Что такое трудный начальник

Обновлено: 02.07.2024

Компании в США ежегодно тратят $15 млрд на развитие управленческих и лидерских навыков своих сотрудников. Несмотря на это, плохой начальник по-прежнему довольно распространенное явление. Исследование Life Meets Work выявило, что 56% работников в США жалуются на токсичность руководства. А Американская психологическая ассоциация установила, что 75% американцев считают начальство основным источником стресса на работе.

Недавнее исследование Gallup подтвердило: каждый второй уволившийся по собственному желанию ушел с работы, чтобы сбежать от начальника. Однако есть и другие данные. Например, исследование Life Meets Work показало, что на токсичных боссов люди работают значительно дольше, в среднем на два года больше, чем на более доброжелательных. Почему?

Трудно уйти

Люди работают с плохими начальниками по множеству причин. За 20 лет работы в консалтинге и коучинге я чаще всего слышала следующие:

– у меня нет сил искать новую работу;

– мне очень нравятся мои коллеги/работа/дорога до офиса;

– мне нужна моя зарплата, и я не могу получать меньше;

– нет лучшей работы, чем моя;

– я не хочу терять предоставляемые работодателем льготы;

– я вложил слишком много сил в эту компанию;

– эта работа слишком хорошо оплачивается, чтобы уходить;

– у меня нет навыков для другой должности;

– ситуация в компании может улучшиться.

Многие из этих оправданий сводятся к базовым защитным реакциям человеческой психики. В условиях повышенного стресса люди часто страдают от эмоционального истощения, которое не оставляет им энергии на поиск выхода из сложившейся ситуации. Сложно уйти с работы, не имея нового варианта для трудоустройства, и сложно найти новое место, когда чувствуешь себя опустошенным. Эмоциональное истощение лишает человека возможности представить себя в более позитивной ситуации, вызывая чувство безнадежности.

Неприятие потери – еще один психологический процесс, который мешает нам отказаться от чего-либо. Мы стремимся сохранить то, что досталось тяжелым трудом. Это может быть зарплата, статус, стабильность, стаж, социальные связи и иные преимущества, которые мы копили годами.

Поиски смысла

Что делать с плохим начальником

Может показаться, что оставаться на привычном рабочем месте безопаснее. На самом деле это сопряжено со множеством рисков. Исследователи из Швеции опросили 3122 мужчины и выяснили: у сотрудников, работавших с токсичными начальниками, на 60% вырастал риск возникновения инсульта, сердечного приступа и других опасных заболеваний сердца. Еще одно проведенное в США исследование показало: если человек работает в негативной рабочей среде, у него падает иммунитет и он чаще простужается. Кроме того, такие люди более склонны к хроническому стрессу, депрессии и тревожности.

Некоторые исследования показывают, что физическое и эмоциональное восстановление после работы в токсичной среде может занять до 22 месяцев. Сама идея об уходе с привычного места нередко пугает. Но в реальности пребывание на рабочем месте с плохим начальником может оказаться еще страшнее.

Что делать

Плохого начальника следует воспринимать серьезно. Если увольнение невозможно прямо сейчас, есть несколько стратегий, которые помогут смягчить потенциальный ущерб независимо от того, с каким типом токсичного руководителя (задирой, нарциссом или кем-либо еще) вы столкнулись.

Забудьте об обратной связи, формулируйте конкретные запросы. Обычно попытки найти общий язык с начальником – хорошая идея. Но трудный начальник, скорее всего, не примет критики. Поэтому попытайтесь донести до него конкретные запросы, которые помогут вам получить необходимые ресурсы и поддержку. Дайте рациональное обоснование, зачем вам нужно то, о чем вы просите, и какую пользу это принесет начальству и вашей компании. Подумайте о том, когда поговорить с начальником. Лучше начать разговор, когда он будет находиться в спокойном и приподнятом настроении. Перед этим обязательно подготовьтесь и спрогнозируйте все возможные результаты.

Отдельный повод для раздражения — очевидные советы под руку и требования выполнять задачи строго определённым способом, даже если это ни на что не влияет. Когда что‑то пойдёт не так, такой босс не удивится — что с вас взять — и скорее всего переделает всё сам.

Вроде бы звучит нестрашно. Но проблема в том, что такой подход мешает развиваться. Когда к вам постоянно относятся как к неразумному ребёнку и только и ждут, что вы допустите ошибку, рано или поздно надоедает сражаться. Вы начинаете делать то, что скажут, и ровно в указанном объёме. А это вас вряд ли чему‑то научит.

Как выжить

Такого босса сложно назвать злом во плоти или обвинить в том, что он ненавидит сотрудников. Скорее, у него проблемы с навыками управления. Он не умеет правильно делегировать задачи и разумно контролировать их выполнение, иначе его присутствие не требовалось бы на каждом этапе.

Всё, что вам остаётся, — завоёвывать его доверие, не особенно бунтуя при этом. Докажите делом, что вы справляетесь с заданиями, и свободы станет больше.

2. Призрак

Этот начальник занимает позицию, прямо противоположную контрол‑фрику. О его существовании вы вспоминаете в моменты его внезапного появления. В остальное время отдел сам прекрасно справляется со своей работой.

Такой босс выглядит довольно безобидно и напрягает обычно только одним: никто не понимает, зачем он нужен и почему получает зарплату руководителя.

Как выжить

Если ваша зарплата и обязанности вас устраивают, всё, что мешает работать с таким начальником, — обострённое чувство справедливости. Чтобы меньше нервничать из‑за сложившихся обстоятельств, поищите для себя рациональные аргументы. Например, босс получает зарплату не из вашего кармана, поэтому не стоит так переживать.

3. Эгоист

Что бы ни случилось, этот начальник думает только о себе и своей выгоде. Подчинённых он воспринимает лишь как расходный материал, а их работу — как способ получить свои личные бонусы. Поэтому начальник‑эгоист легко обещает вышестоящему руководству, что его отдел выполнит любые задачи, даже неосуществимые. Решать, как это сделать, вместе с подчинёнными он не будет. Зато в случае неудачи охотно переложит вину на сотрудников и, возможно, даже лишит их премии.

Как выжить

К сожалению, эгоиста очень тяжело перебороть на его территории. Ему чуждо чувство ответственности и справедливости. Так что пытаться оперировать рациональными аргументами бесполезно. Если вы дорожите работой и хотите во что бы то ни стало её сохранить, лучшая стратегия — быть удобным. Увы, звучит грустно, но рычагов воздействия у вас немного.

Вы всё ещё можете заниматься чем‑то интересным и даже продвигать свои идеи. Только представлять их с позиции, которая подчеркнёт пользу для босса. Правда, будьте готовы к тому, что ваши идеи он выдаст за свои.

4. Суперзвезда

Такой начальник убеждён, что на небосклоне офиса должна сиять одна звезда — и это он. А потому любой чужой успех он будет воспринимать как удар по самолюбию и повод отомстить позднее. Неважно, что чья‑то блестящая идея поможет перевыполнить план или решит сложную задачу, гораздо важнее, что эта идея пришла в голову не ему.

Как выжить

5. Патриот

Такой начальник без всяких тимбилдингов знает, что работает в лучшей компании на свете. Поэтому и подчинённые должны радоваться, что им выпала такая честь. Зарплата в этом случае — приятный, но не обязательный бонус.

Хуже всего, когда любовь к компании измеряется не хорошей работой, а соблюдением нелепых правил. Например, сотрудников обязывают приходить за 15 минут до начала рабочего дня, а уходить — только после непосредственного руководства. Отпрашиваться по личным делам — непростительно, и единственное дело, которое одобряет начальник, — работа на прекрасную компанию.

Для такого босса соблюдение правил значит больше, чем эффективность работы. Впрочем, об эффективности в такой обстановке редко заходит речь.

Как выжить

Это клинический случай. Выжить с начальником‑патриотом вам поможет только надежда, что однажды всё это закончится. Если вы не готовы ждать, обновите резюме и настраивайтесь на поиск нового места.

6. Хам

Иногда может показаться, что боссы такого типа шагнули в кабинет руководителя прямиком из подворотни. Иначе трудно объяснить их особую манеру общения, выходящую далеко за рамки делового этикета. За любую ошибку и даже самый мелкий просчёт они осыпают подчинённых оскорблениями, нередко — с отборным матом. Извинений вы, разумеется, никогда от них не дождётесь.

Как выжить

Не всегда цель начальника‑хама — унизить вас. Более того, порой он даже не осознаёт, как именно себя ведёт, — просто привык к такому общению, которое из‑за иерархии получается односторонним. Это его не оправдывает и тем более не означает, что нужно оставаться равнодушным к постоянным унижениям. Они разрушительны и могут привести к неприятным психологическим последствиям.

По идее, в подобных ситуациях должны разбираться HR‑специалисты, но делают так не всегда. Если это ваш случай, хороших новостей нет: скорее всего, придётся уйти. Впрочем, перед этим попробуйте поговорить с боссом‑хамом и очертить границы — вдруг сработает.

7. Крёстный отец

У такого начальника огромная семья, множество друзей и знакомых. И всех он пытается трудоустроить к вам в отдел. Причём связи здесь играют гораздо большую роль, чем компетенции. В итоге оказывается, что работу способны выполнять только несколько сотрудников. И все дела вешают на них.

Как выжить

Самое время найти трудовой договор, должностную инструкцию и освежить в памяти, что именно вы должны делать на рабочем месте. А потом честно и добросовестно выполнять положенное, не взваливая на себя чужих обязанностей. Технически придраться к вам будет невозможно, так что сможете какое‑то время продержаться и не погибнуть под завалами чужой работы.

8. Диктатор

Таким начальникам важнее всего чувствовать своё всевластие, а потому подчинённые всегда будут делать что‑то не так. Вы никогда не услышите похвалу и просто доброе слово, зато за любую ошибку рискуете получить наказание.

Избегать просчётов не получится, потому что правила будут меняться так, как угодно диктатору. Допустим, вчера он сказал распечатать и положить чертежи ему на стол, а сегодня ругается, что вы не прислали их в электронном виде. Его вчерашнее указание не имеет значения, а о новом вы могли бы и сами догадаться.

Как выжить

Просто бегите. Это ситуация классического абьюза, выбираться из которой с каждым месяцем будет всё сложнее. Вы постепенно начнёте думать, что это нормально и все так живут. Это не так, и вы заслуживаете лучшего прямо сейчас.

9. Жмот

В год каждому сотруднику полагается пять ручек и один блокнот. Пачки бумаги просчитываются и выдаются лично в руки только после обоснования, что и зачем вы собираетесь печатать. Кулера не будет, потому что в кране прекрасная вода. Всё это вроде несмертельно, но делает работу некомфортной.

Как выжить

В мелочах можно уступить — самим купить ручки и скинуться на воду. Крупные покупки лучше обосновывать выгодой, которую они принесут компании. Чем убедительнее вы будете, тем больше шансов на успех.

10. Адепт дискриминации

Возможно, вы не услышите прямых оскорблений в свой адрес, но фоновые шутки обязательно проскользнут. И это определённо негативно отразится на вашей жизни и самоощущении.

Как выжить

Бороться с дискриминацией как явлением в лице одного‑единственного начальника достаточно сложно, хотя и можно. Если у вас нет внутреннего ресурса, чтобы переубеждать, спорить, объяснять и жаловаться, вы вправе ничего этого не делать. Активизм — это личный выбор. Но и терпеть подобное обращение вы не должны. Лучше подыскать себе новое место работы.

Пишу для Лайфхакера о деньгах, праве и правах, вещах, которые помогают жить проще, лучше и веселее. И конечно, проверяю советы на себе: получаю налоговые вычеты, подаю декларации онлайн, а ещё досрочно выплатила ипотеку и вынудила почту найти мою посылку.

как управлять начальником

По мотивам прочтения книги "Как управлять своим начальником. Искусство выживания с боссом любого типа"

(Managing Your Manager: How to Get Ahead with Any Type of Boss)

У нервного начальника подчиненные такие же нервные. Поиск общего языка с руководителем – задача не из легких, и решить ее, по мысли автора, поможет умение различать психологические типы начальников. В отношении каждого из этих типов требуется особая тактика поведения, помогающая подчиненным добиваться собственных целей – например повышения зарплаты.

Классификация руководителей

Всех руководителей можно условно разделить на шесть типов: Деспот, Хорошист, Хамелеон, Артист, Интеллектуал и Эгоцентрист. Кроме них, есть и начальники седьмого типа – подлинные лидеры, которые не только командуют, но и прислушиваются к мнению своих подчиненных. У каждого из перечисленных типов есть как положительные, так и отрицательные черты. Изучение этих черт помогает разобраться, как подчиненным следует вести себя с начальником каждого типа, чтобы добиться своего.

Деспот

Эти начальники настойчивы, агрессивны, энергичны и самоуверенны. Они предпочитают воздействовать на сотрудников угрозами, не боятся критиковать окружающих (в том числе собственное начальство) и любят контролировать каждый шаг подчиненных. Многим нравится работать под управлением руководителей с деспотическими наклонностями, поскольку те всячески поощряют амбициозных сотрудников, которые хорошо справляются со своими обязанностями.

Не принимайте критику начальника-деспота слишком близко к сердцу – научитесь относиться к ней с юмором. Сосредоточьтесь не на минусах, а на плюсах, то есть на опыте, который вы приобретете, работая с таким человеком. Прежде всего решите, как долго вы собираетесь оставаться под его началом. Чтобы найти общий язык с руководителем-деспотом, старайтесь вести себя предсказуемо и постоянно держите его в курсе своих дел. Станьте специалистом в той области, в которой он плохо разбирается, берите на себя работу, которая ему не нравится, и не бойтесь отстаивать свою точку зрения.

Имея дело с деспотом, всегда сохраняйте спокойствие. Если он набрасывается на вас с нападками, направьте его агрессию против него самого: задайте ему риторические вопросы или предложите несколько решений на выбор. Регулярно меняйте тактику поведения с таким начальником, иначе он поймет, что вы научились им манипулировать.

Хорошист

Хорошист – начальник компетентный, он сдержан, рассудителен и предсказуем. Такие руководители отлично умеют сохранять спокойствие в стрессовых ситуациях. Как правило, они не способны нестандартно мыслить и не любят ни с кем конфликтовать. Им не интересны офисные интриги и они плохо сходятся с людьми. Чтобы ладить с таким начальником, помогайте ему делать рутинную работу и проявляйте инициативу там, где он осмеливается рисковать. Боссу этого типа не нравятся непоследовательные и притворные люди. Поэтому станьте для него подчиненным, на которого он всегда может положиться, и тогда он будет видеть в вас кандидата на повышение.

Хамелеон

Начальник этого типа – настоящий человек-калейдоскоп, быстро меняющий свое поведение в зависимости от ситуации. Он может быть обходительным и чутким в общении с клиентами, прямолинейным и требовательным по отношению к подчиненным, безразличным к коллегам, а также сочетать в себе любые из этих качеств. Самоуверенность начальника-хамелеона граничит с надменностью. Для удержания власти он не стесняется открыто манипулировать людьми и уверен, что окружающие делают то же самое. Такой начальник умен и действует последовательно, однако сам он никогда не станет разъяснять подчиненным логику своих решений.

Несмотря на все недостатки начальника этого типа, общий язык найти с ним можно. Примиритесь с тем, что он никогда не откроет вам свое истинное лицо. Став его подчиненным, расспросите его о целях, которые он ставит перед собой на ближайшие год-два. Скорее всего, он ответит уклончиво, но из этого ответа вы все равно сможете понять, каковы его приоритеты. Подробно информируйте начальника обо всем происходящем, но при этом старайтесь не рассказывать ему ничего лишнего.

Заранее продумайте, каких действий стоит избегать, чтобы не утратить симпатии начальника-хамелеона. Не подражайте ему и не пытайтесь показать свое превосходство. Кроме того, не давайте себя обмануть: чтобы добиться своего, этот начальник будет говорить вам все, что вы хотите от него услышать. И не забывайте, что хамелеон – человек требовательный. Попробуйте сыграть на его чувстве юмора – найдите способ рассмешить его.

Артист

Начальник-артист любит производить впечатление на окружающих и быть в центре внимания. В гневе такой человек швыряет вещи на пол, а в хорошем расположении духа – дарит подарки всем подряд. Ему не свойственны проницательность или осмотрительность. Он терпеть не может все, что мешает ему действовать: заседания, презентации, составление отчетов, медленно работающие компьютеры. Начальник-артист полон энергии и никогда не упустит шанс блеснуть своими талантами перед окружающими.

Начальнику-артисту нужна публика, поэтому научитесь его слушать. Не стесняйтесь просить у него помощи, если вы в ней действительно нуждаетесь. Такой начальник не любит нелояльных подчиненных и скептиков, а также тех, кто открыто оспаривает его мнение. Ему нужны дисциплинированные солдаты, которые будут выполнять приказы, не задавая лишних вопросов. Если вы умеете работать в команде и не стремитесь привлекать к себе внимание, то вполне сможете поладить с таким начальником.

Интеллектуал

Начальник-интеллектуал любит проверять на практике новые теории, а также обсуждать современные тенденции в бизнесе и менеджменте. Действует он так, как это предприсывает теория, которую он считает верной в данный момент. Начальник-интеллектуал внимателен к мелким деталям, ему нравится разъяснять окружающим, как его идеи можно применить в конкретной ситуации.

Интеллектуал не только охотно дает оценку работе подчиненных, но и выслушивает их мнение о себе. Он склонен придерживаться фактов и умеет абстрагироваться от эмоций. Такого начальника, словно рассеянного профессора, легко сбить с толку. Ему в большей степени, чем руководителям других типов, свойственны добродушие и легкость в общении. Такой начальник дружелюбен и ладит с коллегами.

Вы сработаетесь с начальником-интеллектуалом, если вам интересно решать сложные задачи и если вы в состоянии объяснять идеи начальника своим коллегам. Кроме того, вам придется искать компромисс между верностью боссу и преданностью организации. Чаще всего у начальника-интеллектуала формируется круг единомышленников, которые его поддерживают. Ваша задача – налаживать отношения с людьми, не входящими в этот круг. Станьте связующим звеном между начальником и остальными сотрудниками. Создайте себе репутацию человека, который умеет хорошо ладить с людьми.

Начальник-интеллектуал уважает логику и здравый смысл и не переносит раздражительность или пессимизм. Он будет поддерживать вас до тех пор, пока вы разделяете его взгляды на методы управления и не мешать применять их на практике.

Эгоцентрист

Начальник-эгоцентрист – наиболее трудный в общении тип руководителя. Это человек с непомерно раздутым эго. Обычно такой начальник бывает отличным специалистом по продажам и рекламе, причем лучше всего ему удается самореклама. Часто он настолько уверен в своей правоте, что окружающие перестают замечать его ошибки. Это безжалостный к другим, решительный и деятельный человек. Он быстро принимает решения, ни с кем не советуясь: мнение подчиненных его совершенно не интересует.

Рано или поздно вам придется столкнуться с начальником-эгоцентристом. Поскольку изменить его у вас не получится, найдите способ снимать психологическое напряжение от общения с таким человеком. Например, регулярно делитесь своими проблемами с людьми, которые готовы вас выслушать. На всякий случай наладьте хорошие отношения с другими руководителями, поскольку ваша карьера эгоцентристу безразлична. Впрочем, нельзя не признать, что такой начальник знает толк в своей работе.

И все-таки управлять можно даже эгоцентристом. Так, если работа над проектом отклонилась от первоначального плана, вину за это возьмите на себя, даже если на самом деле вашей вины нет. Льстить таким руководителям нужно аккуратно, чтобы они не заподозрили, что ими пытаются манипулировать. Узнайте, что получается у начальника лучше всего, и дайте ему повод продемонстрировать свои таланты перед окружающими.

В общении с начальником-эгоцентристом всегда будьте начеку: люди этого типа всегда замечают пренебрежительное отношение к себе. Как правило, они долго не задерживаются на одном месте работы, поскольку рано или поздно допускают серьезные промахи. Их способности позволяют им продержаться какое-то время на плаву, однако любая компания, в которой ценят коллективную работу, прозрачность в отношениях и развитие сотрудников, вряд ли будет долго терпеть такого руководителя.

Как управлять поведением начальника в различных ситуациях

Отличается и отношение начальников этих шести типов к карьерному росту подчиненных. Начальник-деспот предпочитает повышать сотрудников в соответствии со своими собственными представлениями. Используйте обходной маневр: например, пустите слух, что вами заинтересовалась другая компания, – возможно, руководитель повысит вас только для того, чтобы не отпускать к конкурентам. Начальник-хорошист не любит перемен, а необходимость повысить подчиненного выбьет его из привычной колеи. Заручившись поддержкой коллег, убедительно объясните ему, почему он должен вас повысить. Начальник-хамелеон повышает сотрудников только в интересах бизнеса или для укрепления своей власти. Улучите момент, чтобы обратиться к нему с просьбой о повышении, и будьте готовы рассказать, почему ваше повышение будет ему выгодно. Начальник-артист продвигает по службе тех, кто похож на него самого. Чтобы добиться у него повышения, постарайтесь проявлять те же качества, которыми обладает он сам. Начальник-интеллектуал прежде всего ценит в подчиненных компетентность и широту кругозора. Участвуйте в тренингах и семинарах, обогащайте свой опыт. Если вы заведете разговор о повышении с начальником-эгоцентристом, то первым делом он наверняка поинтересуется, какая ему будет от этого польза. Убедите его в том, что, повысив вас, он покажет себя руководителем, который заботится о карьере подчиненных, а кроме того, приобретет надежного союзника на будущее.

Лидеры седьмого типа

Кроме шести перечисленных типов, есть и руководители – лидеры в подлинном смысле слова. Они поощряют профессиональное развитие и тягу к знаниям, уважают подчиненных и готовы их выслушивать. Такие лидеры умеют подстраиваться под ситуацию и извлекать ценные уроки, наблюдая за работой своего коллектива. Вырабатывая свой стиль руководства, эти начальники учитывают мнение подчиненных о себе.

Ваша задача – помочь своему начальнику развить в себе черты настоящего лидера. Начальник-деспот охотно берет на себя ответственность, а вы могли бы иногда напоминать ему, что в команде есть и другие хорошие специалисты. Начальнику-хорошисту сложно преодолеть тягу к эмоциональному комфорту – убедите его действовать более рискованно, приводя примеры того, как другие руководители пошли на риск и добились успеха. Больше всего шансов стать истинным лидером есть у начальника-хамелеона. Помогите ему избавиться от страха потерять власть. Докажите ему, что умение работать в команде укрепит его позиции в долгосрочной перспективе. Имея дело с начальником-артистом, убедите его, что в центре внимания должен быть не только он один. Для начальника-интеллектуала придумайте теоретическое обоснование того, почему ему нужно превратиться в истинного лидера. Сложнее всего стать настоящем лидером начальнику-эгоцентристу. Со временем вы обязательно завоюете его доверие – тогда вы сможете подсказать ему, как стать эффективным руководителем.

Гонзаг Дюфор возглавлял кадровые службы в крупных международных компаниях.

При любых обстоятельствах сохраняйте чувство собственного достоинства. Крепостное право давным давно отменено, и трудимся мы все не на господ, а на самих себя.

Работодатель прекрасно это понимает. Более того — любой директор (если, конечно, он не самодур и не динозавр времен командной экономики) в глубине души хочет видеть рядом с собой инициативных специалистов. Управлять современной динамичной компанией, располагая послушными марионетками, попросту нереально.

Не бойтесь возразить, если у вас есть основания сомневаться в решениях босса. Да, возможно, возражения его рассердят (власть в той или иной мере развращает каждого), однако потом он остынет и оценит вашу прямоту.




Как общаться с начальством на работе?

Как общаться с начальством — этот вопрос касается каждого подчиненного, и любой сотрудник должен знать основные правила общения, избегать типичных ошибок, чтобы разговор с руководством был конструктивным.

Начальники бывают разные — от вполне демократичных и адекватных до настоящих самодуров. Но общее у всех одно: они — руководители, а вы — подчиненные, и поэтому должны уметь находить общий язык со своим шефом.

Прежде всего, помним о том, что руководитель имеет гораздо большую ответственность, чем его коллектив. Он должен принимать решения, порой действовать жестко, и проблемы его уровня часто посерьезнее наших.

Отсюда и привычка командовать, властный тон, тяжелый взгляд. Так что же делать: трепетать и падать ниц? Вовсе нет.

Перед визитом в кабинет начальства необходимо настроиться, ведь в стрессовом состоянии мы не способны на адекватное общение. Посидите спокойно, глубоко подышите, вспомните свои сильные стороны, чтобы поднять самооценку. И настройтесь на позитив. Будете транслировать свой страх — с вами станут обращаться, как с жертвой.

Говорите уверенно, четко, не теряйте дар речи и не бормочите оправдания под нос — это раздражает любого руководителя. Составьте план разговора, по любому пункту вы должны быть готовы кратко и доступно объяснить свою позицию.

Если начальник настроен оптимистично и выглядит жизнерадостным, драматические нотки в голосе подчиненного могут испортить предстоящий разговор. Учитесь быть чуть-чуть психологом, ведь общение — целое искусство, и владение им дает массу преимуществ.

Напомните руководителю, по какому вопросу вы пришли разговаривать. У него и без вас куча проблем и забот, он не может помнить все, введите его в курс дела: у нас проблемы с поставщиком N по таким-то причинам.

Однако делается это только с глазу на глаз, недопустимо указывать шефу на его заблуждения и промахи в присутствии кого-то из подчиненных, будь он трижды неправ.

Несогласны с указаниями начальства — постарайтесь аргументированно доказать это самому боссу. А ведь многие начинают обсуждать несправедливые, на их взгляд, приказы за спиной руководства, с коллегами, которые, конечно, посочувствуют. Но потом почему-то ваше недовольство дойдет до шефа.

Бывают, конечно, ситуации, когда директор слишком демократичен и предпочитает дружеский стиль общения, но все равно стоит помнить о том, кто какую должность занимает.

Не забывайте соблюдать важное правило: все вопросы по работе, которые требуют решения с участием других руководителей одного уровня с вашим, решать, только согласовав со своим шефом. Иначе вы проявите неуважение к вашему начальнику.

У многих руководителей есть, в свою очередь, начальство еще более высокого ранга. Для своих подчиненных вы, безусловно, гроза и авторитет. Но, общаясь со своим боссом, забудьте об этом. Может, заодно, лучше поймете собственных сотрудников.

Выхода из ситуации, когда вы устали от такого начальства, всего два. Если ваша зарплата не стоит того, чтобы ради нее терпеть унижения, находиться в состоянии непреходящего стресса и терять самоуважение — ищите другую работу.

А если боитесь потерять весомый источник дохода, есть перспективы карьерного роста или просто на сегодняшний день не можете все бросить и уйти — оставайтесь и действуйте.

Руководителя вы изменить не сможете — поменяйте свое отношение к ситуации. Попробуйте представить, что все происходящее — своеобразный тренинг на выносливость, психологическую устойчивость и выдержку.

В общении с неуравновешенным боссом не хамите в ответ — это только распалит самодура. Говорить с ним более-менее конструктивно можно будет, только когда он остынет.

А еще есть хороший совет — постарайтесь держаться подальше от самодура в момент всплеска начальственной агрессии. Если, конечно, вас не вызвали на ковер в разгар гневной вспышки.

Тогда есть еще такие методы сохранения равновесия и подавления своего желания чем-то запустить в орущего типа.

Представьте, что вы на сцене и играете роли: начальник — в образе тирана, а вы — незаслуженной жертвы.

Не воспринимайте происходящее всерьез — сцену взбучки вы отыграете и спектакль пойдет дальше в другом русле.

Можете выстроить между начальником и собой стену в вашем воображении — из стекла, кирпичей, бетона — чего угодно. Но вы здесь, а он, взвинченный — там. И весь его гнев разбивается об эту глухую стену.

Еще интересный метод — представляйте тирана в домашней обстановке: вот он в фартушке и поварском колпаке что-то стряпает на кухне, или уютно устроился в кресле в пижаме. Разве можно на такого обижаться?

Можно в своем воображении пойти еще дальше — слишком вредного и ненавистного начальника усаживаете в мыслях на. горшок и пусть он оттуда бранится в ваш адрес. Такая картинка вызывает только смех. И вас совершенно не оскорбляет его гневная речь.

Недобросовестным начальство бывает не только в рабочих вопросах. Многим не понаслышке знакомы приставания сексуального плана.

Не провоцируйте руководителя своим откровенным внешним видом, соблюдайте дресс-код и умеренность в макияже.

Попытки заигрывания следует пресекать, а не замалчивать, иначе вы будто поощряете сексуальные домогательства.

Как общаться с начальством — в деловой манере, никаких подарков не принимайте, не отвечайте на звонки после работы.

Выскажите свое недовольство наедине, а если безобразие продолжается, можете привлечь внимание коллег.

Подчеркивайте свои стабильные отношения с мужем или близким человеком, звоните ему в присутствии шефа.

Предстоит общение в кабинете босса наедине — возьмите с собой диктофон, чтобы у вас были доказательства его приставаний.

Даже когда дело не доходит до суда, улики против не в меру расшалившегося начальника помогут ему охладить свой пыл.

Есть еще вариант обратиться за помощью к вышестоящему руководству. Но терпеть домогательства нельзя. Отстаивайте свои права, как бы сложно это не было.

Работа, кроме финансового дохода, должна приносить и моральное удовлетворение.

Вы сами выбираете, как общаться с начальством — терпеть унижение или искать разные выходы из этой ситуации.

На брудершафт вы еще не пили

Даже очень демократично настроенный шеф сочтет подобное отношение подозрительной фамильярностью. Может, однажды вы и впрямь станете друзьями, но для этого нужно долгое время и особые обстоятельства.

Скажем больше: несколько отстраненное общение наиболее удобно для вас. Так вы не будете выглядеть подхалимом в глазах коллег, равных по званию.

В любом случае стучите в дверь директора прежде, чем войти.

Как вести в конфликтной ситуации?

Коллектив включает людей с разными характерами и амбициями, поэтому естественно, что между сотрудниками возникают конфликты. Важно вовремя заметить и остановить их.

Поэтому возникает вопрос, как вести себя с подчиненными в конфликтной ситуации? Универсальных алгоритмов не существует. Можно только рассмотреть варианты решения конфликтов среди подчинённых на примерах.


Необходимо вникнуть в проблему. Причем делайте это незаметно. Выясните причину конфликта и подумайте, как вы поступили, если конфликт произошел вне стен офиса.

Попробуйте подвести ситуацию, чтобы сотрудники самостоятельно завершили конфликт. В таком случае динамика накала пройдёт полноценный цикл и все займет собственные места.

Как вести с подчинённым, который идёт против воли руководства? Для решения проблемы стоит пригласить психолога, который установит позиции каждой стороны и найти общее решение. В примерах с малым и средним бизнесом организовывайте встречи на сторонней территории. Это позволит выплеснуть эмоции без вреда для репутации.

Ситуация распространённая и возникает в результате отстаивания интересов собственных ресурсов, полномочий. Это происходит из-за того, что руководители логистических отделов не понимают закупщиков, начальник отдела продажи не вникают в возможности логистов. Решить проблему можно за круглым столом, где председателем будет собственник компании или генеральный директор.

В прежние времена немногие начальники беспокоились о том, чтобы выстроить благоприятные отношения с подчиненными. Люди трудились без сна и отдыха за сущие копейки (рабы и крепостные и вовсе бесплатно), а отношение руководства к ним было безразличное, пренебрежительное и нередко жестокое.

Сегодня профсоюзы также функционируют, но жизнь в XXI веке такова, что каждый человек привыкает полагаться только на себя и свои силы и не возлагает особых надежд на то, что в случае неприятностей с начальством, ему поможет коллектив или профсоюз.

Трудовые отношения между работником и работодателем в наши дни регулируются законодательными актами, главным из которых является Трудовой Кодекс. Но закон, к сожалению, не всегда и не всеми соблюдается. Чтобы работник трудился добросовестно, а начальник относился к нему уважительно, не достаточно знать законы и помнить обязанности, описанные в трудовом договоре и должностной инструкции.

В наши дни только плохой начальник не думает о том, чтобы наладить правильные, доверительные, но в то же время учитывающие субординацию, отношения с работающими под его руководством людьми.

Читайте также: