Выплачивает ли страховка падение на мотоцикле

Обновлено: 04.07.2024

По общему правилу при наличии договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства требования потерпевшего к нему не предъявляются. Выплачивает ущерб страховая организация, застраховавшая гражданскую ответственность владельца транспортного средства за вред, причиненный им в результате ДТП третьим лицам.

Вместе с тем п. 158 Положения о страховой деятельности (далее — Положение) содержит перечень случаев, на которые действие договора обязательного страхования гражданской ответственности не распространяется.

Для того чтобы обезопасить себя от ответственности по подобным ситуациям, страхователи имеют возможность заключать договоры добровольного страхования каско, по которым страховая организация страхует все без исключения риски причинения вреда транспортному средству.

В случае возмещения как по договору обязательного страхования вреда, так и добровольного к страховой организации в силу п. 325 Положения переходит право требования к непосредственному виновнику. В случае наличия у него договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, который распространяется на страховой случай, страховые организации осуществляют между собой взаимный расчет, не привлекая к этому процессу виновника.

Если же для виновника случай не относится к страховым, в этой ситуации согласно п. 325 Положения страховая организация после выплаты страхового возмещения потерпевшему, заключившему с ней договор каско, получает право требования к непосредственному виновнику, не имеющему договора страхования собственной ответственности от наступления спорного страхового случая.

Пример

В обоснование своих требований истец ссылался на факт совершения ответчиком ДТП (падение груза), которое не относилось к страховым случаям, на которые распространяется страховое покрытие по обязательному страхованию гражданской ответственности . Претензионный порядок урегулирования спора стороны выполнили.

Рассмотрев материалы дела, изучив и оценив представленные сторонами доказательства, экономический суд установил следующее.

Истец и страхователь С. заключили договор добровольного страхования наземных транспортных средств сроком на год. В период действия договора на автомобиль страхователя с автомобиля ответчика при движении упала доска, причинив повреждения. Данный факт подтверждала справка ОГАИ ОВД.

Истец выплатил страховое возмещение страхователю. В связи с этим истец просил суд взыскать с ответчика размер возмещения в качестве своего ущерба, начислив дополнительно сумму процентов за пользование чужими денежными средствами.

В соответствии со ст. 933 ГК вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, обязано возместить в полном объеме лицо, причинившее вред.

В силу п. 325 Положения страховщик имеет право требования в пределах сумм выплаченного страхового обеспечения к юридическому или физическому лицу, ответственному за вред, причиненный жизни или здоровью застрахованного. Исключение составляет случай, когда ответственность за вред несет страхователь застрахованного.

Если ответственность застрахована по договорам добровольного или обязательного страхования, исполнение его обязательства по указанному требованию можно возложить на страховую организацию, застраховавшую ответственность, на условиях договора в пределах страхового возмещения.

Исходя из ст. 855 ГК, если договор имущественного страхования и страхования ответственности не предусматривает иного, к страховщику, выплатившему страховое возмещение, в пределах выплаченной суммы переходит право требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования.

Как следует из п. 158 Положения, не считаются страховыми случаями для целей договоров страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств факты причинения вреда упавшим с транспортного средства грузом, выброшенным из-под колеса предметом либо смонтированным на транспортном средстве механизмом при его функционировании (работа подъемного автокрана, разбрасывателя песка и т.д.). В то же время данный случай является страховым для целей договора добровольного страхования наземных транспортных средств.

Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законодательство или соответствующий законодательству договор не предусматривают иного. Под убытками понимаются в том числе расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение имущества (реальный ущерб) .

Таким образом, ответчик по иску был надлежащим, а сумма требований в части взыскания ущерба — обоснованной. Ненадлежащее исполнение ответчиком денежного обязательства повлекло начисление процентов за пользование чужими денежными средствами в порядке ст. 366 ГК.

Расчет процентов за пользование чужими денежными средствами, произведенный истцом, суд признал обоснованным. В связи с этим удовлетворил исковые требования. Данное решение не обжаловалось и вступило в законную силу.

В завершение следует обратить внимание страхователей на возможность использования такого цивилизованного способа минимизации собственных убытков, как страхование. Это позволит освободить страхователей от рисков, связанных с осуществлением производственной деятельности.

К кому обращаться и кто должен компенсировать ущерб за пострадавшую в аварии машину, если столкновения не было?

После аварии надо не только правильно оценить ущерб, но и найти, с кого его взыскать. Фото: Юрий Смитов / ТАСС

После аварии надо не только правильно оценить ущерб, но и найти, с кого его взыскать. Фото: Юрий Смитов / ТАСС

Так называемые бесконтактные аварии происходят довольно часто. Один водитель не уступил другому дорогу или проехал на красный свет, разворачивался в неположенном месте. Другой, чтобы избежать столкновения, поворачивает, но улетает с дороги. Авария есть, контакта нет. При этом у пострадавших в таких ситуациях водителей возникает масса проблем. Сначала им нужно доказать, что авария произошла по вине другого участника, а потом найти способ взыскать с него ущерб. С кого требовать возмещение ущерба, разъяснил в своем решении Верховный суд.

Итак, некто Сызранов ехал по дороге, как вдруг перед ним начала разворот машина, которой управляла некая Ермоленко. Чтобы избежать столкновения, Сызранов резко крутанул руль, но не справился с управлением, слетел с дороги, перевернулся и врезался в дерево.

ГИБДД установила, что в аварии виновата Ермоленко. Тогда Сызранов обратился в свою страховую компанию за выплатой по прямому возмещению ущерба. Однако страховщик ему в этой выплате отказал, сославшись именно на то, что столкновения двух машин не было.

Сызранов подал в суд на компанию и выиграл его. Суд постановил взыскать со страховщика 370 тысяч рублей в качестве возмещения ущерба и 100 тысяч рублей в качестве штрафа.

Однако страховщик с таким решением не согласился и обратился в апелляционную инстанцию. Но апелляционный суд также встал на сторону пострадавшего и подтвердил решение нижестоящего суда.

Тогда страховщик обратился в Верховный суд. И тот установил, что нижестоящие суды заблуждались в своих решениях.

Согласно пункту 3 статьи 1079 Гражданского кодекса, под взаимодействием источников повышенной опасности понимается не только столкновение транспортных средств, но и иные виды взаимодействия. Даже если не было непосредственного контакта (столкновения) в ДТП, ответственность за причинение вреда все равно лежит на виновнике аварии. То есть решение об отказе в выплате страхового возмещения нельзя признать законным. Именно на это ссылались суды нижних инстанций.

Однако согласно пункту 1 статьи 14 закона об ОСАГО потерпевший предъявляет требование о возмещении вреда своему страховщику только в строго установленных случаях. А именно, когда в результате ДТП вред причинен только транспортным средствам. При этом авария произошла в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств, гражданская ответственность владельцев которых застрахована по ОСАГО.

В данной ситуации страховщик действительно не должен был оплачивать ущерб в соответсвтии с законом об ОСАГО. В этой ситуации Сызранов должен был предъявить требования к страховщику причинителя вреда - виновника ДТП.

Пострадавший при таком бесконтактном ДТП водитель, когда вина другого водителя доказана, без возмещения ущерба не останется. Но за выплатой он должен обращаться не к своему страховщику, а к страховщику виновника аварии.

Лев Воропаев, юрист

- Верховный суд трактует именно понятие взаимодействие (столкновение), приведенное в статье 14.1 закона об ОСАГО, как непосредственное взаимодействие двух транспортных средств (хотя нижестоящие суды со ссылкой на 1079-ю статью ГК РФ высказывали иную позицию). А раз не было непосредственного соприкосновения двух транспортных средств при ДТП, значит, как указывает ВС, не выполняется одно из требований по прямому возмещению убытков (ПВУ) по ОСАГО (ст. 14.1). А поэтому, как опять же заметил ВС, в силу статьи 12 закона об ОСАГО необходимо обратиться в страховую компанию виновника.

Какой русский не любит быстрой езды? Наиболее популярна данная тематика среди мотоциклистов и байкеров. Быстрая езда и другие причины приводят, к сожалению, к автоавариям. Как проводится ремонт мотоцикла по ОСАГО и чем он отличается от обычного, мы подробно обсудим.

сервис мотоцикла

Автогражданка на мотоциклы

Страховка по ОСАГО на мототранспортные средства абсолютно не отличается от обычной, разве только по стоимости. Во-первых, мотоциклы – это такое же средство наземного транспорта, как и любой другой автомобиль. Во-вторых, мотоциклисты, как и остальные водители, разъезжают по дорогам общего пользования, развивая скорость, ничем не уступающую легковым автомобилям и автобусам. Соответственно им необходимо наравне с иными автолюбителями приобретать автогражданку.

Лимит ответственности, который готова взять на себя страховая компания за виновного мотоциклиста, на 2019 год составляет:

  • 400 тыс. руб. за вред, причиненный имуществу потерпевшего участника ДТП:
  • 500 тыс. руб. за вред жизни и здоровью, причиненного каждому пострадавшему от аварии.

Ущерб, превышающий установленный государством максимальный лимит, покрывается финансами инициатора наезда.

Страховой полис необходимо приобретать не только в согласии с требованием государства. Мото и вело транспортные средства являются наиболее уязвимым видом автотранспорта после ГАЗелей. Любое неосторожное движение или несоблюдение правил ДД способно повлечь необратимое столкновение с соседним авто.

Компенсация по ОСАГО

Ранее мы обсудили уязвимость владельцев мототехники в сравнении с другими категориями ТС. Особенно аварийности подвержены молодые водители с небольшим водительским стажем. Начиная с апреля 2017 года, на большинство категорий автотранспорта распространяется следующий алгоритм компенсирования: ремонт вместо денег. Натуральное возмещение в виде направления машины на ремонт относится и к мотоциклам.

Однако денежное перечисление будут получать невиновные байкеры в следующих случаях:

  • Поломки составляют более 80%.
  • Отсутствует дилерский автоцентр для восстановления мототранспорта моложе 2-х лет использования.
  • Страхователь погиб в ДТП, а родственники погибшего не заинтересованы в дальнейшей езде на сломанном мотоцикле.
  • Установлена договоренность между пострадавшим и страховщиком.
  • Невозможно восстановить мототранспортное средство.
  • ЦБ России запретил СК восстановительные работы.

Сумма расчета полученных повреждений будет рассчитываться без учета износа. Несмотря на то, в каком году был выпущен мотоцикл, на СТО вам обязаны устанавливать новые и оригинальные запчасти и детали. Владельцам дорогостоящих байкеров особенно должно радовать это нововведение.

Недостающую сумму, если общий ущерб превысил 400 тысяч рублей, положено требовать с виновника ДТП. Отказ от добровольного восполнения урона с его стороны подтолкнет пострадавшего автолюбителя к обращению в суд.

Когда страховщик недоплачивает?

На современный байкер исходя из количества и стоимости повреждений, вполне может не хватить максимального размера компенсации. Не стоит удивляться, если оценщик от СК станет искусственно занижать реальный урон. В таком случае стоит обращаться к независимому эксперту за справедливой оценкой стоимости поломок. Обращаться рекомендуем только после составленной оценки специалиста, направленного от страховой компании, чтобы увидеть разницу сумм.

Другим способом воздействия на менеджеров отдела по урегулированию убытков – это самостоятельный подсчет издержек на сайте РСА (Российский Союз Автостраховщиков). На официальном сайте РСА есть калькулятор подсчета средств на восстановление автотранспорта. Сославшись на этот сайт и методику единого расчета Центрального Банка России, ваши аргументы подвигнут работников компании к перерасчету.

Недоплата со стороны страховщика способна выражаться при направлении байкера на ремонт. Искусственно занижая имущественный ущерб и перечисляя на р/с автосервиса недостаточную сумму, они провоцируют работников СТО на оказание некачественных услуг. Менять бывшие в употреблении запчасти на поломанные неправомерно.

  • Требовать перерасчета от страховой организации по причине недостаточной оплаты.
  • При отказе страховщика в перерасчете самостоятельно нанимать независимого оценщика повреждений.
  • Гарантия автосервиса на ремонтные работы составляет 6 месяцев. В течение этого срока все претензии по недоделкам или установке б/у деталей направляются к руководству СТО.
  • Существует вариант проверки по качеству ремонтирования в момент составления Акта приема-передачи транспорта на станции ТО. Нанимается независимый эксперт и выявляет все погрешности восстановительных работ. Мототранспорт не забирают с технической станции до тех пор, пока ремонтирование не будет выполнено в согласии с техническими требованиями. Вернуть технику назад после выезда из пределов станции ТО не получится, а доказать причину недоделок будет затруднительно.

Европротокол

Для мототехники при ДТП оформление Европротокола не является исключением. Наряду с другими видами транспорта позволяется оформлять Европротокол без вызова сотрудников ГИБДД при соблюдении следующих условий:

Внимание! При отсутствии страховки у виновника наезда все издержки покрываются из его личных сбережений. В случае отказа с его стороны в добровольном компенсировании, целесообразно подавать иск в суд.

Вывод

Мотоциклисты наиболее подвержены риску попадания в аварии. Поэтому важно грамотно действовать не только в критической ситуации, но и во время оформления страховой выплаты. Рекомендуется присутствовать потерпевшему мотоциклисту во время проведения восстановительных работ и контролировать ситуацию.

Помимо прочего, наиважнейшим орудием защиты ваших интересов является договор автогражданки. Молодым водителям с небольшим водительским стажем рекомендуем повысить лимит ответственности за счет приобретения договора ДСАГО (дополнительное ОСАГО). Защитите себя от непредвиденных расходов и будьте бдительны на дорогах. Тогда вы сможете выйти из любой ситуации с наименьшими потерями!


Байкеры опять не могут оформить ОСАГО. Страховщики просто не выписывают им полис или требуют оплатить дополнительную страховку. Эксперты объясняют отказы тем, что с мотоциклистов – одни убытки. Как оформить полис на двухколёсный транспорт, разбирался экономический обозреватель "Вестей FM" Павел Анисимов .

В соцсетях – шквал жалоб от байкеров. Страховые компании записали мотоциклистов в убыточную категорию и отказывают в оформлении бумажного полиса. Причины придумывают разные: нет нужного менеджера или бланков для мотоцикла. Некоторые менеджеры прямо говорят: застрахуйте здоровье – и получите ОСАГО. Комментирует мотоэксперт Дмитрий Юдин.

ЮДИН : ДТП с мотоциклистами достаточно много, и страховые недовольны суммой, получаемой за ОСАГО. То же самое было с автомобильными полисами какое-то время назад – региональные отделения страховых компаний отказывались оформлять ОСАГО без дополнительных услуг.

Мы позвонили в страховую компанию с тремя десятками отделений по всей Москве. Оператор отказался сообщить даже примерную стоимость "мотоОСАГО" и перенаправил в загородные офисы.

ОПЕРАТОР : Для оформления данного полиса вы можете обратиться либо на сайт, либо в наши обособленные подразделения – в Зеленограде или Рузе.

КОРР. : Хотя бы примерно скажите, сколько будет стоить?

ОПЕРАТОР : Я даже примерно не смогу подсказать в данном вопросе.

КОРР. : А поближе в Москве ничего нет?

ОПЕРАТОР : К сожалению, нет. У нас занимаются оформлением данных полисов только обособленные подразделения.

Работники страховых компаний не скрывают причины отказа: страховать мотоцикл – невыгодно, говорит байкер и правозащитник Арсений Райский. Мотополис ОСАГО – в несколько раз дешевле страховки на автомобиль. Например, в Москве обычная сезонная страховка на байк стоит около 1 500 рублей. Ремонт после аварии обходится дорого; к тому же владельцы двухколёсного транспорта, в отличие от автомобилистов, могут потребовать возмещения деньгами.

РАЙСКИЙ : В неформальных разговорах страховщики говорят, что невыгодно страховать мотоциклистов. Но мне кажется, это больше стереотип, потому что та же статистика в Москве по ДТП показывает, что в авариях с участием мотоциклов в 60% случаев виноваты не они.

Байкеры на форумах советуют мотобратьям вообще не оформлять полис. Штраф за езду без ОСАГО – 800 рублей, да и то если поймают. Тем более что так ездят около 3 миллионов водителей.

Принципиальные мотоциклисты могут написать жалобу в страховую компанию с требованием заключить договор, напоминает автоюрист Сергей Радько. Страховщик обязан рассмотреть заявление в течение месяца. В случае отказа надо жаловаться в Центробанк. Есть и другой способ: если к "автогражданке" навязывают дополнительные услуги, лучше не спорить и оформить ОСАГО вместе с ними, а потом отказаться от них.

РАДЬКО : Есть так называемый период охлаждения – 10 рабочих дней. То есть можно купить полис ОСАГО и все остальные навязанные услуги, а потом от них отказаться. В этом случае страховщик должен вернуть деньги, от которых вы отказались, а полис ОСАГО будет действовать.

Однако отказаться от них не так уж просто, говорят байкеры. Страховые компании устраивают бумажную волокиту, которая продолжается ровно 10 дней. В Российском союзе страховщиков знают о проблемах мотоциклистов и советуют оформлять полис сразу через Интернет. На сайте любой страховой компании есть личный кабинет, где можно зарегистрироваться и подать заявление. Если и это не получится сделать по каким-то причинам, РСА подберёт страховщика методом случайной выборки.

"Прохождение ТО никак не влияет на основные ДТП"

ИГОРЬ ИВАНОВ: "Наш "хлеб" – это бампер в бампер, стукнулись – разъехались. Это то, что постоянно происходит сплошь и рядом. Наличие и прохождение ТО никак не влияет на наши постоянные и основные ДТП, которые мы оплачиваем".

ТО отвязали от ОСАГО

Техосмотр отвязали от обязательного страхования. Президент подписал соответствующий закон. С конца лета при покупке полиса ОСАГО не нужно будет предъявлять диагностическую карту.

Техосмотр зашёл в тупик

ОСАГО отвязывают от диагностической карты: приобрести полис скоро можно будет без прохождения техосмотра. Для владельцев легковых машин эту процедуру хотят и вовсе сделать добровольной. Следить за состоянием автомобиля каждый будет сам – в меру сил и возможностей. Автомобилисты ликуют: долой фиктивную диагностику и бессмысленные поборы! Но не взлетят ли цены на страховку? Не возрастёт ли количество автохлама? И не станет ли опаснее передвигаться по дорогам, в потоке машин с техническими проблемами?

"Если ОСАГО станет неподъёмным для таксистов, пострадает безопасность пассажиров"

Генпрокуратура проверит страховщиков из-за жалоб таксистов на проблемы с ОСАГО. Водители не могут застраховать машины – сайты компаний выдают всевозможные сбои при оформлении полиса для коммерческих перевозок. При этом, если заявитель указывает, что хочет застраховать автомобиль в личных целях, то у него всё получается. Почему у таксистов возникают проблемы со страховкой? Об этом "Вестям ФМ" рассказал председатель общественного движения "Такси-Форум" Олег Амосов.

Сосульки и дорожные ямы хотят прописать в ОСАГО

Повреждения, полученные из-за сосулек и дорожных ям, могут включить в ОСАГО. В Госдуме предлагают ремонтировать разбитые по вине коммунальщиков машины за счёт автостраховки. Сегодня получить такую компенсацию можно только через суд, и на это уходит много времени. По мнению страховщиков, расширение ОСАГО навредит самим автомобилистам, поскольку страховка серьёзно подорожает.

ДТП без инспектора: как оформить лёгкую аварию с помощью мобильных приложений

Российский союз автостраховщиков разъяснил автовладельцам порядок оформления извещения о ДТП без вызова автоинспектора, то есть - по "европротоколу". Для этого есть два мобильных приложения: "Помощник ОСАГО" и "ДТП. Европротокол". Они во многом дублируют друг друга, и автомобилисты путаются, из-за чего могут не получить выплаты.

Читайте также: