На сколько убедительно автор обосновывает право папы вмешиваться в светские дела

Обновлено: 05.07.2024

Напишем за тебя уникальное сочинение в течение 5 часов (платно):

Некрасов - Русские женщины. Княгиня Трубецкая (7 класс, Коровина, 1 часть, стр. 255, 271-273, 277-278)

Творческое задание

Да, такое стихотворение у меня есть. Оно называется “Дед Мазай и зайцы”. Мне читала его мама еще до школы. Мне оно очень понравилось. Эта история о благородному Деде Мазае, о том, как он ладил с зайцами, а в конце отпустил их на волю.

Paзмышляем о прочитанном

1. Прошло почти два столетия после восстания декабристов 1825 года. Как сегодня воспринимаем мы подвиг декабристов и их жён?

Те люди, которые участвовали в восстании декабристов, были сосланы в Сибирь на пожизненную каторгу. Это тяжелые условия для жизни человека: лютый мороз и физическая работа не покладая рук.

Жены декабристов во имя клятвы, данной супругам, отправляются вслед за ними, не страшась ничего.

Когда я узнал об этом героическом поступке, то испытал огромное чувство гордости за русский народ и силу духа русских женщин. Их подвиг мы помним до сих пор.

2. Каким вы представляли себе тяжкий путь жён декабристов в Сибирь? Какие чувства поэма Некрасова вызвала у вас? Постарайтесь сформулировать тему и идею этого произведения.

Я думал, что путь жен декабристов намного проще, чем есть на самом деле. Но, когда я прочитал поэму “Русские женщины”, то пришел к шок от того, насколько сильны женщины, которые отправляются в Сибирь. Они готовы отказаться от всего, испытать физические и нравственные страдания, но быть рядом с любимыми.

Прочитав поэму, я испытал чувство гордости и сострадания. Я считаю, что тема этого произведения - тяжелая судьба жен декабристов, а идея - показать их подвиг, силу, настоящую любовь и целеустремленность.

Некрасов при описании генерала использует такие выражения: “старый генерал”, “почтенный генерал”, “начальник городской” и другие производные от слова старый. Выбирая эти определения, поэт показывает свое уважение к этому герою, подчеркивает его положение в обществе.

4. Что говорит княгиня о светском обществе и своём долге? В чём пафос её доводов в разговоре с генералом и какие из них вам кажутся особенно убедительными? В чём их сила?

Княгиня готова отказаться от светского общества. Трубецкая понимает, что это лживые и корыстные люди. Если раньше это общество было раем, а сейчас “пни торчат”.

Она считает поездку к мужу - своим долгом, делом чести.

Пафос - это воодушевление. Княгиня была настолько воодушевлена, что слушая все доводы генерала, все равно не отступала от своего плана приехать к мужу. Наиболее убедительным стал тот факт, когда она была готова идти к мужу пешком. Сила их в ее правде и решительности.

Словарь княгини характеризует ее как сильную женщину, для которой нет преград, чтобы встретиться с мужем. Автор относится к ней уважительно.

Творческое задание

Считаете ли вы поступок княгини Е. И. Трубецкой подвигом? Дайте развёрнутый письменный ответ на этот вопрос. Прочитайте самостоятельно стихотворение Н. А. Некрасова. Подумайте, в чём его главная мысль. Какие чувства вызывает оно у вас?

Да, я считаю ее поступок подвигом. Ведь несмотря на то, что ее жизнь превратится в каторгу, она лишится всех почестей, которые имела, она продолжает свой путь. Даже когда генерал сказал, что лошадей нет и княгиня дальше идет пешком, она не испугалась и была готова ко всему.

Это стихотворение о силе духа русских женщин. Что несмотря на физическую боль, истязания, женщина все стерпит.

Фонохрестоматия

Слушаем актерское чтение

1. В первой части поэмы автор воссоздаёт картину прощания княгини Трубецкой с отцом. Старый граф молчит, поэт не говорит о его чувствах, но нам понятно состояние графа, мы догадываемся о его мыслях. Как поэту удалось показать переживания отца, провожающего дочь в страшные каторжные края? Как актриса помогает нам понять мысли и чувства графа?

Поэт показал переживания графа-отца его действиями. Когда была готова повозка для княгини, он положил туда образок и зарыдал. Становится понятно, что в такой ситуации надежда только на Бога.

Актриса передает переживания графа интонационно.

2. Как вы считаете, почему княгиня в сцене прощания спокойна, непоколебимо уверена в верности выбранного решения? Может быть, период терзаний, сомнений уже пережит? Даёт ли основания для таких предположений своим чтением актриса?

Потому что она понимает, что назад пути нет и морально она уже настроилась. Пусть ей будет тяжело, но она будет рядом с мужем, сможет оказать ему поддержку. Актриса читает эти строки уверенно.

3. Вторая часть поэмы — долгий, многодневный диалог губернатора и княгини. Актёру удалось создать психологически сложный образ старого генерала. В чём противоречивость ситуации, в которой оказался генерал? Долг или сострадание заставляют его отговаривать, убеждать княгиню вернуться?

Противоречивость ситуации в том, что сначала генерал всячески отговаривал княгиню не ехать в Сибирь. Она подписала отказ от своих прав, обрекая себя на жизнь простолюдинки. Затем генерал сказал, что лошадей нет и путь княгиня продолжит пешком. Но потом он понял, что и это ее не остановит и да лошадей.

Я считаю, что сострадание генерала завладело им. Под влиянием этого чувства он убеждал княгиню остаться. Ведь, по приезду в Сибирь ее жизнь уже не будет прежней.

4. Как актёр средствами художественного чтения сумел передать борьбу, развитие чувств, переживаемых генералом в ходе диалога с княгиней?

Актеру удалось это передать сменой интонации, постановкой логических ударений, ритмикой чтения.

Размышляем о прочитанном

1. Против кого направлен гнев поэта? Какие чувства хочет разбудить в читателе Некрасов?

Поэт выражает свой гнев против чиновников, которым дозволено все. В этом стихотворении Некрасов показывает читателю, какая огромная пропасть между обычным русским народом и власть. Он хочет разбудить чувства долга и справедливости.

2. О сцене у парадного подъезда рассказала поэту А. Я. Панаева, его жена. Как вы думаете, только ли этот конкретный эпизод изображён поэтом? Подготовьте устный ответ, подкрепив его цитатами из текста и высказав свои суждения об иллюстрациях к стихотворению.

Я еще обратил внимание на эпизод, когда “обозленные бедняки ” приходили к парадному подъезду, а их прогоняли, так как “владелец роскошных палат” спит. Т.е. народ с утра уже занят работой “солнцем палимы”, делами, а у чиновников такого нет. Но сон имеет и другие значение, переносное: он спит и не замечает того, что происходит вокруг, не обращает на это внимание. Д. Шмаринов точно передал настроение всего стихотворения в своей картине. Иллюстрация получилась печальной, но реалистичной.

Совершенствуем свою речь

одержимый холопским недугом - бедняк, который пришел просить помощи,

заветным дверям - предел мечты, цель,

пышный подъезд - красиво украшенный, закрыт для простого человека,

убаюканный ласковым пением - пение успокаивает и человек забывает о своих проблемах.

Так часто Некрасов употребляет эти слова, чтобы передать то, что народ страдает, а именно в спасение Отчизны, он хочет быть услышанным.

Напишем за тебя уникальное сочинение в течение 5 часов (платно):

Некрасов - Русские женщины. Княгиня Трубецкая (7 класс, Коровина, 1 часть, стр. 255, 271-273, 277-278)

Творческое задание

Да, такое стихотворение у меня есть. Оно называется “Дед Мазай и зайцы”. Мне читала его мама еще до школы. Мне оно очень понравилось. Эта история о благородному Деде Мазае, о том, как он ладил с зайцами, а в конце отпустил их на волю.

Paзмышляем о прочитанном

1. Прошло почти два столетия после восстания декабристов 1825 года. Как сегодня воспринимаем мы подвиг декабристов и их жён?

Те люди, которые участвовали в восстании декабристов, были сосланы в Сибирь на пожизненную каторгу. Это тяжелые условия для жизни человека: лютый мороз и физическая работа не покладая рук.

Жены декабристов во имя клятвы, данной супругам, отправляются вслед за ними, не страшась ничего.

Когда я узнал об этом героическом поступке, то испытал огромное чувство гордости за русский народ и силу духа русских женщин. Их подвиг мы помним до сих пор.

2. Каким вы представляли себе тяжкий путь жён декабристов в Сибирь? Какие чувства поэма Некрасова вызвала у вас? Постарайтесь сформулировать тему и идею этого произведения.

Я думал, что путь жен декабристов намного проще, чем есть на самом деле. Но, когда я прочитал поэму “Русские женщины”, то пришел к шок от того, насколько сильны женщины, которые отправляются в Сибирь. Они готовы отказаться от всего, испытать физические и нравственные страдания, но быть рядом с любимыми.

Прочитав поэму, я испытал чувство гордости и сострадания. Я считаю, что тема этого произведения - тяжелая судьба жен декабристов, а идея - показать их подвиг, силу, настоящую любовь и целеустремленность.

Некрасов при описании генерала использует такие выражения: “старый генерал”, “почтенный генерал”, “начальник городской” и другие производные от слова старый. Выбирая эти определения, поэт показывает свое уважение к этому герою, подчеркивает его положение в обществе.

4. Что говорит княгиня о светском обществе и своём долге? В чём пафос её доводов в разговоре с генералом и какие из них вам кажутся особенно убедительными? В чём их сила?

Княгиня готова отказаться от светского общества. Трубецкая понимает, что это лживые и корыстные люди. Если раньше это общество было раем, а сейчас “пни торчат”.

Она считает поездку к мужу - своим долгом, делом чести.

Пафос - это воодушевление. Княгиня была настолько воодушевлена, что слушая все доводы генерала, все равно не отступала от своего плана приехать к мужу. Наиболее убедительным стал тот факт, когда она была готова идти к мужу пешком. Сила их в ее правде и решительности.

Словарь княгини характеризует ее как сильную женщину, для которой нет преград, чтобы встретиться с мужем. Автор относится к ней уважительно.

Творческое задание

Считаете ли вы поступок княгини Е. И. Трубецкой подвигом? Дайте развёрнутый письменный ответ на этот вопрос. Прочитайте самостоятельно стихотворение Н. А. Некрасова. Подумайте, в чём его главная мысль. Какие чувства вызывает оно у вас?

Да, я считаю ее поступок подвигом. Ведь несмотря на то, что ее жизнь превратится в каторгу, она лишится всех почестей, которые имела, она продолжает свой путь. Даже когда генерал сказал, что лошадей нет и княгиня дальше идет пешком, она не испугалась и была готова ко всему.

Это стихотворение о силе духа русских женщин. Что несмотря на физическую боль, истязания, женщина все стерпит.

Фонохрестоматия

Слушаем актерское чтение

1. В первой части поэмы автор воссоздаёт картину прощания княгини Трубецкой с отцом. Старый граф молчит, поэт не говорит о его чувствах, но нам понятно состояние графа, мы догадываемся о его мыслях. Как поэту удалось показать переживания отца, провожающего дочь в страшные каторжные края? Как актриса помогает нам понять мысли и чувства графа?

Поэт показал переживания графа-отца его действиями. Когда была готова повозка для княгини, он положил туда образок и зарыдал. Становится понятно, что в такой ситуации надежда только на Бога.

Актриса передает переживания графа интонационно.

2. Как вы считаете, почему княгиня в сцене прощания спокойна, непоколебимо уверена в верности выбранного решения? Может быть, период терзаний, сомнений уже пережит? Даёт ли основания для таких предположений своим чтением актриса?

Потому что она понимает, что назад пути нет и морально она уже настроилась. Пусть ей будет тяжело, но она будет рядом с мужем, сможет оказать ему поддержку. Актриса читает эти строки уверенно.

3. Вторая часть поэмы — долгий, многодневный диалог губернатора и княгини. Актёру удалось создать психологически сложный образ старого генерала. В чём противоречивость ситуации, в которой оказался генерал? Долг или сострадание заставляют его отговаривать, убеждать княгиню вернуться?

Противоречивость ситуации в том, что сначала генерал всячески отговаривал княгиню не ехать в Сибирь. Она подписала отказ от своих прав, обрекая себя на жизнь простолюдинки. Затем генерал сказал, что лошадей нет и путь княгиня продолжит пешком. Но потом он понял, что и это ее не остановит и да лошадей.

Я считаю, что сострадание генерала завладело им. Под влиянием этого чувства он убеждал княгиню остаться. Ведь, по приезду в Сибирь ее жизнь уже не будет прежней.

4. Как актёр средствами художественного чтения сумел передать борьбу, развитие чувств, переживаемых генералом в ходе диалога с княгиней?

Актеру удалось это передать сменой интонации, постановкой логических ударений, ритмикой чтения.

Размышляем о прочитанном

1. Против кого направлен гнев поэта? Какие чувства хочет разбудить в читателе Некрасов?

Поэт выражает свой гнев против чиновников, которым дозволено все. В этом стихотворении Некрасов показывает читателю, какая огромная пропасть между обычным русским народом и власть. Он хочет разбудить чувства долга и справедливости.

2. О сцене у парадного подъезда рассказала поэту А. Я. Панаева, его жена. Как вы думаете, только ли этот конкретный эпизод изображён поэтом? Подготовьте устный ответ, подкрепив его цитатами из текста и высказав свои суждения об иллюстрациях к стихотворению.

Я еще обратил внимание на эпизод, когда “обозленные бедняки ” приходили к парадному подъезду, а их прогоняли, так как “владелец роскошных палат” спит. Т.е. народ с утра уже занят работой “солнцем палимы”, делами, а у чиновников такого нет. Но сон имеет и другие значение, переносное: он спит и не замечает того, что происходит вокруг, не обращает на это внимание. Д. Шмаринов точно передал настроение всего стихотворения в своей картине. Иллюстрация получилась печальной, но реалистичной.

Совершенствуем свою речь

одержимый холопским недугом - бедняк, который пришел просить помощи,

заветным дверям - предел мечты, цель,

пышный подъезд - красиво украшенный, закрыт для простого человека,

убаюканный ласковым пением - пение успокаивает и человек забывает о своих проблемах.

Так часто Некрасов употребляет эти слова, чтобы передать то, что народ страдает, а именно в спасение Отчизны, он хочет быть услышанным.

В средние века папы римские были не просто главами католической церкви. Они претендовали на верховную власть над Европой и на первенство над всеми христианскими церквями. Кроме того, папы были полновластными правителями Папской области — весьма обширного и богатого по средневековым меркам государства в Центральной и Северной Италии. Они организовывали крестовые походы и успешно боролись с немецкими императорами.

Других примеров такого могущества религиозных лидеров в мировой истории нет. Религия в мирских делах почти всегда и почти всюду была если не подчинена, то второстепенна по отношению к светской власти. Так было и в Римской империи после ее христианизации. Всесилие средневековых пап было невиданной новацией, и ей требовалось обоснование.


Право силы и сила права

В 751 году Риму угрожало нашествие лангобардов — германских варваров, обосновавшихся в Северной Италии. Номинально Рим считался частью Византии, но помощи оттуда ждать не приходилось: империя трещала по швам из-за натиска арабов и внутренних конфликтов. И папа римский Стефан II решил обратиться за помощью к франкам — другому германскому племени, создавшему свое королевство на территории бывшей Западной Римской империи, в нынешней Франции.

В том же 751 году королем франков стал Пипин по прозванию Короткий. Он сверг своего предшественника Хильдерика III, при котором был майордомом (нечто вроде первого министра). Хильдерик был потомком основателя Франкского королевства, а Пипин был не королевской крови, поэтому ему нужно было обосновать законность своей власти. Папа Стефан предложил ему сделку: Пипин спасает Рим от лангобардов и за это получает благословение на королевскую власть от самого главы христианской церкви. Так и сделали. Пипин, победив лангобардов, отдал папе отвоеванные у них земли, которые вместе с Римом составили особое государство, где папа был не только религиозным, но и светским правителем. Стефан, со своей стороны, короновал Пипина и под страхом отлучения от церкви запретил франкам избирать себе королей не из числа его потомков.



Папа Павел VI и константинопольский патриарх Афинагор в 1965 году после снятия взаимных отлучений от церкви, наложенных в 1054 году. Фото: radiovaticana.va

Другое дело, что эта древняя грамота на поверку оказалась фальшивкой.

Разоблачение



Такой политики папский престол придерживался вплоть до XIX века, когда в официальных церковных изданиях (в частности, в католических энциклопедиях) наконец была признана фальсификация и документа, и описанного в нем события. Ныне историки не сомневаются, что Константин в начале своего правления принял не крещение, а лишь оглашение (то есть публично заявил о своем намерении креститься в будущем), христианином же стал только на смертном одре.


Историко-филологическая критика позволила превратить историю в науку. Можно сказать, что этот метод — то же самое, что эксперимент в физике. Без этого навыка историк отбирает источники произвольно, верит или не верит им по собственному разумению, истолковывает их, исходя из собственных представлений о том, как все было, — в результате получается летописание, основанное, в общем, на литературном, а не научном творчестве. Поэтому метод, разработанный Валлой, Болландом и Мабильоном, непрерывно совершенствуясь, и по сей день остается основополагающим для любого научного исторического исследования.

Для эффективного управления Петр I меняет Земскую Думу на команду своих сторонников, сам изучает политическую ситуацию, ставит государственные интересы выше личных, при неограниченной власти. Во главе губерний стояли губернаторы, наделенные всей полнотой административно-полицейской и судебной власти. Городское управление было сосредоточено в руках городских верхов. В 1702 году был создан Главный магистрат, который контролировал дела городовых магистратов

В 1721 году он ликвидирует патриаршество и вводит Синод, ставя дела религии под контроль светских чиновников. С 1722 года надзор за Синодом осуществлял обер-прокурор Синода. Это означало победу светской власти над духовной.


  1. Укажите чертыуголовно-карательной политики в XVIII-XIX вв.

первый – царствование Петра I до 1740-х гг- это самый репрессивный и жестокий период в истории России

второй – с 1740-х гг. по середину XIX в. - смягчение уголовно-карательной политики

В XVIII веке уголовное законодательство было открыто сословным. Хотя ответственность за преступления несли все слои , законы закрепляли преступления, связанные с неповиновением частновладельческих крестьян помещикам.


  1. В 1740-х гг., Елизавета приостановила применение смертной казни, ограничила пытки.

  1. Во второй половине XVIII в. началось постепенное ограничение телесных наказаний и уже определялось наказание по возрасту наказуемого.

  1. начался возврат к исправительным целям и средствам в уголовной политике, но последняя всё ещё оставалась жестокой в XVIII в.;

  2. с момента правления Екатерины II основным признаком преступления стала противоправность, преступлением прямо признавалось нарушение закона; активно развивались теоретические уголовные положения.

  1. К числу существенных недостатков Конституции РСФСР 1918 г. ученые относят ее декларативный и классовый характер. Что понимается под указанными недостатками, в каких нормах Конституции они были отражены?

Это официальные уверения, что власть перешла к рабочему населению страны. Или что существует свобода собраний, шествий и митингов.
Для всех трудящихся Конституция закрепляла право участвовать в выборах, отменить их или настоять на отзыве депутата. Кроме тех, кто пользовался трудами наемных рабочих или имел нетрудовые доходы, церковные служители, бывшие работники жандармерии, люди, принадлежавшие царской семье. Они не имели права голосовать или быть избранными в Советы депутатов. (очень хочется вставить сарказм к настоящей ситуации, просматривая биографию современных депутатов- большинство привлекались к уголовной ответственности, но это не мешает им решать административно-правовые вопросы)
У рабочих было преимущество перед крестьянами: в городе депутат мог быть избран меньшим количеством избирателей.

власть принадлежит только Советам, рабочему классу, а общедемократическая концепция, утверждающая, что народ является основой государства, даже не упоминается. Выделяя из всех рабочий класс, конституция лишала другие социальные слои их интересов.


  1. В начальный период существования советской власти кодификация затронула только трудовое и семейное право. Такие важные отрасли, как уголовное и гражданское право, получили первые кодексы только в начале 1920-х годов. Почему кодификация началась именно с указанных отраслей?

Создание правовых основ для существование семьи в новом обществе было необходимым, так как в дореволюционном периоде и начале советского периода институт семьи и записи церковных актов были ликвидированы. Необходимо было создавать новую модель семьи. И по мнению исследователей, необходимо было для решения задачи социального обеспечения. Т.е. нуждающийся супруг имел право на содержание от другого супруга, согласно ст. 107 Кодекса

Поэтому ввелись положения:

- юридическое значение имел только гражданский брак, заключенный в спец. гос. органах

-развод по согласию сторон/стороны

-заключение брака не порождало общности имущества

-усыновление/удочерение запрещалось (почему интересно, ведь бездомных детей было много)

А. приказы;

Б. органы сословного представительства;

В. органы наместников и волостелей.
2. Какие сферы были наиболее урегулированы нормами Судебника Иоанна III:

А. гражданско-правовая;

Б. гражданско-правовая и судопроизводство;

В. уголовно-правовая и судопроизводство.
3. Отметьте черту, свойственную русским судебникам:

А. сильное влияние римского права;

Б. наличие кратких, немногословных положений в статьях;

В. многочисленность судебников.
4. Назовите самый значимый и совершенный московский судебник:

А. Сводный Судебник 1606 – 1607 гг.;

Б. Соборное Уложение 1649 г.;

В. Судебник Иоанна IV 1550 г.
5. Что произошло с монархической властью при Петре I:

А. она получила международное признание;

Б. была ограничена Сенатом;

В. самодержавие было подменено самовластием.
6. Что можно считать основой борьбы за трон после смерти Петра I:

А. зарубежный фактор;

Б. Указ о престолонаследии 1722 г.;

В. неурегулированность порядка престолонаследия.
7. Сколько основных звеньев судебной системы было создано по судебной реформе 1864 г.:

Б. три; (местных, общих, коммерческих (военных, духовных)

В. четыре.
8. Манифест от 17 октября 1905 г.:

А. учреждал Государственную думу;

Б. предоставлял политические права подданным;

В. вводил ограничения в избирательной системе.
9. В России после учреждения парламента:

А. Государственная дума являлась нижней палатой, а Государственный совет – верхней;

Б. Государственный совет являлся нижней палатой, а Государственная дума – верхней;

В. лишь Государственная дума составляла отечественный парламент.
10. В какой форме проходила февральская революция:

А. в форме политического переворота;

Б. в форме национальных столкновений;

В. в форме военного переворота.


  1. Определите из какого законодательного акта XVIII в. сделано данное извлечение:

Как Вы думаете, какие причины вызвали издание данного Указа?

Расширить волю монарха и дать возможность проявить себя окружению, т.е. создавая конкуренцию в борьбе за власть (хотя он этого и добился, но уже не управлял социальным процессом)

Раскройте его основные положения.

Указ отменял передачу престола прямым потомкам по мужской линии и предусматривал наследника по воле монарха.

Какие экономические, социальные и юридические последствия имело издание данного Указа?

Дальнейшая борьба за престол и дворцовые перевороты и бюрократизм. Т.к. Петр не успел воспользоваться указом и оставить преемника.


  1. Смерд Иван купил косу. Однако его сосед заявил, что эта коса является его собственностью, и была у него украдена, в подтверждение этого сосед представил свидетелей. Как можно решить дело по Русской Правде?

Записью оформлялись договоры купли-продажи. Документ нельзя было оспорить. В данном случае оформление договора на незначительную сумму осуществлялось при помощи доски. Доска была доказательством, которое можно было оспорить. Договор предположительно заключился в устной форме. Вероятно, наиболее распространенной она была в сельской местности (коса в городе не нужна).

В случае устного оформления договора требовалось 4-5 свидетелей. Сколько представил истец свидетелей, на сколько они имеют вес в обществе. Но это было важным обстоятельством.

Учитывая, что Судебный процесс по Русской Правде был только состязательным. Это означает относительное равенство сторон в суде и их активность в сборе материалов по делу. Доказательствами по Русской Правде выступали: показания свидетелей (видоков и послухов), улики (поличное), присяга (рота), ордалии (испытания водой и железом). Послух, должен был защищать свои показания против ответчика в поединке. Его неявка на суд вела к проигрышу дела стороной, опиравшейся в доказательстве своей правоты на его показания. На практике существовали также судебные поединки.

Но, если истец заявляет о краже (своей, то должен доказать, что она его).

Ответчик (непонятно, у кого купил, у соседа или у другого лица) тоже должен предоставить доказательства.

Доказательством служило также собственное признание.

Остается нерешенная проблема, если одна сторона доказала о краже личного имущества, то хоть и конкретные виды смертной казни в законе не определялись. Но из летописи известно, что воров обычно вешали (этот вид смертной казни был традиционным для таких преступников, пришел на Русь из Византии. Одновременно с уплатой штрафа виновный должен был возместить ущерб.
По делам о воровстве в качестве доказательства выступало "полишное", т.е. краденая вещь, найденная у лица, заподозренного в совершении кражи. Поличное обнаруживалось во время обыска, проводимого должностным лицом-приставом (здесь же присутствовал и истец). Судебный поединок ("поле"), а также присяга использовались тогда, когда иных, более веских доказательств не было. Процесс был устным, но решение выносилось в письменном виде. При его выдаче взимались судебные пошлины.


  1. Почему Новгородская и Псковская республики, в отличие от других русских земель, избежали дробления в период политической раздробленности?

Новгород заключил договор с Псковом (о военной помощи).

Бояре, как в Московской Руси, не превращались в чистых землевладельцев, которые развивали только свои владения


  1. Какая ответственность предусматривалась согласно Псковской судебной грамоте для судей, выносивших неправосудные решения? Соответствовали ли санкции характеру правонарушения?

  1. Плотник Кузьма нанялся на работу к боярину Всеславу на полтора года. В течение года он исправно выполнял свои обязанности, а затем решил уйти к другому боярину, предложившему Кузьме более выгодные условия. Узнав об этом, Всеслав отказался выплачивать Кузьме заработанные деньги, так как тот не отработал у него положенный срок. Более того, по мнению боярина, Кузьма должен был вернуть ему деньги за проживание и питание.

Согласно анализу ст. 39-41ПСГ, условия договора был: срок выполнения работы или объем работы. Принимая во внимание, что с плотниками заключался письменный договор (но мог и в устной форме). Претензия возникла со стороны нанимателя- спор решался в судебном порядке.

Если работник покидал раньше установленного срока, то получал плату только за проделанную работу. Деньги за проживание и питание не возвращал.

Читайте также: