В какой исторический период в нашей стране учреждена первая общественная организация правопреемником

Обновлено: 25.06.2024

Россия возвращает себе свой имперский статус - это невозможно не признавать. И даже объявленный Год культурного наследия России - прямое тому подтверждение.

Президент России Владимир Путин объявил 2022-й Годом культурного наследия народов нашей страны. Глава государства предложил проработать программу, которая будет учитывать национальные особенности каждого региона России.

Год культурного наследия народов России предполагает популяризацию народного искусства. Кроме того, особое внимание уделяется традиционным ценностям и этнокультурному многообразию страны. Кабмин России согласно указу президента сформирует оргкомитет, который займётся планированием мероприятий.

Стоит отметить, что Год культурного наследия народов крайне важен, так как Россия - это многонациональная и многоконфессиональная страна. И объявление Года культурного наследия лучшим образом демонстрирует наш статус империи. Только империя берёт под своё крыло самые разные народы и гарантирует сохранность их традиций - занимается развитием, а не подавлением.

Русские - имперский народ

Об имперском статусе русского народа говорил ранее и учредитель "Первого русского" Константин Малофеев. В ходе встречи с академистами в рамках большого проекта Царьграда "Империя" Малофеев ответил на вопрос: русский - это существительное или прилагательное? "И то и другое", - подчеркнул учредитель Царьграда.

Русским может быть человек, который любит Россию, говорит на русском языке и живёт в России. А может ли быть русским человек, который русский по крови, но не любящий Россию, клевещущий на неё, стремящийся её покинуть? Ответ очевиден. Это всё, что нужно знать о национализме, подчеркнул учредитель "Первого русского":

Русские никогда бы не стали имперским народом, если бы мы, как малые народы, цеплялись за кровь. В каждом из вас, безусловно, намешано много кровей. Так уж мы образовались как народ. Но поэтому мы и создали это самое великое государство в мире. Если бы мы, как малые народы, оберегали свою "генетическую чистоту", то и остались бы малым народом. Вот именно потому, что многие ручьи сливаются в русском море, именно от этой нашей психологии мы говорим: "русский чеченец", "русский татарин", "русский армянин". "Русским грузином" Сталин себя называл. Вот от этого мы и есть государствообразующий имперский народ. Настоящий русский - это тот, кто любит Россию, и тот, кто относится к России как к своей главной национальной идее. К государству, а не к крови.

Так что же такое империя?

Чуть раньше в этих понятиях на страницах Царьграда разбирался руководитель идеологической редакции "Первого русского" Михаил Тюренков.

Для большинства учившихся в советское время империя и империализм – нечто отжившее и однозначно негативное. Или скорее негативное. Государство, порабощающее и угнетающее колонии. Кроме того, многие отождествляют империю и монархию, ну а былые отличники и твёрдые хорошисты вспоминают "империализм как высшую стадию капитализма" и то, что большевики именовали Первую мировую войну империалистической.

На самом деле всё совсем не так. Империи бывали разными - "чёрными, белыми, красными". И даже Советский Союз, чьи создатели сделали всё, чтобы похоронить заживо Российскую Империю, во многом сохранял имперские черты. И современная Россия, именуемая Российской Федерацией, лишь отчасти носит федеративный характер, в своей же глубинной сущности остаётся империей.

Но вернёмся к определению самого понятия. Довольно широко и точно в ходе состоявшейся 22 июля 2021 года онлайн-конференции уже упомянутого Общественного совета по празднованию 300-летия Российской Империи его дал президент исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, академик Российской академии наук Сергей Карпов. В том числе сделав это и "от противного" - в стиле византийского "апофатического" богословия, с которым академик Карпов, выдающийся русский историк-византинист, знаком не понаслышке:

В слове "империя" прежде всего отражена державность. Кроме того, в это понятие входят такие важнейшие вещи, как наднациональный характер государства, его универсалистский и миссионерский характер, попечительство императора над тем населением, которое он опекает и защищает. Это интегральность всех границ, всех территорий, входящих в состав империи. Империя - это не региональное государство, но государство всемирно-исторического значения.

Итак, империя - это суверенное государство-цивилизация, основанное на чётких религиозно-миссионерских основаниях, объединённое языком и культурой государствообразующего народа, однако не являющееся его "национальным государством", но имеющее полиэтнический (многонациональный) характер. Подлинная империя никогда не порабощает малые народы и не ассимилирует их, но включает как органичные части "цветущей сложности" в единую патриархальную большую "семью", главой которой является самодержавный (имеющий всю полноту власти и ответственности) суверен-император. Причём далеко не всегда таковым является наследственный монарх.

Подписывайтесь на канал "Царьград" в Яндекс.Дзен
и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

В 1765 году на общественных началах было создано Вольное экономическое общество. Деятельность ВЭО связывалась с развитием в России интенсивного производства.

Вольное экономическое общество

15 июня 1765 года Екатерина II учредила Вольное Экономическое Общество (ВСЭ). Это первая в истории России научная и просветительская организация, созданная на общественных началах.

История

Считается, что европейские идеи Просвещения попали на Русь в царствование Петра I.

Это не совсем так — достаточно, к примеру, ознакомиться с биографией фаворита царевны Софьи князя Голицина. Это был яркий представитель Просвещения. Начальный период выделить невозможно, но в XVIII веке распространение идей образования приводят к созданию Московского университета, открытию школ и училищ. Появляются российские ученые, ярчайшим представителем которых являлся М. В. Ломоносов.

В екатерининскую эпоху эти тенденции расширяются. Царица была сторонницей Просвещения, проводила реформу образования, интересовалась наукой. Современники неизменно отмечали ее ум и образованность. Она написала несколько книг, пьес, переписывалась с мыслителями Дидро, Вольтером. При ней в России начали издаваться научные труды, исследоваться старые архивы.

Проект М. В. Ломоносова

Рис. 1. Михаил Ломоносов и Екатерина Великая

Проект Ломоносова оказался не оконченным, но императорское учреждение, создание которого он планировал, имело те же цели, что и вольное экономическое общество. По иронии судьбы дата основания ВЭО — 15 июня 1765 года. То есть оно случилось всего через два месяца после 4 апреля 1665 года — даты смерти великого ученого.

Создание ВЭО

Открытие общества произошло после обращения к Екатерине Р. Воронцова и графа Орлова. Основание свободного общества должно было решить проблемы распространения среди дворян, имеющих земли, современных агрономических знаний.

Деятельность ВЭО связывалась с развитием в России интенсивного производства. Ранее господствовал экстенсивный способ. При нем продукция увеличивалась за счет расширения обрабатываемых земель и числа рабочих рук. Эти идеи лежали в русле реформ Екатерины II, и она поддержала их, утвердив создание ВЭО.

Согласно уставу, деятельность общества имело цели:

  • организации статистического учета в российской экономике и сельском хозяйстве;
  • проведения экономических исследований и конкурсов;
  • заботы по распространению технических и организационных новшеств.

Деятельность ВЭО до отмены крепостного права

Нередко встречается информация, что первым или вторым председателем был граф Орлов, который занимал этот пост до 1783 года. На самом деле первым был А. В. Олсуфьев. Сначала главу ВЭО выбирали на 4 месяца, потом на 8 и только с 1872 года — на год. Из-за подобного правила в период 1765-1782 гг. пост занимало 38 персон.

Но Орлов внес значительный вклад в организацию учреждения. Первое заседание, принявшее устав ВЭО, проводилось у него в доме.

Самым известным в истории результатом работы общества считается организация конкурса по крестьянской реформе.

Из представленных работ наиболее решительное мнение высказал Вольтер. Он предлагал немедленно сделать крестьян свободными, отдав им всю обрабатываемую землю.

А. Поленов настаивал на менее резких действиях. Крестьян надо было наделить землей, а взамен обложить повинностями.

Рис. 3. Эмблема ВЭО, оттиск на обложке книг, издаваемых обществом

Победителем определили француза Беарде де Лабея. Он рекомендовал освободить крестьян, однако участки им выделить маленькие. В этом случае они были просто вынуждены просить об аренде принадлежащих помещикам земель.

Отменили крепостное право в 1861 г. и так, как предложил еще при Екатерине II Беарде де Лабей. Но времена изменились, и недовольство крестьян в итоге привело к возникновению революционной ситуации и исчезновению монархии в России.

Само же вольное общество свернуло работу в 1915 году. Несмотря на продвижение некоторых идей, большинство помещиков так его труды так и не заинтересовали.

Об истории возникновения вольного общества:

19.08.2019 admin

Самодеятельность понимается нами как активность людей без какоголибо давления извне ‒ экономического или административного. Это очень важно для формирования реального гражданского общества в современной России: люди должны быть внутренне свободными, не зависеть от давления извне, быть самостоятельными и самодеятельными. ИВЭО послужило образцом для создания в России других общественных и научных организаций. Среди последних отметим Вольное Российское Собрание (при Московском университете, 1771 г.), Дружеское ученое собрание (Н. И. Новиков, 1782 г.), первое студенческое научное общество – Собрание университетских питомцев (1781–1784 гг.), Общество друзей словесных наук (1784 г.). После Французской революции (1789 г.) все они были ликвидированы, за исключением ИВЭО. Принципы организации ИВЭО и его функционирование стали образцом для всех российских научных и сельскохозяйственных организаций. В 1796 г. было создано императорское Лифляндское экономическое общество, в 1819 г. – Московское общество сельского хозяйства, в 1828 г. – Общество сельского хозяйства Южной России. Всего к середине XIX в. действовало свыше 50 региональных сельскохозяйственных и экономических обществ. Императорское ВЭО (1765–1919 гг.) прошло сложную эволюцию: изменения происходили в соответствии с переменами в экономической и общественной жизни России и фиксировались в Уставе.

Поэтому, на наш взгляд, ошибочно говорить о едином ИВЭО на протяжении всего его существования, правильнее разделить этот период на три этапа, каждый из которых характеризовался своими особенностями: царский этап (1765–1815 гг.); дворянский (1816–1865 гг.); гражданский (1865–1919 гг.). При выделении этапов мы руководствовались несколькими критериями. Первый критерий – все меньшая элитарность ВЭО. На мой взгляд, идея Екатерины II о создании круга единомышленников, которые будут продвигать в обществе реформаторские идеи, была реализована на третьем этапе. Второй критерий ‒ все большая финансовая независимость общества от правящей власти. Близость к царствующим особам, которые приветствовали существование ИВЭО, не исключала его постепенного дистанцирования от власти. При Николае II это привело к гонениям на ВЭО, отмене части его прав и неоднократным закрытиям ВЭО в XX в.

Императорское ВЭО было во многом первым в России: первая общественная организация, первая дискуссионная площадка для обсуждения общественных проблем вне рамок государственных структур и вне отраслевых границ; ВЭО проведены первые социологические опросы в масштабе всей страны; первая ступень в построении гражданского общества, первое сообщество экспертов. После Февральской революции 1917 г., после долгих лет ограничений и запретов ВЭО интенсифицировало свою работу. Его президентом стал А. Ф. Керенский. В его деятельности центральное место занимали аграрные проблемы, прежде всего вопрос о земле. На заседании 6 апреля 1917 г. ВЭО постановило образовать при обществе петроградский отдел Лиги аграрных реформ. В задачи лиги входило всестороннее, объективное, научное определение условий проведения предстоящих России земельных реформ в соответствии с интересами трудящихся. Здесь следует отметить работу члена ИВЭО профессора Б. Д. Бруцкуса. После Октябрьской революции и разгона Учредительного собрания деятельность ВЭО постепенно затухает ‒ не удалось отметить ни 150-летие, ни 200-летие со дня его основания.

Очень хорошо, что у ИВЭО появился духовный правопреемник и продолжатель его традиций – Вольное экономическое общество России. ВЭО России сегодня является одним из ведущих институтов гражданского общества, продолжателем просветительской миссии, популяризатором научно-экономических знаний, центром прикладных экономических исследований. В конце октября 2015 г. в московском Колонном зале и в Доме Плеханова в Санкт-Петербурге были проведены научные конференции, посвященные 250-летию Вольного экономического общества России.

1. Орешкин, В. В. Вольное экономическое общество в России (1765–1917) / В. В. Орешкин. – М.: Изд-во Академии наук СССР, 1963. – 196 с.

2. Черепов, В. П. Императорское Вольное Экономическое Общество к поощрению в России земледелия и домостроительства / В. П. Черепов. – Л.: ЛО ВА НПО, 1991.

3. Устав Вольного Экономического Общества с дополнениями. – В Санкт-Петербурге при Императорской Академии наук, 1817. – 40 с.

4. План и Устав Вольного Экономического Общества к приращению в России Земледелия и Домостроения. – СПб., 1765.

6. К истории Императорского Вольного Экономического Общества (копии документов 1894–1906 гг.). – СПб.: Типо-литография М. П. Фроловой, 1906.

8. Веселовский, Б. Императорское Вольное экономическое общество в пореформенное время / Б. Веселовский // Русское слово. ‒ 1915. ‒ 31 октября.

9. Докучаев, В. В. Русский чернозем: отчет Императорскому Вольному Экономическому Обществу. ‒ СПб.: Изд. Императорского Вольного Экономического Общества, тип. Деклерона и Евдокимова, 1883. – С. II–III.

10. Труды Императорского Вольного Экономического Общества. ‒ 1898. ‒ Т. 1. №1; Т. 2. № 5.

11. Бекетов, А. Н. Исторический очерк двадцатипятилетней деятельности Императорского Вольного Экономического Общества с 1865 по 1890 г. / сост. по поручению общества секретарем его А. Н. Бекетовым. – СПб.: Тип. В. Демакова, 1890.

12. Вересаев, В. Литературные портреты / В. Вересаев. – М.: Республика, 2000.

Вольное экономическое общество

Вольное экономическое общество было создано для того, что распространять среди дворянства прогрессивные идеи организации сельскохозяйственных работ для повышения урожайности и большей рациональности труда. Общество было создано в 11 ноября 1765 году и находилось под покровительством Екатерины 2 (это было первое научное общество в России), в рамках реализации идей просвещенного абсолютизма. Участники общества издавали книги, журналы, проводили выставки. Статья посвящена описанию истории организации Вольного экономического общества, а также анализу основных результатов его деятельности.

С какой целью было создано Вольное экономическое общество

В 18 веке в России начинают набирать популярность идеи Просвещения. Основа этих идей - роль науки и образования в общественном и государственном прогрессе. Впервые идеи Просвещения попадают в Россию при Петре 1, в результате была открыта Академия Наук. Позже распространение идей Просвещения привело к открытию в Москве университета и других учебных заведений. Пик популярности мыслителей эпохи Просвещения приходится на правление Екатерины 2. Сама императрица была в дружественных отношениях с Вольтером и Дидро, которые считались классиками французского Просвещения. Общение с Дидро заставляло Екатерину задуматься о создании в России научных изданий, по примеру "Энциклопедии". Переписка с Вольтером подталкивала императрицу к созданию организаций, которые будут нести в народ прогрессивные идеи. Основной отраслью экономики России являлось сельское хозяйство, именно поэтому данная сфера требовала реформ, используя передовой опыт и прогрессивные идеи Европы.

Создание Общества

В 1765 году приближенные к Екатерине сановники Григорий Орлов и Роман Воронцов обратились к императрице с идеей создать организацию, которая будет распространять среди помещиков прогрессивные идеи ведения сельского хозяйства, а также знания по животноводству и агрономии. По мнению инициаторов, российские дворяне знали только один путь увеличения урожайности - расширение территории, а также увеличение крестьянских повинностей. Так зародилось вольное экономическое общество.

На современном языке экономики помещики выбирали экстенсивный путь ведения сельского хозяйства, а только что созданная Общество, а фактически общественная организация, будет распространять идеи интенсивного способа, то есть увеличение урожайности за счет рациональной политики и достижений науки (удобрения, а позже и техника). Императрица поддержала идею, и Вольное экономическое общество было организовано. К двум создателям также присоединились Адам Олсуфьев и Иван Чернышев.

Что касается организационного момента, то Общество должен был возглавлять президент, которого выбирали участники, а утверждал монарх. До 1783 года президентом был Григорий Орлов. В первые годы своей деятельности, общество издавало журнал "Труды", на страницах которого печатались статьи про новейшие методики обработки грунта, информацию об удобрениях. Кроме того, члены вольного экономического общества собирали статистические сведения про климатические особенности регионов России. Журнал выходил до 1855 года, и всего напечатали более 30 томов. Однако самим громким событием в деятельности Вольного общества был конкурс сочинений об улучшении крестьянской жизни.

Конкурс крестьянской реформы

Григорий Орлов - создалель Вольного общества

Позже Вольное общество объявило конкурс на лучший план решения крестьянского вопроса в России. Особенностью было то, что в конкурсе могли участвовать иностранцы. Так было подано несколько интересных проектов.

Из русских работ выделили А.Поленова, который предложил максимально послабить крепостничество в России, передавая крестьянам большие наделы земли, однако взамен наделив их повинностями. Работа Поленова так и не была напечатана, поскольку содержала детальную критику крепостнической системы России.

Самым радикальным был проект Вольтера, который предложил полностью освободить крестьян, передав в их собственность земли. Сам факт участия в этом конкурсе великого философа и поэта привлек к этому событию внимание всей Европы.

Победителем в конкурсе был назван проект француза Беарде де Лабея, предложившего освободить крестьян, но передав им в собственность малые наделы земли, что вынуждало бы их брать землю в аренду у собственников - дворян.

Несмотря на большой интерес к конкурсу, его идеи так и остались проектами. Однако несмотря на это впервые перед дворянством встал вопрос о будущем системы крепостного права.

Вольное экономическое общество в 19 веке

В середине 19 века Общество существенно расширилось и состояло из трех секций:

  • Сельского хозяйства;
  • Земледельческой техники;
  • Сельскохозяйственной статистики.

Интересным фактом является то, что общество купило землю под Петербургом и создало там участок для экспериментов. Это получило название Охтинская ферма. В 1899 году Общество начало выдавать журнал "Почвоведение".

Во время реформ Александра 2 Вольное общество стало местом обсуждения либеральных идей. Именно поэтому в конце века оно перешло под управление Министерства земледелия, фактически перестав быть общественной организацией. Фактически Вольное общество перестало существовать в 1915 году, окончательно общество распустили в 1919 году в период гражданской войны.

Выполнило ли общество поставленные задачи?

Несмотря на большую научную и статистическую работу, а также популяризацию прогрессивных способов ведения сельского хозяйства, историки задаются вопросом об эффективности Вольного экономического общества. Сегодня большинство историков считает, что поставленную задачу Общество не выполнило, ведь, несмотря на большое количество публикаций лишь единицы дворян заинтересовались модернизацией села. Однако сам факт существования Общества подталкивал на дискуссии о будущем села в Российской империи. Именно Общество впервые вынудило дворян задуматься о крепостнической системе и ее проблемах. Таким образом, главные заслуги Вольного экономического общества заключаются в теоретической сфере, до масштабной практики дело так и не дошло.

Читайте также: