Сущность государства как политического и правового института

Обновлено: 25.06.2024

Для целей теории государства и права — науки, изучающей наиболее общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права — эти термины употребляются в значениях: государство — организация политической власти; право — система правовых норм (подробнее см. разделы 1.1.2 и 1.1.3).

Для уяснения содержания понятий государства и права надо рассмотреть их соотношение с более общими понятиями: общество и правила поведения.

1.1.2. Общество и государство. Признаки государства

Общество — это совокупность людей, их взаимоотношений, способов их организации (на данной территории, в данное время, данного типа и пр. — в зависимости от контекста).

В современных странах, помимо государственных форм организации общества, существуют многочисленные внегосударственные формы организации (или институты) общества, например: семья, общественные организации, церковь, предприятия.

Важнейшим общественным явлением, которое существовало и в догосударственных обществах, но особенно существенно для государства, является власть — возможность одних людей подчинять своей воле поведение других людей.

Власть может носить очень личный характер — например, власть родителей над детьми. Власть может иметь более широкий характер — например, власть вождя племени над соплеменниками.

Государственная власть имеет наиболее отвлеченный от личности, как говорят юристы — публичный характер. Например, Президент России может издать указ, обязывающий всех граждан России, достигших 18 лет, служить в армии. При этом никакие личные отношения Президента с этими гражданами не возникают — в указе нет никаких конкретных фамилий призывников; любой другой человек, занимающий должность Президента России, издал бы точно такой же указ.

Другой важнейшей особенностью государства является специальный аппарат управления, отделенный от общества.

Вышеприведенные примеры иллюстрируют некоторые из признаков государства, то есть черт, отличающих государство от других институтов общества.

Примерный список традиционно выделяемых в научной и учебной литературе наиболее существенных признаков государства выглядит следующим образом:

  • Публичный характер власти.
  • Наличие специального аппарата управления, отделенного от общества.
  • Издание общеобязательных правил поведения — правовых норм (подробнее см. раздел 1.1.3).
  • Осуществление власти в рамках определенной территории.
  • Суверенитет, т.е. полновластие внутри страны и независимость от всякой иной власти внутри страны и на международной арене.
  • Общеобязательные материальные поборы для выполнения своих задач, например: дань, пошлины, налоги.

Отметим, что в конкретном государстве (в смысле — конкретной стране) в конкретный период времени некоторые из вышеприведенных признаков государства могут фактически отсутствовать; либо, наоборот, присутствовать у негосударственных структур.

Например, у Сербии в 1999 году не было фактического суверенитета на территории Косово; в СССР фактически общеобязательные правила поведения могла определять КПСС, формально являвшаяся общественной организацией.

Исходя из существенных признаков государства, можно дать, например, такое определение государства:

Государство — это организация публичной власти на определенной территории, обладающая специальным аппаратом и регулирующая общественные отношения путем издания правовых норм.

1.1.3. Правила поведения и правовые нормы. Признаки права

Правило поведения — это способ возможных или необходимых действий в определенной ситуации.

По критерию универсальности применения все правила поведения можно разделить на индивидуальные и общие.

Пример индивидуального правила поведения: родителей Пети Иванова вызвали в школу в связи с плохим поведением Пети. Необходимое действие родителей состоит в том, чтобы явиться в школу.

Пример общего правила поведения: все обязаны платить налоги.

Норма — это общее правило поведения, которое действует в отношении неопределенного круга лиц и неограниченного количества случаев.

Не всякая норма является правовой.

Существовали доправовые нормы, например: биологические, религиозные. В частности, биологические нормы определяют поведение не только людей, но и животных — например, инстинкты самосохранения или размножения.

В современном обществе, помимо правовых норм, люди руководствуются и внеправовыми, например: этическими, корпоративными, партийными. Ни в каком законе не сказано, что беременным женщинам надо уступать место в общественном транспорте, однако такое поведение безусловно признается обществом необходимым.

Важнейшей особенностью правовых норм является то, что их устанавливает и обеспечивает их исполнение именно государство (в лице своих органов), а не другие институты общества.

Например, в России правовые нормы содержатся в принимаемых Государственной Думой федеральных законах, в издаваемых Президентом России указах, в других актах государственных органов. Попытка нарушить правовые нормы может привести к преследованиям нарушителя со стороны правоохранительных органов государства — в частности, прокуратуры, милиции, суда.

Разумеется, правила поведения могут устанавливаться и другими институтами общества — например, Православная Церковь может определить детали соблюдения Великого поста; однако эти правила не будут правовыми нормами, и нарушителей поста не будут преследовать государственные правоохранительные органы.

Другой особенностью правовых норм является их общеобязательный характер. Под действие правовых норм попадают все лица, находящиеся под юрисдикцией данного государства, вне зависимости от их пола, возраста, места жительства, отношения к религии, места работы и других признаков. Разумеется, есть правовые нормы, адресованные не всем лицам, а только конкретным категориям лиц; но это всегда специально оговаривается в самой правовой норме, либо очевидно из ее содержания.

Например, обязанность уплатить земельный налог возникает у каждого, кто имеет в собственности земельный участок. Избежать уплаты налога, например, договорившись с налоговым инспектором, нельзя — при попытке это сделать государство накажет и налогоплательщика, и инспектора.

Напротив, обязанность платить партийные взносы возникает только у членов данной партии. При этом член партии может не платить членские взносы или даже вообще выйти из партии — государство это не интересует (разумеется, в этом примере речь идет не о тоталитарном государстве, где партия может играть особую роль — см. раздел 1.2.7).

Вышеприведенные примеры иллюстрируют некоторые из признаков права, то есть черт, отличающих правовые нормы от других правил поведения.

Примерный список традиционно выделяемых в научной и учебной литературе наиболее существенных признаков права выглядит следующим образом.

Общеобязательность для всех лиц.

Особый, установленный государством порядок создания правовых норм.

Право охраняется принудительной силой государства.

Право носит формально-определенный и структурированный характер. Исходя из существенных признаков права, можно дать, например, такое определение права (в объективном смысле):

Право — это система общеобязательных правил поведения, установленных и охраняемых государством.

В то же время государство и право можно рассматривать в рамках других подходов, с другими целями. В частности, государство и право рассматривали философы, историки, политики, психологи, религиозные деятели.

Понятно, что их в меньшей степени интересует чисто юридическая проблематика, а в большей — та, которая им близка в силу их научных, политических или религиозных интересов.

Чтобы проиллюстрировать отличие подходов, приведем несколько других определений государства и права из трудов некоторых философов и политиков:

Совершенно очевидно, что при одном объекте исследований — государстве и праве — у вышеуказанных деятелей был совершенно разный предмет исследований — одних интересовала политическая сторона, других — этическая, третьих — общефилософская.

В то же время, в силу специфики государства и права, политические и философские воззрения так или иначе влияют на позицию практически любого автора, который берется рассуждать о государстве и праве, отражаясь даже на таких, казалось бы, сугубо технических вопросах, как формальные определения, структура изложения материала, соотношение объема изложения различных вопросов.

Многие правовые явления затруднительно понять и применять без государства и его институтов. Этим объясняется необходимость познать сущность государства, т. е. выявить основу его функционирования и развития, его социальной ценности и назначения, понять государство в единстве всех его многообразных и противоречивых свойств, сторон, форм бытия как самостоятельного института. Раскрытие сущности государства предполагает анализ государства как политической организации классового общества.

Сущность государства состоит в том, что его надо рассматривать как определенную ассоциацию, члены которой интегрируются в единое целое публично-властными структурами и отношениями. В государстве как политической организации особого рода воля всех членов общества объединяется и выступает как единая государственная воля.

Политико-философской и юридической мыслью выработано множество походов к сущности государства. Их различие становится очевидным при разрешении следующих основополагающих вопросов:

1) соотношение государства и общества;

2) искусственное или органическое, естественное происхождение государства.

Наибольшую известность получили следующие подходы к сущности государства: теория плюрализма, технократическая теория, теория элит, юридический подход.

Теория плюрализма разработана Ласки, Дюверже, Дарендордем, Далем и другими исследователями. Согласно данной теории общество представляет собой совокупность страт – групп людей, объединенных по возрасту, полу, профессии и другим социально значимым свойствам. Страты могут объединяться в политические союзы для решения какой-либо задачи или лоббирования определенного интереса. Такое объединение необходимо, так как индивид не в силах самостоятельно оказать влияние на государственную власть. Стратифицированные интересы могут воздействовать на государство. В силу разнообразия интересов организаций (плюрализм) осуществляются их цели в государственной политике. Такая форма взаимодействия общества и государства называется плюралистической демократией.

Технократическая теория сформирована и развита в работах Веблена, Барихейма, Сеймана, Мулеша, Зигфрида и других. Основу данной теории составляют взгляды Сен-Симона о том, что без технических специалистов цивилизации угрожала бы гибель. Исчезновение политиков никак не отразилось бы на имеющемся социально-экономическом порядке.

Согласно данной теории технократами являются лица, профессионально занимающиеся управлением. Источником их власти является опыт и компетенция, управленческие науки. Бюрократы в отличие от технократов имеют власть только в связи со своей принадлежностью к аппарату государства. Таким образом, технократическая управленческая деятельность необходима для общества с целью оптимального целенаправленного развития.

Теория элит (Парето, Моски, Сартори) представляет функционирование государства через борьбу политических элит за власть. Элиту составляют:

1) преуспевающие люди;

2) лица, осуществляющие публичную власть.

Элита представляет узкий слой лиц, имеющих власть, средства, социальный статус. Победившая элитарная группа получает возможность проводить свои интересы в политике государства.

Юридический подход (Г. Еллинек, Эсмен, Г. Кельзен) рассматривает государство как социальное образование и юридическое учреждение. Юридическая природа государства проявляется в функционировании государственных учреждений, издании и применении правовых норм. При этом государство рассматривается как юридическое лицо, выражающее интересы народа.

Существование государства в качестве политической организации связано прежде всего с тем, что оно является особой организацией политической власти.

Политическая власть обладает концентрированной силой, превращающей ее в действенный фактор социального бытия. Такой силой выступают различные институты государства, организационно оформляющие власть и придающие ей постоянно функционирующий и общеобязательный характер. Этими институтами являются государственные органы власти с их материальными придатками в виде армии, карательных органов, тюрем, суда, а также правовые нормы.

Другими словами, главная особенность политической власти коренится в ее нерасторжимой связи с той или иной формой и степенью развития государственности. Это отличает ее от иных видов власти.

Политическая власть, по сути дела, получает материальное воплощение в государственно-правовых институтах, становится властью государственной. Вот почему эти два понятия, по существу, являются идентичными.

Политическую (государственную) власть отличает от социальной власти то, что первая выражает потребности, интересы, волю не просто различных групп общества, а таких социальных групп, которые занимают доминирующее положение. Марксистская доктрина исходила из деления общества на группы. Класс, обладающий экономическим господством, имел и государственную власть. Современная либеральная концепция отрицает идеи классового общественного устройства, использует понятие страты для описания социального деления. Однако экономическая составляющая политического господства страты, как и класса, осталась неизменной. Выражение в первую очередь именно интересов господствующего социального слоя придавало и придает сегодня власти, а вместе с ней и государству политический характер. Политика – это прежде всего сфера отношений между социальными группами, а они существовали и будут существовать всегда.

Сущность государства как политической организации особенно ярко проявляется в его сопоставлении с гражданским обществом, которое включает в себя общественные отношения за пределами государства: экономические, социальные, идеологические, нравственные, религиозные, культурные, семейные и другие. Именно гражданское общество составляет реальную основу государства. При этом государство и гражданское общество не сливаются, не отождествляются.

Таким образом, государство и гражданское общество представляют единство формы и содержания, в котором форма представлена политическим государством, а содержание – гражданским обществом.

Не менее важная характеристика государства состоит в том, что оно представляют собой структурную организацию. Это находит свое выражение в наличии у государства специального аппарата в лице людей, обладающих публично-властными полномочиями и профессионально занимающихся выполнением функций управления и руководства, охраной экономического, социального и политического строя общества, в том числе путем принуждения. Именно эта характеристика государства как организации публичной власти делает его особой политической организацией. Государство – не единственное орудие осуществления политической власти. Наряду с ним имеются и другие достаточно эффективные средства реализации этой власти, которые носят негосударственный характер. Среди них – политические движения и партии, профсоюзы, трудовые коллективы и т. д. От них государство отличается четко структурированной системой специальных государственных органов, осуществляющих его многочисленные внутренние и внешние функции.

Таким образом, сущность государства выражает его социальную природу и назначение. Сущность государства изменяется по мере развития общества, под влиянием политического режима, формы правления. Современные демократические государства видят свое предназначение в гарантированности прав своих граждан как части общего мирового порядка.

В истории общественно-политической и правовой мысли существует несколько тенденций понимания социального назначения государства. Одна из них – теория индивидуальной свободы человека и обязанности государства гарантировать эту свободу от чьего-либо вмешательства (А. Смит, С. Милль, Б. Констант, Дж. Локк). В этой теории главное – это наличие экономической и личной свободы. Негативным ее последствием является глубокое неравенство граждан.

Согласно теории, разработанной Ж.-Ж. Руссо, принципу равенства должно быть подчинено все, в том числе и власть, задача которой – обеспечение равенства. Эта тенденция развита в трудах П. Новгородцева, который полагал, что необходимо развить принцип равенства в сторону уравнивания социальных условий жизни.

По мере развития общества преобладает подход, ориентированный на усиление социального назначения государства, которое выражается в сглаживании несправедливости, неравенства. Именно государство должно осуществлять свою деятельность в сфере защиты прав человека. Социальное назначение государства состоит в перераспределении доходов между слоями общества через систему налогов, государственный бюджет, специальные социальные программы, необходимость государственного финансирования научных исследований и культурных проектов.

Теологическая концепция государства, в соответст­вии с которой государство трактуется как священный и неприкасаемый институт, дарованный Богом для органи­зации жизни людей. В этой концепции нашли отражение некоторые реалии, связанные с теократическими формами первых государств мира.

Теория общественного договора. Наибольшее рас­пространение она получила в XVII—XVIII вв. в трудах Г. Гроция, Дж. Локка, Т. Гоббса, Ж.-Ж. Руссо. Согласно этой теории, возникновение государства есть результат своеоб­разного договора индивидов в целях обеспечения правопорядка, который гарантирует пользование естест­венными правами и собственностью. Атрибуты власти пе­редаются суверенному монарху или иному институту вла­сти.

Социально-экономическая (марксистская) концепция государства. По этой концепции, государство возникает как результат общественного разделения труда и появления классов, находящихся в антагонизме. Для под­держания господства одних классов над другими и создает­ся специальный аппарат насилия, другие институты, кото­рые и составляют государство.

Государство– это исторически сложившаяся организация политической власти, контролирующая и регулирующая совместную деятельность и отношения между различными социальными группами и общностями.

Государство как политический институт характеризуется следующими основными признаками:

- публичная власть, которая отделена от общества, не совпадает с организацией всего народа. Появляется слой профессионалов-управленцев, что делает отличным государство от родоплеменной организации, основанной на принципах самоуправления;

- суверенитет, т.е. верховная власть на определенной территории. Суверенитет включает такие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность границ, невмешательство во внутренние дела;

- территория, очерчивающая границы государства. Законы и полномочия данного государства распространяются на людей, проживающих на данной территории;

- монополия на легальное применение силы, физического принуждения. Диапазон государственного принуждения простирается от ограничения свободы до физического уничтожения человека. Для выполнения функций принуждения у государства имеются специальные средства (оружие), а также органы – армия, полиция, службы безопасности, прокуратура;

- монопольное право на издание законов и норм, обязательных для всего населения. Требования правовых норм государство проводит в жизнь с помощью своих специальных органов – судов, администрации.

- право на взимание налогов и сборов с населения. Налоги используются для содержания многочисленных служащих и для материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной и пр.

Таким образом, по своей сущности государство пред­ставляет собой механизм реализации суверенной власти, осуществляющий управление обществом, защиту его по­литической, экономической и социальной структуры на ос­нове права и с помощью специального механизма (аппарата).

Государство выполняет ряд важных внутренних и внешних функций.

К внутренним функциям государства относятся политическая, правовая, организаторская, экономическая, социальная, образовательная, культурно-воспитательная. Реализация государством данных функций позволяет обществу развиваться в разнообразных направлениях его внутренней структуры и организации.

Внешние функции государства связаны с защитой границ, территории страны (оборонная), вмешательством в дела других государств (военно-агрессивная, насильственная), поддержанием и развитием межгосударственных отношений (дипломатическая), осуществлением внешней торговли, межгосударственных экономических планов в области строительства, разработки и эксплуатации природных ресурсов, создании совместных предприятий, поддержанием культурных связей, участием в блоках, союзах и т.п.

Типология государств углубляет понимание государства как политического института. Она может осуществляться по различным признакам и основаниям. Аристотель критериями разграничения государств называл количество властвующих в государстве и осуществляемую государством цель. По количеству властвующих различают монархические (власть одного), аристократические (правление немногих), демократические (правление большинства) государства. По цели - правильные (достигающие общего блага) и неправильные (преследующие частные цели).

Нередко основанием для типологизации выступает характер взаимоотношений между государственной властью и индивидом. По этому критерию выделяют демократические и автократические (от auto-kratos – самовластный, имеющий неограниченное право) государства.

В отечественной общественной науке до недавнего времени типология государств осуществлялась в соответствии с их социально-экономической, классовой сущностью: выделялись такие его типы, как рабовладельческий, феодальный, буржуазный (наиболее развитый тип) и социалистический.

Типологическая характеристика государства дополняется изучением его формы. Античные мыслители различали основные формы государства (монархию, аристократию и демократию), а отклонение от этих основных форм (неограниченная монархия, превращающаяся в автократию (тиранию), неограниченная аристократия – в олигархию, неограниченная демократия – в охлократию (господство черни, толпы), или анархию).

При современном понимании форм государства различают две основные формы – форму правления и форму государственного устройства. Форма правления – внешнее выражение содержания государства, обусловленное структурой и правовым положением органов государственной власти. От положения и характера высшего органа государственной власти зависит различие между двумя основными формами правления – монархией (абсолютной, парламентской, конституционной) и республикой (президентской, парламентской, смешанной или полупрезидентской).

Монархия – форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству. Монархами выступают фараоны, цари, короли, императоры, султаны, и т.д. Основными признаками классической монархической формы правления являются: существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно; наследственный порядок преемственности верховной власти; представительство государства монархом по своему усмотрению; юридическая безответственность монарха.

Абсолютная монархия – в Саудовской Аравии, Омане; конституционная – дуалистическая (Иордания, Кувейт), где монарх наделен преимущественно исполнительной властью и лишь частично – законодательной, и парламентская (Япония, Великобритания), где монарх, хотя и считается главой государства, но фактически обладает представительскими и лишь частично исполнительскими функциями (иногда имеет право вето на решения парламента). Подавляющее большинство современных демократических монархий относится к парламентским монархиям.

Республика – форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми на определенный срок. Общими признаками республики выступают: существование единоличного и коллегиального главы государства; выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти; осуществление государственной власти не по собственному праву, а по поручению народа; юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом; обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов; преимущественная защита интересов граждан государством, взаимная ответственность личности и государства.

Типичный образец парламентской республики – ФРГ, где вся полнота законодательной власти принадлежит парламенту – бундестагу. Права президента как главы государства существенно урезаны и сведены фактически к представительским функциям. Бундестаг формирует правительство, избирает его главу – канцлера.

Президентская республика – форма государственного устройства, в котором президент одновременно и глава государства, и глава исполнительной власти, он руководит внутренней и внешней политикой государства, является верховным главнокомандующим вооруженных сил (США).

Президентско-парламентская или смешанная, республика – форма государственного правления, сочетающая черты президентской и парламентской республики. Правительство в ней несет двойную ответственность – перед президентом и парламентом (Польша, Франция и др.). Президент разрабатывает стратегию экономического и политического развития страны. Он – глава государства, верховный главнокомандующий, представляет страну на международной арене, обладает правом вето на решения парламента, правом единоличного введения чрезвычайного положения.

Анализ роли и места государства в политической системе предполагает и учет способов осуществления государственной власти. Совокупность данных способов получила название политического режима. Известны три типа политических режимов: демократический, авторитарный, тоталитарный.

Демократическая форма характеризуется верховенством закона, господством принципа социальной справедливости, функционированием разных политических партий, наличием оппозиции, равенством всех перед законом.

Авторитарная форма означает централизацию власти в руках правящей элиты, ограничение деятельности оппозиции, страх и фанатизм.

Тоталитарная форма есть крайняя форма авторитаризма, где запрещены демократические организации, инакомыслие, политическая оппозиция; здесь государство полностью или тотально, контролирует всю духовную жизнь общества (фашистские режимы в Германии, Италии).

Форма государственного устройства – это национально-территориальная организация государства и взаимоотношения центральных, региональных органов. Она показывает, из каких частей состоит территория страны и их правовое положение, каковы соотношение и взаимосвязи иерархических структур государства. Обычно выделяются две формы: унитарная и федеративная. Вместе с тем есть и смешанные формы государственного устройства.

Унитарное государство представляет собой единое, политически однородное государство, с единой конституцией, судебно-правовой системой, гражданством, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью. Унитарные государства бывают централизованными (Великобритания, Дания, Швеция) и децентрализованными (Франция, Италия, Испания). В последних крупные регионы пользуются широкой автономией и даже располагают собственными парламентами, административно-управленческими структурами и самостоятельно решают переданные им в ведение вопросы – вопросы образования, коммунального хозяйства, охраны общественного порядка и пр.

Федеративное государство – форма государственного устройства, при которой несколько государственных образований, юридически обладающих определенной политической самостоятельностью, образуют одно союзное государство.

Главное отличие федерации от унитарного государства состоит в том, что источником власти, субъектами государственного суверенитета выступают в ней как крупные территориальные образования (республики, штаты), так и весь народ, состоящий из равноправных граждан. В унитарном же государстве существует лишь один субъект суверенитета – народ. Члены федерации (субъекты) имеют собственные законодательные, исполнительные и судебные органы, конституцию, свои герб, гимн, флаг, зачастую и двойное гражданство.

Российская Федерация - демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Во главе государства стоит избираемый на 5 лет Президент. Он же – Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами страны. Ему подотчетно правительство, которое возглавляет его председатель. Председатель правительства вносит предложение президенту о структуре органов исполнительной власти. Решение об отставке правительства и его председателя принимает также президент. Федеральное Собрание (парламент страны) состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Последняя дает согласие президенту на назначение председателя правительства. Совет Федерации назначает на должность (по представлению президента) и освобождает от должности Генерального прокурора, Конституционный суд, Верховный суд, Высший арбитражный суд Российской Федерации.

Теологическая концепция государства, в соответст­вии с которой государство трактуется как священный и неприкасаемый институт, дарованный Богом для органи­зации жизни людей. В этой концепции нашли отражение некоторые реалии, связанные с теократическими формами первых государств мира.

Теория общественного договора. Наибольшее рас­пространение она получила в XVII—XVIII вв. в трудах Г. Гроция, Дж. Локка, Т. Гоббса, Ж.-Ж. Руссо. Согласно этой теории, возникновение государства есть результат своеоб­разного договора индивидов в целях обеспечения правопорядка, который гарантирует пользование естест­венными правами и собственностью. Атрибуты власти пе­редаются суверенному монарху или иному институту вла­сти.

Социально-экономическая (марксистская) концепция государства. По этой концепции, государство возникает как результат общественного разделения труда и появления классов, находящихся в антагонизме. Для под­держания господства одних классов над другими и создает­ся специальный аппарат насилия, другие институты, кото­рые и составляют государство.

Государство– это исторически сложившаяся организация политической власти, контролирующая и регулирующая совместную деятельность и отношения между различными социальными группами и общностями.

Государство как политический институт характеризуется следующими основными признаками:

- публичная власть, которая отделена от общества, не совпадает с организацией всего народа. Появляется слой профессионалов-управленцев, что делает отличным государство от родоплеменной организации, основанной на принципах самоуправления;

- суверенитет, т.е. верховная власть на определенной территории. Суверенитет включает такие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность границ, невмешательство во внутренние дела;

- территория, очерчивающая границы государства. Законы и полномочия данного государства распространяются на людей, проживающих на данной территории;

- монополия на легальное применение силы, физического принуждения. Диапазон государственного принуждения простирается от ограничения свободы до физического уничтожения человека. Для выполнения функций принуждения у государства имеются специальные средства (оружие), а также органы – армия, полиция, службы безопасности, прокуратура;

- монопольное право на издание законов и норм, обязательных для всего населения. Требования правовых норм государство проводит в жизнь с помощью своих специальных органов – судов, администрации.

- право на взимание налогов и сборов с населения. Налоги используются для содержания многочисленных служащих и для материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной и пр.

Таким образом, по своей сущности государство пред­ставляет собой механизм реализации суверенной власти, осуществляющий управление обществом, защиту его по­литической, экономической и социальной структуры на ос­нове права и с помощью специального механизма (аппарата).

Государство выполняет ряд важных внутренних и внешних функций.

К внутренним функциям государства относятся политическая, правовая, организаторская, экономическая, социальная, образовательная, культурно-воспитательная. Реализация государством данных функций позволяет обществу развиваться в разнообразных направлениях его внутренней структуры и организации.

Внешние функции государства связаны с защитой границ, территории страны (оборонная), вмешательством в дела других государств (военно-агрессивная, насильственная), поддержанием и развитием межгосударственных отношений (дипломатическая), осуществлением внешней торговли, межгосударственных экономических планов в области строительства, разработки и эксплуатации природных ресурсов, создании совместных предприятий, поддержанием культурных связей, участием в блоках, союзах и т.п.

Типология государств углубляет понимание государства как политического института. Она может осуществляться по различным признакам и основаниям. Аристотель критериями разграничения государств называл количество властвующих в государстве и осуществляемую государством цель. По количеству властвующих различают монархические (власть одного), аристократические (правление немногих), демократические (правление большинства) государства. По цели - правильные (достигающие общего блага) и неправильные (преследующие частные цели).

Нередко основанием для типологизации выступает характер взаимоотношений между государственной властью и индивидом. По этому критерию выделяют демократические и автократические (от auto-kratos – самовластный, имеющий неограниченное право) государства.

В отечественной общественной науке до недавнего времени типология государств осуществлялась в соответствии с их социально-экономической, классовой сущностью: выделялись такие его типы, как рабовладельческий, феодальный, буржуазный (наиболее развитый тип) и социалистический.

Типологическая характеристика государства дополняется изучением его формы. Античные мыслители различали основные формы государства (монархию, аристократию и демократию), а отклонение от этих основных форм (неограниченная монархия, превращающаяся в автократию (тиранию), неограниченная аристократия – в олигархию, неограниченная демократия – в охлократию (господство черни, толпы), или анархию).

При современном понимании форм государства различают две основные формы – форму правления и форму государственного устройства. Форма правления – внешнее выражение содержания государства, обусловленное структурой и правовым положением органов государственной власти. От положения и характера высшего органа государственной власти зависит различие между двумя основными формами правления – монархией (абсолютной, парламентской, конституционной) и республикой (президентской, парламентской, смешанной или полупрезидентской).

Монархия – форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству. Монархами выступают фараоны, цари, короли, императоры, султаны, и т.д. Основными признаками классической монархической формы правления являются: существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно; наследственный порядок преемственности верховной власти; представительство государства монархом по своему усмотрению; юридическая безответственность монарха.

Абсолютная монархия – в Саудовской Аравии, Омане; конституционная – дуалистическая (Иордания, Кувейт), где монарх наделен преимущественно исполнительной властью и лишь частично – законодательной, и парламентская (Япония, Великобритания), где монарх, хотя и считается главой государства, но фактически обладает представительскими и лишь частично исполнительскими функциями (иногда имеет право вето на решения парламента). Подавляющее большинство современных демократических монархий относится к парламентским монархиям.

Республика – форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми на определенный срок. Общими признаками республики выступают: существование единоличного и коллегиального главы государства; выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти; осуществление государственной власти не по собственному праву, а по поручению народа; юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом; обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов; преимущественная защита интересов граждан государством, взаимная ответственность личности и государства.

Типичный образец парламентской республики – ФРГ, где вся полнота законодательной власти принадлежит парламенту – бундестагу. Права президента как главы государства существенно урезаны и сведены фактически к представительским функциям. Бундестаг формирует правительство, избирает его главу – канцлера.

Президентская республика – форма государственного устройства, в котором президент одновременно и глава государства, и глава исполнительной власти, он руководит внутренней и внешней политикой государства, является верховным главнокомандующим вооруженных сил (США).

Президентско-парламентская или смешанная, республика – форма государственного правления, сочетающая черты президентской и парламентской республики. Правительство в ней несет двойную ответственность – перед президентом и парламентом (Польша, Франция и др.). Президент разрабатывает стратегию экономического и политического развития страны. Он – глава государства, верховный главнокомандующий, представляет страну на международной арене, обладает правом вето на решения парламента, правом единоличного введения чрезвычайного положения.

Анализ роли и места государства в политической системе предполагает и учет способов осуществления государственной власти. Совокупность данных способов получила название политического режима. Известны три типа политических режимов: демократический, авторитарный, тоталитарный.

Демократическая форма характеризуется верховенством закона, господством принципа социальной справедливости, функционированием разных политических партий, наличием оппозиции, равенством всех перед законом.

Авторитарная форма означает централизацию власти в руках правящей элиты, ограничение деятельности оппозиции, страх и фанатизм.

Тоталитарная форма есть крайняя форма авторитаризма, где запрещены демократические организации, инакомыслие, политическая оппозиция; здесь государство полностью или тотально, контролирует всю духовную жизнь общества (фашистские режимы в Германии, Италии).

Форма государственного устройства – это национально-территориальная организация государства и взаимоотношения центральных, региональных органов. Она показывает, из каких частей состоит территория страны и их правовое положение, каковы соотношение и взаимосвязи иерархических структур государства. Обычно выделяются две формы: унитарная и федеративная. Вместе с тем есть и смешанные формы государственного устройства.

Унитарное государство представляет собой единое, политически однородное государство, с единой конституцией, судебно-правовой системой, гражданством, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью. Унитарные государства бывают централизованными (Великобритания, Дания, Швеция) и децентрализованными (Франция, Италия, Испания). В последних крупные регионы пользуются широкой автономией и даже располагают собственными парламентами, административно-управленческими структурами и самостоятельно решают переданные им в ведение вопросы – вопросы образования, коммунального хозяйства, охраны общественного порядка и пр.

Федеративное государство – форма государственного устройства, при которой несколько государственных образований, юридически обладающих определенной политической самостоятельностью, образуют одно союзное государство.

Главное отличие федерации от унитарного государства состоит в том, что источником власти, субъектами государственного суверенитета выступают в ней как крупные территориальные образования (республики, штаты), так и весь народ, состоящий из равноправных граждан. В унитарном же государстве существует лишь один субъект суверенитета – народ. Члены федерации (субъекты) имеют собственные законодательные, исполнительные и судебные органы, конституцию, свои герб, гимн, флаг, зачастую и двойное гражданство.

Российская Федерация - демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Во главе государства стоит избираемый на 5 лет Президент. Он же – Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами страны. Ему подотчетно правительство, которое возглавляет его председатель. Председатель правительства вносит предложение президенту о структуре органов исполнительной власти. Решение об отставке правительства и его председателя принимает также президент. Федеральное Собрание (парламент страны) состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Последняя дает согласие президенту на назначение председателя правительства. Совет Федерации назначает на должность (по представлению президента) и освобождает от должности Генерального прокурора, Конституционный суд, Верховный суд, Высший арбитражный суд Российской Федерации.

Читайте также: