Социальные права как основа социальной политики

Обновлено: 04.07.2024

Социальные права граждан затрагивают большую часть трудовых отношений, связанных с защитой наемных работников, вопросы безопасности труда, отдыха и воспроизводства способностей к труду, условий среды обитания людей, их здоровья и социального обеспечения.

Рассмотрим социальные права граждан подробно.

Право на защиту от безработицы. Это право означает и то, что в случае безработицы государство обязано помочь гражданину, поддержать его — получить работу или переквалифицироваться на специальность, которая в этот момент нужна обществу. К основным направлениям государственной политики в области занятости относится:

  • обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации, Республики Татарстан в реализации прав на труд и свободный выбор занятости;
  • поддержку трудовой и предпринимательской инициативы, содействие развитию их способностей к профессиональному и творческому труду;
  • соблюдение добровольности труда, свободного волеизъявления граждан в выборе вида занятости;
  • обеспечение социальной защиты в области занятости, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, испытывающих трудность в поиске работы, координацию деятельности в области занятости с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, регулирование роста и распределения доходов, предупреждение инфляции;
  • поощрение работодателей, создающих новые рабочие места и прежде всего для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы и некоторые другие.


Право на социальное обеспечение предполагает право отдельных категорий граждан (престарелых, больных, инвалидов) на получение государственных пенсий, социальных пособий и иных видов помощи в установленном законом порядке (ст.39 Конституции РФ, ст. 54 Конституции РТ). Для этого поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. Пенсии и пособия должны обеспечить уровень жизни не ниже установленного законом прожиточного минимума.

Каждый имеет право на жилище — одно из самых необходимых жизненных благ — и произвольно никто не может быть лишен жилища (ст. 40 Конституции РФ, ст. 55 Конституции РТ). Под жилищем понимается благоустроенное помещение, предназначенное для постоянного или временного проживания граждан. Это социальное право обеспечивается развитием и охраной государственного, муниципального, кооперативного и индивидуального строительства. Малоимущим и иным гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату в соответствии с установленными законом нормами.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции РФ, ст. 52 Конституции РТ). Это право означает как сохранение здоровья, так и возможность его восстановления в случае болезни.

Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений. Право на охрану здоровья обеспечивается путем финансирования программ охраны и укрепления здоровья населения, принятия мер по развитию государственной, муниципальной, частной системы здравоохранения, поощрения деятельности, способствующей укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным или татарстанским законом минимального размера оплаты. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных законом способов их разрешения, включая право на забастовку (ст. 37 Конституции РФ, ст. 50 Конституции РТ).

К гарантиям неотъемлемого права граждан на охрану здоровья выступает охрана окружающей природной среды (ст.42 Конституции РФ, ст. 53 Конституции РТ), реализация доброкачественных продуктов питания. Право граждан на благоприятную окружающую среду тесно связано с получением достоверной информации о ее состоянии и с правом на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Право на государственную защиту материнства, детства, семьи, а также право родителей на заботу, воспитание детей — важнейшие социальные права (ст. 38 Конституции РТ).

Лучшие адвокаты нашего бюро "Сайфутдинов и партнеры" оказывают юридические услуги на всей территории Республики Татарстан.


Напоминаем, что адвокаты Республики Татарстан проводят бесплатную юридическую консультацию по уголовным, гражданским, семейным, арбитражным, административным делам, жилищным и трудовым спорам каждую пятницу с 9 до 12 часов в нашем офисе по адресу: Набережные Челны, проспект Мира, дом 22, офис 255 (7/02, подъезд 8)

Права человека — это основные права и свободы, принадлежащие каждому человеку и основанные на общих ценностях, таких как достоинство, справедливость, правосудие и равенство.

Права человека — это не просто абстрактные принципы. Они защищены международным и национальным законодательством.

Отдельные лица и сообщества могут использовать эти принципы и законы для разработки подробного руководства для политиков и практиков. Существуют доказательства того, что политика и практика, основанные на правах человека, улучшают жизнь людей.

Права человека обычно группируются в пять пересекающихся категорий:

  1. Гражданские.
  2. Экономические.
  3. Социальные.
  4. Культурные права.

Классификация социальных прав:

1. Гражданские права:

  • право на жизнь;
  • право на свободу от пыток и унижающего достоинство обращения;
  • право на личную свободу, неприкосновенность частной жизни и справедливое судебное разбирательство;
  • свобода мысли, религии;
  • выражения мнений, информации и передвижения в пределах своей страны.

2. Политические права:

  • свобода ассоциаций и собраний;
  • право голосовать и участвовать в общественных собраниях и службах.

3. Экономические права, также известные как права трудящихся:

  • права на достойную работу и право создавать и вступать в профсоюз;
  • права на равную оплату за труд равной ценности, на безопасные и на равную оплату за труд равной ценности, на безопасные и здоровые условия труда и на справедливую заработную плату;
  • право на забастовку.

4. Социальные права:

  • права на достаточный жизненный уровень, достаточное жилище и питание;
  • право на наивысший достижимый уровень здоровья;
  • права на образование и социальную безопасность.

5. Культурные права:

  • право на пользование собственной культурой;
  • участие в культурной жизни общества.

Права на равенство и запрет на дискриминацию применяются к каждой из этих пересекающихся категорий прав человека.

Права человека универсальны и могут играть различные роли в борьбе за социальную справедливость. Например, они могут быть вдохновляющими, мятежными (во время апартеида), оперативными или судебными. Эти различные роли могут привести к недоразумениям — кто-то может говорить об одной роли прав человека, а кто-то другой представляет себе иную.

Оперативный подход гарантирует, что права человека формируют законы, нормативные акты, политику, программы, практику и инициативы на низовом уровне.

Основные виды социальных прав

Социальные права сформировались позже, чем политические и личные права и свободы в XX веке. Их появление было обусловлено растущей активностью населения в борьбе за создание полных и справедливых условий для работы и жизни.

Социальные права имеют общегражданскую направленность, являются важными инструментами утверждения гуманизма и социальной справедливости.

К основным социальным правам, закрепленным в Конституции РФ, относятся следующие:

  • в сфере труда (за свободу труда, вознаграждение за труд, работу в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены и т.д. — Статья 37);
  • на отпуск (часть 5 статьи 37);
  • для социального обеспечения (статья 39);
  • для государственной поддержки и защиты семьи, материнства, отцовства и детства (часть 2 статьи 7, часть 1 статьи 38, статья 39);
  • для государственной поддержки инвалидов и пожилых граждан (часть 2 статьи 7, статья 39);
  • для жилья (статья 40);
  • для охраны здоровья и медицинского обслуживания (статья 41);
  • для благоприятной окружающей среды (статья 42);
  • создание профсоюзов и других общественных объединений для защиты социальных и экономических интересов (статья 13, 30).

Статья 37 Конституции Российской Федерации подробно описывает содержание прав на рабочем месте, включая систему частных прав, свобод и возможностей.

Право на индивидуальные споры является важнейшей гарантией соблюдения трудовых прав работающих граждан и работодателей в сфере трудовых отношений. Порядок разрешения индивидуальных трудовых споров регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации в соответствии со ст. 381.

Индивидуальным трудовым спором также признается спор между работодателем и лицом, которое ранее имело трудовые отношения с этим работодателем, а также лицом, выразившим желание заключить трудовой договор с работодателем, если последний отказывается заключить такое соглашение.

Порядок рассмотрения коллективных трудовых споров также подробно определен в Трудовом кодексе РФ. Статья 398 ТК РФ дает следующее понятие коллективному трудовому спору:

Коллективный трудовой спор — это неразрешенное разногласие между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по вопросам установления и изменения условий труда (в том числе заработной платы), заключения, изменения и реализации коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учитывать мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.

Статья 409 Трудового кодекса РФ регулирует условия и порядок осуществления права на забастовку.

В соответствии с частью 5 статьи 37 Конституции РФ каждый человек имеет право на отдых. Работнику по трудовому договору гарантируется продолжительность рабочего времени, установленная федеральным законом, выходные и праздничные дни, а также оплачиваемый ежегодный отпуск. Основные положения законодательства о праве на отдых сосредоточены в ТК РФ.

Под временем отдыха понимается время, свободное от выполнения трудовых обязанностей работником и которое он может использовать по своему усмотрению.

Оплачиваемый отпуск должен предоставляться работнику ежегодно. По семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам работнику может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы по его письменному заявлению, продолжительность которого определяется соглашением между работником и работодателем.

Принципы социальных прав

Доступ

Чтобы служить людям, здоровое общество должно предлагать услуги и ресурсы. К ним относятся образование, здравоохранение, жилье и пища. Однако во многих обществах существует неравный доступ к этим благам. Образование является ярким примером. Когда только люди из определенного класса могут позволить своим детям хорошее образование, тем, кто имеет более низкооплачиваемую работу, приходится довольствоваться меньшим.

Это приводит к тому, что дети вырастают и не могут получить доступ к определенным профессиям. В несправедливом обществе раса и пол человека также могут ограничивать услуги и возможности. Когда все получают равный доступ, это помогает уравнять шансы.

Равенство

Участие

Следующий принцип социальной справедливости — это участие. Общество должно позволять каждому высказывать свои опасения и принимать участие в принятии решений. Если что-то влияет на жизнь человека, он должен быть частью этого процесса. Если только избранная группа имеет право голоса, а других заставляют молчать из-за дискриминации, это и есть социальная несправедливость. Именно здесь снова вступают в игру доступ и равенство.

В большинстве стран участие в жизни общества доступно далеко не всем. Чтобы расширить доступ, общество должно устранить барьеры для участия. Для обеспечения справедливости необходимо поощрять выступления исторически ущемленных групп.

Права человека

Права человека и социальная справедливость — это две стороны одной медали. Они не могут существовать отдельно друг от друга. Чтобы общество было справедливым, оно должно обеспечивать защиту гражданских, политических, экономических, культурных и социальных прав каждого человека. Эти права включают:

  • право на жизнь;
  • право на свободу слова;
  • право голоса;
  • право на справедливый суд и так далее.

Правительства должны нести ответственность, если они нарушают эти права или не защищают их. Права человека могут быть самым мощным принципом социальной справедливости, поскольку они признаны на международном уровне и закреплены во многих договорах.

Примеры и способы реализации социальных прав

Право на социальное обеспечение закреплено на конституционном уровне в Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 39.

Право на социальное обеспечение носит общий характер и выражается в ряде более конкретных прав, частично закрепленных непосредственно в Конституции РФ. К таким правам относятся, в частности:

  • право на государственную поддержку и защиту семьи, материнства, отцовства и детства;
  • право на государственную поддержку инвалидов и пожилых граждан.

Законодательство РФ гарантирует широкий спектр форм социального обеспечения.

Субъектом права на социальное обеспечение являются малоимущие граждане, т. е. те, кто в силу определенных физиологических, психических, возрастных, климатических и других факторов не в состоянии позаботиться о себе в той мере, в какой это обеспечило бы им достойную жизнь.

Конституция РФ подчеркивает заботу государства о социальном обеспечении определенных категорий граждан:

  • каждому гарантируется социальное обеспечение в случае потери кормильца, для воспитания детей (часть 1 статьи 39);
  • пенсионеры и лица, получающие социальную помощь, государственные пенсии и социальные пособия, устанавливаются законом (часть 2 статьи 39).

Одним из важных элементов комплексного права на социальное обеспечение является право на государственную поддержку и защиту семьи, материнства, отцовства и детства, закрепленное в части 2 статьи 7 Конституции РФ. Это право также является комплексным и раскрывается через систему определенных прав и гарантий, установленных Конституцией.

Законодательство Российской Федерации устанавливает системы широких гарантий и льгот для пенсионеров. Одним из достижений государства всеобщего благосостояния является универсальность пенсионного обеспечения, гарантированная законом. Этот принцип получил надлежащую конституционно-правовую защиту в решениях Конституционного Суда РФ.

Право на жилище — это экономическое, социальное и культурное право на достаточное жилище и кров. Оно признано в конституциях некоторых стран, а также во Всеобщей декларации прав человека и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах.

В международной практике право человека на жилище рассматривается как самостоятельное. Это было разъяснено в Общем комментарии № 4 о достаточном жилище, принятом Комитетом ООН по экономическим, социальным и культурным правам в 1991 г.

Права человека взаимозависимы, неделимы и взаимосвязаны. Это означает, что право на достаточное жилище нельзя отделить от других прав: таких, как право на здоровье, труд, право голоса, неприкосновенность частной жизни, образование, санитарию и т.д. Когда люди переезжают из-за принудительного выселения, они могут оказаться не в состоянии найти работу и заработать на жизнь.

Бездомные, которые не имеют своего места жительства, могут не иметь возможности голосовать, пользоваться социальными услугами или получать медицинское обслуживание. Кроме того, неадекватное жилье может привести к проблемам со здоровьем, если в нем ограничено или отсутствует безопасная питьевая вода и санитария.

Более того, отсутствие достойного и безопасного жилья может повлиять на детей, которые являются уязвимыми, нуждаясь в уходе и защите. Без надлежащего жилья дети могут подвергаться жестокому обращению и пренебрежению, а также расти в среде, лишенной моральной и материальной безопасности. Кроме того, дети, не имеющие соответствующего жилья, могут быть не в состоянии ходить в школу.

Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации, каждый человек имеет право на жилище.

Жилище всегда находится в определенном месте, где постоянно или преимущественно проживает лицо (часть 1 статьи 20 ГК РФ).

Оно означает жилой дом, квартиру, офисное помещение, специализированные жилые здания (общежитие, приют гостиничного типа, дом маневренного фонда, специальный дом для престарелых, пансионат для инвалидов, ветеранов и т.д.), а также другие жилые помещения, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника по договору аренды или по иным основаниям, предусмотренным законодательством РФ.

Условия потребности в жилье определены в нормах Жилищного кодекса РФ, а также в нормативных актах Российской Федерации и ее субъектов (например, в примерных правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений, утвержденных органами исполнительной власти субъектов РФ).

Конституция РФ подчеркивает, что предоставление жилых помещений в случаях, предусмотренных законом, осуществляется как бесплатно, так и за доступную плату, что для малоимущих и других граждан, указанных в законе, означает плату, посильную для этих категорий граждан; соответственно, ее нижний предел должен быть соизмерим с уровнем прожиточного минимума.

Опыт зарубежных стран:

Канада

В Канаде право на жилье стало законом после принятия 21 июня 2019 года Закона о национальной жилищной стратегии. Закон вступил в силу 9 июля 2019 г.

Южная Африка

Соединенные Штаты

В большинстве юрисдикций США право на жилье отсутствует. Исключением является Массачусетс, где семьи (но не бездомные) имеют право на приют. В Калифорнии сбежавшие дети имеют право быть принятыми в приюты для экстренных случаев без согласия родителей. Нью-Йорк также признает право на экстренный приют.

В соответствии со статьей 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Здоровье — это высшее присущее человеку благо, без которого многие другие ценности теряют свое значение. В то же время здоровье — это не только личное, но и социальное явление. Иными словами, не только человек должен заботиться о своем здоровье, но и общество обязано принимать все необходимые меры для содействия сохранению и улучшению самочувствия своих членов, чтобы никто не посягал на здоровье граждан.

Особенностью этого права является также тот факт, что оно принадлежит человеку еще до его рождения, т. е. на стадии эмбрионального развития.

Хотя доступ к медицинским услугам имеет больший процент населения мира, чем к различным денежным пособиям, почти треть населения не имеет доступа к услугам здравоохранения вообще. Для многих необходимые расходы на здравоохранение могут привести к финансовой катастрофе для их домохозяйства, поскольку у них нет адекватной социальной страховой системы защиты здоровья, которая покрывала бы эти расходы.

Здравоохранение, безусловно, является самой сложной из отраслей социального обеспечения. С точки зрения получателя пособия оно включает в себя множество льгот и мер. В то же время со стороны предложения оно связано с важным сектором экономики, имеющим взаимосвязанные финансовые механизмы и экономические интересы.

Социальная охрана здоровья тесно связана с функционированием конкретного экономического сектора — сектора здравоохранения. Это требует комплексного подхода к спросу и предложению на медицинские услуги, наличию
инфраструктуры здравоохранения, а также собственной медицинской рабочей силы, возможностей трудоустройства и административного потенциала.

Ситуация со стороны предложения в значительной степени определяет потенциальный доступ к качественным медицинским услугам в стране.

Во всем мире значительная часть средств на финансирование здравоохранения выплачивается потребителями напрямую в виде платежей поставщикам услуг, таким как медицинские учреждения, врачи, медсестры, фармацевты и т. д. Во многих странах эти платежи осуществляются несмотря на то, что номинально здравоохранение является бесплатным.

В Российской Федерации финансируются федеральные программы по охране и укреплению здоровья населения, принимаются меры по развитию государственных, муниципальных и частных систем здравоохранения, поощряются меры по укреплению здоровья человека, физической культуры и спорта, экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия (часть 2 статьи 41 Конституции РФ).


Первым государством, которое начало внедрение различных социальных льгот, стала Германия. Именно там в 1871 году было впервые введено социальное страхование от несчастных случаев на производстве, в 1880 г. — финансирование медицинской помощи, в 1883 г. — пособия по болезни. Данная практика была положительно воспринята другими европейскими государствами, и уже в 1887 году Австрия переняла этот опыт, как и многие другие страны. В Российской империи создавались школы для малоимущих и детей сирот, а также многие занимались благотворительностью, постепенно проводились социальные реформы во всех областях: образовании, промышленности и т. д.

Социальное равенство — это одна из основных составляющих социального государства, и заключается оно в том, что все граждане имеют одинаковые права и обязанности, а главное — возможности для реализации своих способностей и достижения своих целей. Разумеется, достичь этого крайне сложно, и на то есть разные причины: финансовое состояние государства, наличие каких-либо полезных ископаемых, развитость инфраструктуры в городах и сельских местностях, уровень развития информационных технологий, уровень медицины и т. д. Не во всех странах эти показатели на достаточно высоком уровне для того, чтобы в кратчайшие сроки улучшить жизнь населения, которое иногда превышает не только сотни тысяч, но и десятки миллионов человек [6].

На территории нашего государства запрещены любые ограничения по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Также, в статье 3 Трудового кодекса РФ закреплено, что каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. [3] В статье 136 Уголовного кодекса Российской Федерации закреплена ответственность за нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина независимо от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, совершенное лицом с использованием своего служебного положения [4].

Существует также множество международных актов, которые содержат в себе положения о социальных правах и их защите. В первую очередь, нельзя не сказать о Всеобщей декларации прав человека и гражданина, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 года. В ней содержатся ключевые права и свободы каждого человека на нашей планете, независимо от страны. Также следует упомянуть Конвенцию о правах ребенка, которая подтверждает защиту от всех видов дискриминации и посягательств для детей, и Европейскую социальную хартию, непосредственно закрепляющую право на социальную защиту всех членов общества. Все они созданы для улучшения жизни каждого человека на нашей планете, чтобы никогда не подвергался насилию или посягательству ни один из нас. Так какие же государственные органы ответственны за нарушение наших социальных прав и свобод?

В первую очередь, в соответствии с ч.2 ст.80 Конституции РФ, Президент Российской Федерации является гарантом прав и свобод человека и гражданина. [1] Именно у него есть функция надзора за соблюдением всеми органами и должностными лицами наших прав. Для реализации данных полномочий, Президент РФ использует право вето и право приостановить действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Конституционный суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, применённого или подлежащего применению в конкретном деле [2].

Правительство РФ также выполняет важную роль в защите социальных прав человека и гражданина. Именно нормативно-правовыми актами правительства детализируются основные положения, касающиеся вышеупомянутых прав, и данный вид актов вступает в силу с момента их официального опубликования.

Также существует множество других органов, главной целью работы которых является благополучие населения. Ярким примером является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее МЧС). Основной задачей МЧС является выработка и реализация государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также безопасности людей на водных объектах в пределах компетенции МЧС России [7]. Сотрудники данного ведомства постоянно подвергают свою жизнь опасности ради защиты наших прав на здоровье, медицинскую помощь и благоприятную окружающую среду. Их деятельность помогает сократить количество пострадавших от различных катаклизмов, а также максимально быстро восстановить нормальную обстановку в отдельной местности и на территории страны в целом.

1) здравоохранение — повысить качество оказываемых медицинских услуг, обеспечение государственных гарантий в данной области и др.;

2) физическая культура и спорт — развитие системы массового физического воспитания и т. д.;

3) образование — обеспечение инновационного характера базового образования и повышение его доступности и др.;

4) культура — обеспечение максимальной доступности для граждан РФ культурных благ и т. д. [8]

Также предусматриваются нововведения и во многих других областях.

В заключение, хочется отметить, что в Российской Федерации имеется достаточная нормативно-правовая база для реформирования нынешней социальной системы, которая является основой социальной безопасности страны. Социальная безопасность — это состояние защищенности личности от нарушения ее законных прав и свобод. Она предусматривает проведение государством определенных мер по защите данных прав, а также развитие социальной структуры и системы жизнеобеспечения. Главной целью, которую следует преследовать для обеспечения социальной безопасности — это охрана конституционных прав и свобод каждого проживающего человека на территории нашей страны, а также уменьшение разницы между бедными и богатыми, и увеличение уровня доступности материальных благ для всех в равной степени. Социальная безопасность — залог стабильности общества. А без этого невозможно существование ни одного государства. В условиях усложнившихся внешнеполитических отношений нашему государству крайне необходима благоприятная атмосфера в обществе, так как социальная нестабильность может не только привести к внутренним конфликтам, которые способны ослабить государство, но и может поспособствовать ухудшению внешних отношений с нашими партнерами на мировой арене. Все это указывает на то, что необходимо двигаться по направлениям, указанным в социальной политике РФ, и стараться как можно скорее создать равные условия жизни для всех граждан нашей страны.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, социальное государство, уровень коррупции, государство, гражданин, защита, свобода человека, социальная безопасность, главная цель, гражданская оборона.

Читайте также: