Списки электронных учебников и пособий по специальности курсу и дисциплине можно найти в
Обновлено: 30.06.2024
При принятии решений в данном вопросе надо отталкиваться от того, что в среднем профобразовании используются два типа учебников: по предметам общеобразовательной программы и по профессиональным дисциплинам.
Так как колледжи и техникумы могут задействовать для реализации программы любые учебники, сейчас содержание ее общеобразовательной части может существенно отличаться от того, что изучают ребята в 10‑11‑х классах. Конечно, учебник – это всего лишь один из элементов учебного процесса. И основное содержание осваиваемого предмета задает преподаватель. Но необходимо единство базовых требований к общеобразовательным дисциплинам в школе и колледже. При этом за колледжами нужно сохранить свободу руководствоваться собственным мнением и оценкой в выборе учебников из утвержденного перечня. Этот перечень должен составляться с учетом особенностей системы СПО. Ведь профильная ориентация программы во многих колледжах начинается с ее общеобразовательной части.
Что касается учебников по профессиональным дисциплинам, то в их случае была бы возможна экспертиза со стороны представителей работодателей или экспертов профильных советов по профессиональным квалификациям. Например, экспертную оценку учебников для будущих учителей могут проводить представители СПК в сфере образования. На основании их рекомендаций колледжи и техникумы могли бы принимать решение о включении тех или иных учебников в свой учебный процесс.
Александр МАМКИН, преподаватель техникума, региональный активист ОНФ, Курская область:
– У этой проблемы несколько аспектов. С одной стороны, как-то надо наводить порядок в многообразии учебников. Учебники в России превратились в бизнес, поставленный на поток. Они пишутся быстро, а еще быстрее проверяются. Требования к учебникам по истории содержатся в Историко-культурном стандарте, но он предельно перегружен фактологическим материалом. Количество дат, понятий, персон в этом документе превышает все разумные пределы. Может ли ученик заучить и усвоить все, что там есть?
Многие практикующие историки сомневаются. Мы изучаем историю галопом по Европам, и качество образования падает.
Андрей ПОВЕРЕННЫЙ, учитель истории и обществознания средней школы №36 с углубленным изучением иностранных языков, Петрозаводск:
– При ответе на вопрос о качестве учебной литературы в учреждениях СПО стоит учитывать специфику учебного процесса. В школах сейчас в 10‑11‑х классах проходят только историю XX века, что позволяет рассмотреть этот период очень подробно. В колледжах и техникумах историю начинают изучать с древнейших времен, соответственно, некоторые темы, особенно касающиеся XX века, ребята проходят в конце года, когда много праздников и преподаватели что-то дают для самостоятельного изучения.
Естественно, и учебники для колледжей составлены так, чтобы уместить туда большой объем информации. Кроме того, в колледжах и техникумах на изучение истории отводится намного меньше часов, чем в школе. Чтобы внедрить учебники из Федерального списка в учреждения среднего профессионального образования, необходимо провести большую работу с учебными планами и методикой преподавания в этих учебных заведениях.
Галина КУЗНЕЦОВА, методист медицинского колледжа №1, Москва:
– Когда я сама была студенткой, специальных учебников для СПО не было. Мы занимались по вузовским, а все самое главное разбирали на лекциях с преподавателями. С уверенностью могу сказать: уровень вузовских учебников был нам, 15‑16‑летним девчонкам, под силу. Когда я пришла в колледж на должность преподавателя информационных технологий, поначалу тоже использовала литературу для высших учебных заведений. Но потом появились книги специально для нас. По специальным дисциплинам, насколько я знаю, особой популярностью у студентов пользуются учебники, написанные работающими преподавателями. Лично я считаю, что такого рода учебная литература должна выполнять роль справочника: краткая, сжатая теория, система вопросов и заданий. Все-таки СПО – это упор на практику. Учебник выступает в роли скелета, основы, на которую нанизываются различные активности, организуемые преподавателем на занятиях. Что же касается Федерального перечня, то сейчас вводится система профстандартов. Если есть достоверные данные о том, что, обучаясь по тем или иным учебникам, все студенты достигают необходимого по стандарту минимума, то было бы здорово, если бы такой перечень появился и у нас. Главное, чтобы авторы этого перечня были практиками из соответствующих отраслей и не лоббировали своих знакомых.
Александра КРАВЧЕНКО, директор Россошанского химико-механического техникума, Воронежская область:
– Если бы для учреждений СПО был принят Федеральный перечень учебной литературы, это бы многим облегчило жизнь. На сегодняшний день, когда проводятся проверки, возникает много вопросов к используемым учебникам. Бывает, контрольные органы делают вывод, что тот или иной учебник не содержит в полной мере информации, предусмотренной стандартами СПО.
Если будет принят четкий перечень учебников, мы сможем его придерживаться. Но это только одна часть проблемы. Колледжи и техникумы закупают достаточно много учебной литературы, и вся она недешевая. При этом требование стандартов таково, что учебная литература не должна быть старше пяти лет. Это означает, что каждые пять лет нужно закупать учебники снова. А они, как правило, не меняются, лишь переиздаются, особенно это касается классических дисциплин. Получается, что мы снова и снова тратим немалые деньги на одно и то же.
Надежда КАЗАКЕВИЧ, учитель физики и химии частной школы, Санкт-Петербург:
– Ошибки и недоработки есть и в школьных учебниках, мною на эту тему написана большая статья. Что касается использования учебников из Федерального перечня для техникумов и колледжей, то, на мой взгляд, для общеобразовательных предметов это целесообразно. Возможно, перечень должен быть расширен в расчете на СПО, а по специальным предметам, думаю, выбор должен быть за преподавателями учебного заведения.
Учебник включает теоретические основы информации и информационных технологий, аппаратные и программные средства информационных технологий, технологии и средства обработки служебной документации и данных, технологии работы с базами данных и информационными системами, геоинформационные, мультимедийные и сетевые технологии, технологии обработки графической информации и защиты информации.
Учебник предназначен для студентов, слушателей и преподавателей учебных заведений, а также читателей, интересующихся компьютерными технологиями и их использованием в профессиональной деятельности.
Учебное пособие состоит из двух разделов, где изложены темы, рассмотрение которых представляет первоочередной интерес для изучения дисциплины, и содержит методически подобранный материал.
Учебное пособие содержит сведения, необходимые для формирования профессиональных компетенций при подготовке студентов обучающихся в колледжах по образовательным программам среднего профессионального образования для использования в учебном процессе.
В учебно-методическом пособии рассмотрены основы работы c электронными таблицами в среде MS Excel 2016. Особое внимание уделено решениям практических задач с помощью встроенных функций, даны методические указания по работе с массивами данных и со сводными таблицами, приведен перечень упражнений по каждой теме.
Учебно-методическое пособие предназначено для освоения навыков использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности менеджеров и экономистов для успешного применения как в сфере управления, так и в сфере бизнеса.
В современной практике проектирования программного обеспечения (ПО) широко применяются визуальные модели. Они представляют собой средства для описания, проектирования и документирования архитектуры системы. По мнению одного из авторитетнейших специалистов в области объектно-ориентированного подхода Гради Буча, моделирование является центральным звеном всей деятельности по созданию качественного ПО. Модели строятся для того, чтобы понять и осмыслить структуру и поведение будущей системы, облегчить управление процессом ее создания и уменьшить возможный риск, а также документировать принимаемые проектные решения. Хорошие модели служат основой взаимодействия участников проекта и гарантируют корректность архитектуры.
Приведены современные парадигмы и инструменты моделирования, возможности различных инструментов по описанию предметной области автоматизации на различных этапах создания информационных систем. Особое внимание уделено объектно-ориентированному анализу и проектированию на базе инструмента Enterprise Architect и методологии структурного анализа и проектирования на базе AllFusion Modeling Suite.
У тех, кто только что стал студентом вуза, появляется масса вопросов. Неудивительно, ведь их жизнь только что кардинально изменилась. Придется ко многому привыкать, изучать много нового и сложного.
На нашем телеграм-канале мы пытаемся как можно легче описать все стороны студенческой жизни и прояснить непонятные моменты.
Одним из таких является разница между учебниками и учебными пособиями. Почему так важно знать разницу между этими предметами? Есть ли между ними существенные различия? Об этом и поговорим.
Все об учебнике
Учебник – это книга с систематизированной информацией по конкретной дисциплине.
Представленные в нем материалы – фундаментальные, доказанные на практике. Они станут основой знаний учащегося.
Учебник имеет четкую структуру с разделами и параграфами, поделенными на темы.
Отличия учебника от учебного пособия по ГОСТу:
- объем 200-500 страниц (чаще всего);
- есть официальное утверждение от какой-то государственной структуры (например, министерства образования);
- большое количество наглядного материала (таблиц, иллюстраций) для максимального раскрытия темы и дисциплины.
Где нужен учебник
Учебник можно применять как основной или вспомогательный источник информации на занятиях (уроках, лекциях, практикумах и семинарах). Он быстрее доносит знания до учащихся, снабжает точной и предметной информацией по определенному вопросу или предмету в целом.
Преподаватели используют учебник, чтобы сформировать умения по анализу фактов, событий, а потом на основе этих данных сделать выводы.
Виды учебников
Не все учебники одинаковые. Существует целая классификация, согласно которой издания подразделяются на следующие виды:
- Практикум – для закрепления навыков и знаний практическим путем: решение задач, написание диктантов и т.д. Его используют после тщательного изучения теоретической части.
- Хрестоматия – вместительный сборник информации по заданной теме с иллюстрациями, ссылками и пояснениями. Содержит фрагменты оригинальных произведений, обязательные ссылки на первоисточники.
- Словарь-справочник – сборник всех тематических терминов для внимательного изучения и последующего выучивания наизусть.
- Справочник – издание практического и прикладного характера одновременно с весьма четкой систематической структурой (преимущественно по алфавитному порядку).
- Энциклопедия – фундаментальное издание с основными сведениями по одной или сразу по всем темам. Информация может быть изложена в краткой или полной форме, представлена в алфавитном порядке.
Все об учебном пособии
Самое главное, что нужно знать об учебном пособии – это то, что оно является дополнением к учебнику или другому материалу по основной программе обучения. Здесь в сжатой форме можно просмотреть информацию по конкретной теме или их совокупности.
У учебного пособия есть ряд признаков, по которым его легко выделить среди остальных видов материалов:
- До 100 страниц.
- Является дополнением к основному изданию.
- Информация имеет вид тезисов, диаграмм, схем.
- Подходит для самостоятельного изучения тем/вопросов без объяснения преподавателя.
- Предназначен для изучения актуальной информации в области знаний.
- Помогает составить конспект благодаря сжатой информации и тезисам.
Учебные пособия могут иметь разный внешний вид: наглядные или методические материалы, конспекты, каталоги, иллюстративные источники (атлас или схема).
Цель этого типа источника – кратко и тезисно систематизировать знания учащегося. Его используют при подготовке на любых специальностях – экономических, юридических, инженерно-технических, социальных, психологических и т.д.
Виды учебных пособий
В зависимости от сферы использования учебные, пособия могут быть следующих видов:
- учебный практикум – материалы, которые помогают учащимся освоить информацию с помощью практических упражнений;
- учебная хрестоматия – таблицы, рисунки, схемы в дополнение к основному материалу;
- энциклопедический источник или справочник – сборник фактов, помогающих раскрыть суть предмета.
Учебник и учебное пособие: в чем различия и сходства?
Сходства учебника и учебного пособия в том, что они необходимы для изучения нового материала во всех типах учебных заведениях (школе, вузе, колледже). Учебник и учебное пособие используют во время подготовки к экзаменам и т.д.
Но есть и существенная разница между учебником и учебным пособием. Например, в учебнике представлены общие результаты, которые были доказаны на практике и потом тщательно систематизированы. В пособии же могут быть дополнения к основным данным/фактам/явлениям, здесь можно найти более узкоспециализированную информацию.
Чаще всего материалы в учебнике представлены для изучения с преподавателем. Учебное же пособие построено более легко, чтобы человек мог сам изучить и усвоить новый материал.
И последнее: над созданием учебника трудятся люди с определенным ученым званием (учителя высшей категории, кандидаты и доктора наук). Процесс это длительный и сложный, ведь кроме содержания большое внимание уделяют редакции и оформлению. А учебное пособие вполне может создать один человек, уверенный в наличии определенных знаний и навыков по теме.
Как видите, у учебника и пособия много общего, но есть и свои различия. Самое главное, что следует вынести из этой информации – оба они не взаимозаменяемые, а взаимодополняемые источники, которые можно и нужно использовать параллельно. Только в этом случае удастся получить систематизированные знания, которые будут фундаментом будущей профессиональной деятельности. А если от учебы отвлекают посторонние дела, сервис студенческой помощи всегда будет рядом, чтобы подстраховать.
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 марта 2016 г. № НТ-393/08 “Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями)”
Обзор документа
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 марта 2016 г. № НТ-393/08 “Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями)”
В связи с участившимися обращениями граждан и организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по вопросам обеспечения учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями), средствами обучения с целью реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования и адаптированных основных общеобразовательных программ, Минобрнауки России сообщает:
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 Федерального закона, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится в том числе и обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в части приобретения учебников и учебных пособий, средств обучения в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования.
Нормы обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями) согласно части 2 статьи 18 Федерального закона устанавливаются соответствующими ФГОС.
В соответствии с ФГОС общего образования, норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется исходя из расчёта:
- не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основной образовательной программы;
- не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основной образовательной программы.
Напоминаем, что с 1 января 2015 года все учебники, включённые в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, представлены как в печатной, так и в электронной формах. При этом общеобразовательная организация самостоятельно определяет список учебников и учебных пособий, необходимых для реализации общеобразовательных программ, выбирает форму учебного издания.
Также обращаем особое внимание на необходимость обеспечения всех групп обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) специальными учебниками и учебными пособиями, в том числе изданными рельефно-точечным шрифтом Брайля.
Субъекты Российской Федерации, участвующие в реализации мероприятия 2.4 Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497 (далее - ФЦПРО), также могут приобретать специальные учебники и учебные пособия для реализации адаптированных основных общеобразовательных программ за счёт средств субсидии из федерального бюджета.
Первый заместитель министра | Н. Третьяк |
Обзор документа
Лицам, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований в пределах федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), бесплатно предоставляются в пользование учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.
Нормы обеспеченности учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями) устанавливаются соответствующими ФГОС.
Отмечено, что с 1 января 2015 г. все учебники, включенные в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации аккредитованных программ начального, основного, среднего общего образования, представлены как в печатной, так и в электронной формах.
Общеобразовательная организация самостоятельно определяет список учебников и учебных пособий, необходимых для реализации программ, выбирает форму издания.
Обращается внимание на необходимость обеспечения всех групп обучающихся с ограниченными возможностями здоровья специальными учебниками и пособиями, в т. ч. изданными рельефно-точечным шрифтом Брайля.
Госпрограммой "Доступная среда" на 2011-2020 гг. предусмотрены субсидии на создание в образовательных организациях (в т. ч. использующих адаптированные программы) условий для получения детьми-инвалидами качественного образования. Средства могут использоваться и на приобретение учебников, учебных пособий, дидактических материалов для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
Регионы также могут приобретать специальные учебники и учебные пособия для реализации адаптированных программ за счет субсидий из федерального бюджета.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Читайте также:
- В какой период произошла полная систематизация норм римского права
- Риноконъюнктивит берут ли в армию
- У кого из бтс есть права на данный момент
- Как создать электронный кошелек на телефоне на выплату вебмани
- Имеются ли иные правовые варианты развития данной ситуации помимо преодоления вето президента рф