Какие формы принимало движение за реформу избирательного права объясните название картины

Обновлено: 24.06.2024

1. Движение за избирательную реформу развернулось в 1820-е годы

1) во Франции
2) в Великобритании
3) в Пруссии
4) в Испании

2. Что из названного произошло в Великобритании в 1851 году?

1) вступление на престол королевы Виктории
2) избирательная реформа
3) создание первых тред-юнионов
4) первая Всемирная промышленная выставка

3. В какой из периодов произошел подъем чартистского движения?

1) в 1800-1812 гг.
2) в 1815-1825 гг.
3) в 1821-1832 гг.
4) в 1836-1848 гг.

4. Что из названного являлось основным требованием чарти­стов?

1) уравнение женщин в правах с мужчинами
2) установление парламентской монархии
3) введение всеобщего избирательного права для мужчин
4) разрешение на создание рабочих профсоюзов

5. Что использовали чартисты в качестве основного способа достижения своих целей?

1) проведение массовых забастовок
2) представление в парламент петиции
3) организацию восстаний
4) деятельность рабочей фракции в парламенте

1) Великобританию
2) Францию
3) Австрию
4) Пруссию

7. Принятая после прихода к власти во Франции Людовика XVIII хартия 1814 года устанавливала в стране

1) абсолютную монархию
2) империю
3) конституционную монархию
4) федерацию исторических областей

8. Крупные восстания рабочих-ткачей происходили в 1830-е годы в

1) Лионе
2) Реймсе
3) Бордо
4) Марселе

9. Республика существовала во Франции в

10. Что из названного происходило во Франции в 1830-е годы?

1) смена монархического строя республикой
2) принятие первой в истории страны конституции
3) реставрация империи
4) промышленный переворот

11. Кто из названных лиц провозгласил в 1852 году восстанов­ление империи во Франции?

1) Людовик XVIII
2) А.Э. Ришелье
3) Луи Филипп Орлеанский
4) Луи Бонапарт

1) в Пруссии
2) в Венгрии
3) во Франции
4) в Пьемонте

1) Австрия
2) Великобритания
3) Германия
4) Франция

1) во Франкфурте
2) в Вене
3) в Берлине
4) в Мюнхене

1) провозглашение республик в Риме и Венеции
2) освобождение Северной И талии от власти Габсбургов
3) совместное выступление войск Пьемонта и Франции про­тив австрийцев
4) создание союза североитальянских государств

1) освобождение ряда итальянских земель от власти Габс­бургов
2) создание единого германского государства
3) предоставление автономии национальным меньшинст­вам
4) введение конституции

17. Расположите в хронологическом порядке события истории Великобритании.

1) Всемирная промышленная выставка в Лондоне
2) вступление на престол королевы Виктории
3) проведение первой избирательной реформы

18. Укажите, в каком хронологическом порядке менялись формы государства во Франции в период с 1815 г. по 1869 г.

1) империя
2) королевство
3) республика

19. Какие две из названных дат относятся к восстаниям рабо­чих-ткачей в Лионе?

1) 1818 г.
2) 1831 г.
3) 1834 г.
4) 1842 г.

20. Какие две из названных мер предпринял король Карл Х, способствуя тем самым нарастанию социального недоволь­ства и оппозиционных настроений во Франции в 1830 году?

1) отмена Гражданского кодекса Наполеона I
2) упразднение парламента
3) издание указа об отмене свободы печати
4) принятие закона о компенсации эмигрантам за потерян­ное в годы революции имущество

1) Венгрия
2) Италия
3) Пруссия
4) Франция

23. Установите соответствие между событиями истории Франции и именами правителей, пришедших к власти в результате этих событий. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую ей позицию из второго столбца.

А) реставрация Бурбонов в 1814 г.
Б) революция 1830 г.
В) государственный переворот 1851 г.

1) Луи Бонапарт
2) Карл Х
3) Луи Филипп Орлеанский
4) Людовик XVIII

24. Установите соответствие между событиями и датами. К ка­ждой позиции первого столбца подберите соответствующую ей позицию из второго столбца.

А) созыв Франкфуртского Нацио­нального собрания
Б) государственный переворот Луи Бонапарта
В) парламентская реформа в Ве­ликобритании

1) 1832 г.
2) 1844 г.
3) 1848 г.
4) 1851 г.

25. Установите соответствие между терминами и названиями стран, к истории которых они относятся. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую ей позицию из второго столбца.

А)чартист
Б) Франкфуртское Нацио­нальное собрание
В) карбонарий

1) Германия
2) Италия
3) Франция
4) Великобритания

26. Прочитайте отрывок из книги современных историков и ответьте на вопросы.

1) Назовите короля, о правлении которого идет речь.

2) Объясните, в чем заключались особенности прихода этого короля к власти. Последствия каких исторических событий он должен был преодолеть?

1) Напишите пропущенное в тексте название движения, о ко­тором идет речь.

2) Привлекая информацию текста и знания по курсу, объяс­ните, чем были вызваны опасения королевы и верхушки британского общества в тот момент.

3) Чем завершились описываемые события?

Внутрипредметные связи. Либерализм. Древнегреческая демократия. Деятельность и взгляды просветителей. Ж.-Ж. Руссо. Война за независимость в США. Государственное устройство США. Революция 1830 г. во Франции. Реформы в Великобритании в первой половине XIX в.

Основные факты и понятия. Демократическое движение. Всеобщее избирательное право и введение его в США. Соперничество двух партий. Книга А. де Токвиля. Деятельность правительства Лаффита. Банкеты как форма демократического движения. Народная хартия. Чартизм.

Первый вариант проведения урока

Данный вариант урока предполагает объединение материала § 8 и § 9 в рамках одного урока.

1. Итоги революций и реформ. Разочарование в либерализме.

2. Истоки демократического движения и его основные идеи.

3. Проявление демократии в США, во Франции и в Великобритании.

1. Урок начинается с повторительной беседы о либерализме 20—30-х гг. XIX в. и проведенных в некоторых европейских странах либеральных реформах.

1. Вспомните, что такое либерализм и каковы были его основные идеи.

2. Какие либеральные реформы и в каких странах были проведены в 20—30-е гг. XIX в.? В каких сферах они проводились?

3. Каковы были результаты реформ для населения стран? Кто был удовлетворен этими реформами, а кто — нет?

В результате беседы учащиеся приходят к выводу о том, что далеко не все слои населения (например, Великобритании) были довольны результатами проведенных реформ. Учитель дополняет выводы учеников необходимой информацией о последствиях реформ и причинах разочарования либерализмом. В качестве иллюстрации можно также использовать фрагмент документа.

Из первой национальной петиции чартистов

В течение 23 лет мы наслаждаемся глубоким миром.

Все же, несмотря на все эти благоприятные для народного благополучия условия, несмотря на все стремление и умение выгодно использовать их, мы обременены страданиями и в общественной и в частной жизни.

Мы изнемогаем под бременем налогов, которых все же оказывается далеко не достаточно для нужд наших правителей; наши промышленники трепещут на краю банкротства; наши рабочие умирают с голоду; капитал не дает прибыли, а труд не вознаграждается; дом ремесленника опустошен, зато кладовая ростовщика полна; работный дом переполнен, а фабрика обезлюдела.

Народ лелеял надежду, что средство от значительной части — если не от всех — своих обид и страданий он найдет в акте о реформе 1832 г.

2. Далее учитель излагает основные идеи зародившегося демократического движения, по возможности сравнивая их с либеральными (их перечень дан в материалах к уроку 5). Для облегчения понимания материала желательно записать уже знакомые либеральные идеи на доске (или прикрепить карточки). В более сильном классе можно предложить учащимся самостоятельно сравнить известные идеи либерализма с излагаемыми учителем демократическими идеями и сделать выводы об их различиях.

По ходу объяснения учителя формулируются следующие идеи демократического движения:

1) свобода и права человека;

2) ограничение власти монархов и введение конституций, но наилучшая форма правления — республика;

3) выборность и сменяемость высших должностных лиц в государстве;

4) равенство граждан, всеобщее (для мужчин) избирательное право.

3. На третьем этапе урока организуется групповая работа по изучению демократического движения в трех странах: США, Франции и Великобритании. Класс делится на три группы, каждая из которых получает свое задание.

Вопросы и задания для учащихся, изучающих демократию в США

2. Выпишите и проанализируйте основные черты демократии в США.

3. Перечислите противоречия американской демократии. Можно ли утверждать, что это была демократия не для всех?

Вопросы и задания для учащихся, изучающих становление демократии во Франции

2. Какие демократические преобразования осуществило правительство Лаффита? Почему мы можем назвать их демократическими?

3. Какие формы приобрело демократическое движение во Франции?

Вопросы и задания для учащихся, изучающих становление демократии в Великобритании

2. Какие демократические требования содержались в Народной хартии? Чем они отличались от осуществленной парламентской реформы 1832 г.?

3. В чем причины упадка чартистского движения? После выполнения работы ее результаты обсуждаются в классе.

На завершающем этапе учащимся могут быть предложены вопросы и задания, закрепляющие их знания о демократическом движении в первой половине XIX в.

1. Определите, к какому общественно-политическому движению относятся указанные ниже идеи. Объясните, почему вы так считаете. Какие идеи разделяли и либералы и демократы?

A) Наилучшей формой правления является республика.

Б) Свобода — главное право человека и гражданина. Основные свободы — это свобода слова, печати, критики правительства, выбора профессии, места жительства, хозяйственной деятельности.

B) Конституция в государстве должна ограничить власть монарха, введя разделение властей.

Г) Равноправие граждан не означает равенства их имущества. Справедливо существует имущественный ценз в отношении избирательных прав.

Д) Каждое лицо, которому исполнился 21 год от роду, имеет право на занесение его имени в списки избирателей.

Е) Для кандидатов в палату общин не должно быть никаких имущественных цензов.

2. Для политической жизни какой страны были характерны следующие черты?

A) В этой стране впервые появилось организованное рабочее движение, выдвинувшее свою программу новой парламентской реформы.

Б) Наиболее характерной формой демократического движения в этой стране стали собрания в кафе и банкетные кампании.

B) В этой стране впервые в истории появилось всеобщее избирательное право (для белых мужчин).

Второй вариант проведения урока

Данный вариант предполагает изучение материала § 8 и § 9 на двух уроках.

Урок 1. Зарождение демократического движения. Демократия в Америке

1. Последствия либеральных реформ. Разочарование в либерализме.

2. Истоки демократического движения и его основные идеи.

3. Демократия в США.

Из курса новой истории 7 класса вспомнить последствия Войны за независимость США, принципы государственного устройства США.

1. В начале урока учитель кратко характеризует итоги либеральных реформ 20—30-х гг., подчеркивая различия их значимости для государства и населения стран. Материал для этого есть в учебнике.

2. Далее учитель говорит о расколе в либеральном движении и зарождении демократических идей. Можно использовать задание 9 на с. 30 в рабочей тетради.

1. Можно ли сказать, что демократическое движение выросло из либерального или это самостоятельное, возникшее независимо, политическое течение? Обоснуйте свой ответ.

Либеральное и демократическое движение в первой половине XIX в.

От лат. liberalis — свободный

От греч. δεμοζ — народ и κρατοζ — власть

Основные идеи (общие идеи написать одним цветом, различные — разными)

Свобода — главное право человека и гражданина; основные свободы — свобода слова, печати, критики правительства, выбора профессии, места жительства, хозяйственной деятельности.

Равноправие граждан, которое не предполагает уравнения имущественного положения. Защита прав человека.

В государстве конституция должна ограничить власть монарха, введя разделение властей.

Справедливость существования имущественного ценза в отношении избирательных прав

Свобода и права человека.

Ограничение власти монархов и введение конституций, но наилучшая форма правления — республика.

Выборность и сменяемость высших должностных лиц в государстве. Равенство граждан, всеобщее (для мужчин) избирательное право

Создание политических клубов и объединений.

Пропаганда взглядов в печати.

Участие в выборах в представительные учреждения.

Создание тайных организаций

Создание политических организаций и партий.

Собрания в кафе.

Написание книг и пропаганда в печати.

Участие в восстаниях.

Подача петиций в представительные учреждения

2. Какие демократические идеи были радикальнее либеральных?

3. Какие слои населения поддерживали демократические идеи?

3. На последнем этапе урока изучаются особенности демократии в США (этот материал в случае нехватки времени на уроке может быть изучен дома, поскольку не содержит сложных теоретических построений). При изучении данного вопроса следует обратить внимание учеников на истоки демократических преобразований в США, а также на сложности и противоречия этого процесса. Работа может быть организована на основе беседы с учащимися, которая дополняется рассказом учителя о введенных демократических новшествах.

1. С какого времени и с каких событий начинается история самостоятельного государства Соединенные Штаты Америки?

2. Какие либеральные идеи были осуществлены в этой стране к началу XIX в.?

4. Как вы думаете, было ли всеобщее избирательное право действительно всеобщим? Какие категории населения на самом деле этого права не получили и почему?

Можно обсудить задание 10 на с. 30 в рабочей тетради.

Творческое задание. Напишите небольшое рассуждение от имени одного из жителей США (белого мужчины, гражданина; негра — раба; индейца) о преимуществах и недостатках демократии в США.

Урок 2. Борьба за демократию во Франции и в Великобритании

1. Европейцы учатся у американцев.

2. Борьба за демократию во Франции.

3. Чартистское движение в Великобритании.

Сначала учитель предлагает ученикам материал о деятельности правительства Лаффита. Называя проведенные им реформы (муниципальная, образование национальной гвардии), он предлагает ученикам определить, носили ли они демократический характер, и обосновать свое мнение.

Организуется самостоятельная работа учащихся по изучению отрывка из Народной хартии и сопоставлению ее с положениями парламентской реформы 1832 г.

1. Прочитайте отрывок из Народной хартии и определите, в каких фразах проявился ее демократический характер.

2. Вспомните основные положения парламентской реформы 1832 г., сравните их с Народной хартией и подумайте, чем были не удовлетворены сторонники Народной хартии.

После анализа и обсуждения документа учитель рассказывает о результатах чартистского движения и причинах его упадка.

В конце урока учителю целесообразно подвести итоги развития демократического движения в мире в первой половине XIX в., показав его реальные результаты (например, в США) и причины его медленного распространения в европейских странах, таких, как Франция и Великобритания.

Творческие задания. 1. Подумайте, реально ли было осуществить программу, изложенную в Народной хартии, в первой половине XIX в. 2. Выполните задание 13 на с. 31 в рабочей тетради.

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

В начале XIX века английское избирательное право регулировалось законом 1414 г, а его специфическими чертами было отсутствие четко определенных избирательных округов. Отсутствовала и периодичность проведения выборов. В нижнюю палату парламента значительная часть депутатов выдвигалась от небольших городов и деревень, которые ещё в давние времена по каким-либо причинам получили привилегии.

Ещё со средних веков активным избирательным правом пользовалось несколько процентов населения страны, поэтому необходимость избирательных реформ остро назрела.

Об английских парламентариях того времени говорили, что у каждого их них есть своя цена.

Готовые работы на аналогичную тему

Составлением списков занимались шерифы, в наказание за злоупотребления им грозил штраф и год тюремного заключения.

В газетах того времени можно было встретить объявления, которые приглашали в депутаты за 2000 фунтов стерлингов, а вступление в палату общин требовало взноса от 2000 до 5000.

Депутаты были зависимыми от лендлордов или корпораций и никакого жалования не получали.

Исходя из этих обстоятельств правительство Англии ещё в 1782 г объявляло о необходимости реформы избирательного права.

Реформа, однако, была проведена через полвека под давлением и в интересах широких слоев имущего населения

Реформы избирательного законодательства Англии

Первая реформа избирательного законодательства прошла в 1832 г по инициативе либералов – был принят Акт о народном представительстве.

Маленькие избирательные округа с небольшим населением представительства в палате общин британского парламента лишались. Ряду крупных городов, согласно реформе, были заново предоставлены места в палате общин в зависимости от количества жителей.

Были введены новые избирательные цензы – достижение гражданского совершеннолетия и уплаты налога для бедных.

Участие в выборах имело условие – проживание в данном избирательном округе не менее 6 месяцев.

Также исходный имущественный ценз привели в соответствие с финансовой деятельностью, т.е. избирательным правом стали обладать собственники земли или другой недвижимости в городах, которая приносила ежегодный доход не менее 10 фунтов.

Избирательное право впервые было предоставлено держателям земли (арендаторам), но с имущественным цензом в 50 фунтов.

В результате представительства были лишены ещё 38 местечек, а квоты в крупных городах увеличены. Избирательные округа, вводимые в графствах, имели право на собственную квоту депутатских мест.

Имущественный ценз для собственников или арендаторов земли, снизили до 5 фунтов. Избирательное право получили и предприниматели, интеллигенция, рабочие, городские торговцы, зажиточные служащие. Лица с учеными званиями тоже получили такое право.

Следующая реформа состоялась в 1867 г, продолжившая перераспределение депутатских мест в пользу промышленных центров – Бирмингема, Ливерпуля, Манчестера, Лидса.

Доступ к избирательному процессу получили арендаторы городских квартир, платившие ежегодную аренду не менее 10 фунтов стерлингов – в результате, городской электорат увеличился в два раза.

Окончательное оформление получил принцип партийного правления, перешедший от правительства. Если голосование было открытым и письменным, то в 1872 г начинается переход к тайному голосованию, что отвечало идее демократии, но, с другой стороны, открылась дорога для фальсификаций.

Избирательные реформы Англии имели свои итоги – был принят Акт о народном представительстве 1884 г и Акт о перераспределении мест 1885 г.

По реформе 1884 г избирательное право в равной степени распространилось на жителей городов и графств.

Правда, этот принцип сохранился только для университетов.

Во избежание подкупа избирателей в последней четверти XIX века был утвержден закон о наказании.

Таким образом, все проведенные избирательные реформы в значительной степени расширили контингент лиц, избираемых в парламент.

Парламентские реформы начала XX века

Английская партийная система в начале XX века претерпела изменения – партия консерваторов превращается в партию крупных собственников, как промышленных, так и финансовых.

Партия средних слоев – Либеральная партия, постепенно теряет политические позиции и лишается социальной базы. Это приводит к тому, что в 1906 г появляется новая партия – партия лейбористов. Её появление является результатом рабочего движения, возникающих социальных групп и организаций.

Парламент страны становится орудием правительства, которое имеет большинство голосов в палате общин.

Роль парламента снизилась и за счет ограничения свободы прений, которую использовали депутаты Ирландии ещё в 1882 г для срыва очень важных законов. Тогда палата общие приняла Билль о правах прекращения прений.

Правительство в результате этого нововведения использовало его, если прения были в неугодном для него направлении.

Правительство, таким образом, располагая большинством в палате общин, определяло направление её работы и подчиняло своим интересам деятельность законодательного органа.

Восемнадцатого августа 1911 г принимается Акт о парламенте. Документ ограничивает полномочия палаты лордов.

Финансовый законопроект, принятый палатой общин, но не утвержденный палатой лордов в течение месяца, на основании этого Акта, представлялся королю и становился законом.

Для биллей, не касающихся финансовых вопросов, порядок был другой – билль, принимаемый в течение трех сессий палатой общин, и, отвергаемый палатой лордов, представлялся на утверждение королю.

Однако между первой и третьей сессией должно пройти не менее двух лет. Подобное обстоятельство сохраняло возможность за палатой лордов саботировать принятие нефинансовых биллей длительное время.

Помимо этого, Акт о парламенте сокращал с 7 до 5 лет срок полномочий палаты общин.

Развитие избирательной системы в XX веке отмечалось демократизацией и последовательным установлением всеобщего избирательного права.

Реформа, проведенная после Первой мировой войны, ввела единое избирательное право для городской и сельской местности.

Все лица мужского пола, живущие на территории 6 месяцев или имеющие помещение для деловых занятий и, достигшие 21 года, имели право голоса.

Что касается женщин, то это право имели 30-летние с годовым доходом от недвижимости не менее 5 фунтов стерлингов. Таким образом, женское избирательное право вводилось частично.

Уравнение в избирательных правах женщин и мужчин произошло в 1928 г – с той поры в выборах принимали участие все подданные английской Короны с оседлостью в три месяца и владением недвижимостью.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 10 09 2022

Валентина Николаевна Норина

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.


Книга посвящена британской избирательной системе в последней трети девятнадцатого века. Автор раскрывает особенности избирательной системы, рассматривает стратегию и тактику либеральной партии в борьбе за билль о правах 1884 г., роль королевы Виктории в урегулировании конфликта между политическим партиями. Для историков, студентов гуманитарных вузов, преподавателей, а также всех интересующихся партийно-политической историей Великобритании.

Оглавление

  • Введение
  • Глава I. Британское общество и политические партии между парламентскими реформами (1868−1884 гг.)

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Власть и общество: избирательные реформы и их восприятие в Великобритании в последней трети XIX века предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Британское общество и политические партии между парламентскими реформами (1868−1884 гг.)

1.1. Британская избирательная система после проведения реформ

В 1867 г. была проведена вторая парламентская реформа. Избирателями становились все квартиросъемщики в городах, уплачивающие 10 фунтов стерлингов в год, тем самым право избирательного голоса получила привилегированная часть рабочих. Так, количество избирателей в Англии увеличилось вдвое, в Шотландии втрое. Была ликвидирована множественность голосов для лиц, уплачивающих прямые налоги, имевших вклады в банках, держателей государственных облигаций. Произошло и незначительное снижение имущественного ценза в графствах с 15 до 12 фунтов стерлингов. Кроме того, в 1868 г. было проведено перераспределение мест. Соответствующий закон предусматривал расширение границ графств и боро [16] (58 английских боро).

Например, в окрестностях Патрика проживало 94 000 человек, большинство из которых были квалифицированными рабочими. Их них только 3 426 человек имели право голоса в политических вопросах страны. Это было обусловлено сменным характером их работы, поскольку крупные хозяйства переезжали на более дешевые земли [19] . В одном из местечек, где население составляло 21 500 человек, не имелось парламентского представительства, хотя оно находилось в ½ мили от границы Ньюкасла [20] .

Существовала так называемая множественная подача голосов для представителей зажиточных слоев: владельцы нескольких домов и имений имели несколько голосов, сообразно с числом представляемых ими цензов. Например, один землевладелец имел 43 голоса. Таким образом, из числа юридических избирателей вычеркивался целый ряд рабочих и искусственно прибавлялись голоса домовладельцев и землевладельцев [23] .

Продолжало сохраняться прежнее засилье земельных интересов ввиду отсутствия принципиальной перестройки выборных органов. Действительно, хотя примерно три четверти новых избирателей проживали в городах, из затронутых перераспределением 45 мест (для сравнения: в 1832 г. — 143 места) они получили только 20, а графства — 25. В итоге в промышленных центрах соотношение между количеством мест в палате общин и числом избирателей изменилось в худшую сторону. Серьезным недостатком существовавшей избирательной системы являлось различие в размерах избирательных округов, поэтому существовала возможность, что результат в одном крупном округе мог исказить общую картину [27] .

Число избирателей было очень малым: в 1877 г. в графствах проживало 11, 5 миллионов человек, однако в списках числилось только 785,343 человека. Хотя в городах соотношение было выше, всего один избиратель приходился на восемь человек. Сельская Англия выбирала огромное большинство членов в парламент, хотя к 1885 г. страна была преимущественно индустриальной. Обширные новые пригороды Лондона были представлены недостаточно, как и промышленный север [29] .

Кроме того, для землевладельцев была возможность путем временной номинальной передачи собственности лицу, лишенному права голоса на основе имущественного ценза, создавать фиктивные голоса. Это являлось одним из главных условий для процветания коррупции во время выборов в сельской местности. Но поскольку именно графства были оплотом консервативной партии, подобное положение вещей вполне устраивало тори [30] .

Сохранялась принципиальная разница в численности избирателей в университетских округах, сельских районов графств и городских округах. До 1884 г. еще были округа с численностью от четырех до девяти тысяч избирателей, посылавшие в парламент двух депутатов, наравне с промышленными центрами с населением более 100 тысяч человек [31] .

Для наглядности представляется уместным привести следующие статистические данные.

Соотношение избирателей к населению [32]


Эти данные четко представляют ограниченный характер избирательных прав в графствах. В Англии 13,5 % населения городов имели право избирательного голоса, а в графствах — лишь 7 %. В Шотландии несоответствия еще более заметные: 12 % жителей городов обладали избирательными правами, а в графствах — только 4 %. В Ирландии система избирательных прав была еще более ограниченна. Очень заметно соотношение избирателей к общему числу населения: только 3,9 % в графствах и 6,3 % в городах [33] .

Соотношение количества депутатов к населению в городах [36]


Соотношение количества депутатов к населению в графствах [37]


Из списков по городам видно, что 72 небольших города с общим населением в 500 000 человек имеют почти столько же депутатов, сколько 38 крупнейших городов, население которых составляет 9 279 человек. Другими словами, маленькие города имели один мандат на 7 000 человек, а крупные города одного депутата на 122 000 человек. Малые населенные пункты, если вести расчет на основе количества населения, имели примерно в 17 раз больше представителей, чем крупные. Итак, можно сделать вывод, что из 360 членов, положенных городам, половину получали населенные пункты, общее население которых не превышало 1 800 000 человек, а населенные пункты с общим населением свыше 13 000 000 человек вынуждены были согласиться на другую половину [38] .

Таким образом, налицо все недостатки избирательной системы и необходимость ее дельнейшего реформирования. При расширении избирательной системы авторы билля 1867 г. продолжали открыто признавать принцип ограничения избирательного права, представленного не как естественное право гражданина, а как привилегию, заслуженную доказанной правоспособностью.

1.2. Отклики в обществе на реформирование избирательной системы в 1870–1880 гг.

Сразу после принятия второго билля о реформе последовал период спада. Общественность почти не выражала интереса к данной теме, а большинство парламентариев испытывали антипатию к вопросу и не желали продвигать его. Некоторые опасались развития демократии, а многие попросту не хотели снова начинать обсуждение непростой темы пересмотра конституции. Основными инициаторами проведения новой избирательной реформы стали члены либерал-радикальной фракции, стремящиеся за счет продвижения билля о правах усилить свое влияние в парламенте. Поэтому уже в начале 1870-х гг. все аргументы радикалов были сфокусированы на недостатках существующей избирательной системы, на непропорциональной системе представительства [39] .

После билля 1867–1868 гг. большинство лидеров рабочего движения мало верили в действительность народного представительства даже с правом голоса на руках, поскольку попытки защитить парламент от проникновения в него рабочих стали предприниматься сразу после проведения реформы в 1867 г. [41] Всеобщие выборы 1868 г. стали первым серьезным испытанием. Поскольку у рабочих отсутствовал опыт создания самостоятельных политических организаций, Лиге реформы и вождям рабочего движения пришлось объединиться с либералами [42] . Лига реформы принимала деятельное участие в регистрации избирателей, агитационной работе и подборе наиболее подходящих кандидатов в члены парламента для либералов. В качестве ответной благодарности либералы обещали предоставить Лиге необходимую финансовую помощь для выставления собственных кандидатов в избирательных округах. Однако, как показали дальнейшие события, сотрудничество с официальной либеральной партией, особенно с ее преобладающей вигской группой, было непростым.

Хотя рабочие помогли либералам одержать сокрушительную победу на выборах 1868 г., их интересы не были удовлетворены. Последующие попытки вести дела с министерством Гладстона приводили к еще большему разочарованию. Так, в 1871 г. правительство Гладстона приняло ряд рабочих законов. Они давали тред-юнионам легальный статус и возможность регистрации, но предусматривали строгие меры наказания за борьбу против штрейкбрехеров (штрейкбрехер — рабочий, который вопреки общему решению рабочих начать забастовку выходит на работу и занимает сторону администрации) в любой форме, а также не защищали от угрозы применения против союзов антинародного закона о подрывной деятельности.

Между 1867 и 1871 гг. реформаторы из рабочей среды продолжали выступать за дальнейшее расширение электората. Так, Лига реформы в качестве своей конечной цели сохранила всеобщее избирательное право для мужчин. После роспуска самой организации в марте 1869 г. было решено создать Лигу свободного представительства, чьей основной целью стало избрание рабочих депутатов в парламент. Признавая, что еще не пришло время для наступления по всему фронту, реформаторы сосредотачивались на улучшении регистрации избирателей, а также выдвижении и выборах в парламент кандидатов из числа рабочих. Тайное голосование вкупе с антикоррупционными средствами рассматривалось как способ сделать избирателя из низших классов более независимым [46] . Однако подобные усилия давали мало результата.

Весьма спонтанное вначале проявление народных масс вскоре превратилось в довольно организованное движение, стремящееся оказывать давление на парламент. С каждым годом они становились все более политически активными, а в начале 1870-х гг. профсоюзное движение стало распространяться на сельскохозяйственных рабочих. Со времени аграрных беспорядков 30-х годов они были одним из наиболее отсталых и забитых отрядов трудящихся. Их инертность и пассивность стали привычными для правящих классов и долгое время воспринимались как нечто само собой разумеющееся. Так было по крайней мере до конца 60-х годов, когда в условиях острого дефицита рабочей силы они начали бастовать и организовываться.

Основными пунктами их программы стали требования борьбы с классовыми привилегиями, улучшение государственного управления с устранением ограничений тех или иных классов или религиозных групп, просвещение рабочих, обязательное, бесплатное и светское образование, реформа избирательного права на основе домовладения.

У Джозефа бели резкие, но довольно приятные черты лица, ничего не выдававшие глаза и тщательно приглаженные короткие волосы. Его гладко выбритое лицо было маской, украшенной моноклем на черной ленте; его костюмы были безупречны и изысканны, с неизменной свежей орхидеей в петлице. Неизменный монокль и орхидея стали теми деталями, которые постоянно обыгрывались карикатуристами. Сделав значительное состояние в качестве фабриканта винтов и шурупов в Бирмингеме, он в 38 лет отошел от дел и стал мэром города.

Его отличали широта мышления и динамизм. Бившая из него неиссякаемая энергия часто превращалась в неудержимый порыв идущего напролом борца. Своими выступлениями он зажигал сердца слушателей и вел их за собой. Историографы единодушно утверждают, что он открыто симпатизировал простым людям, будучи весьма богатым человеком.


Punch. 1883. Oct. 20.

Видную роль играл председатель лондонского отделения Лиги 27-летний радикал Чарльз Дилк. Он сразу нашел общий язык с Чемберленом, а вскоре между ними сложились дружеские отношения, сохранившиеся на много лет. По происхождению, образованию, связям Чарльз Дилк принадлежал к политической и интеллектуальной элите, но был совершенно свободен от свойственного этой среде снобизма. Отличаясь независимостью суждений и находясь в оппозиции к партийному руководству, Дилк открыто высказывал республиканские взгляды, шокируя респектабельную публику и вызывая тревогу при дворе. Такой бунтарский дух импонировал Чемберлену. По мнению отечественного историка Л. Е. Кертмана, Джозеф также ценил постоянную готовность друга уступать ему первые роли [54] .

В своих выступлениях радикалы доказывали необходимость бесплатного образования. Чемберлен, к примеру, даже потребовал принятия мер, открывающих высшую школу для одаренных детей бедняков, настаивал на открытии в воскресные дни музеев и публичных библиотек. Молодой бирмингемец обрушился с критикой на Гладстона и министра образования Форстера, между прочим, старейшего радикала! Оратор полагал, что они обманули нонконформистов, поддерживавших либеральную партию. Горячась, даже угрожал разрывом нонконформистов с либералами, что никак не входило в его компетенцию.

Эта и подобные речи передовой группы вызвали стойкую вражду между ними и старейшим радикалом Форстером. Произошла и неизбежная ссора либерал-радикалов с доминировавшими в министерстве Гладстона вигами. К 1873 г. передовые радикалы оказались по-настоящему оторванными от старой либеральной коалиции, представленной как в парламентской партии, так и в правительстве. Им приходилось вести борьбу с вигизмом (теорией и практикой вигов. — Е.Н.) и его влиянием на партию. Основы для компромисса не существовало и либерал-радикалы стали оппозиционерами.

Требование свободной церкви означало ее отделение от государства в Англии и Уэльсе, требование свободной школы — отмену платы в начальных учебных заведениях, содержащихся за счет местных муниципальных налогов, требование свободной земли — устранение юридических препятствий к отчуждению земельных участков, требование свободного труда — аннулирование законов, закреплявших неравноправные отношения между рабочими и предпринимателями, а также запрещавших забастовки и пикетирование.

Постепенно кампания набирала силу и последовательность. Передовые радикалы справедливо полагали, что борьба за реформу усилит их политическое влияния. Осенью 1872 г. началась очередная кампания за расширение избирательных прав. Была образована Ассоциация реформы избирательной системы, ставшая организатором конференции и митинга в Стейт Джеймс Холле в Лондоне 12 ноября. По этому случаю интересы радикалов, городского рабочего класса и, что самое примечательное, сельскохозяйственных рабочих были впервые объединены [58] . Предводители батраков лично присутствовали на встречах в Стейт Джеймс Холле. Предполагалось, что участие примут 39 радикальных обществ и 52 трейд-юниона со всех концов страны, включая Шотландию.

Председателем конференции был избран Чемберлен. Подготовка мероприятия была тщательной и продуманной. Организаторы выбрали довольно осторожный подход к реформе. Наблюдалось явное намерение объединить широкий диапазон отдельных интересов и добиться согласия по основным вопросам. Прежде всего акцент был сделан на неравенстве представительства. Расчет основывался на том, что вопрос о правах можно вносить в зависимости от настроения собрания [59]

Читайте также: