Подразумевает ли охрана права наказание правонарушителя

Обновлено: 19.05.2024

Добрый день мой любознательный читатель!

✓ Кто такой охранник.

То есть человек в форме это не охранник, пока он не предъявил вам своё удостоверение.

Кстати! В соответствии со статьёй 12.1 Федерального Закона № 2487-1 охранник обязан по требованию гражданина предъявлять удостоверение частного охранника.

А если он не охранник, значит он обычный гражданин такой же как вы и я. И его требования не обязательны для исполнения ни для меня ни для вас.

✓ Охранник имеет право применять физическую силу. Это так?

Если же лицо с которым вы общаетесь действительно является охранником, то есть, имеет служебное удостоверение охранника, то это самое лицо обладает определенными правами, в том числе и применения силы.

В соответствии с пунктом 4 статьи 12.1 Федерального Закона № 2487-1 охранник может применять физическую силу в случаях предусмотренных законом. Эти самые случаи исчерпывающе прописаны в статье 17 того же Закона .

И их всего два:

  1. для отражения нападения, непосредственно угрожающего их жизни и здоровью;
  2. для пресечения преступления против охраняемого ими имущества, когда правонарушитель оказывает физическое сопротивление.

Значит, охранник не имеет права применять к вам физическую силу, если вы на него не нападаете и не совершаете преступления.

  • толчок,
  • пинок,
  • удержание,
  • удар
  • и, даже прикосновение.

В случае если охранник применяет физическую силу без имеющихся оснований он совершает уголовное преступление предусмотренное статьёй 203 Уголовного Кодекса РФ (Превышение должностных полномочий) и может получить наказание вплоть до лишения свободы до 4-х лет.

✓ Право охранника на контроль соблюдения пропускного режима.

В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Федерального Закона № 2487-1 частный охранник имеет право требовать от персонала и посетителей соблюдения внутри объектового и пропускного режимов.

Но тут есть нюанс:

В соответствии с той же нормой правила внутри объектового и пропускного режимов не должны противоречить законодательству Российской Федерации .

К примеру они не должны противоречить статье 27 Конституции РФ , которая гласит, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Для объектов, являющихся общественным местом, не могут быть установлены ограничения для их посещения.

Пропускной режим не должен противоречить положению статьи 55 Конституции РФ , которая гласит: права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Введение ограничений на посещение общественных мест (мест предназначенных для свободного посещения и не являющихся режимным объектом) может быть установлено только на основании Федерального Закона.

Пропускной режим ограничивающий права граждан на свободное передвижение не основанный на нормах Федерального Закона является противоречащим Законодательству РФ.

Следовательно, его соблюдение необязательно.

✓ Права граждан.

В соответствии со статьёй 22 Конституции РФ каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. А это значит, что трогать вас руками охранник права не имеет.

В соответствии со статьёй 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться.

В соответствии со статьёй 55 Конституции в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

✓ Выводы.

Охранник не уполномочен и не имеет права требовать от вас предоставления каких-то документов для входа в помещение являющееся общественным местом. А установленный пропускной режим на таком объекте не может нарушать ваши права.

Более того, охранник не имеет права проверять ваши документы и произвольно применять к вам силу.

Значит, нужно фиксировать каждый случай злоупотребления со стороны охранников на видео и писать заявления о возбуждении в отношении их уголовных дел по статье 203 УК РФ .

Статья 14. Задержание

1. Полиция защищает право каждого на свободу и личную неприкосновенность. До судебного решения в случаях, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

2. Полиция имеет право задерживать:

1) лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, - по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

2) лиц, совершивших побег из-под стражи, лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок, - до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;

3) лиц, уклоняющихся от исполнения административного наказания в виде административного ареста, - до передачи их в места отбывания административного ареста;

4) лиц, находящихся в розыске, - до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;

5) лиц, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях, - по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;

(в ред. Федерального закона от 21.12.2021 N 424-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) военнослужащих и граждан Российской Федерации, призванных на военные сборы, подозреваемых в совершении преступления, - до передачи их военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командирам воинских частей или военным комиссарам;

(в ред. Федерального закона от 03.02.2014 N 7-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7) лиц, уклоняющихся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия, - до передачи их в учреждения, обеспечивающие исполнение таких мер;

8) лиц, уклоняющихся от следования в специализированные лечебные учреждения для исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера, - по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральным законом;

9) лиц, допустивших нарушение правил комендантского часа, - по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральным конституционным законом;

10) лиц, незаконно проникших либо пытавшихся проникнуть на охраняемые объекты, - до выяснения личности, но на срок не более трех часов;

11) лиц, предпринявших попытку самоубийства либо имеющих признаки выраженного психического расстройства и создающих своими действиями опасность для себя и окружающих, - до передачи их в лечебные учреждения либо по месту жительства;

12) лиц, совершивших побег из психиатрического лечебного учреждения или скрывающихся от назначенной судом недобровольной госпитализации в такое учреждение, - до передачи их в психиатрическое лечебное учреждение;

13) лиц, в отношении которых поступило требование о выдаче, - до передачи их иностранному государству по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации.

3. В каждом случае задержания сотрудник полиции обязан выполнить действия, предусмотренные частью 4 статьи 5 настоящего Федерального закона, а также разъяснить лицу, подвергнутому задержанию (далее - задержанное лицо), его право на юридическую помощь, право на услуги переводчика, право на уведомление близкого родственника (родственника) или близкого лица о факте его задержания, право на отказ от дачи объяснения.

(в ред. Федерального закона от 06.02.2020 N 12-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Срок задержания исчисляется с момента фактического ограничения свободы передвижения лица. Срок административного задержания исчисляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

(в ред. Федерального закона от 21.12.2021 N 424-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Задержанное лицо вправе пользоваться в соответствии с федеральным законом услугами адвоката (защитника) и переводчика с момента задержания.

6. Задержанные лица, находящиеся при них вещи и документы, а также их транспортные средства подвергаются досмотру в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, если иной порядок не установлен федеральным законом.

(в ред. Федерального закона от 21.12.2021 N 424-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Задержанное лицо в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, если иное не установлено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации или настоящей статьей, имеет право на один телефонный разговор в присутствии сотрудника полиции в целях уведомления близкого родственника (родственника) или близкого лица о своем задержании и месте нахождения. Такое уведомление по просьбе задержанного лица может сделать сотрудник полиции.

(часть 7 в ред. Федерального закона от 06.02.2020 N 12-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. О каждом случае задержания несовершеннолетнего полиция незамедлительно уведомляет его родителей или иных законных представителей.

9. О задержании военнослужащего полиция уведомляет командование воинской части, в которой он проходит военную службу.

10. О задержании иностранного гражданина или подданного иностранного государства полиция уведомляет посольство (консульство) соответствующего государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

11. Право на телефонный разговор не предоставляется и уведомление не осуществляется в случаях, если задержанными лицами являются лица, указанные в пунктах 2, 3, 4, 7, 8, 12 части 2 настоящей статьи.

12. Полиция принимает при необходимости меры по оказанию задержанному лицу первой помощи, а также меры по устранению возникшей при задержании угрозы жизни и здоровью граждан или объектам собственности.

13. В полиции в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, ведется реестр лиц, подвергнутых задержанию. Сведения, содержащиеся в реестре, не могут быть переданы третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

14. О задержании составляется протокол, в котором указываются дата, время и место его составления, должность, фамилия и инициалы сотрудника полиции, составившего протокол, сведения о задержанном лице, дата, время, место, основания и мотивы задержания, а также факт уведомления близкого родственника (родственника) или близкого лица задержанного лица.

(в ред. Федерального закона от 06.02.2020 N 12-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

15. Протокол о задержании подписывается составившим его сотрудником полиции и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается либо по объективным причинам не может подписать протокол, в протоколе о задержании делается соответствующая запись. Копия протокола вручается задержанному лицу.

(в ред. Федерального закона от 21.12.2021 N 424-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

16. Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях под охраной в условиях, исключающих угрозу их жизни и здоровью. Условия содержания, нормы питания и порядок медицинского обслуживания задержанных лиц определяются Правительством Российской Федерации. Задержанные лица перед водворением в специально отведенные для этого помещения и после окончания срока задержания подвергаются личному осмотру, результаты которого заносятся в протокол о задержании.

Читайте также: