Для каких юридических лиц установлена обязанность по разработке нормативов образования отходов

Обновлено: 30.06.2024

Напомним, что с 1 января 2019 г. проекты нормативов образования отходов и лимиты на их размещение (НООЛР) разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, то есть на объектах, оказывающих, соответственно, значительное и умеренное негативное воздействие на окружающую среду.[2]

Согласно новым правилам, для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на объектах I категории, НООЛР устанавливаются в составе комплексного экологического разрешения (КЭР), которое обязаны получить все объекты I категории на территории России не позднее 1 января 2025 г.[3]

При этом переходными положениями установлено, что с 1 января 2019 г. и до даты получения КЭР, лица, осуществляющие деятельность на объектах I категории, могут как прежде получить отдельное решение об утверждении НООЛР или переоформить полученное ранее решение об утверждении НООЛР в порядке, предусмотренном Регламентом. Такое решение будет действовать до дня получения КЭР.[4]

Так, Регламент позволяет лицам, осуществляющим деятельность на объектах I категории:[5]

Заявители могут получить перечисленные государственные услуги в территориальных органах Росприроднадзора, предоставив наряду с заявлением о предоставлении соответствующей государственной услуги и документами, подтверждающими полномочия представителя заявителя следующие документы:[6]

  • для получения документа об утверждении НООЛР – проект НООЛР, разработанный в соответствии с методическими указаниями Минприроды;[7]
  • для переоформления документа об утверждении НООЛР – подлинник ранее выданного в установленном порядке документа об утверждении НООЛР;
  • для получения дубликата документа об утверждении НООЛР – подлинник документа об утверждении НООЛР (в случае его порчи);
  • для исправления опечаток / ошибок в ранее выданных документах – подлинник документа об утверждении НООЛР.

Главным основанием для отказа в утверждении НООЛР являются арифметические и логические ошибки в обосновании НООЛР, предлагаемых для размещения в конкретных объектах размещения отходов, и (или) ошибки при заполнении форм, установленных методическими указаниями Минприроды.[9]

Отказать в переоформлении НООЛР могут в том числе в связи с отсутствием объекта размещения отходов, на котором предполагается размещение отходов, в государственном реестре объектов размещения отходов, а также в связи с недостаточной вместимостью объекта размещения отходов, на котором планируется их размещение согласно переоформляемым НООЛР.[10]

Утвержденные НООЛР действуют 5 лет при условии ежегодного представления заявителем технического отчета по обращению с отходами.[11] Срок действия переоформленного документа об утверждении НООЛР устанавливается равным сроку действия ранее выданного документа об утверждении НООЛР.[12]

О чем подумать, что сделать

Лицам, осуществляющим деятельность на объектах I категории, следует учитывать, что одной из основных сложностей, связанных с получением КЭР, является срок данной процедуры, который на практике может составлять от 4,5 до 8 месяцев с момента разработки включаемых в него нормативов (НООЛР, нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов высокотоксичных веществ и т.д.).

Поэтому, если срок действия ранее утвержденных НООЛР истек или истекает в ближайшее время, а получение КЭР в ближайшее время не представляется для лица возможным, мы рекомендовали бы получить решение об утверждении НООЛР в соответствии с Регламентом.

Необходимо помнить, что неисполнение обязанности по разработке проектов НООЛР или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган может повлечь для юридического лица административную ответственность в виде штрафа в размере от 200 000 до 350 000 рублей, для должностного лица – в размере от 20 000 до 40 000 рублей.[13]

Помощь консультанта

[5] П. 10 Регламента.

[6] П.п. 16-19 Регламента.

[7] Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утверждённые приказом Минприроды России от 05.08.2014 № 349.

[8] П. 20 Регламента.

[9] П. 29 Регламента.

[10] П. 30 Регламента.

[11] П. 96 Регламента. Технический отчет по обращению с отходами разрабатывается в соответствии с Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утверждёнными приказом Минприроды России от 05.08.2014 № 349.

Новые требования в области обращения с отходами с 1 января 2021 года

Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.

Методические указания устанавливают единый подход к разработке и общие требования к содержанию и оформлению проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - НООЛР), в котором обосновывается планируемая деятельность по образованию и обращению с отходами I - V классов опасности, образующимися в процессе осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем хозяйственной и иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - объекты НВОС), I и II категорий.

НООЛР разрабатываются для каждого объекта НВОС I или II категорий.

Основными задачами при разработке НООЛР являются:

  • обоснование нормативов образования отходов;
  • обоснование запрашиваемых лимитов на размещение отходов для объектов НВОС I категории;
  • обоснование массы или объема размещаемых отходов для объектов НВОС II категории.

Настоящий приказ действует до 1 января 2027 года.

Порядок устанавливает требования к рассмотрению территориальными органами Росприроднадзора документов и материалов отнесения отходов, образующихся у индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в процессе их деятельности, не включенных в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный Приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 г. N 242, к конкретному классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду и принятию решения о подтверждении отнесения отходов к конкретному классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду.

Действие настоящего порядка не распространяется на радиоактивные отходы, биологические отходы, медицинские отходы, вещества, разрушающие озоновый слой (за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства).

Настоящий приказ вступает в силу 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

С 1 января 2021 г. для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, а также на объектах II категории, устанавливается порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение

Нормативы образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, проектной документации.

Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются для каждого объекта I категории, а в случае, предусмотренном пунктом 12 статьи 31.1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", для объекта II категории в соответствии с методическими указаниями по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными Минприроды России.

Действие порядка не распространяется на вопросы обращения с радиоактивными отходами, биологическими и медицинскими отходами, на регулирование размещения в пластах горных пород попутных вод, вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей.

Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

С 1 января 2021 г. устанавливается порядок проведения мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду.

Мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды является частью системы наблюдений за ее состоянием и загрязнением под воздействием объектов размещения отходов и осуществляется в целях предотвращения негативных изменений качества окружающей среды, информирования органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц о состоянии и загрязнении окружающей среды в районах расположения объектов размещения отходов.

Мониторинг осуществляется собственниками, владельцами объектов размещения отходов, а в случае передачи этих объектов в пользование - пользователями объектов размещения отходов.

Порядок проведения мониторинга предназначен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в собственности, владении или пользовании которых находятся объекты размещения отходов, Росприроднадзора и его территориальных органов, Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, ее территориальных органов и подведомственных организаций, органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственный экологический надзор.

Действие порядка не распространяется на скотомогильники, объекты размещения медицинских отходов, специальные объекты размещения радиоактивных отходов.

Для объектов размещения отходов, выведенных из эксплуатации, мониторинг осуществляется в рамках контроля за их состоянием и воздействием на окружающую среду. Прекращение мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях выведенных из эксплуатации объектов размещения отходов допускается по истечении срока, предусмотренного проектной документацией на вывод объекта размещения отходов из эксплуатации, при условии если по его результатам подтверждено отсутствие негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 года и действует до 1 января 2027 года.


Минприроды РФ в конце 2019 года выпустило разъяснения по вопросам внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду и предоставления соответствующей декларации (Письмо Минприроды России от 19.12.2019 № 19-50/16689-ОГ).

За грязь надо платить

Плата за негативное воздействие на окружающую среду — это экологический сбор, который взимается государством с фирм или предпринимателей, чья деятельность приводит к негативным изменениям качества окружающей среды.

Плату за такое негативное воздействие на окружающую среду должны вносить все субъекты, чья деятельность ухудшает состояние окружающей среды, в том числе и ведущие на территории Российской Федерации деятельность зарубежные компании.

Виды объектов

- объекты I категории оказывают значительное негативное воздействие на окружающую среду;

- объекты II категории — умеренное негативное воздействие;

- объекты III категории — незначительное негативное воздействие;

- объекты IV категории — минимальное негативное воздействие.

К перечню таких видов деятельности, к примеру, относят производство нефтепродуктов, производство стекла и керамических изделий, обработку, утилизацию и захоронение отходов и другие.

Только одно образование и накопление отходов не является критерием отнесения объекта к объекту какой-либо из четырёх категорий негативного воздействия на окружающую среду.

После чего объекту НВОС будет присвоена категория вредности (от I до IV) исходя из установленных критериев.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение

Нормативом образования отходов является установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции. Лимитом на размещение отходов признаётся предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определённым способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учётом экологической обстановки на данной территории (ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления).

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются в соответствии с Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утверждёнными Приказом Минприроды России от 05.08.2014 № 349.

Кроме того, при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, категория которых не определена, обязанность по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не установлена.

Должны вносить плату малые предприятия?

Малые предприятия, как и иные юридические лица, чья деятельность приводит к негативным изменениям качества окружающей среды, являются плательщиками за НВОС. Какие-либо государственные преференции малым предприятиям в указанной сфере не устанавливаются.

Необходимость сдачи малым предприятием различного вида отчётности в Росприроднадзор поставлена в зависимость только от вида деятельности и категории объекта, на котором осуществляется деятельность.

Кто не должен платить?

Как разъяснил Росприроднадзор, при отсутствии на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды (источников выбросов в атмосферный воздух) офисные помещения, организации, которые занимаются розничной торговлей или оказывают услуги населению, относятся к IV категории объектов HBOC (от 29.09.2016 № АА-03-04-32/20054). То есть это объекты, которые производят не более 10 тонн отходов в год, не имеют радиоактивных выбросов, не загрязняют подземные или поверхностные водоёмы.

Письмом Минприроды России от 19.12.2019 № 19-50/16689-ОГ была поставлена точка в вопросе внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду и предоставлении декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду для таких категорий объектов.

Так, юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие офисные помещения, при наличии свидетельства о постановке на государственный учёт как объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, в качестве объекта IV категории не обязаны вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, у которых не возникает обязательств по внесению платы за негативное воздействие, не должны подавать и соответствующую декларацию.

А вот в случае наличия у юридического лица или индивидуального предпринимателя одновременно объектов IV категории и объектов, относящихся к иным категориям, определённым законодательством (I, II, III), плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется и вносится по всем объектам, включая объекты IV категории (Письмо Росприроднадзора от 11.01.2019 № АА-06-02-31/370 ).

Какие поправки внесены в правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду в связи с изменением законодательства в сфере?

При этом Минприроды России уже обновило декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Приказ Минприроды России от 30.12.2019 № 899 с обновлённой формой декларации о плате за грязь вступил в силу 8 марта 2020 года.

С указанной даты НВОС должны отображать в декларации раздельный учёт сумм за размещение отходов производства и твёрдых коммунальных отходов.

В форме декларации появились строки для отражения суммы платы, которая была зачтена в предыдущем отчётном периоде в счёт будущего.

Предельно допустимые выбросы (ПДВ) в целях приведения формы декларации в соответствии с новшествами в законодательстве заменены на нормативы допустимых выбросов (НДВ) и технологические нормативы (ТН).

Кроме того, в расчётах теперь необходимо учитывать новые коэффициенты, например поправочный коэффициент (Кинд).

Места накопления

Давайте постепенно разберем вопрос, что же такое проект НООРЛ. Начнем с начала. Требование законодательства об обязанности предприятий разрабатывать нормативы образования закреплены пунктом 1 статьи 18 федерального закона №89-ФЗ от 24.06.98 г. И так согласно федеральному закону:

В целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Подробная пошаговая инструкция по разработке проекта по отходам собственными силами представлена по ссылке.

Кому необходимо разработать проект НООРЛ ?

Для ответа на данный вопрос обратимся к пункту 2 статьи 18 федерального закона №89-ФЗ от 24.06.98 г. Статья федерального закона гласит:

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

И так получается, что для любого объекта I, II категории необходима разработка проекта по отходам (НООЛР). Для объектов III, IV Категории разработка таких проектов не требуется.

В каких органах власти и в какие сроки согласуется проект НООЛР ?

Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для объектов I категории утверждаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

В случае если объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, расположен в пределах территорий двух и более субъектов Российской Федерации, заявитель направляет заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в один из территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту размещения объекта по своему усмотрению.

Территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в срок, не превышающий 30 рабочих дней с даты приема проекта НООРЛ на согласование, принимают решение об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение либо решение об отказе в их утверждении.

Для объектов II категории утверждение и согласование НООЛР в государственных органах не требуется, только утверждение руководителем организации.

Нужно ли подавать технический отчет о неизменности технологического процесса для ежегодного продления лимитов ?

Друзья, все мы помним что еще год назад для ежегодного продления действия лимитов необходимо было сдавать технический отчет о неизменности технологического процесса. В старых методических рекомендациях по разработке проекта ПНООЛР была представлена форма Технического Отчета, также необходимость предоставления отчета завалялась в регламенте согласования проекта (Приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. N 50).

96. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления Заявителем технического отчета по обращению с отходами (далее — технический отчет), разработанного в соответствии с Методическими указаниями.

Получается, что для объектов I категории пока не получено КЭР сдача технического отчета остается актуальной, хотя формы отчета уже не существует. На практике единства в данном вопросе нет, част территориальных органов РПН говорят не несите, а часть принимают.

Мы рекомендуем все таки предоставлять данный отчет. Пусть лучше Вам официально ответят, в отсутствии необходимости сдачи отчета , чем при проверке декларации о плате узнать, что лимиты не действуют.

Есть ли штрафные санкции за отсутствие проекта НООРЛ и его согласование ?

Штрафные санкции за отсутствие проекта (для объектов I, II категории) и не подачу его на согласование (для объектов I категории) установлены пунктом 7 статьей 8.2 КоАП:

Неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; — на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

Читайте также: