Соответствует ли политика якобинцев принципам изложенным в декларации прав человека и гражданина

Обновлено: 30.06.2024

Якобинский комитет общественного спасения воспринял жирондистский проект конституции с некоторыми существенными изменениями. Проект Конституции в конце июня 1793 г. принял Конвент и одобрило народное голосование. Из семи миллионов избирателей один миллион восемьсот тысяч высказались за принятие конституции, против около 12 тысяч. Само голосование происходило под руководством и давлением местных якобинцев и поэтому везде имело благоприятный для диктатуры результат. Это был первый референдум - голосование избирателей по конституции, который проводился диктаторской авторитарной властью. Этим успешным якобинским опытом в дальнейшем воспользуются Наполеон I и Наполеон III.

Конституции 1793 г. предшествовала Декларация прав человека и гражданина. Она содержала новые черты, которые отсутствовали в Декларации 1789 г. Учредительного собрания:

2. На общество возлагалась обязанность помощи неимущим путём предоставления работы или пропитания.

3. Обязанностью общества считалось содействие образованию всех граждан.

Якобинцы тем самым отмечали необходимость социальной помощи населению. Однако они не являлись социалистами. Они провозглашали неприкосновенность собственности. В остальном якобинская Декларация мало чем отличалась от первой декларации 1789 г. Общественного строя, установленного конституцией 1791 г., якобинская Декларация не меняла.

Республиканская Конституция якобинцев 1793 года

Якобинская Конституция 1793 г. отличалась крайним радикализмом, окончательно порывала с прошлым и являлась нежизнеспособной. По форме правления Франция объявлялась республикой, по форме государственного устройства - унитарным государством, Франция провозглашалась единой и неделимой республикой. Характерными чертами республики являлись коллегиальность - это правление многих, принятие решений большинством, выборность и кратковременное пребывание у власти.

Конституция исходила из идеи Ж. Ж. Руссó о непосредственном участии народа в законодательстве. Согласно Руссо верховная власть принадлежит народу и она неотчуждаема, то есть не может быть передана одному или нескольким лицам. Поэтому для принятия закона необходимо созывать народ. Руссо выступал за демократическую республику, в которой непосредственно правит народ, сходящийся на собрания. Непосредственная демократия Руссо осуществима лишь в небольшом государстве, как это было в античном полисе. Поэтому Конституция 1793 г. осуществила идею Руссо лишь наполовину. Она вводила факультативный референдум для утверждения законов.

Конституция устанавливала всеобщее, равное и прямое избирательное право. Возраст избирателей мужчин снижался с 25 лет до 21 года, имущественный ценз отменялся. Выборы депутатов стали прямыми, не двухступенчатыми, как по конституции 1791 г. Избиратели выбирали депутатов непосредственно, а не выборщиков.

Конституция 1793 г. не признавала разделения властей. Государственными властями являлись законодательное собрание и исполнительный совет. Должностные лица исполнительной власти обязывались подчиняться законодательной власти. Законодательная власть принадлежала однопалатному законодательному собранию, избираемому на один год. Он заседал как постоянный орган в течение года.

Конституция вводила различие между законами и декретами. Законы предлагались законодательным собранием и считались принятыми, если они не были опротестованы десятой частью первичных собраний избирателей более половины департаментов республики. В случае отклонения законопроекта собирались первичные собрания избирателей, которые и принимали окончательное решение о судьбе законопроекта - утвердить или отклонить. Законы считались выражением воли народа, пока народным голосованием не будут отклонены. Декреты как распоряжения, касающиеся отдельных случаев и лиц, издавались законодательным собранием, то есть они имели окончательную силу и не подлежали народному голосованию.

Между законодательным собранием и должностными лицами администрации Конституция поставила Исполнительный совет из 24 лиц. Они назначались законодательным собранием из числа 83 кандидатов, представленных департаментскими собраниями избирателей. Члены Совета не осуществляли сами непосредственно исполнительную власть. Они назначали главных должностных лиц администрации.

Конституция 1793 г. не вводилась в действие. Конвент решил отложить введение в действие конституции до окончания военных действий. Тем не менее, Конституция выдвинула как идеал всеобщее избирательное право, которое постепенно было достигнуто в западных конституционных государствах.

Видя всеобщее недовольство, король Франции в 1789 году был вынужден впервые за 175 лет созвать Генеральные штаты.

Декларация прав человека и гражданина

Представители Французского Народа, составляющие Национальное Собрание, принимая во внимание, что неведение, забвение или презрение прав человека суть единственные причины общественных бедствий и порчи правительств, решили изложить в торжественном объявлении естественные, неотчуждаемые и священные права человека, дабы это объявление, будучи постоянно пред глазами всех членов общественного союза, непрестанно напоминало им их права и обязанности; дабы акты законодательной и исполнительной власти, при возможности во всякий момент сличить их с целью всякого политического учреждения, были тем более уважаемы; дабы требования граждан, основываясь отныне на простых и неоспоримых началах, обращались всегда к поддержанию Конституции и к всеобщему благополучию. — Вследствие сего Национальное Собрание признает и объявляет, пред лицом и под покровительством Верховного Существа, следующие права человека и гражданина.

Ст. 1. Люди рождаются и пребывают свободными и равными в правах. Общественные отличия могут быть основаны только на общей пользе.

2. Цель всякого политического союза есть охрана естественных и неотъемлемых прав человека. Эти права суть свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.

3. Начало всякого суверенитета заключается, по существу, [28]в народе. Никакое лицо, ни совокупность лиц не может осуществлять власти, которая бы не проистекала, положительным образом, от народа.

4. Свобода состоит в возможности делать все, что не вредит другому: таким образом осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми пределами, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же самыми правами. Эти пределы могут быть установлены лишь Законом.

5. Закон имеет право запрещать только вредные для общества действия. Что не запрещено Законом, тому нельзя препятствовать, и никого нельзя принуждать делать того, чего Закон не предписывает.

6. Закон есть выражение общей воли. Все граждане имеют право участвовать, лично или через своих представителей, в его составлении. Он должен быть одинаков для всех, покровительствует ли он или карает. Все граждане равны в его глазах и потому имеют равный доступ ко всякому общественному сану, месту и должности, сообразно своим способностям и без всякого иного отличия, как только по добродетелям и талантам.

7. Ни один человек не может быть подвергнут обвинению, задержанию или заключению, иначе как в определенных Законом случаях и согласно предписанным им формам. Кто испрашивает, изготовляет, исполняет или заставляет исполнять произвольные приказы, подлежит наказанию; но всякий гражданин, вызываемый или задерживаемый в силу Закона, должен немедленно повиноваться: сопротивляясь, он совершает преступление.

8. Закон должен установлять только строго и очевидно необходимые наказания. Никто не может быть наказан иначе, как в силу закона, изданного и обнародованного до совершения проступка и законным образом примененного.

9. Всякий человек предполагается невинным до тех пор, пока он не объявлен виновным. Посему, если будет сочтено необходимым задержать его, всякая мера строгости, не являющаяся неизбежной для того, чтобы воспрепятствовать ему скрыться, должна быть сурово караема Законом.

10. Никто не должен быть беспокоим за свои мнения, хотя бы религиозные, если только обнаружение их не нарушает общественного порядка, установленного Законом.

11. Свободная передача другим мыслей и мнений есть одно из драгоценнейших прав человека; посему всякий гражданин может свободно говорить, писать, печатать, под страхом ответственности за злоупотребление этой свободой в случаях, определенных Законом.

12. Гарантия прав человека и гражданина вызывает необходимость организованной государственной силы; эта сила, таким образом, установлена в интересах всех, а не для частной пользы тех, кому она вверена.

13. Для содержания государственной силы и для расходов управления необходимы общественные сборы; они должны быть равномерно разложены на всех граждан соответственно их средствам.

14. Все граждане имеют право удостоверяться, сами или через своих представителей в необходимости общественных сборов, свободно давать согласие на них, следить за их употреблением и определять их размер, основание, порядок взимания и срок существования.

15. Общество имеет право требовать у всякого государственного агента отчета в его управлении.

16. Всякое общество, в котором не обеспечена гарантия прав и не определено разделение властей, не имеет конституции.

17. Собственность, как неприкосновенное и священное право, не может быть ни у кого отнята, иначе, как в случае, если этого очевидно требует законным образом удостоверенная общественная необходимость, и под условием справедливого и предварительного вознаграждения.

— Разделение судебной, законодательной и исполнительной власти.

— Избираемость исполнительной и законодательной властей.

Положения Декларации независимости:

— все люди сотворены равными и все они одарены своим Создателем некоторыми неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежат: жизнь, свобода и стремление к счастью.

Вопросы в параграфе

Вопрос. Какое впечатление производят на вас идущие на Версаль женщины? Кто участвовал в этом походе и почему?

Вопросы к концу параграфа

Вопрос 1. Продолжите выписывать термины (см. задание 1 к § 25).

а) термины, характеризующие политическую систему Франции:

б) названия различных политических сил:

а) Принятие Конституции

б) Работа Законодательного собрания, деятельность жирондистов, приведшая к войне с Европой

в) свержение монархии, провозглашение республики, казнь короля;

г) напряжение обстановки внутри Франции, якобинская диктатура, террор;

д) принятие новой Конституции. Это была самая радикальная Конституция Франции до конца XIXв. в ней были закреплены широкие демократические права

Вопрос 3. Расскажите о свержении монархии во Франции.

Свержение монархии во Франции. В 1791 году король предпринял попытку бегства из Франции, его задержали и отправили в Париж. Многие депутаты стали требовать суда над Людовиком, обвинив его в государственной измене. В сентябре 1791 года принята Конституция, уничтожившая абсолютизм, ограничившая власть монарха. После начала войны с европейскими государствами росло возмущение нерешительными действиями королевской власти. 10 августа 1792 г. повстанцы под руководством коммуны Парижа штурмовали королевский дворец. Законодательное собрание приняло решение об отречении короля от власти и созыве нового верховного органа — Национального конвента (собрания). Людовика XVI арестовали и поместили в тюрьму Тампль. Его обвинили в измене и казнили 21 января 1793 года.

Вопрос 4. В чём вы видите причины установления диктатуры якобинцев?

Причины установления диктатуры якобинцев:

— необходимость установления сильной власти для организации отпора иностранным интервентам

— необходимость подавить контрреволюционные мятежи в стране

— необходимость решить ряд социальных проблем: обуздать рост цен, уничтожить спекуляцию, решить аграрный вопрос в пользу крестьян, отменить оставшиеся сеньориальные повинности

Вопрос 5. Расскажите о военных победах Франции к лету 1794 г., назовите причины этих побед.

К началу 1794 г. военные действия удалось перенести на территорию неприятеля. Был взят Марсель, началась осада Тулона, захваченного англичанами. Молодой артиллерийский капитан Наполеон Бонапарт предложил командованию удачный план действий и помог республиканской армии овладеть городом. Подавлено было и восстание в Вандее. 9 октября пал Лион, второй по величине город Франции, где так долго хозяйничали мятежники.

Военные победы французской армии объяснялись следующими причинами: а) воодушевление французов и патриотический подъем; б) отсутствие взаимодействия между союзниками; в) взаимное недоверие пруссаков и австрийцев; г) действия союзных войск (мародерство) восстанавливали против них население Франции; д) применение французами тактики сомкнутых колонн и рассыпного строя; е) плохое снабжение союзных войск из-за состояния дорог; ж) строжайшая дисциплина во французских войсках вместе с открытой системой продвижения по службе для отличившихся.

5 октября 1789 года — поход женщин на Версаль

22 сентября 1791 года — конституция французской республики. Новое летоисчисление.

20 апреля 1792 – начало иностранной интервенции

10 августа 1792 года — свержение монархии

22 сентября 1792 года — Франция была провозглашена республикой

21 января 1793 года — казнь короля Людовика XVI

2 июня 1793 – установления якобинской диктатуры

Задания к параграфу

Вопрос 1. Как вы думаете, соответствовали ли действия якобинцев правам человека, провозглашённым в Декларации прав человека и гражданина? Докажите свою точку зрения.

Действия якобинцев не соответствовали правам человека, т.к якобинцы нарушили права на жизнь, свободу собрания и свободу слова. По политическим мотивам массово арестовывали и казнили людей.

Вопрос 2. Почему вопрос о казни короля волновал всё французское общество? Дайте оценку выступлению Т. Пейна в Конвенте. Как бы вы решили вопрос о судьбе короля? Каковы были последствия казни Людовика XVI?

Вопрос о казни короля волновал все французское общество, потому что это был переломный вопрос, знаменовавший собой полный слом старых порядков, когда король считался неприкосновенным помазанником божьим. Теперь же стало возможным судить и казнить его как изменника. Выступление Пейна было гуманистичным по своему характеру, взывало к состраданию и было в духе идей Просвещения, провозглашавших право человека на жизнь. Последствия казни: казнь Людовика не только вызвала волнение среди европейских монархов, но и послужила предлогом для создания коалиции, объединившей почти все европейские государства в войне против Франции. Весной 1793 г. австрийская армия перешла в наступление. Французские войска терпели неудачи. Война, рост налогов, нарушение хозяйственных связей ухудшали положение французов.

Вопрос о судьбе короля – крайне сложный, нельзя однозначно решить, стоило его казнить или нет. В любом случае последствия были бы очень тяжелыми.

Вопрос 3. Какие силы и почему выступали против якобинцев до 2 июня 1793 г.? Какими методами правили якобинцы после прихода к власти?

Против якобинцев выступали жирондисты. В Конвенте жирондисты выступали за организацию сильных органов местной власти, якобинцы требовали создания сильной исполнительной власти в центре. Будучи приверженцами демократических норм, записанных в Декларации прав человека и гражданина, жирондисты обвиняли якобинцев в разжигании ненависти, беспорядков и самосудов. Они даже пытались остановить самосуды и решились арестовать Марата и ещё одного крайнего якобинца — Эбера.

Высшим законодательным органом остался Конвент. Ему подчинялось правительство из 11 человек – Комитет общественного спасения во главе с Робеспьером. Конвент сосредоточил в своих руках и законодательную, и исполнительную власть. В июне 1793 г. Конвент принял новую Конституцию, провозглашавшую Францию республикой. Но декларированные ею широкие демократические свободы на практике введены никогда не были — в стране существовало чрезвычайное положение.

Вопросы к документу

Вопрос. С какой целью был принят этот документ? Назовите идеи мыслителей XVII–XVIII вв., получившие отражение в Декларации. Какие прирождённые права человека провозглашались в ней? Сравните Декларацию прав человека и гражданина с Декларацией независимости, найдите общие черты и различия. Объясните, как вы понимаете слова депутата Дюпора: «Задачи Декларации заключаются в том, чтобы выразить истины всехвремён и народов*. Объясните, как составители Декларации трактовали понятия «свобода* и «равенство*. Как сейчас трактуются эти понятия? В чём, с вашей точки зрения, состоит историческое значение этого документа?

Декларация прав человека и гражданина была принята с целью борьбы со Старым порядком. В декларации сформулирован ряд демократических и гуманистических принципов, идеи естественного права, которые пропагандировались философами-просветителями. Провозглашение свободы и равенства естественными и неотчуждаемыми правами человека, а также идеи народного, национального суверенитета было направлено против деспотизма и сословного строя.

Декларация прав человека и гражданина и Декларация независимости имеют много общего:

— утверждается равенство людей, у которых есть неотчуждаемые права, к числу которых принадлежат жизнь, свобода

— Целью всякого политического сообщества является сохранение естественных и неотъемлемых прав человека.

Под равенством понималось только политическое равенство и равенство перед законом). Под свободой понимается право делать всё, что не вредит другому


В Декларация прав человека и гражданина (Французский: Декларация прав человека и гражданина 1789 года), установленный французским Национальное учредительное собрание в 1789 г. человек гражданские права документ из французская революция. [1]

Декларация была подготовлена Аббат Сийес и Маркиз де Лафайетв консультации с Томас Джеферсон. [2] Под влиянием доктрины "естественное право", права человека считаются универсальный: актуально всегда и везде. Он стал основой нации свободных людей, в равной степени защищенных законом. Он включен в начало конституций Четвертой Французской Республики (1946 г.) и Пятой республики (1958 г.) и действует до сих пор. Вдохновленная философами Просвещения, Декларация стала основным заявлением ценностей Французской революции и оказала большое влияние на развитие популярных концепций личная свобода и демократия в Европе и по всему миру. [3]

Содержание

История

Содержание документа во многом вытекало из идеалов Просвещения. [5] Основные черновики были подготовлены Лафайетом, временами работая со своим близким другом Томасом Джефферсоном. [6] [7] В августе 1789 г. Оноре Мирабо сыграла центральную роль в концептуализации и разработке Декларации прав человека и гражданина. [8]

Последняя статья Декларации прав человека и гражданина была принята 26 августа 1789 г. Национальное учредительное собрание, в период Французской революции, как первый шаг к написанию конституции Франции. Вдохновленный Просвещение, первоначальный вариант Декларации обсуждался представителями на основе проекта из 24 статей, предложенного шестое бюро [ уточнить ] , [9] [10] во главе с Жером Чемпион де Сисе. Позднее в ходе дебатов проект был изменен. Второе и более длинное заявление, известное как Декларация прав человека и гражданина 1793 г., была написана в 1793 году, но официально не принята. [11]

Философско-теоретический контекст


Концепции в Декларации исходят из философских и политических обязанностей Просвещение, Такие как индивидуализм, то Социальный контракт по теории женевского философа Руссо, а разделение властей поддержанный Барон де Монтескье. Как видно из текстов, французская декларация находилась под сильным влиянием политической философии Просвещения и принципов прав человека, как и Декларация независимости США который ему предшествовал (4 июля 1776 г.).

В то время, когда это было написано, права, содержащиеся в декларации, были предоставлены только мужчинам. Более того, декларация была скорее видением, чем реальностью. Это заявление не имело глубоких корней ни в практике Запада, ни даже во Франции того времени. Декларация возникла в конце 18 века в результате войны и революции. Он встретил оппозицию как демократию и личные права часто считались синонимом анархия и подрывная деятельность. В этой декларации воплощены идеалы и стремления, за которые Франция обязалась бороться в будущем. [14]

Вещество

Статьи

Статья I - Мужчины рождаются и остаются свободными и равноправными. Социальные различия могут быть основаны только на общем благе.

Статья II. - Цель любого политического объединения - сохранение естественных и неотъемлемых прав человека. Эти права - свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.

Статья III. - Принцип любого суверенитета в основном принадлежит нации. Ни одно тело, ни одно лицо не может осуществлять какую-либо власть, которая не исходит напрямую от нации.

Статья IV. - Свобода состоит в том, чтобы делать все, что не причиняет вреда другим: таким образом, осуществление естественных прав каждого человека имеет только те границы, которые гарантируют другим членам общества осуществление этих же прав. Эти границы могут быть определены только законом.

Статья V - Закон имеет право запрещать только вредные для общества действия. Нельзя препятствовать всему, что не запрещено законом, и никого нельзя принуждать делать то, что он не приказывает.

Статья VI. - Закон - это выражение Генеральная воля. Все граждане имеют право участвовать лично или через своих представителей в его создании. Он должен быть одинаковым для всех, либо он защищает, либо наказывает. Все граждане, будучи равными в его глазах, в равной степени допускаются ко всем общественным достоинствам, местам и занятиям в соответствии со своими способностями и без различия, кроме их добродетелей и талантов.

Статья VII. - Никто не может быть обвинен, арестован или задержан иначе, как в случаях, определенных законом, и в соответствии с установленными им формами. Те, кто вымогают, отправляют, выполняют или заставляют выполнять произвольные приказы, должны быть наказаны; но любой гражданин, вызванный или арестованный в соответствии с законом, должен немедленно подчиниться; он обвиняет себя в сопротивлении.

Статья VIII. - Закон должен устанавливать только строгие и очевидные наказания, и никто не может быть наказан иначе, как в соответствии с законом, установленным и обнародованным до совершения правонарушения и применяемым на законных основаниях.

Статья IX. - Любой человек, считающийся невиновным до тех пор, пока он не будет объявлен виновным, если его арестовать необходимо, любая строгость, которая не была бы необходима для обеспечения безопасности его личности, должна подвергаться суровому выговору по закону.

Статья X - Никто не может быть обеспокоен своими взглядами, даже религиозными, при условии, что их проявление не нарушает установленный законом общественный порядок.

Статья XII. - Гарантия прав человека и гражданина требует наличия общественной силы: таким образом, эта сила создается для всеобщего блага, а не для конкретной пользы тех, кому она доверяет.

Статья XIII. - Для содержания государственной силы и административных расходов незаменим общий взнос; он должен быть равномерно распределен между всеми гражданами в соответствии с их платежеспособностью.

Статья XIV. - Каждый гражданин имеет право самостоятельно или через своих представителей удостовериться в необходимости введения государственного налога, свободно соглашаться с ним, знать, для каких целей он применяется, и определять пропорцию, основу, сбор и продолжительность.

Статья XV. - Общество имеет право запросить учетную запись у любого публичного агента своей администрации.

Статья XVI. - Любое общество, в котором не гарантируются права и не определено разделение властей, не имеет Конституции.

Статья XVII. - Собственность является неприкосновенным и священным правом, и никто не может быть лишен права личного пользования, если этого не требует общественная необходимость, установленная законом, и при условии справедливой и предварительной компенсации.

Активное и пассивное гражданство

Концепция чего-либо пассивные граждане был создан, чтобы охватить те группы населения, которые были исключены из политических прав в Декларации прав человека и гражданина. Из-за требований, предъявляемых к активным гражданам, право голоса получили около 4,3 миллиона французов. [20] из населения около 29 миллионов человек. [21] В эти пропущенные группы входили женщины, рабы, дети и иностранцы. Поскольку за эти меры проголосовала Генеральная Ассамблея, они ограничили права определенных групп граждан при осуществлении демократического процесса нового Французская Республика (1792–1804). [19] Этот закон, принятый в 1789 г., был дополнен создателями Конституция года III чтобы убрать ярлык активного гражданина. [22] Однако право голоса должно было быть предоставлено исключительно владельцам значительной собственности. [22]

Напряженность возникала между активными и пассивными гражданами на протяжении всей революции. Это произошло, когда пассивные граждане начали призывать к большему количеству прав или когда они открыто отказывались прислушиваться к идеалам, провозглашенным активными гражданами. Этот мультфильм ясно демонстрирует разницу, существовавшую между активными и пассивными гражданами, а также напряженность, связанную с такими различиями. [23] В мультфильме пассивный гражданин держит в руках лопату, а богатый землевладелец, активный гражданин, приказывает пассивным гражданам идти на работу. Этот акт кажется снисходительным по отношению к пассивному гражданину и пересматривает причины, по которым началась Французская революция.

Права женщин

Декларация прав женщины и женщины-гражданина построена по образцу Декларации прав человека и гражданина, имеет ироническую формулировку и обнажает несостоятельность французская революция, который был посвящен равенство. В нем говорится, что:

Эта революция вступит в силу только тогда, когда все женщины полностью осознают свое плачевное положение и права, которые они потеряли в обществе.

Рабство

Декларация не отменяла институт рабства, как лоббировали Жак-Пьер Бриссо. Les Amis des Noirs и защищалась группой колониальных плантаторов, названных Клуб Massiac потому что они встретились в отеле Massiac. [32] Несмотря на отсутствие прямого упоминания рабства в Декларации, восстания рабов в Сен-Доминго в Гаитянская революция были вдохновлены этим, как обсуждалось в К. Л. Р. Джеймс'история гаитянской революции, Черные якобинцы. [33]

Ужасные условия жизни тысяч рабов в Сен-Доминго, самой прибыльной рабской колонии в мире, привели к восстаниям, которые будут известны как первое успешное восстание рабов в Новом Свете. Свободные люди цвета были частью первой волны восстания, но позже власть взяли на себя бывшие рабы. В 1794 г. в Конвенте доминировали якобинцы. отменен рабство, в том числе в колониях Сен-Доминго и Гваделупа. Однако Наполеон восстановил его в 1802 году и попытался восстановить контроль над Сен-Доминго, послав тысячи солдат. Потерпев две трети солдат, многие из которых умерли от желтой лихорадки, французы покинули Сен-Доминго в 1803 году. Наполеон отказался от Северной Америки и согласился на Покупка Луизианы США. В 1804 году лидеры Сен-Доминго объявили его независимым государством. Республика Гаити, вторая республика Нового Света.

Наследие

Декларация также повлияла и вдохновила либеральная демократия По всему миру. Он был переведен колумбийским языком уже в 1793–1794 гг. Антонио Нариньо, который опубликовал его, несмотря на Инквизиция. За это он был приговорен к 10 годам лишения свободы. В 2003 г. документ был внесен в список ЮНЕСКО. Регистр памяти мира.

Конституция Пятой французской республики

Читайте также: