Так называемый белый локон или седая прядь у человека наследуется как доминантный аутосомный признак

Обновлено: 02.07.2024

Данная брошюра содержит информацию о том, что такое доминантный тип наследования и каким образом наследуются доминантные заболевания. Для того, чтобы лучше понять особенности доминантного наследования, вначале будет полезно узнать, что такое гены и хромосомы.

Гены и хромосомы

Наше тело состоит из миллионов клеток. Большинство клеток содержат полный набор генов. У человека тысячи генов. Гены можно сравнить с инструкциями, которые используются для контроля роста и согласованной работы всего организма. Гены отвечают за множество признаков нашего организма, например, за цвет глаз, группу крови или рост.

Гены расположены на нитевидных структурах, называемых хромосомами. В норме, в большинстве клеток организма содержится по 46 хромосом. Хромосомы передаются нам от родителей – 23 от мамы, и 23 от папы, поэтому мы похожи на своих родителей. Таким образом, у нас два набора по 23 хромосомы, или 23 пары хромосом. Так как на хромосомах расположены гены, мы наследуем по две копии каждого гена, по одной копии от каждого из родителей. Хромосомы (следовательно, и гены) состоят из химического соединения, называемого ДНК.

Иногда в одной копии гена возникает изменение (мутация), которое нарушает нормальную работу гена. Такая мутация может привести к развитию генетического (наследственного) заболевания, так как измененный ген не выполняет нужную для организма функцию.

Рисунок 1: Гены, хромосомы и ДНК


Что такое аутосомно-доминантное наследование?

Каким образом наследуются доминантные заболевания?

Рисунок 2: Как доминантные заболевания передаются от родителя к ребенку


Если у одного из родителей присутствует измененная копия гена, то он может передать ребенку либо нормальную копию, либо измененную. Таким образом, каждый из детей такого родителя будет иметь вероятность 50% наследования измененной копии и, следовательно, иметь генетическое заболевание.

В то же время, каждый из детей имеет такой же шанс – 50% - получить от родителя нормальную копию гена. В этом случае ребенок не будет болен этим наследственным заболеванием и не сможет передать измененные копии никому из своих будущих детей.

Оба возможных варианта (исхода) происходят случайным образом. Процент риска остается одним и тем же при каждой беременности и одинаков как для мальчиков, так и для девочек.

Почему иногда кажется, что заболевание передалось через поколение?

При заболеваниях с поздним началом (проявляющимся уже во взрослом возрасте, например, наследственная форма рака груди или хорея Гентингтона) люди могут умереть раньше начала манифестации наследственного заболевания от совсем других причин, и наследственное заболевание не успевает проявить себя. Однако родители могли передать заболевание своим детям.

Что происходит в том случае, если пациент является первым в семье, у кого выявлено данное заболевание?

Иногда пациент с доминантным заболеванием может оказаться первым больным в семье. Это может объясняться тем, что в сперматозоиде или яйцеклетке, из которых развился данный ребенок, произошла новая мутация (изменение) в гене, впервые в поколениях семьи. Если такое происходит, то родители этого пациента здоровы. В этом случае вероятность рождения у этих родителей другого ребенка с таким же заболеванием очень мала, однако этот вопрос обязательно следует обсудить с врачом. Однако, больной ребенок (как сын, так и дочь), у которого появился измененный ген, в будущем может передать его своим детям.

Тесты во время беременности

Другие члены семьи

Если у кого-либо в семье есть доминантное заболевание, возможно, Вы будете обсуждать это с другими членами семьи. Эта информация может помочь другим членам семьи для решения вопроса об обследовании и диагностике заболевания. Это может быть особенно важно для тех членов семьи, у которых уже есть или будут дети.

Некоторым людям может оказаться сложно обсуждать свое генетическое заболевание с другими членам семьи. Они могут бояться причинить беспокойство членам семьи. В некоторых семьях люди из-за этого испытывают сложности в общении и теряют взаимопонимание с родственниками. Врачи-генетики, как правило, имеют большой опыт в решении подобных семейных ситуаций и могут помочь Вам в обсуждении проблемы с другими членами семьи.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ТЕМЕ

Деятельность детей

Этап актуализации знаний

1. Фронтальный опрос:

- Какой раздел биологии мы начали изучать?

- Что мы изучили в этой теме? Чему уже научились на уроках?

- Важно не просто знать материал по теме, но и понимать, где эти знания могут пригодиться.

- Вы свою будущую судьбу планируете связать с медициной. Для чего здесь могут пригодиться законы Менделя?

- Давайте убедимся, что знание законов Менделя и умение их применять, нужны не только для сдачи экзамена, но и для профессиональной медицинской деятельности.

- Мы изучили генетические термины;

Первый и второй закон Менделя, учились решать генетические задачи с использованием этих законов.

- Пригодится их знание и умение применять в селекции – для создания пород и сортов при скрещивании организмов; в ветеринарии – для выявления некоторых наследственных заболеваний.

- Нужно знать, какие заболевания наследуются генетически, как они проявляются у потомства, уметь это прогнозировать.

Этап изучения нового материала

У вас было домашнее задание – найти информацию о генетических заболеваниях. Как вы справились?

- Что мы наблюдаем? Какой можно сделать вывод?

4. Какие рекомендации вы можете дать, чтобы снизить риск появления детей с генетическими заболеваниями в семье.

- Вывод 1: Генетические заболевания могут проявиться у потомства в семьях, где родители являются здоровыми, но несут в одной из гомологичных хромосом ген, вызывающий заболевание.

- Вывод 2: Вероятность рождения потомства с генетическими отклонениями увеличивается, если у родственников по отцовской и материнской линии эти отклонения были.

РЕКОМЕНДАЦИИ:

1. Планирование семьи.

2. Исключение близкородственных браков.

3. Прогнозирование вероятности проявления генетических заболеваний.

4. Добровольная своевременная диагностика.

Подведение итогов

Генетические задачи на моногибридное скрещивание

1. Альбинизм (отсутствие пигмента) у человека – рецессивный признак (b), нормальная пигментация кожи – доминантный – (В). У родителей с нормальной пигментацией кожи ребенок – альбинос. Каковы генотипы родителей?

2. Ген диабета рецессивен по отношению к гену нормального состояния. У здоровых супругов родился ребенок больной диабетом. Какова вероятность рождения здорового ребенка в данной семье?

3. У человека фенилкетонурия наследуется как рецессивный признак. Определите вероятность развития заболевания у детей в семье, где оба родителя гетерозиготны по данному признаку.

4. В семье, где оба родителя имели нормальный слух, родился глухой ребенок. Какой признак является доминантным? Каковы генотипы всех членов этой семьи?

6. Миоплегия (периодические параличи) передаётся по наследству как доминантный признак. Определите вероятность рождения детей с аномалией в семье, где отец гетерозиготен, а мать не страдает миоплегией.

7. Праворукость у человека доминирует над леворукостью. Женщина – левша вышла замуж за правшу. Какова вероятность рождения левшей в этой семье?

8. Нормальный слух у человека обусловлен доминантным геном S, а наследственная глухонемота определяется рецессивным геном s. От брака глухонемой женщины с нормальным мужчиной родился глухонемой ребенок. Определите генотипы родителей.

9. Катаракта наследуется как рецессивный аутосомный признак. Возможно ли рождение здоровых детей в семье, где один из родителей страдает катарактой, а второй – гетерозиготен по этому заболеванию?

10. Одну из форм наследственной глухонемоты вызывает рецессивный ген. От брака глухонемой женщины с нормальным мужчиной родились 2 глухонемых ребенка. Какова вероятность того, что и третий ребенок окажется глухонемым?

11. Иван Петрович - правша, хотя его мать владела преимущественно левой рукой. Жена Ивана Петровича тоже правша, но имеет трех братьев, двое из которых левши. Определите вероятность того, что дети Ивана Петровича будут левшами и запишите возможные генотипы членов этой семьи.

12. У человека альбинизм наследуется как рецессивный признак. Один из супругов альбинос, другой имеет нормальную пигментацию, первый ребенок имеет нормальную пигментацию, а второй – альбинос. Какова вероятность рождения в этой семье здорового третьего ребенка (в %)?

13. Мужчина, страдающий альбинизмом, женится на здоровой женщине, отец которой страдал альбинизмом. Каких детей можно ожидать от этого брака, если учесть, что альбинизм наследуется у человека как аутосомный рецессивный признак?

14. Одна из форм шизофрении наследуется как рецессивный признак. Определить вероятность рождения ребенка с шизофренией от здоровых родителей, если известно, что бабушка со стороны отца и дед со стороны матери страдали этим заболеванием.

15. У человека аутосомный доминантный ген определяет развитие катаракты. Женщина, страдающая катарактой, выходит замуж за мужчину, у которого мать страдала катарактой, а отец – нет. Какова вероятность рождения в этой семье ребенка с патологией? Может ли родиться в этой семье здоровый ребенок?

Наследственные генетические заболевания

1. Фенилкетонури́я (фенилпировиноградная олигофрения ) - редкое наследственное заболевание , связанное с нарушением метаболизма аминокислот , главным образом фенилаланина . Сопровождается накоплением фенилаланина и его токсических продуктов, что приводит к тяжёлому поражению ЦНС , проявляющемуся, в частности, в виде нарушения умственного развития . Для человека фенилаланин является незаменимой аминокислотой , потому должен поступать в организм в достаточном количестве с белками пищи. В среднем фенилкетонурии подвержен 1 из 8000 человек. В основе болезни лежит дефицит фермента, осуществляющего превращение фенилаланина в тирозин (тирозин препятствует отложению жиров, снижает уровень аппетита, улучшает функции гипофиза, щитовидной железы и надпочечников).

2. Катаракта - нарушение способности глазного хрусталика пропускать и преломлять световые лучи. Хрусталик является природной линзой в глазу человека. Он расположен между радужной оболочкой и стекловидным телом. Образован хрусталик специфическими водорастворимыми белками, что и обеспечивает его прозрачность и эластичность. Именно благодаря этим свойствам хрусталика мы видим. Со временем происходит замещение этих белков на нерастворимые в воде, он становится менее прозрачным, мутнеет, теряет эластичность. Из-за того, что хрусталик перестает пропускать свет, изображение становится размытым и нечетким. Генетическим наследованием по доминантному типу.

3. Альбинизм. Причиной альбинизма является отсутствие (или блокада) фермента тирозиназы , необходимой для нормального синтеза меланина - особого вещества, от которого зависит окраска тканей. У больных молочно-белый цвет кожи, очень белые волосы, красный зрачок. Повышена чувствительность кожи к ультрафиолетовым лучам.

4. Глухонемота́ - врождённая или наступившая в раннем детстве глухота , сопровождающаяся отсутствием речи из-за нарушений голосового аппарата .

Врождённая глухонемота наблюдается, если ребёнок рождается глухим, и в дальнейшем, не слыша речи, он не может полноценно научиться говорить.

Бывает и так, что ребёнок теряет слух в раннем детстве. В таком случае запас слов , который успел приобрести ребёнок, также постепенно утрачивается, и возникает приобретённая глухонемота .

5. Сахарный диабет бывает двух видов – инсулинозависимый и инсулинонезависимый. Раньше эти заболевания назывались диабетом I и II типов. Они имеют огромные различия как по характеру развития болезней, так и по способам лечения. Диабет II типа обычно (кроме запущенных случаев) не требует постоянного введения инсулина, в то время как инсулинозависимая форма диабета требует постоянного контроля уровня сахара в крови и введения инсулина для его коррекции. Это объясняется тем, что при этом типе диабета поджелудочная железа не вырабатывает или вырабатывает очень мало собственного инсулина и организму для поддержания правильного обмена веществ надо помогать – вводить дополнительно искусственный инсулин, причем постоянно.

Структура работы:1. Оценка правильности суждений. (10 баллов: по 1 баллу за каждое суждение).

2. Знание терминологии. (10 баллов: по 1 баллу за каждый правильный термин, формулировку закона, правила).

3. Решение задачи на моногибридное скрещивание. (5 баллов).

Итого: 25 баллов за полное выполнение работы.

ВложениеРазмер
promezhutochnyy_kontrol_-_genetika._zakonomernosti_nasledstvennosti.doc 55 КБ


Бесплатный марафон подготовки к ЕГЭ на зимних каникулах

Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.

Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ

Предварительный просмотр:

  1. Генетика – это наука о закономерностях наследования признаков у организмов.
  2. Локусом называют участок молекулы ДНК, определяющий развитие отдельного элементарного признака.
  3. Генотип – это совокупность всех генов одного организма.
  4. Признак, проявляющийся у гибрида первого поколения и подавляющий развитие другого признака, Г.Мендель назвал рецессивным.
  5. У гибридов второго поколения наблюдается расщепление по фенотипу 1:2:1, по генотипу 1:3.
  6. Цитологической основой расщепления признаков у потомства при моногибридном скрещивании является расхождение гомологичных хромосом и образование половых клеток в мейозе.
  7. У дигибрида образуется 6 типов гамет.
  8. Гены, расположенные в одной хромосоме, называются сцепленными и наследуются совместно.
  9. Сцепление признаков с полом обусловлено локализацией соответствующих генов в половых хромосомах.
  10. Хромосомы, по которым мужской и женский пол не отличаются друг от друга, называют половыми.

Впишите недостающие слова-термины.

  1. Способность родителей передавать свои признаки, свойства и особенности развития следующему поколению определяется как …
  2. Гены, расположенные в одних и тех же локусах гомологичных хромосом и ответственные за развитие одного признака, называют …
  3. Совокупность всех генов одного организма называют - …
  4. Особь, полученная при скрещивании двух организмов, называется …
  5. Признак, подавляющий развитие другого, альтернативного признака, называется …
  6. Распределение доминантных и рецессивных признаков среди потомства в определенном числовом соотношении – это …
  7. Скрещивание форм, отличающихся друг от друга по 2 парам альтернативных признаков – это …
  8. У дигибридного организма образуется … типа гамет.
  9. Сформулируйте II закон Менделя. Как он называется?
  10. Сформулируйте закон сцепленного наследования генов (закон Т.Моргана).

Решите генетическую задачу на моногибридное скрещивание.

У супругов, имеющих карие глаза, родился голубоглазый ребенок. Определите генотипы родителей и ребенка, если известно, что ген карих глаз доминирует над геном голубых глаз.

  1. Годом рождения генетики считают 1865 год.
  2. Гены, расположенные в одних и тех же локусах гомологичных хромосом и отвечающие за развитие одного признака, называют гомологичными.
  3. Фенотип – это совокупность всех генов одного организма.
  4. Моногибридным считают скрещивание двух организмов, отличающихся друг от друга по нескольким парам альтернативных признаков.
  5. У гетерозиготных организмов один из аллельных генов доминантный, а другой рецессивный (Аа, Вb)
  6. При образовании половых клеток в каждую гамету попадает только один ген из аллельной пары.
  7. Число групп сцепления соответствует количеству хромосом в диплоидном наборе.
  8. У гомогаметных организмов все гаметы одинаковы по половой хромосоме.
  9. Слияние гамет, одна из которых содержит доминантный, а другая рецессивный признак, будет приводить к развитию организма с рецессивным признаком.
  10. У бабочек, пресмыкающихся и птиц мужской организм гомогаметен.

Впишите недостающие слова-термины.

  1. Наука о закономерностях наследования признаков у организма называется …
  2. Участком молекулы ДНК, определяющим возможность развития отдельного элементарного признака или синтез одной белковой молекулы, является …
  3. Совокупность всех признаков одного организма называют - …
  4. Метод, разработанный Г.Менделем, называется …
  5. Преобладание у гибрида признака одного из родителей Г.Мендель назвал …
  6. Если при моногибридном скрещивании гибрид первого поколения не воспроизводит полностью ни одного из родительских признаков и выражение признака носит промежуточный характер, мы имеем дело с …
  7. Скрещивание форм, отличающихся друг от друга по 1 паре альтернативных признаков – это …
  8. Хромосомы, по которым мужские и женские особи не отличаются друг от друга, называются …
  9. Сформулируйте III закон Менделя. Как он называется?
  10. Сформулируйте определение анализирующего скрещивания.

Решите генетическую задачу на моногибридное скрещивание.

Гладкая окраска арбузов наследуется как рецессивный признак. Какое потомство получится от скрещивания двух гетерозиготных растений с полосатыми плодами?

  1. Генетика – это наука о закономерностях наследования признаков у организмов.
  2. Наследственность – это способность родителей передавать свои признаки, свойства и особенности развития следующему поколению.
  3. Фенотип – это совокупность всех признаков одного организма.
  4. Дигибридным считают скрещивание двух организмов, отличающихся друг от друга по нескольким парам альтернативных признаков.
  5. У гомозиготных организмов один из аллельных генов доминантный, а другой рецессивный (Аа, Вb)
  6. Доминантный признак подавляет развитие другого признака.
  7. Число групп сцепления соответствует количеству хромосом в гаплоидном наборе.
  8. У гетерогаметных организмов все гаметы одинаковы по половой хромосоме.
  9. Слияние гамет, одна из которых содержит доминантный, а другая рецессивный признак, будет приводить к развитию организма с доминантным признаком.
  10. Хромосомы, по которым мужской и женский пол отличаются друг от друга, называются половыми.

Впишите недостающие слова-термины.

  1. Гены, расположенные линейно, друг за другом в одной хромосоме, называются …
  2. Способность организмов приобретать новые признаки в течение жизни называется …
  3. Совокупность всех генов одного организма называют - …
  4. Подавляемый признак называется …
  5. Причиной нарушения сцепления генов, находящихся в одной хромосоме, служит …
  6. Если при моногибридном скрещивании гибрид первого поколения воспроизводит полностью один из родительских мы имеем дело с …
  7. Скрещивание форм, отличающихся друг от друга по 2 парам альтернативных признаков – это …
  8. Пол, который образует гаметы, одинаковые по половой хромосоме, называется …
  9. Сформулируйте I закон Менделя. Как он называется?
  10. Сформулируйте закон чистоты гамет.

Решите генетическую задачу на моногибридное скрещивание.

Праворукость у человека доминирует над леворукостью. Женщина – левша вышла замуж за правшу. Какова вероятность рождения левшей в этой семье?

  1. Годом рождения генетики считают 1900 год.
  2. Гены, расположенные в одних и тех же локусах гомологичных хромосом и отвечающие за развитие одного признака, называют аллельными.
  3. Генотип – это совокупность всех признаков одного организма.
  4. Гены, расположенные в одной хромосоме, называются сцепленными и наследуются совместно.
  5. Признак, проявляющийся у гибридов первого поколения и подавляющий развитие другого признака, Г.Мендель назвал рецессивным.
  6. При образовании половых клеток в каждую гамету попадают оба гена из аллельной пары.
  7. При дигибридном скрещивании у гибридов второго поколения наблюдается расщепление по фенотипу 1:2:1.
  8. Аллельные гены называют сцепленными.
  9. У человека 23 группы сцепления генов.
  10. Гены гемофилии и дальтонизма находятся в Y-хромосоме.

Впишите недостающие слова-термины.

  1. Основателем генетики как науки считается Томас Морган.
  2. парные хромосомы называются …
  3. Совокупность всех качественных и количественных признаков хромосомного набора одного организма называют - …
  4. Взаимоисключащие признаки называются …
  5. Первый закон Менделя называется …
  6. Скрещивание форм, отличающихся друг от друга по 2 парам альтернативных признаков, называется …
  7. Скрещивание особи с неизвестным генотипом с организмом, гомозиготным по рецессивной аллели, называется …
  8. Гены, локализованные в половых хромосомах, наследуются …
  9. Сформулируйте любой закон Менделя.
  10. Сформулируйте закон чистоты гамет.

Решите генетическую задачу на моногибридное скрещивание.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Урок биологии по теме "Основные закономерности наследственности"

Методическая разработка урока может быть использована на уроках биологии в 9, 10, 11 классах в зависимости от программы, по которой пвботает учитель.

Урок по общей биологии в 11 классе с использованием метода проблемного изучения материала.

Технологическая карта урока "Генетика -наука о закономерностях наследственности и изменчивости"

Технологическая карта урока "Генетика -наука о закономерностях наследственности и изменчивости".


Тест 8 по теме "Закономерности наследственности. Генетика человека".

Тест предназначен для подготовки к ЕГЭ.


Конспект урока биологии в 10 классе на тему "Закономерности наследственности. Дигибридное скрещивание".

Данный конспект урока содержит материал о закономерностях наследственности и дигибридном скрещивании. В текст включены задачи на дигибридное скрещивание разной степени сложности. Учителям биолог.


Методическая разработка по теме "Основные понятия генетики. Основные закономерности наследственности"

Представляю план-конспект урока.


Самостоятельные работы по темам "Закономерности наследственности" и "Закономерности изменчивости"

Материал для промежуточного контроля при изучении генетики в профильном классе (биология, 10 класс). Содержит тестовые задания и вопросы с развернутым ответом, в том числе задачи на дигибридное скрещи.

1. У овса устойчивость к ржавчине доминирует над восприимчивостью (b) к этой болезни. Какими окажутся генотипы гибридов в F1 от скрещивания восприимчивого к ржавчине овса с гомозиготным устойчивым растением, каким будет соотношение генотипов и фенотипов в F2?



2. У человека имеются четыре фенотипа по группам крови: I(0), II(А), III(В), IV(АВ). Ген, определяющий группу крови, имеет три аллеля: IA, IB, i0, причем аллель i0 является рецессивной по отношению к аллелям IA и IB. Родители имеют II (гетерозигота) и III (гомозигота) группы крови. Определите генотипы групп крови родителей. Укажите возможные генотипы и фенотипы (номер) группы крови детей. Составьте схему решения задачи. Определите вероятность наследования у детей II группы крови.



3. Самца морской свинки с розеточной (мохнатой) шерстью скрещивали с двумя самками, из которых первая имела гладкую, а вторая – розеточную шерсть. Первая самка принесла двух детенышей с розеточной и одного с гладкой шерстью. Вторая самка принесла трех детенышей с розеточной и одного с гладкой шерстью. Определите генотипы всех родителей и их потомков, если ген розеточной шерсти - доминантный (А).

А - розеточная шерсть, а - гладкая.
Самец А_, первая самка аа, вторая – А_
В потомстве от первой самки был ребенок с гладкой шерстью аа, одну а он получил от матери, а вторую – от отца, следовательно, отец Аа, дети от первого скрещивания Аа и аа.
В потомстве от второй самки тоже был ребенок с гладкой шерстью аа, одну а он получил от отца, а вторую от матери, следовательно вторая самка Аа, дети от второго скрещивания АА, Аа и аа.

4. У человека ген полидактилии (шестипалость) доминирует над геном нормального строения кисти. Оба родителя гетерозиготны. Определите вероятность рождения шестипалых детей.



5. Ген вьющихся волос доминирует над геном прямых волос. Какова вероятность появления ребенка с прямыми волосами, если известно, что отец мужа и мать жены имели прямые волосы, а мать мужа и отец жены имели вьющиеся волосы, как и все их предки?

А-вьющиеся, а-прямые
отец мужа аа
мать жены аа
мать мужа А_
отец жены А_
поскольку все предки были вьющиеся, то А_ -> АА
родители мужа и жены аа х АА
муж и жена Aa х Аа
дети АА, 2Аа, аа
фенотип 3 вьющиеся, 1 прямые
ответ 1/4

6. У человека не рыжие волосы доминируют над рыжими. Отец и мать гетерозиготные не рыжие. У них восемь детей. Сколько среди них может оказаться рыжих? Есть ли однозначный ответ на вопрос?

1) Так как родители гетерозиготны, они несут по одному гену рыжих волос.
2) Теоретически у них могут родиться 2 рыжих ребёнка (25%).
3) Но встреча гамет при оплодотворении идет случайно и поэтому в данной семье могут родиться все не рыжие или все рыжие, а также любое сочетание рыжие/не рыжие. Однозначный ответ дать нельзя.

7. Голубоглазый мужчина, родители которого имели карие глаза, женился на кареглазой женщине, у отца которой глаза были голубые, а у матери - карие. Какие дети могут родиться в этой семье, если известно, что кареглазость доминирует над голубоглазостью?



8. Отсутствие малых коренных зубов у человека наследуется как доминантный аутосомный признак. Определите возможные генотипы и фенотипы родителей и потомства, если один из супругов имеет малые коренные зубы, а у другого они отсутствуют и он гетерозиготен по этому признаку. Какова вероятность рождения детей с этой аномалией?



9. Отец имеет короткие ресницы (рецессивный аутосомный ген), а мать – длинные, трое их детей имеют длинные ресницы, а двое – короткие. Определите виды гамет и генотипы родителей, а также генотипы их потомства.



10. У человека ген полидактилии (шестипалость) доминирует над геном нормального строения кисти. В семье, где один из родителей имеет нормальное строение кисти, а второй - шестипалый, родился ребенок с нормальным строением кисти. Какова вероятность рождения следующего ребенка тоже без аномалий?



11. Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их. (1) В классической генетике широко используется несколько методов: гибридологический, цитогенетический, генеалогический и др. (2) Генеалогический метод, используемый в генетике, разработал Г. Мендель. (3) При скрещивании чистых линий гороха с альтернативными признаками Мендель получал потомство с признаками только одного родителя. (4) Такое потомство называют гомозиготным. (5) На основании полученных результатов Г. Мендель вывел закон единообразия гибридов первого поколения. (6) В целях выявления генотипа особи с доминантными признаками используют анализирующее скрещивание. (7) Если все потомство F1 в анализирующем скрещивании будет иметь доминантный фенотип, значит, генотип исследуемого родителя гетерозиготный - Аа.

2 - Г. Мендель разработал гибридологический метод;
4 - такое потомство называют гетерозиготным (гибридным);
7 - генотип исследуемого родителя гомозиготный - АА (в случае гетерозиготного генотипа Аа исследуемого родителя получится расщепление 1:1, а не единообразие)

12. Почему в реальной жизни очень часто встречаются отклонения от законов Г. Менделя?

1) Законы Менделя носят статистический характер, т. е. подтверждаются на большом числе особей (большой статистической выборке). В реальной жизни у организмов, дающих небольшое количество потомков, встречаются отклонения от законов Менделя.
2) Расщепления при неполном доминировании, сцеплении с полом, взаимодействии генов не соответствуют законам Менделя.

13. Для чего проводится анализирующее скрещивание? Приведите пример такого скрещивания.

1) Анализирующее скрещивание проводится для установления генотипа особи с доминантным фенотипом для выявления у неё рецессивного гена.
2) Для этого скрещивают гомозиготную по рецессивному гену особь с особью, генотип которой неизвестен.

14. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, объясните их. (1) Г. Мендель скрещивал две чистые линии растений гороха. (2) Они отличались по двум признакам – жёлтому и зелёному цвету семян. (3) В первом поколении от скрещивания этих линий появились растения, дающие только плоды с жёлтыми семенами. (4) Во втором поколении, полученном от скрещивания гибридов первого поколения, появились растения как с жёлтыми, так и с зелёными семенами. (5) При этом половина гибридов давали жёлтые семена. (6) Окраску семян, проявившуюся в двух поколениях гибридов (жёлтую), назвали рецессивной. (7) По результатам первого скрещивания Г. Менделем было сформулировано правило доминирования, или закон единообразия гибридов первого поколения.

2) В данном случае указан один признак – окраска семени.
5) Жёлтые семена были у трёх четвертей гибридов.
6) Рецессивным был признак зелёной окраски семян.

Читайте также: