Составьте по определенным признакам описание какого либо правового или тоталитарного государства

Обновлено: 05.05.2024

Под тоталитарный политическим режимом понимают всеобъемлющий контроль государства над населением, всеми формами и сферами жизни общества, который опирается на систематическое применение насилия или угрозу его применения.

Определение тоталитарного режима

В широкий оборот данный термин был введен Б.Муссолини в 1925 г. для характеристики политического режима в Италии. Впоследствии, данный термин стали применять к политическим режимам Гитлера в Германии, Сталина в СССР, Франко в Испании, Мао Цзэдуна в КНР, талибов в Афганистане, Саддама Хусейна в Ираке, Ким Чен Ына в Северной Корее.

Нужна помощь в написании работы?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Признаки тоталитарного режима

Тоталитарному политическому режиму присущи следующие черты:

  • единая общая официальная идеология, введенная на государственном уровне;
  • преследование и пресечение инакомыслия;
  • монополия на информацию, жесткая государственная цензура;
  • массовый террор против населения своего государства;
  • государственный и партийный аппарат представляют собой единое целое;
  • власть жестко централизована; во главе власти стоит вождь;
  • упразднение местного самоуправления;
  • превалирование государственной собственности: частная собственность либо отсутствует полностью, либо представлена единично.

Виды тоталитарных режимов

Тоталитарный режим имеет три основных разновидности:

  • левый тоталитаризм (коммунизм);
  • правый тоталитаризм (фашизм);
  • религиозный тоталитаризм (исламский фундаментализм).

Коммунистический режим

Коммунистический режим в наибольшей степени проявляет особенности тоталитаризма. Данный режим предполагает абсолютную власть государства, полную ликвидацию частной собственности, что в свою очередь приводит к тотальному контролю не только общественной, но и частной жизни граждан.

Тем не менее, в коммунистической идеологии содержатся гуманные, общечеловеческие ценности. Так, например, в СССР после установления коммунистического режима было отмечено повышения уровня образования населения. Среднее и высшее образование стало доступно всем классам общества. Повысился уровень научно-культурной жизни.

Также стоит отметить, что в этот период широкое распространение получили меры социальной защиты населения. Экономика, военная, космическая промышленность показывали наибольшие достижения.

Немаловажным фактом является снижение уровня преступности. К тому же с середины 50-х годов ХХ века произошла либерализация режима, и он практически не прибегал к репрессиям.

Фашистский режим

Фашистский режим был впервые установлен в Италии. Ему также свойственны черты тоталитаризма, однако он имеет и свои особенности:

Государство при фашизме устанавливает контроль над всеми проявлениями общественной и личной жизни. Уничтожаются либо предельно минимизируются конституционные права и свободы граждан. Права граждан государство открыто попирает, ставя им в противовес государственные приоритеты, основанные на националистической идее.

Исламский фундаментализм

Исламский фундаментализм наибольшее распространение получил во второй половине ХХ века. Его отличительной чертой является политическая концепция ислама, который содержит призыв к созданию исламского государства. Исламский фундаментализм делится на два крыла:

  • умеренное – для которого характерны гуманные, невоенные методы достижения цели: пропаганда, убеждение;
  • радикальное – использовавшее такой метод политической борьбы, как террор. Идеи данного направления фундаментализма стали воплощаться в жизнь с конца 70-х годов ХХ. века.

Радикальный фундаментализм на современном этапе окончательно переходит к мерам террора и физического истребления неверных не только внутри своей страны, но и за ее пределами. Данное обстоятельство привело к тому, что большинство стран мира ужесточают антиисламскую, антитеррористическую политику.

Вывод

Тоталитаризм – это закрытое общество, которое не приспособлено к качественному обновлению, учету новых требований постоянно изменяющегося мира. Следовательно, тоталитарный режим исторически обречен.


Тоталитаризм - это такой политический строй, который характеризуется полным контролем государства над всеми сферами общественной жизни, фактической ликвидацией прав и свобод граждан, репрессиями в отношении оппозиции и инакомыслящих.

Первый признак - полная монополизация власти тем или иным политическим лидером. Генсек, фюрер или каудильо соединяет в своем лице законодательную и исполнительную власти, а судебная поставлена в такие условия, что она практически теряет свою независимость. Оказавшийся на вершине тоталитарной системы политик мнит себя вождем и спасителем народа. На пути к абсолютному господству он непременно кого-нибудь свергает, подавляет или что-нибудь разрушает. Так, Гитлер, идя к тотальной власти, организовал поджог рейхстага (парламента), а в 1933 г. упразднил его совсем.
Присвоив всю полноту власти, верховный вождь создает собственную командную вертикаль. Нижестоящих начальников он назначает и смещает своей волей. Каждый чиновник обязан ему карьерой и должен безоговорочно исполнять его указания. Неугодные вождю государственные чиновники освобождаются от занимаемых должностей, предаются суду или забвению.

Второй признак тоталитарного режима – стремление к ликвидации многопартийности, установлении господства одной политической партии в обществе. Однопартийная система позволяет создать и внедрить в массы единую идеологию, поддерживающую и защищающую интересы правящего политического режима. В такой системе нет места критическим выступлениям и оппозиционным движениям.
Пропаганда, информационное обеспечение населения носят централизованный государственный характер. Для политической риторики тоталитаризма характерно использование терминов-ярлыков, слов, оторванных от действительного происхождения и содержания понятий, которые ими первоначально обозначались, и используемых для создания образа “врага нации”, “отщепенца”, “врага народа”.
Информационный монополизм открывает возможность создавать легко усваиваемые общественные мифы, своеобразную гиперреальность, иллюзорный мир, которые целиком захватывают массовое сознание. Люмпенизированные слои населения начинают верить, что они участвуют в политической жизни, тогда как в действительности их использует власть в качестве средства для укрепления своих позиций в обществе.

Третий признак тоталитарного режима - создание широких общественно-политических движений, обеспечивающих ей массовую социальную поддержку. Эти движения внедряют в массовое сознание тоталитарную идею, помогают тоталитарному режиму поддерживать всеобъемлющий контроль над различными проявлениями общественной жизни, формируют положительное отношение к существующей власти со стороны народа. С помощью аппарата устрашения и активистов этих движений в обществе нагнетается атмосфера подозрительности и шпиономании. Повсюду начинают искать врагов, распространяется доносительство и круговая порука. В таких условиях лучшим способом продемонстрировать лояльность режиму становится личная преданность и угодничество.
Массовый характер общественно-политических движений придает тоталитарному режиму видимость народовластия, демократичности, обеспечивает ему известную устойчивость.

Четвертый признак тоталитаризма - государственно направляемый террор, посредством которого существующая власть стремится добиться всеобщей лояльности граждан. Вместе с тотальной пропагандой террор порождает всеобщее насилие, вызывающее у граждан постоянный страх и неуверенность в собственных силах. Репрессивные действия государственных карательных органов начинаются с "охоты на ведьм", с расправы над оппозицией. Но со временем террор достигает общенационального размаха. Чувство незащищенности отдельного человека перед государственной машиной становится настолько явным, личная безопасность оказывается столь минимальной, что наступает паралич индивидуальной воли, появляется трусость, предательство и подозрительность людей друг к другу.

Пятый признак тоталитарной системы - это ее стремление к созданию замкнутого, обособленного экономического механизма, который находится под жестким, централизованным контролем государства. Строго централизованный порядок экономической жизни требуется правящей верхушке для того, чтобы иметь неограниченный доступ к материальным и финансовым ресурсам, необходимым для реализации тех или иных волевых решений, проектов, а также для того, чтобы максимально повысить экономическую зависимость людей от тоталитарного государства.
Добиваясь государственного монополизма в хозяйственной сфере, тоталитарный режим изгоняет из экономики ту часть промышленного и финансового бизнеса, которая не идет на сотрудничество с ним. Отнятые средства производства, капиталы присваиваются тоталитарным государством или переходят в руки лояльных ему предпринимателей.

Шестым признаком тоталитарной власти является насаждение в обществе одной, единственно верной идеологии. Ее содержание образуется совокупностью специально придуманных мифов и псевдонаучных теорий. Проводя в жизнь свою идеологию, власть подчеркивает исключительный характер своей исторической миссии, она непременно кого-то или что-то "защищает", "спасает" и т.п.

1. Возникновение и развитие концепции правового
государства и теории тоталитарных государств
2. Основные признаки правового и тоталитарного
государства
3. Переход от тоталитарной к демократии,
как мировая тенденция второй половины XX века
4. Социальное государство и ее функции.
Соотношении с правовым и тоталитарным государством

Заключение
Список использованной литературы

Проблемы правового государства всегда привлекали внимание прогрессивных мыслителей древности, ученых более позднего периода и современности. Философы, юристы, историки, независимо от их взглядов и суждений, формировали представления о правовом государстве, определяли соответствующие прогнозы.
Вопросы правового государства исследуются и обсуждаются в условиях нашей действительности.
Такое внимание к правовому государству объясняется тем, что наше общество нуждается в более совершенной государственной организации. Вот почему и философы, и юристы, историки обратились к истокам появления этого понятия, его первоначальному содержанию.
Зачатки теории правового государства в виде идеи господства права и закона в жизни общества, государства, построенного на правовых основах, прослеживаются в рассуждениях мыслителей Древней Греции, Рима, Китая и других стран.
Прежде всего признается, что в основу правового государства заложено стремление оградить человека от произвола властей разных уровней, а также от мелочной опеки с их стороны, сковывающей индивидуальность человека, его свободу. Речь идет о государстве, ограниченном в своих действиях правом и вместе с тем обеспечивающем безопасность и достоинство личности.
Идея правового государства в условиях современной действительности нашла значительно освещение в работах многих юристов, политологов и социологов различных стран. Идеи правового государства необходимы, важны и сегодня. Они позволяют высказать прогнозы о будущем развитии нашего государства, и эти прогнозы. Уместно заметить в этой связи, что о правовом государстве сегодня говорят многие государственные деятели, не имея достаточно четкого представления о том, что это такое.
В условиях формирования новой государственности молодое суверенное государство — Республика Казахстан - в своем конституционном строительстве активно апробирует различные институты и механизмы, успешно применяемые в практике ряда современных демократических государств.
Сегодня в юридической литературе в числе признаков правового государства также называют такие, как взаимная ответственность государства и личности, приоритет международного права перед национальным, высокий уровень правосознания граждан и должностных лиц, господство права в решении национальных проблем, наличие независимой, но регулируемой четвертой власти — власти средств массовой информации, поскольку без открытости, полной информированности общества, гласности правовое государство не сможет результативно реализовать свои функции, обслуживать общество.
Таким образом, можно сказать, что тема, рассматриваемая в моей курсовой работе, несомненно, является одной из актуальных тем в теории государства и права.
Целью и основной задачей моей курсовой работы является теоретическое исследование правовых аспектов проблем правового государства и анализ идеи о правовом государстве, а также проблемы его формирования в современных условиях и др.


1. Возникновение и развитие концепции правового
государства и теории тоталитарных государств

3. Переход от тоталитарной к демократии. Как мировая
тенденция второй половины XX века

4. Социальное государство и ее функционирование.
Соотношение с правовым и тоталитарным государством

Таким образом, в заключение можем отметить, что современное государство должно, являясь официальным представителем народа, в первую очередь осуществлять коллективные потребности общества, а именно: организовывать производство, основанное на различных формах собственности, развивать здравоохранение, образование, социальное обеспечение, средства транспорта и связи, обеспечивать правовой порядок и оборону страны.
Правовое государство должно отвечать множеству условий. Важно не только то, чтобы были справедливы законы, регулирующие все необходимые стороны общественной жизни, чтобы они выполнялись, чтобы исполнительная власть занимало свое место и не пыталось возвеличиваться над парламентом и судом, а суд пользовался действительной независимостью и непререкаемым авторитетом в обществе. Нужны тщательно разработанные права человека и их гарантии на уровне международных стандартов, правовые основы деятельности всех государственных органов и должностных лиц, определенная политическая и правовая культура государственных служащих, хорошо подготовленный государственный аппарат, который тщательно соблюдал бы законность в своей деятельности. Государство должно быть связано законами, нести ответственность перед каждой личностью, а личности, их объединения должны в свою очередь соблюдать правовые нормы, подчиняться установленному в государстве порядку, который соответствует интересам народа, соблюдать государственную дисциплину. Должностные лица должны быть подотчетны гражданам либо непосредственно, либо через представительные органы.
На наш взгляд предназначение современного правового государства состоит в том, чтобы быть не просто выразителем интересов различных слоев населения, а служить средством смягчения противоречий, вызванных неизбежно разным уровнем материального достатка людей, путем справедливого налогообложения, помощи социально уязвимым группам населения, рационального использования общего национального богатства в виде ресурсов государства. Например в нашей стране, то есть в Казахстане многие понимают, что процесс политического и экономического реформирования еще не завершен, и хотя и испытывают на себе негативные последствия, неизбежные всяком переустройстве общества, все еще надеются на возможности государства по улучшению жизни. Это объясняется отсутствием развитых структур гражданского общества, в частности сколько-нибудь серьезных политических партий, способных сформулировать и донести до власти потребности и интересы той части населения, которое по иному видит устройство государственной власти и методы ее осуществления. Поэтому наряду с неверием, пассивностью и политической апатией населения наблюдается сохранение больших ожиданий и требований от государства прежней опеки.
Одним словом, наше население далеко от мысли самостоятельно потребовать отставки правительства, неспособного принять действенные меры по преодолению затянувшегося экономического кризиса, или хотя бы неукоснительного выполнения взятых на себя обязательств при его утверждении.
Дух индивидуализма еще не поразил наше общество
( в отличие от западных государств), бегства от власти еще не наблюдается, пассивность, с которой основная часть населения наблюдает за государством и его попытками переложить многие свои функции на население и при этом претендует на авторитарную роль, не может грозить серьезными социальными потрясениями. Но в то же время многих заставляет задуматься о том, что из себя представляет наша государственная власть и способна ли она в будущем решать первостепенные для населения задачи разумной организации жизни людей в изменившихся условиях. Очевидно, что необходима такая государственная власть, которая, управляя обществом, не злоупотребляла бы этой властью, не навязывала волю отдельных политических сил всему населению посредством создания жестких законов, декретов, указов и постановлений, издание которых, как известно, является страстью любой государственной власти, а переходила бы к переговорному типу отношений с обществом, в том числе через представителей населения, а также с теми, кто олицетворяет не сегодняшний день оппозицию.
Единственный способ помочь правительству преодолеть господствующий в обществе иждивенческий характер отношений между властью и населением и изжить одновременно авторитарный способ удовлетворения этих ожиданий со стороны государства, иначе государству не останется ничего, как вернуться к тоталитарным методом управления обществом, как это обычно бывает в кризисные эпохи. Но и здоровые силы общества, в первую очередь интеллигенция, должна перейти от умозрительного наблюдения за происходящими процессами к активным поискам оптимальных способов управления обществом. И хочется верить, что государственная власть сама хочет измениться.
В прочем также известно, что в кризисные эпохи решающим фактором сохранения гражданского общества, государства и права или наоборот, замены их тоталитарным строем, всегда является состояние народа, его желание и способность бороться за свои права.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Задания Д25 C1 № 12256

Используя обществоведческие знания,

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о критериях(-и) выделения типов политических режимов;

− одно предложение, раскрывающее особенности тоталитарного политического режима.

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

Ответ: Политический режим — система методов, способов и средств осуществления власти. Одним из критериев выделения типов политических режимов является наличие или отсутствие оппозиции. При тоталитарном режиме разрешено все, что приказано властью.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: система средств, методов и приёмов осуществления органами государства политической власти;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)

2) одно предложение с информацией о критериях(-и) выделения типов политических режимов, опирающееся на знание курса, например: Критерием выделения типов политических режимов является степень соблюдения органами государства личных и политических прав и свобод граждан, степень свободы деятельности оппозиционных политических сил, ЛИБО Критерием выделения типов политических режимов является возможность влияния граждан на формирование органов власти и принятие политических решений, ЛИБО Критерием выделения типов политических режимов является степень контроля органов государства над различными сферами жизни общества.

(Может быть составлено любое другое предложение, содержащее информацию о критериях(-и) выделения типов политических режимов.)

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса особенности тоталитарного политического режима, например: При тоталитарном политическом режиме вся полнота государственной власти сосредоточена у одного лица (или узкой группы лиц), не соблюдаются личные и политические права и свободы граждан, осуществляется полный контроль государства над всеми сферами жизни общества.

(Может быть составлено любое другое предложение, раскрывающее с опорой на знание курса особенности тоталитарного политического режима.)

Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов.

Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании.

Отсутствуют видовые характеристики, существенные признаки понятия / указаны только несущественные признаки, не раскрывающие смысла понятия.

Указания по оцениванию:

1. Не засчитывается:

– характеристика родовой принадлежности, повторяющая понятие, смысл которого должен быть раскрыт;

– в качестве сущностной характеристики признак, уже содержащийся в формулировке задания;

– объяснение смысла / определение понятия через отрицание или только через этимологию слова, метафору или аллегорию.

25.2Наличие и качество предложений, содержащих информацию о различных аспектах понятия2Составлены два предложения, каждое из которых содержит корректную с точки зрения научного обществознания информацию о соответствующих требованию задания аспектах понятия2Составлено одно предложение, содержащее корректную с точки зрения научного обществознания информацию о любом аспекте понятия в соответствии с требованием задания1Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла0

При оценивании не засчитываются:

– предложения, содержащие сущностные ошибки, искажающие смысл понятия и/или его отдельных аспектов;

– предложения, раскрывающие соответствующие аспекты на бытовом уровне, без привлечения обществоведческих знаний;

Тоталитаризм - что это? Определение, особенности и признаки тоталитарной политической системы. Чем тоталитаризм отличается от авторитарного и демократического режимов? Примеры тоталитарных государств. Был ли тоталитаризм в СССР? Есть ли защита от тоталитаризма?

Фото Что такое тоталитаризм. Тоталитарный политический режим и его признаки

Что такое тоталитаризм

При тоталитарном политическом режиме права и свободы фактически отсутствуют. Демократические институты вроде парламента могут существовать на бумаге, но в реальности полностью подчиняются верховной власти.

Примеры тоталитарных режимов: национал-социализм в Германии при Адольфе Гитлере, итальянский фашизм при Бенито Муссолини, режим Ким Ир Сена в Северной Корее.


Адольф Гитлер в 1933 году. Нацистский Третий рейх - пример тоталитарного политического режима. Фото: Hulton Archive / Getty Images

Согласно одной из трактовок, тоталитаризм - это форма авторитарного государства. И все же в обществознании принято разделять эти понятия, говорить о трех разных политических режимах: демократическом, авторитарном и тоталитарном.

В отличие от авторитарных режимов, тоталитарные государства стремятся контролировать не только политическую сферу, но и прочие области жизни - экономику, культуру, социальные отношения, частную жизнь граждан.

Термин тоталитаризм: происхождение и споры


Бенито Муссолини - лидер итальянских фашистов, сторонник тоталитарного государства. Фото: Fox Photos / Getty Images

Признаки тоталитарного политического режима

Обычно выделяются следующие признаки тоталитарного общества:

Государство осуществляет тотальный контроль всех сторон частной и общественной жизни. Происходит огосударствление и бюрократизация всех сторон жизни.


Ким Чен Ын - руководитель Северной Кореи, сын предыдущего вождя Ким Чен Ира и внук основателя КНДР Ким Ир Сена. Фото: Reuters

Руководство страны имеет неограниченные полномочия. Отсутствует разделение властей. Суды и парламент полностью подчинены верховной вождю и партии.

Оппозиция запрещена, многопартийности не существует. Инакомыслящих сурово преследуют.

Права и свободы человека декларируются, в действительности граждане беззащитны перед произволом властей.

Отсутствуют плюрализм мнений, свобода слова и собраний.

Карательные органы пронизывают все сферы, осуществляют политический сыск и репрессии. Режим опирается на тайную полицию, насилие и террор как универсальные средства внутренней и внешней политики

Централизованная экономика, государственное планирование, милитаризация производства, жесткая трудовая дисциплина.

Милитаризация общественной жизни.

Агрессивная внешняя политика, экспансионизм.

Примеры тоталитарных режимов

К государствам тоталитарного типа традиционно относят Германию эпохи нацизма, фашистскую Италию, милитаристскую Японию накануне и в годы Второй Мировой, Китай при Мао Цзедуне, СССР при Сталине, Северную Корею.

Был ли тоталитаризм в СССР?

Отдельная дискуссия ведется по поводу того, можно ли называть тоталитарным государством Советский Союз. В 1930-е годы многие сравнивали репрессивный режим Иосифа Сталина с режимами Гитлера и Муссолини, приходя к выводу, что все три страны погрузились в тоталитаризм.

В ходе Второй Мировой войны, когда СССР сражался против нацизма в союзе с Великобританией, США и другими странами Запада, разговоры о советском тоталитаризме затихли.

Политологи Карл Фридрих и Збигнев Бжезинский в 1956 году строили свою теорию тоталитаризма, исходя из того, что тоталитарными считаются фашистские режимы и СССР сталинской эпохи.

Что такое антиутопия. Тоталитаризм в произведениях искусства

Тоталитарные общества нередко изображаются в художественных произведениях в жанре антиутопии.

Антиутопия - это жанр, показывающий общество, которое в погоне за идеальным устройством выродилось в тоталитарное, где попраны права и свободы, а любое отклонение от официальной идеологи жестоко карается. Антиутопия - противоположность утопии, то есть изображению идеального общественного устройства.

Есть ли средство от тоталитаризма?

Сторонники демократического устройства полагают, что именно реальная демократия служит лучшим средством для профилактики тоталитаризма. В качестве мер защиты называются:

Реальное разделение властей. Система сдержек и противовесов, которая не дает чрезмерно усилиться ни одной из ветвей власти.

Демократические права и свободы. Демократические выборы, свобода слова и собраний.

Многопартийность и плюрализм мнений.

Развитое гражданское общество - то есть общественные институты, независимые от государства.

Высокая политическая культура, не позволяющая прийти к власти популистам и потенциальным узурпаторам.

Личный нонконформизм, гражданское самосознание и готовность людей бороться за свои права.

Читайте также: