Списывание на экзамене какое правонарушение

Обновлено: 19.05.2024

Проблемы студенческой нечестности в российских вузах существовали всегда, и Вышка тут — не исключение. По отзывам коллег, списывание или плагиат иногда приобретают массовый характер и приводят в изумление даже самых бывалых преподавателей.

Сторчевой Максим Анатольевич
Санкт-Петербургская школа экономики и менеджмента: Доцент

Не так давно исследователи Центра социологии высшего образования НИУ ВШЭ опубликовали исследование о причинах списывания в вузах, в котором показали огромную роль образовательной среды. Например, студенты списывают гораздо чаще, если думают, что так делают другие и что это нормально. Существует ряд других российских и зарубежных исследований на эту тему.

Другими словами, мы уже много знаем о том, почему и как это происходит. Но делаем ли все необходимое, чтобы это прекратить?

По-видимому, нет. Конечно, в положениях Вышки прописана ответственность за академическую нечестность, а добросовестные преподаватели как могут стараются сократить лазейки для списывания. Но судя по тому, что практика списывания существует, этого недостаточно.

За последние пару лет мне довелось много общаться с директорами по этике и комплаенсу российских компаний в рамках Russian Business Ethics Network – профессионального сообщества по этике бизнеса и корпоративной социальной ответственности. В ведущих компаниях Unilever, ВымпелКом, ОМК, РУСАЛ, СИБУР и др. существуют целые программы управления этикой, которые включают в себя детально проработанные документы, процессы и мероприятия. Занимается всем этим команда специалистов, которых чаще всего называют менеджерами по комплаенсу и иногда — менеджерами по деловой этике. В некоторых компаниях директора по этике или комплаенсу напрямую подчиняются CEO. В самом минимальном варианте эти менеджеры занимаются доведением до сведения работников существующих законов и корпоративных правил, чтобы предотвратить их нарушения. Однако наиболее передовые менеджеры и компании осознают, что только фокус на соблюдении формальных требований работает недостаточно хорошо и нужно идти глубже – проводить тренинги и мероприятия для развития внутренней этики работников.

Месяц назад на веб-сайте Стэнфордского университета появилась новая вакансия — Ethics and Compliance Manager. Это означает, что передовые вузы уже задумываются над внедрением лучших практик бизнеса. И это логично, поскольку бизнесу действительно есть что предложить в этом направлении.


Орудия этической борьбы

As a lifelong member of the Columbia Business School community, I adhere to the principles of truth, integrity and respect. I will not lie, cheat, steal, or tolerate those who do.

Клятва честности бизнес-школы Колумбийского Университета

Для жизни мы учимся

Скептики скажут, а стоит ли тратить такие усилия на борьбу с тем, что существует уже много лет и к чему все привыкли? Однако, проблема студенческой нечестности выходит существенно дальше вуза. Списывание в школе и вузе имеет свои долгосрочные последствия. Навыки обмана системы в школе и вузе приносятся выпускниками в бизнес и на государственную службу. Студенты привыкают жульничать сами или покрывать друг друга на школьной скамье, и потом продолжают делать то же самое на рабочем месте. Нетрудно догадаться, что уровень списывания в вузе должен быть напрямую связан с будущей склонностью выпускника к коррупционному поведению.

Впервые это предположение получило эмпирическое подверждение в статье 2002 года “Отношение к списыванию: межстрановой анализ”. Авторы построили и измерили индексы нетерпимости к списыванию для России (2,8), США(6,5), Голландии (4,4) и Израиля (4,2), а потом обнаружили положительную корреляцию с индексами Transparency International.

Более масштабная эмпирическая работа вышла в 2013 г. в журнале Journal of Academic Ethics — исследование более 7 тыс. студентов из 21 страны показало, что более высокий индекс списывания в университетах является хорошим предсказателем более высокого уровня коррупции.

В 2018 г. аналогичные результаты были получены на еще более масштабном исследовании 40 стран.

Отсутствие сильной этической программы в университете может делать эту ситуацию еще хуже. Хорошо известны исследования, показывающие, что программы по экономике и менеджменту снижают уровень этичности студентов. Недавнее исследование студентов нескольких вузов в Хабаровске также показало, что от первого до последнего курса обучения студенты повышают свою терпимость как к списыванию, так и коррупции в целом.

Поэтому борьба с нечестностью студентов — это не только более честные оценки в дипломе. Эта борьба имеет более высокую и долгосрочную цель — подготовка честных граждан общества. Именно поэтому этическое воспитание студентов должно быть частью миссии современного вуза. И Вышка здесь могла бы сыграть лидирующую роль в российском образовании.

Почему в России на экзаменах халтурят чаще, чем в западных университетах, как академическое мошенничество связано с социалистическим прошлым и что приехавшие по обмену иностранные студенты думают о многочисленных ухищрениях русских коллег?

Как списывают студенты петербургских вузов

Студент звонит своей подруге. Та уже держит стопку распечатанных экзаменационных вопросов.

Егор уверенно заходит в кабинет и вытаскивает один из билетов. Заняв свободное место, он оглядывается по сторонам и принимается тихо и фальшиво покашливать. Это сигнал. В этот момент подруга Егора по порядку начинает зачитывать вопросы к экзамену. Как только есть первое совпадение, студент снова издает нечто похожее на тихий всхлип и кашель. Чуть позже звуки опять повторяются: оба указанных в билете вопроса нашлись.


Егор перезванивает помощнице, несколько раз благодарит и уезжает на работу, предварительно достав из ушей наушники палочкой с закрепленным на конце магнитом.

— По-честному я закрыл только самую первую сессию. Не спал ночами и готовился к каждому предмету. Тогда же я узнал от одногруппницы о микронаушниках, — рассказывает Егор.

Во втором семестре 1-го курса родители объявили, что больше не смогут поддерживать его финансово. Егор нашел работу, и учеба в университете плавно ушла на второй план.

— Списывание со шпор или с телефона — не моя история. С этими способами мне просто-напросто не везет. То, что никак нельзя списать, я учу. Остальное сдаю с микронаушником, — поясняет студент.

По наблюдениям Егора, в группе списывает каждый второй. Включая студентов, которые посещают лекции и готовятся к экзаменам, но всё равно опасаются пересдачи. Толерантность по отношению к нечестной сдаче присутствует и со стороны преподавателей. За списывание выгоняют крайне редко, а в случае с наушником уличить студента в халтуре практически невозможно.

— Я не оправдываю списывание. Но когда на чаше весов — зарабатывание денег для оплаты жилья и добросовестная учеба, я всё-таки выберу первое, — уверенно добавляет студент.

Кто зарабатывает на списывании

— В Питере мы продаем больше тысячи наушников в год, — говорит молодой предприниматель и основатель петербургской компании по продаже микронаушников 23-летний Сергей Трухачев.

В списке главных покупателей — студенты из СПбГУ, ФИНЭКа и Первого медицинского университета имени Павлова. Из бесед с клиентами Сергей узнал, что чаще всего устройства покупают для сдачи непрофильных предметов.


Сергей Трухачев, основатель компании по продаже микронаушников:

— Популярность наушников среди студентов-медиков настораживала. Я интересовался у клиентов, какие предметы они сдают, списывая. От будущих врачей я слышал о культурологии и философии. И ни разу — о физиологии или анатомии.

Проблема феномена списывания среди российских студентов — неудачно составленные образовательные программы, считает Сергей. Он уверен: студенты будут списывать до тех пор, пока в университетах преподают непрофильные предметы, на изучение которых отводится несколько семестров.

Два года назад Сергей со своей командой разработал прототип детектора микронаушников, чтобы помочь вузам в борьбе с академическим мошенничеством. Устройство позволяет обнаруживать также телефоны и любые жучки. Однако оказалось, что разработка университетам не интересна.

— Зачем нам вступать в бессмысленную борьбу со списыванием? Те, кто хочет, будут учиться. Остальных не заставить, — цитирует услышанное от представителей вузов Сергей.

По данным Мониторинга студенческих характеристик и траекторий, проведенного НИУ ВШЭ в восьми ведущих российских вузах среди студентов-менеджеров и экономистов в 2014 году, 17 % считает, что большинство экзаменов можно без труда сдать с помощью списывания.


Евгения Шмелева, исследователь Института образования НИУ ВШЭ:

— Это очень высокая доля студентов, учитывая, что вопрос в анкете был именно про большинство экзаменов. Кроме того, студенты могли лукавить.

— Преподаватели просто не знают, как правильно поступить, если поймали учащегося со шпаргалкой, — рассуждает Шмелева: руководства к действию нет, как нет и четких определений читинга для его идентификации.

В Университете Нотр-Дама работает отдельный комитет, который следит за выполнением такого кодекса. Он же выносит решения о наказании за академическую халтуру. В Университете Майами среди возможных наказаний за списывание — посещение специальных лекций, где студенту рассказывают о пагубных последствиях академического мошенничества. Среди них падение репутации вуза, профессионализма выпускников и в целом ухудшение конкурентоспособности системы образования на глобальной арене. Причем оплачивать лекции студент должен из своего кармана.


Анна Косинская, магистрант Университета Сити:

— В моем вузе нет ни одного предмета, который нужно было бы зубрить.

Как к списыванию относятся в других странах

В 2004 году американский экономист Пол Граймс опубликовал кросс-культурное исследование об отношении студентов к списыванию. Работа охватила восемь стран с переходной экономикой: Россию, Украину, Беларусь, Киргизию, Латвию, Литву, Хорватию, Албанию. И одну страну с рыночной экономикой — США.

Больше половины опрошенных студентов российских вузов расценивают халтуру на экзаменах как социально приемлемый феномен. Схожие данные показали все страны с переходной экономикой. Уровень академического мошенничества в США был по всем показателям значительно ниже. Американский экономист объясняет это преобладанием индивидуалистических ценностей в западных странах. И доминированием коллективистских — в странах с социалистическим прошлым.


Джо Муни, студент Оксфордского университета:

— В Англии школьники часто списывают в школах. Но среди университетов это не так распространено. Если честно, среди моих знакомых и друзей-студентов в Англии я не помню ни одного, кто рассказывал бы о читинге на экзаменах. Возможно, всё дело в окружении.

25-летний Джо также изучал русский язык в Пятигорском государственном лингвистическом университете и русскую литературу — в СПбГУ.

— Я никогда не списывал: ни в Англии, ни в России. Не вижу в этом никакой надобности. Да и наказание может быть суровым — по крайней мере, чувство стыда, — добавляет студент.

Среди русских одногруппников в СПбГУ не списывал практически никто, вспоминает Муни. А вот ситуация в Пятигорске британского студента удивила: халтура на экзаменах была обычной рутиной. Студенты регулярно списывали и активно помогали в этом другим.


Мариана Милани, студентка факультета международных отношений СПбГУ:

— Читинг — нормальное явление для вузов Бразилии. Студенты так же халтурят на экзаменах. Наказание за списывание довольно лояльное. Преподаватели редко проверяют работы на плагиат, исключение — дипломы и серьезные научные публикации.

Школьники и студенты по определенной шкале выражали свое отношение к студенту А, который списал у студента В; к студенту В, давшему списать студенту А; и к студенту С, который стал свидетелем списывания и рассказал об этом преподавателю.


Иван Любимов, старший научный сотрудник Института экономической политики имени Гайдара:

— История списывания в России начинается с 20–30 годов, когда высшее образование стало массовым.

В тот момент, по словам эксперта, значительно увеличилось число преподавателей, которые не знали в полной мере свой предмет. А также студентов, которые были не готовы к возросшей нагрузке. Любимов замечает, что, позволяя списывать, преподаватель шел на компромисс.

В 90-е годы более 70 % молодых людей в возрасте 17–22 лет получали высшее образование. С появлением коммерческих вузов и постоянным ростом их числа высшее образование перестало быть привилегией.

Мотивация на получение знаний сменилась учебой ради диплома. Как рассказывает Любимов, российская экономика имеет большой сектор простых услуг с достаточным числом рабочих мест для клерков. Сложные знания не требуются в подавляющем большинстве компаний. Так как при устройстве на работу первым делом спрашивают об опыте, студенты начинают работать уже в период учебы, откладывая подготовку к экзаменам в дальний ящик.

— Карьера в России слишком сильно зависит от связей, удачи и недостаточно сильно от знаний, чтобы убедить студента учиться ради образования, — подытоживает Любимов.


3 буквы, волнующие сейчас всех школьников: ЕГЭ. Самая обсуждаемая тема на форумах и в соцсетях. От успеха на экзаменах зависит поступление в вуз. Поэтому прилежной подготовкой некоторые не ограничиваются – в ход идут гаджеты и шпаргалки.

Как показал недавний опрос, каждый второй выпускник считает, что, несмотря на усилия наблюдателей, видеоконтроль, досмотр и прочие меры, воспользоваться шпаргалками – вполне реально.

На хостингах – сотни инструкций, как их изготовить: в ход идут скотч, бумага, нитки; главное – никаких скрепок, чтобы не сработал металлодетектор. Изобретательность поражает: из них делают веера, наклейки на тело, вкладыши в ручки. Как спрятать – отдельная наука. Для этого советуют правильным образом одеваться. Специфика есть для юношей и девушек. Вот один из советов:

БЛОГЕР : Сапоги. Да, будет жарко, но я ходила в осенних сапогах и туда прятала самые длинные "шпоры". Колготки играют самую большую роль, туда я прятала больше всего "шпор": сзади, спереди, в ноги просовывала. Сделайте так, как скажу я, и вы никогда не запутаетесь. В левый сапог вы кладете определения и термины. В правый сапог – все даты. На пояснице у меня были имена правителей и их ближайшие и дальние родственники.

В этом году за первые 4 дня экзаменов на шпаргалках поймали 139 человек. В Рособрнадзоре говорят о позитивной динамике по сравнению с прошлым годом. Но всего дней сдачи – 8 (плюс резервные). В 2019 за весь период на таком же нарушении попались 219 человек. С учётом этого, получается, пытаться пользоваться подсказками выпускники стали чаще. Свою роль в этом могла сыграть пандемия, полагает детский психолог Елена Шубина.

ШУБИНА : Это психологическая защита, когда ребенок все равно надеется: а вдруг все-таки получится? А вдруг дадут списать? Я не могу сказать, что количество увеличилось именно в связи с коронавирусом, но то, что коронавирус повлиял на повышение уровня тревожности наших детей, это, конечно, верно.

С одной стороны, писать шпаргалки полезно. Материал необходимо излагать кратко, подростки учатся выделять главное. При их изготовлении информацию приходится перечитывать еще раз – больше шансов, что она осядет в голове. Плюс само наличие подсказок психологически успокаивает. Впрочем, риски слишком высоки, считает директор петербургского лицея №369, председатель Ассоциации молодых педагогов России Константин Тхостов.

ТХОСТОВ : Наличие в кармане шпаргалки будет психологически отвлекать ребенка. Если вдруг понадобилось полезть в карман за платком, к примеру, и выпала шпаргалка, то даже у знающего ребенка, который ею не пользовался, работа аннулируется. Даже знающий ребенок, не использовавший шпаргалку, в итоге остается ни с чем. Писать их действительно можно, но брать с собой – нет. Потому что никто не застрахован от случайности.

Да, в Сети можно найти истории со счастливым финалом. Вот, к примеру, выпускница прошлого года рассказывает, как сдавала профильную математику.

Человеческий фактор нельзя исключать. Но за школьниками наблюдают беспристрастные камеры. Записи в случае сомнений могут пересмотреть и аннулировать результаты не в тот же день, а позже. В конце концов, организаторы несут ответственность за "чистоту" проведения экзаменов. Бывали случаи, когда выпускников удаляли за чужие шпаргалки, оказавшиеся рядом. Такое пару лет назад произошло с юношей, который обнаружил на полу в туалете чужой телефон. Ему в итоге разрешили переписать экзамен. Но это – исключение: достаточно самого факта обнаружения запрещенных предметов, чтобы ученика отправили на пересдачу на следующий год.

ЕГЭ – это не соревнование по тому, кто лучше спрячет, а кто найдет. Это – проверка знаний. От подростков ждут взрослого подхода. Поэтому в будущем списывание сойдет на нет, уверен директор петербургского лицея №369 Константин Тхостов.

ТХОСТОВ : Сознательность наших ребят выросла. И они реально отдают себе отчет в том, что за 3 – 4 часа написания экзамена, если ты рассчитываешь на многочисленные выходы, чтобы посмотреть тот или иной материал, у тебя просто может не хватить того самого "золотого" времени. Многие уже не уповают на шпаргалки. ЕГЭ предполагает проверку знаний, полученных за 11 лет. Формат экзамена предполагает наличие знаний, а не наполнение их карманов многочисленными шпаргалками, поэтому, я думаю, все сойдет на нет.

Судя по цифрам, смартфоны и другие гаджеты более востребованы на экзаменах. Однако эксперты отмечают: шпаргалки на все случаи взрослой жизни не подготовишь. И звонить бывает некому. Поэтому выпускникам стоит учиться рассчитывать на себя. Большинство так и делают: 7 из 10 школьников говорят, что перенос экзаменов из-за пандемии позволил им лучше подготовиться.

Проректор НИУ ВШЭ Григорий Канторович

- Григорий Гельмутович, после череды скандалов со списыванием на ЕГЭ снова заговорили о "вреде" экзамена. Можно ли связывать два эти факта – списывание и совершенствование контроля за уровнем образования?

- Считать, что ЕГЭ как таковой приводит к списыванию, нельзя. Списывали и раньше, но введение в России нового вида экзамена совпало с технологическим прогрессом – списывать стало намного проще. Образовательное сообщество должно быть готово к тому, что любители списывания будут продолжать использовать технологические достижения себе во благо. Уже сейчас появляются компьютеры, неотличимые от наручных часов. Значит скоро абитуриенты придут сдавать экзамены уже с компьютерами вместо мобильных телефонов…

- Что можно этому противопоставить?

- Тот же технический прогресс: глушить сигнал сотовой связи в помещениях, где проводится ЕГЭ. НИУ ВШЭ уже семь лет это делает на своих олимпиадах. Разумеется, такое решение имеет свои недостатки. Из нашего опыта: когда мы глушим сотовую связь в аудиториях, расположенных на первом этаже нашего здания, мобильные телефоны у людей, проходящих мимо по улице, перестают работать. Но я, честно говоря, не вижу в этом большой проблемы. Правда, сотовая связь нужна в самом здании и сотрудникам…

Возможно, имеет смысл использовать опыт Южной Кореи. Там во время проведения экзаменов, аналогичных нашему ЕГЭ, провайдеры по договоренности с государством ограничивают доступ к целому ряду сайтов.

- А может быть, изменить что-то в заданиях, чтобы списывать стало затруднительнее?

- Если что-то в ЕГЭ и провоцирует списывание, то это его продолжительность. Все специалисты по тестам утверждают: быстрота решений - так называемая "плотность тестов" – является важным показателем качества знаний. Ведь все задания ЕГЭ по той же математике (кроме задач группы "С") решаются элементарно и очень быстро. На написание ЕГЭ в его нынешнем виде вполне достаточно одного часа. Четыре часа - это лучший подарок для списывающих, позволяющий им обойти любые наши технологические заслоны, отпросившись с экзамена по естественной надобности.

Еще один способ усложнить списывание - перенести написание ЕГЭ на компьютеры (доступ в Интернет - заблокировать). Компьютер для каждого школьника будет генерировать индивидуальный вариант задания. Однако такое решение предполагает некоторое удорожание процедуры. Кроме того, опять-таки нужно сократить время экзамена.

- В одной из московских школ вместо школьников ЕГЭ писали студенты. Как можно избежать таких ситуаций?

- Образовательному сообществу пора понять: против него работает организованная преступность, большой преступный бизнес, чья деятельность, в конечном счете, вредит нам всем. Ситуации, когда в одной школе сразу несколько студентов (причем одного и того же вуза) пишут ЕГЭ за школьников, возможны только в одном случае: когда те, кто проводит экзамен, в курсе происходящего. Это недопустимо. Такие случаи нужно расследовать и доводить расследования до конца.

К сожалению, даже при наличии такого желания у органов управления образованием это не так просто, как кажется. У нас в Вышке был случай, когда за абитуриента в олимпиаде принял участие студент другого вуза, использовавший чужой паспорт. Мы вызвали милицию, составили протокол. Однако тут же явился прекрасно подготовленный юрист, который начал доказывать, что владелец паспорта его просто потерял, а человек, писавший за него олимпиаду, "пошутил". Мы добились возбуждения головного дела по статье "Мошенничество", но дело было спущено на тормозах.

Возможно, стоит перенести ЕГЭ из школ в органы управления образованием. У последних нет очевидной заинтересованности в результатах того или иного ребенка. И необходимо, чтобы те, кто проводит ЕГЭ, имел к этому соответствующую подготовку, что не всегда так.
Однако самое главное - необходимо изменить отношение к коррупции в области образования. ЕГЭ и технический прогресс наконец сделали ее более явной. Нужно осознать, что лица, пишущие ЕГЭ за других или подсказывающие ответы по телефону, совершают серьезное правонарушение. Пора перестать закрывать на это глаза.

Читайте также: