Какая новая обязанность была возложена на священников при петре 1

Обновлено: 18.05.2024

-\u0424\u0430\u043a\u0442\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438 \u043b\u0438\u043a\u0432\u0438\u0434\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0430 \u0434\u043e\u043b\u0436\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c \u041f\u0430\u0442\u0440\u0438\u0430\u0440\u0445\u0430
-\u0426\u0435\u0440\u043a\u043e\u0432\u044c \u043d\u0430\u0447\u0430\u043b\u0430 \u0442\u0435\u0440\u044f\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u043e\u0432\u0443\u044e \u0438 \u0430\u0434\u043c\u0438\u043d\u0438\u0441\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432\u043d\u0443\u044e \u0430\u0432\u0442\u043e\u043d\u043e\u043c\u0438\u044e
-\u0421\u043d\u0438\u0436\u0435\u043d\u043e \u043a\u043e\u043b\u0438\u0447\u0435\u0441\u0442\u0432\u043e \u043c\u043e\u043d\u0430\u0445\u043e\u0432 \u0438 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u0435\u0439
-\u0423\u0432\u0435\u043b\u0438\u0447\u0435\u043d\u043e \u0447\u0438\u0441\u043b\u043e \u043d\u0430\u043b\u043e\u0433\u043e\u0432
-\u041f\u0440\u043e\u0438\u0437\u0432\u043e\u0434\u044f\u0442\u0441\u044f \u0440\u0435\u043a\u0440\u0443\u0442\u0441\u043a\u0438\u0435 \u043d\u0430\u0431\u043e\u0440\u044b \u0438\u0437 \u0446\u0435\u0440\u043a\u043e\u0432\u043d\u044b\u0445 \u043a\u0440\u0435\u0441\u0442\u044c\u044f\u043d

\u0426\u0435\u043b\u0438 \u0438 \u0437\u0430\u0434\u0430\u0447\u0438 (\u043d\u0430\u043f\u0440\u0430\u0432\u043b\u0435\u043d\u0438\u0435)

1)\u041b\u0438\u043a\u0432\u0438\u0434\u0430\u0446\u0438\u044f \u044d\u043a\u043e\u043d\u043e\u043c\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0438 \u0430\u0434\u043c\u0438\u043d\u0438\u0441\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e\u0439 \u0430\u0432\u0442\u043e\u043d\u043e\u043c\u0438\u0438 \u2014 \u043f\u043e\u0434\u0440\u043e\u0431\u043d\u0430\u044f \u0440\u0435\u0432\u0438\u0437\u0438\u044f \u0438\u043c\u0443\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u0430, \u0441 \u043f\u043e\u0441\u043b\u0435\u0434\u0443\u044e\u0449\u0435\u0439 \u0441\u0435\u043a\u0443\u043b\u044f\u0440\u0438\u0437\u0430\u0446\u0438\u0435\u0439, \u0432\u043d\u0435\u0434\u0440\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0434\u043e\u043b\u0436\u043d\u043e\u0441\u0442\u0435\u0439 \u043d\u0430\u0437\u043d\u0430\u0447\u0430\u0435\u043c\u044b\u0445 \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b\u043c \u0430\u043f\u043f\u0430\u0440\u0430\u0442\u043e\u043c, \u0430 \u0442\u0430\u043a\u0436\u0435 \u0447\u0435\u0442\u043a\u043e\u0435 \u0440\u0435\u0433\u043b\u0430\u043c\u0435\u043d\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u043e\u0432\u044b\u0445 \u043f\u043e\u0442\u043e\u043a\u043e\u0432 \u0438 \u043e\u0431\u044f\u0437\u0430\u043d\u043d\u043e\u0441\u0442\u0435\u0439 \u0432\u043e\u0437\u043b\u0430\u0433\u0430\u0435\u043c\u044b\u0445 \u043d\u0430 \u0446\u0435\u0440\u043a\u043e\u0432\u044c.

2)\u0421\u043d\u0438\u0436\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0447\u0438\u0441\u043b\u0435\u043d\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438 \u0434\u0443\u0445\u043e\u0432\u0435\u043d\u0441\u0442\u0432\u0430 \u2014 \u043e\u043f\u0440\u0435\u0434\u0435\u043b\u0435\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0435\u043e\u0431\u0445\u043e\u0434\u0438\u043c\u043e\u0433\u043e \u043a\u043e\u043b\u0438\u0447\u0435\u0441\u0442\u0432\u0430 \u0446\u0435\u0440\u043a\u043e\u0432\u043d\u0438\u043a\u043e\u0432 \u0438 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0445\u043e\u0432 \u0438\u0441\u0445\u043e\u0434\u044f \u0438\u0437 \u0447\u0438\u0441\u043b\u0430 \u043e\u0431\u0441\u043b\u0443\u0436\u0438\u0432\u0430\u0435\u043c\u044b\u0445 \u0433\u0440\u0430\u0436\u0434\u0430\u043d, \u043e\u0433\u0440\u0430\u043d\u0438\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u00ab\u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u0441\u0442\u0432\u0443\u044e\u0449\u0438\u0445\u00bb \u0441\u0432\u044f\u0449\u0435\u043d\u043d\u0438\u043a\u043e\u0432 \u0438 \u0437\u0430\u043f\u0440\u0435\u0442 \u043d\u0430 \u0441\u0442\u0440\u043e\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u0441\u0442\u0432\u043e \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u0435\u0439.

3)\u0411\u043e\u0440\u044c\u0431\u0430 \u0441 \u043d\u0438\u0449\u0435\u043d\u0441\u0442\u0432\u043e\u043c \u2014 \u0446\u0430\u0440\u044c \u0431\u044b\u043b \u043a\u0430\u0442\u0435\u0433\u043e\u0440\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u043c \u043f\u0440\u043e\u0442\u0438\u0432\u043d\u0438\u043a\u043e\u043c \u0441\u0442\u0438\u0445\u0438\u0439\u043d\u043e\u0433\u043e \u043d\u0438\u0449\u0435\u043d\u0441\u0442\u0432\u0430, \u0441\u0447\u0438\u0442\u0430\u043b \u0447\u0442\u043e \u0442\u043e\u043b\u044c\u043a\u043e \u00ab\u0431\u043b\u0430\u0436\u0435\u043d\u043d\u044b\u043c\u00bb \u0438 \u043e\u0442\u043a\u0440\u043e\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b\u043c \u0438\u043d\u0432\u0430\u043b\u0438\u0434\u0430\u043c \u043c\u043e\u0436\u0435\u0442 \u0431\u044b\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0432\u043e\u043b\u0435\u043d\u043e \u0436\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043f\u043e\u0434\u0430\u044f\u043d\u0438\u0435.">]" data-test="answer-box-list">

Кто-то считает это время чуть ли не золотым веком российского Православия. Другие, наоборот, уверены, что для Церкви это была эпоха полного бесправия. Так что же такое Синодальный период? И почему о нем до сих пор так много спорят?

1. Синодальный период — это какой?

Так историки называют эпоху с февраля 1721 года по ноябрь 1917 года — без малого 200 лет. Все это время высшим органом власти Русской Православной Церкви был Святейший Синод, учрежденный Петром I. Это было собрание самых влиятельных иерархов Русской Церкви, возглавлявших крупнейшие российские кафедры — Петербургскую, Московскую, Казанскую, Киевскую. Поначалу в состав Синода входили не только архиереи, но и настоятели крупных монастырей, и представители белого духовенства (то есть женатые священники), и даже светские чиновники.

Синодальный период: 10 наивных вопросов об одном из самых неоднозначных периодов в истории Русской Церкви

Петр I учреждает Святейший синод. Картина Ивана Тупылева. 1801 год

Но, какой бы статус Синод ни имел в разные годы, суть оставалась неизменной: все это время церковная власть оставалась прочно встроенной в систему государственного управления. Это соответствовало мировоззрению Петра: он был человек искренний и религиозный, но считал, что Церковь призвана прежде всего служить государству и обществу.

2. А как же Патриарх? Разве не он глава Церкви?

Патриарха в этот период у Русской Церкви просто не было. Его-то и заменил Синод. Но прежде чем говорить об этом, давайте разберемся, кто и какой властью обладает в Церкви.

Главой Церкви всегда был и остается Сам Господь Иисус Христос, Который создал ее около 2000 лет назад из общины Своих ближайших учеников — двенадцати апостолов. Вся полнота власти в Церкви принадлежит Христу. Для христиан несомненно, что Тот, Кто сказал апостолам: Се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф 28:20), и сегодня реально соприсутствует с нами, управляя всеми сторонами жизни Своей Церкви, которую апостол Павел назвал телом Христовым, составленным из многих членов — отдельных верующих (ср.: 1 Кор 12: 12–14).

Синодальный период: 10 наивных вопросов об одном из самых неоднозначных периодов в истории Русской Церкви

Но Христу угодно, чтобы в повседневной жизни Церкви эта власть осуществлялась через людей. Ведь Церковь — это не чисто духовная общность людей, соединенных со Христом одной только верой. Это еще и определенным образом устроенное земное сообщество, в котором духовное единство христиан реализуется практически (через молитву, таинства, дела милосердия и т. д.).

Эта церковная власть, делегированная Христом людям, с самого начала была соборной. И догматы веры, и конкретные правила церковной жизни всегда утверждались не каким-то иерархом, хотя бы и самым авторитетным, а собором епископов. Так исполнялась заповедь Христа о единстве верующих: Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня (Ин 17:21). Именно в соборном единстве епископов — представителей отдельных церковных общин, вместе образующих полноту Церкви, — являл Себя Дух Святой.

На соборах вершился и церковный суд — например, над еретиками.

Синодальный период: 10 наивных вопросов об одном из самых неоднозначных периодов в истории Русской Церкви

Суд над еретиками

Патриархи решали вопросы, связанные с управлением Поместными Церквями в целом, выражали взгляды христиан перед внешним миром, выстраивали сотрудничество Церкви со светской властью. Важной частью служения Патриарха было следить за регулярным созывом Соборов, которые должны были утверждать все ключевые решения, затрагивающие жизнь Поместной Церкви. Так это устроено и по сей день. В Русской Православной Церкви все важнейшие решения, принятые Священным Синодом под председательством Патриарха, утверждаются потом Архиерейским Собором.

3. Почему же Патриарха не было в Синодальный период?

Многие из этих аргументов были явной натяжкой. Православный Патриарх, в отличие от Римского Папы, никогда не воспринимался как носитель абсолютной власти в Церкви, и все его решения утверждались Соборами. Какие же мотивы двигали Петром в действительности?

Синодальный период: 10 наивных вопросов об одном из самых неоднозначных периодов в истории Русской Церкви

Безусловно, немалую роль сыграл его интерес к укладу жизни в странах Западной Европы, где уже два века господствовали протестантизм и этика общественного блага. Но прежде всего Петр руководствовался соображениями имперской логики: в империи абсолютно все служит интересам государства, и никакого другого центра общественной жизни просто не может быть.

Из этого раскола Русская Церковь вышла в сильно ослабленном состоянии. Российские иерархи, наученные горьким опытом Патриарха Никона и протопопа Аввакума, старались не проявлять лишней инициативы. Ситуация усугублялась, как правило, невысоким уровнем образования российского духовенства: оно все меньше соответствовало ожиданиям Петра, увлекшегося в европейских поездках идеями прогресса и просвещения.

Синодальный период: 10 наивных вопросов об одном из самых неоднозначных периодов в истории Русской Церкви

Патриарх Адриан

4. И что это изменило для Церкви по сути?

Другое дело, что исчезла фигура, уполномоченная вести от лица Церкви диалог с государственной властью, выражать взгляды Церкви, вдохновлять христиан на жизнь по Евангелию. Русская Церковь в буквальном смысле потеряла лицо.

Все это и привело к тому, что Русская Церковь оказалась встроена в государственный аппарат управления.

Синодальный период: 10 наивных вопросов об одном из самых неоднозначных периодов в истории Русской Церкви

5. В чем конкретно государство давило на Церковь?

Синодальный период длился почти два века, и в разные времена вмешательство государства в церковные дела приводило к разным последствиям.

С одной стороны, иногда личное участие императора даже помогало. Так произошло, например, в 1903 году, когда Николай II махнул рукой на бесконечные разногласия членов Синода и предписал совершить канонизацию преподобного Серафима Саровского.

А с другой стороны, волюнтаристским решением царя в Синод могли проникать совершенно одиозные фигуры (как, например, в годы правления Анны Иоанновны — 1730–1740), а достойнейших архипастырей, таких как митрополит Московский Филарет (Дроздов), из Синода могли, наоборот, исключить по наветам вхожих во дворец недоброжелателей.

Уже в XIX веке огромный вес приобрела фигура обер-прокурора — светского чиновника в ранге министра. Согласно должностной инструкции, ему полагалось всего лишь приглядывать за работой Синода в качестве наблюдателя, но в реальности он часто пользовался, как мы сказали бы сегодня, административным ресурсом и навязывал Церкви свои личные решения и взгляды. Среди обер-прокуроров встречались люди достойные и преданные Церкви. Такими были, при всей неоднозначности их взглядов, Александр Николаевич Голицын (1803–1816), друг юности и сподвижник Александра I, а позже — Константин Петрович Победоносцев (1880–1905). Но встречались и люди грубые, заносчивые и даже вовсе нецерковные, как, например, граф Дмитрий Андреевич Толстой (1865–1880), автор одной из самых неудачных реформ духовного образования в России.

Синодальный период: 10 наивных вопросов об одном из самых неоднозначных периодов в истории Русской Церкви

Константин Петрович Победоносцев

В Синодальную эпоху Русская Церковь находилась под беспрецедентным контролем и давлением со стороны государства. И это главная особенность этого периода.

6. Какие конкретно проблемы и сложности это создавало для Церкви?

Привычка во всем оглядываться на власть, выработавшаяся у членов Синода к середине XIX века, стала причиной очень медленной канонизации святых. Лишь при Николае II прославление угодников Божиих стало набирать обороты: в его царствование к лику святых было причислено больше подвижников, чем за предыдущие 200 лет!

Синодальный период: 10 наивных вопросов об одном из самых неоднозначных периодов в истории Русской Церкви

Кстати, именно в Синодальный период сложилась печально известная традиция причащаться один раз в год. Родилась она из той же самой попытки власти регламентировать духовную жизнь своих граждан. Еще в 1716 году Петр издал указ об обязательном ежегодном причащении всех православных христиан. И вплоть до начала XX века госслужащие были обязаны ежегодно предоставлять по месту службы справку о прохождении таинств Исповеди и Причастия. Вводились все эти требования с благой целью — мотивировать христиан причащаться хотя бы раз в год. Но в народе это быстро перетолковали как предписанную государством норму. Приходили в храм раз в год (чаще всего Великим постом), исповедовались, приступали к Чаше, брали у священника заветную справку — и исчезали до следующего года, продолжая числиться православными христианами.

7. Но ведь с Синодальным периодом связывают и расцвет Церкви?

В том-то и состоит парадокс: эта эпоха, столь противоречивая, стала для Церкви временем небывалого роста. Правда, подъем начался уже в XIX веке при таких императорах, как Александр I и Николай I.

Именно в этот период в России возникла стройная система духовного образования: были учреждены духовные училища, семинарии и академии. По всей стране развернулась сеть церковноприходских школ, в которых к началу XX века училась чуть ли не половина крестьянских детей. Расцвела богословская наука, связанная с именами митрополитов Платона (Левшина) и Филарета (Дроздова), архиепископа Филарета (Черниговского) и митрополита Макария (Булгакова), многих выдающихся профессоров Московской, Петербургской, Киевской духовных академий, а также таких мирян, как Алексей Хомяков и Иван Киреевский. Появились гениальные духовные писатели — святители Игнатий (Брянчанинов) и Феофан Затворник, дерзновенные пастыри-подвижники — Иоанн Кронштадтский, Алексий Мечёв, Иосиф Фудель.

Синодальный период: 10 наивных вопросов об одном из самых неоднозначных периодов в истории Русской Церкви

Группа воспитанников Московской Духовной Семинарии с о. Ректором архимандритом Сергием

Расцвело монашество и монастыри. Возродились лучшие духовнические традиции, связанные с именами преподобных Паисия Величковского, Серафима Саровского, Амвросия Оптинского, отца Валентина Амфитеатрова.

Русские миссионеры дошли до Дальнего Востока, Кореи и Японии, вышли на берега Северного Ледовитого океана, основали христианские общины на Алеутских островах, в Средней Азии, учредили Русскую духовную миссию в Палестине…

8. И все это произошло благодаря активному участию государства в жизни Церкви?

Нет, не все. Хотя возрождением части традиций Церковь действительно была обязана государству. Без поддержки императоров и обер-прокурора Александра Голицына было бы невозможным становление российского духовного образования. Еще в начале XIX века дворяне зачастую поглядывали на духовенство свысока, считая его сословием отсталым и малообразованным. Но уже в 1820-е годы ситуация стала на глазах меняться. Благодаря развитию духовного образования на Церковь обратили внимание умнейшие люди, между интеллигенцией и духовенством завязалось общение (вспомним хотя бы переписку Пушкина с митрополитом Филаретом), а к концу XIX века в ряды духовенства стали встраиваться представители аристократии (характерный пример — митрополит Серафим (Чичагов)).

Синодальный период: 10 наивных вопросов об одном из самых неоднозначных периодов в истории Русской Церкви

Митрополит Серафим (Чичагов)

С появлением духовных академий не заставил себя ждать и расцвет богословской мысли.

Многие государственные деятели (включая членов царской семьи) и аристократы активно участвовали в поддержке миссионерской деятельности и благотворительности. Показателен пример великого князя Сергея Александровича Романова и его супруги великой княгини Елизаветы Федоровны, которые состояли членами попечительских советов многих десятков благотворительных организаций и стояли у истоков Императорского Палестинского общества.

Народное просвещение — тоже почти целиком заслуга cинодальной системы власти: огромную роль в развитии церковноприходских школ сыграл лично обер-прокурор Константин Петрович Победоносцев.

Синодальный период: 10 наивных вопросов об одном из самых неоднозначных периодов в истории Русской Церкви

Но многое в жизни Церкви прорастало и давало всходы не благодаря, а вопреки государственной политике. И прежде всего это касается возрождения живой монашеской традиции, духовничества и старчества. В годы правления Екатерины II (1762–1796) обители пришли в упадок: отняв у монастырей земельные имения, императрица лишила их всякой экономической базы для существования, а казенное жалованье выделялось крайне нерегулярно и по остаточному принципу. Благосклонное отношение императоров вернулось к монастырям только в XIX веке. И тем не менее, уже с конца XVIII века началось возрождение монашества, сюда протянулись богомольцы в поисках духовных наставников. И такие наставники появлялись.

9. А с чем было связано восстановление Патриаршества в 1917 году?

Идеи о возрождении Патриаршества витали в воздухе с начала XX века, но даже при открытии в августе 1917 года Поместного Собора Православной Российской Церкви мало кто из его участников обсуждал такую возможность всерьез. Мысль о восстановлении Патриаршества приобрела актуальное звучание только осенью, когда стало очевидно, что Временное правительство больше не контролирует ситуацию в стране. Россия начала на глазах погружаться в хаос, власть все более явно концентрировалась в руках самых радикальных сил с агрессивно-атеистическими взглядами и готовностью проливать кровь.

Синодальный период: 10 наивных вопросов об одном из самых неоднозначных периодов в истории Русской Церкви

На поместном соборе 1917 года

Аргумент оказался убедительным, и 5 (18) ноября 1917 года члены Поместного Собора избрали на Патриарший престол святителя Тихона (Беллавина), на тот момент митрополита Московского и Коломенского.

10. Почему при восстановлении Патриаршества Синод не упразднили? И для чего он нужен сейчас?

Святитель Тихон стал Патриархом в крайне сложный момент, всего за несколько дней до этого власть в России захватили большевики, исповедовавшие крайние формы атеизма и сразу же показавшие себя сторонниками насилия. Патриарху необходимо было опереться на единомышленников. Поэтому при вновь обретенном Предстоятеле Русской Церкви были созданы два органа коллегиального управления — Священный Синод (для разбора внутрицерковных дел) и Высший Церковный Совет (для дел, касающихся отношений Церкви с обществом).

Преобразованный Синод просуществовал недолго: за два-три года большинство его членов были либо арестованы, либо убиты, либо вынужденно покинули Россию. Но замысел Синода как совещательного органа при Предстоятеле Церкви пригодился впоследствии, когда управление Церковью взял в свои руки и. о. Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский). В августе 1927 года, после десятилетия абсолютного бесправного и по сути нелегального существования в атеистическом государстве, Русская Церковь получила наконец возможность зарегистрироваться как юридическое лицо — Патриарший Синод. Правда, гонения на верующих от этого не прекратились, а вскоре еще усилились…

Священный Синод при Патриархе существует и по сей день. Согласно действующему Уставу Русской Православной Церкви, он управляет Церковью под председательством Патриарха в периоды между заседаниями Архиерейского Собора — высшего органа церковного управления.

Синодальный период — противоречивый, неоднородный и неоднозначный. Споры об этой эпохе не умолкают, и понятно почему: ведь всякий разговор о том времени неизбежно поднимает всегда актуальный вопрос о том, как правильно строить свои отношения Церкви и государству. Историки дают Синодальной эпохе разные, часто диаметрально противоположные оценки и, наверное, не скоро придут к согласию. Поэтому и наш материал не претендует на изложение истины в последней инстанции. Мы постарались только суммировать факты, важные для понимания особенностей этого периода в истории Церкви, и будем рады живым откликам специалистов.


УКАЗЫ ПЕТРА I (ВЕЛИКОГО)

История России поведала миру об огромном вкладе Петра I в развитие России. Привезя знания и обычаи из-за границы, он внедрил новейшие реформы в жизнь простых россиян и дворян. Указы касались каждого, особенно когда речь заходила об этикете и поведении в обществе. Сегодня некоторые царские указы и реформы могут вызвать улыбку, но в те времена они были очень прогрессивными.


Указы Петра I – уникальные исторические документы, по которым можно получить представление о быте и нравах России начала ХVIII века. Многие указы Петра I сегодня вызывают улыбку, но некоторые из них, по своей сути, не устарели и спустя три века тому назад.

ЦАРСКИЕ УКАЗЫ ПЕТРА I О ПРИЛИЧИЯХ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ОБЩЕСТВЕ.







17) «НАМИ ЗАМЕЧЕНО, ЧТО ПО НЕВСКОЙ ПЕРШПЕКТИВЕ И В АСАМБЛЕЯХ НЕДОРОСЛИ ОТЦОВ ИМЕНИТЫХ В НАРУШЕНИЕ ЭТИКЕТУ РЕГЛАМЕНТУ ШТИЛЯ, В ГИШПАНСКИХ КАМЗОЛАХ И ПАНТАЛОНАХ С МИШУРОЮ ЩЕГОЛЯЮТ ПРЕДЕРЗКО.

ГОСПОДИНУ ПОЛИЦМЕЙСТЕРУ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА УКАЗЫВАЮ ВПРЕДЬ ОНЫХ ЩЕГОЛЕЙ С РВЕНИЕМ ВЕЛИКИМ ВЫЛАВЛИВАТЬ, СВОДИТЬ В ЛИТЕЙНУЮ ЧАСТЬ И БИТЬ КНУТОМ, ПОКА ОТ ГИШПАНСКИХ ПАНТАЛОН ЗЕЛО ПОХАБНЫЙ ВИД НЕ ОКАЖЕТСЯ. НА ЗВАНИЕ И ИМЕНИТОСТЬ НЕ ВЗИРАТЬ, ТАКО ЖЕ НА ВОПЛИ НАКАЗУЕМЫХ.

18) «ЗАМЕЧЕНО, ЧТО ЖЕНЫ И ДЕВИЦЫ НА АССАМБЛЕЯХ ЯВЛЯЮТСЯ НЕ ЗНАЯ ПОЛИТЕСУ И ПРАВИЛ ОДЕЖДЫ ИНОСТРАННОЙ, ЯКО КИКИМОРЫ ОДЕТЫ БЫВАЮТ. ОДЕВ РОБЫ И ФИЖМЫ ИЗ АТЛАСУ БЕЛОГО НА ГРЯЗНОЕ ИСПОДНЕЕ, ПОТЕЮТ ГОРАЗДО, ОТЧЕГО ЗЕЛО ГНУСНЫХ ЗАПАХ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ, ПРИВОДЯ В СМЯТЕНИЕ ГОСТЕЙ ИНОСТРАННЫХ.



Одним из наиболее значимых в истории государства стал УКАЗ О ЕДИНОНАСЛЕДИИ ПЕТРА I . Он был издан в 1722 году. Документ изменял все устои власти. Теперь наследником был не старший в роду, а тот, кого назначит своим преемником государь.


Данный указ о престолонаследии Петра I был отменен только императором Павлом I в 1797 году. До этого он послужил основой для многих дворцовых переворотов, убийств и интриг. Хотя изначально задумывался Петром I как превентивная мера против консервативного настроения людей, недовольных реформами.


С целью противодействия взяткам, император повысил жалованье госслужащим. При этом, за мздоимство полагалось наказание, вплоть до высшей меры.

Вернувшись из поездки в Европу, Петр I взялся за благоустройство и чистоту улиц в Москве. С апреля 1699 года всем жителям полагалось вывозить мусор за город и закапывать в землю. За неубранный мусор секли розгами и налагали крупный штраф.


Полное собрание законов Российской Империи с 1649 года

Одним из своих указов царь повелевал пришивать пуговицы на рукава солдатских мундиров. Это было сделано с целью отучить солдат вытирать после еды рукавом рот, сукно на мундир шло дорогое и его следовало беречь.


Солдатская форма с пуговицами, пришитыми к рукавам

В 1709 году был введен налог на общественные и домашние бани. Шла подготовка к Северной войне и средств в казне катастрофически не хватало. Купцы и думные люди платили по 3 рубля в год, простые дворяне и разночинцы – по 1 рублю, для крестьян налог составлял 15 копеек.


Общественные бани времен Петра I

В сентябре 1715 года указом Петра I жителям Санкт-Петербурга было запрещено подбивать обувь гвоздями и скобами. Это было сделано с целью сохранения деревянных мостовых новой столицы. После оглашения Указа улицы города опустели: другой обуви у горожан не было.


Большое внимание Петр I уделял санитарно-профилактическим и противоэпидемическим мероприятиям в армии и на флоте.


В Морском Уставе были предусмотрены многие гигиенические мероприятия, особенно в отношении питания, санитарной службы в войсках. Петр I лично принимал всевозможные меры для борьбы с заболеваемостью на флоте, он требовал от командиров кораблей поддержания чистоты и порядка. В 1714 году, когда был обнаружен случай чумы на одном из кораблей, Петр I приказал свести матросов на берег, корабли очистить и окуривать, а медицинские осмотры экипажей производить через день. Кроме того, он потребовал улучшить питание и облегчить труд матросов.

С работой аптек связано возникновение химического анализа. Особенно усилилась аналитическая работа аптек при Петре I. В то время аналитической химии как таковой еще не было, но существовало пробирное искусство, которым интересовался сам Петр I. Первая самостоятельная химическая лаборатория была организована Петром I в 1720 году.


Петр I понимал необходимость изучения природных богатств России и выявления сырья для медицинских целей. В 1718 году им была организована первая экспедиция для изыскания лекарственных растений в Сибирь.

При Петре I сделаны первые попытки организовать учет рождаемости и смертности: духовенство обязывалось регулярно вести метрические книги и каждые 4 месяца представлять в Синод сводные ведомости о числе родившихся и умерших.

При Петре I начато было изучение русских целебных источников и положено начало их рациональному использованию.


По поручению Петра I был составлен проект Академии наук. В январе 1724 года был утвержден его Устав, который был разработан при участии Петра I. По замыслу Петра I Петербургская Академия наук должна была носить характер учреждения, преследующего две основные цели: подготовка русских научных кадров в различных областях знаний с помощью приглашенных иностранных ученых и исследование природных богатств России научными исследованиями.


Открытие Петербургской Академии наук явилось завершающим этапом важнейших государственных реформ первой четверти ХVIII века.

Контрольная работа по истории Российское общество в Петровскую эпоху. Церковная реформа. Положение традиционных конфессий. Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам 8 класс с ответами. Работа включает 2 варианта. В каждом варианте по 14 заданий.

1 вариант

1. Запишите слово (термин), о котором идёт речь.

Созданные в России при Петре I по образцу западноевропейских объединения купцов для защиты своих прав и выполнения обязанно­стей перед государством. Запись в них зависела от степени зажиточно­сти купцов.

2. Что из перечисленного было характерно для взглядов Петра I на церковь?

1) церковь должна быть независимой от государства
2) подданные должны быть свободны в выборе веры
3) необходимость отказа от введённого в 1650-х гг. троеперстного знамения
4) церковь должна взять на себя заботу о богадельнях и школах

3. Какой термин, связанный с городской жизнью, появился при Пе­тре I?

1) посадские люди
2) уличные старосты
3) бурмистры
4) слобода

1) занимать выборные и государственные должности
2) отбывать рекрутскую повинность
3) заниматься ремеслом в городах
4) заниматься торговлей

5. В каком году в России было ликвидировано патриаршество?

1) 1701 г.
2) 1708 г.
3) 1714 г.
4) 1721 г.

6. Сравните социальную систему России XVII в. и сложившуюся в результате Петровских преобразований. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую — порядковые номера черт различия.

1) большинство населения — крепостные крестьяне
2) господствующие позиции боярской аристократии
3) разделение духовенства на белое и чёрное
4) существование группы приписных крестьян

Черты сходства Черты различия

1) Феофан Прокопович
2) Симеон Полоцкий
3) Нил Сорский
4) Иосиф Волоцкий

8. Какая категория крестьян появилась в России при Петре I?

1) крепостные
2) приписные
3) черносошные
4) монастырские

9. Какую цель преследовал указ Петра I о единонаследии?

1) сократить численность дворян в России
2) отменить наследственный характер помещичьего землевладе­ния
3) прекратить переход дворянских земель в руки представителей других сословий
4) принудить молодых дворян, оставшихся без наследства, к службе

10. Нижегородский епископ Питирим в царствование Петра I просла­вился

1) массовым обращением старообрядцев в официальную веру
2) созданием первой церковной типографии
3) отказом принять церковную реформу Петра I
4) призывом терпимо относиться к иноверцам

11. Укажите имя сына Петра I, вступившего в конфликт с отцом.

1) Дмитрий
2) Фёдор
3) Павел
4) Алексей

12. Установите соответствие между именами исторических деятелей и их ролью в истории: к каждому элементу первого столбца подбери­те соответствующий элемент из второго столбца.

А) Кондратий Булавин
Б) Павел Ягужинский
В) Стефан Яворский

1) выходец из низов, ставший первым генерал-прокурором Сената
2) один из лидеров беспоповцев
3) руководитель восстания на юге России в 1707-1708 гг.
4) местоблюститель патриарше­го престола в 1701-1721 гг.

13. В 1705-1711 гг. против произвола царских властей развернулось под руководством родовой знати и мусульманского духовенства восстание

1) калмыков
2) башкир
3) казахов
4) якутов

14. Приведите не менее трёх мер, принятых Петром I с целью огосударствления церкви.

2 вариант

1. Какой термин из перечисленных появился в России при Петре I?

1) посад
2) ямщицкая слобода
3) гостиная сотня
4) цех

2. Какая из перечисленных реформ была осуществлена в 1714 г.?

1) создание Святейшего Синода
2) принятие Указа о единонаследии
3) изменение порядка престолонаследия
4) введение подушной подати

3. Запишите слово (термин), о котором идёт речь.

4. Сравните систему церковного устройства в России XVII в. и сло­жившуюся в результате Петровских преобразований. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую — порядковые номера черт различия.

1) сосредоточение дел по управлению церковными делами в Святейшем Синоде
2) существование церковных округов — епархий
3) во главе церкви — патриарх
4) разделение духовенства на белое и чёрное

Черты сходства Черты различия

5. Что из перечисленного было характерно для взглядов Феофана Прокоповича?

1) идея об отказе церкви от всех её имуществ
2) отказ от церковной иерархии как несоответствующей учению Христа
3) признание приоритета светской власти над церковной
4) призыв предоставить населению свободу вероисповедания

6. Что было одним из последствий принятия Табели о рангах?

1) возрождение старинного местничества при определении на должности
2) закрепление в системе управления господствующих позиций боярской аристократии
3) узаконение практики покупки и продажи государственных должностей
4) пополнение дворянства представителями низших слоёв населе­ния

7. Что из перечисленного относилось к функциям созданных при Пе­тре I магистратов?

1) контроль за прохождением дворянами службы
2) управление церковными имуществами
3) разбор жалоб крестьян на помещиков
4) обеспечение сбора налогов с горожан

8. Укажите город, ставший центром мощного народного восстания в 1705-1706 гг.

1) Астрахань
2) Архангельск
3) Воронеж
4) Нижний Новгород

9. Кто из перечисленных сподвижников Петра I считался человеком незнатного происхождения?

1) Борис Шереметев
2) Василий Долгоруков
3) Александр Меншиков
4) Фёдор Головин

10. Ограничительная мера по отношению к крестьянам, принятая в царствование Петра I, — это запрет

1) жаловаться на своих помещиков
2) носить бороды
3) отлучаться на заработки без паспорта
4) жениться до получения образования

11. Какая новая должность появилась в России при Петре I?

1) воевода
2) прибыльщик
3) посадник
4) земский староста

1) крестьяне, покупаемые владельцами заводов недворянами без права их продажи без завода
2) казённые крестьяне, привлекаемые государством для строи­тельства крепостей и флота
3) крестьяне, уходившие с разрешения помещика на заработки в город
4) монастырские крестьяне, отобранные у церкви в ходе церков­ных преобразований Петра I

13. Установите соответствие между именами исторических деятелей и их ролью в истории: к каждому элементу первого столбца подбери­те соответствующий элемент из второго столбца.

А) Пётр Толстой
Б) Феофан Прокопович
В) Яков Носов

1) церковный деятель, поддержав­ший реформы Петра I
2) дипломат, уговоривший царе­вича Алексея вернуться на ро­дину
3) военачальник, подавивший вос­стание К. Булавина
4) руководитель восстания 1705-1706 гг.

14. Назовите не менее трёх причин народных выступлений первой четверти XVIII в.

Читайте также: