Соблюдаются ли нормы международного права в войне на украине

Обновлено: 02.07.2024

\u0421\u0435\u0439\u0447\u0430\u0441 \u043f\u0440\u043e\u0438\u0441\u0445\u043e\u0434\u0438\u0442 \u043e\u0433\u0440\u043e\u043c\u043d\u043e\u0435 \u043a\u043e\u043b\u0438\u0447\u0435\u0441\u0442\u0432\u043e \u0432\u043e\u043e\u0440\u0443\u0436\u0435\u043d\u043d\u044b\u0445 \u043a\u043e\u043d\u0444\u043b\u0438\u043a\u0442\u043e\u0432.

\u041d\u0430\u043f\u0440\u0438\u043c\u0435\u0440: \u0432\u043e\u043e\u0440\u0443\u0436\u0435\u043d\u043d\u044b\u0439 \u043a\u043e\u043d\u0444\u043b\u0438\u043a\u0442 \u043d\u0430 \u0414\u043e\u043d\u0431\u0430\u0441\u0441\u0435, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0439 \u0438\u043c\u0435\u0435\u0442 \u0441\u0442\u0430\u0442\u0443\u0441 \u0430\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e\u0433\u043e, \u043f\u043e\u0442\u043e\u043c\u0443 \u0447\u0442\u043e \u0441\u0442\u043e\u043b\u043a\u043d\u043e\u0432\u0435\u043d\u0438\u044f \u043c\u0435\u0436\u0434\u0443 \u0441\u0442\u043e\u0440\u043e\u043d\u0430\u043c\u0438 \u043a\u043e\u043d\u0444\u043b\u0438\u043a\u0442\u0430 \u043f\u0440\u043e\u0438\u0441\u0445\u043e\u0434\u044f\u0442 \u0440\u0435\u0433\u0443\u043b\u044f\u0440\u043d\u043e; \u0432 \u041d\u0430\u0433\u043e\u0440\u043d\u043e\u043c \u041a\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0445\u0435 \u0434\u043e \u0441\u0438\u0445 \u043f\u043e\u0440 \u043f\u0440\u043e\u0438\u0441\u0445\u043e\u0434\u044f\u0442 \u043b\u043e\u043a\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u0441\u0442\u043e\u043b\u043a\u043d\u043e\u0432\u0435\u043d\u0438\u044f; \u0432 \u0421\u0438\u0440\u0438\u0438 \u0438\u0434\u0435\u0442 \u0432\u043e\u0439\u043d\u0430 \u0441 \u043e\u0433\u0440\u043e\u043c\u043d\u044b\u043c \u043a\u043e\u043b\u0438\u0447\u0435\u0441\u0442\u0432\u043e\u043c \u0441\u0443\u0431\u044a\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432; \u0432 \u0418\u0440\u0430\u043a\u0435 \u0438\u0434\u0435\u0442 \u0431\u043e\u0440\u044c\u0431\u0430 \u0441 \u0442\u0435\u0440\u0440\u043e\u0440\u0438\u0441\u0442\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u043c\u0438 \u043e\u0440\u0433\u0430\u043d\u0438\u0437\u0430\u0446\u0438\u044f\u043c\u0438; \u0432 \u041b\u0438\u0432\u0438\u0438 - \u0438\u0434\u0435\u043d\u0442\u0438\u0447\u043d\u0430\u044f \u0441\u0438\u0442\u0443\u0430\u0446\u0438\u044f; \u0442\u043e\u0436\u0435 \u0441\u0430\u043c\u043e\u0435 \u0432 \u0419\u0435\u043c\u0435\u043d\u0435 \u0438 \u043d\u0430 \u0421\u0438\u043d\u0430\u0439\u0441\u043a\u043e\u043c \u043f\u043e\u043b\u0443\u043e\u0441\u0442\u0440\u043e\u0432\u0435; \u0441 2015 \u0433\u043e\u0434\u0430 \u0432 \u043e\u0431\u043e\u0441\u0442\u0440\u0435\u043d\u043d\u043e\u043c \u0441\u043e\u0441\u0442\u043e\u044f\u043d\u0438\u0438 \u043d\u0430\u0445\u043e\u0434\u0438\u0442\u0441\u044f \u0442\u0443\u0440\u0435\u0446\u043a\u043e-\u043a\u0443\u0440\u0434\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043a\u043e\u043d\u0444\u043b\u0438\u043a\u0442; \u0418\u043d\u0434\u0438\u044f \u0438 \u041f\u0430\u043a\u0438\u0441\u0442\u0430\u043d \u0432\u043e\u044e\u044e\u0442 \u0438\u0437-\u0437\u0430 \u041a\u0430\u0448\u043c\u0438\u0440\u0430; \u0442\u0435\u0440\u0440\u043e\u0440\u0438\u0441\u0442\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0435 \u0430\u0442\u0430\u043a\u0438 \u0432 \u041b\u0438\u0432\u0430\u043d\u0435 \u0438 \u0432 \u0410\u0444\u0433\u0430\u043d\u0438\u0441\u0442\u0430\u043d\u0435; \u0440\u0435\u043b\u0438\u0433\u0438\u043e\u0437\u043d\u044b\u0439 \u043a\u043e\u043d\u0444\u043b\u0438\u043a\u0442 \u0432 \u041c\u044c\u044f\u043d\u043c\u0435; \u042e\u0436\u043d\u044b\u0439 \u0422\u0430\u0439\u043b\u0430\u043d\u0434 \u0431\u043e\u0440\u0435\u0442\u0441\u044f \u0441 \u0442\u0435\u0440\u0440\u043e\u0440\u0438\u0441\u0442\u0430\u043c\u0438; \u0423\u0439\u0433\u0443\u0440\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043a\u043e\u043d\u0444\u043b\u0438\u043a\u0442 \u043c\u043e\u0436\u0435\u0442 \u0445\u0430\u0440\u0430\u043a\u0442\u0435\u0440\u0438\u0437\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c\u0441\u044f \u043a\u0430\u043a \u0432\u043e\u043e\u0440\u0443\u0436\u0435\u043d\u043d\u044b\u0439 \u0438\u0437-\u0437\u0430 \u0442\u0435\u0440\u0440\u043e\u0440\u0438\u0441\u0442\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0445 \u0430\u0442\u0430\u043a \u0443\u0439\u0433\u0443\u0440\u043e\u0432; \u0424\u0438\u043b\u0438\u043f\u043f\u0438\u043d\u044b \u0432\u043e\u044e\u044e\u0442 \u0441 \u0442\u0435\u0440\u0440\u043e\u0440\u0438\u0441\u0442\u0430\u043c\u0438; \u0438 \u044d\u0442\u043e \u0435\u0449\u0435 \u043d\u0435 \u0432\u0441\u0435 \u043a\u043e\u043d\u0444\u043b\u0438\u043a\u0442\u044b. \u041d\u0430 \u0441\u0430\u043c\u043e\u043c \u0434\u0435\u043b\u0435, \u043a\u043e\u043d\u0444\u043b\u0438\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0433\u043e\u0440\u0430\u0437\u0434\u043e \u0431\u043e\u043b\u044c\u0448\u0435.

\u0415\u0441\u0442\u0435\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e, \u043d\u0438 \u0432 \u043e\u0434\u043d\u043e\u043c \u0438\u0437 \u044d\u0442\u0438\u0445 \u0432\u043e\u043e\u0440\u0443\u0436\u0435\u043d\u043d\u044b\u0445 \u043a\u043e\u043d\u0444\u043b\u0438\u043a\u0442\u043e\u0432 \u043d\u0435 \u0441\u043e\u0431\u043b\u044e\u0434\u0430\u044e\u0442\u0441\u044f \u043d\u043e\u0440\u043c\u044b \u043c\u0435\u0436\u0434\u0443\u043d\u0430\u0440\u043e\u0434\u043d\u043e\u0433\u043e \u043f\u0440\u0430\u0432\u0430. \u0410 \u043d\u0435 \u0441\u043e\u0431\u043b\u044e\u0434\u0430\u0435\u0442\u0441\u044f \u043e\u043d\u043e, \u043a\u0430\u043a \u043c\u0438\u043d\u0438\u043c\u0443\u043c, \u0432 \u0442\u0440\u0435\u0445 \u043f\u0443\u043d\u043a\u0442\u0430\u0445: \u0430) \u043f\u043e\u0433\u0438\u0431\u0430\u044e\u0442 \u0433\u0440\u0430\u0436\u0434\u0430\u043d\u0441\u043a\u0438\u0435, \u0431) \u0438\u0441\u043f\u043e\u043b\u044c\u0437\u0443\u0435\u0442\u0441\u044f \u0438 \u043e\u0441\u043a\u043e\u043b\u043e\u0447\u043d\u043e\u0435 \u0438 \u0445\u0438\u043c\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u043e\u0435 \u043e\u0440\u0443\u0436\u0438\u0435, \u0432) \u0440\u0430\u0437\u0440\u0443\u0448\u0430\u044e\u0442\u0441\u044f (\u0431\u0435\u0437\u0432\u043e\u0437\u0432\u0440\u0430\u0442\u043d\u043e) \u043f\u0430\u043c\u044f\u0442\u043d\u0438\u043a\u0438 \u043a\u0443\u043b\u044c\u0442\u0443\u0440\u044b (\u0421\u0438\u0440\u0438\u044f - \u0441\u0430\u043c\u044b\u0439 \u043a\u043b\u0430\u0441\u0441\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043f\u0440\u0438\u043c\u0435\u0440) ">]" data-test="answer-box-list">

Содружество Ветеранов Ополчения Донбасса

…И его когда-нибудь достанет правосудья длинная рука

Начнем с ближайшего нам российского уголовного законодательства.

opp01

В последние месяцы возникали разнообразные слухи и проекты об изменении российского законодательства ради более четкого отграничения наемников от добровольцев, однако на практике все эти инициативы пока не ушли дальше маниловских прожектов.

opp02

Говоря о наемничестве, нам придется затронуть более широкую проблему признания человека комбатантом, то есть воюющим, а также проблему прав военнопленных. Связанные с этими вопросами неувязки регулярно возникают в современном мире, где одну, а то и обе сражающиеся стороны регулярно представляют разнообразные формирования с неясным статусом, подчиняющиеся часто непризнанным правительствам.

а) специально завербовано на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте;

b) принимая участие в военных действиях, руководствуется главным образом желанием получить личную выгоду и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и функции, входящим в личный состав вооруженных сил данной стороны;

с) не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;

d) не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте;

е) не направлено государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в личный состав его вооруженных сил.

Обратим внимание, что для признания наемником нужна совокупность всех перечисленных признаков. То есть недостаточно просто не быть гражданином страны, не вовлеченной в конфликт, или не входить в состав вооруженных сил одной из сторон, требуется именно удовлетворять всем сказанным признакам. Что важно, данная конвенция оговаривает отдельно: лицо, подозреваемое в наемничестве, не становится вне закона. Статья 11 недвусмысленно указывает:

Любому лицу, в отношении которого осуществляется судебное разбирательство в связи с любым из преступлений, указанных в настоящей Конвенции, гарантируется на всех стадиях разбирательства беспристрастное обращение и все права и гарантии, предусмотренные законодательством соответствующего государства. Необходимо обеспечивать учет применимых норм международного права.

opp03

Здесь автор вынужден сделать замечание от себя: определение ООН зримо несовершенно. Необходимость доказывания обогащения в качестве основной цели наемника делает крайне шаткой позицию обвинения в подавляющем большинстве случаев. Даже настоящему отпетому ландскнехту (собственно, тем более — отпетому ландскнехту) ничего не стоит заявить, будто он сражался за религиозные убеждения, из сочувствия угнетенным народам, притесняемым классам и т. д. и т. п., а жалование, составляющее годовой бюджет небольшой африканской страны — лишь неожиданное приятное дополнение. Пробить такую линию защиты в беспристрастном суде может оказаться крайне затруднительно. Впрочем, позиция ООН именно такова, и сомнительно, что в ближайшие годы она радикально изменится.

Помимо Конвенции ООН, статус наемника регламентирует Дополнительный протокол I к Женевским конвенциям 1949 года. Данный правовой акт действительно признает, что наемник не вправе рассчитывать на статус военнопленного (статья 47), но, как мы уже установили, признать кого бы то ни было наемником можно только через суд, а данная процедура обставлена рядом требований, в том числе необходимостью извещения ООН. Фактически эта оговорка нужна именно для обоснования уголовного преследования наемника, в отличие от честного пленного, который не может быть осужден просто по факту участия в боевых действиях. Пленный и осужденный преступник — положения принципиально разные, но отсутствие права на преимущества статуса пленника войны вовсе не позволяет пытать кондотьера, топить в выгребной яме или отправлять в штаб к Духонину даже после соответствующей юридической процедуры.

opp0

Право обезоруженного

Определившись с вопросом о том, кто такой наемник и каким образом должен быть установлен его статус, перейдем к вопросу о том, кто, собственно, признается воюющим и кто имеет права на обращение с собой в соответствии с международными правовыми актами об улучшении участи попавших во вражеские руки. Интуитивно понятно, что комбатантами, т. е., воюющими, являются военнослужащие регулярных армий. Однако уже в начале ХХ века, когда закладывались основы современного писаного права вооруженных конфликтов, все прекрасно понимали, что ситуации на войне бывают весьма разнообразными. Один из ключевых документов, определяющих правовое положение воюющих — это Гаагская конвенция 1907 года о законах и обычаях ведения сухопутной войны. Статья 1 Конвенции указывает:

Военные законы, права и обязанности применяются не только к армии, но также к ополчению и добровольческим отрядам, если они удовлетворяют всем нижеследующим условиям:

1) имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных;

2) имеют определенный и явственно видимый издали отличительный знак;

3) открыто носят оружие;

4) соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны.

Ополчение или добровольческие отряды в тех странах, где они составляют армию или входят в ее состав, понимаются под наименованием армии.

opp05

Положение армий непризнанных правительств раскрывает также Женевская конвенция 1949 года об обращении с военнопленными и дополнительные протоколы к ней. Статья 4 Конвенции описывает в подробностях, кто является военнопленным и, среди прочего, сообщает нам, что к таковым относится:

П. 3: Личный состав регулярных вооруженных сил, считающих себя в подчинении правительства или власти, не признанных держащей в плену державой.

Статья 43 упомянутого выше Дополнительного протокола I к Женевской конвенции более подробна:

Вооруженные силы стороны, находящейся в конфликте, состоят из всех организованных вооруженных сил, групп и подразделений, находящихся под командованием лица, ответственного перед этой стороной за поведение своих подчиненных, даже если эта сторона представлена правительством или властью, не признанными противной стороной. Такие вооруженные силы подчиняются внутренней дисциплинарной системе, которая, среди прочего, обеспечивает соблюдение норм международного права, применяемых в период вооруженных конфликтов.

В следующей статье указано, что любой комбатант, как это определено в статье 43, который попадает во власть противной стороны, является военнопленным.

Применение Дополнительного протокола I к событиям в Донбассе может встретить то возражение, что конфликт является внутриукраинским. Вопрос о статусе данного конфликта, как внутреннего или международного, на сей момент дискуссионный. Однако в отношении повстанцев, безусловно, действует Дополнительный протокол II. Данный протокол касается внутренних конфликтов. В его сферу действия входят столкновения между вооруженными силами и организованными вооруженными группами, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью ее территории, который позволяет им осуществлять непрерывные и согласованные военные действия. Отвечают ли данным критериям ДНР и ЛНР? Несомненно.

Этот Протокол исходит из тех же гуманитарных принципов, что и предыдущий. Статья 4 Протокола указывает, что все лица, не принимающие непосредственного участия или прекратившие принимать участие в военных действиях (то есть, в том числе, пленные), имеют право на уважение своей личности, своей чести и своих убеждений. При всех обстоятельствах с ними надлежит обращаться гуманно. В статьях 5 и 6 этого же протокола указывается тот минимум прав, которым пользуются участники повстанческих формирований.

Таким образом, исходя из буквального толкования норм Женевской конвенции об обращении с военнопленными, дополнительных протоколов к ней, а также Гаагской конвенции о законах и обычаях ведения сухопутной войны, чтобы признавать захваченного бойца военнопленным, не требуется признания правительства, которое он представляет, и боец вправе рассчитывать на соблюдение по отношению к себе законов и обычаев войны даже в тех случаях, когда он представляет повстанческую группировку.

opp06

Любопытно, кстати, что, говоря о текущем конфликте, обе стороны апеллируют к международно-правовым нормам, и, более того, к обеим сторонам адресуются международные правозащитные организации, призывая соблюдать законы и обычаи войны. Так, нашумевший парад пленных в Донецке вызвал порицание Human Rights Watch, причем правозащитники апеллировали именно к Женевской конвенции. К ней же апеллировали представители Министерства обороны Украины. Согласимся, что требовать соблюдения Женевской конвенции можно только от стороны, которая признается воюющей. Представители Новороссии, по понятным причинам, не имеют возможности подписать соответствующие международно-правовые документы, но как таковая апелляция противной стороны к нормам международного гуманитарного права в конфликте может считаться признанием.

opp07

Война на Украине ведется достаточно жесткими методами. Стороны пока не дошли до степени ожесточения, характерной, например, для балканских войн 90-х годов или конфликта в Карабахе, однако в течение всего конфликта положение дел менялось только к худшему. Жесты доброй воли, когда захваченного стрелковцами вертолетчика просто отдали украинцам назад, довольно скоро сменились суровым отношением, а зачастую и откровенным издевательством. Кроме правовых доводов и страха Божия, любителей сломать кому-нибудь лицо должно остановить хотя бы то соображение, что в плен попадают представители обеих стороны. Кровью написаны не только полевые уставы, но и обычаи, и право вооруженных конфликтов. И едва ли кто-либо выиграет от превращения войны в Донбассе в схватку махновцев с петлюровцами.


Пять лет назад в Киеве произошел государственный переворот: после демонстраций и поджогов толпа захватила ряд государственных учреждений, включая здание администрации и резиденцию конституционно избранного Президента Украины В.Януковича. Среди охраны Президента Украины, защищавшей его резиденцию от незаконного захвата, были убитые и раненые 1 . Исполнять обязанности Президента Украины стал один из лидеров путчистов - А.Турчинов, хотя выборов главы государства Украины при этом не проводилось.

Coup d’Etat в Киеве привел прежде всего к главенствующей роли США в управлении Украиной, чего раньше - ни в период Российской империи, ни в период СССР - не было.

Силовая замена в Киеве конституционно избранного главы государства (В.Януковича) на неконституционного (А.Турчинова) непосредственно затронула национальные интересы России. С XVII века до 1917 года русские и украинцы существовали, как известно, в рамках единого государства - Российской империи. В период СССР границы между РСФСР и УССР не имели международно-правового значения: это были административные границы. После распада СССР возникшие на их месте независимые государства - члены ООН (Россия и Украина) продолжали поддерживать тесные экономические и иные связи. Стратегическим интересам и России, и Украины объективно отвечала дальнейшая интеграция, в том числе путем совместного участия в Таможенном союзе.

В таком контексте неудивительно, что Москва расценила дирижируемый США силовой захват власти главы государства в Киеве как затрагивающий ее жизненные интересы.

Деятельность США в период протестных акций
в Киеве: базовые факты

Резкий демарш США вызвало озвученное Президентом Украины В.Януковичем в ноябре 2013 года решение отказаться от подписания Соглашения об ассоциации Украины и ЕС. Данное решение было принято в полном соответствии с нормами международного и национального права, оно представляло собой внутриукраинское решение, отнесенное к внутренней компетенции главы украинского государства. Это не помешало, однако, Соединенным Штатам Америки отреагировать негативно - отменить участие госсекретаря Дж.Керри в мероприятии по линии ОБСЕ в Киеве 23 ноября 2013 года. Еще более юридически значимые факты вмешательства в 2013-2014 годах США в дела, входящие во внутреннюю компетенцию Украины, сводятся к следующему:

- вовлеченность США в силовое отстранение от власти конституционно избранного Президента Украины В.Януковича подтвердила и опубликованная 7 февраля 2014 года запись телефонного разговора В.Нуланд с американским послом в Киеве Дж.Пайеттом*. (*Отметим, что подлинность записи этого разговора не была опровергнута властями США.) Два высокопоставленных представителя администрации США без тени смущения обсуждали будущую конфигурацию власти в Киеве после свержения Президента В.Януковича. Примечательно, что озвученное в той беседе базовое назначение через несколько недель было в точности реализовано: А.Яценюк действительно стал премьер-министром Украины;

- США непосредственно дирижировали ходом выработки оппозиционерами соглашения с Президентом Украины; инструктировали оппозиционеров; оказывали давление на Президента Украины с целью заключения такого соглашения: оно 21 февраля 2014 года было действительно подписано В.Януковичем. Соглашение предусматривало решение спора с оппозицией в конституционном русле, в том числе и досрочные выборы Президента Украины. Гарантами соглашения выступили, кстати, министры иностранных дел Германии, Польши и Франции. Но уже после подписания этого соглашения произошел силовой захват путчистами резиденции Президента Украины, с убийствами бойцов государственной охраны президента. Но США отказались признать факт нарушения оппозиционерами соглашения; напротив, США молниеносно признали как легитимного и. о. Президента Украины А.Турчинова, притом что путч явно нарушил Конституцию Украины, а власть путчистов оказалась не в состоянии реально осуществлять управление некоторыми областями страны, прежде всего в Крыму и Донбассе (там силовой захват в Киеве резиденции Президента Украины не признан легитимным).

Международно-правовая квалификация действий одного государства, составляющих вмешательство во внутренние дела другого государства

В отличие от этого, в современном международном праве, стержнем которого является Устав ООН, принцип невмешательства во внутренние дела государства - в ряду основных. Он тесно связан с другими основными принципами международного права (ст. 1 и 2 Устава ООН), такими как суверенное равенство государств, добросовестное выполнение международных обязательств, решение споров мирными средствами и др. Принцип невмешательства во внутренние дела государства нацелен на обеспечение юридического равенства государств-суверенов, фактические военные, экономические и иные возможности которых различны, порой значительно 17 .

В Декларации о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета 1965 года, в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций 1970 года, в Декларации о недопустимости интервенции и вмешательства во внутренние дела государств 1981 года уточнено содержание принципа невмешательства во внутренние дела государств, сфера его действия, объекты и субъекты. Общеизвестно, что резолюции ГА ООН не носят обязательного характера. В то же время, как не раз отмечено в международно-правовой науке, те из них, в которых дано толкование принципов и норм международного права и которые приняты единогласно, выходят за рамки рекомендаций, обретая больший юридический вес 18 , свидетельствуя о нарождающейся или сформировавшейся обычной норме международного права.

При этом следует согласиться с профессором Н.Ушаковым в том, что существуют вопросы внутренней компетенции государства, затрагивающие его жизненно важные интересы, которые не могут быть изъяты из его исключительного ведения: такие, например, как поддержание исторически сложившегося национального строя, обеспечение правопорядка на территории государства 23 . Утрата государством права выполнять такие внутренние функции фактически означала бы утрату права такого государства реализовать свой суверенитет - то есть свойство, имманентное государству.

Вменение США вины за нарушение обязательств по ст. 2(7) Устава ООН

Ниже - в контексте ранее приведенных фактов, а также разъяснения выше содержания принципа невмешательства во внутренние дела государства - обосновывается, почему деятельность США накануне и в период государственного переворота в Киеве составляет нарушение США международного права.

Во-вторых, как противоправное вмешательство во внутренние дела Украины следует рассматривать оказанную США поддержку организаторам государственного переворота.

Выше было показано, что международное право запрещает организацию, разжигание, финансирование, подстрекательство или допущение деятельности, направленной на нарушение конституционного строя другого государства; запрещается и вмешательство во внутриполитическую борьбу, даже если речь бы шла не о неконституционной замене Президента В.Януковича ставленником США А.Турчиновым, а действительно о революции, о замене одного социального строя на другой 27 .

Действия, которые совершали США на Украине, могли быть правомерными только в том случае, если бы на то было соответствующее решение Совета Безопасности ООН - единственного органа, уполномоченного санкционировать принудительные действия согласно Главе VII Устава ООН. Но тогда, понятно, это были бы совершенно иные действия - и по содержанию, и по субъектам. Совет Безопасности ООН не принимал такого решения по Украине.

В-четвертых, нарушением норм Устава ООН о недопустимости вмешательства во внутренние дела государства является определение Вашингтоном А.Яценюка как главы нового кабинета министров Украины, причем в то время, когда конституционно избранный Президент Украины В.Янукович исполнял свои государственные функции.

В-пятых, бесспорно следует квалифицировать как грубое нарушение США ст. 2(7) Устава ООН руководство Посольством США в Киеве действиями путчистов-оппозиционеров, что с документальной точностью по дням описано, как было показано, бывшим премьер-министром Украины Н.Азаровым 28 .

Некоторые из приведенных нами фактов неправомерного вмешательства США во внутренние дела Украины в 2013-2014 годах уже озвучивались российскими экспертами на международных площадках, в том числе одним из авторов этой статьи - в 2018 году в стенах европейских учреждений ООН в Женеве, а также в Брюсселе, перед послами государств - членов НАТО. И все же, как представляется, было бы целесообразно подумать о формировании широкой международной следственной комиссии по установлению всех обстоятельств государственного переворота в Киеве, прежде всего фактов вмешательства администрации Б.Обамы во внутренние дела Украины в 2013-2014 годах.

Конечно, ни США, ни их союзники по НАТО не согласятся участвовать в такой международной следственной комиссии. Но ее могут создать такие международные объединения, как ШОС, ОДКБ, СНГ, БРИКС: государства - члены этих организаций не заинтересованы в организации спецслужбами США новых государственных переворотов - уже в их странах, по тому сценарию, который успешно провели США при замене конституционно избранного Президента В.Януковича назначенным главой государства А.Турчиновым. В рамках работы такой международной следственной комиссии можно было бы аккумулировать информацию и затем опубликовать международный доклад об установленных фактах противоправного вмешательства США во внутриукраинские события в 2013-2014 годах, приведшего к государственному перевороту.

1 Азаров Н. Украина на перепутье. Записки премьер-министра. М.: Вече, 2015. С. 474-475.

7Coercive Diplomacy, Sanctions and International Law (Documents of the International Conference organized by the Istituto Affari Internazionali (Rome). P. 25.

9То, что действия России ни на одном из этапов не шли вразрез с нормами международного права, показано в статье: Воронин Е.Р., Кулебякин В.Н., Николаев А.В. Государственный переворот в Киеве в феврале 2014 г.: международно-правовые оценки и последствия // Московский журнал международного права. 2015. №1.

10 Соловьев Э.Г. Указ. соч.

11 Азаров Н. Указ. соч. С. 479.

12 Biden J. Promise Me, Dad: A Year of Hope, Hardship, and Purpose. Macmillan, 2017. Р. 55.

15 Интервью американскому журналисту Чарли Роузу для телеканалов CBS и PBS…

16 Ушаков Н.А. Невмешательство во внутренние дела государств. М.: Международные отношения, 1971. С. 4.

17 Shaw M.N. International Law. 6th edition. Cambridge, 2008. P. 213.

19 Shaw M.N. International Law. 8th edition. Cambridge University Press, 2017. P. 485.

21 Довгань Е. К вопросу о соотношении принципа невмешательства во внутренние дела государств и государственного суверенитета // Белорусский журнал международного права и международных отношений. 2002. №3. С. 35.

22 Crawford J. Brownlie’s Principles of Public International Law. 8th edition. Oxford University Press, 2012. P. 453.

24 Там же. С. 53-54.

26 Shaw M.N. International Law. 6th edition. Cambridge, 2008. P. 273-276.

27 Corten O. La rebellion et le droit international: le principe de neutralité en tension. Académie de droit international de la haye. 2015. P. 21-25.

29 Мостовец А.Н. Американские концепции отрицания суверенитета государств и принципа невмешательства. / Нарушения США норм международного права. Отв. ред. М.М.Аваков. М.: Международные отношения, 1984. С. 37-48.

Доклад ООН о правах человека на Украине. Убийства, аресты, нацистский разгул и языковая дискриминация

Ввиду полного отсутствия на Украине независимых правозащитных организаций, которые бы вели регулярный мониторинг ситуации с правами человека и информировали общественность о результатах, доклады миссии УВПКЧ ООН фактически являются единственным системным источником знания в этой области

Так, на днях был опубликован Обзор ситуации с правами человека в Украине (1 февраля — 30 апреля 2021 года), который в политкорректной форме, но тем не менее без умолчаний показывает катастрофу, заложником которой стало почти все население Украины.

Кто убивает гражданских в Донбассе

В работе миссии ООН есть огромный плюс: международные наблюдатели имеют доступ туда, куда гражданину Украины даже с пресс-картой не попасть. Например, в тюрьмы. Но этот бонус накладывает и весьма существенное ограничение — анонимность. Прочитав доклады ООН, мы получаем данные об общей ситуации, статистику, относительно подробное описание частных случаев нарушения прав человека. Но мы не узнаем фамилий, а значит, не можем оказать помощь пострадавшим. А она нужна.

К миссии ООН в этом смысле претензий быть не может, она добросовестно выполняет свою работу в рамках имеющихся полномочий. Вопрос, скорее, к тем структурам внутри самой Украины, которые имеют ресурсы — как финансовые, так и профессиональные, чтобы наладить системную правозащитную работу, но не делают этого, хотя и сами страдают от волюнтаризма властей. Давайте скажем честно: имеющие возможность худо-бедно защищают сами себя и по остаточному принципу — остальных, и то если защита остальных несет непосредственную выгоду себе. Итог печален.

Вот что нам говорят наблюдатели ООН о преступлениях в отношении граждан Украины со стороны украинских властей за период с 1 февраля по 30 апреля текущего года.

Важно, что аж 78% потерь среди гражданского населения — погибшие вследствие взрыва оставленных ранее мин и не взорвавшихся сразу ручных гранат. Почему не производится разминирование — это вопрос. Если нет такой возможности из-за регулярных обстрелов, значит, соответствующие международные органы должны принудить Украину перестать стрелять. Если речь о чем-то другом, например о нехватке техники и специалистов в ЛДНР, почему нельзя договориться о специальной миссии ООН по разминированию? Надо разбираться. А самое главное — почему бы Украине в качестве гуманитарной инициативы для спасения своих граждан не передать руководству ЛДНР информацию об оставленных ВСУ минных полях? Или украинское правительство и здесь собирается действовать по заветам патронов из США, которые до сих пор не поделились аналогичной информацией с Вьетнамом, где крестьяне периодически продолжают страдать из-за заминированных в 60-70-х годах полей?

Пенсионеры — враги Украины

Киев отказался платить пенсии донбасским пенсионерам

Однако цинизм ситуации заключается даже не в этом. По данным ООН, несколько тысяч человек были оштрафованы за доступ на подконтрольную правительству территорию не через КПВВ в среднем на 1700 грн (60 долларов). Называется, поехали за пенсией и всю ее отдали обратно. Учитывая частые задержания перевозчиков, которые возят людей через линию соприкосновения за пенсиями, по подозрению в финансировании терроризма, такая политика властей (сначала закрыть КПВВ, а потом штрафовать за приезд не через КПВВ), без сомнений, говорит о нежелании выплачивать своим гражданам на неподконтрольной территории их гарантированные законом средства. А без денег, ясное дело, не выжить.

Кроме того, Украина не обеспечила общественным транспортом жителей нескольких населенных пунктов Донецкой и Луганской областей вдоль линии соприкосновения (Болотенное, Крымское, Лобачево, Лопаскино, Сизое и др.), из-за чего 28 человек с симптомами коронавируса не получили медицинскую помощь, а двое (женщина и пожилой мужчина) умерли. Скорая помощь отказалась ехать по вызову из-за плохого состояния дорог и отсутствия гарантий безопасности. Заметьте, это подконтрольные Украине населенные пункты, но и там к гражданскому населению относятся как к врагу на оккупированной территории.

В таком случае нужно вручать повестку на допрос, куда человек сможет прийти с адвокатом, потом (если будут основания) — подозрение, а потом — повестку в суд. О лишении человека свободы до соответствующего решения суда и речи быть не может.

Отмечены оставшиеся безнаказанными нападения праворадикальных группировок на активистов экологического движения и движения по защите прав женщин. Им сжигали автомобили, бросали в дом гранату, а также пытались нанести физические травмы во время шествий в честь Международного женского дня 8 Марта 2021 года в Киеве.

Оппозиционер = госизменник

Украинские реалии. Как в законопроекте по борьбе с дискриминацией узаконили нацизм

Не обойдена вниманием и шестая годовщина со дня убийства журналиста Олеся Бузины. В докладе ООН прямо сказано, что личности подозреваемых установлены еще в 2017 году, но по какой-то причине судебное разбирательство до сих пор не завершено, а его затягивание не только подрывает право на эффективную защиту, но и усиливает чувство незащищенности среди журналистов.

Усиливает, кстати, не зря, поскольку в отчетный период зафиксированы три случая повреждения имущества журналистов как месть за их профессиональную деятельность или редакционную политику их СМИ. Онлайн-угрозы вообще стали обычным явлением.

Впрочем, чтобы защитить языковое меньшинство, надо еще, чтобы оно было. А в плане русскоязычных на Украине с этим все не так просто, поскольку русскоязычные не являются меньшинством, а русские в государственном дискурсе Украины не предусмотрены. Большинство приучили считать себя русскоязычными украинцами, что противоречит научному понятию нации, в котором язык является одним из ключевых параметров.

Таким образом, в деле защиты русских на Украине не менее важной, чем международная поддержка, является и самоорганизация. А русским Украины в этом благородном деле должны оказывать содействие представители всех остальных проживающих на Украине наций, если они хотят жить в демократическом государстве, а не в таком, которое раз за разом общественности показывает миссия ООН в своих докладах.

Читайте также: