Соглашение о разграничении между сша и японией сфер влияния в азии было ли подписано

Обновлено: 02.07.2024

Несмотря на сохранение англо-японского союза, после русско-японской войны стало намечаться охлаждение и в японо-британских отношениях. В основе его лежали те же причины, что и в ухудшении отношений между Японией и США — обострение империалистического соперничества в Китае из-за усиления японской колониальной экспансии.

Несмотря на это, в то время союз был еще нужен обеим сторонам. Япония надеялась на получение британской финансовой и моральной поддержки в случае столкновения с США, а Великобритания видела в союзе способ удержать Японию от переориентации на Германию, что в условиях все большего обострения англо-германских противоречий было для нее очень актуально. Поэтому 13 июля 1911 г. англо-японский договор был перезаключен в несколько измененной редакции: из него были исключены положения о британском признании японских интересов в Корее, которой к тому времени уже не существовало на политической карте, а также введена специальная статья, которая должна была отвести подозрения в антиамериканской направленности обновленного союза. Последнее было сделано по настоянию британской стороны, которая видела в Соединенных Штатах важного потенциального союзника в условиях, когда вероятность войны между Великобританией и Германией все более возрастала.

Вообще, перемены в политической интерпретации англо-японского союза отражали возросшую роль Японии в мире. Теперь его значение вышло далеко за региональные рамки и все больше связывалось с событиями в европейской политике. Потеряв после русско-японской войны свою прежнюю антирусскую направленность, англо-японский договор стал для Великобритании важным средством сколачивания антигерманского блока, который должен был объединить в себе прежних непримиримых противников.

Русско-японское сближение

J, В первое время после войны русско-японские отношения оставались враждебными. Победа над Россией укрепила в японских правящих кругах позиции сторонников продолжения военной экспансии. Они (в частности, Ямагата Аритомо и Тэраути Масатакэ) требовали увеличения армии и флота, рассматривая это как необходимое условие для сохранения за Японией завоеванных международных позиций.

Вместе с тем, было понятно, что позиции России на Дальнем Востоке после поражения в войне были ослаблены, и в чисто военном отношении она была не в состоянии конкурировать с Японией без проведения очень основательной и дорогостоящей подготовки, которая потребовала бы от страны значительного напряжения сил. Перед Российской империей встала проблема определения приоритетов ее внешнеполитического курса.

В то время в центре мировой политики находилось противостояние Великобритании и Германии, каждая из которых старалась привлечь другие державы на свою сторону. Соответственно, в правящих кругах России образовались две группировки — прогерманская и проанглийская. Первая из них требовала заключения союза с Германией и Австро-Венгрией и продолжения борьбы против Великобритании на Среднем Востоке и Японии — на Дальнем. Другая настаивала на укреплении западных границ ввиду германской угрозы и на достижении согласия с Великобританией и Японией, рассчитывая защитить интересы России в Азии невоенными средствами.

В итоге верх взяли сторонники проанглийской ориентации. Не последнюю роль в этом сыграло пришедшее в результате поражения в войне с Японией осознание того, что Россия не в состоянии вести активную политику одновременно на Дальнем Востоке, на Юге и на Западе. Вскоре русское правительство взяло курс на урегулирование отношений с Японией.

Смягчение японской позиции произошло под воздействием со стороны Великобритании и Франции, заинтересованных в вовлечении России в антигерманский союз — Антанту. В качестве платы за это Россия потребовала от них содействия в обеспечении безопасности ее дальневосточных границ.

Чтобы добиться своих стратегических целей, правительства Великобритании и Франции решили оказать давление на Японию, используя ее финансовые затруднения после войны. Франция даже отказала Японии в предоставлении нового займа, пока не будет подписано русско-японское соглашение.

Другой причиной, подталкивавшей Японию к сближению с Россией, было обострение японо-американских отношений. Японские правящие круги понимали, что русский империализм временно выбыл из борьбы за господство на Дальнем Востоке, и пытались теперь использовать Россию в качестве противовеса экспансии США. Разумеется, Соединенные Штаты были не в восторге от такой перспективы, и американская дипломатия на этом этапе прилагала усилия, чтобы разжечь русско-японские противоречия.

Все же после длительных переговоров 30 июля 1907 г. в Петербурге была подписана русско-японская общеполитическая н конвенция (так называемое соглашение Извольский-Мотоно). Соглашение состояло из двух частей — открытой и секретной. В первой декларировались принцип территориальной целостности Китая и сохранение статус-кво на Дальнем Востоке. Секретная часть соглашения фиксировала раздел Маньчжурии на японскую 1 (южную) и русскую (северную) сферы влияния. Кроме того, Россия признала особые права Японии в Корее, а Япония — специальные интересы России во Внешней Монголии.

Почти одновременно были подписаны русско-японская рыболовная конвенция, которая предоставила японцам широкие права на промысел в русских водах (формально она просуществовала до 1928 г.), и торговый договор.

В июне 1912 г. бывший премьер Кацура отправился в Европу с неофициальной миссией. Первым пунктом назначения его поездки был Петербург. Предполагалось, что он проведет там переговоры по вопросам раздела сфер влияния в Маньчжурии и Монголии. Однако в российской столице Кацура узнал о смерти императора Мэйдзи и срочно вернулся в Токио. Кстати, Россия не послала официальной делегации на похороны японского императора, что было признаком скверного состояния двусторонних отношений в тот период.

Однако, поскольку обстановка в Европе постепенно накалялась, страны Антанты, к числу которых теперь принадлежала и Россия, стремились сохранить баланс сил на Дальнем Востоке, что объективно стабилизировало русско-японские отношения.

Версальский мирный договор благоприятствовал укреплению позиций Японии в Китае.

Содержание

Существовала еще одна горячая точка в мире – это Тихий океан и Дальний Восток. В чем мы наблюдаем здесь напряжение международных отношений? Здесь в это время проявилось соперничество и противоречие между довольно серьезными крупными странами, которые вели борьбу за зоны влияния в этом регионе: борьба между США и Великобританией, а также между США и Японией.

Суть противоречий: если говорить об англо-американских противоречиях, то надо учитывать, что Англия в 19 веке невероятно усилилась, обладала гигантскими колониями в мире. Англия в начале 20 века стремилась сохранить все то, что получила в предшествующий период. Т.е. в данном случае Англия занимала пассивную позицию. Главным для англичан было сохранить то, что они имели.

Что же имела Великобритания в бассейне Тихого океана? Англия обладала важными экономическими и стратегическими позициями. Здесь находились ее доминионы, такие как Австралия, новая Зеландия, Британская Малайзия. Также Англия имела такие опорные пункты как Гонконг, Сингапур, которые играли огромную роль, поскольку запирали доступ к Индии, Индийскому океану. В данном случае Англия также распространяла свое влияние и на Голландские колонии, в частности Индонезию. Для Англии тихоокеанский регион имел важное значение с точки зрения сырьевых ресурсов.

Но дело в том, что в период 1й мировой войны США довольно активно стали проникать на рынки Австралии, Новой Зеландии, и вообще по всему тихоокеанскому региону они стали вытеснять англичан. Интересы США и Великобритании стали сталкиваться: в борьбе за хлопок, за каучук, за нефть и другие источники сырья и топлива.

После окончания 1й мировой войны здесь заметно обострилось англо-американское соперничество.

Также обострилось соперничество за территории Китая. Сейчас Китай – одно из ведущих государств мира, но в начале 20 века Китай был фактически полуколонией. Англия в Китае располагала концессиями, контролировала китайские порты, железные дороги. Англичане даже контролировали китайскую таможню.

Англия создала в предшествующий период промышленные и банковские предприятия на территории Китая, и отдавать или сдавать их не собиралась.

При этом нужно иметь в виду, что Англия контролировала не весь Китай, а только южный Китай. В Китае протекает 2 крупных реки. Одна из них река Янцзы. Южнее реки Янцзы зона контроля Великобритании.

США стали осуществлять экономическое проникновение в Китай, вытесняя Англию.

Версальский мирный договор благоприятствовал укреплению позиций Японии в Китае. Японцы на Парижской мирной конференции получили все, что хотели. А что они хотели? Они хотели германские колонии на Дальнем Востоке, в Китае. Вот эти германские колонии в Китае японцы и получили.

Американцы даже не ратифицировали Парижский мирный договор. Американский сенат отказался ратифицировать Версальский мир исключительно во многом из-за поражения США по отношению к китайским колониям Германии.

Если говорить о японо-американских противоречиях, то Англия выступала на стороне Японии. У них был договор о союзе, срок действия которого истекал в 1921 году.

Иными словами, ситуация на Дальнем Востоке и в бассейне Тихого океана требовала урегулирования, поскольку США рассматривали себя как ущемленное государство в этом регионе. В свете такой напряженной атмосферы, борьбы США, Англии и Японии, американские дипломаты выдвигают идею созвать международную конференцию, которая должна была урегулировать возникающие противоречия. Цель это конференции заключалась в двух вещах:

  1. 1. решение спорных проблем на Дальнем Востоке и бассейне Тихого океана;
  2. 2. ограничение морских вооружений.

Дело в том, что в тот период после 1й мировой войны идеи пацифизма были очень популярны, и американцы решили воспользоваться этими идеями, чтобы еще более ослабить своих конкурентов в военном отношении. Поскольку в данном случае Англия и Япония обладали серьезной морской мощью в бассейне Тихого океана.

Предполагалось проведение конференции в США, в Вашингтоне, и приглашались 9 государств. США, Великобритания, Франция, Япония, Италия, Китай, Бельгия, Голландия, Португалия. Все эти страны имели в данном регионе свои интересы, свои колонии.

Германия не приглашалась, и Советская Россия тоже не приглашалась, хотя она тоже имела колонии и интересы на Дальнем Востоке. Несмотря на отсутствие приглашения, российская делегация все-таки приехала, причем наделали там много шума, публиковали тайные секретные соглашения России с другими государствами. Хотя ничего этим не добились.

Конференция состоялась. Англичане и японцы ехали на конференцию неохотно.

Итак Вашингтонская конференция торжественно открылась 12 ноября 1921 года. Продолжала работу до 6 февраля 1922 года. Открыл конференцию новый американский президент Гардинг. На открытии слова Гардинга носили весьма успокоительный умиротворенный характер. Он сказал, что мы ни в ком не подозреваем врагов, мы надеемся установить лучший порядок, который вернет спокойствие миру.

Под такими благодушными фразами открывалась работа этой конференции. Но если говорить о руководстве этой конференции, то президент США Гардинг не принимал участие в ее работе. Председателем конференции был избран госсекретарь США, т.е. министр иностранных дел. Им был Хьюз. Хьюз возглавлял американскую делегацию и участвовал в управлении работы конференцией.

Английскую делегацию возглавил лорд Вайфург.

Французскую делегацию возглавил премьер-министр Франции. Им уже не был Клемонсо, а был Аристид Бриан. Аристид Бриан опоздал на конференцию. И не было свободных мест за главным столом, где велись переговоры, долго ходил вокруг этого стола, а потом один из англичан уступил ему все-таки место за столом.

Японскую делегацию возглавлял видный государственный деятель адмирал Карто.

В начале работы госсекретарь США Хьюз выступил первым, он сразу же предложил прекратить постройку сверхмощных военных кораблей, вывезти из строя определенную часть старых судов, ограничить использование, а также постройку линейных кораблей. Т.е. речь шла о серьезном военно-морском разоружении.

Англичане такое перенести не могли. В данном случае во главе англ. делегации был представитель адмиралтейства – адмирал Бикси, и он просто пришел в ярость. Как писали журналисты: он напоминал бульдога, который дремал у порога, и получил пинок от дерзкого прохожего.

В тот период принять предложение Хьюза было невозможно. Развернулись острые дебаты.

Т.е. договор подписали 4 державы: США, Англия, Франция, Япония. Этот договор гарантировал островные владения всех его участников в бассейне Тихого океана. В случае, если возникают какие-то спорные вопросы, то их надо решать не путем силы, а путем проведения общих конференций этих 4х государств. В случае, если возникала угроза этим четырем государствам извне, то в данном случае эти 4 государства должны были объединяться и совместно отражать угрозу.

Иными словами, в данном случае фактически возникал некий военно-политический союз этих 4х государств с целью охраны, консервации всех тех богатств, которые они имели в этом регионе. Т.е. сформировался своеобразный блок наиболее мощных держав в районе Тихого океана, который стоял на страже своих колониальных интересов.

По этому договору соглашение между Англией и Японией теряло свою силу.

Американцы одержали здесь дипломатическую победу.

Было подписано еще 2 соглашения.

В результате США добились права иметь флот не слабее английского, и превосходящие по силе морские вооружения линкоры.

Плюс к этому договору запрещалось создавать новые морские базы, устанавливать береговую охрану, за исключением территории США на Тихоокеанском побережье. США сохранило возможность укреплять свои рубежи.

На конференции был подписан документ, касающийся решений китайского вопроса.

Вопрос шел о германских колониях. Американцы никак не могли простить Японии, что они получили германские колонии и теперь требовали отобрать у Японии эти колонии, и вернуть их Китаю. Естественно, что США имели своего союзника по этому вопросу, это была китайская делегация. В итоге Япония вернула Китаю германские колонии, однако отклонила требования о выводе японских войск со всей территории Манчжурии. Японцы сохранили право иметь свои войска в северо-восточном Китае, т.е. в южной Манчжурии.

Этот договор был подписан тоже 6 февраля 1922 года. Договор подписали все 9 держав.

По этому договору:

  • - признавался суверенитет и территориальная целостность Китая;
  • - закреплялся американский принцип открытых дверей и равных возможностей. Это открывало широкие возможности для проникновения в Китай не только Англии и Японии, но и США.

При этом Договор великих держав носил достаточно противоречивый характер. С одной стороны ведущие государства мира давали гарантии независимости Китая, но с другой стороны Китай продолжал оставаться фактически полуколонией этих стран.

Вашингтонская конференция закончила передел мира. Американская дипломатия добилась несомненных успехов. В результате подписания этих 3х соглашений, а также в результате подписания Парижского мирного договора, было достигнуто известное равновесие сил между крупными державами. Но это равновесие было неустойчивым. А противоречия, которые лежали в основе этого соперничества не были устранены.

Какие же проблемы стала порождать Версальско-Вашингтонская система?

Надо иметь в виду, что эта система была создана после окончания 1й мировой войны. Она была создана державами-победительницами, и в результате этого произошел передел мира. Причем передел мира строго в интересах держав-победительниц. Этот передел мира не отвечал интересам колоссального количества народов.

На самом деле Версальско-Вашингтонская система не устранила, а закрепила противоречия между победителями и побежденными.

Печально было и то, что эта система вскрыла и закрепила противоречия внутри лагеря великих держав.

Эти противоречия сразу же стали проявляться:

произошло передвижение сотен тысяч европейцев. Надо было покидать те районы, которые отходили другой стране, или принимать новую родину. Вспомним Восточную Европу, передел Австро-Венгерской империи; вспомним территории, которые потеряла Германия. Все это посеяло семена территориальных раздоров, которые стали возникать и явно проявляться между Германией и Францией, между Венгрией и Румынией, между Польшей и Чехословакией, между Италией и Югославией. Т.е. противоречия стали явными, очевидными и труднопреодолимыми.

Эти противоречия стали порождать реваншистские настроения. Особенно сильно они стали проявляться в Германии.

Что касается противоречий между союзниками, то победители сами хотели получить максимальный результат только для себя. Т.е. началась борьба за лидерство как на европейском континенте, так и в мире. Эта борьба начала носить очень острый характер.

В 1921-1922 году под эгидой Франции сложилась так называемая Малая Антанта. Туда входили молодые государства Восточной Европы: Чехословакия, Югославия, Румыния.

Франция рассматривала создание этой Малой Антанты как стремление укрепить свои позиции в Восточной Европе.

Вскоре дал трещину и подписанный в городе Севре договор с Турцией. Вспомним, что для Турции договор был самый жестокий из всех договоров, которые подписали по системе Версальских договоров.

Турция превратилась в полуколонию. Но население Турции принять это не хотело. В Турции началось национально-освободительное движение. В конечном итоге Турция стала тем государством, которое мы знаем сейчас. Во главе этого движения стоял Кемаль Ататюрк. Памятник ему стоит чуть ли не в каждом турецком городе, как у нас памятник Ленину.

В результате этой революции Антанта вынуждена была признать Севрский договор недействительным. В 1923 году Антанта вынуждена была подписать новый договор, который назывался Лозаннским (был подписан в Лозанне). По Лозаннскому миру:

  • - турецкая территория уже не расчленялась.
  • - Антанта также вывела свои войска из Стамбула.
  • - были ликвидированы привилегии иностранного капитала на территории Турции.
  • - был отменен международный финансовый контроль .

Т.е. фактически через 3 года часть Версальского соглашения уже аннулировалась.

Другой заметной трещиной Версальской системы явилось то, что уже в ноябре 1919 года Американский сенат отказался ратифицировать мирный договор с Германией.

Каковы были последствия? Очень серьезные. США на конференции в Версале главной задачей видели создание международной организации Лиги Наций. Это было детище Вудро Вильсона. В результате того, что США отказались ратифицировать Версальский мир, детище Вудро Вильсона Лига Наций оказалась под контролем Англии и Франции а США формально даже оказались за боротом этой международной организации.

25 августа 1921 года США пошли на подписание сепаратного мира с Германией. В этом мирном договоре были включены только те положения, в которых фигурировали права США.

Что касается Вашингтонской конференции, то ее решения не ослабили противоречий. Гонка морских вооружений продолжалась, но не так как предполагали США. Начали использовать другие типы кораблей – авианосцы.

Также борьба за господствующее положение на Тихом океане не ослабла, возникали новые крупные конфликты. Через 10 лет после подписания договоренностей в Вашингтоне здесь был создан новый очаг 2й мировой войны.

Через 20 лет был нанесен удар уже по самим США. Именно с японских авианосцев стали взлетать самолеты по американской военно-морской базе Перл Харбор на Гаваях, показывая, что соглашение не работает.

Версальско-Вашингтонская система должна была покончить с войной, но в действительности последующий ход событий стал показывать, как шаг за шагом мир приближается к новому масштабному мировому военному конфликту. Эта система подвела определенную черту под окончанием войны, и смогла создать только временную стабилизацию в сфере международных отношений.

Вот такие изменения произошли в мире после окончания 1й мировой войны.

Договор о взаимном сотрудничестве и безопасности между Соединенными Штатами и Японией ( 日本国とアメリカ合衆国と の間の相互協力及び安全保障条約, Нихон-коку в Amerika-gasshūkoku ни к Аиде не Sogo Kyoryoku oyobi Anzen Hosho Jōyaku ) , чаще известный как Договор о безопасности США и Японии на английском языке и как Anpo jōyaku ( 安 保 条約 ) или просто Anpo ( 安 保 ) на японском языке, это договор, который разрешает присутствие американских военных баз на японской земле и обязывает две страны защищать друг друга, если тот или другой подвергся нападению. Со временем это привело к установлению военного союза между Соединенными Штатами и Японией .

Текущий договор, который вступил в силу 23 июня 1960 года, пересмотрел и заменил более раннюю версию договора , которая была подписана в 1951 году в связи с подписанием Сан-Францисского мирного договора , положившего конец Второй мировой войне в Азии, а также оккупация Японии под руководством США (1945–1952 гг.). Пересмотр договора в 1960 году был очень спорным процессом в Японии, и широкое сопротивление его принятию привело к массовым протестам Анпо , которые были крупнейшими народными протестами в истории Японии.

Договор 1960 года значительно пересмотрел американо-японское соглашение о безопасности в направлении большей взаимности между двумя странами. Первоначальный договор 1951 года содержал положение, разрешающее Соединенным Штатам использовать силы, базирующиеся в Японии, по всей Восточной Азии без предварительной консультации с Японией, не давало явного обещания защищать Японию в случае нападения на Японию, и даже содержал пункт, позволяющий американским войскам вмешиваться в ситуацию. Японские бытовые споры. Эти недостатки были исправлены в пересмотренной версии договора в 1960 году. В измененный договор были включены статьи, очерчивающие обязательства по взаимной обороне и требующие от США, прежде чем мобилизовать свои силы, заранее проинформировать Японию. Также была удалена статья, разрешающая вмешательство США во внутренние дела Японии.

Договор также включал общие положения для дальнейшего развития международного взаимопонимания и улучшения экономического сотрудничества между двумя странами. Эти положения стали основой для создания Конференции США и Японии по обмену культурой и образованием (CULCON), Комитета США и Японии по научному сотрудничеству и Совместного комитета США и Японии по торгово-экономическим вопросам - все три из которых все еще работают в той или иной форме.

Договор о безопасности между США и Японией просуществовал дольше, чем любой другой союз между двумя великими державами, образованный после Вестфальского мира 1648 года . Договор имел минимальный срок действия 10 лет, но при условии, что он будет оставаться в силе бессрочно, если одна из сторон не уведомит за год о своем желании прекратить его действие.

СОДЕРЖАНИЕ

Японское правительство начало настаивать на пересмотре договора еще в 1952 году. Однако администрация президента США Дуайта Д. Эйзенхауэра сопротивлялась призывам к пересмотру до тех пор, пока растущее антиамериканское движение за военные базы в Японии не привело к борьбе за Сунагава в 1955 году. 1957 г. и общественное возмущение в Японии после инцидента с Жираром в 1957 г., что сделало глубокое недовольство существующим положением вещей более очевидным. Соединенные Штаты согласились на пересмотр, переговоры начались в 1958 году, и новый договор был подписан Эйзенхауэром и Киши на церемонии в Вашингтоне 19 января 1960 года.

С точки зрения Японии, новый договор был значительным улучшением по сравнению с исходным договором, обязывая Соединенные Штаты защищать Японию от нападения, требуя предварительных консультаций с японским правительством перед отправкой сил США, базирующихся в Японии, за границу, исключая пункт, предусматривающий предварительное санкционирование подавления внутренние беспорядки и указание первоначального 10-летнего срока, по истечении которого договор может быть расторгнут любой стороной с уведомлением за один год.

Поскольку новый договор превосходил старый, Киши ожидал, что он будет ратифицирован в относительно короткие сроки. Соответственно, он пригласил Эйзенхауэра посетить Японию, начиная с 19 июня 1960 года, отчасти чтобы отпраздновать недавно ратифицированный договор. Если бы визит Эйзенхауэра прошел по плану, он стал бы первым действующим президентом США, посетившим Японию.

Условия

В статье 1 договор начинался с установления, что каждая страна будет стремиться разрешать любые международные споры мирным путем. Договор также дал Организации Объединенных Наций видное место в борьбе с агрессией.

Статья 2 в целом призывает к более тесному сотрудничеству между двумя странами в области международных отношений и экономики. На встрече на высшем уровне между президентом США Джоном Ф. Кеннеди и премьер-министром Японии Хаято Икеда в июне 1961 года этот пункт был введен в действие с образованием трех консультативных комитетов на уровне кабинета министров - Конференция Соединенных Штатов и Японии по культурному и образовательному обмену (CULCON). ), Комитет США и Японии по научному сотрудничеству и Объединенный комитет США и Японии по торгово-экономическим вопросам, все три из которых в той или иной форме все еще действуют.

В статье 4 предлагается, чтобы Соединенные Штаты каким-то образом проконсультировались с Японией о том, как они будут использовать американские войска, базирующиеся в Японии.

Статья 5 обязывает Соединенные Штаты защищать Японию в случае нападения третьей стороны.

Статья 10 допускает аннулирование договора по истечении первоначального 10-летнего срока, если одна из сторон за год заранее уведомит другую о своем желании прекратить действие договора.

В согласованном протоколе к договору уточнялось, что с японским правительством будут проведены консультации до серьезных изменений в развертывании сил Соединенных Штатов в Японии или использовании японских баз для боевых операций, кроме защиты самой Японии. Также были охвачены пределы юрисдикции обеих стран в отношении преступлений, совершенных в Японии военнослужащими США.

Народная оппозиция


Сотни тысяч протестующих окружают здание японского национального парламента во время массовых протестов Анпо в 1960 году против Договора о безопасности между США и Японией.

Хотя договор 1960 года явно превосходил первоначальный договор 1951 года, многие японцы из самых разных политических кругов возмущались присутствием американских военных баз на японской земле и надеялись полностью отказаться от договора. Зонтичная организация, Народный совет по предотвращению пересмотра Договора о безопасности ( 安 保 条約 改 定 阻止 国民 会議 , Anpo Jōyaku Kaitei Soshi Kokumin Kaigi ) , была сформирована в 1959 году для координации действий различных общественных движений, участвующих в противодействии ратификации пересмотренного договора. . Народный совет первоначально состоял из 134 организаций-членов в марте 1959 года и вырос до 1633 дочерних организаций к марту 1960 года. В состав членов Совета входили профсоюзы, союзы фермеров и учителей, кружки поэзии, театральные труппы, студенческие и женские организации, группы матерей. группы аффилированных с Японской социалистической партии и Коммунистической партии Японии , и даже некоторых консервативных бизнес - групп. Всего Народный Совет провел 27 отдельных мероприятий общенационального массового протеста с марта 1959 года по июль 1960 года.


Действия Киши были широко восприняты как антидемократические и вызвали общенациональное возмущение по всему политическому спектру. После этого протесты против договора разрослись до огромных размеров, когда профсоюзная федерация Сохё провела серию общенациональных забастовок с участием миллионов профсоюзов, большие толпы маршировали по городам и городам по всей стране, а десятки тысяч протестующих собрались вокруг Национальная диета почти ежедневно. 10 июня во время так называемого инцидента Хагерти тысячи протестующих напали на автомобиль, в котором находился пресс-секретарь Эйзенхауэра Джеймс Хагерти, порезав шины, разбив задние фонари и раскачивая его взад и вперед более часа, прежде чем пассажиры были спасены. с вертолета морской пехоты США. Наконец, 15 июня 1960 года радикальные студенческие активисты из общенациональной студенческой федерации Зенгакурэн попытались штурмовать саму резиденцию Сейма, что привело к ожесточенной схватке с полицией, в которой была убита студентка Токийского университета по имени Мичико Канба .

Ратификация и принятие

Несмотря на огромные масштабы, достигнутые движением против договора, протесты в конечном итоге не смогли остановить договор. Хотя Киши был вынужден уйти в отставку, а визит Эйзенхауэра был отменен, по японскому законодательству договор был автоматически одобрен через 30 дней после прохождения нижней палаты парламента. Статья 8 договора гласила, что новый договор вступит в силу немедленно после обмена ратификационными грамотами между японскими и американскими официальными лицами в Токио. Документы были официально обменены 23 июня 1960 года, после чего новый договор вступил в силу, а срок действия старого договора истек. По словам министра иностранных дел Айитиро Фудзиямы , официальные ратификационные грамоты должны были быть доставлены контрабандой Киши для его подписи в коробке с конфетами, чтобы не заметить протестующих, которые по-прежнему грабят его официальную резиденцию.

Однако, как только договор вступил в силу и Киши ушел в отставку, движение протеста против договора потеряло силу и быстро угасло.

Последствия

Трудный процесс обеспечения прохождения пересмотренного договора и вызванные им жестокие протесты способствовали культуре секретных пактов (密 約, mitsuyaku ) между двумя странами. В дальнейшем вместо того, чтобы ставить спорные вопросы на голосование, две страны тайно вели переговоры о расширении сферы действия Договора о безопасности, не допуская голосования. Секретные пакты, заключенные в 1960-х годах и не обнародованные до тех пор, пока спустя десятилетия не позволили военно-морским судам США, несущим ядерное оружие, "проходить" через японские порты, разрешили судам США с ядерными двигателями сбрасывать радиоактивные сточные воды в японские воды и позволили США внедрить ядерное оружие. в базы США на Окинаве даже после ее возвращения Японии в 1972 году, среди прочих секретных сделок.

Продолжающаяся оппозиция на Окинаве

Центральным вопросом в дебатах о продолжающемся военном присутствии США является сильная концентрация войск в небольшой японской префектуре Окинава . Военные базы США занимают около одной пятой территории Окинавы и содержат около 75% американских войск в Японии. Связанные с базами разногласия, споры и экологические проблемы заставили многих жителей Окинавы почувствовать, что, хотя соглашение о безопасности может быть выгодным для Соединенных Штатов и Японии в целом, они несут непропорционально большую долю бремени.

Одной из спорных проблем для многих жителей Окинавы является шум и загрязнение окружающей среды, создаваемое американскими войсками в Японии. Было обнаружено, что продолжительное воздействие шумового загрязнения с высоким децибелом от американских военных самолетов, пролетающих над жилыми районами на Окинаве, вызывает проблемы с сердцем, нарушает режим сна и ухудшает когнитивные навыки у детей. Иски по чрезмерному шуму, поданные в 2009 году жителями Окинавы против авиабазы ​​Кадена и авиабазы морской пехоты Футенма, привели к выплате жителям компенсаций в размере 57 миллионов долларов и 1,3 миллиона долларов соответственно. Сток токсичных химикатов с баз США, учения с боевой стрельбой с использованием боеприпасов с обедненным ураном , а также строительство и расширение баз привели к загрязнению водоснабжения Окинавы и повреждению некогда нетронутых коралловых рифов Окинавы, что снизило их экономическую ценность для рыболовства и туризма.

Однако самая мощная оппозиция на Окинаве проистекала из преступных действий, совершенных военнослужащими США и их иждивенцами, последним примером которых является похищение и приставание к 12-летней окинавской девушке двумя морскими пехотинцами и военно-морским флотом в 1995 году. В начале 2008 года госсекретарь США Кондолиза Райс извинилась за серию преступлений с участием американских войск в Японии, включая изнасилование девушки 14 лет морским пехотинцем на Окинаве. Военные США также ввели временный 24-часовой комендантский час для военнослужащих и членов их семей, чтобы ослабить гнев местных жителей.

Эти недовольства, среди прочего, вызвали сильное и устойчивое движение против Договора безопасности на Окинаве.

Общественная поддержка

Несмотря на сильную оппозицию Окинавы военному присутствию США на острове, это соглашение в Японии пользуется поддержкой. Хотя взгляды на договор были резко поляризованы, когда договор был впервые одобрен в 1960 году, признание американо-японского альянса со временем росло. Согласно опросу 2007 года, 73,4% японских граждан высоко оценили американо-японский альянс и приветствовали присутствие американских войск в Японии.

Охват договора

В 2012 году США пояснили в заявлении, касающемся спора вокруг островов Сэнкаку, что договор распространяется на острова Сэнкаку и требует от американцев их защиты.

19 апреля 2019 года Япония и США подтвердили, что кибератаки также подпадают под действие договора. Обе страны также пообещали расширить сотрудничество в области обороны для ведения космической войны, кибервойны и радиоэлектронной борьбы.

Российско-китайские учения

По примеру Ялтинского соглашения трех великих держав 1945 года глобальное разделение сфер влияния между США, Россией и Китаем может иметь такой же успех для всего мира.

В настоящее время для США серьезно возрастает угроза ведения войны на два фронта одновременно с Россией и Китаем из-за их растущего превосходства над Соединенными Штатами в области ядерного, электромагнитного (ЭМИ) и кибероружия. Несмотря на углубляющуюся стратегическую и военную недостаточность США, многие, если не большинство американских политиков, продолжают верить в то, что Соединенные Штаты являются самой сильной военной державой на Земле. Это глубокое заблуждение заставило их пренебречь восстановлением ядерного арсенала Америки, созданием всеобъемлющей системы национальной противоракетной обороны и системным укреплением национальных электросетей США для того, чтобы благодаря всему этому предотвратить катастрофические последствия нападения на нашу страну со стороны России или Китая. Американские лидеры должны отказаться от своих идеалистических представлений о безопасном и надежном однополярном мире, в котором Соединенные Штаты повсеместно признаны самой могущественной супердержавой. На самом деле все обстоит совершенно иначе. Сегодня Америка оказалась перед все более жестким, ограниченным и неудобным выбором, и отчаянно нуждается в новой и дальновидной великой стратегии, которая противодействует, разделяет и разрушает этот растущий союз между двумя ядерными сверхдержавами — Китаем и Россией.

Соответственно, чтобы снизить риски того, что Соединенные Штаты будут втянуты в войны с великими державами, которые могут подвергнуть территорию США ядерному или электромагнитному нападению, США могли бы вывести свои вооруженные силы из Европы, Африки и Азии, включая Ближний Восток. Они также воздержались бы от вторжения и оккупации других стран в рамках усилий по смене власти и построению новых государств. Соединенные Штаты отправят экспедиционные силы только в том случае, если страны, находящиеся в сфере их влияния, или те, которые представляют для них жизненно важный интерес, такие как Западная Европа и Япония, будут находиться под непосредственной угрозой нападения противника. Исключение может быть сделано для сохранения ограниченного числа американских войск, развернутых в Германии в качестве преграды для сдерживания потенциальной агрессии России против Западной Европы — в знак признания уникального значения, которое этот регион имеет для экономики и промышленности США.

Сокращение военного присутствия США за рубежом существенно снизит поддержку антиамериканского терроризма и, что наиболее важно, значительно уменьшит стремление России и Китая к объединению друг с другом в противовес Соединенным Штатам. В рамках этой стратегии Америка, наконец, откажется от провалившейся Глобальной войны с терроризмом, в результате которой триллионы долларов были потрачены впустую на бесплодные войны с боевиками на Ближнем Востоке. Вместо этого, после двух десятилетий отвлечения нашего внимания, в течение которых Россия и Китай обогнали США практически во всех ключевых областях стратегических военных технологий, Соединенные Штаты, наконец, продолжат модернизацию и восстановление своего стратегического ядерного арсенала и стратегических оборонительных возможностей.

Как разъяснял Грэм Эллисон в своей статье, опубликованной в журнале Foreign Affairs, сохранение такого мира имеет решающее значение для национальной безопасности США:

Даже обычная война, которая может перерасти в ядерную, может привести к катастрофе…. В этой связи политикам США придется отказаться от недостижимых мечтаний о тех мирах, которыми они грезили, и принять тот факт, что сферы влияния останутся основой геополитики. Это принятие неизбежно будет длительным, противоречивым и мучительным процессом. Однако это также может принести взлет стратегического креатива — возможность добиться ни больше ни меньше, как фундаментального переосмысления концептуального арсенала национальной безопасности США.

У России и Китая уже есть свои сферы влияния, отмечает Эллисон, независимо от того, признают ли их лидеры США или нет. Неоднократные военные вторжения США в эти сферы влияния после окончания холодной войны (в первую очередь, в рамках расширение НАТО в Восточную Европу в целом и на страны Балтии в частности) тоже спровоцировали Россию и Китай к более тесному объединению в военной сфере.

Соединенные Штаты имеют обязательства по обеспечению безопасности более чем с одной пятой всех стран мира, в результате чего их вооруженные силы испытывают серьезное перенапряжение. Чтобы решить эту проблему, другой более жизнеспособной и политически приемлемой альтернативой заключению всеобъемлющего соглашения с Россией и Китаем для администрации Байдена был бы односторонний вывод передовых вооруженных сил США из Восточной Европы, Центральной Азии, Ближнего Востока и Южно-Китайского моря, Японии и с Корейского полуострова. Руководители США по-прежнему считают, что чем больше у Соединенных Штатов союзников, тем безопаснее и увереннее будет страна. Однако обязательства по вступлению в конвенциальные, а, возможно, и ядерные войны с Россией и Китаем за страны, не представляющие жизненно важных интересов для США, создают гораздо больше рисков, чем выгод для национальной безопасности Америки. Администрация Байдена должна подвергнуть все союзы США анализу на предмет соотношения в них затрат и выгод, чтобы определить, какие из них укрепляют национальную безопасность США, а какие подвергают нашу страну ненужному риску быть втянутой в конфликты с великими державами из-за второстепенных интересов.

Америка могла бы отказаться от своих обязательств по обеспечению безопасности тех стран, которые не пройдут такую проверку.

Дэвид Пайн — бывший боевой и штабной офицер армии США, магистр Джорджтаунского университета в области исследований проблем национальной безопасности. В настоящее время является заместителем директора консультативной группы Конгресса США по новым вызовам и угрозам (Congressional EMP Commission).

Трехполярный мир


По такому соглашению "Соединенные Штаты сохранят за собой самую большую сферу влияния, включая все Западное полушарие, Западную Европу, Японию, Австралию и Новую Зеландию. Сфера влияния России будет включать бывшие советские республики, Сербию, Иран, Ирак, Сирию и Ливию. Сфера влияния Китая может состоять из Северной Кореи, Тайваня, Южно-Китайского моря, Пакистана, Афганистана, четырех коммунистических стран в Юго-Восточной Азии и около полудюжины африканских стран, которые в настоящее время возглавляют марксистские-коммунистические диктатуры."

В оценке пяти стадий принятия неизбежного.
1. Отрицание
2. Гнев
3. Торг
4. Депрессия
5. Принятие.

Заметим что в этом торге, зеленое , то что России предлагают. А не то, что она она хочет и получит. Путин самый гениальный политик современности. Из осколков полностью разрушенной страны он практически собрал один из мировых полюсов.

Предыстория. Попытка хозяев Запада натравить Японию на СССР

Англия и США давно вели подрывную войну против русской цивилизации. Это извечное концептуальное и цивилизационное противостояние Востока (Руси) и Запада. Англия несколько столетий назад начала претендовать на лидерство в западном проекте, поэтому регулярно натравливала на Россию соседей и пыталась использовать Российскую империю в своих целях, против конкурентов в Европе. США подключились к этой борьбе почти сразу после получения независимости (американские элитарные кланы отделились от английской метрополии). После того, как Лондон и Вашингтон стали доминировать в западном проекте, русская цивилизация стала главным концептуальным, цивилизационным и геополитическим врагом англосаксов.

В зоне Тихого океана США под дулами корабельных орудий коммодора Перри в 1852-1854 гг. нарушили вековую самоизоляцию Японии. В итоге Япония, чтобы не стать колонией Запада, начала модернизацию на западный лад (сохраняя целостность японской цивилизации за счёт древней культуры и языка) и милитаризацию. Однако сразу встал вопрос об ограниченности ресурсов Японских островов. Япония обращает взор на Корею и Китай.

Война 1904-1905 гг. решила основные задачи: русское влияние на Дальнем Востоке было подорвано; Россию развернули на Запад, чтобы затем столкнуть русских с германцами, устроить кровавую бойню в Европе, и установить полное господство на планете. Японию же в этой войне использовали. Война привела к большим людским и материальным потерям, вызвала кризис в стране. Получить удалось меньше, чем планировали: Россия уступила часть островов и половину Сахалина японцам, отдала в японскую сферу влияния Корею и утратила часть позиций в Желтороссии.

В дальнейшем Япония из-за выявившейся острой нехватки ресурсов, плохих коммуникаций внутри Китая, где нельзя было опереться на поддержку флота, и необходимости контролировать обширные территории с враждебным населением, решила сменить стратегию активной борьбы на стратегию изматывания. Япония ограничивается лишь локальными операциями на фронте, продолжая захватывать порты и важные пункты.


На севере Япония решила проверить готовность СССР к войне. Летом 1938 года произошла серия столкновений русских и японских войск из-за оспаривания Японией принадлежности территории у озера Хасан и реки Туманная. В 1939 году более серьёзный конфликт, по сути, настоящая война, произошёл у реки Халхин-Гол на территории Монголии. В итоге 6-я японская армия потерпела тяжелое поражение. Это сражение имело огромное стратегическое значение — победа СССР на Халхин-Голе стала одной из причин отказа от нападения Японии на СССР во время Великой Отечественной войны. Японцы решили выждать, пока Третий рейх действительно не одержит победу над СССР. В апреле 1941 г. был заключен советско-японский пакт о ненападении.

По плану США, после захвата части Китая (получив сырьевую базу) и одновременно с нападением Германии на Европейскую часть России, Япония должна была всеми силами атаковать восточную часть России, оккупировать Дальний Восток и Сибирь. Тайный план США поддерживал японский генералитет.

Как Япония начала свою Большую Игру

Ситуация в регионе

Наибольшую остроту приобрели противоречия между Японией и США. Японская империя и США были главными конкурентами в зоне Тихого океана. США планировали установить полное господство в регионе и мире. А Японии, которая претендовала на лидерство в Азиатско-Тихоокеанском регионе, необходимо было потеснить США и Англию, а также другие западные колониальные державы, которые уже давно закрепились в Азии и на островах Великого океана.

После капитуляции Франции Японская империя 29 июня подписала с новым французским правительством соглашение о запрете провоза грузов в Китай через территорию Французского Индокитая (железная дорога Хайфон—Юньнань), который служил одним из немногих каналов связи с внешним миром для Китая. 22 сентября 1940 года между Францией и Японией заключено соглашение о размещении японских войск в Северном Индокитае. Японцы получили право базирования и транзита до 6 тыс. военнослужащих. Через день была осуществлена их высадка в Хайфоне. Одновременно было начато выдвижение японских войск в Индокитай из оккупированного японцами Южного Китая.


Японские войска входят в Сайгон

Японская элита планировала использовать эту ситуацию (большую войну в Европе), чтобы получить господство в Азии, вытеснить своих западных соперников — США, Англию, Францию, Голландию, их бассейна Тихого океана, Юго-Восточной Азии, захватить источники сырья и продовольствия, которые были под контролем западных держав. Особенно Японию интересовали природные ресурсы Китая, Южного Индокитая, Малайи, Голландской Ост-Индии (Индонезии) и Филиппин. Эти территории должны были стать для Японии источниками нефти, олова и каучука. На Малайю и Голландскую Ост-Индию (иногда называется также Нидерландская или Голландская Индия) приходилось 78% мировой добычи каучука и 67% олова. В 1940 году здесь добыли 9 млн. тонн нефти. 90% олова и около 75% каучука, которые вывозили из этих территорий, поставляли в США. Понятно, что американцы не собирались уступать столь лакомый кусок.

Японцы продолжили экспансию в Индокитае. В июле 1941 г. Япония, концентрируя войска, оказала военно-дипломатическое давление на вишисткую Францию. В ответ Вашингтон объявил распространении системы лицензий на экспорт нефти в Японию на восточные штаты. Однако это не остановило японцев. 23 июля Франция была вынуждена подписать соглашение об использовании японскими вооруженными силами военных баз в Южном Индокитае. Япония начала оккупацию Южного Индокитая. При этом французские колониальные власти, полиция и войска были сохранены.

С выходом японских сил на подступы к Малайе. Сингапуру, Индонезии и Филиппинам правительство Рузвельта 25 июля 1941 г. ввело эмбарго на экспорт нефти в Японию и заморозило японские активы в Штатах. Также поступили Англия и Голландия. Японское правительство поступило также с активами этих стран. 1 августа 1941 г. вступил в силу американский запрет на вывоз в Японию стратегических материалов. Также Вашингтон начинает принимать меры военного характера: филиппинские вооруженные силы были подчинены американскому командованию, в Китай направляют американских военных советников.

Таким образом, экономическая война и дополнительные военные меры стали признаками будущего военного конфликта США и Японии.

Автор: Самсонов Александр Статьи из этой серии: Кампания 1941 года

Читайте также: