У кого права на библию

Обновлено: 04.07.2024

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.


Выборгский городской суд запретил издания "Священное Писание. Перевод Нового мира", "Библия и ее главная тема", "Наука вместо Библии?" и "Как улучшить здоровье. 5 простых правил".

17 августа 2017 года Выборгский городской суд удовлетворил иски Ленинград-Финляндского транспортного прокурора о признании экстремистскими изданий "Священное Писание. Перевод Нового мира" (то есть Библии Свидетелей Иеговы) 2015 года издания, а также брошюр "Библия и ее главная тема", "Наука вместо Библии?" и "Как улучшить здоровье. 5 простых правил". Решение суда пока не вступило в законную силу и может быть обжаловано, сообщает сайт "Свидетели Иеговы в России".

Тираж Библии был задержан Выборгской таможней в июле 2015 года. В феврале 2016 года прокуратура направила в суд иск о признании издания экстремистским, его рассмотрение началось в апреле 2016 года.

В ходе рассмотрения иска по ходатайству прокурора была проведена комплексная лингвистическая религиоведческая судебная экспертиза. Ее выполнили эксперты АНО "Центр социокультурных экспертиз" кандидат педагогических наук Наталия Крюкова и кандидаты политических наук Александр Тарасов и Виктор Котельников.

Большинство поставленных перед экспертами вопросов касалось наличия в рассматриваемых текстах признаков экстремизма, в этих вопросах воспроизводились формулировки соответствующего законодательства. Это является нарушением правил проведения судебной экспертизы, поскольку на подобные вопросы имеет право отвечать только суд. При этом из текста заключения следует, что основная цель, которой руководствуются эксперты – ответить на поставленные следствием вопросы утвердительно.

Очевидная несостоятельность, беспомощность, вопиющая абсурдность собственных доводов их не смущает. Так, на вопрос о том, содержатся ли в этих материалах обоснование и оправдание необходимости свержения конституционного строя Российской Федерации, эксперты отвечают: да, поскольку из них следует, что Свидетели Иеговы верят в порочность существующего положения вещей, грядущий конец света, победу Иисуса над дьяволом, захватившим мир, уничтожившим всех правителей, "злых людей и демонов", воцарение Иисуса и начало нового мироустройства. На вопрос о том, содержат ли представленные материалы призывы к нарушению территориальной целостности РФ ответ снова утвердительный: да, поскольку Свидетели Иеговы верят в неизбежность смены власти с концом света, а где смена власти, там и захват территорий. Возбуждают ли эти материалы религиозную рознь и ненависть: да, поскольку в них говорится о богоизбранности Свидетелей Иеговы и ложности других религий (в их отношении используются собирательные термины "Вавилон великий" и "великая блудница"). При этом эксперты ссылаются на ветхозаветные эпизоды о первородном грехе, об уничтожении Вавилона, хананеев и вероотступничестве израильтян после смерти Иисуса Навина, на слова о том, что Бог благоволит новому христианскому собранию и последователям христиан. На вопрос о том, содержатся ли в материалах утверждения о природном, биологическом превосходстве Свидетелей Иеговы над приверженцами других религий эксперты также отвечают утвердительно, приводя те же самые аргументы. Помимо прочего, признаком возбуждения религиозной ненависти эксперты сочли критику католической церкви, состоящую в том, что в брошюре Свидетелей Иеговы о науке, в статье о Галилее говорится, что католическая инквизиция приговорила его к пожизненному аресту несправедливо и папа Иоанн Павел II это признал. Призывают ли Свидетели Иеговы в своих материалах к геноциду и массовым репрессиям, установлению неравноправия, дискриминации, совершению преступлений по мотиву ненависти – по мнению экспертов, да: ведь они верят, что Бог пролил на Содом и Гоморру огонь и серу, и что в конце света мир ждут бедствия. Собственно, вся экспертиза базируется в основном на повторяющемся наборе из полутора десятков цитат. Удивительно, но призывов к терроризму (в отличие от массовых репрессий), воспрепятствованию осуществлению избирательных прав граждан и законной деятельности государственных органов эксперты в рассмотренных ими текстах не нашли.

Эксперты ЦСЭ положительно ответили на вопрос следствия о наличии в материалах Свидетелей Иеговы манипулятивных лингвистических и психологических приемов, направленных на формирование негативных установок в отношении представителей иных религий. Таковыми они сочли "особую форму подачи материала" (использование вставок, ссылок, иллюстраций с комментариями), использование специфической терминологии ("бодрствование", "последние дни", "день тьмы и мрака", "малое стадо", "жених", "невеста", "свадьба" и др.), формирование положительного стереотипа в отношении Свидетелей Иеговы и "образа врага" в отношении представителей внешнего по отношению к ним греховного мира, "призыв в форме заражения" (приведение примеров праведной и богоугодной жизни), "подмену понятий" (в текстах содержится призыв изучать Библию в переводе Свидетелей Иеговы, которая, по мнению экспертов, Библией не является), "призыв в форме убеждения".

С точки зрения экспертов, в материалах Свидетелей Иеговы "содержится информация, связанная с обязанием или склонением" членов общин "дистанцироваться от институтов гражданского общества", в частности, от семьи и брака, поскольку там изложен взгляд Свидетелей Иеговы на брак, а другие точки зрения не признаны. При этом эксперты ссылаются на высказывания о том, супружеская измена является грехом и последователи Христа не должны прелюбодействовать. Обнаружили авторы экспертизы в рассмотренной литературе и "признаки склонения читателя к отказу от исполнения обязанностей, установленных законодательством РФ" – а именно к отказу от военной службы, несмотря на то, что российским законодательством предусмотрена возможность прохождения альтернативной службы и Свидетели Иеговы ее проходят.

Наконец, поскольку в России существует закон о запрете признавать экстремистскими священные писания мировых религий и их фрагментов, следствие поставило перед экспертами вопрос о том, являются ли данные материалы "Библией, Кораном, Танахом или Ганджуром" и содержат ли они цитаты из этих книг. Ответ экспертов был, разумеется, отрицательным. С их точки зрения, "Священное Писание в переводе Нового мира" не является Библией, поскольку отличается от синодального перевода на языковом, идейно-тематическом и интертекстуальном уровнях. Это выражается в том, что в нем вместо концепта "Бог" используется концепт "Иегова", в текст Нового завета внедрен тетраграмматон, трактованный "в форме Иеговы", тексты Нового Завета о единстве природы и равенстве Бога Отца и Бога Сына "изменены так, чтобы они могли быть истолкованы в противоположном значении", имена Святого Духа пишутся с маленькой буквы (что обезличивает его и противоречит упоминаниям в Новом Завете "как о Личности и Лице Святой Троицы"), с той же целью "искажен стих 1Пет 1:11", изменена внутренняя разметка текста, а кроме того в книге не указано, что она является Библией, хотя в других переводах, в частности, в синодальном, такое указание содержится. А поскольку "Перевод Нового мира" Библией не является, указали эксперты, значит, и цитат из Библии в нем нет.

Тот факт, что в России существует суд, который считает возможным принять к рассмотрению экспертное заключение, содержащее аргументацию подобного уровня, бросает тень на всю российскую судебную систему в целом и свидетельствует о глубочайшем кризисе российского судопроизводства.

Мы считаем, что признание экстремистскими как Библии в переводе Свидетелей Иеговы, так и других их изданий, неправомерно, и расцениваем такие запреты как проявления религиозной дискриминации. Избранный экспертами и принятый судом способ обойти закон, запрещающий признавать экстремистскими священные писания мировых религий, являет собой печальный прецедент, который в перспективе открывает возможность запрета и других переводов и изложений священных книг.

Напомним, 20 апреля 2017 года Верховный суд РФ признал экстремистскими Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России и 395 местных общин, решение вступило в силу.



Множество веков подряд многие читают и познают Библию, она считается самой популярной книгой во всём мире. Ученые со всех сторон света тщательно изучают её, к ним присоединяются священники и политики, историки и многие другие люди, что пытаются найти ответ на главный вопрос – кто же, всё-таки, написал эти страницы?

Натюрморт с Библией Винсента Ван Гога. \ Фото: painting-planet.com.

Библия представляет собой священное писание не только для христианства, но и для других известных мировых религий. Помимо прочего, именно эта книга оказала существенное влияние на книгопечать, в частности на Западе. Примечательно, что на сегодняшний день именно Библия является самым покупаемым текстом по всему миру, а количество переводов на иные языки насчитывает более семи сотен.

Джозеф Северн: Укрытие Библии, 1861 год. \ Фото: gallerix.ru.

Впрочем, Библия была и остаётся весьма важным источником религиозных сведений, однако до сих пор точно неизвестно, как и откуда она произошла. Более двух тысяч лет с момента её написания, а также несколько веков тщательного исследования и пристального внимания ученых и историков не помогли дать на это однозначный и точный ответ.

Первые христиане в Киеве, Перов Василий Григорьевич, 1880 год. \ Фото: runivers.ru.

Ветхий Завет и единое авторство

Ветхий Завет. \ Фото: church-viktor.org.

Этот текст по сути представляет собой версию Библии на иврите, в которой содержится история создания Израиля и возникновение его народа. Кроме того, он содержит в себе истории о создании человечества и мира в целом, а также представляет собой сборник законов, жизненных установок и моральных устоев, что и по сей день являются основой религии в этой стране.

Пророк Моисей. \ Фото: docplayer.ru.

Практически тысячелетие многие ученые сходились к мысли, что пять частей Библии, включая Бытие и Исход, были написаны и созданы одним и тем же человеком. Чуть позже все эти фрагменты стали частью одного целого – текста, что сегодня более известен как Тора или Пятикнижие. Ученые сходились к выводу, что автором этих текстов был пророк Моисей, который известен всем и каждому своим главным достижением, а именно – тем, что спас израильтян из египетского плена и помог им перебраться через Красное море и попасть в Землю Обетованную.

Господь показывает Моисею Землю Обетованную. \ Фото: bible.by.

Впрочем, достаточно скоро многие из тех, кто знакомился с этими текстами, отметили, что они содержат в себе некоторые факты и события, которые точно не мог застать Моисей на протяжении своей жизни. К примеру, его гибель описывается примерно к финалу Deuteronomium. Однако Талмуд, сборник основных правил общины евреев, который был написан в третьем-пятом веке н.э., вскоре исправляет эту ошибку, утверждая, будто бы Иисус Навин, что представлял собой последователя Моисея, является автором текста о его гибели.

Посвящение Иисуса Навина. \ Фото: bible.by.

Земля Обетованная. \ Фото: theworldnews.net.

Примерно в XVII веке, когда по всему миру прокатилось течение Просвещения, ученые и религиозные люди всё больше начали подвергать критике теорию о том, что Моисей мог быть реальным автором Библии. В то время отмечалось, что им, по сути, мог стать абсолютно любой человек. Главным аргументом в пользу этой теории служил тот факт, что Пятикнижие фактически представляет собой весьма спорную часть Библии, материал которой повторяется из раздела в раздел, а также содержит в себе разные точки зрения и версии одних и тех же событий, которые происходили в Израиле.

Ковчег Ноя, художник Я. Саверей, первая половина XVII века. \ Фото: rushist.com.

По словам Джоэла Бадена, ярким примером фактической путаницы в Пятикнижии служит история о Ное и Великом Потопе. Так, в одной части Пятикнижия утверждается, будто бы точно неизвестно, сколько же животных на самом деле было на ковчеге, в то время как другая его часть указывает на то, что Ной собрал по двое из каждого вида. Чуть позже также утверждается, что он собрал всего около четырнадцати разных представителей животного мира. Фактической ошибкой, указывающей на то, что автором Библии являлось несколько людей одновременно, считается также тот факт, что в разных её частях длительность Великого Потопа была разной: так, в одном месте указано, что он длился около сорока дней, а в другом – более ста пятидесяти.

Теория множественного авторства Ветхого Завета

Иллюстрированная Библия. Ветхий Завет. \ Фото: slovo.net.ru.

Поскольку Библия содержит в себе множество ошибок и различных повторов, современные ученые сошлись на мнении, что всё, что в ней записывалось, транслировалось людьми из уст в уста. Также уточняется, что она могла быть написана с помощью поэзии и прозы того времени, куда записывались самые разные данные и важные факты. Отмечается, что примерно с VII века до н.э. разные люди, а иногда даже целые группы авторов собирались, чтобы объединить все те знания и истории, которые были рассказаны, в единое целое. Считается, что впервые Библия объединила их в себе примерно в I веке до н.э.

Библия и Тора. \ Фото: shater-avraama.com.

Тора является основой иудаизма и важнейшей ценностью для каждого еврея. \ Фото: toldot.ru.

Новый Завет и авторство Евангелия

Явление Христа народу, Иванов А.А. \ Фото: ar.culture.ru.

В то время, как Ветхий Завет целиком и полностью посвящен становлению еврейского народа, а также является описанием сотворения народа Израиля, Новый Завет, в свою очередь, представляет собой жизнеописание Иисуса с момента его рождения, первого появления и вплоть до смерти и грядущего воскрешения. Это повествование, по сути, заложило фундамент для сотворения христианства в том виде, в котором оно известно нам сегодня.

Чудо исцеления. \ Фото: magiaangelica.com.ve.

Отмечается, что спустя более четырех десятков лет после смерти Иисуса, а именно в 70 году н.э., впервые стало известно о нескольких уникальных хрониках его жизни. В то время было найдено четыре текста, рассказывающие хронологию жизни Иисуса, однако все они остались анонимными, без автора. Именно они стали основой современной Библии.

Христос у Марфы и Марии, Генрих Ипполитович Семирадский, 1886 год. \ Фото: bijbelin1000seconden.be.

Всем этим четырем текстам были даны имена самых верных и покорных учеников Христа, а именно – Луки, Матфея, Марка и Иоанна, которые являлись его ближайшими сподвижниками. Благодаря этому эти анонимные тексты, по сути, стали представлять собой канонические Евангелия – писания, которые, как предполагалось учеными, являлись описаниями деяний Иисуса, созданными очевидцами его жизни и смерти, а также воскрешения.

Ковчег Завета. \ Фото: russkie.md.

На протяжении достаточно длинного отрезка времени практически все ученые, которые когда-либо изучали Библию, были согласны с мнением о том, что Евангелие, по сути, не были написаны теми людьми, чьё авторство мы им приписываем. Ведь в то время все истории, которые теперь легли в основу Библии, передавались устно, а потому установить первоисточник, заложивший основы Нового Завета, не представляется возможным. Кроме того, записи в Евангелие также велись через многие поколения, и, возможно, были записаны намного позже фактического появления и жизни Христа.

Святой Лука. \ Фото: google.com.uа.

Святой Матфей, Апостол и Евангелист. \ Фото: sib-catholic.ru.

Святой Апостол и Евангелист Иоанн Богослов. \ Фото: pravlife.org.

Ученые считают, что эти части Нового Завета датируются примерно 50-60 годами н.э., что автоматически делает их одними из самих ранних свидетельств распространения христианства. Остальные части посланий, которые мы приписываем Павлу, могли на самом деле принадлежать его ученикам или последователям, что использовали его имя, дабы их истории выглядели более реалистично и подлинно.

Апостол и Евангелист Марк. \ Фото: fotoload.ru.

А потому и по сей день точно неизвестно, кто же был реальным автором этого священного писания или, быть может, их было несколько. Кто они, кем были и как жили – покрыто тёмной завесой тайны. И несмотря на то, что Библия испокон веков является главной книгой в жизни каждого христианина и верующего человека, она, вероятно, в будущем станет лишь ещё более важной и, вполне возможно, ученые совершат то, чего не смогли добиться и по сей день, а именно – откроют тайну её истинного автора.

Филипп Чэмпион

Автор: Андрей Десницкий.

Часто можно услышать, что христианское Писание испорчено: оригинал, мол, до нас не дошел, Иисус в свое время проповедовал одно, а Его ученики (прежде всего Павел) добавили к Его проповеди нечто свое, иное. Да и пресса периодически сообщает о находке какого-нибудь очередного “сенсационного” документа, представляющего евангельскую историю в совершенно ином свете… Так есть ли у нас подлинный текст Священного Писания?

● Оригинал или копия?

Оригиналы библейских книг – то есть рукописи, выполненные собственноручно пророком Моисеем или апостолом Павлом – до нас, конечно же, не дошли. Материалом для письма в их времена служил папирус – широкие длинные листы, сделанные из стеблей растения, распространенного в дельте Нила и некоторых других заболоченных местах Ближнего Востока, или, гораздо реже, пергамен – особым образом выделанная кожа животных. Но пергамен был слишком дорог, а папирус слишком недолговечен – редко какая папирусная книга сохранялась дольше полувека.
По сути, все дошедшие до нас оригиналы древних рукописей – это обрывки частной переписки и деловых бумаг, выброшенных когда-то на египетские помойки (только в Египте сухой климат позволял им сохраниться), да надписи на твердых поверхностях (глиняных табличках, черепках, камне). А все древние литературные произведения дошли до нас в более поздних копиях. Первые известные списки поэм Гомера отстоят от смерти их создателя не менее чем на полтысячелетия. Рукописей “Илиады”, самого читаемого и чтимого в древней Греции произведения, до нас дошло немногим более шестисот, трагедий Еврипида – около трехсот, а шесть первых книг “Анналов” римского историка Тацита вообще сохранились в одном-единственном списке IX века.
Для сравнения: сегодня известно более пяти тысяч рукописей, содержащих те или иные части Нового Завета. Самые ранние из них были сделаны на папирусах в Египте на рубеже I-II вв. н.э., всего несколько десятилетий спустя после смерти апостолов. Они, в частности, содержат отрывки из Евангелия от Иоанна, написанного в самом конце I века.
Но откуда, собственно, известно, что та или иная рукопись действительно содержит оригинальный текст гомеровских поэм или Библии? В наше время подделку довольно легко обнаружить. Рукописи изучаются и сопоставляются – что касается Нового Завета, то этим занимается целый научный институт в германском городе Мюнстере. И потом, поддельными могут оказаться несколько манускриптов, но не тысяча.
Но даже в тех случаях, когда древний текст дошел до нас в одной-двух копиях, можно подтвердить или отвергнуть его подлинность на основании многих данных. Не путается ли автор в исторических деталях того периода, который описывает? Хорошо ли он знаком с географией места, где развивается действие? На каком языке он пишет, какие слова использует? Подтверждаются ли его свидетельства независимыми источниками? Цитируется ли его книга другими авторами, известна ли она читателям более позднего времени? Так что отличить подделку вовсе не так трудно, как кажется на первый взгляд.
В пяти тысячах дошедших до нас новозаветных рукописей встречаются некоторые разночтения (подробнее об этом мы расскажем в следующем номере журнала), но никакой иной Вести, кроме евангельской, мы в них не увидим. Ни в одной из них не написано, что Иисус не был Сыном Божьим или не умирал на Кресте. Если все это – результат деятельности какой-то огромной банды фальсификаторов, работавших по всему Средиземноморью не позднее начала II века н.э., то, очевидно, в этом мире вообще невозможно создать никакую правдоподобную историю.

Филипп Чэмпион

● Библия – книга Церкви

Библия говорит не только о Христе, но и о себе нечто принципиально иное, чем, к примеру, Коран. Это одна из тех очевидных банальностей, которую люди склонны забывать. Мусульмане верят, что Коран – откровение Божье, ниспосланное одному единственному человеку – Мухаммаду, записавшему его “под диктовку” Бога и ни единого слова не добавившему от себя. Поэтому для них любой земной текст Корана – всего лишь копия Корана небесного, подлинного Слова Божьего, выше которого на земле ничего нет, не было и не будет. Сначала был Коран, потом от него родился ислам. Поэтому, кстати, Коран, с точки зрения ислама, непереводим: любые его переводы – всего лишь вспомогательные пособия, а подлинным может считаться только арабский текст.
Для христианина же сошедшее на землю Слово Божие – это прежде всего не книга, а Личность, Иисус Христос, существовавший предвечно и основавший на земле Свою Церковь. Рассказывают, что однажды православный священник в США встретился с уличным проповедником одной из протестантских конфессий. “Хотите, я расскажу вам про церковь, которая основана на Библии?” – радостно предложил тот. “А хотите, я вам расскажу про Церковь, которая написала Библию?” – ответил ему священник.
И он был прав, ведь Сам Христос не оставил нам никаких письменных текстов. Даже Евангелие сначала передавалось как устный рассказ, а послания были написаны разными апостолами (прежде всего Павлом) как пастырские наставления по разным конкретным поводам. И к тому времени, когда была закончена последняя книга Нового Завета, Евангелие от Иоанна, христианская Церковь существовала уже больше полувека… Поэтому, если мы хотим понять Библию, нам надо обратиться к христианской Церкви, ибо первична она.

● Откуда взялся библейский канон?

Но с чего мы вообще взяли, что Библия – это Священное Писание? Может быть, это просто один из сборников древних сказаний, каких немало? Еще больше во все времена было людей, которые называли себя пророками, посланниками, христами – что же, каждому верить, сочинения каждого признавать Писанием?
Книга может стать Писанием только в общине верующих, которые признают ее авторитет, определяют ее канон (точный состав), истолковывают и, наконец, переписывают. Христиане верят, что все это происходило не без участия Святого Духа, Который говорил в авторах библейских книг, и помощь Которого необходима нам сегодня для верного понимания этой книги. Но Дух не отменяет человеческой личности – скорее наоборот, Он позволяет ей раскрыться во всей полноте.
А поскольку процесс этот разворачивается в истории, христианству чуждо представление о раз и навсегда данном Откровении, которое все последующие поколения могут только исполнять. Нет, как Христос – воплотившийся Сын Божий, так и само христианство воплощается в нашей земной истории, при всем своем внутреннем единстве приобретая какие-то новые черты и особенности в каждом поколении и в каждом народе.
Поэтому и новозаветный канон – список книг, входящих в Новый Завет – сложился не сразу. Так, на Востоке долго относились с некоторой настороженностью к книге Откровения, вероятно, из-за ее мистического характера, а на Западе – к Посланию апостола Павла к Евреям, потому что и по стилю, и по содержанию оно заметно отличается от других его посланий (хотя и не противоречит им). Впрочем, добавляли христианские богословы, если он даже и не писал этого послания , его в любом случае написала Церковь.

Филипп Чэмпион

Но что касается Евангелий, то здесь все просто. С самого начала Церковь знала те четыре Евангелия, которые и вошли в канон Нового Завета, и никаких других мы ни в одном дошедшем до нас списке не обнаружим. Именно в них Церковь видела знакомый и любимый облик Христа, и ничего другого ей просто не было нужно.

Ориген уже в начале III в. перечислял эти четыре Евангелия, “которые только безоговорочно и принимаются в Церкви Божьей”. А в IV в. Кирилл Иерусалимский указывал: “В Новый Завет входят только четыре Евангелия, а остальные носят ложные названия и вредоносны. Манихеи написали Евангелие от Фомы, которое, пороча благости имени Евангелия, губит души простаков. Принимайте также Деяния двенадцати апостолов и с ними семь Соборных посланий: Иакова, Петра, Иоанна и Иуды; и как печать на всех них и последних трудах учеников, четырнадцать Посланий Павла”.
Правда, ранние христиане иногда наравне с этими почитали и некоторые другие книги, написанные почти в то же самое время и продолжавшие апостольскую традицию, например, “Пастырь” Ерма или послания Климента Римского. Сегодня такие книги, не вошедшие в Библию, но стоящие как бы на ее границе, принято называть апокрифами. Они вполне согласуются с Новым Заветом и совершенно не претендуют на какую-то сенсационную версию евангельской истории.
Окончательно новозаветный канон сформировался только к концу IV века и вот уже 17 веков практически во всех христианских церквах насчитывает те же самые 27 книг, причем этот вопрос никогда и нигде не был спорным (единственное экзотическое исключение – Эфиопская церковь, которая добавила к нему несколько ранних апокрифов). По каким же критериям именно эти книги были признаны каноническими? Ведь тот же апостол Павел, например, написал еще и Послание к Лаодикийцам, а некоторые отвергнутые церковью Евангелия носят имена апостолов Петра, Фомы и Иуды (не Искариота) – отчего же они не были включены в канон? И почему, напротив, в него вошли Евангелие от Луки и Деяния святых апостолов, хотя сам их автор вовсе не был свидетелем земной жизни Христа?
Дело в том, что статус книги вовсе не зависит от статуса ее предполагаемого автора. В древности к “авторскому праву” вообще относились проще, давая знаменитые имена книгам, написанным уже после смерти тех, кто эти имена носил. Так один из самых первых сборников христианских гимнов называется “Оды Соломона”, хотя никто, естественно, и не думал, что их мог написать сам царь Соломон. Так что Евангелия, носящие громкие имена апостолов, на самом деле могли быть написаны и кем-то другим. Не в авторстве дело – Церковь признавала Священным Писанием те книги, в которых она, как в зеркале, узнавала наиболее полное и точное изложение своей веры. И никакими внешними критериями объяснить ее выбор невозможно.
А вот с Ветхим Заветом ситуация сложнее. Его канон у разных христианских общин имеет различия. Так, Русская Православная Церковь признает 50 книг, примерно столько же (с минимальными отличиями) насчитывают другие православные и католики, которые следуют традиции ранней Церкви. Иудеи же, чей канон окончательно сложился к концу I в. н.э., уже после разделения с христианством, насчитывают в Танахе (так они называют Библию) 39 книг. Протестанты еще со времен Реформации следуют в отношении Ветхого Завета иудейскому канону, поэтому в их издания Библии тоже не входят Премудрость Сираха, Товит, Иудифь, Маккавейские и некоторые другие книги, которые, впрочем, вполне согласуются по содержанию с остальными книгами Ветхого Завета. Католики называют эти книги второканоническими, протестанты – апокрифическими, а православные – неканоническими. Тем не менее, в православные издания Библии они обязательно включаются, поскольку их признавали частью Писания древние христиане.

Филипп Чэмпион

Филипп Чэмпион

Другие полезные ссылки, касающиеся данного вопроса:

7) Брюс М. Мецгер - "Текстология Нового Завета. Рукописная традиция, возникновение искажений и реконструкция оригинала"

Влияние Библии на права человека

Мы все сотворены по образу Бога. Благодаря этому мы обладаем ценностью и достоинством, неотъемлемым и неотделимым от нашей сути, вне зависимости от того, признаёт ли правительство наши права человека или нет. Мы обладаем правами не потому, что их заслуживаем; мы обладаем правами не потому, что их заработали; мы обладаем правами не потому, что являемся представителями той или иной расы, пола или национальности.

Мы обладаем правами, потому что каждый из нас сотворён по образу Бога, и, как следствие, наделён ценностью и достоинством.

И всё же эта истина не всегда очевидна и не всегда признаётся. На протяжении истории человечества различные культуры признавали права выборочно — например, только мужчин, только белых мужчин, только землевладельцев. В Древней Греции, колыбели демократии, признавались права мужчин, а к женщинам, детям и не грекам относились как к собственности.

В христианстве и, если конкретнее, в Библии мы находим источник универсального права человека. Все люди сотворены по образу Бога — это аргумент аболиционистов в пользу отмены рабства. Все женщины сотворены по образу Бога — аргумент защитников прав женщин в борьбе за равную оплату труда и право голоса. Дети сотворены по образу Бога — аргумент против эксплуатации детского труда. Для сторонников движения в защиту жизни (против абортов) этот аргумент распространяется даже на утробу матери, когда они доказывают, что зародыш — это уже человек, носитель образа, живущий в утробе, а значит, заслуживающий права на свободу и жизнь.

Несмотря на то, что эти права легко воспринимать как должное, или нечто присущее представителю западной или американской культуры, основы прав человека заложены в утверждении, что каждый человек обладает неотъемлемой ценностью, потому что каждый сотворён по образу Бога.

Справедливость для всех

Немногие поводы будоражат наше поколение так, как вопросы социальной справедливости. Как только мы признаём, что каждый человек обладает неотъемлемым правом, мы понимаем, что эти права нужно защитить законом. Однако на протяжении истории человечества бывали времена, когда закон отказывал в защите тем, кто нуждался в ней больше всего. Многие вопиющие действия время от времени были санкционированы законом. Так как же решить, какие законы соблюдать, а какие опровергать? От того, что некое предубеждение является законным, оно не становится правильным.

Одна из причин ценности Библии в том, что она раскрывает моральные принципы Бога, а значит, раскрывает моральные принципы, которые Он предусмотрел для людей, которых создал. Если люди сотворены по образу Бога, то разумно будет утверждать, что быть носителем Его образа значит поступать так, чтобы это отражало Его характер. Мы видим, что в Библии Бог справедлив, нетерпим ко злу и сострадает жертвам. Библия открывает нам Бога, чьи принципы неизменны, и чьё стремление к справедливости явно. Это откровение существует за пределами личных и юридических взглядов на социальные вопросы и служит основным доводом, когда временами мы понимаем его неправильно.

Мартин Лютер Кинг младший признавал это. Он попал в заключение в г. Бирмингеме, шт. Алабама, когда применил своё конституционное право на свободу слова и боролся за свободы угнетаемого класса граждан. Кинг не имел возможности апеллировать к толпе за справедливостью; в своём случае и в своё время он вряд ли имел возможность обратиться в суд. Кинг сделал то, что в прошлом делали многие, когда в справедливости им отказывала земная юстиция: он обратился к закону, за пределами времени и превосходящему земные власти.


Сложно недооценивать влияние Библии на этот конкретный эпизод американской истории. Кинг, христианский проповедник, восставал против нарушений прав человека, апеллируя не к здравому смыслу, а к высшей истине, укоренённой в характере Бога, как он раскрыт в Библии.

Влияние, оказанное Библией на нашу культуру, трудно игнорировать. Тем не менее, вы можете не соглашаться с подобной характеристикой истории, и можете не разделять нашего мнения о важности Библии с точки зрения социальной справедливости или прав человека. В действительности, вы вольны не соглашаться с нами. И именно к этой свободе, религиозной свободе, мы сейчас обратимся.

Свободны (не)верить

Мы восприимчивы к подобной критике. Оценивая способы, которыми христиане взаимодействуют с обществом и культурой, мы не можем отрицать, что в отношении мотивов некоторых публичных выступлений эти обвинения справедливы. Но мы хотим отделить то, что некоторые люди объявляют библейским от того, что в действительности написано в Библии.

С самого основания этой нации христиане добивались возможности быть услышанными, добивались свободы от государственных, религиозных и социальных ограничений.

Мы стремимся получить возможность поделиться истиной, которую обнаружили в Библии, и лишь от вас зависит, хотите ли вы её принять или отвергнуть. Христианство крепнет, а Библия ни в коем случае не ограничивается, когда другие религии получают равный с ней доступ к рынку идей. Если пришлось бы выбирать единственную мысль, которую мы можем шепнуть на ухо каждому борцу за культуру, это была бы мысль о том, что нет никакой нужды ограничивать других ради того, чтобы быть услышанным.

Дитрих Бонхёффер, немецкий пастор и теолог, казнённый нацистами за участие в заговоре против Адольфа Гитлера, много писал о христианской свободе, участии христиан в мировой политике и важности свободного обмена идеями.


Решаете ли вы верить Библии или нет, решаете вы читать её или нет, нет причин сомневаться, что Библия продолжает оказывать влияние на нашу культуру. Существуют причины, помимо привычки, почему она — источник утешения во времена розней и скорбей. Есть причина, почему вы обнаружите её присутствующей негласно, поддерживающей структуру нашего общества. Мы хотим предложить радикальную идею о том, что Библия — это уникальный текст, который больше, чем просто книга, больше, чем собрание историй; это откровение божественного характера.

Лорен Грин Макафи, оратор, писатель и человек, привлекающий людей к Библии, а также общественный представитель сети магазинов Hobby Lobby.

Майкл Макафи, директор библейского отдела музея Библии в Вашингтоне, округ Колумбия.

Читайте также: