Социальное обеспечение можно охарактеризовать как форму распределения

Обновлено: 01.06.2024

Человеческая жизнь очень хрупка. В процессе жизни каждый человек находится в опасности перед наступлением обстоятельств, которые могут самым непосредственным образом отразиться на состоянии его здоровья и привести к утрате заработной платы - основного источника средств существования

Содержание
Прикрепленные файлы: 1 файл

контрльная по социальному обеспечению (1).docx

  1. Введение………………………………………………………… ……….1
  2. Социальное обеспечение………………………………………………2
  3. Роды и виды социального обеспечения…………………………….
  4. Формы социального обеспечения……………………………………
  5. Заключение…………………………………………………… ………..
  6. Задача……………………………………………………………… …….

Человеческая жизнь очень хрупка. В процессе жизни каждый человек находится в опасности перед наступлением обстоятельств, которые могут самым непосредственным образом отразиться на состоянии его здоровья и привести к утрате заработной платы - основного источника средств существования. К таким обстоятельствам относятся: болезнь, старость, инвалидность, потеря кормильца и другие. Преодолеть их самостоятельно во многих случаях невозможно, поскольку они предопределены объективными социально-экономическими условиями, тесно связаны с производственной деятельностью, практически не зависят от воли отдельного человека. Но они прямо влияют на социальную стабильность общества, поэтому государство принимает на себя определенную долю ответственности за их наступление и создает систему социальной защиты, предоставляет государственные пенсии, социальные пособия и услуги. Под социальной защитой в широком смысле понимают деятельность государства, направленную на обеспечение процесса формирования и развития полноценной личности, на выявление и нейтрализацию негативных факторов, воздействующих на личность, на создание условий для самоопределения и утверждения в жизни.

Понятие социального обеспечения тесно увязывается с понятием социальной защиты, под которой понимается конкретная социальная политика государства, стремящаяся правовыми мерами обеспечить удовлетворительное или безбедное существование тем группам населения, которые находятся в особо сложном материальном положении и неспособны без внешней поддержки улучшить его. Взаимосвязь социальной защиты и социального обеспечения более объективно выявляется на базе международ-

ного опыта правового регулирования обеих этих общественных категорий.

Необходимо также отметить, что систему социального обеспечения следует рассматривать как составную часть государственной системы социальной защиты населения, которая помимо социального обеспечения включает гарантии по охране труда, здоровья и окружающей природной среды, минимальной оплате труда и другие меры, необходимые для нормальной жизнедеятельности человека и функционирования государства.

Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. В данной норме в общем виде отражены целевые установки и задачи, с решением которых связывается обеспечение достойных условий жизни для всех членов общества и создание, равных и справедливых возможностей для развития каждой конкретной личности. Достижение данных целей составляет содержание социальной функции государства, реализуемой в рамках его социальной политики на основе нормативного и организационного механизмов. Социальная политика, направленная на реализацию конституционных установок по обеспечению достойной жизни и свободного развития человека и общества, является достаточно широкой категорией. Важным системообразующим ее элементом является социальное обеспечение, представляющее собой комплексный государственный, правовой и общественный институт, выступающий в качестве формы распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей нуждающихся в этом членов общества.

Другими словами, социальное обеспечение — это форма распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личностных потребностей (физических, социальных, интеллектуальных) стариков, больных, детей, иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе на страховой основе, или ассигнований государства в случаях и на условиях, установленных законом (по Р.И. Ивановой).

Право российских граждан на социальное обеспечение конкретизируется в ст. 39 Конституции. В ней говорится, что каждому гражданину Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Социальное обеспечение является выражением социальной политики государства на данном этапе его развития. Изменение социальных приоритетов неизбежно влечет за собой и изменения в содержании понятия социального обеспечения. Россия должна проводить социальную политику такого уровня, который закреплен в международных актах, ратифицированных нашей страной. Формирование современной российской государственной системы социального обеспечения происходит на основе учета основных положений международных норм. К ним относятся, прежде всего, Всеобщая декларация прав и свобод челове-

ка и гражданина (1948), а также Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина (1973).

Следовательно, социальное обеспечение - это форма выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств госбюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества. Социальное обеспечение, как особый социальный институт государства, является гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков.

По источникам и способам формирования специальных социальных фондов, а также в зависимости от органов, осуществляющих социальное обеспечение, и соответствующей нормативной базы выделяют различные роды, виды

и формы социального обеспечения.

3.Роды и виды социального обеспечения

Основаниями для классификации социально-обеспечительных явлений могут быть различные критерии: круг обеспечиваемых лиц; источники и способы формирования фондов для финансирования соответствующих мероприятий; условия и размеры обеспечения субъектов; органы, предоставляющие обеспечение и другие. Анализ нормативных правовых актов и литературы по теории и практике социального обеспечения позволил с уверенностью смоделировать структуру социального обеспечения как совокупность, делящуюся на роды только по одному основному критерию (основанию). Этим критерием определен особенный круг физических лиц, имеющих право на конкретный вид социального обеспечения.

В соответствии с названным критерием выделены следующие роды социального обеспечения:

1) социальное страхование;

2) государственное пенсионное обеспечение;

3) социальная поддержка;

4) социальная помощь;

5) социальное обслуживание.

Каждый из выделенных родов социального обеспечения, кроме того, делится на виды, обладающие специальным правовым статусом, такие как:

  • пенсии,
  • пособия,
  • субсидии,
  • единовременные денежные выплаты,
  • компенсационные выплаты,
  • социальные услуги и т.д.

Критериями внутриродового деления социального обеспечения стали юридический факт и конкретные материальные блага.

Ст. 8 Закона от 16 июля 1999 г.( (в ред. Федеральных законов от 31.12.2002 N 190-ФЗ, от 23.12.2003 N 185-ФЗ, от 05.03.2004 N 10-ФЗ) в рамках социального страхования определяет, в частности, следующие виды страхового обеспечения:

1) оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;

2) пенсия по старости;

3) пенсия по инвалидности;

4) пенсия по случаю потери кормильца;

5) пособие по временной нетрудоспособности;

6) пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием;

7) пособие по беременности и родам;

8) ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

9) пособие по безработице;

10) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

11) единовременное пособие при рождении ребенка;

12) пособие на санаторно- курортное лечение;

13) социальное пособие на погребение;

14) оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.

2)Государственное пенсионное обеспечение. Определение в качестве рода социального обеспечения данного социально-обеспечительного явления стало возможным в связи с принятием в рамках пенсионной реформы в декабре 2001 г. специального пакета законов.

В результате пенсионное обеспечение разделилось на два самостоятельных блока:

Указанными законами было установлено, что государственное пенсионное обеспечение распространяется только на следующие категории граждан:

1) лиц, находящихся на службе у государства и занимающихся специфической деятельностью (федеральные государственные служащие, военнослужащие и лица, приравненные к ним по пенсионным правам) и

2) лиц, требующих особого попечения со стороны государства.

В соответствии со ст. 5 Закона от 15 декабря 2001 г. назначаются следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению:

  1. пенсия за выслугу лет;
  2. пенсия по старости;
  3. пенсия по инвалидности и социальная пенсия;
  4. пенсия по случаю потери кормильца.

3)Социальная поддержка. Для выделения социальной поддержки в качестве рода социального обеспечения критерием стал обособленный круг лиц, получивших на основании Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ и других нормативных правовых актов право на социальную поддержку за счет средств РФ или субъекта Федерации. В этот круг, например, Законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ включены все лица, которые до 31 декабря 2004 г. включительно имели право на натуральные льготы. Если субъектами обеспечения по социальному страхованию являются застрахованные лица, то субъектами социальной поддержки являются лица, специально выделенные государством для такой поддержки, причём независимо от факта застрахованности и социальной недостаточности. Таким образом, социальная поддержка, как род социального обеспечения – это совокупность мер, обеспечивающая социальные гарантии лицам, указанным в федеральных законах и законах субъектов РФ с целью повышения их социально-экономического статуса без учёта фактов застрахованности и социальной недостаточности этих лиц.

При этом под социальной недостаточностью нужно понимать уровень среднедушевого дохода ниже прожиточного минимума.

Видами социальной помощи категориям граждан, указанным в законе, являются:

Читайте также: