Теряет ли лицо статус вынужденного переселенца при прекращении гражданства россии

Обновлено: 25.06.2024

Лицо утрачивает статус вынужденного переселенца при прекращении гражданства РФ.

Лицо также утрачивает статус вынужденного переселенца:

1) при выезде для постоянного проживания за пределы территории РФ;

2) в связи с истечением срока предоставления статуса .

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальный орган лишает лицо статуса вынужденного переселенца в случае, если оно:

* умышленно сообщило ложные сведения или предъявило заведомо фальшивые документы, послужившие основанием для признания его вынужденным переселенцем.

Уведомление о лишении лица статуса вынужденного переселенца с указанием причин и порядка обжалования направляется этому лицу в течение пяти дней со дня принятия решения.

В случае утраты лицом статуса вынужденного переселенца или в случае лишения лица статуса вынужденного переселенца удостоверение вынужденного переселенца признается недействительным соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

В случае утраты лицом статуса вынужденного переселенца или в случае лишения лица статуса вынужденного переселенца данное лицо обязано освободить жилое помещение, предоставленное ему из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев.

Лицо, утратившее статус вынужденного переселенца в связи с истечением срока его предоставления, сохраняет право на получение компенсации за утраченное имущество в соответствии с п. 4ст. 7 рассматриваемого закона.

Фонд жилья для временного поселения вынужденных переселенцев.

Фонд жилья для временного поселения вынужденных переселенцев (далее - фонд жилья) предназначен для проживания вынужденных переселенцев в течение срока действия статуса вынужденного переселенца. К фонду жилья относятся дома, квартиры, общежития, другие жилые помещения.

Строительство (приобретение) жилых помещений для временного поселения, их эксплуатация и использование по назначению осуществляются в порядке, определяемом Правительством РФ.

Использование помещений, арендуемых территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, для временного поселения, осуществляется на основе договора аренды с собственником имущества.

Создание фонда жилья является расходным обязательством РФ.

Фонд жилья, за исключением арендуемого, является федеральной собственностью и находится в оперативном управлении территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

Жилое помещение из фонда жилья может передаваться в собственность органам местного самоуправления с сохранением за территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, права заселения его вынужденными переселенцами на основе договора.

Жилое помещение из фонда жилья предоставляется семье вынужденного переселенца в порядке очередности, устанавливаемой территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

Жилое помещение из фонда жилья не подлежит приватизации, обмену, бронированию, сдаче в поднайм, аренду или субаренду. Лицу, проживающему в указанном жилом помещении, не разрешаются раздел занимаемой им жилой площади и вселение временных жильцов без разрешения на то территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

Источники финансирования расходов на прием и обустройство вынужденных переселенцев

Мероприятия по обеспечению приема, проезда, размещения и обустройства лиц, ходатайствующих о предоставлении им статуса вынужденного переселенца и вынужденных переселенцев, являются расходными обязательствами РФ.

Обеспечение иных социальных прав и гарантий вынужденных переселенцев является расходным обязательством РФ, субъектов РФ, муниципальных образований в соответствии с их компетенцией по обеспечению социальных прав и гарантий граждан РФ.

Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе устанавливать расходные обязательства, соответственно, субъектов РФ и муниципальных образований по содействию размещению и обустройству лиц, ходатайствующих о предоставлении им статуса вынужденного переселенца, и вынужденных переселенцев.

Субъект РФ, который допустил на подведомственной территории вынужденную миграцию по и территорию которого покинули лица, признанные вынужденными переселенцами, компенсирует расходы на прием и обустройство указанных лиц в соответствии с законодательством РФ.

Возмещение расходов на прием и обустройство вынужденных переселенцев из иностранных государств осуществляется в соответствии с международными договорами РФ.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством РФ обеспечивают соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, занимающихся проблемами вынужденных переселенцев, оказывают им поддержку в деятельности по обустройству и в решении проблем занятости вынужденных переселенцев.

Общественные объединения, оказывающие помощь вынужденным переселенцам, с их согласия могут привлекаться к разработке предложений по основным направлениям государственной политики в области вынужденной миграции, а также к разработке проектов компактного обустройства и занятости вынужденных переселенцев.

Вопросы, затрагивающие интересы общественных объединений в предусмотренных рассматриваемым законом случаях, решаются органами государственной власти и органами местного самоуправления по согласованию с общественными объединениями.

Контроль за деятельностью общественных объединений, оказывающих помощь вынужденным переселенцам, осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

РФ заключает с иностранными государствами международные договоры по проблемам вынужденных переселенцев, прибывающих в РФ из этих государств, в том числе международные договоры в области защиты социальных, экономических и других прав, а также защиты законных интересов вынужденных переселенцев, с учетом государственных интересов РФ

Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые содержатся в рассматриваемом законе, то применяются правила международного договора.

Предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища

Предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища осуществляется в порядке,определяемом Правительством РФ.

Решение о предоставлении временного убежища принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации.

Заявление не может быть подано в форме электронного документа.

Временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они:

1) имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации;

2) не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.

Лицу, получившему временное убежище и прошедшему обязательное медицинское освидетельствование в установленном объеме требований медицинского сертификата, территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, выдается свидетельство установленной формы.

Свидетельство является основанием для законного пребывания данного лица на территории Российской Федерации и для регистрации его в установленном порядке в территориальном органе федерального органаисполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту пребывания.

Свидетельство в форме электронного документа не выдается.

Формабланка свидетельства,порядокего оформления, выдачи и обмена определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

При получении свидетельства национальный (гражданский) паспорт и (или) другие документы, удостоверяющие личность лица, получившего временное убежище, передаются данным лицом на хранение в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

Правовое положение лица, получившего временное убежище, определяется рассматриваемым федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Лицо, получившее временное убежище, не может быть возвращено против его воли на территорию государства своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства).

На лицо, получившее свидетельство, не распространяются положения п. 1 ст. 6рассматриваемого федерального закона в части пользования единовременным денежным пособием.

Лицо утрачивает временное убежище:

1) в связи с устранением обстоятельств, послуживших основанием для предоставления ему временного убежища;

2) при получении права на постоянное проживание на территории Российской Федерации либо при приобретении гражданства Российской Федерации или гражданства другого иностранного государства;

3) при выезде к месту жительства за пределы территории Российской Федерации.

Лицо лишается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, временного убежища, если оно:

1) осуждено по вступившему в силу приговору суда за совершение преступления на территории РФ;

2) сообщило заведомо ложные сведения, либо предъявило фальшивые документы, послужившие основанием для предоставления данному лицу временного убежища, либо допустило иное нарушение положений настоящего Федерального закона;

3) привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, связанного с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры.

Лицо, утратившее временное убежище или лишенное временного убежища по обстоятельствам, предусмотренным п. 5и под. 2 и 3 п. 6 рассматриваемой 12 статьи, и не имеющее иных законных оснований для пребывания на территории РФ, обязано по предложению территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в месячный срок покинуть территорию РФ.

Вынужденные переселенцы в РФ: кто это, правовой статус, права и обязанности

Нестабильная ситуация во многих странах мира вынуждает людей покидать насиженные места, в которых прожило несколько поколений предков, и искать другие, более приемлемые для безопасной и комфортной жизни. Особенно актуальным является такое положение дел в РФ — благодаря достаточно лояльному для мигрантов законодательству и многонациональности государства.

Такие лица, переехавшие в Россию по объективным и не зависящим от них причинам, при наличии угрозы жизни и здоровью, могут претендовать на получение статуса вынужденного переселенца в РФ.

Кто может получить этот статус вынужденных переселенцев в РФ?

Кто может получить этот статус вынужденных переселенцев в РФ

Согласно определению, прописанному в законодательстве, вынужденные переселенцы – это граждане РФ либо, в определенных случаях, лица без гражданства, по не зависящим от них причинам покинувшие место проживания в другой стране и вернувшиеся в Россию, либо лица, переехавшие по тем же причинам в пределах страны – из одного региона в другой.

Причинами для вынужденного переселения может стать преследование такого лица либо членов его семьи:

  • по национальному или расовому признаку;
  • по политическим мотивам;
  • по факту принадлежности к той или иной социальной группе;
  • по языку;
  • по вероисповеданию.

Также причиной вынужденного переселения может стать факт насилия, совершенный по отношению к гражданину и его семье.

Права, обязанности и порядок получения статуса регулирует федеральный закон о вынужденных переселенцах N 202-ФЗ. Согласно с его нормами, не могут получить данный статус лица, совершившие тяжкое преступление, покинувшие страну проживания по причине сложной экономической ситуации, природных катаклизмов и техногенных катастроф – глобальных аварий, наводнений, землетрясений и тому подобных событий, а также те, кто не обратился в компетентные органы по поводу признания его вынужденным переселенцем в течение 12 месяцев с момента отбытия с постоянного места проживания.

Правовой статус вынужденных переселенцев в РФ

Правовой статус вынужденных переселенцев в РФ

В целом, правовой статус вынужденных переселенцев в РФ схож с правовым статусом обычных граждан, что логично: ведь эта категория лиц имеет подданство Российской Федерации. Вместе с тем, есть и некоторые отличия:

  • переселенец имеет право на получение временного жилья из местного маневренного фонда либо места в центре временного размещения – независимо от того, имел ли он в собственности жилую недвижимость по месту прежнего жительства;
  • при необходимости на время подготовки заявления и прохождения процедуры оформления статуса ему предоставляется бесплатный переводчик;
  • таким лицам государство выплачивает денежную компенсацию расходов на проезд и транспортировку багажа к месту временного проживания;
  • они получают одноразовое денежное пособие из федерального бюджета на каждого члена семьи;
  • при необходимости вынужденным переселенцам предоставляется бесплатная медицинская помощь.

Справочно: зачастую граждане России оформляют статус лица, перемещенного по вынужденным причинам, именно из-за вышеперечисленных льгот. В случаях, когда в социальной защите вынужденных переселенцев нет необходимости, они могут просто въехать в РФ и проживать на правах обычных граждан.

В обязанности таких лиц, помимо соблюдения Конституции и законов РФ, входит необходимость ежегодной перерегистрации и немедленная постановка на учет в МВД по месту жительства в случае переезда.

Как получить статус вынужденного переселенца?

Как получить статус вынужденного переселенца?

Удостоверение вынужденного переселенца.

Основанием для выдачи статуса становится письменное заявление соискателя в миграционный отдел МВД по месту прибытия. Для того, чтобы компетентный орган признал необходимость выдачи такого статуса, гражданину нередко приходится подтверждать факты насилия либо преследования документально или даже обращаться по этому вопросу в судебные органы. Подавать такое ходатайство можно как лично, так и в электронном виде либо почтой.

К заявлению-ходатайству следует приложить:

  • удостоверение личности гражданина РФ;
  • для несовершеннолетних претендентов – свидетельство о рождении;
  • свидетельство о браке – для тех, кто состоит в узаконенных супружеских отношениях;
  • другие документы, подтверждающие наличие родственных отношений между группой соискателей статуса;
  • два фотоснимка установленного образца.

После регистрации заявления претенденту выдается Свидетельство о регистрации ходатайства. А после того, как данное ходатайство будет рассмотрено и по нему примут позитивное решение, гражданин получает Свидетельство вынужденного переселенца.

Важно: данный статус не является бессрочным – он присваивается сроком на 5 лет. При наличии оснований его можно продлевать с периодичностью раз в год по заявлению соискателя. Ходатайство необходимо подать до того момента, как истечет срок действующего удостоверения.

Бланки и образцы заявлений для предоставления статуса вынужденного переселенца

Чем отличается беженец от вынужденного переселенца?

Чем отличается беженец от вынужденного переселенца?

Часто рядовые обыватели отождествляют эти понятия, хотя между ними есть существенная разница. В отличие от переселенца, вынужденный беженец:

  • не является подданным Российской Федерации;
  • не может подавать ходатайство в электронном виде либо посредством Почты России – необходимо его личное присутствие в миграционном подразделении МВД;
  • должен настроиться на длительное ожидание: процедура признания лица вынужденным беженцем требует многоэтапных проверок и занимает около полугода;
  • обязан регулярно отмечаться в миграционной службе;

При этом он имеет право беспрепятственно вернуться в родную страну в любое время, а, находясь в России, получить временное жилье, пользоваться медицинскими услугами, устраиваться на работу, а в дальнейшем – претендовать на оформление российского гражданства.

Статус беженца является бессрочным – продлевать его через тот или иной срок не нужно.

Оформлять статус вынужденного переселенца либо беженца можно как самостоятельно, так и воспользовавшись помощью компетентного и опытного в сфере миграционного законодательства юриста.

Получите бесплатную консультацию миграционного юриста. Напишите свой вопрос в форме, и вам перезвонит специалист по миграционному праву и проконсультирует.


Вся информация о том, как получить статус переселенца РФ, представлена на сайте ФМС и портале Государственных услуг. Именно там можно подать заявление и получить соответствующий статус. Сейчас мы узнаем, что это за статус, его преимущества и порядок оформления.

Что такое статус вынужденного переселенца в РФ

Он предоставляется в РФ любому лицу, вынужденному покинуть свое место жительства по следующим причинам:

  • в отношении него или кого-то из членов семьи было совершено насилие или иное противоправное деяние;
  • производится преследование по признакам расовой, национальной принадлежности, языка или вероисповедания.
  • прессинг по политическим или иным мотивам.

Иными словами, административно-правовой статус переселенцев предоставляется гражданину, который не по собственной воле покинул место жительство.

Кто может участвовать в программе переселения

Стать вынужденным переселенцем может:

  1. Гражданин России, которому пришлось бежать из иностранного государства и прибыть обратно на родину.
  2. Гражданин России, сменивший место проживания с одного субъекта нашей страны на другой регион.
  3. Граждане стран, ранее входивших в состав СССР и утратившие статус переселенца после переезда в Россию и оформления гражданства.
  4. Ребенок, родившийся в период десяти месяцев после вынужденного переезда родителей. Статус переселенца будет получен по заявлению одного из родителей.
  5. Лица, прибывшие из других стран и проживающие на территории России совершенно легально. Очень часто эти граждане подвергаются гонению и вынуждены сменить место жительство.

Получение статуса вынужденного переселенца дает ряд преимуществ и юридическую защиту в стране пребывания.

Преимущества и особенности статуса вынужденного переселенца

На законодательном уровне установлено, что при регистрации в государственном органе заявления о предоставлении статуса переселенца, данные лица имеют право на получение:

  • пособия от государства;
  • помощи в бюджетных медицинских учреждениях;
  • помощи в транспортировке личных вещей и крупногабаритного багажа к новому месту жительства;
  • места в центре временного размещения переселенцев;
  • питания в центре временного размещения, а также возможность пользоваться коммунальными услугами.

После получения статуса вынужденного переселенца все эти права сохраняются за гражданином.

Но кроме прав, у переселенца есть некоторые обязанности:

  • не нарушать порядок в пункте временного размещения;
  • своевременно информировать органы ФМС в случае смены места жительства;
  • ежегодно проходить процедуру переучета в государственном учетном органе.

Важно: с оформлением статуса переселенца не будет начисляться пособие.

Статус добровольного переселенца

В РФ действует госпрограмме по переселению соотечественников. То есть лица, которые ранее проживали на территории России, но были вынуждены уехать, или живут в странах бывшего СССР могут получить статус переселенца и ПМЖ в Российской Федерации, в том числе в любой ее республике.

Получить статус можно самостоятельно или по приглашению на статус переселенца от родственников в принимающей стороне (РФ). Для этого предварительно необходимо обратиться в региональное представительство ФМС и подать ходатайство.

Порядок оформления и документы для статуса переселенца

Для того чтобы приобрести статус вынужденного переселенца, гражданин обязан обратиться в ФМС с соответствующим заявлением установленного образца. Образец бланка можно найти в территориальном отделении государственной организации, на её официальном сайте или же на портале Государственных услуг. Заполнить его можно как от руки, так и при помощи компьютера и потом распечатать.

Заявление должно быть подписано обратившимся лицом. В нем должна быть подробно расписана причина переезда на новое место жительства самого заявителя и всех членов его семьи. Письменное обращение может быть передано в территориальное управление как лично, так и через законного представителя.

Срок статуса вынужденного переселенца действителен 5 лет. Заявителю выдается соответствующее удостоверение государственного образца, в которое вносится информация обо всех несовершеннолетних членах семьи вынужденного переселенца.

Для продления срока действия статуса вынужденного переселенца необходимо обратиться в уполномоченный орган с пакетом документов:

  1. Заявлением о продлении статуса.
  2. Согласием на обработку данных.
  3. Действительное удостоверение о переселении.
  4. Выпиской из реестра ЕГРП. В случае отсутствия этого документа сотрудник ФСН обязан запросить эти данные самостоятельно.

Стоит отметить, что получить статус вынужденного переселенца может далеко не каждый. Определенным категориям граждан откажут в получении этого статуса.

Причины отказа и лишения статуса переселенца

Согласно закону РФ о вынужденных переселенцах, некоторые лица не могут получить данный статус.

Отказ в статусе вынужденного или позднего переселенца могут получить:

  1. Совершившие тяжёлое преступление.
  2. Покинувшие место жительства из-за голода, эпидемиологической и чрезвычайной ситуации, а так же по экономическим мотивам.
  3. Не обратившиеся в территориальное отделение инспекции в течение 1 года после переезда на новый регион.
  4. Не обратившиеся в территориальное отделение надзорного органа в течение одного месяца с момента получения гражданства, оформленного после получения статуса беженца.

В 2014 году закон претерпел значительные изменения. Изменился порядок оформления статуса вынужденного переселенца и появился четкий порядок определения данного статуса. Лица, не подходящие под определенные признаки, указанные в законодательном документе, не могут стать переселенцами.

Законом РФ также предусмотрена процедура лишения статуса переселенца. Она действительна в отношении граждан, которые:

  • Совершили преступление
  • Умышленно сообщили ложную информацию, предоставили фальшивые документы для получения статуса.

О лишениистатуса лицо уведомляется в течение 5 дней органом ФМС. В документе должны быть указаны причины снятия и варианты обжалования решения.

Важно: в случае когда было установленно предоставление ложных документов и освидетельствований, гражданин, лишенный статуса переселенца, должен компенсировать государству средства на его переезд, транспортировку багажа и обустройство на новом месте.

Законом РФ также предусмотрена утрата статуса вынужденного переселенца. В отличие от лишения, утрата возможна в силу изменившихся жизненных обстоятельств гражданина. Так, утрата статуса переселенца возможна, когда гражданин:

  • Не продлил статус вынужденного переселенца или в продлении которого было отказано
  • Иммигрировал для постоянного проживания за пределы РФ
  • Отказался от гражданства РФ

Независимо от того, был гражданин лишен или статус утратил свою актуальность, удостоверение переселенца теряет свою действительность. Также в обоих случаях лицо должно покинуть ранее предоставленное ему жилье из фонда муниципальной собственности.

Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев

Правовое положение этих двух категорий мигрантов отличны в условиях и сроках предоставления, перечне прав, получаемых мигрантом, а также причиной лишения статуса.

Удостоверение вынужденного переселенца

Беженцы — лица, покинувшие страну в результате преследования по тем или иным причинам и не желающие возвращаться на родину. Вынужденные переселенцы покидают один из регионов страны и перемещающиеся в другой из-за преследований или совершенного над ними насилия. Удостоверение вынужденного переселенца

Нормативная база

Также защита прав политических беженцев гарантируется ст. 63 Конституции РФ, действующей на основе Женевской конвенции ООН. Вопросы, касающиеся предоставления социального жилья данным группам мигрантов, регулируются ст. 108 ЖК РФ.

Основания для признания

По причинам предоставления эти понятия максимально близки: и беженцами, и вынужденными переселенцами признаются лица, покинувшие свои дома из-за угрозы жизни и здоровью по причинам расовой, этнической, политической принадлежности либо по мотивам религиозной или социальной вражды.

  • Техногенных катастроф;
  • Стихийных бедствий;
  • Военных действий и т. д.

Отличия беженцев от переселенцев

1 Заполнение бланка для участия в программе… 6 883

  • Вынужденный переселенец — это всегда гражданин РФ, беженец — всегда обладает гражданством иного государства либо является лицом без гражданства;
  • Вынужденный переселенец покидает один субъект федерации и переселяется в другой, беженец прибывает на территорию РФ из-за границы.

Права и обязанности мигрантов

  • Участвовать в выборах и референдумах;
  • Работать в качестве государственных и муниципальных служащих;
  • Получать субсидии на покупку жилья и претендовать на улучшение жилищных условий.
  • Получать стипендии во время обучения;
  • Претендовать на получение жилья;
  • Рассчитывать на безвозмездные субсидии на покупку или строительство жилых объектов.

Сроки действия

Статус вынужденного переселенца выдается лицу на 5-летний срок. По его истечению статус продлевается ежегодно при условии, что гражданин не приобрел себе жилье.

Статус беженца предоставляется бессрочно. Раз в полтора года лица, обладающие этим статусом, должны проходить переучет в органе, его предоставившем. По итогам рассмотрения статус подтверждается или аннулируется по причине изменения существенных условий.

Видео

Возможные проблемы переселенцев

У тех, кто получает статус вынужденного переселенца, нередки трудности как правового, так и бытового характера. Перемещенные лица сталкиваются с отказом в предоставлении или продлении им правового статуса, однако даже при получении удостоверения переселенца, сложности не заканчиваются.

Часто даже предусмотренные Законом правовые акты не подкрепляются материально. При этом, сталкиваясь еще и с бюрократией, негативным отношением окружающих, переселенцы ощущают себя ненужными, бесполезными, уязвимыми. Такое состояние лишь приумножает и без того пессимистичный настрой мигрантов.

Как долго действует административно правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев

Важно! Несмотря на то, что процедура присвоения статуса беженца и вынужденного переселенца мало чем отличается, срок действия статуса для обоих категорий лиц различен.

Статус вынужденного переселенца или беженца не присваивается пожизненно – он имеет ограниченный срок действия:

  1. Статус беженца является действительным на протяжении всего периода проживания человека на территории России, если тот не нарушает законов, и если не имеется причин для лишения его этого статуса. Беженец сдает национальное удостоверение личности, а удостоверение беженца становится его “паспортом” в России, пока он сам не решит покинуть территорию страны.
  2. Статус вынужденного переселенца действителен 5 лет. Однако, если у гражданина имеются веские основания для продления статуса, его можно продлевать каждый год.

Срок действия статуса беженца и вынужденного переселенца

Для беженцев и переселенцев различается срок действия подтвержденного правового статуса:

  • вынужденным переселенцам статус выдается сроком на 5 лет, в дальнейшем при необходимости документ продлевается ежегодно, если для этого есть основания;
  • для беженцев срок действия статуса Законом не утвержден, сказано лишь, что удостоверение подтверждает личность субъекта и действует на всей территории РФ.


Основание и документы для продления статуса

Основаниями для продления статуса вынужденного переселенца, как указывают изменения к Закону (ФЗ-467 от 30.12.15), является отсутствие собственного жилья у заявителя, обусловленное различными причинами, в частности, непредоставлением соцвыплат, помощи, ссуды или субсидии от государства. Для продления статуса в орган ГУВМ нужно принести:

  • 2 заявления – о просьбе продления и согласии на обработку персональных данных;
  • паспорт или другой удостоверяющий личность документ;
  • само удостоверение переселенца.

В случае с беженцами, информация довольно противоречива: часто указывают срок действия свидетельства – 3 года, с возможностью ежегодного либо единоразового его продления. Закон же четко не прописывает длительность действия и возможности продления документа, конкретно указывая лишь пункты, при которых статус беженца может быть утрачен.

Отличия статуса беженца от статуса вынужденного переселенца

Несмотря на то что порядок оформления статуса беженца и вынужденного переселенца, их обязанности и права сходны, отличия все же существуют.

  • принимать участие в общественной деятельности;
  • работать по найму;
  • осуществлять предпринимательскую деятельность без специального разрешения;
  • получать соцобеспечение и защиту (для льготных категорий).

Недвижимостью беженцы могут владеть только на тех условиях, что и другие иностранцы: повышенное налогообложение, запрет на приобретение жилья в определенных районах, перечень которых содержится в постановлении Правительства РФ № 508 от 05.07.01.

На беженцев не распространяются следующие преимущества вынужденных переселенцев:

  • выделение безвозмездных субсидий для строительства или приобретения жилья;
  • стипендии при обучении профессии либо переобучении;
  • содействие при переводе детей в российские вузы;
  • включение в списки на получение жилплощади.

При подтверждении статуса беженца или переселенца компетентный орган выдает свидетельство, по истечении срока действия которого нужно покинуть страну либо продлевать действие документа.

Отличия статусов

Соответственно с законодательными нормами, беженцы и вынужденные переселенцы значительно отличаются. Установлены следующие критерии разграничения перечисленных групп лиц:

Отличия статуса беженца от статуса вынужденного переселенца

Несмотря на то что порядок оформления статуса беженца и вынужденного переселенца, их обязанности и права сходны, отличия все же существуют.

  • принимать участие в общественной деятельности;
  • работать по найму;
  • осуществлять предпринимательскую деятельность без специального разрешения;
  • получать соцобеспечение и защиту (для льготных категорий).

Недвижимостью беженцы могут владеть только на тех условиях, что и другие иностранцы: повышенное налогообложение, запрет на приобретение жилья в определенных районах, перечень которых содержится в постановлении Правительства РФ № 508 от 05.07.01.

На беженцев не распространяются следующие преимущества вынужденных переселенцев:

  • выделение безвозмездных субсидий для строительства или приобретения жилья;
  • стипендии при обучении профессии либо переобучении;
  • содействие при переводе детей в российские вузы;
  • включение в списки на получение жилплощади.

При подтверждении статуса беженца или переселенца компетентный орган выдает свидетельство, по истечении срока действия которого нужно покинуть страну либо продлевать действие документа.

Проблемы, с которыми сталкиваются вынужденные мигранты

Проблемы обеих категорий вынужденных мигрантов связаны с переездом и могут носить разнообразный характер. В первую очередь лиц беспокоят бюрократические препоны. Получение и подтверждение статуса требуют от мигранта многократного посещения государственных органов, сбора документов и готовности к временным затратам.

Почти каждый мигрант сталкивается с психологическими трудностями. Смена места жительства, а зачастую культурной и языковой среды, приводит к психологическому отчуждению переселенцев и беженцев, проблемам с адаптацией, интеграцией в новое общество, поиском работы и нового круга общения. Зачастую многие мигранты не справляются с психологическим давлением и возвращаются в регион или страну убытия.

Еще одна проблема носит бытовой характер. Обустройство быта на новом месте жительства требует больших финансовых затрат и личных усилий. Многим мигрантам требуются годы, чтобы создать сопоставимый с прежним местом проживания уровень достатка и бытовых условий.

Проблемы и социальная работа

И беженцы, и вынужденные переселенцы вправе получать пособия. Невзирая на то, что данное право закреплено в различных законодательных постановлениях, размер выплат для беженцев и вынужденных переселенцев одинаковый.

Данным группам лиц выплачиваются такие пособия:

  1. Ежедневное – восемьсот рублей. Предоставляется лицам, содержащимся в центрах временного пребывания. При этом на руки деньги не выдают. Они затрачиваются на содержание беженцев и переселенцев (питание, оказание медпомощи).
  2. Единовременное. Размер данного пособия регламентирован правительственным указом от 23.05.1998 номер 484. В настоящее время его размер – сто рублей на человека. Для малоимущих (лица с инвалидностью, матери-одиночки, люди пенсионного возраста, многодетные семьи) величина пособия составляет сто пятьдесят рублей на человека.
  3. Компенсационные и иные выплаты. Соответственно со ст. 6 федерального закона номер 4528, беженцы и переселенцы вправе рассчитывать на содействие государства при проезде к центру временного проживания.

Также они вправе использовать жилье, выделяемое государством для временного проживания. Оно предоставляется до момента, пока человек не найдет иное место для проживания.

Кроме того, перечисленные группы лиц вправе:

  • получать содействие государства при направлении на обучение либо устройстве на работу;
  • устраивать малолетних детей в детсады, школы, колледжи, университеты вне очереди;
  • получать медпомощь и лекарства наравне с россиянами;
  • получать информацию о своих членах семьи, которые остались в родном государстве;
  • получать помощь переводчика.

Для получения положенных по закону выплат требуется посетить миграционную службу. Понадобится написать заявление. В нем нужно указать информацию о себе и детях. Сотрудники службы миграции, рассмотрев ходатайство, в течение одного дня предоставят заявителю справку, дающую право на получение выплат. В справке указывается учреждение Сбербанка России, в котором возможно получить деньги. Действует документ одну неделю.

Соответственно с законами РФ, выплаты предоставляются, если у людей нет денег для жизни в РФ и работы. Следовательно, люди, которые работают, не могут получить государственную помощь.

Основания для прекращения выплат:

  • указание недостоверных сведений в заявлении;
  • утрата правового положения;
  • возврат в родное государство;
  • приобретение разрешения на временное проживание либо вида на жительство;
  • совершение правонарушений либо преступных деяний в Российской Федерации.

Лица, которые имеют статус беженца либо переселенца, вправе получать социальную поддержку от государства. Главное – не нарушать обязанности, которые установлены законами относительно беженцев/переселенцев. Несоблюдение обязанностей может привести к выдворению за пределы России.

Читайте также: