Когда был учрежден новый высший орган законодательной власти съезд народных депутатов ссср

Обновлено: 18.05.2024

Съезд народных депутатов СССР ( России : Съезд народных депутатов СССР , латинизируется : S"ezd СССР народных депутатов ) был высшим органом государственной власти Советского Союза с 1989 по 1991 год [1]

Съезд народных депутатов СССР был создан в рамках М.С.Горбачев «s программы реформ , и был включен первым конституционным изменением Горбачева.

1 июля 1988 года, в четвертый и последний день 19-й партийной конференции , Горбачев заручился поддержкой делегатов для своего последнего предложения о создании нового высшего законодательного органа под названием Съезд народных депутатов Советского Союза. Разочарованный сопротивлением старой гвардии его попыткам либерализации, Горбачев изменил тактику и предпринял ряд конституционных изменений, чтобы попытаться отделить партию от государства и тем самым изолировать своих консервативных оппонентов. Подробные предложения по новому Съезду народных депутатов Советского Союза были опубликованы для публичного обсуждения 2 октября 1988 г. [2] и для создания нового законодательного органа Верховный Совет на его сессии с 29 ноября по 1 декабря 1988 г. поправки к Советской Конституции 1977 г. , ввели в действие закон об избирательной реформе и установили дату выборов на 26 марта 1989 г. [3]

Этот новый Конгресс должен был стать фактическим преемником Конгресса Советов Советского Союза ленинской эпохи , учрежденного в 1922 году и распущенного в 1936 году.

Конгресс состоял из 2250 депутатов, избранных тремя способами:

Съезд собирался дважды в год, а затем избирал реформированный Верховный Совет Советского Союза, состоящий из меньшего числа депутатов (542 в новом Верховном Совете по сравнению с 1500 в прежнем Верховном Совете). Тогда Верховный Совет будет служить в качестве постоянного законодательного органа, решая все, кроме самых важных вопросов, таких как поправки к советской конституции, которые оставались на усмотрение Конгресса в полном составе.

В полномочия съезда входили: внесение поправок в конституцию СССР , избрание Верховного Совета, отмена актов Верховного Совета, избрание председателя (спикера) Верховного Совета, утверждение Председателя Совета министров , проведение общенациональных референдумов, решение вопросов, связанных с общенациональным - республиканская структура союза, определяющая национальные границы и ратифицирующая изменения границ между республиками, определяющая основные направления внешней и внутренней политики, утверждающая долгосрочные социально-экономические планы и другие национальные дела. [ необходима цитата ]


Месячное выдвижение кандидатов в Съезд народных депутатов СССР продлилось до 24 января 1989 года. В течение следующего месяца отбор из 7531 округа проходил на собраниях, организованных окружными избирательными комиссиями. 7 марта был опубликован окончательный список из 5074 кандидатов (один из 399 округов, два из 953 округов и три или более в 163 округах); примерно 85% из них были членами правящей Коммунистической партии Советского Союза (КПСС) и 17% - женщины.

За две недели, предшествовавшие опросу 1500 округов, прошли выборы на 750 зарезервированных мест общественных организаций, на которых претендовали 880 кандидатов. Из них 100 мест было выделено КПСС, 100 - Всесоюзному центральному совету профсоюзов, 75 - Коммунистическому союзу молодежи (ВЛКСМ), 75 - Комитету советских женщин, 75 - Организации ветеранов войны и труда. и 325 другим организациям, таким как Академия наук. Окончательно процесс отбора завершился в апреле.

На всеобщих выборах 26 марта явка избирателей составила 89,8%. В ходе этого голосования были заполнены 1 958 мест - включая 1225 мест в округах - из 2 250 мест для КПД. Второй тур выборов в округах был проведен в 76 округах 2 и 9 апреля, а новые выборы были организованы 20 апреля и 14–23 мая в оставшихся 199 округах, где необходимое абсолютное большинство не было получено. [3]

Выборы в Конгресс были проведены 26 марта 1989 года. После этого Конгресс провел четыре сессии:

  • 1-я сессия : 25 мая - 9 июня 1989 г.
  • 2-я сессия : 12 декабря - 24 декабря 1989 г.
  • 3-я сессия : 12 марта - 20 марта 1990 г.
  • Четвертая и последняя сессия : 5 сентября 1991 г.

3 июня была созвана первая сессия Верховного Совета. 21 июля был объявлен состав нового Совета Министров во главе с Николаем Рыжковым .

В марте 1989 года был избран только один Конгресс . Принципиальным отличием от предыдущих выборов в Советском Союзе было то, что выборы были фактически конкурентными. Вместо одного утвержденного Коммунистической партией кандидата на каждое место было допущено несколько кандидатов. В Конгрессе были представлены самые разные политические позиции, от коммунистических до прозападных, и прошли оживленные дебаты с высказанными разными точками зрения.

В результате попытки государственного переворота в августе 1991 года , Конгресс самороспуск 5 сентября 1991 года, передав на своих полномочия Верховного Совет Советского Союза и вновь созданный Государственный Совет СССР , [4] , который (Верховный Совет и Госсовет) прекратил свое существование 26 декабря 1991 года вместе с самим Советским Союзом (1606 за, 116 против, 83 воздержались и 37 не голосовали).

Так назвали делегатов I Cъезда народных депутатов СССР в перестроечном дискурсе

30 лет назад, 25 мая 1989 года, в Кремлевском Дворце съездов начал свою работу I Cъезд народных депутатов СССР, высший орган страны, согласно внесенным в декабре 1988 года поправкам в Конституцию СССР.

Впервые в советской истории его 2250 делегатов были избраны на альтернативной основе по непростой и не очень внятной на первый взгляд системе. На самом деле смысл ее был в том, чтобы обойти партийную селекцию. 750 человек от территориальных округов (с равной численностью избирателей), 750 — от национально-территориальных избирательных округов (по нормам), по 32 депутата от каждой союзной республики, по 11 - от АССР, по пять - от автономной области и по одному депутату - от автономного округа.

Плюс еще 750 депутатов — делегаты общественных организаций (по квотам), по 100 - от КПСС, ВЦСПС, колхозов и потребкооперации, по 75 депутатов - от ВЛКСМ, женсоветов, от ветеранов войны и труда, научных обществ, творческих союзов, 75 депутатов - от других общественных организаций. Члены партии составили 87 процентов.

Поправки в законодательство наделили съезд широчайшими полномочиями. Он мог принимать и изменять Основной закон СССР, определять основные направления внутренней и внешней политики, избирать Верховный Совет и его главу, утверждать председателя правительства, председателя Верховного суда, генпрокурора.

Спустя тридцать лет событие, которым, безусловно, явился съезд для нашей страны, можно оценивать без гнева и пристрастия. Вот ведь парадокс. На нем собрались лучшие из лучших, профессионалы высшей пробы, маэстро, асы в своих областях, а вот их коллективного разума для того, чтобы предложить наиболее эффективные решения проблем, которые стояли перед государством и обществом, не хватило.

Несмотря на возраст, одним из наиболее активных депутатов стал академик Андрей Сахаров, выражавший взгляды радикальной демократической платформы. Восемь раз он выходил к микрофону. Главной задачей съезда неформальный лидер оппозиции считал установление новой модели политической власти и гневно обличал действующее руководство страны. Такая позиция массовой поддержки не снискала.

Для многих участников этого съезда он стал стартом политической биографии. Преподаватель истмата Геннадий Бурбулис вскоре займет специально для него учрежденный пост госсекретаря России. Глава Киргизской академии наук Аскар Акаев изберется президентом Киргизии. Физик и еще не нобелиат Жорес Алферов — депутатом Госдумы шести созывов.

2250 делегатов были избраны на альтернативной основе по непростой и не очень внятной на первый взгляд системе. 750 человек от территориальных округов (с равной численностью избирателей), 750 — от национально-территориальных избирательных округов (по нормам), по 32 депутата от каждой союзной республики, по 11 — от АССР, по пять — от автономной области и по одному депутату — от автономного округа.

Председатель профкома Мосэнерго Элла Памфилова — ныне известный государственный и общественный деятель. Командир мотострелкового полка Дальневосточного военного округа подполковник Руслан Аушев в течение девяти лет будет возглавлять Республику Ингушетия, а историк - востоковед Владислав Ардзинба - Республику Абхазия.

Отсюда взял старт на 30-летнее руководство Казахстаном его первый президент Нурсултан Назарбаев. Журналист Михаил Полторанин станет во главе нового Министерства печати и информации. Анатолий Собчак сменит адвокатское поприще на кресло мэра Санкт-Петербурга.

Каковы же были результаты работы I съезда? Первое — он сформировал Верховный Совет СССР. Второе - увы, показал, что власть утрачивает контроль за развитием ситуации и не в состоянии предложить внятную и убедительную для народа программу реального выхода из социально-экономического и политического кризиса. Третье - он обозначил резкое размежевание между двумя силами: умеренными сторонниками курса Горбачева и радикально-демократическим крылом во главе с Ельциным.

Далее противостояние между ними только усиливалось. В декабре 1991 года СССР прекратил свое существование, а за четыре месяца до этого, в сентябре 1991 года, состоялся самороспуск избранного на пять лет съезда.

После этого съезда стало понятно, что управлять страной по-старому уже не получится, а как по-новому, никто еще не знал. По известной формуле: верхи не могут, а низы не хотят. Путем проб и ошибок нам еще только предстояло вырулить на более или менее ровную дорогу…

Решения съезда

Съезд наро́дных депута́тов СССР — высший орган государственной власти в 1989-1991 годах, возглавлял единую систему органов представительной власти в Советском Союзе. Всего было созвано пять Съездов народных депутатов СССР. Решение о созыве съездов народных депутатов было принято на Девятнадцатой конференции КПСС (28 июня — 1 июля 1988), одобрившей меры по демократизации советской политической системы за счет восстановления полновластия Советов, утраченного в условиях узурпации государственных функций партийными органами.

Съезд был правомочен принять к своему рассмотрению и решить любой вопрос, отнесенный к ведению СССР. К исключительному ведению съезда относились: принятие Конституции СССР, внесение в нее изменений; принятие решений по вопросам национально-государственного устройства, отнесенным к ведению СССР; определение государственной границы СССР, утверждение изменений границ между союзными республиками; определение основных направлений внутренней и внешней политики СССР; утверждение перспективных государственных планов и общесоюзных программ экономического и социального развития СССР; избрание Верховного Совета СССР и председателя Верховного Совета СССР; утверждение председателя Совета министров СССР, председателя Комитета народного контроля СССР, председателя Верховного суда СССР, Генерального прокурора СССР, Главного государственного арбитра СССР; избрание Комитета конституционного надзора СССР, а также отмена актов, принятых Верховным Советом СССР и принятие решений о проведении всенародного голосования (референдума). Съезд был вправе принимать законы СССР. Руководил работой Съезда народных депутатов председатель Верховного Совета СССР.

Съезд народных депутатов призван был обеспечить более широкую представительность всех слоев населения СССР в органах государственной власти. Благодаря Съезду народных депутатов СССР к участию в руководстве государственными и общественно-политическими делами должны были прийти новые люди, демократически мыслящие, в своем большинстве не связанные с партийной номенклатурой, сторонники перестройки общественной жизни, политических и экономических реформ. Съезд народных депутатов СССР должен был собираться один раз в год и решать наиболее важные вопросы внутренней и внешней политики государства. В остальном законодательные, распорядительные и контрольные функции возлагались на формируемый Съездом и относительно небольшой по численности Верховный Совет СССР. Такая система позволяла создавать видимость демократизма на уровне мало приспособленного к практической деятельности Съезда народных депутатов (в частности из-за большой численности депутатов) и проводить предварительный отбор членов Верховного Совета СССР, на который возлагалась основная нагрузка законодательной деятельности.

Народные депутаты СССР должны были избираться сроком на 5 лет. Помимо ежегодных очередных съездов, закон предусматривал случаи созыва народных депутатов внеочередных съездов. В период между Съездами должны были функционировать двухпалатный постоянно действующий законодательный и распорядительный орган государственной власти — Верховный Совет СССР. Его руководящим органом стал Президиум Верховного Совета во главе с председателем Верховного Совета. Несмотря на требование Конституции СССР о формировании двухуровневой системы представительной власти (съезд — верховный совет) большинство союзных и автономных республик проигнорировали его и при конституционной реформе 1989-1990 годов сохранили прямые выборы своих Верховных советов. Исключение составили РСФСР и Дагестанская АССР.

Компания по выборам народных депутатов СССР проходила остро и необычно для советского избирателя, вовлекая его в политическую жизнь. Предвыборная борьба принимала неожиданные формы: страну захлестнула волна телевизионных дебатов, многотысячных митингов, стали проводиться социологические опросы. 26 марта 1989 года на избирательные участки пришло 172 млн. человек, что составило почти 90% всех избирателей СССР. В некоторых округах имели место повторные выборы. На волне подъема демократических настроений народными депутатами были избраны А.Д. Сахаров, Ю.Н. Афанасьев, А.А. Собчак, Г.В. Старовойтова, Г.Э. Бурбулис, Г.Х. Попов, Н.И. Травкин.

Первый съезд народных депутатов СССР прошел в Москве с 25 мая по 9 июня 1989 года. Накануне съезда состоялся пленум ЦК КПСС, рекомендовавший для избрания председателем Верховного Совета генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева. Съезд должен был обсудить процедурные вопросы, избрать ряд высших должностных лиц. Радикально демократически настроенные депутаты сформировали оппозицию, которая получила название Межрегиональной депутатской группы (МДГ). Ее состав вошли 362 народных депутатов.
Лидер МДГ А.Д. Сахаров потребовал передачи всей власти Советам, отмены шестой статьи Конституции СССР о руководящей роли КПСС в обществе, предложил проект нового договора между республиками, превращавшего СССР в конфедерацию. При непосредственном участии членов МДГ Съезд народных депутатов создал несколько комиссий: для рассмотрения обстоятельств, связанных с Тбилисскими событиями (9 апреля 1989); для проверки материалов следственной группы Прокуратуры СССР во главе с Т.Х. Гдляном; по политической и правовой оценке Пакта Молотова-Риббентропа (1939); конституционную комиссию. На съезде были избраны председатель Верховного Совета (М.С. Горбачев), его заместитель (А.И. Лукьянов), назначен глава правительства (Н.И. Рыжков).

Второй съезд народных депутатов СССР прошел 12-24 декабря 1989 года. Ключевой темой повестки дня съезда стало рассмотрение мер по оздоровлению экономики, этапов экономической реформы и подходов к разработке очередного пятилетнего плана. Несмотря на предложенную МДГ альтернативную программу, после дебатов была принята программа правительства. Кроме того, были приняты законы о статусе народного депутата СССР, о конституционном надзоре в СССР, постановления об избрании Комитета конституционного надзора, о политической оценке решения о вводе советских войск в Афганистан.

Третий съезд народных депутатов СССР (12-15 марта 1990) получил статус внеочередного. Главным итогом его работы стало учреждение в СССР поста президента и избрание на этот пост М.С. Горбачева. Третий съезд народных депутатов СССР отменил шестую статью Конституции СССР о руководящей роли КПСС в обществе.

На основании принятого закона произошли существенные изменения в структуре высших органов государственной власти СССР, связанные прежде всего с созданием нового института государственной власти – Съезда народных депутатов СССР – и изменением роли Верховного Совета СССР.

Конституционная поправка от 01.12.1988 существенно изменила структуру и порядок работы высших органов государственной власти СССР.

В первую очередь следует отметить то, что Верховный Совет СССР превратился в постоянно действующий орган, сессии которого строго определены – весенняя и осенняя. Ст. 112 Конституции СССР устанавливала приблизительную продолжительность сессии – 3–4 месяца.

Кроме того, Конституция СССР упразднила должности: Председателя Президиума Верховного Совета СССР, Первого Заместителя и заместителей Председателя Президиума Верховного Совета СССР, секретаря, членов Президиума Верховного Совета СССР. Таким образом, был начат планомерный процесс ликвидации Президиума Верховного Совета СССР как высшего органа государственной власти СССР, действующего в промежутках между сессиями Верховного Совета СССР.

Изменился и правовой статус Президиума Верховного Совета СССР.

Часть его полномочий (чуть менее половины) была передана непосредственно Верховному Совету СССР, а именно:

– назначать выборы в Верховный Совет СССР;

– давать толкования законов СССР;

– ратифицировать и денонсировать международные договоры СССР;

– отменять постановления и распоряжения Совета Министров СССР и Советов Министров союзных республик в случае несоответствия их закону;

– устанавливать воинские звания, дипломатические ранги и иные специальные звания;

– учреждать ордена и медали СССР;

– издавать общесоюзные акты об амнистии;

– образовывать Совет Обороны СССР и утверждать его состав;

– назначать и сменять высшее командование Вооружённых Сил СССР.

Следует отметить и другую сторону проведенной реформы – это создание основы для учреждения поста Президента СССР.

При этом в проекте данного закона была предпринята попытка сделать должность Председателя Верховного Совета СССР в значительной степени независимой от собственно Верховного Совета СССР. В частности, это выразилось в том, что проект не содержал права Верховного Совета СССР отменять указы и постановления Президиума Верховного Совета СССР и распоряжения Председателя Верховного Совета СССР. В тексте закона данный пробел был в полной мере восполнен (п. 18, ст. 113), и право отмены у Верховного Совета СССР всё же появилось.

Вновь созданный пост Председателя Верховного Совета СССР в значительной мере напоминал существующий во многих странах пост Президента страны.

Следует отметить, что идея введения поста Президента СССР активно обсуждалась на высшем государственном уровне, о чём открыто говорилось на XIX конференции КПСС . Причём официально Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев выступил с резкой критикой идеи учреждения поста Президента СССР. В частности, он заявил следующее: «Комиссия обсуждала это предложение, и мы пришли к тому мнению, которое зафиксировано в резолюции, а именно: нам негоже отказываться от того, что рождено самой практикой нашей революционной борьбы. Советы рождены творчеством самого народа, связаны с именем Ленина… Нет сомнения в том, что форма Советов позволяет по-настоящему реализовать потенциал социалистической демократии. Поэтому отказываться от советской формы, мы считаем, принципиально не следует. Это первое.

Горбачёв М. С. Об основных направлениях внутренней и внешней политики СССР: Доклад на Съезде народных депутатов СССР, 30 мая 1989. М., 1989. С. 42.

Первый Съезд народных депутатов СССР, 25 мая – 9 июня 1989. Стенографический отчет, Том I. М., 1989. С. 134–135.

Первый Съезд народных депутатов СССР, 25 мая – 9 июня 1989. Стенографический отчет, Том I. М., 1989. С. 132–133, 159, 398.

Первый Съезд народных депутатов СССР, 25 мая – 9 июня 1989. Стенографический отчет, Том I. М., 1989. С. 140–141.

Второй Съезд народных депутатов СССР, 14–24 декабря 1989. Стенографический отчет. Т. II. М., 1990. С. 423.

Первый Съезд народных депутатов СССР, 25 мая – 9 июня 1989. Стенографический отчет, Том I. М., 1989. С. 164.

Первый Съезд народных депутатов СССР, 25 мая – 9 июня 1989. Стенографический отчет, Том I. М., 1989. С. 314.

Первый Съезд народных депутатов СССР, 25 мая – 9 июня 1989. Стенографический отчет, Том I. М., 1989. С. 314.

Второй Съезд народных депутатов СССР, 12–24 декабря 1989. Стенографический отчет, Том II. М., 1990. С. 364–365.

Внеочередной Третий Съезд народных депутатов СССР, 12–15 марта 1990. Стенографический отчет. Т. 1. М., 1990. С. 66.

Второй Съезд народных депутатов СССР, 12–24 декабря 1989. Стенографический отчет. Том II. М., 1990. С. 371.

XIX Всесоюзная конференция Коммунистической партии Советского Союза, 28 июня – 1 июля 1988: Стенографический отчёт. Т. 1. М., 1988. С. 59.

См., напр.: XIX Всесоюзная конференция Коммунистической партии Советского Союза, 28 июня – 1 июля 1988: Стенографический отчет. Т. 1. М., 1988. С. 59.

XIX Всесоюзная конференция Коммунистической партии Советского Союза, 28 июня – 1 июля 1988: Стенографический отчет. Т. 2. М., 1988. С. 129.

Все примерно представляют себе, чем заняты депутаты Госдумы России. Они постоянно заседают, придумывают и утверждают новые законы, голосуют, избираются, спорят, скандалят, короче правят нами, то есть народом.


Я не буду сильно углубляться в детали, иначе получится очень длинно, кого заинтересует, вся информация есть в интернете, но постараюсь рассказать об основных отличиях народных депутатов СССР от депутатов Государственной Думы РФ.

Немного о съезде народных депутатов СССР. Президиум Верховного Совета СССР решал вопрос о созыве очередного или внеочередного съезда, он же направлял депутатам документы и материалы на рассмотрение. Депутаты приезжают, регистрируются, избирают секретариат и начинают работать. Заседания ведутся открыто, но по решению съезда может быть проведено закрытое заседание. Голосование тоже открытое, выступать на съезде могут не только депутаты, не допускаются грубость и оскорбления. Это кратко о съезде. Верховный совет созывался на сессию, очередную, или внеочередную, по 3-4 месяца каждая. Так же были еще заседания Совета Союза и Совета Национальностей. Но я не буду описывать все подробно, скажу о депутатах. Ниже приведу строки из закона СССР о статусе народных депутатов в СССР. 1972 г

  • Депутаты являются полномочными представителями народа в органах государственной власти – советах народных депутатов.
  • Депутаты – полномочные представители народа в советах.
  • Участвуя в работе советов, депутаты решают вопросы государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства, организуют проведение решений Советов в жизнь, осуществляют контроль за работой государственных органов, предприятий, учреждений и организаций.
  • Полномочия депутата заканчиваются в день выборов в совет нового созыва.
  • Депутат осуществляет свои полномочия, не порывая с производственной или служебной деятельностью. Депутатские полномочия осуществляются безвозмездно.
  • Депутат активно участвует в производственной и общественно-политической жизни, подает пример исполнения советских законов, соблюдения трудовой дисциплины, правил социалистического общежития.
  • Депутат поддерживает связь с избирателями, с коллективами и общественными организациями, выдвинувшими его кандидатом в депутаты, а также с предприятиями, учреждениями, организациями, государственными и общественными органами, расположенными на территории его избирательного округа.
  • Депутат ответственен перед избирателями и им подотчетен.
  • Депутат, не оправдавший доверия избирателей или совершивший действия, не достойные высокого звания депутата, может быть в любое время отозван по решению большинства избирателей в установленном законом порядке.
  • Депутат имеет право запроса к соответствующим государственным органам и должностным лицам.
  • Депутат рассматривает поступившие к нему предложения, заявления и жалобы, принимает меры к их правильному и своевременному разрешению, ведет прием граждан, изучает причины, порождающие жалобы, и вносит свои предложения в совет, другие государственные и общественные органы, предприятия, учреждения и организации.

Это лишь несколько строк, но это всё действительно так и было. Я сам не был депутатом, но со мной работали депутаты райсовета и горсовета. Простые работяги, но дело делали, проверяли жалобы населения, принимали по ним решения, но главное решения исполнялись! Попробуй не выполни, так взгреют…

А как обстоят дела с нынешними депутатами Госдумы РФ? Вот что говорит Федеральный Закон о статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы от 08.05.1994. Тоже только отдельные строки.

  • Внесение законопроектов в ГД РФ, а также парламентского и депутатского запроса.
  • Обращение к должностным лицам с требованием принять меры по пресечению нарушений прав гражданина, при их обнаружении.
  • Отчитываться перед избирателями
  • Выполнять поручения Государственной думы и комиссий, членами которых они являются, а также посещать заседания фракции, с целью совместной деятельности, выражения единой позиции и создания единой программы по вопросам, рассматриваемым ГД РФ.

Одним немаловажным элементом правового статуса являются гарантии деятельности депутата ГД РФ, используя которые должностное лицо может беспрепятственно и эффективно осуществлять деятельность. Среди основных гарантий деятельности можно выделить:

  1. Депутатский иммунитет – особый вид привилегий, как совокупность особых правовых преимуществ.
  2. Депутатский индемнитет – совокупность социальных гарантий, которые обеспечивают независимость депутата, способствуют утверждению депутата, как личности, и одновременно являются вознаграждением за его труд.
  • добровольное сложение своих полномочий – оформляется письменным заявлением;
  • утрата гражданства РФ/приобретение гражданства иного государства;
  • ограничение дееспособности;
  • избрание должностным лицом иного законодательного органа;
  • наличие обвинительного приговора суда в отношении депутата, вступившего в законную силу;
  • признание депутата безвестно отсутствующим, либо умершим по решению суда, вступившего в законную силу.
  • В СССР депутат не освобождался от основной работы, участвовал в работе сессий Верховного Совета и вел большую работу по защите прав избирателей. А нынешние депутаты- это высокооплачиваемые трутни и тунеядцы, присосавшиеся к государственной кормушке. Депутатство- это не профессия и не бизнес, а почетная общественная нагрузка, а не лавочка для защиты интересов буржуазии и олигарха та.

Пожалуй, единственный способ — это приобретение гражданства другого государства, но и он похоже не работает.

Читайте также: