Дополнительное профессиональное образование педагога дефектолога как обеспечить качество

Обновлено: 25.06.2024

Специальная педагогика включает много интересных и востребованных профессий. К ним относится и дефектолог. Педагог-дефектолог должен быть в каждом детском саду, в котором занимаются дети с отклонениями в физическом и психическом развитии

Кто такой педагог-дефектолог

Дефектологи могут быть как теоретиками, занимаясь исследовательской работой, так и практиками, взаимодействуя непосредственно с детьми в детском саду. Первые работают в научной сфере - разрабатывают технологии обучения детей с ОВЗ и ЗПР. А практики проводят коррекционные занятия с детьми. Основной задачей практика является создание условий для максимально возможного развития детей и адаптации их к нормальной жизни. Он не лечит болезни, а проводит коррекцию и помогает воспитанникам в соответствии со своей компетенцией.

В чем заключается работа дефектолога

Дефектологи могут работать в специальных центрах для детей с особенностями развития, частных образовательных учреждениях и в инклюзивных детских садах. Инклюзивное образование позволяет больным детям учиться вместе со здоровыми.

Практический дефектолог выполняет следующие задачи:

Проводит консультации и обследования ребенка, изучает особенности его психофизического развития — уровень проблем и отклонений. На основе этого анализа составляет индивидуальную программу для каждого ребенка.

Проводит персональные и групповые коррекционные занятия согласно разработанной программе обучения и развития.

Отслеживает динамику и результаты коррекционных занятий. Например, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности при правильном подходе и регулярных занятиях с дефектологом могут полностью компенсировать свой диагноз и забыть о нем.

Особенности проведения занятий зависят от того, какие проблемы в развитии есть у ребенка.

Виды дефектологов

Существует несколько направлений дефектологии в зависимости от решаемых задач. Выделяют следующих специалистов:

Логопед — помогает детям скорректировать речь и постановить отдельные звуки

Сурдопедагог — занимается с детьми, которые плохо слышат

Олигофренопедагог — занимается с детьми с умственной отсталостью

Тифлопедагог — помогает адаптироваться детям с нарушениями зрения

Ортопедагог — занимается с детьми, у которых нарушены функции опорно-двигательного аппарата

Это разделение в некоторых случаях может быть условным. Часто у детей с отклонениями наблюдаются нарушения сразу в нескольких областях, поэтому профессиональный дефектолог с одной выбранной специализацией должен разбираться и в остальных направлениях.

Чем логопеды отличаются от дефектологов

Часто дефектологов путают с логопедами, поэтому важно понимать их различие.

Логопеды работают только со здоровыми детьми, которые неправильно произносят некоторые звуки или слова. А дефектолог работает с детьми, у которых речевые сложности связаны с различными болезнями или задержками в развитии. Например, ребенок страдает заболеванием центральной нервной системы, поэтому у него есть нарушения речи.

Если вы планируете работать со здоровыми детьми, нужно учиться на логопеда. А если с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ и ЗПР) — на дефектолога.

Что должен знать и уметь дефектолог

Для продуктивной работы дефектолог должен обладать рядом личных и профессиональных навыков.

Главные личные качества, необходимые дефектологу, — это любовь к детям и терпение. Заниматься с детьми с ограниченными возможностями здоровья намного сложнее, чем с обычными. Дети с ОВЗ и ЗПР сложнее воспринимают информацию, требуют к себе много внимания и особенного подхода, найти который бывает непросто.

Эту специальность стоит рассматривать тем воспитателям и педагогическим работникам, которые считают работу с детьми своим призванием. Учитель должен быть эмоционально устойчивыми, чтобы не принимать слишком близко к сердцу проблемы и болезни детей. Главная задача дефектолога — оказывать профессиональную помощь, а не сопереживать.

Дефектолог должен обладать глубокими знаниями в психологии и педагогике, владеть основами медицины и понимать, как различные отклонения влияют на общее развитие ребенка. Он должен изучить и уметь применять методы взаимодействия с особенными детьми и их родителями, чтобы правильно диагностировать проблемы и находить способы их решения. Эти знания можно получить только в профессиональном образовательном учреждении.

Работа дефектолога относится к специальной педагогике. Это непростое направление, которое требует большой самоотдачи. Но когда ученики делают первые успехи, все силы и время, затраченные на занятия, окупаются в разы. Коррекционный педагог чувствует гордость за своих воспитанников.

Как получить образование дефектолога

Дефектология находится на стыке нескольких направлений, поэтому есть разные способы получить необходимое образование:

Получить высшее психологическое/педагогическое/медицинское образование по любому направлению и пройти курсы профессиональной переподготовки в лицензированных учреждениях ДПО.

Как дистанционно получить квалификацию педагога-дефектолога в Академии

Если у вас есть диплом вуза, вы можете пройти программу профессиональной переподготовки в Академии. Можно выбрать одно из направлений специальной педагогики: Дефектология, Логопедия, Тифлопедагогика, Олигофренопедагогика. После ее прохождения вы получите диплом с присвоением квалификации и научитесь эффективно управлять процессом развития ребенка с ограниченными возможностями.

Обучение проходит в дистанционном формате. Вы записываетесь на программу и проходите ее в удобном графике, в любое подходящее вам время в системе СДО на сайте Академии.

Никаких дополнительных программных средств устанавливать не требуется. Программа соответствует требованиям ФГОС и профстандартам, а у Академии есть государственная образовательная лицензия, поэтому наличие этого диплома и знаний из курса даст вам возможность работать в различных учреждениях в качестве педагога-дефектолога.

Разработчики программы – высококвалифицированные специалисты с большим опытом работы. Каждый слушатель получает индивидуальное сопровождение, на все вопросы в процессе обучения отвечает прикрепленный методист.

По завершении обучения выдается диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации. Документ об образовании обязательно вносится в государственную базу ФИС ФРДО, высылается бесплатно в любой регион и город России.

Дети – цветы жизни! Именно со своими чадами связаны самые заветные мечты каждого родителя. И первое, чем должны обеспечить ребенка родители – правильный рост и развитие, поэтому при выявлении малейших отклонений надо сразу же обращаться за помощью к специалистам.

Кто такой дефектолог?

Существует профессия, которая объединяет медицину и педагогику. Это дефектология. Специалист в области дефектологии должен стать лучшим другом и советчиком для особенных деток и их родителей.

Дефектолог – это преподаватель, специализирующийся на занятиях с детьми, которые отстают в физическом или психическом развитии.

Какими качествами должен обладать дефектолог

Дефектолог – это в первую очередь человек, получивший соответствующее образование. Педагог должен уметь диагностировать имеющиеся отклонения у детей и искать способы их компенсации, а также проводить определенный курс занятий, направленных на развитие проблемного ребенка. Возрастной барьер между ребенком и специалистом должен отсутствовать. Последний должен уметь входить в доверие к младшему поколению и стать для ребенка другом.

Среди личных качеств, которыми должен обладать учитель-дефектолог, выделяют следующие:

  • Высокий уровень интеллекта. Является необходимостью при овладении профессией дефектолога. У педагога должна быть грамотная речь, он должен иметь отличную память, уметь правильно выстраивать и структурировать занятия.
  • Интуитивные способности. Интуиция необходима для идентифицирования методики, которая подойдет для конкретного случая.
  • Наблюдательность и внимательность. Два эти качества помогут установить с ребенком контакт, определить специфику его поведения и дать этому логическое объяснение.
  • Коммуникабельность. Специалист должен уметь находить общий язык с детьми и быть общительным с ними, всегда уметь разговорить ребенка и спровоцировать на двусторонний диалог.
  • Эмоциональная непоколебимость и терпеливость. Крепкая нервная система – залог эффективности и продуктивности занятий дефектолога с детьми, имеющими физические или психические отклонения. Нужно понимать, что работа дефектологом – сложный труд.
  • Отзывчивость. Дефектолог – это первый человек, который должен прийти на помощь нуждающимся, он не должен быть равнодушным к чужим проблемам.
  • Тактичность. Специалист должен проявлять максимальную вежливость и осторожность в общении с особенными детками и их родителями.

Дефектологические специальности

Наука дефектология включает несколько основных направлений:

Профессия дефектолога: цели и задачи

Цели, которые ставит перед собой педагог-дефектолог:

Ориентируясь на цели, специалист по работе с особенными детьми решает следующие задачи:

Кроме того, детский дефектолог систематически должен повышать свою профессиональную квалификацию.

Функции педагога-дефектолога

Работа дефектолога: организационные принципы

Для диагностирования нарушений развития, их коррекции и восстановления используется комплексный подход, в основе которого лежит принцип единства диагностики и коррекции. Работы по диагностике представляют собой неотъемлемую часть комплексного изучения малыша специалистом. Обстановка при проведении обследования должна быть благосклонной, дружественной, без постороннего шума и третьих лиц, диалог – в спокойном тоне.

Анализ нарушений в развитии проводится с применением этиопатогенетического подхода. У каждого особенного ребенка поражена центральная нервная система, характер таких поражений различный, что приводит к возникновению неоднородных нарушений в психическом и физическом развитии. Поэтому занятия с дефектологом носят дифференцированный характер. Для каждого отдельно взятого учащегося или дошкольника составляется перечень приоритетных направлений в коррекционной работе.

При составлении плана занятий нужно учитывать возрастные категории и особенности индивидуального характера детей. Задача, которую ставит перед ребенком специалист, должна быть ему предельно ясна.Если ребенок нуждается в помощи одновременно двух и более специалистов, имеет место междисциплинарное взаимодействие врачей-педагогов.

За каждым проблемным маленьким человечком учитель-дефектолог осуществляет динамическое наблюдение, по результатам которого можно сделать выводы относительно эффективности проведения коррекционных работ по тем или иным методологическим приемам.

Кроме того, систематически проводится соотносительный анализ состояния сформировавшихся учебных знаний, психического и физического развития крохи.

Мифы о работе дефектолога

Логопед и дефектолог: в чем состоят основные различия

Основные отличия дефектолога от логопеда состоят в следующем:

  • Целевая аудитория. Дефектолог работает с особенными детьми, которые имеют определенные отклонения в психическом и физическом развитии, а логопед – с абсолютно развитыми детьми, которые имеют проблемы с речью и произношением.
  • Цель занятий. Дефектолог в школе или детском саду стремится помочь крохе научиться высказывать свои мысли, восстанавливает пробелы в знаниях, применяет меры по коррекции умственного развития. Логопед же работает только над развитием речевого аппарата и коррекцией речи.
  • Ограничения в возрастной категории детей. Специалист дефектологии может проводить занятия и с совсем маленькими детками (начиная от 1 года), а вот с занятиями с логопедом спешить не стоит до исполнения малышу трехлетнего возраста. Кроме того, к логопеду может обратиться и взрослый человек.
  • Дефектолог – широкопрофильный специалист, чем не может похвастаться логопед, поле деятельности которого значительно меньше.

Родственные профессии

Профессия дефектолога близка, по своей сути, с профессией учителя, психолога, врача, логопеда, воспитателя детского сада.

Известные ученые-дефектологи

В специальном образовании нуждается немалое количество деток дошкольного и школьного возрастов. Многочисленным исследованиям, касающимся этой проблемы, посвятили свои труды выдающиеся ученые Российской Федерации. В золотой фонд ученых-дефектологов входят: В. М. Бехтерев (русский невролог, психиатр и психолог, основатель научной школы), А. Н. Граборов (основатель системы воспитания сенсорной культуры), Л. В. Занков (отечественный психолог, дефектолог и педагог, ученик Л. С. Выгоского), М. С. Певзнер (российский ученый, врач-психиатр, психолог, дефектолог и педагог), Ф. А. Рау, Ж. И. Шиф, Е. К. Грачева (первый русский педагог-дефектолог), В. П. Кащенко (руководитель первого санатория-школы для особенных детей), И. В. Маляревский, Л. С. Выготский (дефектолог-экспериментатор, исследователь дефектологии), М. Ф. Гнездилов (отечественный олигофренопедагог, методист), Г. Е. Сухарева (автор эволюционно-биологической концепции психических заболеваний), Г. М. Дульнев.

Современное педагогическое образование имеет широкий спектр соответствующих педагогических специальностей:

тифлопедагогика — получение квалификации педагога для обу­чения слепых и слабовидящих (тифлопедагог);

сурдопедагогика — получение квалификации педагога для обу­чения глухих и слабослышащих (сурдопедагог);

олигофренопедагогика — получение квалификации педагога для работы с детьми и подростками, имеющими различные виды и формы нарушений умственного развития — от незначительных до самых тяжелых (олигофренопедагог);

логопедия — получение квалификации педагога, работающего с людьми, имеющими речевые расстройства различного генеза (логопеда, фониатра);

специальная дошкольная педагогика — с квалификацией педаго­га для работы с детьми дошкольного возраста, имеющими откло­нения в развитии;

специальная психология — с квалификацией психолога для пси­хологического обеспечения и сопровождения людей с ограничен­ными возможностями здоровья и жизнедеятельности.

В педагогических колледжах можно получить специальность вос­питателя дошкольного или школьного (школы-интерната) спе­циального учреждения для детей с особыми образовательными потребностями.

Приобретение этих педагогических специальностей позволяет работать с разными категориями людей, имеющих отклонения в развитии в пределах данной типологической группы, начиная с раннего и дошкольного возраста и заканчивая социально-педаго­гической работой со взрослыми. Многочисленные специализации в рамках той или иной специальности позволяют оказывать ква­лифицированную коррекционно-педагогическую помощь детям и взрослым с комбинированными нарушениями.

Педагог-дефектолог получает глубокое и разностороннее обра­зование. Системообразующим критерием комплекса необходи­мых научных и практических знаний выступает антропологиче­ский принцип. Этот принцип определяет отбор и интеграцию зна­ний о человеке и его социализации в норме, а затем и при откло­нениях в развитии в контексте специальной педагогики с после­дующей внутридисциплинарной конкретизацией применительно к той или иной специальной предметной области.

Важнейшими характеристиками современного образования пе-дагога-дефектолога являются фундаментализация, гуманизация и стандартизация, а также дедуктивный путь освоения профессии.

Фундаментализация предполагает такое построение профессио­нального образования, при котором на основе широкой общена­учной профессиональной подготовки происходит постепенный переход к специализации в области конкретной отрасли знаний (например, логопедии), а затем и к овладению методологией и методами научных исследований в этой сфере.

Гуманизация рассматривается как социально-педагогический принцип современной системы образования, который особым образом ориентирует задачи, стоящие перед педагогом. Если раньше главным было передать ученику необходимые знания, то гумани­зация требует от учителя всемерного содействия разностороннему развитию и саморазвитию ребенка, его социализации и социаль­ной адаптации. Профессиональное образование педагога-дефек-толога призвано подготовить его к специфике будущей профессио­нальной деятельности в этом направлении.

Широкий спектр особых образовательных потребностей, соот­ветствие которым и их удовлетворение предусматривает профес­сиональная деятельность дефектолога, в конечном счете сводится к социальному адаптированию человека и интеграции его в соци­ум, к обеспечению ему (с учетом характера ограничений) макси­мально полной социализации и достижения возможно более вы­сокого уровня достойной и независимой жизни.

Реформирование высшего профессионального образования в 90-х гг. XX в. положило начало стандартизации системы отече­ственного высшего педагогического, в том числе и дефектологи­ческого, образования и приближения его к мировым образова­тельным стандартам.

Назначение образовательных стандартов состоит в том, чтобы четко определить контуры федерального образовательного про­странства, которое должно быть единым для всей страны, чтобы российская высшая школа могла вписаться в мировое культурно-образовательное пространство, получить необходимые правовые средства для вхождения в международные механизмы признания собственных документов об образовании и таким образом решить проблему конвертирования дипломов о высшем образовании.




Государственный образовательный стандарт высшего профес­сионального образования устанавливает:

- структуру (уровни) высшего профессионального образова­ния, документы о высшем образовании;

- общие требования к основным профессиональным образова­тельным программам и условия их реализации;

- нормативы учебной нагрузки студента высшего учебного за­ведения и ее объем;

- академические свободы высшего учебного заведения в опре­делении содержания профессионального образования;

- общие требования к перечню направлений (специальностей) высшего профессионального образования;

- порядок разработки и утверждения государственных требова­ний к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по конкретным направлениям (специальностям) в качестве фе­дерального компонента;

- правила государственного контроля за соблюдением требова­ний Государственного образовательного стандарта высшего про­фессионального образования.

Каждый вуз самостоятельно строит учебный процесс в соот­ветствии со своими возможностями и потребностями своей регио­нальной подсистемы специального образования, интересами пре­подавателей и самих студентов. Государственные стандарты вы­ступают в качестве наиболее общего регулирующего начала, ко­торое, сохраняя возможности для многообразия высшего образо­вания, гарантируют его необходимый уровень.

Смысловым содержательным центром стандарта образования педагога-дефектолога является основная образовательная програм­ма. Программы подготовки дефектолога по каждой специально­сти состоят из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального или вузовского компонента, дисцип­лин по выбору студента, а также дисциплин факультативных.

Основная образовательная программа предусматривает изуче­ние студентами следующих циклов дисциплин и итоговую госу­дарственную аттестацию.

1. Общие гуманитарные и социально-экономические дисцип­лины.

2. Общие математические и естественно-научные дисциплины.

3. Общепрофессиональные дисциплины.

4. Дисциплины предметной подготовки (по той или иной от­расли специальной педагогики).

5. Дисциплины дополнительной специальности (или специа­лизации).

Содержание образования и последовательность его усвоения выстроены таким образом, что дисциплины фундаментального научного знания, необходимые для понимания процесса и меха­низма социализации нормально развивающегося человека, при­обретают на последующих этапах обучения прикладные аспекты, связанные с проблематикой воспитания, обучения и социализа­ции человека с ограниченными возможностями (такие дисцип­лины, например, как специальная психология, специальная пе­дагогика и др.), а затем выходят на соответствующие отрасли на­учного знания непосредственно в специальной педагогике (лого­педию, тифлопедагогику и др. — в соответствии с профилем спе­циальности).

Большое значение в содержании профессионального образо­вания дефектологов имеет практическая деятельность. В разные исторические периоды объем практической профессиональной подготовки был различным, и, как показывает опыт, недостаток ее практической направленности отрицательно сказывался на про­фессиональной компетентности дефектолога.

В отличие от других педагогических специальностей дефекто­логу надо усвоить ряд умений специального (применительно к детям с ограниченными возможностями в целом) и специфического (применительно к конкретной категории) характера. Неко­торые из этих умений формируются достаточно долго (например, понимание устной речи маленьких глухих детей, навыки различе­ния на слух дефектов речи и др.), обеспечивая необходимый уро­вень профессионализма только в условиях непосредственной и регулярной практической деятельности с той или иной категори­ей детей и подростков с ограниченными возможностями. Все это требует длительного и регулярного педагогического взаимодей­ствия с воспитанниками. Не менее продолжительным и трудоем­ким является процесс формирования навыков воспитательной работы с детьми и подростками, имеющими особые образова­тельные потребности.

В системе профессиональной подготовки педагогов-дефекто-логов практическая компетентность отчасти достигается как в ус­ловиях специально организованной педагогической практики, имеющей на разных этапах различающиеся цели и задачи, так и с помощью современных технических средств — соответствующих компьютерных программ, аудио- и видеотехники, тренажеров, позволяющих отрабатывать те или иные специальные умения в моделируемых условиях.

Владение необходимой профессиональной компетенцией тео­ретического и практического характера еще не является достаточ­ным условием успешной профессиональной деятельности дефек­толога. Требуется личностная и профессиональная воспитанность, предполагающая наличие нравственной, познавательной, худо­жественной культуры, определяющей потребностно-мотивационную сферу личности.

Современная профессиональная подготовка дефектолога пре­дусматривает обязательное профессиональное воспитание, кото­рое реализуется через индивидуально-личностный подход к сту­денту, через воздействие на его личность не только обучающими средствами, но и привлечением к участию в благотворительных акциях, волонтерской деятельности в специальных (коррекционных) учреждениях.

В последние годы в содержании профессиональной подготовки дефектолога наметились изменения, связанные с развитием ин­теграционных процессов в системе специального образования. В подготовке педагогов на смену ориентации на работу в учрежде­ниях закрытого типа приходят все более заметные тенденции под­готовки специалистов нового типа, способных решать проблемы интегрированного образования детей и подростков с ограничен­ными возможностями и, следовательно, готовых трудиться в уч­реждениях инновационного характера, осваивать иные аспекты деятельности (например, работа в структурах, оказывающих ран­нюю комплексную помощь, работа с детьми, имеющими тяже­лые и множественные нарушения, или с обучающимися на дому), В арсенал профессиональных знаний дефектолога обязательно вхо­дят навыки глубокого и серьезного взаимодействия с родителями и близкими родственниками детей. Определенное место занимает и социально-педагогическая подготовка, так как дефектолог в первую очередь ответственен за создание экологически благопри­ятной социальной микро- и макросреды, в которой существуют и сам ребенок, и члены его семьи.

В настоящее время в Российской Федерации сформулирован и реализуется комплекс задач, направленных на развитие образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся детей-инвалидов. Согласно декларации о правах инвалидов они имеют право на удовлетворительную жизнь, а также на восстановление здоровья и положения в обществе, на образование, профессиональную подготовку и восстановление трудоспособности, на помощь, консультации, на услуги по трудоустройству и другие виды обслуживания которые позволят им максимально проявить свои возможности, способности и ускорят процесс их социальной интеграции.

Слайд 2

Приоритетные направления государственной политики в области развития образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются положениями Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р.

Слайд 3

Среди мер, направленных на повышение качества образования, изложенных в Указе Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", обозначено законодательное закрепление правовых механизмов реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на включение в существующую образовательную среду, нормативное урегулирование деятельности по воспитанию и социализации детей, обеспечение предоставления детям качественной психологической и коррекционно-педагогической помощи, обеспечение возможности трудоустройства (в том числе поддерживаемого) для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, получивших профессиональное образование, создание условий для социализации детей с

ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов с внедрением их в среду здоровых сверстников.

Согласно Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2013 года N ИР-535/07 "О коррекционном и инклюзивном образовании детей" образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации. В статье 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" говорится о том, что: органами государственной власти субъектов Российской Федерации создаются отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Слайд 4

В Советском Союзе до 1995 года подготовка специалистов для системы специального образования велась по одной специальности "Дефектология". С 1995 года в Классификаторе специальностей высшего профессионального образования в группе специальностей "Образование" были выделены как самостоятельные специальности: 031500 - Тифлопедагогика;

031900 - Специальная психология; 032000 - Специальная педагогика и психология (дошкольная).

К каждой специальности была разработана соответствующая квалификационная характеристика. Однако в Номенклатуре должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций (постановление Правительства Российской Федерации от 08.08.2013 N 678) до настоящего времени сохранились лишь два наименования "учитель-дефектолог" и "учитель-логопед (логопед)"; в отдельную категорию оказался выделенным только учитель-логопед, в то время как специалисты с квалификациями: "сурдопедагог", "олигофренопедагог", "тифлопедагог" были объединены под названием "учитель-дефектолог".

Слайд 5

В российском законодательстве, а тем более в сфере образования профессиональных стандартов никогда не было. Идея профессионального стандарта заимствована из зарубежного опыта. Меняется структура общества и его потребности. Поэтому педагог как центральная фигура образовательного процесса столкнулся с новыми вызовами общества. Разработчики стандарта старались смотреть в будущее, чтобы прогнозировать, какие требования будут предъявляться к педагогу завтрашнего дня.

Мы видим на примере введения ФГОСов какие новые требования предъявляются к воспитателю: помимо привычных и понятных предметных результатов, ему нужно освоить самому и научить детей совершенно новым компетенциям: умению учиться, общаться со сверстниками и жить в поликультурном пространстве. Не случайно ключевая идея профстандарта – умение педагога работать с разными категориями детей, а именно:

•Работа с одаренными детьми;

•Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования;

•Работа с детьми мигрантами;

•Работа с детьми, имеющими проблемы в развитии;

•Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными детьми, в том числе с отклонениями в социальном поведении.

Слайд 6

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №536 от 27 мая 2015 года была создана Рабочая группа по вопросам разработки и применения профессиональных стандартов. До 2018 года Минобрнауки РФ провел работу по разработке следующих профессиональных стандартов работников сферы образования:

  • Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель); апробация с 2016 года, вступил в силу в 2017 году.
  • Педагог дополнительного образования детей и взрослых; с 2018 года
  • Педагог-психолог (психолог в сфере образования); с 2018 года
  • Руководитель образовательной организации и организации дополнительного образования детей; с 2018 года.
  • Педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопедагог,

олигофренопедагог, тифлопедагог); с 2018 года

Слайд 7

Педагог – дефектолог реализует следующий вид деятельности: педагогическая деятельность в обучении по адаптированным основным общеобразовательным программам, воспитании, коррекции нарушений развития и социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья(наименование вида профессиональной деятельности)

Основная цель вида профессиональной деятельности:

Организация деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенциями, необходимыми для жизни человека в обществе, обеспечение достижения ими нормативно установленных результатов образования; оказание коррекционной помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья; методическое обеспечение процессов образования.

Слайд 8

Профессиональный стандарт педагога-дефектолога включает перечень трудовых функций реализуемых в профессиональной деятельности:

1. Организация деятельности лиц с тяжелыми нарушениями речи по освоению образовательных программ, адаптированных для их обучения, воспитания и обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию, а также программ логопедической помощи;

2. Разработка программно-методического обеспечения образовательных программ для лиц с тяжелыми нарушениями речи и программ логопедической помощи;

3. Организация деятельности глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся по освоению образовательных программ, адаптированных для их обучения, воспитания и обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию;

4. Разработка программно-методического обеспечения образовательных программ и программ коррекционной помощи для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся;

5. Организация деятельности обучающихся с задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости по освоению образовательных программ, адаптированных для их обучения, воспитания и обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию;

6. Разработка программно-методического обеспечения образовательных программ и программ коррекционной помощи для обучающихся с задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости;

7. Организация деятельности слепых, слабовидящих обучающихся по освоению образовательных программ, адаптированных для их обучения, воспитания и обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию;

8. Разработка программно-методического обеспечения образовательных программ и программ коррекционной помощи для слепых, слабовидящих обучающихся.

9. Осуществление диагностической и консультативной помощи участникам образовательных Отношений

Слайд 9

  • планирование и проведение занятий, специальных групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей обучающихся;
  • организация специальной образовательной среды для реализации особых образовательных потребностей обучающихся;
  • обеспечение непрерывности и преемственности процессов обучения, воспитания, коррекции нарушений развития и социальной адаптации;
  • применение в образовательном процессе специальных педагогических технологий, современных образовательных дидактических средств, информационно-коммуникационных технологий (специализированные компьютерные программы) с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей обучающихся;
  • планирование и проведение специальной (коррекционной) работы по развитию познавательной активности, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся;
  • обеспечение развития у обучающихся мотивации к качественному образованию, личностному развитию, социальной адаптации с учетом их особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей;
  • осуществление систематического контроля и оценки достижения обучающимися планируемых результатов обучения и воспитания, коррекции нарушений развития, проведение мониторинга достижения обучающимися планируемых результатов образования при использовании способов, содержания и методов, учитывающих индивидуальные возрастные и особые образовательные потребности и особенности обучающихся;

Слайд 10

Трудовая функция " Разработка программно-методического обеспечения образовательных программ и программ коррекционной помощи для обучающихся" предусматривает следующие трудовые действия:

  • определение целей, задач и содержания программ обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей обучающихся ;
  • планирование процесса реализации образовательных программ обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей обучающихся;
  • планирование занятий в рамках освоения адаптированных основных
  • общеобразовательных программ при реализации личностно-ориентированного и
  • индивидуально-дифференцированного подходов к обучению;
  • разработка системы контроля и оценки достижения планируемых результатов освоения образовательных программ обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей обучающихся;
  • корректировка содержания программ, планов занятий по результатам анализа их реализации.

Слайд 11

предусмотрено выполнение следующих трудовых действий:

  • выбор методик для диагностики особенностей развития обучающихся с учетом возраста и индивидуальных особенностей;
  • разработка рекомендаций к коррекционно-педагогическому сопровождению процессов образования и реабилитации обучающихся, при необходимости, к дополнительному обследованию специалистами организаций здравоохранения, образования, социальной защиты.

Слайд 12

Обоснованием внесения изменений в Номенклатуру должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность служит

потребность в дифференциации специалистов, осуществляющих обучение, воспитание, развитие и преодоление нарушений у детей, отнесенных Международной классификацией болезней , что предполагает вариативность профессиональной деятельности и требований, предъявляемых к квалификации соответствующих работников, в том числе требований к профессиональному образованию.

Профессиональный педагог должен знать:

  • Клинико-психолого-педагогические особенности обучающихся;
  • Современные классификации интеллектуальных нарушений;
  • Современные методики выявления интеллектуальных нарушений;
  • Педагогические технологии выявления интеллектуальных нарушений;
  • Психолого-педагогические технологии консультирования родителей (законных представителей);
  • Направления и способы взаимодействия учителя-дефектолога и специалистов организаций здравоохранения, образования, социальной защиты в процессе обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации обучающихся.

Профессиональный стандарт педагога-дефектолога создаст необходимые условия для профессионального роста специалистов в области специального и инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья разного возраста, повышение качества психолого-педагогического сопровождения развития обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья и их семей.

Читайте также: