Списки электронных учебников и пособий по специальности курсу и дисциплине можно найти в

Обновлено: 30.06.2024

При принятии решений в данном вопросе надо отталкиваться от того, что в среднем профобразовании используются два типа учебников: по предметам общеобразовательной программы и по профессиональным дисциплинам.

Так как колледжи и техникумы могут задействовать для реализации программы любые учебники, сейчас содержание ее общеобразовательной части может существенно отличаться от того, что изучают ребята в 10‑11‑х классах. Конечно, учебник – это всего лишь один из элементов учебного процесса. И основное содержание осваиваемого предмета задает преподаватель. Но необходимо единство базовых требований к общеобразовательным дисциплинам в школе и колледже. При этом за колледжами нужно сохранить свободу руководствоваться собственным мнением и оценкой в выборе учебников из утвержденного перечня. Этот перечень должен составляться с учетом особенностей системы СПО. Ведь профильная ориентация программы во многих колледжах начинается с ее общеобразовательной части.

Что касается учебников по профессиональным дисциплинам, то в их случае была бы возможна экспертиза со стороны представителей работодателей или экспертов профильных советов по профессиональным квалификациям. Например, экспертную оценку учебников для будущих учителей могут проводить представители СПК в сфере образования. На основании их рекомендаций колледжи и техникумы могли бы принимать решение о включении тех или иных учебников в свой учебный процесс.

Александр МАМКИН, преподаватель техникума, региональный активист ОНФ, Курская область:

– У этой проблемы несколько аспектов. С одной стороны, как-то надо наводить порядок в многообразии учебников. Учебники в России превратились в бизнес, поставленный на поток. Они пишутся быстро, а еще быстрее проверяются. Требования к учебникам по истории содержатся в Историко-культурном стандарте, но он предельно перегружен фактологическим материалом. Количество дат, понятий, персон в этом документе превышает все разумные пределы. Может ли ученик заучить и усвоить все, что там есть?
Многие практикующие историки сомневаются. Мы изучаем историю галопом по Европам, и качество образования падает.

Андрей ПОВЕРЕННЫЙ, учитель истории и обществознания средней школы №36 с углубленным изучением иностранных языков, Петрозаводск:

– При ответе на вопрос о качестве учебной литературы в учреждениях СПО стоит учитывать специфику учебного процесса. В школах сейчас в 10‑11‑х классах проходят только историю XX века, что позволяет рассмотреть этот период очень подробно. В колледжах и техникумах историю начинают изучать с древнейших времен, соответственно, некоторые темы, особенно касающиеся XX века, ребята проходят в конце года, когда много праздников и преподаватели что-то дают для самостоятельного изучения.
Естественно, и учебники для колледжей составлены так, чтобы уместить туда большой объем информации. Кроме того, в колледжах и техникумах на изучение истории отводится намного меньше часов, чем в школе. Чтобы внедрить учебники из Федерального списка в учреждения среднего профессионального образования, необходимо провести большую работу с учебными планами и методикой преподавания в этих учебных заведениях.

Галина КУЗНЕЦОВА, методист медицинского колледжа №1, Москва:

– Когда я сама была студенткой, специальных учебников для СПО не было. Мы занимались по вузовским, а все самое главное разбирали на лекциях с преподавателями. С уверенностью могу сказать: уровень вузовских учебников был нам, 15‑16‑летним девчонкам, под силу. Когда я пришла в колледж на должность преподавателя информационных технологий, поначалу тоже использовала литературу для высших учебных заведений. Но потом появились книги специально для нас. По специальным дисциплинам, насколько я знаю, особой популярностью у студентов пользуются учебники, написанные работающими преподавателями. Лично я считаю, что такого рода учебная литература должна выполнять роль справочника: краткая, сжатая теория, система вопросов и заданий. Все-таки СПО – это упор на практику. Учебник выступает в роли скелета, основы, на которую нанизываются различные активности, организуемые преподавателем на занятиях. Что же касается Федерального перечня, то сейчас вводится система профстандартов. Если есть достоверные данные о том, что, обучаясь по тем или иным учебникам, все студенты достигают необходимого по стандарту минимума, то было бы здорово, если бы такой перечень появился и у нас. Главное, чтобы авторы этого перечня были практиками из соответствующих отраслей и не лоббировали своих знакомых.

Александра КРАВЧЕНКО, директор Россошанского химико-механического техникума, Воронежская область:

– Если бы для учреждений СПО был принят Федеральный перечень учебной литературы, это бы многим облегчило жизнь. На сегодняшний день, когда проводятся проверки, возникает много вопросов к используемым учебникам. Бывает, контрольные органы делают вывод, что тот или иной учебник не содержит в полной мере информации, предусмотренной стандартами СПО.
Если будет принят четкий перечень учебников, мы сможем его придерживаться. Но это только одна часть проблемы. Колледжи и техникумы закупают достаточно много учебной литературы, и вся она недешевая. При этом требование стандартов таково, что учебная литература не должна быть старше пяти лет. Это означает, что каждые пять лет нужно закупать учебники снова. А они, как правило, не меняются, лишь переиздаются, особенно это касается классических дисциплин. Получается, что мы снова и снова тратим немалые деньги на одно и то же.

Надежда КАЗАКЕВИЧ, учитель физики и химии частной школы, Санкт-Петербург:

– Ошибки и недоработки есть и в школьных учебниках, мною на эту тему написана большая статья. Что касается использования учебников из Федерального перечня для техникумов и колледжей, то, на мой взгляд, для общеобразовательных предметов это целесообразно. Возможно, перечень должен быть расширен в расчете на СПО, а по специальным предметам, думаю, выбор должен быть за преподавателями учебного заведения.

Информационные технологии, Коломейченко А. С., Польшакова Н. В., Чеха О. В., Издательство Лань.

Информационные технологии. Базовый курс, Костюк А. В., Бобонец С. А., Флегонтов А. В., Черных А. К., Издательство Лань.

Учебник включает теоретические основы информации и информационных технологий, аппаратные и программные средства информационных технологий, технологии и средства обработки служебной документации и данных, технологии работы с базами данных и информационными системами, геоинформационные, мультимедийные и сетевые технологии, технологии обработки графической информации и защиты информации.

Учебник предназначен для студентов, слушателей и преподавателей учебных заведений, а также читателей, интересующихся компьютерными технологиями и их использованием в профессиональной деятельности.

Информационные технологии, Коломейченко А. С., Польшакова Н. В., Чеха О. В., Издательство Лань.

Учебное пособие состоит из двух разделов, где изложены темы, рассмотрение которых представляет первоочередной интерес для изучения дисциплины, и содержит методически подобранный материал.

Учебное пособие содержит сведения, необходимые для формирования профессиональных компетенций при подготовке студентов обучающихся в колледжах по образовательным программам среднего профессионального образования для использования в учебном процессе.

Информационные технологии: теоретические основы, Советов Б. Я., Цехановский В. В., Издательство Лань.

Работа с таблицами в Microsoft Excel, Калмыкова С. В., Ярошевская Е. Ю., Иванова И. А., Издательство Лань.

В учебно-методическом пособии рассмотрены основы работы c электронными таблицами в среде MS Excel 2016. Особое внимание уделено решениям практических задач с помощью встроенных функций, даны методические указания по работе с массивами данных и со сводными таблицами, приведен перечень упражнений по каждой теме.

Учебно-методическое пособие предназначено для освоения навыков использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности менеджеров и экономистов для успешного применения как в сфере управления, так и в сфере бизнеса.

Разработка моделей предметной области автоматизации, Котлинский С. В., Издательство Лань.

В современной практике проектирования программного обеспечения (ПО) широко применяются визуальные модели. Они представляют собой средства для описания, проектирования и документирования архитектуры системы. По мнению одного из авторитетнейших специалистов в области объектно-ориентированного подхода Гради Буча, моделирование является центральным звеном всей деятельности по созданию качественного ПО. Модели строятся для того, чтобы понять и осмыслить структуру и поведение будущей системы, облегчить управление процессом ее создания и уменьшить возможный риск, а также документировать принимаемые проектные решения. Хорошие модели служат основой взаимодействия участников проекта и гарантируют корректность архитектуры.

Приведены современные парадигмы и инструменты моделирования, возможности различных инструментов по описанию предметной области автоматизации на различных этапах создания информационных систем. Особое внимание уделено объектно-ориентированному анализу и проектированию на базе инструмента Enterprise Architect и методологии структурного анализа и проектирования на базе AllFusion Modeling Suite.

Чем отличается учебник от учебного пособия?

У тех, кто только что стал студентом вуза, появляется масса вопросов. Неудивительно, ведь их жизнь только что кардинально изменилась. Придется ко многому привыкать, изучать много нового и сложного.

На нашем телеграм-канале мы пытаемся как можно легче описать все стороны студенческой жизни и прояснить непонятные моменты.

Одним из таких является разница между учебниками и учебными пособиями. Почему так важно знать разницу между этими предметами? Есть ли между ними существенные различия? Об этом и поговорим.

Все об учебнике

Учебник – это книга с систематизированной информацией по конкретной дисциплине.

Представленные в нем материалы – фундаментальные, доказанные на практике. Они станут основой знаний учащегося.

Учебник имеет четкую структуру с разделами и параграфами, поделенными на темы.

Отличия учебника от учебного пособия по ГОСТу:

  • объем 200-500 страниц (чаще всего);
  • есть официальное утверждение от какой-то государственной структуры (например, министерства образования);
  • большое количество наглядного материала (таблиц, иллюстраций) для максимального раскрытия темы и дисциплины.

Где нужен учебник

Учебник можно применять как основной или вспомогательный источник информации на занятиях (уроках, лекциях, практикумах и семинарах). Он быстрее доносит знания до учащихся, снабжает точной и предметной информацией по определенному вопросу или предмету в целом.

Преподаватели используют учебник, чтобы сформировать умения по анализу фактов, событий, а потом на основе этих данных сделать выводы.

Виды учебников

Не все учебники одинаковые. Существует целая классификация, согласно которой издания подразделяются на следующие виды:

  1. Практикум – для закрепления навыков и знаний практическим путем: решение задач, написание диктантов и т.д. Его используют после тщательного изучения теоретической части.
  2. Хрестоматия – вместительный сборник информации по заданной теме с иллюстрациями, ссылками и пояснениями. Содержит фрагменты оригинальных произведений, обязательные ссылки на первоисточники.
  3. Словарь-справочник – сборник всех тематических терминов для внимательного изучения и последующего выучивания наизусть.
  4. Справочник – издание практического и прикладного характера одновременно с весьма четкой систематической структурой (преимущественно по алфавитному порядку).
  5. Энциклопедия – фундаментальное издание с основными сведениями по одной или сразу по всем темам. Информация может быть изложена в краткой или полной форме, представлена в алфавитном порядке.

Все об учебном пособии

Самое главное, что нужно знать об учебном пособии – это то, что оно является дополнением к учебнику или другому материалу по основной программе обучения. Здесь в сжатой форме можно просмотреть информацию по конкретной теме или их совокупности.

У учебного пособия есть ряд признаков, по которым его легко выделить среди остальных видов материалов:

  1. До 100 страниц.
  2. Является дополнением к основному изданию.
  3. Информация имеет вид тезисов, диаграмм, схем.
  4. Подходит для самостоятельного изучения тем/вопросов без объяснения преподавателя.
  5. Предназначен для изучения актуальной информации в области знаний.
  6. Помогает составить конспект благодаря сжатой информации и тезисам.

Учебные пособия могут иметь разный внешний вид: наглядные или методические материалы, конспекты, каталоги, иллюстративные источники (атлас или схема).

Цель этого типа источника – кратко и тезисно систематизировать знания учащегося. Его используют при подготовке на любых специальностях – экономических, юридических, инженерно-технических, социальных, психологических и т.д.

Виды учебных пособий

В зависимости от сферы использования учебные, пособия могут быть следующих видов:

  • учебный практикум – материалы, которые помогают учащимся освоить информацию с помощью практических упражнений;
  • учебная хрестоматия – таблицы, рисунки, схемы в дополнение к основному материалу;
  • энциклопедический источник или справочник – сборник фактов, помогающих раскрыть суть предмета.

Учебник и учебное пособие: в чем различия и сходства?

Сходства учебника и учебного пособия в том, что они необходимы для изучения нового материала во всех типах учебных заведениях (школе, вузе, колледже). Учебник и учебное пособие используют во время подготовки к экзаменам и т.д.

Но есть и существенная разница между учебником и учебным пособием. Например, в учебнике представлены общие результаты, которые были доказаны на практике и потом тщательно систематизированы. В пособии же могут быть дополнения к основным данным/фактам/явлениям, здесь можно найти более узкоспециализированную информацию.

Чаще всего материалы в учебнике представлены для изучения с преподавателем. Учебное же пособие построено более легко, чтобы человек мог сам изучить и усвоить новый материал.

И последнее: над созданием учебника трудятся люди с определенным ученым званием (учителя высшей категории, кандидаты и доктора наук). Процесс это длительный и сложный, ведь кроме содержания большое внимание уделяют редакции и оформлению. А учебное пособие вполне может создать один человек, уверенный в наличии определенных знаний и навыков по теме.

Как видите, у учебника и пособия много общего, но есть и свои различия. Самое главное, что следует вынести из этой информации – оба они не взаимозаменяемые, а взаимодополняемые источники, которые можно и нужно использовать параллельно. Только в этом случае удастся получить систематизированные знания, которые будут фундаментом будущей профессиональной деятельности. А если от учебы отвлекают посторонние дела, сервис студенческой помощи всегда будет рядом, чтобы подстраховать.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 марта 2016 г. № НТ-393/08 “Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями)”


Обзор документа

Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 марта 2016 г. № НТ-393/08 “Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями)”

В связи с участившимися обращениями граждан и организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по вопросам обеспечения учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями), средствами обучения с целью реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования и адаптированных основных общеобразовательных программ, Минобрнауки России сообщает:

Кроме того, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 Федерального закона, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится в том числе и обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в части приобретения учебников и учебных пособий, средств обучения в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования.

Нормы обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями) согласно части 2 статьи 18 Федерального закона устанавливаются соответствующими ФГОС.

В соответствии с ФГОС общего образования, норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется исходя из расчёта:

- не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основной образовательной программы;

- не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основной образовательной программы.

Напоминаем, что с 1 января 2015 года все учебники, включённые в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, представлены как в печатной, так и в электронной формах. При этом общеобразовательная организация самостоятельно определяет список учебников и учебных пособий, необходимых для реализации общеобразовательных программ, выбирает форму учебного издания.

Также обращаем особое внимание на необходимость обеспечения всех групп обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) специальными учебниками и учебными пособиями, в том числе изданными рельефно-точечным шрифтом Брайля.

Субъекты Российской Федерации, участвующие в реализации мероприятия 2.4 Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497 (далее - ФЦПРО), также могут приобретать специальные учебники и учебные пособия для реализации адаптированных основных общеобразовательных программ за счёт средств субсидии из федерального бюджета.

Первый заместитель министра Н. Третьяк

Обзор документа

Лицам, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований в пределах федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), бесплатно предоставляются в пользование учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.

Нормы обеспеченности учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями) устанавливаются соответствующими ФГОС.

Отмечено, что с 1 января 2015 г. все учебники, включенные в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации аккредитованных программ начального, основного, среднего общего образования, представлены как в печатной, так и в электронной формах.

Общеобразовательная организация самостоятельно определяет список учебников и учебных пособий, необходимых для реализации программ, выбирает форму издания.

Обращается внимание на необходимость обеспечения всех групп обучающихся с ограниченными возможностями здоровья специальными учебниками и пособиями, в т. ч. изданными рельефно-точечным шрифтом Брайля.

Госпрограммой "Доступная среда" на 2011-2020 гг. предусмотрены субсидии на создание в образовательных организациях (в т. ч. использующих адаптированные программы) условий для получения детьми-инвалидами качественного образования. Средства могут использоваться и на приобретение учебников, учебных пособий, дидактических материалов для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

Регионы также могут приобретать специальные учебники и учебные пособия для реализации адаптированных программ за счет субсидий из федерального бюджета.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Читайте также: