Имеются ли иные правовые варианты развития данной ситуации помимо преодоления вето президента рф

Обновлено: 28.06.2024

Что такое вето? Описание и определение термина.

Вето (от лат. veto — запрещаю) — это право, которое означает полномочие лица или группы лиц в блокировке в одностороннем порядке принятия того или иного решения.

Вето бывает абсолютным (например, Совет Безопасности ООН, постоянные члены которого имеют право заблокировать любое решение, которое принято Советом), или суспензивным (отлагательным) (как Законодательная система США, где Палата представителей США и Сенат США имеют право собрав две трети голосов преодолеть вето Президента.)

Сильное и слабое вето

Слабое вето подразумевает, что парламент обязуется повторно заняться рассмотрением законопроекта. Для его преодоления хватит такого же большинства, как и для того чтобы принять обычный закон. Так президенты Франции и Италии наделены слабым суспензивным вето.

Сильное вето можно преодолеть лишь квалифицированным большинством, порой придерживаясь усложнённой процедуры. Например у Президента США есть сильное вето. Стоить заметить, что вето дает возможность блокировать принятие решения и останавливать изменения, но его никак нельзя использовать для проведения каких-либо реформ. Вето – это механизм поддержания статуса-кво, а не возможность формировать политику.

Вето

Право вето в виде общественного института появилось в Древнем Риме. Римская республика славилась тем, что каждый из двух консулов имел право заблокировать принятое военное или гражданское решение другого консула. Кроме того, каждый трибун обладал правом единолично отклонить закон, который был принят Сенатом.

Практика применять право вето очень пестрая и сложно поддается однозначной оценке, потому что она притерпевала многократные изменения в зависимости от политической ситуации и соотношения сил партий в государстве. Первые семь президентов США не использовали право вето вовсе. После же Дж.А.Гарфилда ни один Президент не отказал себе в удовольствии использовать свое конституционное право, некоторые из них и не по одному разу.

Право вето президента

В 60-70-х годах право вето президенты стали использовать намного реже, чем в 30-50-х годах, что, в целом, является отражением эволюции во взаимоотношениях Президента и Конгресса. Сейчас же глава государства все чаще стал заручаться предварительной поддержкой парламента прежде чем притворять в жизнь свои законодательные программы. Кроме того Конгресс старается ограничивать возможности Президенту пользоваться данным правом.

veto1

Кроме уже упомянутого “наездника”, парламент иногда регулирует законодательный процесс таким образом, чтобы не дать Президенту возможности применить “карманное вето”.

Стоит отметить, что право вето – это очень эффективное средство, потому что Конгресс в итоге преодолевает всего только около 7%. Законопроекты, которые подверглись данной процедуре, часто подвергаются пересмотру парламентом и затем принимаются в варианте, который приемлем Президенту. Особенно эффективно использовать вето главы государства во время блокирования бюджетных инициатив Конгресса, именно поэтому в США парламент занимается приемом бюджетного закона дважды. Первый раз – билль, который санкционирует издание бюджетного закона, второй раз – закон об ассигнованиях. Это дает возможность президенту воспользоваться правом вето дважды.

Часто сама угроза применения вето может оказать на конгрессменов необходимое воздействие. Однако, по замечанию профессора А.А.Мишина, право вето – это прежде всего оборонительное, негативное оружие, при помощи которого глава государства может только сорвать законодательную инициативу Конгресса, однако не может реализовать свою. “Президенту, который имеет позитивную программу законодательных мер, право вето мало чем может помочь”. Поэтому “вето или даже угроза его применения это часть сложного процесса политических уступок, в котором Президент располагает существенными полномочиями”.

Право вето в Европе

В отличие от США Президент Германии не имеет право вето. Конституция наделяет его только правом оформления законов при помощи контрассигнации. Это нельзя назвать чисто техническим действием, потому как глава государства может проверить соответствует ли этот закон на Конституции. Но так как на Федеральный конституционный суд возложена роль за тем, чтобы следить, чтобы не нарушалась Конституция, необходимости чтобы реализовывать указанное право у Президента обычно не возникает. Но все таки, не имея права вето и возможности отклонить уже вступивший в силу закон, Президент Германии все же может предотвратить его действие применив отказ от оформления. Решиться на подобный шаг президента могут побудить весомые сомнения, грубые ошибки, которые содержатся в законе.

cardimage_9987088_2489229361392927963494

Злоупотребления, которые могут исходить со стороны Президента, в данной ситуации исключены, потому что уже сам его отказ оформить закон проверяет Конституционный суд. Поэтому авторы немецкого курса государственного права назвали оформление закона Президентом ФРГ так называемым государственно-нотариальным действием, в котором глава государства засвидетельствует подлинность текста.

Во Франции Законы обнародуются декретом Президента. Глава государства может потребовать чтобы в течение 15 дней закон или его части были повторно обсуждены. Основанием для этого требования мугут быть технические причины или проявление политического несогласия.

На практике процедура повторного обсуждения закона в V Республике, в отличие от IV Республики, была применена лишь несколько раз. Правительство пытается решать спорные проблемы на стадии рассмотрения закона, а не промульгации. Президент Ф.Миттеран (1981-1995) лишь два раза использовал это право (Закон о Всемирной выставке 1989 года). Конституция предусматривает невозможность отказа Президента от подписания декрета о промульгациии после нового обсуждения закона или истечения 15-дневного срока.

Право вето в России

Президент России обладает правом вето, реализуемое им довольно часто. Около 30% общего количества законов попадают под вето главы государства. Если зарубежная практика во главу угла президентского вето ставит политические и экономические основания, то в России реализованы правовые. Так к примеру, Президент Ельцин обосновывал это те что законы имеют низкое юридическое качество, часто противоречат Конституции, федеральным законам, а также часто отсутствуют заключения правительства по законопроектам, которые требуют дополнительных ассигнований из федерального бюджета.

45757889

Наряду с юридически-техническими огрехами и упущениями в принятых законах встречаются сложные правовые коллизии. Часто они затрагивают различные интерпретации Президента и парламента ключевых положений Конституции. Среди них принцип разделения властей, правовые основы организации государственной власти, полномочия федеральных органов законодательной и исполнительной властей.

Применение вето весьма противоречиво и непоследовательно. Отсутствие традиций разрешения споров политического характера заводит иногда процесс создания законов в тупик. Иногда причинами применения вето являются совершенно непонятные факторы, которые носят очень уж общий характер. И все таки, по мнению российских ученых, право вето может стимулировать повышение качества законов, которые принимаются, а его частое использование может быть оправдано на этапе становления профессионального парламента, когда остро недостает квалифицированных юристов.

Кроме отклонения закона с его последующим повторным рассмотрением в парламенте (это метод называют отлагательным вето), Президент России может возвратить закон в парламент не рассматривая его по существу, если нарушены требования Конституции к принятию таких актов. Это право не предусматривается Конституцией. Если Президент усмотрит в процессе принятия или одобрения федерального закона нарушение какого то условия или процедуры, он не подпишет его, а это автоматически сделает закон не принятым.

Преодоление вето

Вето Президента в России можно преодолеть в единичных случаях, это можно объяснить как необходимое условие нормального функционирования системы разделения властей. В случае когда процедура, которая действует может позволить парламенту с легкостью преодолеть возражения президента, то у депутатов может возникнуть соблазн, чтобы навязать ему свою волю.

547858

Большинство законов, которые отклонил глава государства, дорабатывается с учетом его замечаний. Для достижения этой цели Государственная Дума создает специальные комиссии, в составе которых имеются и представители главы правительства. Российская практика знала случаи, когда Б.Ельцин, не имея желания обострять отношения с парламентом, все таки шел на поводу у парламента и подписывал законы, которые, по его мнению, содержали положения, которые противоречили Конституции.

Стоит отметить, что конституционный механизм реализации права вето в России очень похож на американский, а не западноевропейский. Но при этом есть и свои особенности. Первое, политическая практика США не знает случаев неподписания или не опубликования законов главой государства, поскольку после преодоления президентского вето “законопроект становится законом”. В России такие случаи были, это бесспорно являлось явным нарушением Конституции (Закон о реституции ценностей). К сожалению, в Россия не обладает механизмом, обеспечивающим действие закона,который не подписан Президентом.

Другая особенность – это отсутствие у российского Президента “карманного вето”. А если бы глава государства был наделен подобным правом это было бы очень полезным для России, которая в последние дни сессий парламента принимает по несколько десятков законов в одно чтение. Это, бесспорно, не может не сказаться на их качество.

Карманное вето

Кажется, что наиболее совершенной конструкцией реализации права вето обладает Конституция Республики Беларусь, потому что глава государства обладает постатейным и “карманным” вето. Президент имеет право вернуть на повторное голосование не только весь законопроект со своими возражениями, но и отдельные части этого закона. В таком случае закон подписанный главой государства с оговоркой о несогласии с отдельными его частями и вступает в силу. Не вступают в силу лишь те положения по которым имеются возражения.

56789

Реализация “карманного вето” имеет большие отличия от США. Глава Беларуси в таких случаях и после истечения 14-дневного срока принимает окончательное решение: либо подписывает закон, либо возвращает его, внеся свои возражения в Палату представителей, после этого он рассматривается, беря начало не с первого чтения, а придерживаясь особой процедуры рассмотрения возражений Президента . Эта практика является весьма позитивной, потому что позволяет добиться процессуальной экономии законодательной деятельности. К тому же законодательство Беларусь, в отличие от российского, налагает на главу государства обязательство подписать закон, который принят парламентом после преодоления президентского вето. Все это может способствовать более тесному сотрудничеству властей в законодательном процессе и исключать их конфронтацию.

Мы коротко рассмотрели понятие вето, виды вето, право на вето. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.

Понравилось это определение бизнес термина? Теперь Вы знаете, что это такое - Вето, поделитесь в соц. сетях и расскажите друзьям - это лучшая благодарность нам! Поставьте свою оценку этому описанию бизнес термина, ПРОГОЛОСУЙТЕ за полезность - это анонимно и всем видно.

1. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

2. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

3. Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.

(1) Постановление от 22 апреля 1996 года № 10-П по делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции Российской Федерации

(Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 18. Ст. 3353)

Правовые категории в Постановлении:принятый федеральный закон; законодательный процесс; процедура отклонения федерального закона Президентом РФ; повторное рассмотрение федерального закона палатами Федерального Собрания.

Заявители:Государственная Дума, Президент РФ, Совет Федерации (в порядке части 5 статьи 125 Конституции РФ).

Позиция заявителей:по мнению Государственной Думы, именно она направляет Президенту федеральные законы, принятые ею и не рассмотренные Советом Федерации в 14-дневный срок и принятые ею повторно после отклонения в Совете Федерации; неясна процедура отклонения федерального закона Президентом.

По мнению Совета Федерации, положение о том, что отклоненный Президентом федеральный закон подлежит рассмотрению палатами Федерального Собрания в установленном Конституцией порядке, означает, что этот порядок должен быть аналогичен порядку рассмотрения федеральных законов, подлежащих обязательному рассмотрению в Совете Федерации.

Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется для подписания и обнародования Президенту Советом Федерации независимо от того, одобрен этот закон данной палатой путем голосования или без рассмотрения. В случае, предусмотренном частью 5 статьи 105 Конституции, принятый федеральный закон Президенту направляет Государственная Дума.

Отклонение федерального закона Президентом означает принятое в течение 14 дней с момента получения закона решение Президента об отказе в его подписании (вето) с указанием мотивов такого отказа; не является отклонением федерального закона в смысле части 3 статьи 107 Конституции возвращение Президентом федерального закона в соответствующую палату Федерального Собрания, возможное только в случае нарушения палатой установленных Конституцией требований к порядку принятия федеральных законов и предусмотренных ею условий и процедур.

Положение части 3 статьи 107 Конституции о том, что в случае отклонения Президентом федерального закона Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией порядке вновь рассматривают данный закон, означает, что на рассмотрение такого закона распространяются положения частей 1 и 3 статьи 105, положение части 4 статьи 105 о 14-дневном сроке в толковании, а также положения частей 1 и 3 статьи 107 Конституции. Если отклоненный Президентом РФ федеральный закон не был повторно рассмотрен Советом Федерации, он не может считаться одобренным этой палатой, а вето преодоленным.




Принятый федеральный закон должен направляться главе государства для подписания и обнародования той палатой Федерального Собрания, в которой завершается процедура принятия федерального закона.

При отклонении федерального закона Президентом должны быть сообщены обеим палатам Федерального Собрания мотивы принятого решения. Заявление такого решения по истечении 14 дней с момента поступления к Президенту федерального закона не считается вето и не порождает предусмотренных Конституцией юридических последствий.

Порядок одобрения закона в ранее принятой редакции имеет ряд отличий от порядка рассмотрения законов, предусмотренного статьей 105 Конституции. Согласно ранее выраженной правовой позиции, закон не может считаться одобренным Советом Федерации, если не был им рассмотрен, то есть если вето Президента не было преодолено путем голосования (см.: Постановление от 23 марта 1995 года № 1-П). При этом для одобрения закона необходимо квалифицированное большинство голосов в обеих палатах Федерального Собрания. Исключается возможность преодоления неодобрения закона Советом Федерации путем повторного голосования в Государственной Думе, а также создание согласительной комиссии, поскольку закон должен быть одобрен в единой редакции, ранее принятой обеими палатами. Установлена обязанность Президента подписать одобренный обеими палатами закон, и определен иной срок его подписания.

Таким образом, на процедуру повторного рассмотрения федерального закона палатами Федерального Собрания с целью преодоления вето Президента не распространяются положения частей 2, 4 и 5 статьи 105, части 2 статьи 107 Конституции постольку, поскольку в части 3 статьи 107 Конституции для этого установлены иные, специальные правила.

Если в результате повторного рассмотрения палатами Федерального Собрания отклоненного Президентом закона хотя бы одна из палат не соберет надлежащего большинства голосов для одобрения закона в прежней редакции или примет решение о внесении в него изменений и дополнений, дальнейшее рассмотрение вопроса возможно только в порядке, установленном статьей 105 Конституции.

Президент обязан подписать принятый федеральный закон в соответствии с требованиями статьи 107 (части 2 и 3) Конституции.

(Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 16. Ст. 1879)

Предмет рассмотрения:спор о том, были ли в процессе принятия Федерального закона нарушены установленные Конституцией РФ требования к порядку принятия федеральных законов и предусмотренные ею условия и процедуры.

Позиция заявителей:возвращение указанного Федерального закона без рассмотрения является уклонением Президента РФ от исполнения своей конституционной обязанности подписать и обнародовать закон.

Итоговый вывод решения:подтвердить обязанность Президента РФ в соответствии со статьей 107 (часть 3) Конституции РФ подписать и обнародовать принятый Федеральный закон, что не препятствует Президенту РФ обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке соответствия Конституции РФ данного Федерального закона, в том числе по порядку принятия.

В Постановлении Конституционного Суда РФ определено, что отклонение федерального закона Президентом, предусмотренное частью 3 статьи 107 Конституции РФ, означает принятое в течение четырнадцати дней с момента получения закона решение Президента об отказе в его подписании (вето) с указанием мотивов такого отказа; Президент не вправе не подписать отклоненный им ранее федеральный закон после повторного его одобрения Государственной Думой и Советом Федерации в течение семи дней со дня получения постановлений палат Федерального Собрания об одобрении закона в первоначальной редакции и обязан обнародовать этот закон.

Вместе с тем не является отклонением федерального закона в смысле части 3 статьи 107 Конституции РФ возвращение Президентом федерального закона в соответствующую палату Федерального Собрания, возможное только в случае нарушения палатой установленных Конституцией РФ требований к порядку принятия федеральных законов и предусмотренных ею условий и процедур (абзац второй пункта 3 резолютивной части Постановления). Обосновывая свою позицию, Президент ссылается также на неконституционность тех положений Регламента Совета Федерации, на основе которых палата приняла решение об одобрении Федерального закона, а также на нарушения Государственной Думой ее Регламента.

Но Президент не наделен правом оценивать конституционность Регламента Совета Федерации, являющегося нормативным актом палаты, - он лишь может обратиться в Конституционный Суд РФ с соответствующим запросом. Такой запрос в Конституционный Суд РФ не поступал, а проверять конституционность нормативного акта по собственной инициативе Конституционный Суд РФ не вправе.

Таким образом, сложилась ситуация, в которой спор между участниками законодательного процесса в течение длительного времени не получил разрешения, сам законодательный процесс оказался заблокированным, а устранение возникших разногласий Конституционным Судом РФ в данном случае возможно лишь в процедуре рассмотрения дел о соответствии Конституции РФ нормативных актов. В этой ситуации, по смыслу статьи 107 (часть 3) Конституции РФ и с учетом того, что установленные Конституцией РФ требования к принятию федерального закона и предусмотренные ею условия и процедуры носят безусловный характер и не могут меняться по усмотрению участников законодательного процесса (пункт 5 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 22 апреля 1996 года), Президент РФ обязан подписать и обнародовать Федеральный закон.

Особое мнение по данному делу представил судья Э. М. Аметистов.

Вопросы выявления конституционно-правового смысла статьи 107 Конституции РФ также затрагивались Конституционным Судом РФ в Постановлениях: (1) от 20 мая 1992 года № 6-П; (2) от 12 апреля 1995 года № 2-П; (3) от 27 апреля 1997 года № 17-П.

— принять закон в прежней редакции без каких-либо изменений - 2/3 голосов.

— принять закон простым большинством голосов от общего числа депутатов в редакции, отличающейся и не согласованной с ним; - СФ будет рассматривать ФЗ как вновь принятый

— принять закон с теми изменениями и дополнениями, которые предлагает СФ простым большинством голосов. Затем закон – в СФ для одобрения, далее Президенту РФ

В случае неодобрения ГД передает закон для заключения в ответственный комитет. По итогам рассмотрения комитет передает на рассмотрение Думы проект постановления, в котором может предложить Думе одно из следующих решений:

а) снять федеральный закон с дальнейшего рассмотрения в связи с отклонением его Советом Федерации;

б) создать по предложению либо с предварительного согласия Совета Федерации согласительную комиссию на паритетных началах для преодоления возникших между палатами разногласий;

в) принять федеральный закон в ранее принятой Государственной Думой редакции

Если есть согласие СФ – обычно согласительная комиссия на определенный срок.

Если нет – более радикальное решение.

Сопредседатель согласительной комиссии и другие ее члены образуют депутацию Государственной Думы в этой комиссии:

рассматривает каждое возражение СФ в отдельности, стремясь выработать единый текст федерального закона.

вправе принимать решение об изменении редакции отдельных статей ФЗ, в отношении которых не имелось возражений Совета Федерации, если такое изменение обусловлено новой редакцией

Решение - открытым, раздельным голосованием депутации Думы и депутации Совета Федерации. Принято, если за него проголосовало большинство членов каждой депутации.

Мнения полномочных представителей Президента, Правительства с правом совещательного голоса, фиксируются в протоколе отдельно по каждому принятому комиссией решению.

ФЗ в редакции согласительной комиссии вносится на повторное рассмотрение ГД.

Если депутациями не преодолено разногласие хотя бы по одному возражению СФ, согласительная комиссия принимает решение о прекращении дальнейшей работы, которое подписывается сопредседателями согласительной комиссии от ГД и СФ и направляется в ответственный комитет со стороны Государственной Думы.

Если ФЗ принят ГД не менее чем 2/3 голосов в прежней редакции - направляется Президенту РФ Председателем Государственной Думы.

Вето Президента

Право отлагательного вето закреплено в статье 107 Конституции РФ:

"Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон."

Про ФКЗ - не сказано, право вето не распространяется на ФКЗ!

Преодоление вето:

Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение 7 дней и обнародованию.

Процедура в ГД:

ФЗ, отклоненный Президентом передается в ответственный комитет, который в течение 10 дней рассматривает мотивы решения Президента – потом вносит на рассмотрение ГД проект постановления с предложением:

а) согласиться с решением Президента об отклонении федерального закона и снять его с дальнейшего рассмотрения Государственной Думой;

б) принять федеральный закон в редакции Президента;

в) создать по предложению либо с предварительного согласия Президента специальную комиссию для выработки согласованного текста закона с учетом предложений Президента;

г) одобрить федеральный закон в ранее принятой редакции.

Решение принимается большинством голосов; принятый ФЗ в редакции Президента в течение пяти дней направляется в СФ.

Если не согласились с решением Президента об отклонении и не одобрили вариант с изменениями - председательствующий ставит вопрос об одобрении ФЗ в ранее принятой Думой редакции. (преодоление вето)

В соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 1996 г. по делу о толковании отдельных положений ст. 107 Конституции Президент как гарант Конституции вправе вернуть федеральный закон в случае нарушения установленной порядка его принятия, если эти нарушения ставят под сомнение результаты волеизъявления палат Федерального Собрания и само принятие закона. В таком случае федеральный закон не может считаться принятым, а его возвращение в палаты Федерального Собрания - отклонением в смысле ч. 3 ст. 107 Конституции.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Шевцова Н.Н., учитель истории и обществознания,

(Практическая работа: пример работы с правовыми вопросами

и правовой задачей)

Теоретические аспекты рассмотрения проблемного вопроса:

1.1. Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации.

Институт президентства был утвержден в России на общенародном референдуме весной 1991 г. и закреплен 12 июня 1991 г. на первых президентских выборах всеобщим голосованием.

Президент (с ла­т. prasides - сидящий впереди) Российской Федерации как государственный институт занимает особое, специфическое положение, охватывая своей деятельностью весь широкий круг вопросов государственного значения. Его особое по­ложение отражено и в структуре Конституции РФ.

Основы статуса Президента РФ закреплены в ст. 80 Конститу­ции РФ, в которой он объявляется главой государства и гарантом Конституции РФ. Он контро­лирует соблюдение конституционных норм всеми органами госу­дарства. Он накладывает вето на законы , не соответствующие кон­ституции, приостанавливает действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ. Он наделен правом отмены распоряжений и постановлений Правительства РФ. Кроме того, выполнять функ­цию гаранта Конституции РФ он может не только лично, но и путем обращения в компетентные органы, прежде всего в суды. Президент РФ вправе направлять в Конституционный Суд РФ запросы о кон­ституционности различных нормативно-правовых актов и обра­щаться в Конституционный Суд РФ по вопросам толкования Кон­ституции.

На Президента РФ возложена функция гаранта прав и свобод че­ловека и гражданина. Эту функцию он реализует в своей личной дея­тельности, изданием указов и внесением в Государственную Думу законопроектов в порядке законодательной инициативы. Указы и законы могут быть направлены на защиту правового положения личности в целом или регулировать статус отдельных групп населе­ния: пенсионеров, военнослужащих и других групп населения, ну­ждающихся в защите со стороны государства. При Президенте РФ действует комиссия по правам человека.

Важнейшая задача Президента РФ - обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти через согласительные процедуры и поиск компро­миссных решений, удовлетворяющих все спорящие стороны. Во всех подоб­ных случаях Президент РФ играет роль арбитра, он выступает не как одна из сторон конфликта, а как общенациональный авторитет. К обеспечению взаимодействия органов власти можно отнести и направление Президентом РФ своих замечаний в парламент, что позволяет впоследствии избежать необходимости использования президентского вето. Предусмотрены также процедуры совместно­го формирования ряда центральных органов государства. Напри­мер, состав ЦИК РФ назначается на паритетных началах Президен­том РФ, Государственной Думой и Советом Федерации.

Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства и как глава государства представляет Россию внутри страны и в международных отношениях. Он вправе признать от имени своего государства текст международного дого­вора или дать согласие государства на обязательность для него дого­вора. Президенту РФ предоставляется возможность активно влиять на внешнюю политику и проводить в жизнь им самим определен­ные политические установки.

1.2. Компетенция Президента РФ.

Полномочия Президента РФ вытекают из его функций и пред­ставляют собой конкретные права и обязанности главы государства по вопросам, отнесенным к его компетенции. Те полномочия, кото­рые присущи только Президенту РФ и не разделяются им с парла­ментом, Правительством РФ и органами судебной власти, называ­ются его прерогативами.

Президент РФ обладает широкими полномочиями в области кадровой политики. По ст. 83 Конституции РФ Президент может назначать по предложению Председателя Правительства РФ заместителя Председателя Правительства РФ, федеральных министров, по предложению Государственной Думы - Председате­ля Правительства РФ, полномочных представителей Президента РФ, высшего командования Вооруженных Сил РФ, дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях и др.

Во взаимодействии с парламентом Президент РФ обладает раз­личными полномочиями, учитывая специализацию дея­тельности палат, их конституционную самостоятельность и качест­венно разный состав их представителей. Одним из основных средств общения главы государства и пар­ламента является ежегодное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ, которое заслушивается на совместном заседании обе­их палат. Послание представляет собой программный документ, в котором идет речь о положении в стране в текущий момент и опре­деляются основные направления внутренней и внешней политики.

Президент РФ принимает активное участие в законотворческом процессе. Прежде всего, он наделен правом законодательной инициа­тивы. Законопроекты Президента РФ, внесенные им на рассмотре­ние Государственной Думы, считаются приоритетными в програм­ме законотворчества. Кроме того, Президент РФ подписывает и обнародует федераль­ные законы. Эффективным инструментом влияния главы государст­ва на законодательную власть является право президентского вето , под которым подразумевается возвращение Президентом РФ зако­нов парламенту на повторное рассмотрение. Законы, возвращен­ные Президентом РФ, рассматриваются палатами в первоочеред­ном порядке. После этого может быть принято одно из двух реше­ний: палата принимает закон в редакции Президента РФ (для этого требуется более половины голосов от общего числа депутатов) или повторно принимается закон в ранее принятой редакции (за это ре­шение должны проголосовать не менее двух третей от общего числа депутатов). Такое требование делает вето Президента РФ трудно­преодолимым. Для преодоления разногласий между Государственной Думой и Президентом РФ могут быть созданы согласительные комиссии, которые с учетом пожеланий обеих сторон вырабатывают компро­миссный вариант закона.

К взаимодействию с законодательной властью можно отнести и право Президента РФ назначать референдум. Это право обеспечива­ет ему активную позицию в проведении реформ.

Значительную часть полномочий главы государства составляют полномочия в области исполнительной власти: участие в формировании Правительства РФ, объявление об отставке Правительства РФ, председательство на заседаниях Правитель­ства РФ, организация регулярных встреч Президента РФ и главы Пра­вительства РФ и др.

Ответ:

Согласно Конституции РФ Президент выступает ее гарантом, контро­лируя соблюдение конституционных норм всеми органами госу­дарства и одновременно гарантом прав и свобод че­ловека и гражданина, контролируя законотворческий процесс уполномоченных государственных органов, стремясь защитить правовое положение личности в целом или регулировать статус отдельных групп населе­ния.

Теоретические аспекты решения задачи:

2.1. Компетенции Государственной Думы и Совета Государственной Думы.

Согласно Конституции РФ 1993 г. законодательным органом Российской Федерации на современном этапе является Федеральное Собрание РФ, то есть парламент, состоящий из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.

Основными компетенциями Государственной Думы (ст. 103 Конституции РФ) являются:

- дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

-решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

-назначение на должность и освобождение от должности Председате­ля Центрального банка Российской Федерации;

-назначение на должность и освобождение от должности Председате­ля Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

-назначение на должность и освобождение от должности Уполномо­ченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

-выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

В Государственной Думе для предварительной подготовки рассмотрения организационных вопросов деятельности палаты создается Совет Государственной Думы .

Основными компетенциями Совета Государственной Думы являются:

-формирование проекта примерной программы законопроектной работы Государственной Думы на текущую сессию и принятие ре­шения о включении законопроекта в этот проект;

-формирование проекта календаря рассмотрения Государствен­ной Думой вопросов на очередной месяц с указанием тематических блоков только для законопроектов, рассматриваемых в первом чте­нии, а также порядка работы Государственной Думы на очередное заседание;

-созыв внеочередных заседаний палаты и определение дат их проведения;

-назначение соответствующего комитета Государственной Думы ответственного за подготовку законопроекта;

-принятие решения о возвращении законопроекта субъекту права законодательной инициативы, если им не выполнены требования Конституции РФ;

-принятие решения о проведении парламентских слушаний и др.

2.2. Право законодательной инициативы.

Законодательная инициатива, то есть внесение подготовленного закона в Государственную Думу является первой стадией законодательного процесса. Конституция РФ (ст. 104) наделяет этим правом Президента РФ, Совет Федерации, членов Совета Федерации, депутатов Государствен­ной Думы, Правительство РФ, законодательные органы субъек­тов РФ. Кроме того, право законодательной инициативы принад­лежит высшим судам РФ - Конституционному Суду, Верховному Суду и Высшему Арбитражному Суду - по вопросам их ведения, т. е. связанным с организацией и деятельностью соответствующих судебных систем. Для того чтобы не допустить использования права законодатель­ной инициативы в популистских целях и местнических интересах, Конституция устанавливает особый порядок внесения в Государ­ственную Думу финансовых законопроектов: все законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены в нее только при наличии заключе­ния Правительства.

Ответ:

Право петиций или обращений граждан к власти с письменным требованием, предложением, жалобой закреплено в Конституции РФ (ст. 33) и государственные органы и органы местного самоуправления не имеют права оставить их без рассмотрения.

Список использованных источников и литературы

Нормативно-правовые акты

Конституция Российской Федерации. – М., 2006.

1. Головистикова А.Н., Грудцына Л.Ю. Конституционное право России. – М., 2006.

2. Комментарий к Конституции Российской Федерации. – М., 2001.

3. Куликов В.И., Румынина В.В. Конституционное право Российской Федерации. – М., 2000.


Находясь на должности Президента, Борис Ельцин отклонил более трёхсот законов, Владимир Путин отклонил 53 закона, Дмитрий Медведев отклонил 3 закона (данные с официального сайта Госдумы).

период число законов, отклонённых Президентом из них снято с рассмотрения из них принято в редакции специальной комиссии из них принято в редакции Президента из них находится на рассмотрении Госдумы
2000 – 2003 41 27 13 1 0
2004 – 2007 10 4 6 0 0
2008 – 2011 4 2 1 1 0
2012 – 2016 1 0 0 0 1
итого: 56 33 20 2 1

Процедура отклонения закона подробно разъяснена в Постановлении Конституционного Суда РФ N 10-П от 22.04.1996. Никаких ограничений на мотивы отклонения закона данное постановление не накладывает.

Особо в Постановлении Конституционного Суда оговорён случай, когда была нарушена процедура принятия закона, и под сомнением оказались результаты волеизъявления палат Федерального Собрания. В этом случае Президент вправе возвратить закон в соответствующую палату, указав на конкретные нарушения в процедуре принятия закона. Возвращение закона в палату Федерального Собрания не считается отклонением закона в смысле ст. 107.3 Конституции РФ. Говоря проще, возвращение закона в палату Федерального Собрания и отклонение закона – две абсолютно разные процедуры.

Отклоняя закон, Президент обязан сообщить мотивы принятого им решения депутатам Госдумы и членам Совета Федерации (Постановление КС РФ N 10-П от 22.04.1996). Рассмотрим несколько писем Президента, в которых он излагает мотивы отклонения законов.

Инициатором принятия данного закона в 2000 году выступила группа из 12 депутатов Госдумы. Из пояснительной записки к закону можно выделить следующие аргументы для его принятия: 1) лом цветных металлов является стратегически важным сырьём, поэтому его экспорт должен быть ограничен; 2) повышенный иностранный спрос и отсутствие серьёзных экспортных барьеров привели к криминализации рынка лома цветных металлов; 3) за 1999 год на предприятиях электроэнергетики было украдено более 11 тыс. тонн оборудования, проводов высоковольтных линий, кабелей и другого имущества, общая сумма причиненного материального ущерба составила около 2 млрд. рублей.

Таким образом, Конституция РФ предоставляет Президенту широкие возможности для отклонения законов. Решение принять или отклонить закон во многом определяется субъективным отношением Президента к данному закону и той сфере, которую он регулирует.

2. Президента лишают полномочий?

К ведению Совета Федерации относится решение вопроса о возможности использования вооружённых сил России за пределами её территории (ст. 102.1.г Конституции РФ). В 2009 году Совет Федерации принял постановление о выдаче Президенту бессрочного разрешения на использование вооружённых сил за границей (Постановление СФ N 456-СФ от 16.12.2009). Постановление действует в настоящее время.

Миф о том, что Совет Федерации отнял у Президента право на ввод войск, тем самым связав ему руки в действиях на Украине, циркулирует в среде активистов НОД с 25 июня 2014 года. В этот день Совет Федерации отозвал выданное Президенту разрешение использовать вооружённые силы России на территории Украины. Здесь необходимо отметить два обстоятельства. Во-первых, Президент лично обратился в Совет Федерации с просьбой отозвать разрешение на ввод войск в связи с началом минских переговоров. Во-вторых, разрешение Совета Федерации по сути было не нужно Президенту, поскольку у него с 2009 года имеется бессрочное разрешение на использование вооруженных сил за границей. Следовательно, Совет Федерации не связывал Президенту руки в действиях на Украине.

3. Полномочия всех Президентов одинаковы?

Даже беглый анализ текста греческой Конституции позволяет сделать вывод, что полномочий у греческого Президента меньше, чем у российского.

4. Чрезвычайные полномочия Президента

Указы и распоряжения Президента и так обязательны для исполнения, если они не противоречат Конституции РФ и федеральным законам (ст. 90 Конституции РФ).

Какие же механизмы защиты конституционного строя предлагают авторы законопроекта? Вот их список: 1) ограничение свободы СМИ; 2) ограничение свободы передвижения; 3) досмотр транспортных средств; 4) ограничение на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности; 5) усиление охраны общественного порядка и специальных объектов; 6) приостановление полномочий органов исполнительной власти субъектов РФ; 7) приостановление действия правовых актов субъектов РФ, противоречащих указу Президента о чрезвычайных мерах и временных ограничениях.

Завершаю статью словами Владимира Путина, произнесёнными 18 декабря 2014 года на Большой пресс-конференции.

Используемые материалы:

Читайте также: