ, имеющих право участвовать в выборах. Граждане создают инициативную группу (не менее 10 человек). После проведения собрания документы (ходатайства, протокол собрания) направляются в избирательную комиссию МО. Исполнительная комиссия в течение 15 дней проверяет соблюдение порядка выдвижения состава инициативной группы, после чего все поступившие материалы избирательная комиссия направляет в представительный орган, который в течение 20 дней проверяет соответствие выдвигаемого требования действующему законодательству. В случае положительного решения представительного органа избирательная комиссия выдает свидетельство о регистрации инициативной группы, которая в течение 25 дней должна собрать подписи в поддержку проведения референдума. По истечении данного срока инициативная группа составляет итоговый протокол сбора подписей и вместе с подписными листами направляет его в избирательную комиссию МО для проверки и составления заключения.

3) Представительный органа и главы местной администрации выдвинуто ими совместно.

Представительный орган, получивший соответствующие документы обязан назначить местный референдум в течение 30 дней. Если представительный орган не назначил референдум, он назначается судом общей юрисдикции на основании обращения граждан, избирательных объединений, главы МО, ОГВ субъекта, прокурора.

На основании решения суда, местный референдум проводит МИК. Итоги голосования и принятое на референдуме решение подлежат обязательному обнародованию.

Местный референдум считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины граждан, имеющих права участвовать в референдуме, а за принятое решение проголосовало более половины от принявших участие в референдуме.

Сходы граждан.

Сход граждан не является аналогом собрания или конференции граждан. Сход можно назвать своеобразным представительным органом муниципального образования.

1. проводится только в сельском поселении

2. проводится в таком поселении, где численность жителей обладающих избирательным правом составляет не более 100 человек

3. проводится для решения вопросов местного значения. Собрания и конференции проводятся для осуществления инициатив вопросов местного значения.

4. осуществляет полномочия, в том числе и исключительные представительного органа муниципального образования (пункт 10 статьи 35)

5. правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом.

Инициаторами созыва схода могут являться глава МО или группа жителей населения обладающих избирательным правом численностью не менее 10 человек.

Участие в сходе граждан выборных лиц местного самоуправления является обязательным.

Проведение схода обеспечивается главой местной администрации. Председательствует на сходе глава МО или иное лицо избираемое сходом граждан.

Решение схода считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода. Решения, принятые на сходе подлежат обязательному официальному опубликованию или обнародованию, а также исполнению на территории поселения.

Органы и ДЛ местного самоуправления обеспечивают исполнение решений принятых на сходе граждан.

Каждый российский город имеет свой орган местного самоуправления. Именно там и находятся муниципальные служащие. Что именно представляет собой муниципальная служба? Об этом будет рассказано в данной статье.

"Муниципальная служба" - что это такое?

Муниципальная служба осуществляется в органах местного самоуправления, а конкретнее, в аппаратах исполнительных или представительных органов. Любая муниципальная должность имеет несколько подвидов.

Стоит выделить основные признаки рассматриваемой трудовой деятельности. К ним относятся:

  • Публичность. Это один из основных и известнейших признаков службы в муниципальных органах. Каждый человек способен в любое время наблюдать за работой рассматриваемых служащих.
  • Политика замещения должностей муниципальной службы, не являющихся выборными.
  • Подчинение муниципальному образованию.
  • Деятельность осуществляется на постоянной основе.

Положение о муниципальной должности

Любая муниципальная должность основывается на так называемом положении о муниципальных должностях (точнее - "Положение о муниципальной службе").

муниципальная должность

Именно в этом документе прописаны все основные моменты, необходимые для качественного осуществления трудовой деятельности. Здесь закрепляются следующие принципы:

  • в приоритете права и свободы человека и гражданина;
  • все граждане РФ имеют абсолютно равный доступ к службе, являющейся муниципальной;
  • закрепляются понятия стабильности, профессионализма, доступности, компетентности и внепартийности;
  • гарантирована правовая защита всех служащих в муниципальных органах.

Таким образом, положение о муниципальных должностях содержит в себе все основные рабочие моменты. Их вполне достаточно для грамотного и качественного осуществления своих рабочих функций рассматриваемыми служащими.

О социальных функциях муниципальной службы

Построить более целостную картину о муниципальной службе невозможно без рассказа о ее основных социальных функциях.

замещает муниципальные должности

  • постоянная поддержка слоев и групп населения, считающихся в обществе социально незащищенными;
  • своевременное осуществление социального прогнозирования;
  • работы по снятию любой формы напряженности в обществе;
  • работы по поддержанию стабильности в разных общественных сферах;
  • работы по профессиональному управлению разного рода ресурсами.

Муниципальная должность не может быть получена просто так. Более того, не так просто на этой должности удержаться. Необходимо постоянно совершенствоваться и усиленно работать. В частности, муниципальный служащий обязан:

  • постоянно осваивать технологии управления;
  • уметь грамотно сотрудничать с разными государственными и негосударственными органами;
  • подтверждать или повышать уровень своей квалификации.

Классификация муниципальных должностей

Названное выше положение закрепляет в муниципальной службе определенную градацию должностей.

должности муниципальных служащих

В основу муниципальной службы положен очень важный принцип: служащий в рассматриваемой сфере замещает муниципальные должности, не являющиеся выборными. При этом все имеющиеся должности подразделяются на те, которые:

  • замещаются путем оформления трудового договора;
  • замещаются путем принятия решения выборным органом местного самоуправления в отношении служащих, избранных в данный орган выборным путем;
  • замещаются путем муниципальных выборов.

Стоит рассказать и об иной квалификации. Так, все муниципальные должности делятся на:

  • младшие;
  • старшие;
  • ведущие;
  • главные;
  • высшие.

Что запрещено муниципальному служащему?

Муниципальная должность всегда считалась невероятно сложной, трудной, а потому и очень ответственной. Поэтому существует ряд запретов для людей, которые трудятся в рассматриваемой сфере. Что это за запреты?

должности муниципального образования

  • вести любую форму предпринимательской деятельности;
  • действовать от имени третьих лиц в органах местного самоуправления;
  • принимать, будучи в служебном положении, различные подарки или вознаграждения от любых физических или юридических лиц;
  • использовать казенное имущество, производить с ним различные действия (за исключением случаев, связанных с исполнением служебных обязанностей);
  • разглашать посторонним лицам служебные тайны, ценные рабочие сведения и т. д.;
  • допускать в отношении рабочего места публичные оценки, высказывания, суждения и т. д.

Из вышеперечисленных пунктов становится ясно, что муниципальный служащий должен быть честным, трудолюбивым и очень спокойным человеком. Именно поэтому далеко не каждый сможет трудиться в рассматриваемой сфере.

Обязанности муниципального служащего

муниципальные государственные должности

Все они прописаны в специальном трудовом положении. Вот лишь некоторые, самые основные обязанности представителей рассматриваемой сферы:

  • добросовестное и качественное исполнение всех необходимых функций;
  • обеспечение абсолютно беспристрастного и равного отношения к любым физическим или юридическим лицам; бесконфликтность и уравновешенность в разного рода отношениях;
  • соблюдение не собственных личных интересов, а интересов организации;
  • проявление корректности и уважения в обращении с любыми лицами;
  • проявление уважения и толерантности к традициям, обычаям и культурным элементам народов России;
  • недопущение конфликтных ситуаций, обязательное принятие мер по их устранению.

Должности муниципальных служащих бывают самыми различными. Каждый представитель рассматриваемой сферы наделен рядом индивидуальных функций. Однако все обязанности, представленные выше, распространяются абсолютно на всех лиц, задействованных в сфере муниципального управления.

О правах муниципального служащего

Любое работающее лицо имеет ряд профессиональных прав. Не исключением являются и лица, трудящиеся в муниципальных органах.

положение о муниципальных должностях

Какими именно правами обладают люди, занимающие муниципальные государственные должности? Специальное положение, о котором речь шла выше, прописывает, что рассматриваемые лица имеют право:

  • знакомиться с любыми видами документации, так или иначе регулирующими работу, права и ответственность рассматриваемых служащих;
  • на своевременную, соответствующую всем нормам оплату труда;
  • на обеспечение комфортных условий труда (согласно Трудовому законодательству и иным нормативно-правовым актам);
  • на полный оплачиваемый отдых;
  • на получение всей необходимой информации, документации или других элементов, необходимых для качественного осуществления трудовой деятельности;
  • на повышение рабочей квалификации;
  • на создание профсоюзов;
  • на социальные гарантии.

Таким образом, права муниципальных служащих практически ничем не отличаются от прав обычных рабочих. По сути, представители рассматриваемой сферы и есть самые обыкновенные рабочие лица, трудящиеся на благо общества. Они наделены таким же спектром прав, как и все остальные работающие граждане.

Об ответственности муниципального служащего

Права муниципальных служащих мало чем отличаются от прав обычных трудящихся лиц. А что можно сказать об ответственности? В этом случае все куда сложнее и даже интереснее. Ведь представители рассматриваемой сферы несут куда большую ответственность за все свои действия.

замещения должностей муниципальной службы

Зависит здесь все и от уровня квалификации и возложенных на человека полномочий. Немаловажную роль играет и стаж. В целом любые должности муниципального образования не так уж и просто занять, а тем более удержать. На простого служащего оказывает давление как простой народ, так и начальство. Работа в органах муниципального самоуправления является невероятно сложной и ответственной.

Читайте также: